Развитие научно-технического прогресса в XIX в. стало одной из причин роста интереса деятелей культуры и искусства к механике, изучению взаимодействия человека и машины и роли механизмов в жизни общества. В частности, развитие научного направления, получившего название «биомеханика», оказало значительное влияние на образный и визуальный ряд художников XX в. «Биомеханика – раздел естественных наук, изучающий на основе моделей и методов механики механические свойства живых тканей, отдельных органов и систем, или организма в целом, а также происходящие в них механические явления. Биомеханические исследования охватывают различные уровни организации живой материи: биологические макромолекулы, клетки, ткани, органы, системы органов, а также целые организмы и их сообщества» [1].
В настоящее время, биомеханика рассматривается в искусстве как художественный стиль, в котором художники и дизайнеры снабжают человеческое тело механическими деталями и таким образом превращают его в сверхмашину – киборга [2]. Под понятием киборг (кибернетический организм) подразумевается «биологический организм, содержащий механические или электронные компоненты, машинно-человеческий гибрид (в научной фантастике), и неспособный жить без этих механических или электронных компонентов» [3]. Биомеханические образы, возникшие первоначально в фантастической литературе, получили визуализацию не только в иллюстрациях на страницах книг, но и положили начало целому стилевому направлению в изобразительном искусстве и дизайне. В настоящее время феномен биомеханики в искусстве исследован недостаточно. Рассмотрим некоторые особенности формирования визуальных биомеханических образов на примере творчества Г.Р. Гигера и его последователей.
Результаты исследования и их обсуждение
Исторические события XX в.: мировые войны, осознание обществом возможности тотального уничтожения человечества и всего мира оказали сильное влияние на деятелей искусства, в том числе и на «визуальщиков», которые в своих произведениях создают постапокалиптические миры, неосознанно выражая страхи общества перед возможными катастрофами и поглощением людей машинами.
В изобразительном искусстве и дизайне одним из основателей биомеханического направления считается Ганс Рудольф Гигер (Hans Rudolf Giger, 1940–1914) – швейцарский художник, яркий представитель фантастического реализма [4–6]. В своем творчестве он уделяет особое внимание проблеме смерти и жизни, а также биомеханике, которая стала главной темой его самовыражения. В творчестве мастера она воспринимается как эксперимент, игра [7].
Несмотря на известность многих работ художника, в частности создания незабываемого образа инопланетянина в кинематографической саге «Чужой», отношение к его творчеству до сих пор неоднозначно, а его работы вызывают многочисленные дискуссии. Существует, например, расхожее мнение, что художник «страдал расстройствами сна и свои первые художественные опыты рассматривал как арт-терапию. Идеи, которые приходили в голову Гигеру, были довольно-таки кошмарными: предельно холодное и механистичное изображение человеческих тел и их частей, гибридов людей и машин, в которых Фрейд нашел бы много интересного» [2]. В то же время продвигаемые Г.Р. Гигером визуальные образы нашли отклик в обществе, а его творчество во многом становится квинтэссенцией страхов перед всепоглощающей техногенной цивилизацией, в которой человек уже не является «божественным творением», а становится частью им же созданного механизированного мира, который поглощает в нем саму суть человечности, провоцируя мутации человеческого тела.
В конце 1960-х гг. на сверхреалистичных полотнах художника впервые появляется «биомеханоид» – гармоничный гибрид технологии и плоти. Механичность, насильственно-принудительный характер биологических процессов – это центральная тема творчества Г.Р. Гигера. Один из первых сборников репродукций его картин не без самоиронии был назван «Праздник для психиатра». На рис. 1–2 приведены работы «Sydow Zirkwitz» и «Кармен» [8].
Рис. 1. Г.Р. Гигер, работа «Sydow Zirkwitz», 1976 г.
Рис. 2. Г.Р. Гигер, «Кармен», 1988–1989 гг.
Первые плакаты Г.Р. Гигера начинают публиковаться в 1969 г., в это же время открываются его первые персональные выставки. Позже он создал знаменитый сборник работ-постеров «Некрономикон» (1975–1991). Однако художник получил популярность и стал признанным гением темного искусства только после выхода фильма «Чужой» в 1979 г. Его стиль многие художники называют некроготикой, биомеханикой, а подстили – эротомеханикой и др. [2].
