Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ACTIVITY APPROACH IN THE FORMATION OF PERSONALITY UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS

Tulenkova L.A. 1
1 South Ural State Humanitarian Pedagogical University
This scientific article is devoted to the questions concerning the analysis of concepts «activity» and «activity approach» in philosophical, psychological and pedagogical aspects. The analysis of scientific literature carried out by the author allowed to stop on definition of concept «activity approach» through some action which is directed on formation of the personality. In philosophy, the concept of «activity» is interpreted through a specific human consciously-regulated purposeful activity of the individual to achieve the goals that contribute to the development of social experience, change both the world and himself. On the basis of domestic psychological doctrines definition of «activity» the point of view of the form of the active relation of the person to reality which in turn is directed on achievement of consciously set goals is analyzed. Having examined the pedagogical sources, the author analyzes the role of the activity approach in the educational process. The article deals with modern pedagogical research in the field of application of the active approach to the formation of personality and personal universal educational actions, identified a number of basic characteristics in the definition of these concepts. This article will be of interest to specialists in the education system, researchers in this topic, teachers and students of pedagogical universe.
universal learning activities
activity approach
education
formation
activity
personal universal learning activities

На сегодняшний день традиционный подход в обучении, а именно, трансляция знаний от учителя к ученику, не соответствует современному темпу жизни и темпу накапливания знаний. На его смену приходит новая парадигма образования, использует новые подходы и технологии. Согласно новому Федеральному государственному образовательному стандарту основанием для формирования универсальных учебных действий служит деятельностный подход. Согласно предоставленному подходу цель образования изменяется с усвоением знаний на активное приобретение их путем вовлечения в деятельность по их добыванию. Деятельностный подход ставит перед собой цель развития личностных универсальных учебных действий.

Согласно вышесказанному, цель исследования: научное обоснование применения деятельностного подхода в процессе формирования личностных универсальных учебных действий.

Разработка деятельностного подхода восходит к 20 в. благодаря таким учеными, как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин и В.В. Давыдов. В его основе лежит определение «деятельность», введенное С.Л. Рубинштейном. Согласно многим ученым, базовая человеческая деятельность – это труд, который равным образом представляется как главный фактор в формировании физических, духовных качеств. В рамках социально-исторического развития из физического труда возникает умственный труд.

В философской науке понятие «деятельности» имеет двойственную цель: в одном случае, мировоззренческого, объяснительного принципа, в другом – методологического основания ряда социальных наук, в которых деятельность является предметом изучения.

Рассмотрим некоторые определения деятельности через процесс овладевания новыми знаниями:

1) как совместная творческая, самостоятельная деятельность между субъектами (П.А. Флоренский и др.);

2) как специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, изменяет и преобразует окружающий мир при помощи усвоенных форм культуры (Э.Г. Юдин, Л.П. Буева, А.И. Лойко). Индивид изменяет окружающий мир, так и деятельность по изменению этого окружающего мира оказывает влияние на индивида;

3) как принцип объяснения человеческого бытия (Г.С. Батищев, О.Г. Дробницкий и Э.Г. Юдин);

4) как основание и принцип всей культуры (И. Кант, И. Г. Фихте);

5) как всепроникающая характеристика абсолютного духа, порождаемая имманентной потребностью последнего в самоизменении (Г. Гегель) [1].

Проанализировав вышеупомянутые определения, мы пришли к выводу о том, что если в начале рассмотрения понятия «деятельность» трактуется через определенный способ отношения к миру, при помощи которого и объясняется человеческое бытие, то в XIX–XX в. представляет из собя специфическую человеческую осознанно регулируемую целеустремленную активность индивида по достижению поставленных целей, которые способствуют освоению общественного опыта, изменению как окружающего мира, так и самого себя.

В отечественной психологии и педагогике «деятельность» анализировалась с точки зрения формы активного отношения человека к действительности, которая направлена на достижение сознательно поставленных целей. Так, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев определяют деятельность через совместную сознательную и целенаправленную деятельность между субъектами, творческой и самостоятельной по формированию как окружающих объектов, так и характера, и психики людей. Деятельность определяется как главный источник культуры и цивилизации. Л.С. Выготский анализировал деятельность через культурное поведение, которое невозможно без изготовления и использования орудий [2].

