Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

FORMATION OF FAMILY VALUES ​​IN PRESCHOOL CHILDREN IN A SMALL KINDERGARTEN

Vlasova T.G. 1 Bezusova T.A. 2
1 Pjantezh primary school
2 Solikamsk State Pedagogical Institute (branch) Perm State National Research University
This article addresses the issue of the formation of family values ​​in children of different ages in conditions of a small kindergarten. The authors identify the pedagogical conditions necessary for effective work in a small kindergarten in a group of different age groups. The article addresses topical issues of family education, discusses the key concepts of «family values», «Ungraded kindergarten». The article highlights the priority conditions for the activities of educators in a small kindergarten. The authors of particular focus on what family values ​​for children of preschool age are the main ones. The article specifies the structural components of family values, gives their characteristics. The authors of the article propose a thematic plan of activities for the formation of family values ​​in the conditions of different age groups, in terms of synthesized as components of seed values ​​as well as the conditions for effective work on their formation. The authors describe diagnostic studies to identify the level of formation of family values ​​in preschool children in a different age group of kindergarten and give a brief analysis of the dynamics of the effectiveness of the experimental work carried out experimentally.In the article, the authors single out the specifics of work in a mixed-age group of children of a small kindergarten, focusing on the mixed-age interaction of preschoolers and cooperation with parents.
family values
small kindergarten
uneven-age group
components
conditions

Воспитание детей – одна из вечных проблем человечества. Семья для ребенка – это место его рождения и среда обитания (материальное и духовное). Вместе с близкими и родными людьми ребенок переживает чувства любви, долга, дружбы, преданности, справедливости. Из семейного опыта ребенок усваивает представления о себе, о других и о мире в целом. Атмосфера семьи создает систему ценностей для ребенка и обеспечивает чувство общности с членами своей семьи и осознание собственной значимости. Вопросы семейного воспитания рассмотрены в работах Ш.А. Амонашвили, Т.В. Лодкиной, Е.В. Бондаревской, О.С. Брынцевой и других. Следуя воззрениям перечисленных педагогов-исследователей, семья – это система с определенным морально-психологическим климатом, являющаяся для ребенка школой отношений между людьми. О.С. Брынцева [1] подчеркивает, что ценность семьи падает в связи с формированием системы ценностей, основанной на утрате семейных традиций, обычаев, разрушении семейного уклада жизни. В подтверждение сказанного заметим, в настоящее время мир преподносит детям образы, отрицающие ценность семьи, ценность материнства и отцовства. Стихийным путем семейные ценности у ребенка сформироваться не смогут, это процесс очень сложный, важный и требует больших усилий всех членов семьи на протяжении длительного времени. О ценностях родительства необходимо говорить уже с самого раннего детства, начиная эту работу с детского сада.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) [2] одним из основных принципов организации образовательного процесса является сотрудничество с семьей, необходимость формирования семейных ценностей у детей дошкольного возраста в рамках освоения социально-коммуникативного направления развития.

Взаимодействие детского сада и семьи по формированию семейных ценностей на сегодняшний день является приоритетным направлением деятельности малокомплектного детского сада и направлено на обеспечение единства подходов в решении задач воспитания детей. И.П. Подласый [3] определил малокомплектное образовательное учреждение как небольшой разновозрастный коллектив, где создаются улучшенные возможности для воспитания старшими младших. Можно с уверенностью сказать, что малокомплектный детский сад является прообразом большой, дружной, сплоченной семьи. Малокомплектный детский сад имеет достаточные возможности для формирования семейных ценностей у детей на всех этапах дошкольного детства. Работа в данном направлении должна быть партнерской, совместной, целенаправленной.

Для детей дошкольного возраста основными являются ценности, связанные с родством: принадлежность к своей семье, взаимоотношения близких и родных людей, история семьи, сохранение семейных традиций, поэтому основная цель, которую ставит педагог перед собой, – это актуализация чувства сопричастности ребенка со своей семьей, своими родственниками; умение регулировать взаимоотношения в семье, осознание семейных ценностей, обычаев и традиций [4]. Основная цель статьи заключается в описании эффективных педагогических условий организации работы в разновозрастной группе дошкольного образовательного учреждения для формирования у детей семейных ценностей.

Материалы и методы исследования

В структуре семейных ценностей можно выделить четыре компонента (О.В. Дыбина, И.К. Ривина [5, 6]). Охарактеризуем их:

1. Интеллектуальный – определяет уровень знаний и представлений о семье и уровень развития способов действий по освоению опыта семьи.

2. Эмоционально-чувственный – включает эмоции и чувства, отражающие отношение к миру семьи.

3. Мотивационно-потребностный – представляет систему потребностей в деятельности и мотивов.

4. Поведенческий – выражает степень сформированности умений и навыков в реализации собственной позиции к миру семьи. Поведение зависит от того, какие правила были приняты в семье. Включается механизм подражания.

В табл. 1 представлена конкретизация структурных компонентов семейных ценностей.

Эмоционально-чувственный компонент входит в структуру каждого из компонентов и будет рассматриваться нами в комплексе.

