Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,839

THE BRIEF ANALYSIS ABOUT THE ROLE OF MEDIA IN THE PUBLICATION OF QUESTIONS OF RELIGION IN KYRGYZSTAN IN MODERN CONDITIONS

Duysheeva R.K. 1
1 Kuwait International University
In article the role of media in the publication of questions of religion in Kyrgyzstan in modern conditions is analyzed. Features of lighting religion problems in local media and modern activity of media during implementation of the Concept of state policy in the sphere of religion are considered and analyzed. In article some results of the first application study «A role of media in the publication of questions of religion and also in creation of constructive dialogues on religion and democracy» within the project International Alert «Constructive Dialogues on Religion and Democracy». The brief analysis not fully defines a modern role of media in the publication of a problem of religion in the course of democratization of all system of society. However, the thesis that in the conditions of globalization of media play a significant role in maintenance of stability in the public relations, but also can play potentially negative role moves forward. In this connection in modern conditions the state, institutes of civil society and media always have to conduct mutually beneficial cooperation. Within cooperation of media have to take the responsibility on regulation of religious situations in the country and to creation of constructive dialogues on religion in the course of democratization of society and also active partnership to maintaining political stability in the republic.
mass media
online media
religion
the publication of questions of religion
the state
state policy in the sphere of religion

Кыргызская Республика – светское государство, в котором каждому гарантирована свобода совести и вероисповедания. Государство проводит свою политику в отношении религии на основе гармоничного сосуществования и взаимоуважения между светской и религиозной системами ценностей. Cвeтский принцип государственного регулирования деятельности религиозных организаций означает рeализацию конституционных норм об отделении религии и всех культов oт гoсударства путем недопущения вмешательства религиозных организаций и служителей культа в деятельность государственных органов. Однако принципы светскости нарушаются в силу испытанием вызoвoв и угрoз глобализации. В данной связи государство, гражданское общество и СМИ должны вести более сконцентрированную работу в информировании проблемы к касающиеся религии.

Более того, повышение информированности граждан по вопросам религии, законодательным основам светского государства, правам и свободам человека и гражданина играет значимую роль в процессе предупреждения экстремизма и терроризма. В этой связи подрастает роль средств массовой информации в формировании общественного мнения по всем вышеуказанным актуальным проблемам общества. Они являются значительным фактором поддержания стабильности в общественных отношениях. Вместе с тем они могут играть потенциально негативную роль.

Безусловно в современных условиях в Кыргызстане кроме государственных (общественных) СМИ существуют разного рода СМИ – международные некоммерческие, «проамериканские», «пророссийские», «прозападные», религиозные и др., которые в свою очередь в значительной мере формируют общественное сознание населения кыргызстанского общества. Кроме этого в связи с развитием интернета и ITтехнологий уровень пользования интернетресурсами населением все больше возрастает, что и требует более грамотного освещения материалов по религии на веб-сайтах современных СМИ.

На сегодняшний день в Кыргызстане проблемы о роли СМИ в освещении вопросов религии в современных условиях недостаточно изучены и требуют большой интерес в исследовании данной проблемы. В связи с этим основной целью данной статьи является изучение современной роли СМИ в освещении вопросов религии в Кыргызстане, а также выявление некоторых особенностей их освещения.

Особенности освещения вопросов религии в местных СМИ

Важным вопросом в изучении роли СМИ по освещению вопросов религии в современных условиях, на наш взгляд, является: Какова роль СМИ в освещении вопросов религии в процессе формирования демократических принципов и ценностей? На данный вопрос впервые попытались ответить молодые исследователи международной организации по миростроительству International Alert в Кыргызстане.

В 2017 г. международная организация по миростроительству International Alert запустила проект «Конструктивные диалоги по религии и демократии», финансируемый Европейским союзом, в рамках которого проведено прикладное исследование на тему «Роль СМИ в освещении вопросов религии и демократии, а также в построении конструктивных диалогов в Кыргызстане», где одним из исследователей выступала автор данной статьи.

Согласно результатам исследования «Роль СМИ в освещении вопросов религии, а также в построении конструктивных диалогов по религии и демократии в Кыргызстане» [1, с. 56] можно выявить некоторые особенности освещения вопросов религии в СМИ.

Во-первых, на сегодня местные СМИ по религии затрагивают вопросы к касающиеся государственной политике в сфере религии, деятельности религиозных организаций, религиозной ситуации страны и Центральной Азии, национальной безопасности, экстремизм, терроризм, причины, факторы и последствия отправки кыргызстанцев в Сирию для участия в военных действиях, деятельности духовных органов мусульман Кыргызстана, правам человека.

