Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,399

ANALYSIS OF FORMING LEADER QUALITIES IN MEDICAL UNIVERSITY STUDENTS

Sakharov S.P. 1
1 Tyumen State Medical University of the Ministry of Health of Russia
The author of the article dedicated to the work on the problem of leadership development for students of medical high school. In the article, the author analyzed the literature on the topic under study and presented their results. Analysis of the scientific literature on the research problem showed that not all scientists came to a common opinion in the interpretation of the concepts: «leader» and «leadership». Sensitive for the development of leadership qualities – is the student age. The built educational and pedagogical system of Tyumen State Medical University helps to become a «leader» and gain recognition. The author conducted an empirical study of students of the pediatric faculty of medical school to identify leadership qualities. According to the results of the study, the students were dominated by medium and high qualities of leadership indicators. While studying in a medical university, students of the pediatric faculty attain a sixth year gain leadership qualities, and the proportion of students with a high rate increases. The level of manifestation of leadership qualities among young men is higher than that of girls. It is noted that students living in the city have pronounced leadership qualities in comparison with students who came from rural areas. Thus, the leadership qualities of students are formed, developed and manifested in the learning process in a medical university, which changes the trajectory of professional and personal growth, taking into account the requirements of the modern labor market. So, this is not only a set of personal personality traits, but also features of subject-subject interaction between students. The educational environment in a medical college for students plays a leading role and is a condition for the development of leadership skills.
leader
students
medical school
leadership development

Высшее медицинское образование в современных условиях в нашей стране приобретает значимую роль в воспитании и формировании лидерских качеств у студентов вузов.

Современное общество к выпускникам медицинских университетов предъявляет следующие требования, которым они должны соответствовать, а именно быть компетентными в своей сфере, конкурентоспособными на рынке труда, коммуникативными в общении и, главное, профессионалами. В своей будущей профессии врачу-педиатру ежедневно потребуется самостоятельно принимать решения, брать на себя ответственной за их реализацию и исполнение, работать в коллективе и завоевывать авторитет среди коллег, и достигать успехов в своей профессиональной деятельности. Поэтому, студенты медицинских университетов должны развивать лидерские качества.

С конца 1960-х и начала 1970-х гг. в зарубежной и в отечественной литературе, педагогике и психологии активно изучали понятие «лидерство» и проблему лидерства в социальной среде молодежи [1; 2].

По данным литературы, существуют различные определения понятия «лидер».

Лидер (от англ. leader – ведущий, первый, идущий впереди) – это член группы, обладающий наиболее ценным потенциалом, обеспечивающим ему ведущее влияние в группе [2; 3].

По данным различных источников, в современной психологии наиболее часто встречается определение лидера как члена группы, который выдвигается на роль руководителя в неофициальных условиях, и в конкретной значимой для группы ситуации. Функции лидера заключаются в обеспечении организации совместной деятельности людей для быстрого и успешного достижения общей цели [4].

Лидер – член группы, который в значимых ситуациях способен оказывать существенное влияние на поведение остальных участников [5; 6].

В работах отечественных ученых, А.С. Макаренко, Б.Д. Парыгина, А.П. Егоршина существенное внимание уделяется проблеме лидерства. А.С. Макаренко в своих научных трудах, данную проблему рассматривая в тесной связи с признаками коллектива, прежде всего с целями его деятельности.

Б.Д. Парыгин трактует лидерство как один из процессов организации и управления малой социальной группой, который способствует достижению групповых целей в оптимальные сроки и с оптимальным эффектом.

А.П. Егоршин считает, что лидерство – это способность влиять на группы людей, чтобы побудить их работать для достижения поставленных целей [4].

Лидерство – один из процессов организации и управления малой социальной группой, способствующий достижению групповых целей в оптимальные сроки и с оптимальным эффектом, детерминированный господствующими в обществе социальными отношениями.

По мнению А.Ю. Субботина, лидерство – это особое качество, модель поведения человека или организации, которое обеспечивает передовые позиции [5].

Анализ научной литературы по исследуемой проблеме показал, что психологи, педагоги все еще не пришли к единой концепции понятий «лидер» и «лидерство».

По определению Ф. Фидлера, лидер – это индивид в группе, перед которым поставлена задача руководить и координировать групповую деятельность, или тот, кто в отсутствие назначенного лидера несет основную ответственность за выполнение его работы [2].

В определении, сформулированном Фидлером, мы можем обратить внимание и на качества, которыми должен обладать лидер – совокупность знаний, навыков, умений из разных сфер жизни, позволяющих человеку собирать людей аккумулировать людей вокруг себя, формировать команду и эффективно управлять ею [2].