Обращают на себя внимание характерные стилевые черты, которые постепенно станут визитной карточкой не только творчества Г.Р. Гигера, но и всего направления: сильные деформации тел, повтор частей тела, нарушение или удлиненные пропорции, местами прослеживаются эротические, животные мотивы и скругленные формы. Футуристические симбиотические образы, присутствует многодетальность, динамика. Биомеханика порой полностью антропоморфна. Кроме образов художник еще создает фоны-пейзажи, которые дополняют и без того сложную композицию [7]. Помимо прочего в работах есть повтор определенных образов, например, с гильотинами и шахтами [5].
Отметим особое внимание художника к женским образам, которые в искусстве традиционно воспринимаются как символ прекрасного и становятся предметом восхищения и любования. Женское тело, обладающее ярко выраженным эмоционально-чувственным началом и неосознанно ассоциируемое с продолжением рода человеческого, становясь у Г.Р. Гигера частью биомеханических объектов, вызывает ощущение «другой» техногенной эстетики, чуждой гуманистическим канонам красоты. Женские образы демонстрируют зарождение «другой» жизни человечества, в которой исчезает духовная составляющая, а тело становится лишь пустой функциональной оболочкой – прекрасной, но не живой.
Художник выработал для своих работ особую технику, включающую использование для быстроты работы трафаретов, и аэрографа, распыляющего по поверхности акриловые краски. Благодаря смешанной технике художник в своих работах достиг эффектов, ставших частью его индивидуального стиля. Исследователи творчества Г.Р. Гигера отмечают, что «выбрав ещё в 1960-х гг. основным инструментом творчества аэрограф, он был долго верен этой технике, доведя её до совершенства. Выходящие из-под руки мастера полотна выразительны и точны, образы настолько реальны, что кажутся сфотографированными» [4]. Можно с уверенностью сказать, что творчество Г.Р. Гигера тревожит и ужасает человечество, оно показывает достаточно отчетливо, откуда мы пришли и куда уйдем.
Элементы образов Г.Р. Гигера глубоко проникли в изобразительное искусство и дизайн. Особенно ярко гигеровские образы и художественные приемы проявляются в графике. Рассмотрим несколько самых ярких художников – продолжателей стиля биомеханики. В 1987 г. была организована выставка в Японии, что привело к появлению множества поклонников и последователей творчества Г.Р. Гигера в этой стране. Например, к таковым можно отнести художника Нихэй Цутому (Tsutomu Nihei), специализирующегося на создании графических романов. К особенностям его стиля А.С. Горбачева относит малое количество поясняющего текста и повышенной детальности в визуализации. Главная тема творчества раскрывает связь человечества с инновационными технологиями. В связи с этим в работах множество антропоморфных существ. Например, человекоподобные расы, инопланетяне, киборги и даже мутанты [7].
В 1995 г. художник выпускает в свет свою первую мангу «Blame», в которой четко прослеживаются биомеханические тенденции (рис. 3) [9]. Наряду с этой графической новеллой в том же стиле были созданы «Sidonia no Kishi», «Biomega», «NOiSE». А.С. Горбачева отмечает, что в позднем творчестве автор демонстрирует проблему миров, населенных антропоморфными существами. А точнее, яркие конфликты людей и представителей других рас [7].
Рис. 3. Н. Цутому «Blame»
Рис. 4. Евгений Волос «Leitgen» (фрагмент)
Персонажи Нихэй Цутому выразительны и конструктивны, благодаря наполнению визуального ряда максимальной детализацией. Его графике присущи резкие, острые, рваные формы; у персонажей часто отсутствуют эмоции, присутствует непропорциональность, элементы мутации, которые несут особые функции и указывают на характер. Художник играет с конструкциями и объемами, намеренно не обличает тела персонажей зрителю, заключает их в геометрические формы. Поэтому во время просмотра иллюстраций зритель испытывает одиночество и отвращение. Герои Нихэй Цутому, несмотря на свою ярко выраженную биомеханичность, пытаются найти и сохранить в себе человечность, что выражается не во внешнем виде персонажей, а в их действиях и поступках.
Нельзя не согласиться с точкой зрения А.С. Горбачевой о том, что несмотря на преемственность стиля, наблюдаются очевидные различия между подходом к биомеханическим образам Г.Р. Гигера и Н. Цутому. Если Гигер обыгрывает визуальные иллюзии, то есть перевоплощение от механического в биологическое и обратно, то Цутому пошел другим путем: японский художник предпочитает четкость и целостность форм, метомарфозу из плоти в технику [7]. Целостность образам Н. Цутому придает и внутренняя вера автора в возможность продвижения гуманистических идеалов в новых формах жизни.
