Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

FORMATION OF ORTHOEPIC LITERACY IN THE PROCESS OF TEACHING THE RUSSIAN LANGUAGE

Degteva I.V. 1 Faustova N.A. 1
1 Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation
In modern Russian society the problem of decrease in cultural and speech level of use of Russian is particularly acute. Increase in communicative competence of standard aspect is one of the relevant purposes of teaching Russian. In this regard in a theoretical part of article extremely topical issue of formation of orthoepic literacy in the course of training in Russian is considered. The mistakes connected with the wrong pronouncing words and incorrect statement of an accent are always most obvious and can interfere with adequate perception of oral speech. Development the correct pronunciation skills represents a difficult task as there is a problem of mastering orthoepic norms because in Russian norm, despite stability and stability, assumes ability to development and the variability of pronunciation and an accent appears. In a methodical part of article the set of exercises which can be used not only in classroom work with the teacher, but also in the course of independent work is presented. The tasks based on material of social and political and common-literary lexicon will help pupils to reveal and overcome the most characteristic and widespread orthoepic mistakes.
orthoepy
orthoepic norm
accentology
standard of Russian speech

В настоящее время весьма актуальными и серьезными исследовательскими вопросам по-прежнему являются «состояние русского языка, современное языковое развитие и проблемы снижения уровня культуры речи в российском обществе» [1, с. 43].

Несоблюдение культурно-речевых норм, общее снижение культурно-речевого уровня использования русского языка в средствах массовой информации «отрицательно влияет на повседневную языковую жизнь общества» [1, с. 43]. Как замечает известный современный языковед Ю.Н. Караулов, «единственным противоядием такой тенденции может быть сознательная работа по повышению культуры речи» [2]. В этой связи, на наш взгляд, необходимо стремиться к овладению «элитарным типом речевой культуры», который предполагает владение всеми нормами языка, выполнение этических, коммуникативных норм речи. Речевая культура элитарного типа опирается на общий культурный уровень личности…» [3, с. 15].

Вышеобозначенные проблемы определили цель настоящей статьи: в ней рассматривается вопрос повышения коммуникативной компетенции в нормативном аспекте, в частности формирования орфоэпической грамотности, что является одной из актуальных целей преподавания русского языка, и предлагается комплекс упражнений, способствующий преодолению наиболее характерных и широко распространенных орфоэпических и акцентологических ошибок, регулярно встречающихся в устной речи носителей современного русского литературного языка, занятых в сфере политики, экономики, управления, массовой коммуникации.

Предваряя методическую часть статьи, следует отметить, что приобрести орфоэпические навыки очень сложно в связи с тем, что именно орфоэпия отличается от других разделов русского языка наибольшей подвижностью норм, появлением вариативного произношения, часто возникающей необходимостью обращаться к орфоэпическим словарям. Ошибки в речи, связанные с неправильным произнесением слов и неверной постановкой ударения, всегда наиболее очевидны. К числу таких типовых ошибок, нарушающих произносительные нормы современного русского литературного языка, прежде всего относятся:

– ненормативная постановка ударения в словах-неологизмах, в словах иностранного происхождения, в словах, имеющих сдвиги по месту ударения в своих словоформах;

– ненормативное (по мягкости – твердости), отступающее от норм русского литературного языка, произношение согласных звуков в позиции перед буквой Е в заимствованных словах;

– произношение вместо звука [о] звука [э], объясняемое необязательным употреблением в текстах на современном русском языке буквы «ё»;

– ненормативное произношение гласных и согласных звуков в тех словах, где имеется нестандартное для современного русского литературного языка соотношение звуков и букв;

– ненормативное произношение отдельных групп слов иностранного происхождения;

– ненормативное произношение многочисленных аббревиатур (сокращений).

Система упражнений построена так, чтобы, во-первых, выявить наличие подобных ошибок в языке учащегося и, во-вторых, устранить их. Задания посвящены работе с орфоэпическими и акцентологическими ошибками и основаны на материале как профессиональной общественно-политической, так и общелитературной лексики.

Трудности звукоупотребления

Упражнение 1. Прочитайте, обращая внимание на чтение ударной гласной (Е [Э] или Ё[О]?):

Атлет, афера, бытие, гренадер, двоеженец, жерло, житие, зев, иноплеменный, истекший (год), крестный (ход), недоуменный, несовременный, (кричит как) оглашенный, опека, оседлый, планер, преемник, приведший, ушедший.

