Кыргызская Республика – светское государство, в котором каждому гарантирована свобода совести и вероисповедания. Государство проводит свою политику в отношении религии на основе гармоничного сосуществования и взаимоуважения между светской и религиозной системами ценностей. Cвeтский принцип государственного регулирования деятельности религиозных организаций означает рeализацию конституционных норм об отделении религии и всех культов oт гoсударства путем недопущения вмешательства религиозных организаций и служителей культа в деятельность государственных органов. Однако принципы светскости нарушаются в силу испытанием вызoвoв и угрoз глобализации. В данной связи государство, гражданское общество и СМИ должны вести более сконцентрированную работу в информировании проблемы к касающиеся религии.
Более того, повышение информированности граждан по вопросам религии, законодательным основам светского государства, правам и свободам человека и гражданина играет значимую роль в процессе предупреждения экстремизма и терроризма. В этой связи подрастает роль средств массовой информации в формировании общественного мнения по всем вышеуказанным актуальным проблемам общества. Они являются значительным фактором поддержания стабильности в общественных отношениях. Вместе с тем они могут играть потенциально негативную роль.
Безусловно в современных условиях в Кыргызстане кроме государственных (общественных) СМИ существуют разного рода СМИ – международные некоммерческие, «проамериканские», «пророссийские», «прозападные», религиозные и др., которые в свою очередь в значительной мере формируют общественное сознание населения кыргызстанского общества. Кроме этого в связи с развитием интернета и ITтехнологий уровень пользования интернетресурсами населением все больше возрастает, что и требует более грамотного освещения материалов по религии на веб-сайтах современных СМИ.
На сегодняшний день в Кыргызстане проблемы о роли СМИ в освещении вопросов религии в современных условиях недостаточно изучены и требуют большой интерес в исследовании данной проблемы. В связи с этим основной целью данной статьи является изучение современной роли СМИ в освещении вопросов религии в Кыргызстане, а также выявление некоторых особенностей их освещения.
Особенности освещения вопросов религии в местных СМИ
Важным вопросом в изучении роли СМИ по освещению вопросов религии в современных условиях, на наш взгляд, является: Какова роль СМИ в освещении вопросов религии в процессе формирования демократических принципов и ценностей? На данный вопрос впервые попытались ответить молодые исследователи международной организации по миростроительству International Alert в Кыргызстане.
В 2017 г. международная организация по миростроительству International Alert запустила проект «Конструктивные диалоги по религии и демократии», финансируемый Европейским союзом, в рамках которого проведено прикладное исследование на тему «Роль СМИ в освещении вопросов религии и демократии, а также в построении конструктивных диалогов в Кыргызстане», где одним из исследователей выступала автор данной статьи.
Согласно результатам исследования «Роль СМИ в освещении вопросов религии, а также в построении конструктивных диалогов по религии и демократии в Кыргызстане» [1, с. 56] можно выявить некоторые особенности освещения вопросов религии в СМИ.
Во-первых, на сегодня местные СМИ по религии затрагивают вопросы к касающиеся государственной политике в сфере религии, деятельности религиозных организаций, религиозной ситуации страны и Центральной Азии, национальной безопасности, экстремизм, терроризм, причины, факторы и последствия отправки кыргызстанцев в Сирию для участия в военных действиях, деятельности духовных органов мусульман Кыргызстана, правам человека.
Безусловно, вышеуказанные проблемы прежде всего вызваны современными вызовами и угрозами глобализации, с которыми сталкивается не только Кыргызстан, но и другие страны мира. Освещение таких проблем в СМИ весьма своевременное, однако они требуют более тщательного изучения, обеспечивающего объективной и достоверной информацией в целом. Кроме этого, происходящая религиозная ситуация в республике требует от современных СМИ выработки кардинально новых подходов и методов освещения вопросов религии, а также стать связывающим звеном взаимодействия государственных органов и институтов гражданского общества по улучшению религиозной ситуации.
Во-вторых, большинство публикаций по религии освещаются в новостном характере, а аналитических публикаций значительно меньше, где в основном содержатся мнения экспертов и специалистов в области безопасности, религиоведения, теологии, а также мнения органов государственной власти, представителей академических и гражданских сообществ.