К последователям Г.Р. Гигера можно отнести творчество погибшего в 2017 г. художника Евгения Волоса, который работал в технике цифровой живописи (рис. 4). Он создавал работы в жанрах фэнтези, биомеханики и научной фантастики [10]. Известный польский художник Дариуш Завадский с псевдонимом Yogoro также рисует немного мрачные иллюстрации в смешанных техниках и стилях. В них присутствует сюрреалистический гротеск, фэнтези, биомеханика и многое другое. Работы осмысленны, вызывают у зрителей множество чувств и эмоций, показывают человеческие переживания (рис. 5) [11].
Рис. 5. Дариуш Завадский «Queen droid»
Рис. 6. Пьер Маттер «Бык»
Интересным экспериментом стали воплощения биомеханических идей в скульптуре. Так, к последователям идей Г.Р. Гигера можно отнести французского скульптора Пьера Маттера, который работает в стиле биомеханический стимпанк. Художник знаменит своими сложными детальными скульптурами-гибридами, которые собой симбиоз природного и механического [12]. Арт-объекты П. Маттера присутствуют в коллекциях самых знаменитых мировых галерей. Чаще всего художник использует бронзу, резину, алюминий, медь, его работы обычно весят свыше 1,5 т. Получили широкую известность его скульптуры и скульптурные композиции с животными, в которых мастер создает реалистичные образы, в которых удивительно органично сочетаются естественная бионическая форма и механическая конструкция (рис. 6). По мнению художника, современная жизнь невозможна без технологий. Поэтому симбиоз машины и человека с машиной можно считать предсказуемым итогом развития [12].
Приверженность к естественным пропорциям изображаемых объектов позволяет скульптору, несмотря на изменение материала для пластического моделирования, сохранить традиционные подходы к скульптуре, которая благодаря своей биомеханичности примиряет техногенный и гуманистические миры. Творчество Г.Р. Гигера постоянно вдохновляет дизайнеров на создание предметов материалов среды в стилистике мастера. Так, например, в Швейцарии существуют два бара, полностью сделанных в стиле художника. Это бар в г. Куре, интерьер которого выполнен ближе к тематике Чужого, и бар-музей в г. Грюйере, где хранятся работы Г.Р. Гигера, а интерьеры бара отражают темы и сюжеты творчества художника [13]. Материализация образов художника позволяет его поклонникам и всем посетителям этих заведений прикоснуться к вселенной Г.Р. Гигера, предоставляя дизайнерам уникальную возможность поработать с необычными конструкциями и формами.
Отметим, что в целом творчество Г.Р. Гигера и его последователей оказывает сильное влияние на дизайн, демонстрируя практикам новые приемы в графике и проектировании пространства, позволяя создавать иллюзию соприкосновения с фантастическими мирами, в которых действует отличная от человеческой логика и эстетические каноны.
Заключение
Технический прогресс XX в. породил в обществе множество фобий, которые нашли воплощение в творчестве художников. Возможность создания гибрида человека и машины положила начало созданию многочисленных биомеханических визуальных образов. Творчество Г.Р. Гигера и множества его последователей сформировало стилевые черты, ставшие визитной карточкой биомеханических образов в изобразительном искусстве. К наиболее значимым из них отнесем сильную деформацию изображаемых тел, нарушение пропорций, симбиотические, фантазийные образы, основанные на поиске убедительного синтеза механических и биологических элементов.
Изучение вопроса показывает, что в настоящее время параллельно развиваются несколько концепций, которые отражают не только отношение общества к биомеханическим образам, но и внутренние предпочтения авторов-художников. Согласно одной из них, биомеханика воспринимается крахом гуманистической составляющей человечества, когда человек становится частью механизма, который поглощает душу и саму человеческую природу. Создаваемые авторами визуальные образы прекрасны и отвратительны одновременно, направлены на осознание опасности и тупиковости техногенного пути. Согласно другой концепции, биомеханические образы демонстрируют возможности появления иных жизненных форм, которые способны сосуществовать с человеком.
Таким образом, биомеханика в искусстве и дизайне стала одним из постмодернистских явлений и включает в себя как современные технологические достижения, так и человеческие страхи. Визуализируя свои представления о мире, где человек может стать частью машины, авторы привлекают внимание к проблемам человека и человечности, вместе с писателями-фантастами ищут пути сосуществования человека и машины.