Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

THE ADAPTATION PROCESS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE KYRGYZ REPUBLIC TO NEW CONDITIONS

Borkoev B.M. 1 Alimbekov A.A. 1
1 Kyrgyz-Turkish Manas University
The purpose of this study is to analyze and evaluate the history, features of some trends in the adaptation of the higher education system of Kyrgyzstan in the years of sovereignty to new socio-economic conditions. In this regard, structural and substantive changes in the system of higher education in Kyrgyzstan are analyzed starting from the era of sovereignty, problems arising from this process and the state of their solution. The stages of standardization of higher professional education and the features of each of them are disclosed. The course of the first reforms in the framework of strategic design in terms of the integration of higher education institutions with international institutions for the implementation of the principles of the Bologna process is presented and according to which the changes in the educational load of students in the curriculum are evaluated. The authors studied the composition of the components of state educational standards of higher professional education, the types of professional activities of graduates, the requirements for basic educational programs and their complexity. For the analysis of documents, official papers related to the higher education system were selected from among the official state policy documents published in the Kyrgyz Republic from the moment of declaration of sovereignty until 2018. Along with this, some problems that impede the development of higher professional education are analyzed. In this regard, our study aims to fill the gap existing in the scientific field.
higher professional education
development
standard
trend
problem

Как суверенное государство Кыргызстан имеет многоотраслевую систему профессионального образования. Высшее профессиональное образование обеспечивает развитие человеческих ресурсов, способных работать на реальном рынке труда, и непрерывно развивается в качестве субъекта мирового образовательного пространства. В определенной степени проблемы системы высшего образования в республике в различных объемах отражены в трудах авторов Т.А. Абдырахманова, Д.А. Айылчиевой, И.С. Болджуровой, Ж.К. Каниметова, В.Л. Ким, Л.П. Мирошниченко, В.И. Нифадьева, К.Д. Шаршекеевой и других. И вместе с этим указанными авторами специально не рассматриваются вопросы особенности развития и адаптации системы высшего профессионального образования республики к мировым и региональным новым общественно-экономическим условиям. Настоящая статья пусть и в небольшом объеме заполнит пробелы, которые имеются в сфере высшего профессионального образования.

Цель исследования: анализ и оценка истории, особенностей некоторых тенденций адаптации системы высшего образования Кыргызстана, в годы суверенитета к новым общественно-экономическим условиям.

Материалы и методы исследования

Это исследование в основном основывается на методе анализа документов. В данной исследовательской работе проанализированы такие нормативно-правовые документы, как программные документы, законы, постановления, инструкции, стратегии и планы мероприятий, связанные с высшим образованием.

Результаты исследования и их обсуждение

Процесс исследования адаптации системы высшего профессионального образования республики к мировым и региональным новым общественно-экономическим условиям дал возможность реконструкции особенностей развития в следующих направлениях: тенденции регионального роста количества высших образовательных учреждений; адаптация, развитие стандартов высшего профессионального образования к современным требованиям; интернационализация высшего профессионального образования; переход к независимой аккредитации, направленной к обеспечению качества.

Региональный рост количества высших образовательных учреждений. В эпоху суверенитета, т.е. начиная с 1991 г. количество учебных заведений резко увеличивается. Если до 1990 г. в Кыргызстане существовало только 10 высших учебных заведений (вуз), то к 2007 г. их число достигло 56, а количество обучающихся в них – более 250 тысяч [1–2]. Такой резкий рост заведений высшего профессионального образования в Кыргызстане связан с политикой регионализации обучения. На сегодняшний день почти во всех областных центрах Кыргызстана есть самостоятельные высшие учебные заведения. В некоторых областных центрах, если быть точнее, в центре Ошской области – 5, Джалал-Абаде – 3, в Иссык-Кульской области 1 университет. Региональные университеты открыли широкие возможности для некоторых молодых людей, не имеющих возможности обучаться в центре, и внесли определенный вклад в развитие и обогащение культурной среды областных центров. Но в последние годы в деле привлечения местной молодежи заметен спад. К примеру, статистическая информация на данный момент подтверждает, что более 70 % студентов отдают предпочтение обучению в университетах столицы республики – Бишкеке. В настоящее время общее количество высших учебных заведений (вузов) составляет 52. Из них 31 государственный вуз, 21 негосударственный вуз, функционирующий в услових самофинансирования. В настоящее время в Кыргызстане на 1 миллион населения приходится около 10 учебных заведений. В других странах показатели не так высоки. Например, на 1 миллион человек в России приходится 6 университетов, а в Англии – только 2 университета. Если посмотреть на это с другой стороны, то в Италии с 60-миллионным населением – 65, Испании с 45-миллионным населением – 60, во Франции с 63-миллионным населением – 41 университет [3–5].

