Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,399

THE PLACE AND ROLE OF LAW ENFORCEMENT AUTHORITIES AGAINST THE FIGHT AGAINST DRUG ABILITY

Abdukarimova N.E. 1
1 Kyrgyz National University named after Zhusup Balasagyn
The article examines the issues of drug addiction, its essence and understanding in modern society, as well as the place and role of law enforcement agencies in the fight against this phenomenon. The author paid special attention to the terminological apparatus of the concept «narcotism», for this purpose the analysis of the points of view of legal scholars on this issue was conducted, on the basis of which the main substantive aspects of narcotism were highlighted. Based on the analysis, it is indicated that narcotism includes two large blocks, these are social and legal blocks, each of which is given sufficient attention by the author. Based on the study and content analysis, the activities of law enforcement agencies aimed at countering such a social phenomenon as drug addiction are considered. The activities of these bodies are divided into four main areas, each of which is reasoned and discussed in detail in the framework of this article. The author concludes that the issues of drug addiction require in-depth study and research, since infidelity or incompleteness of interpretation can lead to the development of ineffective mechanisms to counter and combat this evil, and law enforcement agencies are among the main actors to counter it.
narcotism
drug addiction
drugs
law enforcement agencies
causes
conditions
counteraction
struggle
prevention
suppression

Развитие современного мира и общественного сознания сопровождается многими как положительными, так и негативными явлениями [1, с. 123–132], причем нужно признать, что они идут в ногу друг с другом, и когда говорим о положительном, всегда упоминаем и отрицательные моменты.

К положительным явлениям можно отнести:

– демократизация общества (гласность, открытость, прозрачность, транспарентность процессов, происходящих в стране);

– открытость для сотрудничества и развития (открытость для сотрудничества государства с представителями общественных и неправительственных организаций, упор на развитие международного сотрудничества в различных сферах жизни общества, открытие образовательных программ для обмена и обучения учащихся),

– создание новых ниш для реализации потенциала личности (открытие стартапов, внедрение новых образовательных программ нацеленных на развитие коммуникационных возможностей личности, акцент на развитие технических и компьютерных средств, гаджитов и программных приложений),

– цифровизация государственных услуг для минимизации риска коррупционных проявлений и многое другое.

К негативным социальным явлениям относятся: развитие коррупции, расслоение населения на богатых и бедных, безработица, слабая социальная защищенность граждан, алкоголизм, наркомания и, как следствие, криминализация общества.

Среди негативных социальных явлений, наркотизм занимает одно из первых мест, так как имеющийся в нем потенциал угроз создает почву для дегенерации и деградации личности. Опасностью наркотизма является то обстоятельство, что зачастую заведомо зная о пагубном воздействии наркотиков на физическое и психическое состояние, зная доподлинно об его свойствах, человек сознательно, сначала пробуя, постепенно приобщается к постоянному его потреблению, то есть осознанно встает на путь самоуничтожения.

Цель исследования: раскрыть понятие «наркотизм» и дать его отграничение от понятия «наркомания», на основании чего определить место правоохранительных органов в борьбе с данным явлением.

Материалы и методы исследования составляют сравнительно-правовой, логический, диалектические методы исследования, а также метод контент-анализа и экспертных оценок. Методика исследования включает в себя изучение публикаций и справочного материала, относящегося к предмету исследования.

Результаты исследования и их обсуждение

Этимологически понятие «наркотизм» появилось относительно недавно, в середине 1970-х гг., изначально данное понятие употреблялось в противовес понятию «наркомания». Наркомания воспринималась как медицинский термин, обозначающий заболевание, а наркотизм выражало социальное явление, негативно характеризующее потребление наркотиков [2, с. 2–8].

В юридической литературе, учеными понятие наркотизм рассматривается в двух аспектах: социальном и правовом. С позиции правового аспекта наркотизм рассматривается как совокупность криминальных деяний, связанных с наркотиками и предусмотренных в уголовном законе [3].

По мнению П.Н. Сбирунова, наркотизм определяет как социальное явление и результат потребления наркотиков, причиняющий вред здоровью человека продиктованный антиобщественной ориентацией и неблагоприятными условиями внешней среды [4].

Сторонниками их позиции выступают К.П. Толпекин и Т.А. Боголюбов, которые пишут, что наркотизм – это социальное явление, через призму которого изучается потребление и зависимость населения от наркотиков [5, с. 79-86].

Мнение В.Н. Смитиенко позже разделили Ю.Б. Леонтьев, В.П. Лобзяков и В.С. Овчинский, определяя наркотизм как преступление, связанное с незаконным потреблением наркотических средств, находящихся под контролем национального законодательства и международных норм [6, с. 145–148].

М.Л. Прохорова же в своей диссертации писала, что под наркотизмом следует понимать негативное социальное явление, определяющее зависимость определенной категории людей от потребления наркотиков, а также их прямое или косвенное участие в незаконном обороте наркотических средств [7, с. 22–23].

