Высшее медицинское образование в современных условиях в нашей стране приобретает значимую роль в воспитании и формировании лидерских качеств у студентов вузов.
Современное общество к выпускникам медицинских университетов предъявляет следующие требования, которым они должны соответствовать, а именно быть компетентными в своей сфере, конкурентоспособными на рынке труда, коммуникативными в общении и, главное, профессионалами. В своей будущей профессии врачу-педиатру ежедневно потребуется самостоятельно принимать решения, брать на себя ответственной за их реализацию и исполнение, работать в коллективе и завоевывать авторитет среди коллег, и достигать успехов в своей профессиональной деятельности. Поэтому, студенты медицинских университетов должны развивать лидерские качества.
С конца 1960-х и начала 1970-х гг. в зарубежной и в отечественной литературе, педагогике и психологии активно изучали понятие «лидерство» и проблему лидерства в социальной среде молодежи [1; 2].
По данным литературы, существуют различные определения понятия «лидер».
Лидер (от англ. leader – ведущий, первый, идущий впереди) – это член группы, обладающий наиболее ценным потенциалом, обеспечивающим ему ведущее влияние в группе [2; 3].
По данным различных источников, в современной психологии наиболее часто встречается определение лидера как члена группы, который выдвигается на роль руководителя в неофициальных условиях, и в конкретной значимой для группы ситуации. Функции лидера заключаются в обеспечении организации совместной деятельности людей для быстрого и успешного достижения общей цели [4].
Лидер – член группы, который в значимых ситуациях способен оказывать существенное влияние на поведение остальных участников [5; 6].
В работах отечественных ученых, А.С. Макаренко, Б.Д. Парыгина, А.П. Егоршина существенное внимание уделяется проблеме лидерства. А.С. Макаренко в своих научных трудах, данную проблему рассматривая в тесной связи с признаками коллектива, прежде всего с целями его деятельности.
Б.Д. Парыгин трактует лидерство как один из процессов организации и управления малой социальной группой, который способствует достижению групповых целей в оптимальные сроки и с оптимальным эффектом.
А.П. Егоршин считает, что лидерство – это способность влиять на группы людей, чтобы побудить их работать для достижения поставленных целей [4].
Лидерство – один из процессов организации и управления малой социальной группой, способствующий достижению групповых целей в оптимальные сроки и с оптимальным эффектом, детерминированный господствующими в обществе социальными отношениями.
По мнению А.Ю. Субботина, лидерство – это особое качество, модель поведения человека или организации, которое обеспечивает передовые позиции [5].
Анализ научной литературы по исследуемой проблеме показал, что психологи, педагоги все еще не пришли к единой концепции понятий «лидер» и «лидерство».
По определению Ф. Фидлера, лидер – это индивид в группе, перед которым поставлена задача руководить и координировать групповую деятельность, или тот, кто в отсутствие назначенного лидера несет основную ответственность за выполнение его работы [2].
В определении, сформулированном Фидлером, мы можем обратить внимание и на качества, которыми должен обладать лидер – совокупность знаний, навыков, умений из разных сфер жизни, позволяющих человеку собирать людей аккумулировать людей вокруг себя, формировать команду и эффективно управлять ею [2].
Сензитивным периодом развития, создающим наиболее благоприятные условия для формирования лидерских качеств в жизни человека, является студенческий возраст.
Студенческий период является центральным периодом преобразования и становления всей системы ценностных ориентаций и мотивации. В период юности молодой человек строит свои профессиональные и жизненные планы. В процессе учебы в медицинском вузе складывается студенческий коллектив, формируется мировоззрение, вырабатываются навыки и умения организационной работы, вырабатывается система работы по выработке профессионально значимых качеств личности. Студенческий возраст – это возраст объединения молодых людей в группы, которые заняты общим видом деятельности получением специального профессионального образования.
Таким образом, в период юности должны формироваться лидерские качества, особенно для будущих педиатров. Студент-медик должен обладать активностью, инициативностью, самостоятельностью и решительностью [5–7].
В.И. Долгова, Н.В. Крыжановская в своих проведенных исследованиях выявили следующие понятия:
1) лидер – это член группы, который признается ею и, используя свои лидерские качества и способности, принимает оптимальное решение для достижения целей группы;
2) лидерство – это процесс реализации влияния лидера группы на ее членов в ходе достижения групповых целей [8].
