Система образования в Российской Федерации значительно изменилась за последние 30 лет. Но, создавая новое, необходимо смотреть на то, какой опыт имеют зарубежные страны. В рамках данного исследования была выбрана бывшая восточноевропейская социалистическая страна, которая после распада СССР и роспуска Организации Варшавского договора и Совета экономической взаимопомощи стремилась к активному сотрудничеству с развитыми странами Запада. Изменения в этой стране происходили во всех сферах и, конечно же, в образовании.
Исследование направлено на анализ систем образований двух развивающихся стран: России и Польши. Выявление общих подходов в системах образования, а также различий между ними.
Материалы и методы исследования
Образование в Польше представляет собой многоуровневую систему, в которой существует несколько ступеней образования, такие как:
1. Первая ступень образования – дошкольное образование.
Данное образование предназначено для детей от 3 до 6 лет, по желанию, а также детей в возрасте 6 лет, которые собираются в школу.
Посещение дошкольных образовательных учреждений в Российской Федерации не является также обязательным, но стоит отметить разницу в возрастном цензе. В дошкольные учреждения принимаются дети в возрасте от двух месяцев до 8 лет (ст. 67 № 273-ФЗ).[1]
2. Вторая ступень образования – среднее образование.
Базовая школа – Срок обучения 6 лет. В первые 3 года обучения занятия проводятся педагогом, который обучает основам используя интерактивные способы обучения. Нет четкого регламента проведения занятий и временных ограничений по их проведению.
С четвертого по шестой класс обучающихся обучают преподаватели – специалисты под контролем классного руководителя. После шестого класса все ученики сдают своеобразное централизованное тестирование, организованное Центральной экзаменационной комиссией.
Что в принципе отличается от системы в России? У нас есть начальная школа 3 или 4 года, а средняя школа 5 или 7 лет, по результатам обучения в средней школе учащиеся сдают единый государственный экзамен (ЕГЭ) по отдельным предметам, часть из которых считается обязательной, а часть предоставляется на выбор.
Гимназия
Следующим этапом обязательного среднего образования в Польше является гимназия. В гимназии учатся с 13 до 16 лет. Так же как и после школы в конце обучения гимназисты сдают единый экзамен из трех частей. Каждая часть отвечает за конкретную область знаний, такие как гуманитарные, естественнонаучные и языковые [2].
В России: гимназия и школа – это приравненные понятия, в которых могут учиться дети с 1 по 11 класс. Но, как правило, уровень образования в гимназиях выше, чем в школе. В связи с этим программа обучения сильно отличается в данных учреждениях.
Лицеи и техникумы
Следующим этапом обязательного среднего образования в Польше являются лицеи и техникумы. На данном этапе учатся подростки, достигшие 17–19 лет. Как правило, срок обучения зависит от направления подготовки и профильности образовательного учреждения, в общем случае он составляет 3 года. Поэтому окончание среднего образования в Польше происходит только к 20 годам, в отличие от России. Окончание среднего образования в России происходит в 17–18 лет. Но порой в России после базового образования студенты не спешат на следующий этап – высшее образование, а поступают в техникумы для получения среднего специального образования. Интересная особенность, что в России на программу среднего специального образования можно поступить как после 9 класса, так и после 11 класса.
3. Третья ступень образования – высшие образование.
На данный момент в Польше действует около 450 вузов, из них 230 – государственных вузов. В соответствии с Болонским процессом система образования разделена на два уровня: бакалавриат и магистратуру. В России тоже есть такое разделение, но до сих пор остается несколько специальностей, которые обучаются на уровне: специалитет. Если рассмотреть временные рамки образовательного процесса, то уровень бакалавриата длится в Польше – 3 года, а в России 4 года. В магистратуре обучаются одинаково по времени – 2 года. А специалитета в Польше вообще нет, в России же он составляет 5 лет.
Образование можно получать как гражданам своего государства, так и иностранцам. Но стоит отметить, что важным отличием от поступления в России иностранца, является знание, а также демонстрация данного знания на экзамене – польского языка.
Университеты Польши активно используют предпочтения поляков при выборе профессии. Вузы создают все условия для привлечения в свои стены студентов, что представляет собой особое внимание к качеству польского высшего образования и его повышения. Постоянно улучшается внутренняя инфраструктура вузов, в преподавательский состав привлекаются профессора из ведущих европейских университетов, разрабатываются программы обмена, рассматриваются возможности предоставления стипендий.
В комфортных и цивилизованных условиях обучение приносит удовольствие, стимулирует текущие способности студента и помогает раскрыть новые таланты и интересы. В условиях добросовестной конкуренции между вузами Польши возможность получить качественное европейское образование становится реальностью.
Учитывая специфику польской модели подготовки профессионально-педагогических кадров, в которой отсутствует связь между специальным и педагогическим образованием, профессиональная подготовка преподавателей теоретических профильных дисциплин рассматривается прежде всего как психолого-педагогическая подготовка.
Однако в России существует информационный подход к управлению образовательным процессом [3], который описывает в своих работах Я.С. Митрофанова. Но он бы не был эффективен, если не использовать модель управления информационного развития вуза [4] на основе системы количественного-качественных показателей [5].
