Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,839

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE EDUCATION SYSTEM OF POLAND AND RUSSIA

Burenina V.I. 1
1 Federal budget-funded institution Bauman Moscow State Technical University
An analysis of materials by foreign authors indicates a difference in the process of training teachers in various types of higher education institutions. These differences primarily relate to the organization, curriculum and programs of pedagogical training, the proposed content, methods and forms of education. Education in Poland is a multi-level system in which there are several levels of education, such as: First level of education (preschool education), second level of education (secondary education), which includes basic school, gymnasium, lyceums and technical schools; third level of education (higher education). This article presents the findings of an analysis of research in the training of teachers in Poland and Russia. Various factors affecting the development of the pedagogical system, as well as the teacher’s personal self-development, are considered. The necessity of linguistic communication in the scientific sphere through the informatization of the educational sphere has been revealed. It was also revealed that in the education system of Poland there is no classical basic pedagogical education. All pedagogical skills teachers acquire with the help of additional courses. There are also courses in Russia, but the preference for the education system remains classical pedagogical education. This is more inherent in the level of education – graduate school.
education
school
professional development
teacher
higher school

Система образования в Российской Федерации значительно изменилась за последние 30 лет. Но, создавая новое, необходимо смотреть на то, какой опыт имеют зарубежные страны. В рамках данного исследования была выбрана бывшая восточноевропейская социалистическая страна, которая после распада СССР и роспуска Организации Варшавского договора и Совета экономической взаимопомощи стремилась к активному сотрудничеству с развитыми странами Запада. Изменения в этой стране происходили во всех сферах и, конечно же, в образовании.

Исследование направлено на анализ систем образований двух развивающихся стран: России и Польши. Выявление общих подходов в системах образования, а также различий между ними.

Материалы и методы исследования

Образование в Польше представляет собой многоуровневую систему, в которой существует несколько ступеней образования, такие как:

1. Первая ступень образования – дошкольное образование.

Данное образование предназначено для детей от 3 до 6 лет, по желанию, а также детей в возрасте 6 лет, которые собираются в школу.

Посещение дошкольных образовательных учреждений в Российской Федерации не является также обязательным, но стоит отметить разницу в возрастном цензе. В дошкольные учреждения принимаются дети в возрасте от двух месяцев до 8 лет (ст. 67 № 273-ФЗ).[1]

2. Вторая ступень образования – среднее образование.

Базовая школа – Срок обучения 6 лет. В первые 3 года обучения занятия проводятся педагогом, который обучает основам используя интерактивные способы обучения. Нет четкого регламента проведения занятий и временных ограничений по их проведению.

С четвертого по шестой класс обучающихся обучают преподаватели – специалисты под контролем классного руководителя. После шестого класса все ученики сдают своеобразное централизованное тестирование, организованное Центральной экзаменационной комиссией.

Что в принципе отличается от системы в России? У нас есть начальная школа 3 или 4 года, а средняя школа 5 или 7 лет, по результатам обучения в средней школе учащиеся сдают единый государственный экзамен (ЕГЭ) по отдельным предметам, часть из которых считается обязательной, а часть предоставляется на выбор.

Гимназия

Следующим этапом обязательного среднего образования в Польше является гимназия. В гимназии учатся с 13 до 16 лет. Так же как и после школы в конце обучения гимназисты сдают единый экзамен из трех частей. Каждая часть отвечает за конкретную область знаний, такие как гуманитарные, естественнонаучные и языковые [2].

В России: гимназия и школа – это приравненные понятия, в которых могут учиться дети с 1 по 11 класс. Но, как правило, уровень образования в гимназиях выше, чем в школе. В связи с этим программа обучения сильно отличается в данных учреждениях.

Лицеи и техникумы

Следующим этапом обязательного среднего образования в Польше являются лицеи и техникумы. На данном этапе учатся подростки, достигшие 17–19 лет. Как правило, срок обучения зависит от направления подготовки и профильности образовательного учреждения, в общем случае он составляет 3 года. Поэтому окончание среднего образования в Польше происходит только к 20 годам, в отличие от России. Окончание среднего образования в России происходит в 17–18 лет. Но порой в России после базового образования студенты не спешат на следующий этап – высшее образование, а поступают в техникумы для получения среднего специального образования. Интересная особенность, что в России на программу среднего специального образования можно поступить как после 9 класса, так и после 11 класса.

3. Третья ступень образования – высшие образование.

На данный момент в Польше действует около 450 вузов, из них 230 – государственных вузов. В соответствии с Болонским процессом система образования разделена на два уровня: бакалавриат и магистратуру. В России тоже есть такое разделение, но до сих пор остается несколько специальностей, которые обучаются на уровне: специалитет. Если рассмотреть временные рамки образовательного процесса, то уровень бакалавриата длится в Польше – 3 года, а в России 4 года. В магистратуре обучаются одинаково по времени – 2 года. А специалитета в Польше вообще нет, в России же он составляет 5 лет.

Образование можно получать как гражданам своего государства, так и иностранцам. Но стоит отметить, что важным отличием от поступления в России иностранца, является знание, а также демонстрация данного знания на экзамене – польского языка.

Университеты Польши активно используют предпочтения поляков при выборе профессии. Вузы создают все условия для привлечения в свои стены студентов, что представляет собой особое внимание к качеству польского высшего образования и его повышения. Постоянно улучшается внутренняя инфраструктура вузов, в преподавательский состав привлекаются профессора из ведущих европейских университетов, разрабатываются программы обмена, рассматриваются возможности предоставления стипендий.

В комфортных и цивилизованных условиях обучение приносит удовольствие, стимулирует текущие способности студента и помогает раскрыть новые таланты и интересы. В условиях добросовестной конкуренции между вузами Польши возможность получить качественное европейское образование становится реальностью.