Деятельность легла в основу деятельностного подхода, разрабатываемого такими учеными, как А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов, А.В. Брушлинский, К.А. Абульхановая-Славская и др. Так, в отечественной психологической и педагогической науках разработана деятельностная парадигма образования, которая заключается:

1) в развитии личности обучающегося, при помощи изучения универсальных способов познания и освоения мира;

2) процессе обучения – это и процесс усвоения системы знаний, умений или навыков, и процесс обретения духовно-нравственного опыта и социальной компетентности.

Деятельностный подход анализируется через систему теоретико-методологических и конкретно-эмпирических исследований, содержащих в себе процесс формирования и развития психики и сознания в различных формах деятельности индивида. Обучение происходит через выполнение некоторой деятельности по разрешению каких-либо проблем через обучение мысли и действию в свободной творческой работе и сотрудничестве с учетом интересов учащихся (Д. Дьюи). Такого же мнения поддерживается и А. Дистервег, подчеркивая, что знания не должны предоставляться в готовом виде, обучающиеся находят, открывают их [3].

Деятельностный подход является личностно-деятельностным подходом, так как он реализуется при учитывании жизненных планов, ценностных ориентиров, как и других характеристик отдельных обучающихся. В связи с этим, выделяются две составляющих деятельностного подхода: личностный и деятельностный. В условиях деятельностного подхода человек, личность выступает как активное творческое начало, так как только через взаимодействие с миром, обучающийся учится творить себя. Согласно ученым, только посредством деятельности человек становится самим собой, саморазвиваются и самоактуализируются его личностные мотивы, цели, потребности [4]. Рассмотрим важные теоретические обоснования характеристик деятельности через личность (таблица).

Развивая идеи деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн), ученые трактовали определение «личность» через деятельность: личностью не рождаются, ей становятся посредствам деятельностей, представленных иерархией отношений, которые невозможны без воздействия общества. Обратимся далее к обзору современных педагогических исследований в области деятельностного подхода в формировании личностных универсальных учебных действий. Ученые (Н. Чуракова, К.И. Растямовна, И.Ю. Шбарина и др) подчеркивают, что использование деятельностного подхода важно из-за внедрения ФГОС, разрабатываемого и применяемого еще в отечественном образовании, становясь парадигмой для образовательного процесса на современном этапе. Процесс обучения представляет самостоятельную деятельность с целью открытия и получения нового знания. Благодаря самостоятельной деятельности обучающихся формируется личность, способная к саморазвитию и самореализации.

Сегодня в содержание обучения иностранному языку включены все компоненты иноязычной коммуникативной компетенции (Н.В. Лактина): формирование и развитие лингвистических навыков (фонетики, лексики и грамматики), устной и письменной речи. Поэтому деятельностный подход является основополагающим подходом при обучении дисциплине «иностранный язык». Доказательством этому служит, во-первых, то, что цель изучения иностранного языка – формирование мировоззрения о культуре других стран через язык посредством различной деятельности, как самостоятельной, так и при помощи учителя; во-вторых, иностранный язык является средством для коммуникации в различных ситуациях, но только после деятельности по овладевании различными средствами восприятия, выражения мыслей [5].

Основываясь на вышеизложенном, мы сделали вывод о том, что содержание и цели обучения иностранному языку содержат в себе принципы деятельностного подхода, выявляя специфические особенности в организации обучения иностранного языка.

Используя деятельностный подход (Э.Р. Абселямова), перед преподавателем ставится цель – научить обучающихся самостоятельно приобретать через самостоятельную деятельность знания на основе имеющихся умений и навыков, а именно, формированию универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных и личностных. Применяются различные приемы и методы коммуникативного, проблемного и личностно-ориентированного обучения. Методы и примеры из педагогической практики автора:

1) прием «Имитационной игры»

  • «Sorry, I’m lost»

Постановка проблемы: вы – турист, и вы потерялись в городе. Вам нужно найти свой отель/магазин/автостанцию/другое место по желанию обучающегося. Распределение ролей: некоторые обучающиеся – туристы, которые потерялись в городе; остальные – полицейский, прохожий, продавец в магазине.