Безнадежный, блеклый, белесый, внесший, договоренность, желчный, заключенный, истекший (кровью), крестный (отец), маневры, наемник, никчемный, новорожденный, обговоренная (сделка), оглашенный (приказ), одноименный, осетр, острие, осужденный, платежеспособный, повлекший, свекла, скабрезный, сметка.

Упражнение 2. В приведённых ниже словах найдите и исправьте ошибки. Определите вид ошибки: вставка лишних звуков, перестановка звуков, пропуск звуков, замена звуков (материалы упражнения частично взяты из пособия «Русский язык и культура речи: практикум для студентов юридических вузов» [4, с. 7]).

Комфорка, полувер, юристконсульт, индивидум, инциндент, компроментировать, конфорт, тубарет, черезвычайный, битон, скурпулёзный, черезмерный, флюрография, друшлаг, кепчуп, конкурентноспособный, протвень, грейфрукт, асвальт, подчерк, займ, интригант, беллютень, мукулатура, (страховой) полюс, будующий, прецендент, константировать, переспектива, подскользнуться, дермантин, гребсти, пироженое, кружовник.

Упражнение 3. Прочитайте слова и разделите их на три группы:

Твёрдое произношение согласной перед Е

Мягкое произношения согласной перед Е

Твёрдое или мягкое произношение согласной перед Е

     

 

Индексация, академия, кредо, декларация, интеграция, тезис, бизнес, музей, текст, террорист, сервис, крем, менеджер, компьютер, бартер, агрессия, термин, интеллект, брюнет, декан, конгресс, тенденция, тест, модель, продюсер, декада, демарш, патент, пресса, юриспруденция, компетенция, конфедерация, стратегия, кодекс, тандем, эффект, вексель, бутерброд, шедевр, резюме, аксессуары, шинель, диспансер, агенда.

Трудности постановки ударения

Упражнение 1. Поставьте ударение. Обратите внимание на подвижность ударения:

а) нефте-(трубо-, газо-) провод; провод (проволока); опт – оптом – оптовый – оптовик – оптовики; митинг – митинговый; среды – по средам; двери – за дверями;

б) заполните таблицу по образцу (задание из пособия «Русский язык и культура речи: практикум для студентов юридических вузов» [4, с. 9]):

Им. падеж ед.ч.

Им. падеж мн.ч.

Род. падеж мн.ч.

инженЕр

инженЕры

инженЕров

рЕктор

   

дирЕктор

директорА

директорОв

профЕссор

   

 

Упражнение 2. Расставьте ударения в словах. Объясните значения этих слов, сходных по форме, но различающихся местом ударения.

Образец: призывнОй (возраст) – призЫвный (клич).

Броня – броня;

Бронированный – бронированный;

Занятой – занятый;

Острота – острота;

Домовый – домовой;

Языковая – языковая;

Переходной – переходный;

Переносной – переносный;

Призывной – призывный;

Обходной – обходный;

Переводной – переводный;

Подвижной – подвижный;

Характерный – характерный;

Временной – временный;

Развитой – развитый – развитый.

Запомните: валовОй (доход, продукт), устАвный (капитал).

Упражнение 3. Поставьте ударение. Обратите внимание на место ударения в форме родительного падежа множественного числа:

Ведомость – ведомостей;

Возраст – возрастов;

Местность – местностей;

Новость – новостей;

Область – областей;

Отрасль – отраслей;

Прибыль – прибылей;

Ступень – ступеней (в развитии) – ступеней (в лестнице).

Упражнение 4. Расставьте ударения в существительных, образованных от глаголов:

Отзыв о статье – отзыв из отпуска;

Созывать – созыв;

Договариваться – договор;

Заговор – сговор;

Занять – заём, займа;

Нанять – наём, найма;

Обеспечить – обеспечение;

Сосредоточивать – сосредоточение;

Намереваться – намерение;

Упрочить – упрочение;

Упорядочить – упорядочение.

Упражнение 5. Прочитайте заимствованные нарицательные и собственные имена существительные и расставьте в них ударения:

1. Маркетинг, саммит, пиццерия, диспансер, кулинария, гастрономия, хаос, некролог, каталог, квартал, пуловер, филистер, генезис, феномен, эксперт, мизантроп, филантропия, пиала, сабо, факсимиле, дефис.