Учитывая специфику польской модели подготовки профессионально-педагогических кадров, в которой отсутствует связь между специальным и педагогическим образованием, профессиональная подготовка преподавателей теоретических профильных дисциплин рассматривается прежде всего как психолого-педагогическая подготовка.

Однако в России существует информационный подход к управлению образовательным процессом [3], который описывает в своих работах Я.С. Митрофанова. Но он бы не был эффективен, если не использовать модель управления информационного развития вуза [4] на основе системы количественного-качественных показателей [5].

Рассматривая проблему подготовки преподавателей профессиональных школ в высших технических учебных заведениях Польши, обратим внимание, прежде всего, на профессиональную и педагогическую подготовку. В этих вузах будущие преподаватели получают профессиональную квалификацию на факультативах по педагогике, организованных в указанных высших учебных заведениях параллельно с получением профессионального образования.

Следует подчеркнуть, что блок содержания специального образования значительно шире и лучше разработан по сравнению с блоком педагогического содержания. Кроме того, содержание и методы преподавания предметов этого блока часто упрощены и весьма традиционны, и при их составлении слабо учитывается практическая составляющая. Это усложняет процесс сочетания теории с практикой и приводит к тому, что возможности эффективной подготовки будущих преподавателей очень ограничены. При формировании этой модели преобладает административно-организационный и экономический подход, поэтому отнести эту модель к такой теоретической концепции очень трудно. Учитывая энциклопедический, словесный и слишком исторический характер содержания обучения в процессе профессиональной подготовки, Т. Левовицький утверждает, что очерченный вид педагогического образования имеет больше черт общеобразовательной концепции [6].

Одним из способов получения квалификации преподавателя профильной дисциплины является обучение в рамках педагогической специализации, которую выбирают на последних курсах и сочетают с двумя видами практики: профессиональной и педагогической. Наилучший путь получения педагогической квалификации – это окончание магистратуры, а позже – курса по педагогике в методическом центре. Однако эта форма обучения должна быть доступна для тех, кто преподает в учебных заведениях, но не имеет педагогической подготовки.

Интересно отметить, что в России существуют проблемы формирования научной межкультурной коммуникации в высшей школе [7], поскольку у преподавателей должен быть высокий уровень саморазвития. При этом, проводя анализ педагогической и андрагогической модели обучения [8], можно сделать вывод что студенты педагогических вузов имеют больше фундаментальные знания в сфере образования, а специалисты, которые стали преподавателями вследствие практического опыта, имеют прикладные знания, которые получены практическим путем.

В технических университетах Польши чаще, чем в сельскохозяйственных академиях, и гораздо чаще, чем в университетах, существует сотрудничество преподавателей, которые проводят занятия по педагогическим блокам. Педагогическая подготовка направлена на взаимосвязь содержания учебного предмета и координацию педагогической деятельности. В технических университетах, сравнительно с сельскохозяйственными академиями или университетами, указанный фактор влияет на лучшее усвоение студентами содержания учебного материала.

В структуре ректората большинства технических вузов существует должность, которая предусматривает ответственность за контроль над педагогической подготовкой, которая не так распространена в университетах. Это способствует развитию у преподавателей политехнических вузов уверенности в актуальности и значимой роли педагогического образования. Но стоит отметить, что, помимо педагогического образования, важно иметь языковую подготовку [9], поскольку это дает возможность развиваться в научной сфере, а также уберет проблемы у студентов в коммуникации в научной деятельности [10] и повысит результат уровня подготовки.

Результаты исследования и их обсуждение

Детальный анализ учебных планов и программ [11] дает основание сделать следующие выводы:

– применение современных образовательных идей в педагогической подготовке (исключение составляют сельскохозяйственные академии и политехники) является редкостью;

– абсолютным исключением является учет в процессе подготовки педагогов современных телеологических образовательных доктрин (на данный момент традиционной является трактовка целей этой подготовки часто без аксиологического аспекта);

– в среде преподавателей имеют место разные взгляды относительно возможности выбора студентом содержания обучения.

Среди условий, которые необходимо выполнить для успешной реализации педагогического образования, выделены такие, как [12]:

– компетентные кадры;

– благоприятные организационные условия;

– четко определенная профессиональная ориентация студентов;

– обеспечение учебного процесса дидактическими средствами;

– увеличение количества часов, выделенных на педагогическую подготовку;

– уменьшение количества студентов в группе;

– изменение отношения руководства и преподавателей отдельных факультетов к педагогическому образованию;

– улучшение сотрудничества между всеми причастными к педагогическому образованию.

И конечно, нельзя не говорить о перспективах развития высшего образования [13] в различных сферах, смотря на соседние страны, но надо учитывать индивидуальную особенность России [14]. Так как опыт других стран не всегда может иметь положительный эффект в нашей стране.

Подводя итог, следует отметить, что, учитывая актуальные требования и новые потребности общества, педагогическое образование в высших учебных заведениях Польши остается автономным. Существует тенденция к поддержанию адаптационной модели образования, предоставляя преимущество традиционной иерархии целей. Акцент редко ставится на цели, касающиеся личности будущего преподавателя, его позиций и профессиональных ценностей. В предлагаемой системе образования выпускник высшего технического вуза, получив педагогическое образование, имеет возможность работать в профильном лицее (в этом заведении технически-технологического профиля), профессиональной или после лицейской школе, которая готовит слушателей к получению профессиональных квалификаций среднего уровня.

Заключение

Можно констатировать, что существует разница в характере подготовки преподавателей высшей школы на базе технических и классических университетов в Польше. Соответственно, согласиться с мнением И. Добрянского о том, что высшее педагогическое образование стало необходимым условием получения любого диплома для профессионально-педагогической деятельности [15].