Цель данного исследования – дать подробную информацию о новых романах кыргызской литературы, раскрыть их особенности, разновидности жанров, привести описания событий. Появление многих прозаических произведений в кыргызской литературе после 1990-х гг., многогранность жанровых особенностей становятся основными объектами научных исследований. Среди них можно выделить такие романы, как «Атакенин ак болот» А. Рыскулова, «Жанжаза», «Топон» С. Раева, «Суурул- ган кылыч, суурулган баш» А. Муратова, «Дарыялар жайыкта кошулат» К. Бакиева. Кроме них, романы «Тагай бий» К. Иманалиева, «Хан Тейиш» А. Стамова, «Чьщгыз хан», «Темирлан» А. Оморова, «Канат хан» Ж. Егембердиева, «Раззаков»
А. Мырзаева и многие другие нашли отклик в сердцах читателей.
Романы Т. Сыдыкбекова «Люди наших дней», «Среди гор», У. Абдукаимова «Битва», Т. Касымбекова «Сломанный меч», М. Элебаева «Долгий путь», К. Джантошева «Каныбек» и иные популярны до сих пор. Кыргызские романы стали разнообразны по тематике, по жанру. По мнению известного литературоведа А. Эркебаева, тематический диапазон произведений сейчас весьма широк: историческое прошлое кыргызского народа, установление советской власти в крае, Великая Отечественная война и жизнь в тылу, современность в различных ее сферах. Однако именно в эти годы наряду с традиционными уже для кыргызской литературы жанровыми формами романа, такими как автобиографический, авантюрно-приключенческий, социально-бытовой, получили развитие новые виды жанра: исторический, биографический, военный, «производственный», публицистический, философский и т.п. [1, с. 4–5]. Многие кыргызские критики и литературоведы, отмечая количественный рост романов, указывают на отсутствие в них качественных сдвигов. Но в последнее время появилось очень много исследовательских работ по кыргызским романам. Заметно возросло число исследований. Например, в 1950–1980-е гг. были опубликованы первые работы К. Асаналиева, в которых был осуществлен научный анализ кыргызских романов 1930–1950-х гг. В те же годы творчество кыргызских писателей было основным объектом исследований М. Борбугулова, Т. Аскарова, А. Эркебаева, У. Касыбекова и др. Среди многочисленных работ можно выделить труды А. Эркебаева. Например, в книге «Кыргызский роман: истоки, пути становления, поэтика и типология» ставятся четыре задачи. Во-первых, определяется задача комплексного осмысления национальных истоков жанра – дореволюционных устных и письменных повествовательных традиций кыргызов, оставивших свой яркий след как в поэтическом, так и в прозаическом искусстве. Во-вторых, необходимо выяснить генезис малых и средних жанров кыргызской прозы – публицистической статьи, очерка, рассказа и повести, для чего нужно было подвергнуть основательному научному анализу произведения первых кыргызских писателей. Этот всесторонний учет и анализ их произведений позволяет по-новому взглянуть на историю кыргызской прозы, в том числе на формирование романа. В-третьих, детально анализируется сам процесс генезиса национального романа, выявляются конкретная структура и смысловая наполненность каждого его образца. В-четвертых, представляется крайне важным проследить дальнейшую трансформацию жанра, мучительный, диалектически противоречивый его путь к рубежам зрелости.
С этой же целью мы будем сопоставлять прежние и новые романы. После распада СССР в кыргызской литературе появились новые романы разных жанров: исторические, историко-личностные, детективные и др.
Среди заметных книг 1990-х гг. роман О. Султанова «Жизнь человека» (1995) отличается от других романов того периода. «Жизнь человека» – роман в стихах, над которым автор работал в течение десяти лет. Он задуман как философское размышление о смысле жизни, о том, как забывается добро. Лирический герой романа Белек. В его рассказе описывается трагическая жизнь Качы Курамаева. Качы Курамаев верно служил советской власти, партии, членом которой он был. Но свою жизнь он закончил в нищете. В то время в стране была сложная обстановка. После перестройки, распада СССР многие люди остались без работы, был экономический кризис. Например, чтобы купить сахар, хлеб, сливочное масло и иное, люди часами стояли в очередях. И трудности с финансами, в быту, и ситуация в стране очень влияли на молодое поколение того времени. Таких людей, как наш герой Качы Курамаев, можно было встретить в любом регионе.