2. Афинский Акрополь, столица США г. Вашингтон, Джордж Вашингтон, Авраам Линкольн, столица Колумбии Богота, Флорида, музей-заповедник Кижи, Республика Перу, Шри-Ланка, Ямало-Ненецкий автономный округ.

Упражнение 6. Расставьте ударения в глаголах:

1. Блокировать, национализировать, приватизировать, конструировать, экспортировать, делегировать, маркировать, премировать, нормировать, пломбировать, бомбардировать.

2. Углубить, облегчить, ободрить, подбодрить, обострить, укрепить, упрочить, усугубить, одолжить, вручить, положить, исчерпать, опошлить, уведомить, предвосхитить, принудить.

Упражнение 7. Расставьте ударения в глаголах и кратких страдательных причастиях. Пользуйтесь справкой: в глаголах прошедшего времени в форме женского рода ударение чаще всего падает на окончание (брать – бралА), реже – на основу (класть – клала). В кратких страдательных причастиях прошедшего времени ударение стоит на основе, кроме формы ед.ч. ж.р., в которой оно переносится на окончание (взят – взятА – взЯто – взЯты). В причастиях, оканчивающихся на –бранный, –дранный, –званный, в форме ж.р. ударение падает на основу (сОбрана, изОдрана, отОзвана).

Понять – понял – поняла – поняли;

Прибыть – прибыл – прибыла – прибыли;

Начать – начал – начала – начали;

Начаться – начался – началась – начались;

Дать – дала – дали;

Создать – создал – создала – создали;

Красть – крала – крали.

Созван – созвана – созваны;

Создан – создана – созданы;

Взят – взята – взяты;

Занят – занята – заняты;

Начат – начата – начаты.

(материалы упражнения частично взяты из «Практических заданий по формированию культуры делового общения» [5]).

Упражнение 8. Прочитайте микротексты. Следите за ударением.

1. Сотрудники требуют премирования по итогам квартала.

2. Вам звонит эксперт по вопросу предоставления гражданства.

3. Командование отдало приказ бомбардировать места сосредоточения военной техники.

4. Заседания круглого стола по проблемам вероисповедания проходят по средам.

5. Августовская феерия была намного красивее!

6. Было принято решение об отзыве дипломатов из страны пребывания.

7. Он выразил похвальное намерение углубить языковую подготовку.

8. Асимметрия в области маркетинговых исследований привела к ошибочному управленческому решению.

9. Госдума не приняла законопроект, призванный облегчить положение осужденных.

10. Сегодня послы вручат свои верительные грамоты президенту РФ.

11. Заинтересованные стороны выразили намерение начать переговоры с целью обеспечения безопасности на приграничных территориях.

12. Мне завидно: он приобрёл роскошное бунгало!

13. Каталог знакомит с красивейшими экспонатами выставки.

14. Следует углубить и упрочить экономическое сотрудничество между нашими странами.

15. Для создания предприятия большое значение имеет уставный капитал.

Упражнение 9. Поставьте ударения в словах.

Августовский, апартеид, агенда, апостроф, аристократия;

блага (мн.ч.), блокировать, бомбардировать, буржуазия, бюрократия;

вероисповедание;

генезис;

деспотия, диалог, догмат, договор, договоренность, донельзя;

завидно, заговор, закупорить, звонит, значимость;

избалованный, импичмент, истерия, исчерпать;

каталог, каучук, квартал, кинематография, кладовая, класть – клала, красивее;

маневренный, маркетинг, мастерски, мизерный, мозаичный;

намерение, некролог, новорожденный;

обеспечение, облегчить, обострить, олигархия, опека, оптовый, осведомиться, осужденный, откупорить;

пиццерия, предвосхитить, премировать, приговор, принудить, приобретение, присовокупить, по средам, (вы) правы;

симметрия, соболезнование, созыв, сосредоточение, средства;

толика, тяжба, творог;

феномен, формировать, форум;

ходатайствовать;

эксперт, экспертный.

В заключение можно сделать вывод о том, что данная система упражнений способствует выявлению орфоэпических и акцентологических недостатков и избавлению от них, тем самым позволяя сформировать орфоэпическую грамотность и повысить как коммуникативно-речевую, так и языковую компетенцию учащихся. Комплекс упражнений может быть использован как в аудиторной работе с преподавателем, так и в процессе самостоятельной работы, помогая формированию у учащихся высокого уровня речевой культуры, а также, по словам выдающегося лингвиста современности В.Г. Костомарова, развитию языкового вкуса как категории культуры речи [6, с. 21].