Сензитивным периодом развития, создающим наиболее благоприятные условия для формирования лидерских качеств в жизни человека, является студенческий возраст.

Студенческий период является центральным периодом преобразования и становления всей системы ценностных ориентаций и мотивации. В период юности молодой человек строит свои профессиональные и жизненные планы. В процессе учебы в медицинском вузе складывается студенческий коллектив, формируется мировоззрение, вырабатываются навыки и умения организационной работы, вырабатывается система работы по выработке профессионально значимых качеств личности. Студенческий возраст – это возраст объединения молодых людей в группы, которые заняты общим видом деятельности получением специального профессионального образования.

Таким образом, в период юности должны формироваться лидерские качества, особенно для будущих педиатров. Студент-медик должен обладать активностью, инициативностью, самостоятельностью и решительностью [5–7].

В.И. Долгова, Н.В. Крыжановская в своих проведенных исследованиях выявили следующие понятия:

1) лидер – это член группы, который признается ею и, используя свои лидерские качества и способности, принимает оптимальное решение для достижения целей группы;

2) лидерство – это процесс реализации влияния лидера группы на ее членов в ходе достижения групповых целей [8].

Лидерские качества студента – это динамическое профессионально-личностное образование, которое формируется в процессе учебы в вузе и содержит следующие компетенции:

1. Личная эффективность – способность реализовать задатки лидера, мобилизовать свой индивидуальный потенциал, самопрезентация.

2. Коммуникативная эффективность – способность строить продуктивные и эмоциональные взаимоотношения, реализовать собственный лидерский потенциал и потенциал других.

3. Управленческая эффективность – способность влиять на других людей, умение ставить цели и определять пути их.

В западных странах с успехом используются на практике социометрические, психометрические тесты и методики, которые направлены на выявление качеств личности лидера, способностей организовывать работу коллектива, способностей управлять работой коллектива. Управление различными социальными группами, общественными организациями и обществом в целом представляет собой важнейшую теоретическую и практическую проблему. Это необходимо для выработки методов эффективного руководства, отбора и формирования лидеров. В этой ситуации лидер играет особую роль в организации деятельности социальной группы [1].

Выстроенная образовательная и воспитательная система ТюмГМУ помогает стать «лидером» и обрести признание.

Таким образом, нами была сформулирована цель исследования: изучение развития лидерских качеств у студентов педиатрического факультета ТюмГМУ.

Реализация цели предопределила решение следующих исследовательских задач:

1. Изучить уровень развития и проявления лидерских качеств у студентов педиатрического факультета ТюмГМУ в процессе обучения.

2. Выяснить степень проявления лидерских качеств у студентов в зависимости от гендерного аспекта и влияния «социальной среды» (в зависимости места проживания: «деревенской» или «городской»).

Материалы и методы исследования

Нами проведено эмпирическое исследование лидерских качеств у студентов на базе Тюменского государственного медицинского университета. Основные методы исследования – анкетирование и авторский опросник «Диагностика лидерских способностей». В исследовании приняли участие 479 студентов первого, третьего и шестого курсов педиатрического факультета, из них юношей – 153 (31,9 %) и девушек – 326 (68,1 %).

Анкета состояла из двух пунктов:

I пункт включал общие сведения о респондентах: пол, курс, место жительства – «социальная среда» («городские жители», «сельские жители»);

II пункт содержал авторский опросник: «Диагностика лидерских способностей» (Е. Жариков, Е. Крушельницкий). Оценка результатов проводилась в соответствии с предложенным ключом и суммой набранных баллов: а) студенты, набравшие до 25 баллов, у них лидерские качества выражены слабо; б) обучающиеся, набравшие от 26 до 35 баллов – средний уровень развития лидерских качеств; в) респонденты, набравшие от 36 до 40 баллов – высокий уровень и г) студенты, набравшие свыше 40 баллов – развита склонность к диктату [9].

Результаты исследования и их обсуждения

Студенчество – социальная группа, которая характеризуется особым общественным поведением и связана со специфическими условиями жизни, труда и быта. Студенческую среду можно рассматривать как показательную для формирования лидерских качеств. Так как у молодых людей в период обучения в вузе могут проявляться новые социальные роли.

В ходе нашего исследования, анализа анкет были получены следующие результаты, которые отражены в таблицах. Из табл. 1, мы наблюдаем недостаточную сформированность лидерских качеств у студентов 1 и 3 курса. К шестому курсу увеличивается доля студентов с высоким уровнем проявления лидерских качеств, что объясняется необходимостью работы в команде, а также возрастающей ответственностью к самостоятельному принятию решений.

