На сегодняшний день традиционный подход в обучении, а именно, трансляция знаний от учителя к ученику, не соответствует современному темпу жизни и темпу накапливания знаний. На его смену приходит новая парадигма образования, использует новые подходы и технологии. Согласно новому Федеральному государственному образовательному стандарту основанием для формирования универсальных учебных действий служит деятельностный подход. Согласно предоставленному подходу цель образования изменяется с усвоением знаний на активное приобретение их путем вовлечения в деятельность по их добыванию. Деятельностный подход ставит перед собой цель развития личностных универсальных учебных действий.
Согласно вышесказанному, цель исследования: научное обоснование применения деятельностного подхода в процессе формирования личностных универсальных учебных действий.
Разработка деятельностного подхода восходит к 20 в. благодаря таким учеными, как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин и В.В. Давыдов. В его основе лежит определение «деятельность», введенное С.Л. Рубинштейном. Согласно многим ученым, базовая человеческая деятельность – это труд, который равным образом представляется как главный фактор в формировании физических, духовных качеств. В рамках социально-исторического развития из физического труда возникает умственный труд.
В философской науке понятие «деятельности» имеет двойственную цель: в одном случае, мировоззренческого, объяснительного принципа, в другом – методологического основания ряда социальных наук, в которых деятельность является предметом изучения.
Рассмотрим некоторые определения деятельности через процесс овладевания новыми знаниями:
1) как совместная творческая, самостоятельная деятельность между субъектами (П.А. Флоренский и др.);
2) как специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, изменяет и преобразует окружающий мир при помощи усвоенных форм культуры (Э.Г. Юдин, Л.П. Буева, А.И. Лойко). Индивид изменяет окружающий мир, так и деятельность по изменению этого окружающего мира оказывает влияние на индивида;
3) как принцип объяснения человеческого бытия (Г.С. Батищев, О.Г. Дробницкий и Э.Г. Юдин);
4) как основание и принцип всей культуры (И. Кант, И. Г. Фихте);
5) как всепроникающая характеристика абсолютного духа, порождаемая имманентной потребностью последнего в самоизменении (Г. Гегель) [1].
Проанализировав вышеупомянутые определения, мы пришли к выводу о том, что если в начале рассмотрения понятия «деятельность» трактуется через определенный способ отношения к миру, при помощи которого и объясняется человеческое бытие, то в XIX–XX в. представляет из собя специфическую человеческую осознанно регулируемую целеустремленную активность индивида по достижению поставленных целей, которые способствуют освоению общественного опыта, изменению как окружающего мира, так и самого себя.
В отечественной психологии и педагогике «деятельность» анализировалась с точки зрения формы активного отношения человека к действительности, которая направлена на достижение сознательно поставленных целей. Так, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев определяют деятельность через совместную сознательную и целенаправленную деятельность между субъектами, творческой и самостоятельной по формированию как окружающих объектов, так и характера, и психики людей. Деятельность определяется как главный источник культуры и цивилизации. Л.С. Выготский анализировал деятельность через культурное поведение, которое невозможно без изготовления и использования орудий [2].
Деятельность легла в основу деятельностного подхода, разрабатываемого такими учеными, как А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов, А.В. Брушлинский, К.А. Абульхановая-Славская и др. Так, в отечественной психологической и педагогической науках разработана деятельностная парадигма образования, которая заключается:
1) в развитии личности обучающегося, при помощи изучения универсальных способов познания и освоения мира;
2) процессе обучения – это и процесс усвоения системы знаний, умений или навыков, и процесс обретения духовно-нравственного опыта и социальной компетентности.
Деятельностный подход анализируется через систему теоретико-методологических и конкретно-эмпирических исследований, содержащих в себе процесс формирования и развития психики и сознания в различных формах деятельности индивида. Обучение происходит через выполнение некоторой деятельности по разрешению каких-либо проблем через обучение мысли и действию в свободной творческой работе и сотрудничестве с учетом интересов учащихся (Д. Дьюи). Такого же мнения поддерживается и А. Дистервег, подчеркивая, что знания не должны предоставляться в готовом виде, обучающиеся находят, открывают их [3].
Деятельностный подход является личностно-деятельностным подходом, так как он реализуется при учитывании жизненных планов, ценностных ориентиров, как и других характеристик отдельных обучающихся. В связи с этим, выделяются две составляющих деятельностного подхода: личностный и деятельностный. В условиях деятельностного подхода человек, личность выступает как активное творческое начало, так как только через взаимодействие с миром, обучающийся учится творить себя. Согласно ученым, только посредством деятельности человек становится самим собой, саморазвиваются и самоактуализируются его личностные мотивы, цели, потребности [4]. Рассмотрим важные теоретические обоснования характеристик деятельности через личность (таблица).
Развивая идеи деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн), ученые трактовали определение «личность» через деятельность: личностью не рождаются, ей становятся посредствам деятельностей, представленных иерархией отношений, которые невозможны без воздействия общества. Обратимся далее к обзору современных педагогических исследований в области деятельностного подхода в формировании личностных универсальных учебных действий. Ученые (Н. Чуракова, К.И. Растямовна, И.Ю. Шбарина и др) подчеркивают, что использование деятельностного подхода важно из-за внедрения ФГОС, разрабатываемого и применяемого еще в отечественном образовании, становясь парадигмой для образовательного процесса на современном этапе. Процесс обучения представляет самостоятельную деятельность с целью открытия и получения нового знания. Благодаря самостоятельной деятельности обучающихся формируется личность, способная к саморазвитию и самореализации.