Лидерские качества студента – это динамическое профессионально-личностное образование, которое формируется в процессе учебы в вузе и содержит следующие компетенции:
1. Личная эффективность – способность реализовать задатки лидера, мобилизовать свой индивидуальный потенциал, самопрезентация.
2. Коммуникативная эффективность – способность строить продуктивные и эмоциональные взаимоотношения, реализовать собственный лидерский потенциал и потенциал других.
3. Управленческая эффективность – способность влиять на других людей, умение ставить цели и определять пути их.
В западных странах с успехом используются на практике социометрические, психометрические тесты и методики, которые направлены на выявление качеств личности лидера, способностей организовывать работу коллектива, способностей управлять работой коллектива. Управление различными социальными группами, общественными организациями и обществом в целом представляет собой важнейшую теоретическую и практическую проблему. Это необходимо для выработки методов эффективного руководства, отбора и формирования лидеров. В этой ситуации лидер играет особую роль в организации деятельности социальной группы [1].
Выстроенная образовательная и воспитательная система ТюмГМУ помогает стать «лидером» и обрести признание.
Таким образом, нами была сформулирована цель исследования: изучение развития лидерских качеств у студентов педиатрического факультета ТюмГМУ.
Реализация цели предопределила решение следующих исследовательских задач:
1. Изучить уровень развития и проявления лидерских качеств у студентов педиатрического факультета ТюмГМУ в процессе обучения.
2. Выяснить степень проявления лидерских качеств у студентов в зависимости от гендерного аспекта и влияния «социальной среды» (в зависимости места проживания: «деревенской» или «городской»).
Материалы и методы исследования
Нами проведено эмпирическое исследование лидерских качеств у студентов на базе Тюменского государственного медицинского университета. Основные методы исследования – анкетирование и авторский опросник «Диагностика лидерских способностей». В исследовании приняли участие 479 студентов первого, третьего и шестого курсов педиатрического факультета, из них юношей – 153 (31,9 %) и девушек – 326 (68,1 %).
Анкета состояла из двух пунктов:
I пункт включал общие сведения о респондентах: пол, курс, место жительства – «социальная среда» («городские жители», «сельские жители»);
II пункт содержал авторский опросник: «Диагностика лидерских способностей» (Е. Жариков, Е. Крушельницкий). Оценка результатов проводилась в соответствии с предложенным ключом и суммой набранных баллов: а) студенты, набравшие до 25 баллов, у них лидерские качества выражены слабо; б) обучающиеся, набравшие от 26 до 35 баллов – средний уровень развития лидерских качеств; в) респонденты, набравшие от 36 до 40 баллов – высокий уровень и г) студенты, набравшие свыше 40 баллов – развита склонность к диктату [9].
Результаты исследования и их обсуждения
Студенчество – социальная группа, которая характеризуется особым общественным поведением и связана со специфическими условиями жизни, труда и быта. Студенческую среду можно рассматривать как показательную для формирования лидерских качеств. Так как у молодых людей в период обучения в вузе могут проявляться новые социальные роли.
В ходе нашего исследования, анализа анкет были получены следующие результаты, которые отражены в таблицах. Из табл. 1, мы наблюдаем недостаточную сформированность лидерских качеств у студентов 1 и 3 курса. К шестому курсу увеличивается доля студентов с высоким уровнем проявления лидерских качеств, что объясняется необходимостью работы в команде, а также возрастающей ответственностью к самостоятельному принятию решений.