Результаты контент-анализа материалов по религии местных веб-сайтов, таких как ktrk.kg, 24kg, azattyk.org, показали, что многие материалы нуждаются в глубоком анализе и экспертной оценке. Например, темы касательно реализации государственной политики в сфере религии, относительно деятельности религиозных организаций и их сторонников, причины, факторы и последствия отправки кыргызстанцев в Сирию для участия в военных действиях и др. Следует подчеркнуть о том, что чаще всего материалы аналитического характера освещались на веб сайте azattyk.org Радио «Азаттык» – 77,5 % материалов из изученных (100) носили аналитический характер [1, с. 61]. У остальных веб-сайтов материалы по религии содержали в основном новостной характер.
В-третьих, большинство публикации местных СМИ не всегда соблюдают общие принципы и нормы журналистики, а также декларированные принципы самих СМИ.
На основе вышеотмеченных можно сделать вывод о том, что в местных СМИ, как правило отсутсвует глубокий экспертный анализ религиозной ситуации страны. Эти и другие недостатки являются следствием определенных причин, прежде всего отсутствие определенной политики государства в сфере религии в течение долгих лет, а именно до принятия Концепций государственной политики в сфере религий; отсутствие профилированных специалистов, изданий, газет и журналов, которые занимались бы освещением вопросов религий; тенденциозность многих местных изданий СМИ в освещении проблем религиозной жизни; предвзятость журналистов; низкий профессионализм журналистов, освещающих проблемы религии, и их религиозная необразованность.
Важным направлением в освещении вопросов религии, на наш взгляд, является привлечение прежде всего экспертных сообществ с целью проведения полноценного и объективного анализа. В Концепции государственной политики в сфере религии также выдвигается направление относительно повышения экспертного потенциала государственных органов по изучению текущей религиозной ситуации с целью своевременного реагирования на проблемы и принятие адекватных решений по их устранению [2]. Реализация данного направления со стороны государства и СМИ способствует в свою очередь на конструктивное развитие религиозных ситуаций в стране в современных условиях.
По оценкам Международного союза электросвязи (МСЭ), доля лиц, пользующихся интернетом в Кыргызстане, в 2015 г. достигла уровня в 30,25 %, по сравнению с 28,3 % в 2014 и 23 % в 2013 г. Согласно данным Государственного комитета информационных технологий, общее количество активных пользователей интернета в 2015 г. достигло уровня в 4,54 млн человек [3].
Согласно результатам исследования в рамках проекта «Конструктивные диалоги по религии и демократии», что большинство респондентов ответили, что получают информации по религии из интернетресурсов – 63 %, таких как насаат медиа, azattyk.org, sputnik, 24kg, социальные сети: Facebook, Instagram, Odnoklassniki. Исходя из этого следует отметить о важности публикации достоверных и объективных материалов на онлайн-СМИ. Кроме этого, респонденты (11,75 %) отметили, что получают информации из религиозных изданий, книг и мечети [1, с. 71].
Не получаю |
Интернет- ресурсы, соц. сети |
ТВ, газеты и журналы, традиционные СМИ |
Религиозные книги и мечеть |
Другие |
Всего |
Не ответили |
Итого |
г. БИШКЕК |
|||||||
10 |
127 |
10 |
21 |
6 |
174 |
26 |
200 |
г. ОШ |
|||||||
9 |
125 |
4 |
26 |
8 |
172 |
28 |
200 |
Всего |
|||||||
19 |
252 |
14 |
47 |
14 |
346 |
54 |
400 |
В этой связи следует подчеркнуть, что государство должно взять на контроль все религиозные организации и издания. Также современные медиа должны вести деятельность в тесном сотрудничестве с духовными учреждениями, а также религиозными изданиями с целью выстраивания конструктивного диалога.
В настоящее время СМИ, возможно, станет причиной конфликтов или конструктивных диалогов в сфере религиозных отношений в светском государстве. В этой связи, на сегодня все местные СМИ должны почувствовать ту ответственность, что их слова может способствовать стабильности и спокойствию в обществе, интегрируя поликонфессиональное и полиэтничное население, но могут его и дезинтегрировать, разбивать на противостоящие группы. Опасность заключается в том, что СМИ и журналисты могут использовать простые факты по религии и религиозные особенности жизни людей в политических целях. Кроме того, уровень профессионализма журналистов в освещении проблем религии серьезно будет влиять на религиозную ситуацию страны в целом. В данной связи государство, институты гражданского общества и СМИ должны вести взаимовыгодную политику с целью улучшения религиозной ситуации в стране.
