Comple aegrotum bona spe!
Внушай больному надежду на хорошее
Primum noli nocere
Прежде всего, не навреди
Развитие личности невозможно без формирования профессионализма, без воспитания профессиональных качеств и приобретения необходимых умений и навыков будущего специалиста. В процессе профессиональной деятельности, протекающей в определённых социально-экономических условиях, формируются не только отдельные функциональные системы и психические процессы человека (профессиональное восприятие, память и мышление), но и личность в целом; складывается социально-профессиональный тип личности с определёнными ценностными ориентациями. Аксиологический компонент в структуре профессионального сознания соотносится с профессиональной нравственностью личности, которая проявляется в выборе адекватных способов и средств в соответствии с нормами профессиональной и общей морали [1]. Формирование целостной личности специалиста предполагает как воспитание необходимых качеств в определённой области деятельности, так и усвоение ценностей, смыслов, основных правил и норм будущей профессии [2]. В процессе профессионального становления личности на начальном этапе обучения в вузе ценностные ориентации выступают в качестве движущих сил формирования личностного и профессионального сознания обучающихся, направляют его в социально-политическом мире, стимулируя различные виды практической и духовной деятельности.
Для медицинского сообщества основополагающими являются деонтологические принципы, которыми необходимо руководствоваться в процессе реализации профессиональной врачебной деятельности [3]. Профессиональная этика, врачебный долг и вопросы морали становятся особенно актуальными, когда речь идёт о проблемах клонирования, фетальной терапии, абортирования, нравственных проблемах, связанных с развитием «новых репродуктивных технологий», и, безусловно, с вопросом о правомерности и легализации процедуры эвтаназии.
Нам представляется актуальным изучение отношения к данной проблеме студентов первого курса медицинского вуза, поскольку именно на начальном этапе обучения закладываются основы профессионального сознания, а ценности и смыслы будущей профессии воспринимаются и интерпретируются через личные представления и понятия, через призму жизненного опыта будущих специалистов [4]. В дальнейшем ценностные установки в профессиональной медицинской деятельности во многом определяют решение сложных морально-этических вопросов, одним из которых является вопрос об отношении к процедуре эвтаназии. Как известно, в процессе социогенеза происходит идентификация личности, что приводит к присвоению смысловых ориентаций, характеризующих культуру данной социальной группы [5]. В этой связи мы считаем целесообразным рассмотреть отношение к процедуре эвтаназии с точки зрения представителей различных этнокультурных групп.
Материалы и методы исследования
Для этой цели нами было предложено принять участие в опросе русским, арабским и африканским студентам, обучающимся на первом курсе лечебного факультета. Данная группа студентов согласно предложенной Е.А. Климовым классификации стадий профессионализма соотносится с категорией «адепты» и связана с периодом профессиональной подготовки и получения специальности [6].
В статье рассматриваются результаты сравнительного анализа данных, полученных на основе «метода незаконченных предложений». Метод незаконченных предложений относится к аддитивным методам – одному из видов проективных методов, по другому основанию метод незаконченных предложений – это один из видов вербального проективного теста [7]. Респондентам было предложено продолжить следующую фразу «по моему мнению, эвтаназия – это ….» и зафиксировать свой ответ в письменном виде. В общей сложности в процедуре эксперимента принимали участие 54 российских, 33 африканских (представители Нигерии, Зимбабве, Ганы, Свазиленда, Замбии, ЮАР, Либерии, Уганды, Буркина-Фасо, Конго, Камеруна) и 43 арабских респондента (представители Туниса, Марокко, Ливана, Алжира) в возрасте от 17 до 20 лет. Анкеты были переведены на английский и французский языки и содержали следующий текст.
«Вам знакомо понятие «эвтаназия»? Первоначально, эвтаназия (гр. eu -хорошо, thanatos – смерть) означала спокойную и лёгкую смерть. В настоящее время эвтаназия – это практика прекращения жизни человека, страдающего неизлечимым заболеванием. Выделяются два основных вида эвтаназии: пассивная эвтаназия (намеренное прекращение медиками поддерживающей терапии) и активная эвтаназия (введение умирающему медицинских препаратов либо другие действия, которые влекут за собой быструю и безболезненную смерть). К активной эвтаназии часто относят и самоубийство с врачебной помощью (предоставление больному по его просьбе препаратов, сокращающих жизнь). Эта практика вызывает много споров и разногласий. А что вы думаете по этому поводу? Нам интересно Ваше мнение. Пожалуйста, продолжите следующую фразу: «Я думаю, что эвтаназия – это …..». Спасибо за Ваше участие!».
