Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

DETERMINANTS OF CRIME

Maevskaya E.N. 1
1 Novosibrsk State University
The article analyzes the determinants of crime, which are directly related to the personality of the offender and are internal factors that led to the Commission of certain crimes, and external causes, emerging in society as a whole. The object of the research is social relations arising in connection with criminal behavior of citizens. The relevance of the study is the need to draw attention to the existing problem from both the public and public authorities. The study of the causes and conditions of crime among citizens reveals the existing contradictions in modern society, which encourage the Commission of crimes. Such contradictions today include the following: the impact of global problems, as a result of which there is a deep social stratification; deformation of the state, which manifests itself in increasing corruption, the dominance of oligarchic structures; deformation of moral consciousness, which manifests itself in the inability of man to control his inner features; the discrepancy between the economic expectations of reality, which leads to a desire by criminal means to solve existing financial problems. At the same time, it should be noted that the description of the social portrait of the offender should take into account gender characteristics, in connection with which the determinants of female crime should be considered separately.
crime
criminal
determinants
deformation
differentiation
consequences

К сожалению, на сегодняшний день сложилась ситуация, когда борьба всего мирового сообщества с прогрессирующим терроризмом терпит ряд поражений, основой которых является отсутствие понимания причин такого стремительно развивающегося явления. Кроме того, современный мир, обсуждая негативные и губительные последствия того или иного преступления, игнорирует факторы, повлиявшие на совершение пагубных для общества деяний. Зачастую внимание уделяется посторонним вопросам в области преступности, обходя при этом имеющиеся детерминанты. Тем самым именно выявление причин и условий, подтолкнувших того или иного субъекта на совершение преступления, позволит обратить внимание как со стороны общественности, так и со стороны органов государственной власти на существующую проблему. В частности, актуальность данного исследования заключается в необходимости при должном анализе детерминантов преступности снизить динамику совершения преступлений.

Цель исследования: выявить детерминанты преступности и на их основании составить социальный портрет преступника.

Методы исследования: анализ, синтез, индукция, дедукция, а также методы юридического познания, формально-юридический, сравнительно-правовой.

Материал исследования: теоретическую основу исследования составляют труды известных ученых в области криминологии, таких как В.В. Кузнецова, В.Н. Кудрявцев, В.Е. Эминов, Ю.М. Антонян, практическую основу исследования составляют статистические данные портала правовой статистики.

Результаты исследования и их обсуждение

Если все же начать с вопроса о причинах совершения преступлений, то, прежде всего, нужно понять, что преступность описывается, анализируется и исследуется не только в рамках таких наук, как криминология, уголовное право. Преступность – это, по большому счету, противодействие между человеком, который потерян в этом мире, и государством, люди которого должны жить по определенным правилам и законам. Иначе говоря, преступность – это явление борьбы двух общественных сфер: социальной и политической. Именно поэтому, говоря о причинах преступности, о ее детерминантах, в первую очередь необходимо описать факторы социальной патологии, которые проявляются в конфликтности и дисбалансе субъекта. «В нормально функционирующем обществе отношения между людьми гармоничны. Преступность и насилие возникают, когда общество дезорганизовано и бьется в тисках социальных и экономических проблем» [1, с. 203]. Все, что происходит в обществе в период как раз той самой внутренней дисгармонии, подталкивает отдельных личностей на отделение, на формирование своего мира и навязывание его другим, на отчуждение и создание вокруг себя границы напряженности.

Однако помимо описания детерминантов преступности, которые, скорее, берутся «изнутри», необходимо, на мой взгляд, более глобально взглянуть на проблему, так как конечный результат зависит именно от более широкого давления «извне». Влияние общемировых проблем на современную преступность оказывает большое давление. А. Ваджра высказал мнение, что абсолютно все, что сейчас происходит в мире, особенно на уровне политологии, экономики – это все фикция, некая вуаль, которая закрывает глаза общественности на правду, на действительное состояние мировой арены, на которой все решается за счет влияния и давления избранных [2, с. 3]. И, как ни странно, это мнение далеко не единственное. М. Делягин указывает на существование некоего господствующего класса, который может давить, принуждать и унижать тех, кто находится на ступенях ниже [3, с. 18].

