Сохранение, формирование и укрепление здоровья граждан является одним из приоритетных направлений политики Российской Федерации.
В марте 2019 г. на заседании Совета при Президенте по развитию физической культуры и спорта В.В. Путин сказал: «Еще раз хотел бы подчеркнуть: физкультура и спорт – это не какая-то развлекушка. Это чрезвычайно важное государственное, без всякого преувеличения, дело. От этого зависят и решения наших демографических проблем и задач, здоровье нации, это и политическая задача, связанная с престижем страны на международном уровне, демонстрация наших достижений в области социальной политики, здравоохранения». При этом Президент потребовал разработать новую спортивную стратегию нашей страны до октября 2020 г.
Здоровый образ жизни населения приобретает как никогда острую злободневность. Его можно охарактеризовать и как эффективно обоснованный способ экономической деятельности государства. Грамотная пропаганда здорового образа жизни, ориентированная на двигательную активность, спорт в целом, развитие соответствующего мышления, ответственного отношения к себе и к окружающим способствует повышению качества жизни людей. Прививая населению ценности здоровьесбережения, государство воздействует на подрастающее поколение. Студенческое сообщество как потенциальное будущее страны нуждается в наибольшей пропаганде здорового образа жизни. Поэтому дисциплина «Физическая культура и спорт» в высшей школе должна занимать одно из ведущих мест среди дисциплин, решать важные общепедагогические задачи и способствовать развитию правильного здорового образа жизни студентов.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования «Физическая культура» обязывает студента вуза обладать общими профессиональными компетенциями, в которые входят формирование осознанного отношения к физкультурно-спортивной деятельности, мотивационно-ценностные ориентации и установки на ведение здорового образа жизни [1].
Значимость двигательной активности как компонента физической культуры и спорта бесспорна. Она укрепляет здоровье, повышает стрессоустойчивость, предупреждает психическую нестабильность, выступает профилактическим средством асоциального и девиантного поведения. Влияние неблагоприятных антропогенных и техногенных факторов вкупе с дефицитом физической активности отрицательно воздействуют на генетическую программу формирования и жизнедеятельности организма человека, а неправильное питание, образ жизни и следование вредным привычкам могут необратимо сказаться на общем состоянии здоровья молодого человека.
Актуальность темы обусловлена возрастанием беспрецедентных современных нагрузок на организм человека в целом и будущего специалиста, в частности, когда информационные перегрузки, проблемы социума, невротизирующая среда обитания, увеличение экологических и техногенных рисков истощают функциональные резервы и приводят человека к дестабилизации и нездоровью.
Минздрав бьет тревогу: в России не осталось здоровых старшеклассников. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ «Национального научно-практического центра здоровья детей» Минздрава РФ среди одиннадцатиклассников абсолютно здоровых детей уже не осталось. Доля «практически здоровых» снизилась до 34 %. У каждого второго выпускника диагностированы хронические заболевания. Самые распространенные отклонения: нарушения сердечно-сосудистой и костно-мышечной систем, органов дыхания, нервной системы и психической сферы, а также расстройства зрения. Наиболее часто встречающиеся хронические заболевания: язвенная болезнь, гастродуоденит, сколиоз, близорукость средней и высокой степени. Отмечается, что по сравнению с началом 1990-х гг. состояние здоровья учащихся ухудшилось в 2,4–2,7 раза, а хронические болезни стали встречаться у них чаще на 40–70 % [2]. А это будущие студенты высших учебных заведений.
Физическая культура и спорт способны решить сегодняшние проблемы здоровьесбережения нации, и в системе высшего профессионального образования выполняют и социальную, и педагогическую, и оздоровительную роль.
Цель исследования: определить место и роль дисциплины «Физическая культура и спорт» у студентов, обучающихся в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Югорский государственный университет».
Физической культурой и спортом называют неотъемлемую часть культуры, область социальной деятельности, представляющую совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых социумом с целью гармонического развития и физического укрепления здоровья личности [3]. В настоящее время основополагающим стало определение термина «здоровье», предложенное ВОЗ: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней». Известно, что «виды, не отвечающие эволюции, вымирают».