Соотношение положительных, отрицательных и неоднозначных ответов трёх категорий студентов
Результаты исследования и их обсуждение
В ходе обработки результатов полученных данных нами были выделены смысловые группы, отражающие отношение респондентов к обсуждаемой проблеме: «за», «против», «за и против». Как видно из приведённой ниже диаграммы, в группу «против» и «за и против» вошли ответы всех трёх категорий студентов, в группе «за» – ответы только арабских и российских респондентов (рисунок). К группе «за и против» относятся ответы респондентов, позиция которых имеет двойственный характер, т.е. одновременно приводятся аргументы как «против» процедуры эвтаназии, так и «за» неё. В дальнейшем при анализе полученных данных в тексте статьи эта категория ответов не была выделена в отдельную группу, а распределена между аргументами «за» и «против».
Аргументы «ЗА»
Основным аргументом сторонников эвтаназии во всех трёх группах респондентов является желание избавить от нестерпимых болей, мучений и длительных, бесполезных страданий смертельно больного человека. В этом случае эвтаназия рассматривается как «лёгкий гуманный способ ухода из жизни» и как «достойная смерть без мучений» (российск.). «Эвтаназия иногда необходима, это хорошая и логическая практика в критических ситуациях. Это лучше, чем жизнь под аппаратом и контролем врачей» (арабск.). «Как последнее средство эвтаназия может быть использована, когда другие способы и средства бессильны и нет более надежды на спокойное существование человека» (афр.).
Среди ответов респондентов нередко упоминаются стадии, формы и характер болезней, совокупность которых позволяет говорить о таком исключительно специфическом типе заболевания, как последняя, или терминальная, стадия болезни (лат. terminus – конец, предел). По мнению студентов, эвтаназия уместна в случае «неизбежного летального исхода болезни, прекращения жизненных функций организма» (российск.), «онкологических заболеваний последней стадии, если болезнь смертельна на 100%» (арабск.), «если человек находится в коме долгие годы без изменений и если речь идёт об угрозе жизни других людей, например в случае быстрого распространения опасных заболеваний» (афр.).
Психологии терминальных больных посвящено немало исследований за рубежом. Так, например, доктор Е. Кюблер-Росс и её коллеги, исследуя психологическое состояние терминальных больных, создала концепцию «смерти как стадии роста». Согласно этой концепции психическое состояние человека, заболевшего смертельным недугом, не остаётся постоянным, а проходит ряд стадий, таких как «стадия отрицания», «протест», «просьба об отсрочке», «депрессия, нравственные терзания», «принятие» [8, с. 91].
Как известно, организм человека – это сложная функционирующая система. «Болезни тела – это нарушение целостности организма, сбой в работе системы, разрыв в гармонично устроенном человеке. Среди этих сбоев и разрывов не последнее место занимает потеря гармонии отношений и к себе самому, и окружающим. Происходит дисгармония мира душевного, находящегося в прямой связи с порядком и устроением телесным» [8, с. 51]. В этот момент вместе с надеждой на выздоровление теряется самое главное – смысл жизни личности, а отсутствие смысла порождает состояние «экзистенционального вакуума» (В. Франкл). Потеря надежды и стремления к жизни, отсутствие смысла жизни (российск., афр.), отвращение к жизни и потеря вкуса к жизни (арабск.) – основные аргументы респондентов в пользу процедуры эвтаназии.
Необходимым условием эвтаназии является, по мнению арабских и российских студентов, свободное и осознанное желание самого пациента. Следует уважать принцип свободы и достоинства человека. Право больного – самостоятельно принимать решение и нести за него ответственность, поскольку если свобода выступает как внутренняя причинность, то ответственность выступает как осознание последствий действий на основе внутренних побуждений и осуществляемых на их основе действий [9]. Безусловно, в этом случае речь идёт о дееспособности и вменяемости тяжелобольного человека. Пациент должен быть психически здоровым и находиться в здравом уме, то есть «compos mentis». «Каждый свободен в выборе способа умереть. Нельзя решать за другого человека и судить решение другого, так как это его жизнь, и это касается только его» (арабск.) «Эвтаназия уместна, если больной сам подошёл к этому осознанно, не поддаваясь эмоциям и советам других, если человек сам изъявляет желание прибегнуть к этому способу и осознанно не хочет продолжать жизнь» (российск.).
Основанием к допустимости эвтаназии, по мнению российских и арабских студентов, может быть желание оградить близких и родственников неизлечимо больного пациента от негативных эмоций, физических и моральных страданий. «Эвтаназия – это счастливое решение для тех, кто окружает больного» (арабск.), она позволит пациенту «избавить родных от мучений и переживаний за него, не мучить близких своими страданиями и не быть обузой для семьи» (российск.).