Что же происходит ввиду такого доминирования? Мир начинает делиться, начинает расслаиваться на пласты, отличающиеся друг от друга властью, финансами, возможностями, уровнем жизни. Такое деление происходит не только внутри одной общественности, которая отделена от внешнего мира государственными границами, но и на международном уровне – наблюдается расхождение по двум лагерям супербогатых стран и супербедных. Как отметил Всемирный банк в своем докладе, если бы все были равны, если бы у вех были одинаковые возможности, то каждому бы человеку принадлежало 153,5 тысячи долларов, количество которых никогда бы не уменьшалось. Однако на сегодняшний день благосостояние богатых людей в 52 раза больше, иначе говоря, разрыв между двумя полюсами достиг 5200 %. Помимо материального признака, который понуждает делиться на бедных и богатых, в мире наблюдается падение нравственной и правовой культуры, нарастание противоречий внутри даже одного слоя.

Безусловно, такое «сверхувеличение», динамика к полному всемирному расслоению и падению общественных ценностей приводит к росту как преступности в целом, так и отдельных ее элементов. Речь о терроризме, который является проблемной частью мировой преступности – достаточно вспомнить только события США 2001 г., Украины, стран арабского мира.

Нельзя не упомянуть о таком явлении, как социальный антагонизм, который, по мнению некоторых ученых, также является причиной преступности в современной России. По мнению Н.Ф. Кузнецовой, социально-классовый антагонизм между «новыми богатыми» и «новыми бедными» является прямой причиной в развитии преступности на территории нашего государства [4, с. 49]. Социальное расслоение, существующее в Российской Федерации, носит довольно глубокий характер. Несмотря на то, что в ряде стран также наблюдается неравенство, то, что мы имеем сейчас в границах нашего государства, перешагивает на много ступеней вверх ситуации некоторых других стран. По данным на конец четвертого квартала 2018 г. состояние российских долларовых миллиардеров увеличилось на $13,956 млрд. Причем, как бы это ни звучало, но их суммарное состояние практически приравнивается к такому же суммарному состоянию всего населения, во что иной раз сложно поверить с учетом огромного количества населения России. Парадокс заключается в том, что доля таких самых богатых граждан Российской Федерации неимоверно мала, бедные граждане превышают в разы долю самого богатого населения, которая не достигает и 1 % всех живущих на территории России граждан. Причем доля людей, которые имеют доход ниже прожиточного, с учетом его увеличения, достигла в этом году 14 %.

По данным МВД России на начало 2019 г. было зарегистрировано 1490,9 тыс. преступлений, половину из которых составляют хищения чужого имущества – 50,6 %. Одним из мотивов, которые подталкивали на совершение таких преступлений, как кража, мошенничество, грабеж, разбой, была бедность – нехваткам средств существования, «погоня за богатыми».

«Политика – «грязное дело» означает, что и участвующие в ней политики не могут оставаться белыми и пушистыми» [5, с. 87]. Таким высказыванием В. Кудрявцев определил, что помимо противоречий, которые есть внутри социума, на уровне мирового развития, существует и некий диссонанс на политическом уровне, который нередко проявляется в сталкивании интересов и последующей борьбе за «место под солнцем».

Президент Российской Федерации сам высказал мнение, что после распада Советского союза складывалась политическая ситуация доминирования «олигархических и криминальных структур» [6]. При этом на тот момент складывалась динамика подавления интересов большинства, уничтожения базовых потребностей общества. Нужно было работать именно на «группки» людей, занимающих место на политической арене. Человек оказался за гранью желаемых и необходимых для нормального существования потребностей. Все это привело к росту преступности во время «криминальных девяностых».