В роман А. Акималиева «Генрика» включено все: реалии времени, значимые личности в культуре, политике, события, факты и иное… Автор пытается выразить свои чувства всеми доступными ему способами и средствами, но его никто не слышит, никто не принимает всерьез… Здесь чувствуется потеря социальных и идеологических ориентиров. А в романе «Жизнь человека», по мнению литературоведа О. Ибраимова, есть очень сильные места, написанные с настоящим мастерством; повествование, сфокусированное на непростой жизни главного героя, идет с разными историческими отступлениями, а некоторые события, происшествия, изложенные как вставные рассказы, должны были, как можно догадаться, придать тексту романный эффект, некую масштабность, познавательную широту. К сожалению, эти вставные рассказы, сами по себе любопытные и интересные, не всегда вписываются в идейный контекст произведения, не работают на раскрытие общего замысла, да и вообще не совсем понятно, зачем и по каким соображениям надо было их внедрить в текст романа [2, с. 264]. Действительно, автор сам себя ввел в творческое заблуждение, считая, что задуманную историю жизни человека непременно нужно положить на язык стиха, а не прозы. О. Султанов добился бы куда более сильного художественного эффекта и эстетического результата, если бы он все-таки избрал прозу.
В России в XXI в. стал весьма популярен детективный жанр. В истории кыргызской литературы тоже начали появляться детективные произведения, такие как романы «Судьбы человека и времени» Т. Касымова, «Серый беркут Босого» С. Сарыгулова, «Черная маска» С. Мырзакул уулу.
В романе «Черная маска» С. Мырзакул уулу описывается некое «Кровавое ордо» («Кандуу ордо»), где в советское время осужденных строгого режима и осужденных к смертной казни привозили с разных республик СССР в местность неподалеку от Алматы. Книга состоит из двух частей. В произведении описываются законы этого «Кровавого ордо», которое местные жители считали закрытым объектом, где тренируются спортсмены. Однако некоторые из них подозревали о том, что там происходит что-то страшное…
И в этом «Кровавом ордо» были наемные солдаты, которые по приказу убивали осужденных к смертной казни. Перед тем как они должны были убить осужденных, им и заключенным давали спиртные напитки, чтобы заглушить чувство страха. Иногда узники могли быть неожиданно застрелены снайпером. Многие заключенные не выдерживали суровых условий заключения и поднимали бунт. Но бунтующих сразу убивали, чтобы преподать урок другим. Поэтому все заключенные жили в постоянном страхе. В лагере царила невыносимая, тягостная атмосфера. В романе описывается, как наемные солдаты были довольны своей работой и как они гордились тем, что они являются членами этого «Кровавого ордо». Однако в жизни этих солдат тоже были свои правила. Никто не мог просто так уйти из этого ордо. И в этом ордо были красивые девушки, которые обслуживали наемных солдат. Роман начинается с того, как одна из этих девушек – уйгурка Хасиятхан – убегает из ресторана в Алматы [3, с. 6]. В книге имеется очень много интересных эпизодов...
Но после распада СССР этих наемников отпускали, они устраивались телохранителями разных криминальных авторитетов. В книге описывается их дальнейшая жизнь.
В 1992–2002 гг., на протяжении 10 лет, были написаны 12 романов Мелиса Макенбаева. Они отличаются изложением событий простым языком. При их прочтении создается впечатление, что читаешь публицистическое произведение, абсолютно отсутствует художественность. Автор не использует средства художественной выразительности. Например, это видно в его романе «От чего умирают герои», где описывается несправедливость правоохранительных органов. Он сам был дважды осужден, хорошо знал тюремную жизнь. И в своих романах Макенбаев очень четко описывал жизнь заключенных, ее законы. Для создания своего произведения он однажды снял проститутку на ночь и, беседуя с ней, записал ее судьбу на диктофон. На основе этой записи было создано произведение. Иногда он жил рядом с бомжами, чтобы в деталях изучить их жизнь, и события их биографии становились основой сюжета его романов.
Чаще всего в его произведениях отражены реальные события, поэтому читателям интересны его романы: «Тюрьма Каракола», «Тропа Волков», «Могила лодок», «Билет Волка», «Плач старой тюрьмы», «Пресс-хата» и др.