После эпохи бурного расцвета преступности в странах СНГ в конце 1990-х гг., который ознаменовался появлением новых преступлений, таких как транснациональная преступность, сферой деятельности которых были незаконный оборот оружия, торговля людьми, наркобизнес, научные подходы к понятию наркотизма стали изменяться.

Уже к началу XXI в. понятие «наркотизм» прочно вошло в терминологическую базу уголовного права и криминологии [8] и стал одним из показателей негативного социального явления имеющий криминальное проявление и преследуемый уголовным законом.

Вместе с тем четкого понятия наркотизм до сих пор не сформировалось, связано это с тем, что многими учеными понятия «наркомания» и «наркотизм» отождествляются. И именно для разграничения этих двух понятий нами был проведен контент-анализ имеющихся источников, который показал, что наркотизм является объемным и широким понятием, который включает в себя медицинский, социальный и правовой аспект, а наркомания больше имеет медицинское определение, так как характеризует зависимость лица от потребления наркотиков [9, с. 331–335]. Вместе с тем следует иметь в виду, что эти два понятия взаимосвязаны, и рассмотрение их обособлено друг от друга невозможно.

Мы разделяем мнение М.Л. Прохоровой, которая в своей докторской диссертации дает следующее определение «наркотизм – это негативное социальное явление международного плана, характеризующееся приобщением отдельной части населения страны к немедицинскому потреблению наркотических средств или психотропных веществ, находящихся под специальным международно-правовым и внутригосударственным контролем, а также участием (прямым или косвенным) в организации и осуществлении их нелегального оборота как в национальных рамках, так и в межгосударственных масштабах» [7, с. 22–23].

Вышеизложенные позиции исследователей данной проблемы дают нам основание сделать вывод, что приведенные дефиниции не являются всеобъемлеющими, а это в свою очередь говорит о том, что вопросы наркотизма требуют глубокого изучения и исследования, так как неверность или неполнота толкования может привести к выработке неэффективных механизмов по противодействию и борьбе с этим злом.

Говоря о противодействии наркотизму, необходимо остановиться на роли правоохранительных органов в борьбе с ним. Мы солидарны с мнением Э.Г. Гасанова, что определяющим антинаркотиковой политики государства должен выступать антинаркотизм, как «…комплекс мер социального, правового, криминологического, медицинского, политического, экономического, экологического, организационного, международного характера, направленных на преодоление наркомании и незаконного оборота наркотиков» [10, с. 20].

Бесспорно, что сфера деятельности правоохранительных органов по противодействию наркотизму обширна и многогранна [11, с. 93–99].

В результате изучения имеющихся источников, проведенного контент-анализа, также на основе рассмотрения позиций ученых-юристов по рассматриваемой нами проблематике, в рамках данного исследования, мы хотели бы остановиться на следующих задачах правоохранительных органов, которые направлены на борьбу с наркотизмом:

а) предупреждение и пресечение распространения наркотических средств,

б) выявление и предупреждение криминогенных обстоятельств, способствующих вовлечению лиц к незаконному потреблению наркотиков;

в) работы, направленные на предупреждение и сокращение незаконного оборота наркотиков;

г) оперативные мероприятия, направленные на предупреждение, пресечение и перекрытие каналов поступления наркотиков в страну.

Постараемся остановиться на каждой из этих задач и раскрыть их.

К основной задаче правоохранительных органов по борьбе с наркотизмом является предупреждение и пресечение распространения наркотических средств, которое включает в себя следующие этапы:

– выявление и пресечение каналов и источников поступления наркотических средств;

– предупреждение наркопреступлений посредством раскрытия, расследования таких преступлений и привлечение виновных лиц к уголовной ответственности [12];

– предупреждение административных правонарушений, связанных с наркотиками, посредством их пресечения и привлечения виновных к административной ответственности, а также исполнение административных взысканий, установленные законом [13, с. 119–125].

Здесь мы хотим акцентировать внимание на том, что в связи с принятием Кодекса Кыргызской Республике о проступках [14], данный этап должен претерпеть в деятельности правоохранительных органов Кыргызстана изменение и звучать должен тоже по-новому, «предупреждение, пресечение уголовных проступков, связанных с наркотиками, привлечение виновных лиц к ответственности за уголовный проступок, а также исполнения наказания согласно Кодексу о проступках»;

– разработка нормативно-правовых актов, в которых будет регламентирован порядок оборота наркотических средств и психотропных веществ;

– выявление лиц, которые употребляют наркотики, их учет и применение к ним мер воспитательного (если лицо несовершеннолетнего возраста) и медицинского характера;

– контроль за процессом ресоциализации лиц, осужденных за наркопреступления;

– проведение превентивных мер, направленных на предупреждение наркопреступлений;

– организация взаимодействия и сотрудничества между ведомствами и общественными организациями, ведущими борьбу с наркопреступлениями.

