Есть актуальные исследования, изучающие внешние и внутренние факторы, которые оказывают влияние на успешность обучения студентов в вузе. Это интерес к медицинской профессии, адаптации к учебному процессу и др. Тревожность считается одним из распространённых эмоциональных нарушений и встречается у 30 % людей юношеского и молодого возраста. Это проблема современного мира. Выяснение актуальности такого феномена, как «тревожность», в нашем вузе позволит судить о необходимости разработки программы психолого-педагогического сопровождения студентов-медиков. Мы считаем, что разработка этой программы в дальнейшем позволит повысить качество обучения студентов-медиков и улучшит их адаптацию.
Тревожность в юношеском возрасте на сегодня недостаточно изучена, и её проявления могут негативно сказаться на качестве обучения выпускников, их адаптации к учебному процессу. В этой связи мы и обратились к этой теме.
Цель исследования: анализ литературных источников на предмет влияния тревожности в юношеском возрасте на адаптацию в социальной среде и в вузе в частности, а также встречаемость тревожности в современном медицинском вузе.
Данная цель в дальнейшем позволит обосновать актуальность психолого-педагогического сопровождения студентов, показывающих высокий уровень личностной тревожности. Тем самым мы сможем повысить адаптацию студента-медика к учебной среде вуза и улучшить формирование у него профессиональных навыков.
Материалы и методы исследования: теоретические методы: обзор мировой современной литературы, обобщение.
Довольно широко распространённый психологический феномен нашего времени – тревожность – частый симптом неврозов, a также пусковой механизм расстройств эмоциональной сферы личности, что приводит человека в состояние повышенного беспокойства в специфических ситуациях в социальной среде.
Иногда в литературе смешиваются понятия тревога и тревожность, но нужно помнить, что они абсолютно разные. Тревога – это временное проявление беспокойства, волнения. Однако эти не продолжительные по времени проявления тревоги способны переходить в длительное и устойчивое состояние, которое мы называем в профессиональной литературе «тревожность».
Так же необходимо различать понятия «тревожность» и «страх». Психологический словарь определяет тревожность, как индивидуальную психологическую склонность, которая проявляется повышенным беспокойством в различных жизненных ситуациях [1].
«Страх» понимается как внутреннее состояние перед реальной или мнимой угрозой.
Р.С. Немов тревожность определял как постоянное или ситуативное свойство человека переходить в состояние чрезмерного беспокойства, испытывать страх и тревогу в определенных жизненных ситуациях.
По мнению А.М. Прихожан, «тревожность – это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, предчувствием грозящей опасности, обозначает тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивую черту личности» [2, с. 13].
У отечественных учёных мы находим объяснения склонности к тревоге со стороны функциональных особенностей свойств нервной системы. И.П. Павлов обнаружил, что меньше всего подвержены срывам животные с сильным уравновешенным типом с хорошей подвижностью, нервным срывам под действием внешних раздражителей подвержен слабый тип и возбудимый тип [3].
В психологию понимание тревожности было внесено психоаналитиками. Основоположник психоанализа, З. Фрейд выделил тревоги такие, как реалистичная, невротическая и моральная. Он выразил мнение, что тревога служит сигналом, который говорит «Эго» о приближающейся опасности, исходящей от интенсивных импульсов. В ответ на это «Эго» включает защитные механизмы: вытеснение, проекцию, замещение, рационализацию и др. И что важно, защитные механизмы активируются несознательно и искажают восприятие реальности человека [4].
Изучением тревожности занимались и неофрейдисты, и прежде всего К. Хорни. К. Хорни писала о том, что главенствующие источники тревоги и беспокойства личности происходят не из-за конфликтов между влечением и запретом социума, а происходят в результате нерациональных отношений человека [5].
Например, Э. Фромм к пониманию тревожности подходит с позиции исторического развития общества.
Тревожность, как личностная часть, может выполнять мотивирующую функцию в поведении и этапах развития личности студента, она подменяет собой действия по другим мотивам и потребностям. Невротик, таким образом, находится в фантомной мире, подлинная реальность жизни становится недоступной, и она представляется ему болезненной и травмирующей.
Ч. Спилбергер выделял два типа тревожности: личностная (черта личности) и ситуативная (реактивная). И если ситуативная тревожность проявляется кратковременной реакцией на определённую ситуацию, реально угрожающую человеку, то при личностной тревожности совершенно безопасные обстоятельства расцениваются, как содержащих угрозу.
Причинами, лежащими в основе тревожности, могут быть: свойства нервной и эндокринной систем, ослабление процессов торможения в нервной системе, индивидуальные свойства темперамента и др. А так же в основе может лежать неоднократное повторение определенных ситуаций [5].