По мнению литературоведа Д. Асакее- вой, творческую деятельность М. Макенба- ева можно делить на три этапа:
1-й этап: произведения, которые написаны до того, как он попал в тюрьму. На этом этапе описывались только жизненный обычные бытовые проблемы;
2-й этап: произведения, написанные после выхода из тюрьмы. Тут одна актуальная тема: преступление и наказание;
3-й этап: произведения, написанные в последние годы писателя: жизнь после распада СССР, жизнь бездомных и т.д. [4, с. 41].
Также им созданы романы об исторических личностях кыргызского народа, таких как Тагай бий, Хан Тейиш, Молдо Асан, Барсбек, Боронбай, Балбай, Раззаков и др.
Тагай бий был одним из родоначальников правого крыла кыргызов (оц канат), об этом говорится в книге Т. Джуманалиева. Первоначально расслоение родовых подразделений на правое и левое крылья традиционно было обусловлено генеалогией, как правило, близостью или отдаленностью родственных связей. Но со временем, в силу каких-то субъективных или объективных обстоятельств, родовые подразделения перемещались в другие кочевья и оказывались в другом крыле. Этим и объясняется появление неродственных племен в крыльях. Формально границей между крыльями признавались горы Ала- Тоо (Тянь-Шань). Племенам, которые проживали на правой стороне (на северных склонах Ала-Тоо), дали название Оц, а племенам, проживавшим на левой стороне (на южных склонах Ала-Тоо), дали название Сол. В состав правого крыла входили племенные объединения деелес, сары-багыш, кара-чоро, саяк, богоростон, солто, бугу, найман и другие, имевшие родоначальника Тагая. К ним примыкали подразделения адигине, монгуш, кара-багыш и другие, считавшиеся потомками брата Тагая Ади- гине [5, с. 79]. По некоторым сведениям, Тагай-бий родился примерно в 1470 г. на пастбище Сары-Бел Алайской долины. Как пишет один из первых национальных историков Осмонаалы Сыдык уулу в книге «Короткая история кыргызов», изданной в 1913 г. в г. Уфе, Тагай-бий – младший брат Адигине. И в начале XV в., когда его брат Адигине был бием, Тагай направился в Кетмень-Тюбинскую долину, потом в Чуй, и дальше он остается в Кочкорской долине. Собрав своих единомышленников, он создает свое войско, чтобы противостоять нашествию монгольских завоевателей [6, с. 334].
А в 2013 г. выходит антология, сборник избранных произведений о Тайлак баатыре, где описывается жизнь Тайлак баатыра. Он тоже входит в состав правого крыла. Жизни этого героя посвящено очень много произведений. Д. Сатыбалдиева создала историческую драму «Керме Тоо» Ш. Садыбакасова, «Тайлак – национальный баатыр» Ш. Бейшеналиева, статьи опубликованы в сборнике, из них можно узнать много интересного его жизни [7].
В 2009 г. вышел роман А. Токтогулова «Путь времени». Он является продолжением предыдущего его романа «Обида времени». В произведении показана жизнь людей XIX века. Автор создал свой роман, опираясь на конкретные рассказы свидетелей исторических перемен в обществе, однако в нем приводятся и мифические легенды. Роман начинается как сказка: «Мир как море, иногда волнуется, иногда нет. Правители мира, предвидители о которых рассказывают с давних времен, оставив после себя сильного, храброго сына, сами оставались безызвестными. Среди народа жил-был великодушный, храбрый шах. Тогда Мать-Земля жила спокойно своей жизнью, как мать, простившая своего невоспитанного сына. Несколько веков люди были недружными и воевали непрерывно, стремясь уничтожить друг друга. И тогда Мать-Земля страдала за них. И так продолжалась жизнь. Иногда жили мирно, иногда воевали...» [8, с. 3]. В романе очень много персонажей. Кроме главных героев, показаны судьбы разных личностей. Через судьбы героев Мадалихан, Кыдырсейит, Сатыкей баатыр, Жангарач, Бокбасар, Момунтай чечен описывается время Кокандского ханства. Также в романе можно встретить знаменитого Тагай бия. В произведении приводятся конкретные исторические события, приводится много интересных эпизодов. Через характер героев раскрываются исторические события. Роман является не только историческим, но и психологическим: в нем очень много моментов, где описываются переживания, душевное состояние героев.