Деформация государственности проявлялась и проявляется в тотальной коррумпированности. Желание завладеть всем и сразу является причиной в том числе и социальной отвлеченности от привычно существующего времени. Гонка за «лучшими из лучших» оборачивается «сходом с дистанции» раньше времени. Коррупция становится тормозом для развития страны, приводящим к возникновению социального расслоения, к снижению темпов экономического развития. Права и свободы граждан существенно нарушаются, отчего, помимо преступления закона в виде непосредственной коррупции, совершаются и иные преступления, вызванные тотальным неуважением со стороны чиновников. Достаточно вспомнить и привести в качестве примера коррупционное дело, которое длилось практически три года – дело по действиям Александра Хорошавина, приведшим его к 13 годам колонии и штрафу в 500 млн.

Освещая политические и социальные детерминанты преступности, нельзя обойти стороной экономические факторы, которые также оказывают существенное воздействие на совершение преступлений. Сегодня – время рыночных отношений, которые погрязли в руины частной собственности с сопутствующими проблемами. Частная собственность, которая является главным признаком рыночных отношений, вынуждает субъектов общественных отношений присваивать результаты чужого труда, что может в конечном счете обернуться опять же неравенством, нарушением баланса общественного интереса, погоней за наживой и т.д. Не дать таким негативным последствиям «вылезти наружу» поможет тесная взаимосвязь рыночных механизмов с социальными регуляторами, которые могут носить как нормативный характер, так и казуальный [7].

Хочется обратить внимание на личностные причины совершения преступлений, так как помимо общественных детерминантов, которые влияют на преступность в целом, существуют и те причины, которые подталкивают отдельного индивидуума на преступление закона. Обращаясь вновь к официальным статистическим данным МВД Российской Федерации, можно заметить следующее. Доля лиц, совершивших преступления, которые не имеют постоянного источника дохода, составляет 65,1 %. Это еще один аргумент к описанному ранее социальному расслоению в обществе. Почти каждое второе преступление – 57,8 % совершено лицами, которые ранее уже совершали общественно опасное деяние.

Такие данные свидетельствуют опять же о том, что уголовная система, несмотря на главную цель уголовной ответственности – предупреждение преступлений, не справляется с моральным исправлением осужденных, которые после отбытия своего наказания вновь совершают преступления. По данным МВД РФ также можно установить тот факт, что почти каждый третий преступник во время совершения своих действий находится в состоянии алкогольного опьянения. По данным портала правовой статистики, преступления в основном совершаются мужчинами в возрасте 30–49 лет, которые не состоялись в личной жизни, у которых нет семьи. Почти половина лиц, преступающих закон (49,24 %), не имеет профессионального образования и даже общего среднего.

Таким образом, можно описать социальный портрет преступника в целом, тем самым показать причины совершения преступления. Преступник – это мужчина в возрасте 30–49 лет, который не имеет семьи, без должного образования, вследствие чего нет возможности зарабатывать желаемую для него сумму. Это лицо без постоянного источника доходов, злоупотребляющее алкоголем. Безусловно, все эти признаки, которые составляют социальный портрет преступника, являются несомненными причинами совершения преступлений.

Однако можно задаться вопросом: «Неужели женщины не относятся к преступникам?» Безусловно, рассуждая о преступности и преступниках, к сожалению, никто не является исключением, в том числе здесь не существует гендерного неравенства. Описанный выше портрет преступника, составленный, исходя из типовых причин совершения преступления и частоты таких деяний, описывает лишь в общих чертах предполагаемого преступника. Поэтому необходимо так же разобраться и в женской преступности, в причинах совершений преступлений «слабым полом».

Женская преступность на сегодняшний день является одной из злободневных и часто обсуждаемых проблем в современном обществе. Несмотря на то, что согласно данным МВД процентное соотношение женской преступности в отношении к мужской находится на уровне 1:5, 20 % преступлений, совершенных женщинами за последние 5 лет – это проблема сегодняшнего времени. Проблема заключается в том, что, совершая преступления, женщины приводят свою жизнь к полной дезорганизации, к отступлению от таких понятий, как семья, дети, домашний очаг – все это есть духовные потери ввиду женской преступности, которые также сопровождаются и материальными затратами.