Далее происходит анализ затруднений, разрешение поставленной проблемы, а именно произведен диалог/беседа; происходит выявление значимости разрешение данной проблемы для ситуаций в жизни.

  • «I want to buy a ticket»

Постановка проблемы: вы – турист, вам нужно купить билет на поезд/автобус в другой город/на другой конец города. Распределение ролей: некоторые обучающиеся – туристы, которые потерялись в городе; остальные – продавцы в кассах.

Далее происходит анализ затруднений, разрешение поставленной проблемы, а именно, произведен диалог/беседа; происходит выявление значимости разрешение данной проблемы для ситуаций в жизни.

2) прием «Исполнение ролей»

«Tell me, please, about your country/city»

Постановка проблемы: кто-то из обучающихся американец/британец/шотландец. Они рассказывают про свою страну/город, остальные их расспрашивают.

Далее происходит анализ затруднений, разрешение поставленной проблемы, а именно, произведен диалог/беседа; происходит выявление значимости разрешение данной проблемы для ситуаций в жизни.

Теоретические обоснования характеристик деятельности через личность

Характеристика

Объяснение

Деятельность субъектна

не бывает бессубъектной деятельности, может принадлежать только человеку

Деятельность осуществляется в условиях совместной деятельности субъектов

выделены субъекты деятельности и совместная деятельность

Деятельность предполагает взаимодействие субъекта с объектом

всегда предметна, реальна, содержательна.

Деятельность сознательна и целенаправленна

всегда имеет цели и задачи

 

3) прием «Деловой театр»

  • «I want to buy a tour»

Постановка проблемы: туристы должны купить путевку, а турфирма должна подобрать турпакет. Обучающиеся разделяются на 2 группы со следующими ролями: туристы и работники турфирмы.

Дальше вместе с обучающимися производится анализ затруднений (лексика, грамматика, знания о стране, турфирмах, правила этикета и тд.). Далее переходим к разрешению поставленной проблемы, а именно составления текста/диалога между группами. Далее мы проводим рефлексию и выявляем значимость разрешения данной проблемы для жизненных ситуаций в будущем.

  • «What I need for travelling?»

Постановка проблемы: вы собираетесь в поездку, и вам нужно решить, что вам туда необходимо взять. Обучающиеся разделяются по ролям: друзья/родители/работники турфирмы. Туристам необходимо узнать, какие вещи нужно/можно/нельзя брать с собой в поездку.

Дальше вместе с обучающимися производится анализ затруднений (лексика, грамматика, знания о стране, визовый режим, правила этикета и т.д.). Далее переходим к разрешению поставленной проблемы, а именно составлению текста/диалога между группами. Далее мы проводим рефлексию и выявляем значимость разрешения данной проблемы для жизненных ситуаций в будущем.

4) технология проблемной ситуации

  • Перед обучающимися ставится вопрос: «Is Great Britain and England the same?»

Дальше вместе с обучающимися произвожу анализ. Обучающиеся должны ответить на этот вопрос с помощью карты/имеющихся знаний. Далее переходим к разрешению поставленной проблемы. Далее мы проводим рефлексию и выявляем значимость разрешения данной проблемы для жизненных ситуаций в будущем

  • Перед обучающимися ставится вопрос: «Travel, trip, voyage, cruise – what difference?»

Дальше вместе с обучающимися произвожу анализ. Обучающиеся должны ответить на этот вопрос с помощью карты/имеющихся знаний. Далее переходим к разрешению поставленной проблемы. Далее мы проводим рефлексию и выявляем значимость разрешения данной проблемы для жизненных ситуаций в будущем

Проанализировав все вышеизложенное, мы пришли к выводу о том, что деятельностный подход организует учебно-познавательную деятельность таким образом, что обучающиеся – активные участники образовательного процесса. Цель и задачи образования заключаются в самоопределении обучающихся в жизни, в дальнейшей профессии, поэтому ученик должен научиться самостоятельному нахождению знаний, с помощью которых решается возникающая проблема. Посредством этого раскрывается индивидуальность и уникальность личности обучающегося.