Физическое здоровье – это связующее звено интеллектуального, эмоционального и духовного воспитания человека. Для решения сложных аналитических задач необходимо обладать способностью в преодолении эмоциональных и физических перегрузок [4]. Физическая культура со свойственными ей методами, методиками и средствами полноценно может развивать данную способность у студентов, следовательно, существует необходимость в обозначении высокой роли этой дисциплины в высшем образовательном пространстве.
Материалы и методы исследования
Для выполнения обозначенной цели в исследовании был использован метод теоретического анализа современных документальных источников, а также метод педагогического наблюдения и анкетирования. Релевантная литература изучаемой тематики позволила подчеркнуть важность здорового образа жизни студенческого сообщества в образовательной структуре, обозначить понятийно-категориальный аппарат, раскрыть значимость влияния общих физических нагрузок на организм человека. Педагогические наблюдения велись с целью вовлеченности и заинтересованности студентов в занятия по дисциплине «Физическая культура и спорт». Анкетирование применялось с целью сбора первичной информации в форме письменных ответов респондентов на стандартные социологические вопросы, задачами которых ставилось выяснение отношения студентов к дисциплине «Физическая культура и спорт». В исследовании приняли участие 112 студентов третьих курсов различных нефизкультурных специальностей и направлений подготовки, обучающихся по дисциплине «Физическая культура и спорт».
Сущность дисциплины «Физическая культура и спорт» в учреждениях высшего образования должна включать следующие критерии:
– соответствовать ожиданиям и интересам социума в вопросах всестороннего развития студентов;
– ориентировать студентов на непрерывное поддержание (укрепление, сохранение, развитие, становление) здорового образа жизни;
– в комплексе физических и эстетических составляющих воспитать красивую манеру и культуру движений, привлекать внимание к участию в спортивной жизни университета;
– обеспечивать знания, навыки и умения в организации и проведении занятий спортивного содержания;
– формировать мыслительную деятельность, проявлять уважение к окружающим и собственной личности, содействовать самоопределению [5].
Формат образовательной системы сегмента физической культуры базируется на образовании, воспитании и оздоровлении. Для реализации обозначенной цели всем субъектам образовательного пространства необходимо объединить личные интересы и потребности студентов и интегрирующие материально-технические, кадровые и иные возможности вуза для трансляции знаний и всестороннего воспитания, нацеленные на доминантные ценности человека – его здоровье, продуктивную работоспособность и профессиональную успешность, качественное выполнение социальных функций, активное долголетие и счастливую жизнь.
Занятия физической культурой и спортом способствуют включению студентов в процесс самосознания и самопознания. Эти процессы основываются на анализе собственного физического состояния и духовно-нравственной жизни.
Студенты непосредственно вовлечены в процесс самопознания. К примеру, оценка физического состояния происходит до и после выполнения упражнений, определяется общее самочувствие, по частоте сердечных сокращений устанавливается реакция организма на нагрузку. Самооценка физических умений позволяет анализировать причины несовершенства, формирует осознание физических недостатков и необходимость работы над собой, самосовершенствования [6].
Результаты исследования и их обсуждение
Нами было проведено эмпирическое исследование среди студентов третьих курсов на базе ФГБОУ ВО «Югорский государственный университет». Целью социологического исследования являлось выявление заинтересованности студентов дисциплиной «Физическая культура и спорт» в общей системе изучаемых предметов.
На вопрос «Нужна ли дисциплина “Физическая культура и спорт” в ВУЗе?» 74 % студентов дают положительные оценки о необходимости проведения этого предмета; 18 % студентов относятся равнодушно к физкультурным занятиям, находя смысл в других видах деятельности; 6 % опрошенных студентов занятия физкультурой не нравятся, и они испытывают отрицательное расположение к данной дисциплине; 2 % респондентов занятия физкультуры не посещают по состоянию здоровья.
По мнению студентов, повышению интереса к дисциплине «Физическая культура и спорт» будет способствовать учет личных и индивидуальных интересов по выбору форм и разнообразных средств на занятиях по данной дисциплине – 62 %, различное содержание проводимых занятий – 27 %, осуществление личностного подхода – 11 %.
На вопрос «Какова степень удовлетворенности занятиями физической культурой и спортом?» 34 % студентов ответили, что вполне удовлетворены проводимыми занятиями; 29 % опрошенных респондентов достаточно удовлетворены занятиями; 26 % – частично удовлетворены; 11 % – не удовлетворены осуществляемыми занятиями физической культурой и спортом.