Таблица 1
Уровень развития и проявления лидерских качеств у студентов разных курсов педиатрического факультета ТюмГМУ (абс/ %)
Уровень проявления лидерских качеств |
Низкий |
Средний |
Высокий |
Склонность к диктату |
Итого |
|||||
абс |
% |
абс |
% |
абс |
% |
абс |
% |
абс |
% |
|
1 курс |
46 |
9,6 |
78 |
16,3 |
51 |
10,7 |
5 |
1,05 |
180 |
37,6 |
3 курс |
31 |
6,5 |
74 |
15,4 |
71 |
14,8 |
5 |
1,05 |
181 |
37,8 |
6 курс |
2 |
0,4 |
33 |
6,9 |
73 |
15,2 |
10 |
2,1 |
118 |
24,6 |
Всего |
79 |
16,5 |
185 |
38,6 |
195 |
40,7 |
20 |
4,2 |
479 |
100 |
Таблица 2
Проявление лидерских качеств в зависимости от гендерного аспекта (абс/ %)
Уровень проявления лидерских качеств |
Низкий |
Средний |
Высокий |
Склонность к диктату |
Итого |
|||||
абс |
% |
абс |
% |
абс |
% |
абс |
% |
абс |
% |
|
Юноши |
10 |
2,1 |
51 |
10,7 |
83 |
17,3 |
9 |
1,9 |
153 |
31,9 |
Девушки |
69 |
14,4 |
134 |
27,9 |
112 |
23,4 |
11 |
2,3 |
326 |
68,1 |
Всего |
79 |
16,5 |
185 |
38,6 |
195 |
40,7 |
20 |
4,2 |
479 |
100 |
Проявление лидерских качеств в зависимости от «социальной среды» (в %)
Проведенные нами исследования, представленные в табл. 2, показывают, что юноши имеют более высокий уровень сформированности лидерских качеств в сравнении с девушками, что обусловлено психофизиологическими особенностями развития девушек и юношей, разной степенью мотивации.
Данные на рисунке показывают, какая существует зависимость между лидерскими качествами студента и его «социальной средой».
Данные диаграммы доказывают, что студенты, проживающие в городе, обладают ярко выраженными лидерскими качествами, по сравнению со студентами, приехавшими из сельской местности.
На сегодняшний день студенческое сообщество Тюменского государственного медицинского университета динамично развивается. В вузе созданы организации, позволяющие активизировать различные стороны студенческой жизни. При наличии такого многообразия и свободы в действиях увеличиваются возможности каждого студента стать лидером. К таким организациями относятся: профсоюзная организация студентов, студенческий совет университета, студенческие советы общежитий, студенческое научное общество, спортивный клуб, студенческий клуб, редакция газеты «Медик». На педиатрическом факультете с первого курса студентов, приехавших из сельской местности, привлекают для работы в общественные организации для формирования у них лидерских качеств.
В процессе получения высшего медицинского образования студент приобретает основы профессиональной культуры специалиста (в процессе обучения осваивает знания, умения и навыки, полученные при изучении дисциплин своей специальности, общения со специалистами во время учебной и производственной практики).
Основной целью в современном образовании является формирование и развитие человеческого капитала для выпускников медицинских университетов. К основным компетенциям, которыми должен владеть современный специалист, относят следующие умения:
1) «умение выстраивать стратегию и структуру межличностной коммуникации;
2) умение формировать эффективный коллектив; работать в коллективе; участвовать в росте и развитии коллектива;
3) умение быть лидером» [10].
В настоящий момент практическое здравоохранение, в лице основного работодателя, на современном рынке труда формирует разные требования к молодому специалисту – выпускнику медицинского вуза. Для эффективной трудовой деятельности успешного медицинского специалиста, по мнению работодателей, врач, особенно врач-педиатр должен обладать личностными характерологическими качествами: стрессоустойчивостью, коммуникабельностью, активностью и организаторскими способностями, ответственностью, мотивированностью на работу по специальности и профессиональное развитие, готовностью самосовершенствоваться и развиваться всю жизнь, аналитическим мышлением и лидерскими качествами, готовностью самостоятельно принимать решения.
Формирование лидерских способностей для педиатра в своей будущей профессиональной деятельности возможно только в социально-культурной среде медицинского университета. Для этого в медицинском вузе созданы все условия для подготовки уникального специалиста, конкурентоспособного на рынке труда и эффективно функционирующего в рамках профессии: культурные, психологические, социальные и педагогические.
Таким образом, анализ результатов позволяет сформулировать следующие выводы.
Выводы
1. Образовательная среда в медицинском вузе для студентов играет ведущую роль и является условием для развития лидерских качеств.
2. Студенты медицинского вуза обучаются лидерству в процессе профессиональной подготовки в вузе для своего профессионально-личностного образования, с учетом требований современного рынка труда.