Результаты исследования и их обсуждение

Представим условия, которые должны обуславливать эффективное формирование обозначенных компонентов в условиях малокомплектного детского сада.

Условие 1. Организация развивающей предметно-пространственной среды в разновозрастной группе малокомплектного детского сада должна быть дифференцирована с учетом возрастных особенностей детей и их потребностей. В разновозрастной группе целесообразнее будет использовать разноуровневый подход к материалам и пособиям. Для малышей игрушки, атрибуты для игр нужно расположить на низких открытых полочках, стеллажах, чтобы обеспечить детям свободный доступ. Оборудование и пособия для старших детей расположить повыше, на уровне их роста. В детском саду возможно применение музейно-педагогической технологии. Например, создание мини-музея «У русской печки» поможет детям сформировать представления о составе семьи, родственных отношениях, познакомит детей с семейными традициями и обычаями. В мини-музее можно проводить встречи с близкими людьми, вместе делать поделки, подарки в семейной уютной атмосфере, увлекая как малышей, так и детей старшего возраста.

Таблица 1

Компоненты и их характеристика

Компоненты

Характеристики

Интеллектуальный

Представления ребенка о мире семьи, о прошлом мира семьи, мир семьи развивается, о связях между членами семьи, о связях между миром семьи и миром предметов, о своей сопричастности к миру семьи, о важности мира семьи для человека

Эмоциональночувственный

Представления о эмоционально-чувственных взаимоотношениях между членами семьи

Мотивационнопотребностный

Желание рассказывать о прошлом и настоящем семьи, установление причинно-следственных связей между членами семьи, между миром семьи и миром предметов, желание задавать вопросы о родственниках, рассказывать о традициях, обычаях семьи, стремление проявлять заботу, любовь к семье

Поведенческий

Умение реализовывать представления и знания о мире семьи в деятельности; умение участвовать в подготовке и проведении совместных семейных видов деятельности; умение проявлять сочувствие, сопереживание, любовь к семье; владение способами сохранения традиций, обычаев семьи

 

Условие 2. Организация учебно-воспитательного процесса будет проходить при выборе одинаковой или близкой темы для детей всех возрастных групп, учитывая возможности и уровень их самостоятельности по следующим 4 видам: I вид – ступенчатое начало занятий, II вид – ступенчатое (поэтапное) окончание занятий, III вид – одновременная деятельность детей, IV вид – отдельная деятельность детей. При организации непосредственно-образовательной деятельности в разновозрастной группе необходимо учитывать индивидуально-психологические особенности, уровень развития детей, гендерную принадлежность.

Условие 3. Использование эффективных форм и методов работы с детьми в детском саду. Педагог должен использовать преимущественно методы воспитания детей разного возраста в своей работе. Эффективным будет использование следующих практических методов: взаимообучение; сотрудничество малышей и старших детей; совместная деятельность под руководством старших детей с использованием игр, упражнений, с помощью которых можно закрепить пройденный материал. Безусловно, эффективным будет наглядный метод: рассматривание семейных фотографий, альбомов, иллюстраций. Организация тематических выставок дает детям возможность рассказать о наилучших семейных достижениях, в понятной и наглядной форме представить свой демонстрационный материал. Актуальным будет использование словесного метода в форме: вопросы разной степени сложности для детей; различные тематические беседы, чтение художественных произведений и их разбор-анализ с детьми. Нельзя не оставить в стороне игровой метод. Здесь можно использовать дидактические игры с разным уровнем сложности, игровые приемы, игры-драматизации и т.д. Чтобы показать детям значимость профессиональной деятельности родителей, эффективным методом будут экскурсии, например, в библиотеку, фельдшерско-акушерский пункт, магазин.

Условие 4. Развитие игровой деятельности детей в разновозрастной группе. Условия разновозрастной группы создают реальную возможность сохранения и развития сюжетно-ролевой игры. В игре дети приобретают разноплановый социальный опыт, у детей формируются представления о составе семьи, дети учатся устанавливать причинно-следственные связи между членами семьи.

Условие 5. Организация совместной деятельности детей и взрослых. Основное место будут занимать коллективные методы. Совместные праздники, например «8 Марта – мамин день», «Праздник для пап», конкурсы и выставки «Волшебный сундучок осени», «Моя мама (бабушка) – рукодельница» и т.д.

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Муниципального автономного общебразовательного учреждения «Пянтежская ООШ» структурного подразделения «Пянтежский детский сад» (Пермский край). На первом этапе опытно-экспериментальной работы мы выявили уровень сформированности семейных ценностей у детей в условиях малокомплектного детского сада. Показатели семейных ценностей были определены через призму компонентов в соответствии с диагностическими материалами [5, 6]. В экспериментальную группу входили 16 воспитанников разновозрастной группы от 3 до 7 лет. Так средний уровень сформированности интеллектуального компонента составил 75 %, мотивационно-потребностного компонента – 56 %, поведенческого компонента – 63 %. Можно констатировать, что у детей недостаточно сформированы представления о мире семьи, о том, что мир семьи развивается, дети слабо владеют способами сохранения традиций и обычаев семьи. Результаты констатирующего среза представлены в табл. 2.