Чаще всего женщины совершают преступления против собственности в виде краж и мошенничества. В силу этого возможно выделить такой детерминант преступности, как деформация экономического сознания [8, с. 112]. Такая деформация, прежде всего, включает в себя несовпадение потребностей и способах их удовлетворения, что на первом этапе влечет за собой появление безработицы и социального расслоения, а на втором – совершение преступления против собственности.

Деформация нравственного сознания – второй детерминант женской преступности, который выражается в девальвации нравственных ценностей. Такая причина обусловлена особенностями женского сознания в силу их особого психологического фона. Женщины склоны к чрезмерной тревожности, неуверенности в завтрашнем дне [9, с. 109]. Неспособность найти цель в жизни – один из страхов, который преследует женщин. Невозможность чувствовать себя женщиной проявляется в частичном отказе слабого пола от ценностей, ему присущих.

Правовой нигилизм, который проявляется в дефективности правового сознания, относится еще к одному детерминанту женской преступности. Он сопровождается влиянием со стороны средств массовой информации, в которых женщина находит полное разочарование в правосудии, в действующей власти. Желание «изменить правовой мир под себя» подталкивает женщин на совершение преступлений.

Дефекты семейно-бытовой психологии также подталкивают женщин на совершение преступлений. Сегодня остро обсуждается проблема домашнего насилия как на общественном уровне, так и на законодательном. Женщины, подвергнутые домашнему насилию, чаще всего склонны к двум последствиям: полное отступление от жизненных целей и ценностей (уход в себя) и вызов внешнему миру (совершение противоправных деяний).

По данным портала правовой статистики, наибольшее количество женщин, совершивших преступления, находятся в возрасте от 30 до 49 лет. При этом значительная доля (более 70 %) – это женщины без постоянных источников дохода. Тем самым социальный потрет преступника именно женского пола будет выглядеть следующим образом. Преступник (женщина) – это женщина в возрасте от 30 до 49 лет, безработная и при этом не имеющая иного постоянного источника дохода, которая в силу своих особенностей не может адекватно относиться к жизненным проблемам, полностью или частично отрицает существующую организацию власти, а также имеет проблемы семейно-бытового характера.

Сопоставив портрет преступника в целом (ввиду того, что именно мужчины чаще всего совершают преступления) и портрет преступника-женщины, следует отметить, что уязвимым возрастным периодом является отрезок от 30 до 49 лет. Согласно психологическим анализам именно в этот период, чаще всего к 35 годам, человек должен определиться в социуме. Это связано с тем, что именно в этом возрасте человек перестает гнаться за сменой рабочего места, появляется семья (часто к этому возрасту у человека уже имеются повзрослевшие дети), имеются какие-либо накопления, происходит полная социализация личности. Как видно из портретов, преступники в этом возрасте не прошли стадии социализации, у них не имеется постоянного источника дохода, нет семьи или же существуют проблемы семейно-бытового характера. Именно поэтому, на мой взгляд, существует задача как на общественном уровне, так и на политическом – не допустить случаи ухода человека за пределы социума ввиду экономических, нравственных и иных противоречий.

Заключение

Таким образом, стоит отметить следующее. Преступность – явление, которое медленно подавляет все человеческое, что есть на земле. Это та буря, которую нужно вовремя остановить. Чтобы предотвратить прогрессирующую волну негативных явлений, необходимо вовремя обнаружить их причины, которые носят многообразный характер – от личностных детерминантов до детерминантов глобального уровня. К числу таких причин относят: социальный антагонизм, деформация государственности, деформация нравственного сознания, несоответствие экономическим ожиданиям, проблемы бытового характера. При этом зачастую необходимо учитывать гендерные особенности в поведении людей.