Безусловно, вышеуказанные проблемы прежде всего вызваны современными вызовами и угрозами глобализации, с которыми сталкивается не только Кыргызстан, но и другие страны мира. Освещение таких проблем в СМИ весьма своевременное, однако они требуют более тщательного изучения, обеспечивающего объективной и достоверной информацией в целом. Кроме этого, происходящая религиозная ситуация в республике требует от современных СМИ выработки кардинально новых подходов и методов освещения вопросов религии, а также стать связывающим звеном взаимодействия государственных органов и институтов гражданского общества по улучшению религиозной ситуации.

Во-вторых, большинство публикаций по религии освещаются в новостном характере, а аналитических публикаций значительно меньше, где в основном содержатся мнения экспертов и специалистов в области безопасности, религиоведения, теологии, а также мнения органов государственной власти, представителей академических и гражданских сообществ.

Результаты контент-анализа материалов по религии местных веб-сайтов, таких как ktrk.kg, 24kg, azattyk.org, показали, что многие материалы нуждаются в глубоком анализе и экспертной оценке. Например, темы касательно реализации государственной политики в сфере религии, относительно деятельности религиозных организаций и их сторонников, причины, факторы и последствия отправки кыргызстанцев в Сирию для участия в военных действиях и др. Следует подчеркнуть о том, что чаще всего материалы аналитического характера освещались на веб сайте azattyk.org Радио «Азаттык» – 77,5 % материалов из изученных (100) носили аналитический характер [1, с. 61]. У остальных веб-сайтов материалы по религии содержали в основном новостной характер.

В-третьих, большинство публикации местных СМИ не всегда соблюдают общие принципы и нормы журналистики, а также декларированные принципы самих СМИ.

На основе вышеотмеченных можно сделать вывод о том, что в местных СМИ, как правило отсутсвует глубокий экспертный анализ религиозной ситуации страны. Эти и другие недостатки являются следствием определенных причин, прежде всего отсутствие определенной политики государства в сфере религии в течение долгих лет, а именно до принятия Концепций государственной политики в сфере религий; отсутствие профилированных специалистов, изданий, газет и журналов, которые занимались бы освещением вопросов религий; тенденциозность многих местных изданий СМИ в освещении проблем религиозной жизни; предвзятость журналистов; низкий профессионализм журналистов, освещающих проблемы религии, и их религиозная необразованность.

Важным направлением в освещении вопросов религии, на наш взгляд, является привлечение прежде всего экспертных сообществ с целью проведения полноценного и объективного анализа. В Концепции государственной политики в сфере религии также выдвигается направление относительно повышения экспертного потенциала государственных органов по изучению текущей религиозной ситуации с целью своевременного реагирования на проблемы и принятие адекватных решений по их устранению [2]. Реализация данного направления со стороны государства и СМИ способствует в свою очередь на конструктивное развитие религиозных ситуаций в стране в современных условиях.

По оценкам Международного союза электросвязи (МСЭ), доля лиц, пользующихся интернетом в Кыргызстане, в 2015 г. достигла уровня в 30,25 %, по сравнению с 28,3 % в 2014 и 23 % в 2013 г. Согласно данным Государственного комитета информационных технологий, общее количество активных пользователей интернета в 2015 г. достигло уровня в 4,54 млн человек [3].

Согласно результатам исследования в рамках проекта «Конструктивные диалоги по религии и демократии», что большинство респондентов ответили, что получают информации по религии из интернетресурсов – 63 %, таких как насаат медиа, azattyk.org, sputnik, 24kg, социальные сети: Facebook, Instagram, Odnoklassniki. Исходя из этого следует отметить о важности публикации достоверных и объективных материалов на онлайн-СМИ. Кроме этого, респонденты (11,75 %) отметили, что получают информации из религиозных изданий, книг и мечети [1, с. 71].

Не получаю

Интернет- ресурсы, соц. сети

ТВ, газеты и журналы, традиционные СМИ

Религиозные книги и мечеть

Другие

Всего

Не ответили

Итого

г. БИШКЕК

10

127

10

21

6

174

26

200

г. ОШ

9

125

4

26

8

172

28

200

Всего

             

19

252

14

47

14

346

54

400

 

В этой связи следует подчеркнуть, что государство должно взять на контроль все религиозные организации и издания. Также современные медиа должны вести деятельность в тесном сотрудничестве с духовными учреждениями, а также религиозными изданиями с целью выстраивания конструктивного диалога.

В настоящее время СМИ, возможно, станет причиной конфликтов или конструктивных диалогов в сфере религиозных отношений в светском государстве. В этой связи, на сегодня все местные СМИ должны почувствовать ту ответственность, что их слова может способствовать стабильности и спокойствию в обществе, интегрируя поликонфессиональное и полиэтничное население, но могут его и дезинтегрировать, разбивать на противостоящие группы. Опасность заключается в том, что СМИ и журналисты могут использовать простые факты по религии и религиозные особенности жизни людей в политических целях. Кроме того, уровень профессионализма журналистов в освещении проблем религии серьезно будет влиять на религиозную ситуацию страны в целом. В данной связи государство, институты гражданского общества и СМИ должны вести взаимовыгодную политику с целью улучшения религиозной ситуации в стране.

