Повышение эффективности соревновательной деятельности спортсменов – одна из ключевых задач, которые стоят перед тренером в работе с командами различной квалификации и возраста. Как и большая часть игровых видов спорта, баскетбол – командная игра, соответственно, требует более тесного сотрудничества партнеров по команде. В данном случае команда – это коллектив со своими психологическими особенностями, в котором между игроками складываются определенные, и довольно часто сложные отношения.
Первостепенной задачей тренера будет создание оптимального психологического климата в спортивной команде, объединение игроков таким образом, чтобы все участники смогли не только реализоваться как спортсмены, но и как личности, обладающие самоуважением и уважением членов всей команды. В этом и состоит роль наставника юных баскетболистов и его педагогическое мастерство [1].
Так, по мнению Е.Н. Гогунова и Б.Н. Мартьянова, спортивная команда представляет собой спортивную группу людей [2]. В связи с тем, что в баскетбольной команде у спортсменов общие цели и задачи, то и решение этих задач возможно только общими усилиями. Другие авторы дают следующую трактовку определения команды, под которой понимают группу людей, имеющих общие цели, взаимодополняющие навыки и умения, высокий уровень взаимной зависимости и разделяющих ответственность за достижение конечных результатов [3, с. 217].
Таким образом, отличие спортивной команды от коллективов, микро- и макрогрупп будет состоять в том, что для достижения игрового результата им требуется участие всех членов команды, объединяя не только физические, технические и умственные способности каждого, но и морально-психологические ресурсы в единое целое. В конечном итоге это позволяет компенсировать какие-либо недостатки игроков и достигать поставленных целей.
Дж. Катценбах и Д. Смит, подчеркивают, что члены спортивной команды дополняют друг друга своими умениями, связаны единым замыслом, находятся в общем стремлении к достижению коллективных (общекомандных) целей и несут солидарную ответственность за их достижение [4].
Особенности свойств нервной системы, отражающие индивидуально-типологические способности спортсменов, сказываются на эмоционально-волевых качествах человека, которые непосредственно влияют на стрессоустойчивость к неблагоприятным состояниям [5].
Цель исследования: определить индивидуально-психологические особенности юных баскетболистов и их влияние на коммуникативные и организаторские способности спортсменов.
Проблема исследования заключается в необходимости поиска психологических средств оптимизации межличностных отношений, влияющих на игровые взаимодействия юных баскетболистов.
Материалы и методы исследования
Исследование проводилось в несколько этапов. На одном из этапов исследования проводился сбор экспериментальных данных.
Для определения индивидуально-психологических особенностей личности проводилось психодиагностическое тестирование темперамента, межгрупповых и межличностных отношений, психологической атмосферы в команде.
В решении общекомандных целей огромную роль играют коммуникативные и организаторские способности участников спортивного коллектива.
Для определения данных способностей баскетболистов использовались следующие показатели: длительность освоения взаимодействий и стабильность выполнения взаимодействий, а также проводился педагогический эксперимент по апробации разработанной программы, направленной на развитие коммуникативных и организаторских способностей баскетболистов.
В исследовании принимали участие 24 спортсмена в возрасте 15–16 лет, занимающиеся в учебно-тренировочной группе секции баскетбола, из которых 14 спортсменов имеют 2 спортивный разряд, 10 спортсменов 1 спортивный разряд. В составе обеих групп было по 12 человек.
Баскетболисты контрольной группы занимались по стандартной тренировочной программе, а в занятия баскетболистов экспериментальной группы была включена программа направленная на развитие коммуникативных и организаторских способностей спортсменов.
Программа экспериментальной группы состояла из 15 психотренинговых занятий, целью которых было совершенствование коммуникативных и организаторских способностей юных баскетболистов, способствующих повышению игровых взаимодействий спортсменов [6].