Некоторые африканские студенты руководствуются утилитарным принципом, аргументирующим возможность искусственного вмешательства в течение тяжелой и неизлечимой болезни. «Применение эвтаназии поможет освободить больничное оборудование: места в больнице, кислородные маски. Семье больного это может помочь сэкономить денежные средства и сбережения» (афр.).
Аргументы «ПРОТИВ»
В ряде анализируемых текстов африканских и российских студентов даётся негативная эмоциональная оценка процедуре эвтаназии, где эвтаназия рассматривается как намеренное убийство, как способ поощрения самоубийства пациента. В этом случае врач, прибегающий к эвтаназии, приравнивается к категории убийцы. «Согласившийся на эвтаназию врач подобен убийце с ножом или оружием в руках, кровь останется на его руках до конца дней (афр.)».
Одним из главных факторов, определяющих отношение к процедуре эвтаназии в группе африканских студентов, является довод, непосредственно выводимый и опирающийся на базовые деонтологические принципы врачебной деятельности. «Долг врача – помогать, поддерживать, воодушевлять больных, внушать им надежду на выздоровление, бороться и продлевать жизнь каждого пациента, а не заканчивать её или убивать; задача врача – сохранить и спасти жизнь, используя лекарственные средства и технологии, способные облегчить боль с целью продления жизни». «Соглашаясь на эвтаназию, врач, которому вверено сохранение человеческой жизни, позорит свою профессию» (афр.).
Доминирующие аргументы африканских и арабских студентов против процедуры эвтаназии обусловлены религиозными верованиями и убеждениями респондентов. «Как африканец, могу сказать, что наши традиции, культура и религия строго против эвтаназии». «С религиозной точки зрения, никто не имеет права убивать ни себя, ни других. Право распоряжаться жизнью человека в руках Бога» (афр.). «Согласно нашей религии эвтаназия не может стать законной практикой. Никто кроме Бога не может лишать человека жизни, даже с согласия больного. Жизнь священна и драгоценна. И только Бог решает, когда и как умереть» (арабск.).
Болезнь в этом случае приобретает иной смысл и рассматривается не только как физическое, но и духовное испытание личности, в процессе которого личный опыт укрепляет человека, формирует его резистентность, аккумулирует его жизненный потенциал и, что самое главное, способствует его духовному росту. В этом заключается морально-нравственное значение болезни. «Господь посылает проблемы в жизни, сложные как экзамен. Нужно иметь терпение. Ты должен до последней секунды бороться» (арабск.). «Болезнь даётся как испытание от Бога. Порой Бог тебя ставит в критическую ситуацию, когда чувствуешь, лучше бы умереть». «Все зависит от Божьей воли: пока есть жизнь, надежда жива, и всегда есть шанс выжить. С верой в Бога всё возможно» (афр.).
Выводы
Таким образом, полученные результаты сравнительного анализа ответов респондентов свидетельствуют о наличии общего и специфического в отношении к практике применения эвтаназии в различных этнокультурных группах. Отношение к эвтаназии носит амбивалентный характер во всех трёх группах респондентов. Двойственность отношения заключена в рамки морально-этического характера и коррелирует с вопросом свободы, как смыслообразующей ценности личности. Потеря смысла жизни как элемента ценностно-мотивационной сферы духовной жизни человека является как у российских, так и у арабских, и у африканских студентов основным аргументом в пользу процедуры эвтаназии. Кроме того, эвтаназия рассматривается в этом случае как лёгкий и «гуманный» способ ухода из жизни, как «акт милосердия», который, по всей видимости, мотивирован состраданием, эмпатией респондентов по отношению к «терминальным» больным.
Врачебный долг, как нравственная и правовая ценность, соблюдение главной профессиональной заповеди «noli nocere» (не навреди) являются определяющими аргументами против эвтаназии в сознании представителей африканской культуры. Основным деонтологическим принципом в этом случае является ценность человеческой жизни. Согласие на участие в процедуре эвтаназии является нарушением врачебной этики и способствует девальвации статуса врача и врачебной деятельности.
В системе ценностей представителей арабской и африканской культуры религиозный фактор является важным этическим регулятором и детерминирует специфику их отношения к допустимости практики применения процедуры эвтаназии.
Полученные результаты проведённого исследования, на наш взгляд, позволяют расширить представления о ценностных приоритетах студентов первого курса медицинского вуза, принадлежащих к различным этнокультурным группам, и определить направления не только профессионального, но и духовно-нравственного развития личности будущего врача.