Деятельность СМИ и государственная политика в сфере религии

В Кыргызстане с 2014 г. проводится активная работа государственных органов по разработке программных документов, упорядочению религиозных вопросов и реализуются мероприятия по улучшению текущей религиозной ситуации в стране. В результате данной деятельности была разработана и утверждена указом Президента КР от 14 ноября 2014 г. Концепция государственной политики Кыргызской Республики в религиозной сфере на 2014–2020 гг. [4]. Данный документ определяет методологические и концептуальные основы развития религиозной сферы, позицию и подход государства к вопросам религии, а также основные направления реформирования религиозной политики в республике.

Подход государства к реализации государственной политики в религиозной сфере руководствуется четырьмя основными принципами: Кыргызская Республика – суверенное государство, правовое государство, светское государство и социальное государство [5, п. 2, ст. 1]. В соответствии с Конституцией Кыргызская Республика является светским государством, где религия отделена от государственного управления, и религиозные организации и религиозные служители не могут вмешиваться в процесс государственного управления и заниматься политической деятельностью [5, п. 2, ст. 2]. В Кыргызстане понятия «светское государство» или «светская модель государства» определены в соответствии с положениями Конституции Кыргызской Республики и отражены более подробно в Концепции государственной политики КР в религиозной сфере. В соответствии с Конституцией КР принцип светскости определяется следующим образом: «В Кыргызской Республике никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной», «религия и все культы отделены от государства», «запрещается вмешательство религиозных объединений и служителей культов в деятельность государственных органов» [5, п. 2, ст. 7]. В Концепции государственной политики КР в религиозной сфере отмечено, что, согласно светской модели государства, религиозные организации и религиозные служители не могут вмешиваться в процесс государственного управления и участвовать в политической деятельности.

Но в то же время Конституция Кыргызской Республики гарантирует свободу совести и вероисповедания, где каждый человек вправе свободно выбирать и иметь религиозные и другие убеждения, никто не может быть принужден к выражению своих убеждений или отказу от них [5, п. 2, ст. 20, 32]. Более детально право на свободу вероисповедания изложено в законе КР «О свободе вероисповедания и религиозных организациях в Кыргызской Республике» от 31.12.2008 г. № 282, ст. 4/1.

В свете вышесказанного следует подчеркнуть, что современные отечественные СМИ в освещении вопросов религии должны взять на учет основные направления Концепции с целью совместной реализации этой программы, так как данный документ основывается на Конституции Кыргызской Республики, где гарантирована свобода совести и вероисповедания, где каждый человек вправе свободно выбирать и иметь религиозные и другие убеждения, никто не может быть принужден к выражению своих убеждений или отказу от них [5, п. 2, ст. 20, 32].

После принятия Концепций государственной политики в сфере религии в 2014 г. местные СМИ независимо от своих миссий начали обращать внимания на религию и религиозные ситуацию в целом.

Безусловно, отечественные СМИ до и после принятия Концепции пристально наблюдали основные этапы реализации данной программы, а также принимают активное участие в ее реализации. На наш взгляд, подготовка и принятие Концепции в свою очередь открыли совершенно новый этапа в сфере освещения вопросов религии в СМИ. Благодаря деятельности местных массмедиа и институтов гражданского общества со стороны государства была ответная реакция, то есть решение принимать данную программу. Поэтому государство, гражданское общество и СМИ всегда должны взаимовыгодно сотрудничать. Здесь СМИ должны взять на себя ответственность по урегулированию религиозных ситуаций в стране и конструктивного отношения по религии и демократии в условиях светскости, а также активное соучастие к сохранению политической стабильности в республике.

Заключение

Данная статья не в полной мере определяет роль СМИ в освещении вопросов религии. Однако на основе краткого анализа было сделано следующее заключение.

Действительно, за последние годы СМИ больше стали уделять внимание проблеме религии, прежде всего религиозной ситуации в стране. Но существуют ряд проблем в освещении вопросов религии, это прежде всего, отсутствие глубокого изучения проблемы и экспертного анализа, отсутствие грамотного и компетентного подходов со стороны журналистов в процессе освещения материалов по религии. Однако с принятием Концепции государственной политики в религиозной сфере местные медиа центры и институты гражданского общества активно работают над повышением медиаграмотности сотрудников СМИ в освещении материалов по чувствительным темам.

Безусловно, в условиях глобализации СМИ играют значительную роль в поддержании стабильности в общественных отношениях, но и могут играть потенциально негативную роль. В связи с этим в современных условиях государство, институты гражданского общества и СМИ всегда должны взаимовыгодно сотрудничать. В рамках сотрудничества СМИ должны взять на себя ответственность по регулированию религиозных ситуаций в стране и построению конструктивных диалогов по религии в процессе демократизации общества, а также активному участию в сохранении политической стабильности в республике.