Результаты исследования и их обсуждение
Проведенное исследование в экспериментальной группе по изучению межличностных взаимоотношений баскетболистов с помощью метода социометрии позволило определить симпатии и антипатии юных спортсменов, т.е. психологическое отношение друг к другу. По результатам социометрии были определены явные «звезды» команды – 4 человека, их ближайший круг или «предпочитаемые» – 5 спортсменов и «непринятые» – 4 баскетболиста.
По оценке испытуемых, относящихся к подгруппам «звезды» и «предпочитаемые», психологическая атмосфера команды считается оптимальной, в отличие от респондентов подгруппы «непринятые», которые не дали позитивных оценок психологической атмосфере в команде.
При оценке индивидуально-психологических особенностей спортсменов выявлены следующие отличительные признаки подгрупп: подгруппа «звезды» обладает выраженными лидерскими качествами, а также коммуникативными и организаторскими способностями, у спортсменов подгруппы «предпочитаемые» менее выражены лидерские качества, коммуникативные и организаторские способности, баскетболисты подгруппы «непринятые» имеют низкие коммуникативные и организаторские способности, а также невысокие показатели лидерских качеств. По типу общения – экстравертов больше всех среди представителей подгруппы «предпочитаемые», амбивертированность в общении в большем количестве определяется у «звезды», по типу общения – интроверт большинство в подгруппе «непринятые». Результаты исследования представлены табл. 1.
Показатели эффективности игровых взаимодействий отображены в табл. 2. Полученные результаты свидетельствуют об отсутствии значимых различий в командах ЭГ и КГ по освоению и реализации командных взаимодействий на начало эксперимента.
Программа, направленная на повышение коммуникативных и организаторских способностей баскетболистов, состояла из 15 занятий по 45 мин.
Занятия проводились 1 раз в неделю в форме тренингов в удобное время для учебно-тренировочного процесса. Занятия начинаются с приветствия участниками друг друга, далее идет основная часть занятия, соответствующая теме, и в завершение – подведение итогов. Оптимальное количество спортсменов в группе 10–12 человек.
Цель программы – повышение коммуникативных и организаторских способностей баскетболистов.
Задачи:
1) создание в группе атмосферы, способствующей активности и самопроявлению;
2) расширение возможностей установления контакта в различных ситуациях общения;
3) развитие вербальных и невербальных средств общения;
4) повышение уровня организаторских способностей.
Таблица 1
Оценка индивидуально-психологических особенностей юных баскетболистов
№ п/п |
Индивидуально-психологические особенности |
|||
«звезды» |
«предпочитаемые» |
«непринятые» |
||
2 |
3 |
4 |
||
1 |
Лидерские качества |
35 ± 0,3 |
32 ± 0,7 |
22 ± 0,2 |
2 |
Психологический тип общения: |
|||
– экстравертированность |
24,4 ± 0,5 |
30,2 ± 0,3 |
26,3 ± 0,8 |
|
– амбивертированность |
24,1 ± 0,8 |
18,3 ± 0,5 |
12,3 ± 0,4 |
|
– интровертированность |
2,8 ± 0,6 |
5,8 ± 0,5 |
8,4 ± 0,5 |
|
3 |
КОС |
4,5 ± 0,3 |
1.5 ± 0,1 |
0,6 ± 0,3 |
4 |
Количество выборов со стороны команды |
5,8 ± 1,7 |
2,7 ± 0,7 |
0,5 ± 0,2 |
5 |
Оценка психологической атмосферы в команде |
75 ± 4,0 |
60,9 ± 4,3 |
32 ± 3,2 |
Таблица 2
Сравнительные показатели игровых взаимодействий в командах ЭГ и КГ на начало эксперимента
№ п/п |
Показатели игровых взаимодействий |
ЭГ |
КГ |
1 |
Освоение взаимодействий (количество занятий) |
9,8 ± 1,2 |
9,6 ± 1,2 |
2 |
Стабильность выполнения командных взаимодействий ( %) |
63,5 ± 2,3 |
60,7 ± 2,9 |
Тематическое планирование занятий представлено в табл. 3.