Рассматривая проблему подготовки преподавателей профессиональных школ в высших технических учебных заведениях Польши, обратим внимание, прежде всего, на профессиональную и педагогическую подготовку. В этих вузах будущие преподаватели получают профессиональную квалификацию на факультативах по педагогике, организованных в указанных высших учебных заведениях параллельно с получением профессионального образования.
Следует подчеркнуть, что блок содержания специального образования значительно шире и лучше разработан по сравнению с блоком педагогического содержания. Кроме того, содержание и методы преподавания предметов этого блока часто упрощены и весьма традиционны, и при их составлении слабо учитывается практическая составляющая. Это усложняет процесс сочетания теории с практикой и приводит к тому, что возможности эффективной подготовки будущих преподавателей очень ограничены. При формировании этой модели преобладает административно-организационный и экономический подход, поэтому отнести эту модель к такой теоретической концепции очень трудно. Учитывая энциклопедический, словесный и слишком исторический характер содержания обучения в процессе профессиональной подготовки, Т. Левовицький утверждает, что очерченный вид педагогического образования имеет больше черт общеобразовательной концепции [6].
Одним из способов получения квалификации преподавателя профильной дисциплины является обучение в рамках педагогической специализации, которую выбирают на последних курсах и сочетают с двумя видами практики: профессиональной и педагогической. Наилучший путь получения педагогической квалификации – это окончание магистратуры, а позже – курса по педагогике в методическом центре. Однако эта форма обучения должна быть доступна для тех, кто преподает в учебных заведениях, но не имеет педагогической подготовки.
Интересно отметить, что в России существуют проблемы формирования научной межкультурной коммуникации в высшей школе [7], поскольку у преподавателей должен быть высокий уровень саморазвития. При этом, проводя анализ педагогической и андрагогической модели обучения [8], можно сделать вывод что студенты педагогических вузов имеют больше фундаментальные знания в сфере образования, а специалисты, которые стали преподавателями вследствие практического опыта, имеют прикладные знания, которые получены практическим путем.
В технических университетах Польши чаще, чем в сельскохозяйственных академиях, и гораздо чаще, чем в университетах, существует сотрудничество преподавателей, которые проводят занятия по педагогическим блокам. Педагогическая подготовка направлена на взаимосвязь содержания учебного предмета и координацию педагогической деятельности. В технических университетах, сравнительно с сельскохозяйственными академиями или университетами, указанный фактор влияет на лучшее усвоение студентами содержания учебного материала.
В структуре ректората большинства технических вузов существует должность, которая предусматривает ответственность за контроль над педагогической подготовкой, которая не так распространена в университетах. Это способствует развитию у преподавателей политехнических вузов уверенности в актуальности и значимой роли педагогического образования. Но стоит отметить, что, помимо педагогического образования, важно иметь языковую подготовку [9], поскольку это дает возможность развиваться в научной сфере, а также уберет проблемы у студентов в коммуникации в научной деятельности [10] и повысит результат уровня подготовки.
Результаты исследования и их обсуждение
Детальный анализ учебных планов и программ [11] дает основание сделать следующие выводы:
– применение современных образовательных идей в педагогической подготовке (исключение составляют сельскохозяйственные академии и политехники) является редкостью;
– абсолютным исключением является учет в процессе подготовки педагогов современных телеологических образовательных доктрин (на данный момент традиционной является трактовка целей этой подготовки часто без аксиологического аспекта);
– в среде преподавателей имеют место разные взгляды относительно возможности выбора студентом содержания обучения.
Среди условий, которые необходимо выполнить для успешной реализации педагогического образования, выделены такие, как [12]:
– компетентные кадры;
– благоприятные организационные условия;
– четко определенная профессиональная ориентация студентов;
– обеспечение учебного процесса дидактическими средствами;
– увеличение количества часов, выделенных на педагогическую подготовку;
– уменьшение количества студентов в группе;
– изменение отношения руководства и преподавателей отдельных факультетов к педагогическому образованию;
– улучшение сотрудничества между всеми причастными к педагогическому образованию.
И конечно, нельзя не говорить о перспективах развития высшего образования [13] в различных сферах, смотря на соседние страны, но надо учитывать индивидуальную особенность России [14]. Так как опыт других стран не всегда может иметь положительный эффект в нашей стране.
Подводя итог, следует отметить, что, учитывая актуальные требования и новые потребности общества, педагогическое образование в высших учебных заведениях Польши остается автономным. Существует тенденция к поддержанию адаптационной модели образования, предоставляя преимущество традиционной иерархии целей. Акцент редко ставится на цели, касающиеся личности будущего преподавателя, его позиций и профессиональных ценностей. В предлагаемой системе образования выпускник высшего технического вуза, получив педагогическое образование, имеет возможность работать в профильном лицее (в этом заведении технически-технологического профиля), профессиональной или после лицейской школе, которая готовит слушателей к получению профессиональных квалификаций среднего уровня.
Заключение
Можно констатировать, что существует разница в характере подготовки преподавателей высшей школы на базе технических и классических университетов в Польше. Соответственно, согласиться с мнением И. Добрянского о том, что высшее педагогическое образование стало необходимым условием получения любого диплома для профессионально-педагогической деятельности [15].