Пусковыми механизмами тревожности можно считать:
– внутриличностную конфликтную ситуацию между двумя противоречащими друг другу стремлениями, когда у ребенка недостаточно развитая самооценка, наличие чрезмерной ответственности к учебному процессу – что является индивидуальными особенностями личности;
– неадаптивное поведение в социальной среде: социальное неблагополуче ребенка, конфликты.
На физиологическом уровне тревожность характеризуется:
– частым пульсом и частым дыханием;
– повышенным нервно-мышечным напряжением;
– тошнотой, головокружением;
– повышенным потоотделением;
– часто слабостью.
Анализ научных исследований по проблеме тревожности позволил выявить ряд отрицательных моментов в отношении высокого уровня личностной тревожности. Первое, человек с высоким уровнем тревожности видит мир вокруг как враждебный, опасный. Второе, доказано, что высокий уровень тревожности отрицательно сказывается на профессиональной деятельности и адаптации в социальной среде. B-третьих, если при низком уровне тревожности испытуемые сохраняют уверенность в себе, у них отсутствует нервозность, а в случае ошибок в труде они адекватно относятся к критике и стремятся исправить ошибки, юноши с высоким уровнем тревожности проявляют раздражение, нетерпеливость. В-четвёртых, причиной агрессии в обществе может явиться тревожность [3, 4].
Изучение тревожности и её причин среди подростков и юношей актуально и по сей день, и вместе с тем это наиболее спорная тема. Так, А.М. Прихожан писала: «Подростки тревожатся по поводу своей внешности, по поводу проблем в школе, взаимоотношений с родителями, учителями, сверстниками. И непонимание со стороны взрослых только усиливает неприятные ощущения» [2, с. 48].
Особенности юношеского возраста в психологическом аспекте
Л.С. Выготский обращал внимание на то, что личная нестабильность способна рождать противоречивые желания и поступки. Это значит, что подростки и юноши всё больше стараются быть похожими на сверстников и при этом выделиться среди них; они всегда хотят заслужить уважение, но бравируют недостатками; ожидают верности, но при этом сами меняют друзей.
Центральными психологическими новообразованиями юношеского возраста являются профессиональное самоопределение и мировоззрение. Выбор профессии и специализированного образовательного учреждения дифференцирует дальнейшие жизненные пути девушек и юношей [4, 6, 7].
Для юношеского и подросткового возраста характерно развитие акцентуаций характера. Сами акцентуации характера являются сложной психологической и медицинской проблемой. Акцентуации можно расценивать как чрезмерную интенсивность (или усиление) индивидуальных черт человеческой натуры. Акцентуации характера являются крайними вариантами нормы, при этом отдельные черты характера подростков и юношей чрезмерно усилены. Немало сегодня юношей и девушек имеют аномальные проявления характера, что, отражается на их поведении, социальной адаптации, успехах в учебной деятельности Выраженность акцентуации характера варьирует от едва заметной до крайних вариантов, когда необходимо думать, нет ли у человека психопатии. Немецкий психиатр К. Леонгард говорил, что у 20–40 % людей имеются столь заостренные черты характера, что при определенных обстоятельствах это приводит к однотипным конфликтам и нервным срывам [5, 6, 8].
Акцентуации характера – особенности характера, отмечаемые с рождения. Акцентуации характера играют важную роль в реагировании личности в стрессовой ситуации. А юношей-студентов и врачей в профессиональной его деятельности стрессовые ситуации сопровождают повсеместно [6, 9].
Исследование тревожности в медицинских вузах
Врач, в силу своей профессиональной специфики, должен работать и принимать решения в необычных условиях: на него возлагается моральная ответственность за здоровье и жизнь пациента. Медицинская школа требует от студента не только накопить комплекс профессиональных знаний и умений, но и соответствовать профессиональным требованиям [10].
Качества, препятствующие эффективной профессиональной деятельности медицинского работника: низкая личная ответственность, отсутствие коммуникабельности, которая является важнейшим качеством медицинского работника; отсутствие этики; эгоистическое отношение к ближнему и отсутствие сострадания, отсутствие эмпатии; вспыльчивость; жестокость; отсутствие гибкости и адаптивности; нежелание учиться; низкий интеллект.
В процессе личного своего профессионального становления при обучении в вузе студент-медик переживает кризис: происходит перестройка смысловых структур профессионального сознания, ему нужно переориентироваться на новые цели, изменяются социально-профессиональные позиции. И если у юношей нет личностных качеств, отвечающих требованиям профессии, то студент будет испытывать тревожность, с развитием в дальнейшем страха, фобий, депрессии, акцентуации характера приобретут патологические черты [11].
При обучении в медицинском вузе на студента воздействуют негативные «специфические» факторы: это и большой объем нового и требующего высокого интеллекта материала, высокий уровень требований со стороны преподавателей, большое погружение в образовательный процесс, длительное обучение, работа с трупным материалом, пациентами с неизлечимыми болезнями и др.