Деятельность СМИ и государственная политика в сфере религии
В Кыргызстане с 2014 г. проводится активная работа государственных органов по разработке программных документов, упорядочению религиозных вопросов и реализуются мероприятия по улучшению текущей религиозной ситуации в стране. В результате данной деятельности была разработана и утверждена указом Президента КР от 14 ноября 2014 г. Концепция государственной политики Кыргызской Республики в религиозной сфере на 2014–2020 гг. [4]. Данный документ определяет методологические и концептуальные основы развития религиозной сферы, позицию и подход государства к вопросам религии, а также основные направления реформирования религиозной политики в республике.
Подход государства к реализации государственной политики в религиозной сфере руководствуется четырьмя основными принципами: Кыргызская Республика – суверенное государство, правовое государство, светское государство и социальное государство [5, п. 2, ст. 1]. В соответствии с Конституцией Кыргызская Республика является светским государством, где религия отделена от государственного управления, и религиозные организации и религиозные служители не могут вмешиваться в процесс государственного управления и заниматься политической деятельностью [5, п. 2, ст. 2]. В Кыргызстане понятия «светское государство» или «светская модель государства» определены в соответствии с положениями Конституции Кыргызской Республики и отражены более подробно в Концепции государственной политики КР в религиозной сфере. В соответствии с Конституцией КР принцип светскости определяется следующим образом: «В Кыргызской Республике никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной», «религия и все культы отделены от государства», «запрещается вмешательство религиозных объединений и служителей культов в деятельность государственных органов» [5, п. 2, ст. 7]. В Концепции государственной политики КР в религиозной сфере отмечено, что, согласно светской модели государства, религиозные организации и религиозные служители не могут вмешиваться в процесс государственного управления и участвовать в политической деятельности.
Но в то же время Конституция Кыргызской Республики гарантирует свободу совести и вероисповедания, где каждый человек вправе свободно выбирать и иметь религиозные и другие убеждения, никто не может быть принужден к выражению своих убеждений или отказу от них [5, п. 2, ст. 20, 32]. Более детально право на свободу вероисповедания изложено в законе КР «О свободе вероисповедания и религиозных организациях в Кыргызской Республике» от 31.12.2008 г. № 282, ст. 4/1.
В свете вышесказанного следует подчеркнуть, что современные отечественные СМИ в освещении вопросов религии должны взять на учет основные направления Концепции с целью совместной реализации этой программы, так как данный документ основывается на Конституции Кыргызской Республики, где гарантирована свобода совести и вероисповедания, где каждый человек вправе свободно выбирать и иметь религиозные и другие убеждения, никто не может быть принужден к выражению своих убеждений или отказу от них [5, п. 2, ст. 20, 32].
После принятия Концепций государственной политики в сфере религии в 2014 г. местные СМИ независимо от своих миссий начали обращать внимания на религию и религиозные ситуацию в целом.
Безусловно, отечественные СМИ до и после принятия Концепции пристально наблюдали основные этапы реализации данной программы, а также принимают активное участие в ее реализации. На наш взгляд, подготовка и принятие Концепции в свою очередь открыли совершенно новый этапа в сфере освещения вопросов религии в СМИ. Благодаря деятельности местных массмедиа и институтов гражданского общества со стороны государства была ответная реакция, то есть решение принимать данную программу. Поэтому государство, гражданское общество и СМИ всегда должны взаимовыгодно сотрудничать. Здесь СМИ должны взять на себя ответственность по урегулированию религиозных ситуаций в стране и конструктивного отношения по религии и демократии в условиях светскости, а также активное соучастие к сохранению политической стабильности в республике.
Заключение
Данная статья не в полной мере определяет роль СМИ в освещении вопросов религии. Однако на основе краткого анализа было сделано следующее заключение.
Действительно, за последние годы СМИ больше стали уделять внимание проблеме религии, прежде всего религиозной ситуации в стране. Но существуют ряд проблем в освещении вопросов религии, это прежде всего, отсутствие глубокого изучения проблемы и экспертного анализа, отсутствие грамотного и компетентного подходов со стороны журналистов в процессе освещения материалов по религии. Однако с принятием Концепции государственной политики в религиозной сфере местные медиа центры и институты гражданского общества активно работают над повышением медиаграмотности сотрудников СМИ в освещении материалов по чувствительным темам.
Безусловно, в условиях глобализации СМИ играют значительную роль в поддержании стабильности в общественных отношениях, но и могут играть потенциально негативную роль. В связи с этим в современных условиях государство, институты гражданского общества и СМИ всегда должны взаимовыгодно сотрудничать. В рамках сотрудничества СМИ должны взять на себя ответственность по регулированию религиозных ситуаций в стране и построению конструктивных диалогов по религии в процессе демократизации общества, а также активному участию в сохранении политической стабильности в республике.