Сегодня в содержание обучения иностранному языку включены все компоненты иноязычной коммуникативной компетенции (Н.В. Лактина): формирование и развитие лингвистических навыков (фонетики, лексики и грамматики), устной и письменной речи. Поэтому деятельностный подход является основополагающим подходом при обучении дисциплине «иностранный язык». Доказательством этому служит, во-первых, то, что цель изучения иностранного языка – формирование мировоззрения о культуре других стран через язык посредством различной деятельности, как самостоятельной, так и при помощи учителя; во-вторых, иностранный язык является средством для коммуникации в различных ситуациях, но только после деятельности по овладевании различными средствами восприятия, выражения мыслей [5].
Основываясь на вышеизложенном, мы сделали вывод о том, что содержание и цели обучения иностранному языку содержат в себе принципы деятельностного подхода, выявляя специфические особенности в организации обучения иностранного языка.
Используя деятельностный подход (Э.Р. Абселямова), перед преподавателем ставится цель – научить обучающихся самостоятельно приобретать через самостоятельную деятельность знания на основе имеющихся умений и навыков, а именно, формированию универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных и личностных. Применяются различные приемы и методы коммуникативного, проблемного и личностно-ориентированного обучения. Методы и примеры из педагогической практики автора:
1) прием «Имитационной игры»
- «Sorry, I’m lost»
Постановка проблемы: вы – турист, и вы потерялись в городе. Вам нужно найти свой отель/магазин/автостанцию/другое место по желанию обучающегося. Распределение ролей: некоторые обучающиеся – туристы, которые потерялись в городе; остальные – полицейский, прохожий, продавец в магазине.
Далее происходит анализ затруднений, разрешение поставленной проблемы, а именно произведен диалог/беседа; происходит выявление значимости разрешение данной проблемы для ситуаций в жизни.
- «I want to buy a ticket»
Постановка проблемы: вы – турист, вам нужно купить билет на поезд/автобус в другой город/на другой конец города. Распределение ролей: некоторые обучающиеся – туристы, которые потерялись в городе; остальные – продавцы в кассах.
Далее происходит анализ затруднений, разрешение поставленной проблемы, а именно, произведен диалог/беседа; происходит выявление значимости разрешение данной проблемы для ситуаций в жизни.
2) прием «Исполнение ролей»
«Tell me, please, about your country/city»
Постановка проблемы: кто-то из обучающихся американец/британец/шотландец. Они рассказывают про свою страну/город, остальные их расспрашивают.
Далее происходит анализ затруднений, разрешение поставленной проблемы, а именно, произведен диалог/беседа; происходит выявление значимости разрешение данной проблемы для ситуаций в жизни.
Теоретические обоснования характеристик деятельности через личность
Характеристика |
Объяснение |
Деятельность субъектна |
не бывает бессубъектной деятельности, может принадлежать только человеку |
Деятельность осуществляется в условиях совместной деятельности субъектов |
выделены субъекты деятельности и совместная деятельность |
Деятельность предполагает взаимодействие субъекта с объектом |
всегда предметна, реальна, содержательна. |
Деятельность сознательна и целенаправленна |
всегда имеет цели и задачи |
3) прием «Деловой театр»
- «I want to buy a tour»
Постановка проблемы: туристы должны купить путевку, а турфирма должна подобрать турпакет. Обучающиеся разделяются на 2 группы со следующими ролями: туристы и работники турфирмы.
Дальше вместе с обучающимися производится анализ затруднений (лексика, грамматика, знания о стране, турфирмах, правила этикета и тд.). Далее переходим к разрешению поставленной проблемы, а именно составления текста/диалога между группами. Далее мы проводим рефлексию и выявляем значимость разрешения данной проблемы для жизненных ситуаций в будущем.
- «What I need for travelling?»
Постановка проблемы: вы собираетесь в поездку, и вам нужно решить, что вам туда необходимо взять. Обучающиеся разделяются по ролям: друзья/родители/работники турфирмы. Туристам необходимо узнать, какие вещи нужно/можно/нельзя брать с собой в поездку.
Дальше вместе с обучающимися производится анализ затруднений (лексика, грамматика, знания о стране, визовый режим, правила этикета и т.д.). Далее переходим к разрешению поставленной проблемы, а именно составлению текста/диалога между группами. Далее мы проводим рефлексию и выявляем значимость разрешения данной проблемы для жизненных ситуаций в будущем.
4) технология проблемной ситуации
- Перед обучающимися ставится вопрос: «Is Great Britain and England the same?»
Дальше вместе с обучающимися произвожу анализ. Обучающиеся должны ответить на этот вопрос с помощью карты/имеющихся знаний. Далее переходим к разрешению поставленной проблемы. Далее мы проводим рефлексию и выявляем значимость разрешения данной проблемы для жизненных ситуаций в будущем
- Перед обучающимися ставится вопрос: «Travel, trip, voyage, cruise – what difference?»
Дальше вместе с обучающимися произвожу анализ. Обучающиеся должны ответить на этот вопрос с помощью карты/имеющихся знаний. Далее переходим к разрешению поставленной проблемы. Далее мы проводим рефлексию и выявляем значимость разрешения данной проблемы для жизненных ситуаций в будущем
Проанализировав все вышеизложенное, мы пришли к выводу о том, что деятельностный подход организует учебно-познавательную деятельность таким образом, что обучающиеся – активные участники образовательного процесса. Цель и задачи образования заключаются в самоопределении обучающихся в жизни, в дальнейшей профессии, поэтому ученик должен научиться самостоятельному нахождению знаний, с помощью которых решается возникающая проблема. Посредством этого раскрывается индивидуальность и уникальность личности обучающегося.