Следующая задача правоохранительных органов по борьбе с наркотизмом, – это выявление и предупреждение криминогенных обстоятельств, которые способствуют вовлечению лиц к незаконному потреблению наркотиков. В рамках данной задачи правоохранительными органами должны вестись следующие работы:

– выявление условий и причин увеличения спроса на наркотики;

– анализ преступлений, которые совершены лицами, потребляющими наркотики, и здесь важно определить взрослый контингент совершивших такие преступления, а также несовершеннолетних лиц, которые лишены родительского контроля в силу объективных и субъективных причин;

– наличие криминального прошлого у лиц совершивших наркопреступления, определение характера этого криминального опыта (связаны ли были ранее совершенные преступления с наркотиками);

– социально-демографические условия и причины совершения лицом наркопреступления: возраст, образование, семейной положение, наличие детей, образ жизни, микросреда проживания, интересы и потребности, правосознание, материальное положение, состояние здоровья, наличие или отсутствие работы, культурный уровень, доступ к наркотикам (имеет ли лицо доступ в связи с профессиональными или служебными обязанностями). Если лицо несовершеннолетнее, то наличие взрослого наставника, наличие контроля со стороны родителей, круг общения, направленность становления и развития его как личности занятость досуга.

Правоохранительные органы проводят также работы, направленные на предупреждение и сокращение незаконного оборота наркотиков. В рамках такой деятельности проводятся следующие мероприятия:

– проведение комплексных операций, направленных на выявление и уничтожение наркотикосодержащих растений:

а) выявление незаконных посевов наркотикосодержащих растений и их уничтожение;

б) выявление мест дикорастущих зарослей конопли, их уничтожение, а также блокировка местности для выявления лиц, имеющим доступ к таким растениям;

в) выявление лиц, занимающихся сбытом и перевозкой наркотикосодержащих растений;

г) выявление и устранение условий и причин способствующих распространению наркотикосодержащих растений или же наркотических средств растительного происхождения;

д) совершенствование взаимодействия правоохранительных органов с другими ведомствами и организациями, ведущими работы в данном направлении;

– проведение оперативных мероприятий, направленных на выявление фактов хищения либо незаконного распространения лекарственных наркосредств, которые должны выдаваться по назначению врача, строго по рецепту. В рамках такой деятельности правоохранительными органами должны проводиться и проводятся:

а) выявление и предупреждение хищений лекарственных наркосредств в процессе производства, хранения, транспортировки, реализации лицами, которые имеют к ним доступ в связи с осуществлением служебной или профессиональной деятельности;

б) выявление фактов совершенных краж, разбоев, хищений лекарственных наркосредств;

в) выявление фактов нарушения правил хранения лекарственных наркосредств;

г) установление фактов подделки медицинских назначений и рецептов, бланков, печатей, дающих возможность получить лекарственные наркосредства;

д) выявление факторов незаконного производства лекарственных наркосредств с использованием веществ, которые подлежат специальному контролю.

Проводятся также оперативные мероприятия, направленные на предупреждение, пресечение и перекрытие каналов поступления наркотиков с страну, которые осуществляются на основе национального законодательства и международных договоров [15, с. 89–92]. Основанием для проведения таких операций являются планирование проведение совместных действий правоохранительных органов с другими ведомствами, а в случаях, когда речь идет о международном характере проводимого мероприятия, разрабатываются планы с правоохранительными органами заинтересованных стран, и действия проводятся согласованно между органами этих государств.

Выводы

Таким образом, подводя итог проведенного исследования, хочется отметить, что наркотизм является одним из негативных явлений в обществе, который характеризуется разнообразием и масштабностью причиняемого им вреда обществу.

Наркотизм имеет пернициозное влияние на личность, приводит к деформации ценностей, деградации лица, негативно, можно сказать, разрушительно влияет на все сферы жизни общества и государства. При этом наркотизм выступает одной из причин преступности, имеет связь и влияние на его качественную и количественную характеристику, влияет на динамику и структуру преступности в целом.

Нельзя упускать из виду тот факт, что наркотизм отрицательно влияет на национальную безопасность страны, а как известно, нормальная деятельность и функционирование любой правовой системы прямо зависит от состояния ее безопасности. Из этого вытекает, что безопасность нации, общества, государства является условием для нормального развития и функционирования страны, и именно поэтому противодействие основным источниками угроз страны является одной из приоритетных задач любого общества. Именно эти обстоятельства вызывают тревогу и требуют своевременного проведения предупредительных и профилактических работ. И здесь следует отметить, что правоохранительные органы являются одними из главных субъектов противодействия наркотизму, которые проводят мероприятия, заключающиеся в изучении и анализе оперативной обстановки, выявлении лиц совершивших наркопреступления, совершенствовании норм законодательства по борьбе с наркотизмом, совершенствование взаимодействия между заинтересованными ведомствами, а также между органами других стран.