Таблица 3
Тематическое планирование занятий повышения коммуникативных и организаторских способностей баскетболистов
№ занятия |
Цель занятия |
Содержание занятия (упражнения) |
Время академ/час |
1 |
2 |
3 |
4 |
1–2 |
Занятие – индивидуально-групповое. Цель занятия: Изучение индивидуальных особенностей личности, нахождение путей их совершенствования |
«Уши мои – нолокаторы», Ассоциации», «Четыре угла – четыре выбора», «Подарок другу», упражнение на невербальное взаимодействие «Лицом к лицу», упражнение «Всеобщее внимание», упражнение «Дискуссия» |
2 ч |
3–6 |
Занятие – групповое. Цель занятия: развитие организаторских способностей |
Игра «Правильные слова» Игра «Роботы-операторы» Игра «Рисуем картину» Игра «Фирма» «Анализ моментов, на которых мы теряем время», Ассоциативный тест», Доведи меня до конца» |
4 ч |
7–10 |
Занятие – групповое. Цель занятия: развитие нокоммуникативных способностей |
Игра «Возьмемся за руки, друзья» Игра «Стыковка» Игра «Связь» Игра «Слепец и поводырь» |
4 ч |
11–14 |
Занятие – индивидуально-групповое. Цель занятия: отработка навыков поведения лидера, определение влияния поведения на результаты собственной деятельности в спорте, умение поставить себя на позицию лидера |
Упражнение «Если.., то» Игра «Лидер это – ...» Упражнение «Круг и я» Упражнение «Большая семейная фотография» |
4 ч |
15 |
Занятие – групповое. Цель занятия: подведение итогов кпрограммы, вводсамооценка озорезультатов, их сравнительная вхарактеристика. В процессе программы с каждым из участников по мере необходимости проводились индивидуальные вбеседы, обсуждались проблемы и успехи |
Упражнение «Свеча» |
1 ч |
Таблица 4
Сравнительные показатели игровых взаимодействий в командах ЭГ и КГ после эксперимента
№ п/п |
Показатели игровых взаимодействий |
ЭГ |
КГ |
1 |
Освоение взаимодействий (количество занятий) |
6,5 ± 2,7 |
8,8 ± 1,2 |
2 |
Стабильность выполнения командных взаимодействий ( %) |
75,2 ± 3 |
62,1 ± 2,3 |
После окончания педагогического эксперимента мы получили следующие результаты эффективности игровых взаимодействий, представленные в табл. 4.
В ходе работы выявлена положительная динамика показателей игровых взаимодействий баскетболистов экспериментальной группы. Это отражается в следующих результатах исследования: на освоение командных взаимодействий спортсмены ЭГ затрачивали 6 занятий, тогда как юным баскетболистам КГ требовалось до 8 тренировок. Стабильность командных взаимодействий оказалась выше в ЭГ и составила 75 %, в КГ показатели повысились незначительно и составляют 62 %.
Заключение
Во многих командных видах спорта, а в частности в баскетболе, комплектование игрового состава происходит на основании свойств нервной системы и черт характера спортсменов, однако неотъемлемой частью сыгранности юных спортсменов будет их психологическая сплоченность. Как показала практика, наличие в команде разногласий в межличностных отношениях спортсменов приводит к низкой сыгранности и стабильности командных действий.
Большую значимость в игровых взаимодействиях играет чувство коллективизма, которое может быть при условии, что все игроки имеют значимость для команды и уверены в своих силах. Таким образом, игроки, обладающие хорошими лидерскими, коммуникативными и организаторскими способностями, не только способны взять ответственность за результаты собственной деятельности, но и несут ответственность за командные действия. Неуверенные в себе игроки, игроки с недостаточным волевым потенциалом личности, баскетболисты с несформированным чувством коллективизма и проблемами самооценки не могут компенсировать какие-либо недостатки групповой деятельности.
Следовательно, выбранные нами формы и методы по совершенствованию коммуникативных и организаторских способностей спортсменов способствуют повышению игровых взаимодействий баскетболистов и являются эффективными.