Проанализировав данные констатирующего эксперимента, был разработан тематический план мероприятий по формированию у детей семейных ценностей в условиях малокомплектного детского сада (табл. 3).

Проведенные мероприятия охватывали все компоненты по формированию у детей семейных ценностей, в их организации были актуализированы все условия, представленные ранее. Констатируем, что проведенные мероприятия были интересны как детям, так и их родителям. Малыши с интересом наблюдали за играми и занятиями старших детей, старшие дети оказывали помощь малышам, проявляли заботу о них. Вместе рассматривали книги, альбомы, играли в сюжетно-ролевые игры «Семья», «Поход в магазин» и т.д. В процессе совместных занятий старшие дети были примером и организаторами игр для малышей, малыши в свою очередь, были их помощниками. Так, например, дети старшего возраста помогали малышам разучивать музыкальные игры, подбирать атрибуты для сюжетных игр, отражающие семейно-бытовую тематику и т.д. Родители совместно с детьми разучивали стихи, песенки, подбирали костюмы для праздников. Совместная деятельность детей и взрослых способствовала проявлению творчества, инициативности, умению оказывать взаимопомощь и взаимопонимание.

Таблица 2

Результаты констатирующего среза

Компоненты

Уровень сформированности компонента

Дети 3–4 лет

(5 человек)

Дети 5–7 лет

(11 человек)

Интеллектуальный

Высокий

0 %

0 %

Средний

5 человек (100 %)

7 человек (64 %)

Низкий

0 %

4 человека (36 %)

Мотивационнопотребностный

Высокий

0 %

0 %

Средний

4 человека (80 %)

5 человек (45 %)

Низкий

1 человек (20 %)

6 человек (55 %)

Поведенческий

Высокий

1 человек (20 %)

0 %

Средний

4 человека (80 %)

7 человек (64 %)

Низкий

0 %

4 человека (36 %)

 

Таблица 3

Тематический план мероприятий

№ п/п

Мероприятие

Название

Компонент

Условие

1

НОД познавательное развитие. Предметный и окружающий мир

Беседа «Семья человека большая и маленькая»

Интеллектуальный

Условие № 2

НОД2 вид – ступенчатое

(поэтапное) окончание

2

НОД Художественноэстетическое развитие

Рисование

«Милой мамочки портрет»

Интеллектуальный

Условие № 2

НОД 3 вид – одновременная

деятельность подгрупп

3

НОД по речевому развитию.

Приобщение к художественной литературе

Знакомство с ненецкой сказкой «Кукушка»

Мотивационнопотребностный

Условие № 2

НОД 4 вид – отдельная деятельность детей

4

Мастер-класс совместно с родителями

«Осенние листочки»

Мотивационнопотребностный

Условие № 3 Условие № 5

5

Выставка поделок

«Моя мама (бабушка) – рукодельница

Мотивационнопотребностный

Условие № 5

6

Семейная мастерская

«Ателье для кукол»

Поведенческий

Условие № 1 Условие № 4

7

Праздник совместно с родителями

«Новый год в лесу у Деда Мороза»

Поведенческий

Условие № 1

Условие № 4

Условие № 5

Примечание. НОД – непосредственная образовательная деятельность.

Таблица 4

Результаты контрольного среза

Компоненты

Уровень сформированности компонента

Дети 3–4 лет

(5 человек)

Дети 5–7 лет

(11 человек)

Интеллектуальный

Высокий

3 человека (60 %)

6 человек (55 %)

Средний

2 человека (40 %)

5 человек (45 %)

Низкий

0 %

0 %

Мотивационнопотребностный

Высокий

1 человек (20 %)

6 человек (55 %)

Средний

4 человека (80 %)

5 человек (45 %)

Низкий

0 %

0 %

Поведенческий

Высокий

3 человека (60 %)

7 человек (64 %)

Средний

2 человека (40 %)

4 человека (36 %)

Низкий

0 %

0 %

 

В результате проведенной работы следует отметить положительную динамику в показателях сформированности семейных ценностей. По результатам контрольного среза были получены следующие данные (табл. 4). Высокий уровень сформированности интеллектуального компонента составил – 56 %, средний уровень – 44 %; высокий уровень мотивационно-потребностного компонента – 44 %, средний уровень – 56 %, высокий уровень поведенческого компонента – 62 %, средний уровень – 38 %.

У детей в малокомплектной группе повысился уровень знаний о семье, расширились представления о связях между членами семьи. Дети с желанием рассказывали о прошлом и настоящем своей семьи, устанавливали причинно-следственные связи между членами семьи, стремились проявить заботу и любовь к ним. Воспитанники с интересом и желанием принимали участие в подготовке и проведении совместных праздников.

Заключение

По результатам проведенного эксперимента можно сделать следующие выводы: разновозрастное взаимодействие детей обогащает социальный опыт, формирует умение выстраивать отношения в различных ролевых позициях, дети учатся определять свое место, как члена семьи, учатся любить и уважать своих родных и близких. Малокомплектный детский сад будет помощником для детей и родителей в формировании семейных ценностей, так как является прообразом большой и дружной семьи.