Анализ результатов анкетирования показал, что большинство студентов положительно отозвались о проведении в учебном заведении дисциплины «Физическая культура и спорт». Большее количество студентов указали на то, что данная дисциплина является единственной формой повышения физического потенциала, и считают ее необходимым элементом общей культуры личности студента. По мнению студентов, эффективному повышению интереса к занятиям физической культурой и спортом способствуют учет личных и индивидуальных интересов студентов по выбору форм и разнообразных средств к проведению занятий, различное содержание занятий, использование в работе преподавателя личностного подхода к занимающимся [7].
Содержание дисциплины «Физическая культура и спорт» для студентов системы высшего образования базируется на широком применении разработанных специалистами программ и методик, ориентированных на приобретение индивидуального и коллективного опыта в физкультурно-спортивной деятельности. На занятиях студенты приобретают базовые знания практического характера, поддерживают определенный уровень функциональной подготовленности, приобретают опыт в регулировании и корректировании индивидуального физического становления, используют средства физической культуры для последующей организации активного отдыха, изучают технику безопасности для предотвращения травматизма, проводят профилактические мероприятия врожденных и приобретенных заболеваний.
Физическая культура и спорт в высшем профессиональном образовании формирует личностные качества учащихся, такие как трудолюбие, целеустремленность, выносливость, лидерство, ориентация на сплоченность, ответственность, самоконтроль, самооценка и другие. Физическая культура влияет и на духовно-нравственную сферу человека, что говорит о ее социальной функции и месте в системе образования [8].
Заключение
В современном мире технократии крайне актуален вопрос формирования осознанной потребности в занятиях физической культурой и спортом, ведении не только здорового, но и спортивного образа жизни.
Педагогическая наука как гуманитарная система отличается принципом неопределенности. И она не всесильна и часто стеснена в средствах и методах формирования серьезного отношения студентов к физической культуре в системе высшего образования. Вчерашний школьник, став студентом вуза, ощущает отсутствие ограничений в свободе выбора поведенческих программ и форм досуга, мало заинтересован в сохранении и укреплении собственного здоровья. Задача вуза – не допустить девальвации ценности физической культуры, формировать потребность здоровьесбережения у современной молодежи, поддерживать высокий уровень физической активности. Но речь идет не только о телесных, эстетических, двигательных качествах, истинное физическое совершенство – это синтез физического и духовного уровня развития человека. «Качая железо», студентам необходимо наращивать интеллектуальный и духовно-нравственный потенциал средствами физической культуры. Особенно остро стоит этот вопрос для «юноши, обдумывающего житье, решающего, делать жизнь с кого» в период его самоопределения, его взросления, когда закладываются основы физически и социально здоровой, профессионально успешной личности.
«Физическая культура на личностном уровне – это потребность и способность человека к максимальной самореализации на основе использования природных резервов здоровья». Физическое совершенство при этом предполагает созидание прежде всего внутреннего духовного мира, правильной системы ценностей.
Физическая культура на социальном уровне – социальная адаптация, реабилитация и интеграция молодежи в общество и спортивное сообщество.
Физическая культура на государственном уровне – это престиж страны на спортивной международной арене, это мир, взаимопонимание и соревновательный диалог между народами, это решение демографических проблем, это сбережение нации.
Таким образом, высшее учебное заведение как социальный институт должно готовить не только квалифицированного специалиста, но и полноценную здоровую личность со сформированным духовно-этическим кодексом. Роль физической культуры и спорта в этом контексте трудно переоценить.
Физическая культура и спорт всегда ценились в обществе на должном уровне. Известная всем физкультурно-оздоровительная система СССР с ее нормами ГТО, где население страны было более здорово морально, физически и психически, чем в нынешних реалиях. Основную роль в этом сыграли физическая культура и спорт.
Физическое воспитание в высшем учебном заведении необходимо осуществлять комплексно на протяжении всего периода обучения студентов. «Воспитание – величайший вопрос человеческого духа. Педагогика – первое и высшее из искусств, потому что она стремится к выражению совершенства не на полотне, не в мраморе, а в самой природе человека», – сказал К.Д. Ушинский. К этому нечего добавить.