Кэттелл Реймонд Бернар указывал, что высокий уровень тревожности негативным образом отражается на качестве профессиональной деятельности. Отрицательно влияет на медицинских работников высокая личностная тревожность [4].
Чтобы успешно обучаться в вузе, современные тенденции требуют высокого общего интеллектуального развития личности, его восприятия, мышления, представлений, широты познавательных интересов, высокий уровень логического мышления, хорошей памяти и т.д. На пятом курсе будущий род деятельности для студента становится более значимым, чем на предыдущих курсах, студент отходит от коллективной жизни и больше задумывается о работе, семейном и материальном положении. Отсюда высокое интеллектуальное и эмоциональное напряжение психики [7, 10, 12].
Согласно исследованиям, проведенным в 2017 г. в Канаде в большинстве медицинских вузов страны, по данным канадской Федерации студентов-медиков, 37 % канадских студентов-медиков испытывают во время обучения тревогу. В исследовании, изданном в прошлом году Журналом американской Медицинской ассоциации, на основе международного обзора, 27 % студентов-медиков сообщили о симптомах депрессии. Исследователи объясняют это большой интеллектуальной нагрузкой в борьбе студентов за высший итоговый балл, что позволит в дальнейшем получить желаемое распределение и специализацию [13].
В 2015 г. в Индии, согласно анонимному анкетированию, исследовали проявление тревоги, депрессии у студентов-медиков по всей стране. Больше чем половина респондентов были в депрессии (51,3 % респондентов), тревогу и беспокойство проявили 66,9 % респондентов [14].
Исследование уровня тревожности у студентов медицинского вуза является проблемой, требующей изучения, утверждают исследователи из Красноярского государственного медицинского университета. Они обращают внимание, что в группе юношей 39,3 %, а в группе девушек 57 % респондентов проявляют ситуативную тревожность. Это студенты начальных курсов [15].
«Многие студенты-медики страдают от депрессии» – об этом свидетельствуют учёные из Brigham and Women’s Hospital и Гарвардской медицинской школы (Harvard Medical School). Они провели систематический обзор 200 исследований, в которых приняли участие 129 000 человек из 47 стран, и выявили, что психическими расстройствами страдают 27 % учащихся, а 11 % студентов думают о самоубийстве. Это связывают с высокой конкуренцией среди студентов и сложностью обучения в медицинских вузах, вызывает тревожность и испытываемый стресс – а там и до депрессии недалеко, полагают авторы [16].
В 2018 г. Е.В. Захарова исследовала тревожность у студентов, обучающихся в Волгоградском медицинском государственном университете: «Количественный анализ по методике диагностики Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина показал высокую личностную (67 %), и ситуативную (51 %) тревожность студентов 1-го курса». В данном исследовании у первокурсников был выявлен высокий уровень тревожности и эмоциональная неустойчивость. Второй курс показал низкие значения личностной тревожности (75 %), что свидетельствовало о вытеснении студентами чувства тревоги с целью показать себя с лучшей стороны. Студенты же 6 курса в её исследовании показали низкую ситуативную и личностную тревожность (30 % и 29 % соответственно), что говорит об отсутствии напряжения, беспокойства в учебных группах [17].
В статье «Тревожность как фактор снижения психических процессов у студентов – медиков первого курса» Т.Ю. Хабарова в 2018 г. приводит результаты исследования личностной и ситуативной тревожности у студентов-медиков. По её мнению: «Результаты диагностики уровня тревожности с использованием шкалы Спилбергера – Ханина показывают, что для большинства студентов первого курса характерен высокий уровень ситуативной тревожности. Причем наиболее высокий уровень тревожности свойственен студентам с высоким или низким уровнем знаний, у студентов со средней успеваемостью отмечен средний уровень тревожности. Выявлена корреляция тревожности с компонентами познавательной сферы – памятью и вниманием» [18].
Становится очевидным, что в период юношеского кризиса, в условиях высокой эмоциональной и интеллектуальной нагрузки, акцентуаций характера, социальной нестабильности, появление личностной тревожности становится часто встречаемым явлением современного общества.
Выводы
1. Тревожность, как психологическое явление и черта характера, является барьером для реализации умений и навыков во всех сферах жизнедеятельности студентов.
2. При обучении студента в медицинском вузе во всех странах мира предъявляются повышенные требования. Студент часто не готов к ним, в связи с чем значимое количество студентов-медиков находятся в состоянии высокой тревожности.
3. На протяжении всего периода обучения в вузе необходимо выявлять студентов-медиков с повышенной личной тревожностью, что позволит вовремя оказать психологическую помощь и не допустить развития депрессии, фобий, исключить самоубийства, а также улучшит качество адаптации студента в профессиональной среде.
4. Проведенный обзор литературы выявил необходимость разработки программы психолого-педагогического сопровождения студентов-медиков, показывающих высокий уровень тревожности в медицинском вузе.