Таблица 1

Уровень развития и проявления лидерских качеств у студентов разных курсов педиатрического факультета ТюмГМУ (абс/ %)

Уровень проявления лидерских качеств

Низкий

Средний

Высокий

Склонность

к диктату

Итого

абс

%

абс

%

абс

%

абс

%

абс

%

1 курс

46

9,6

78

16,3

51

10,7

5

1,05

180

37,6

3 курс

31

6,5

74

15,4

71

14,8

5

1,05

181

37,8

6 курс

2

0,4

33

6,9

73

15,2

10

2,1

118

24,6

Всего

79

16,5

185

38,6

195

40,7

20

4,2

479

100

Таблица 2

Проявление лидерских качеств в зависимости от гендерного аспекта (абс/ %)

Уровень проявления лидерских качеств

Низкий

Средний

Высокий

Склонность к диктату

Итого

абс

%

абс

%

абс

%

абс

%

абс

%

Юноши

10

2,1

51

10,7

83

17,3

9

1,9

153

31,9

Девушки

69

14,4

134

27,9

112

23,4

11

2,3

326

68,1

Всего

79

16,5

185

38,6

195

40,7

20

4,2

479

100

sahar1.wmf

Проявление лидерских качеств в зависимости от «социальной среды» (в %)

Проведенные нами исследования, представленные в табл. 2, показывают, что юноши имеют более высокий уровень сформированности лидерских качеств в сравнении с девушками, что обусловлено психофизиологическими особенностями развития девушек и юношей, разной степенью мотивации.

Данные на рисунке показывают, какая существует зависимость между лидерскими качествами студента и его «социальной средой».

Данные диаграммы доказывают, что студенты, проживающие в городе, обладают ярко выраженными лидерскими качествами, по сравнению со студентами, приехавшими из сельской местности.

На сегодняшний день студенческое сообщество Тюменского государственного медицинского университета динамично развивается. В вузе созданы организации, позволяющие активизировать различные стороны студенческой жизни. При наличии такого многообразия и свободы в действиях увеличиваются возможности каждого студента стать лидером. К таким организациями относятся: профсоюзная организация студентов, студенческий совет университета, студенческие советы общежитий, студенческое научное общество, спортивный клуб, студенческий клуб, редакция газеты «Медик». На педиатрическом факультете с первого курса студентов, приехавших из сельской местности, привлекают для работы в общественные организации для формирования у них лидерских качеств.

В процессе получения высшего медицинского образования студент приобретает основы профессиональной культуры специалиста (в процессе обучения осваивает знания, умения и навыки, полученные при изучении дисциплин своей специальности, общения со специалистами во время учебной и производственной практики).

Основной целью в современном образовании является формирование и развитие человеческого капитала для выпускников медицинских университетов. К основным компетенциям, которыми должен владеть современный специалист, относят следующие умения:

1) «умение выстраивать стратегию и структуру межличностной коммуникации;

2) умение формировать эффективный коллектив; работать в коллективе; участвовать в росте и развитии коллектива;

3) умение быть лидером» [10].

В настоящий момент практическое здравоохранение, в лице основного работодателя, на современном рынке труда формирует разные требования к молодому специалисту – выпускнику медицинского вуза. Для эффективной трудовой деятельности успешного медицинского специалиста, по мнению работодателей, врач, особенно врач-педиатр должен обладать личностными характерологическими качествами: стрессоустойчивостью, коммуникабельностью, активностью и организаторскими способностями, ответственностью, мотивированностью на работу по специальности и профессиональное развитие, готовностью самосовершенствоваться и развиваться всю жизнь, аналитическим мышлением и лидерскими качествами, готовностью самостоятельно принимать решения.

Формирование лидерских способностей для педиатра в своей будущей профессиональной деятельности возможно только в социально-культурной среде медицинского университета. Для этого в медицинском вузе созданы все условия для подготовки уникального специалиста, конкурентоспособного на рынке труда и эффективно функционирующего в рамках профессии: культурные, психологические, социальные и педагогические.

Таким образом, анализ результатов позволяет сформулировать следующие выводы.

Выводы

1. Образовательная среда в медицинском вузе для студентов играет ведущую роль и является условием для развития лидерских качеств.

2. Студенты медицинского вуза обучаются лидерству в процессе профессиональной подготовки в вузе для своего профессионально-личностного образования, с учетом требований современного рынка труда.