Асыкбек Оморов – автор еще одного романа «Чынгызхан». Эта книга была признана «Самой лучшей исторической книгой Азии XXI века» фондом «Мустафа Кемаль Атагурк», автор был награжден золотой медалью. Роман отличается яркой выразительностью, мастерством. Исторические отступления придают тексту эффект повествования. И в этой книге тоже можно найти очень интересные факты из жизни Чынгызхана. Кыргызскими писателями создано множество произведений о Чынгызхане. Над своим романом «Чынгыз-хан и шаман» Арслан Койчиев работал около пяти лет. Роман отличается от других исторических романов тем, что в нем переплетены времена правления великого правителя Чынгызхана и 1970-е гг.
Великий писатель кыргызского народа Ч. Айтматов тоже написал свою повесть «Белое облако Чингизхана». Произведение было опубликовано в 1990 г. в журнале «Знамя», оно называлось «Повесть к роману». «Но самым примечательным было не окружение Чингисхана – бесстрашные кезе-гулы и жасаулы, жизнь которых принадлежала Чингисхану больше, чем им самим, – на то они и отбирались, как лезвия клинков, один из ста, – и не их отменные верховые кони, редкостные, как самородки золота в природе. Нет, примечательным в том походе было совсем другое. Над головой Чингисхана всю дорогу, заслоняя его от солнца, плыло облако. Куда он – туда и облако. Белая тучка, величиной с большую юрту, следовала за ним, точно живое существо. И никому невдомек было – мало ли тучек в вышине, – что то есть знамение – так являло Небо свое благословение Повелителю миров. Однако сам он, Чингисхан, зная об этом, исподволь наблюдал за тем облаком и все больше убеждался, что это действительно знак воли Неба-Тенгри» [9, с. 320].
В произведении есть две сюжетные линии: первая линия о жизни Абуталипа, о его трагической судьбе, а вторая – о жизни Чингизхана. Но у обеих линий идея одна – показать несправедливость власти. При описании жизни Абуталипа показана несправедливость судебных органов: прокурор Сегизбаев осуждает невиновных людей из-за алчности, честолюбия, ради славы. В итоге Абуталип вынужден покончить с собой, чтобы доказать свою невинность. А во второй линии описывается поход Чингизхана, где он приказывает женщинам не рожать во время похода. Однако у одной из женщин судьба сложилась так, что она была вынуждена родить в походе. Узнав об этом, Чингизхан, чтобы доказать свою власть, приказал убить женщину и отца ребенка, а ребенка оставил с женщиной в пустой степи без еды. И после этого белое облако Чингизхана, которое всегда его сопровождало, исчезло.
Автор романа «Сломанный меч» Т. Касымбеков сосредоточился главным образом на воссоздании тех или иных исторически важных событий и происшествий, при этом определенно забыв, что всякий хороший исторический роман держится на двух «китах»: на образах людей, которые своей судьбой и жизнью, личностью воплощают само это историческое время или эпоху, и, конечно, на аналитическом изображении духа и сути самого исторического времени, двигавшего общество и народ в ту или иную сторону. В романе «Миражи Алайа» Раимбека Абдиева описываются падение Кокандского ханства и присоединение Кыргызстана к Российской империи. Судьбы героев его произведения воплощали историческое время, точнее, время Кокандского ханства. Особо ярко были выделены образы Абдылдабека, Полот хана. Р. Абдиев умело пользуется основными приемами и средствами художественной пластики – деталями и подробностями, описанием движений, жестов и др. Менее выразительно охарактеризован образ Курманджан датки. Приводятся сведения о том, что для осуществления своих планов Кокандское ханство старалось установить контакты с некоторыми кыргызскими племенами. Однако цели и задачи кыргызов отличались от далеко идущих намерений Кокандского ханства.
Таким образом, главной причиной появления новых романов кыргызской литературы в короткий исторический период были глубокая потребность и заинтересованность в них общества. Проанализировать в одной статье все новые романов кырзызских авторов невозможно. Однако мы постарались сделать хоть малейший анализ. Исследовать новые кыргызские романы – наша цель в будущем.