В Кыргызстане большинство студентов учатся в государственных университетах. Студенты, обучающиеся в частных высших учебных заведениях по республике, составляют только 25,6 % от общего числа всех студентов.

За последние 10 лет в Кыргызстане уменьшается число высших профессиональных учебных заведений. Если начиная с 2003 г. на 10 тысяч населения приходилось 401 студент, то этот показатель в 2007 г. достигает 477, в 2015 г. уменьшается до 380 студентов [5–6].

Объективными причинами этого можно считать следующие обстоятельства:

1. Повышение порогового балла до 110 при поступлении в высшие учебные заведения. В действительности, ограничение доступа к обучению в высших учебных заведениях по результатам ниже 110 баллов общереспубликанского тестирования стало основанием для остановки негативного явления как «заплатишь контракт – открыты двери любого учебного заведения».

2. Повышение контрактной оплаты за высшее образование. В некоторых частных высших учебных заведениях оплата за обучение очень высокая. В высших учебных заведениях Кыргызстана более 80 % студентов обучаются на контрактной основе. На бюджетной основе обучается только 13 % от числа всех студентов.

3. В условиях рынка появилась необходимость овладения необходимыми профессиональными компетентностями за короткий срок. В связи с этим большинство молодёжи в целях сбережения семейного бюджета приостановили обучение в вузах и перешли на краткосрочные курсы приобретения профессии. По некоторым сведениям, в высших учебных заведениях число бросивших обучение в вузах в советский период составляло всего 10 %, а сейчас каждый третий студент бросает учебу.

Ещё одна важная проблема в системе высшего профессионального образования Кыргызстана – это тенденция акцента при выборе профессии на гуманитарные специальности. К примеру, по исследованию Азиатского Банка развития (АБР) 2011 г. 77 % от общего числа студентов, обучающихся в вузах, выбрали гуманитарные специальности. Из них 32 % обучались на педагогических специальностях, 26,5 % – на экономических, 14,4 % – право, 6 % – управление, а 21 % – в других отраслях. В области технических знаний 66 % обучаются на инженерных и технологических, 16 % – естественнонаучных, 13 % – медицинских, 4 % – агрономических специальностях [5–7].

Как видно из табл. 1, растет количество студентов дневного отделения высших учебных заведений. В результате политического развития в стране уменьшилось количество заочного обучения, увеличилось число обучающихся на дистанционной форме.

Адаптация стандартов высшего профессионального образования к современным требованиям. В Кыргызстане в направлении развития государственного стандарта высшего профессионального образования осуществлен ряд реформ.

Государственный стандарт высшего профессионального образования первого поколения разработан и внедрен в 1993– 1994-е гг. В данном стандарте рассматривались обязательный государственный и вузовский компоненты проектирования учебных планов. Обязательный общегосударственный компонент должен был составлять не менее 60 % и не более 80 % осваиваемой программы. Вузовский компонент позволял учитывать требования к подготовке кадров согласно региональным особенностям конкретных учебных заведений.

В 2001 г. Министерством образования и науки КР был предложен макет обновления и совершенствования стандартов, который стал функционировать с 2003 г. Этот стандарт основан на философии необходимости овладения будущими специалистами в высших учебных заведениях базовыми профессиональными знаниями, которые станут фундаментом обновления и совершенствования дополнительных профессиональных образовательных программ на протяжении всей жизни. Первое и второе поколение государственных стандартов высшего профессионального образования рассматривали в качестве основного приоритета значительное расширение академических свобод высших учебных заведений по определению образовательных программ. В связи с этим Правительство КР в 2011 г. утвердило постановление по переходу к двухступенчатому образованию в вузах и макету Государственного стандарта высшего профессионального образования нового поколения [8–11]. Согласно этому постановлению, начиная с 1 сентября 2012 г. вузы Кыргызстана перешли на двухступенчатую систему обучения: бакалавриат и магистратура. Основные параметры освоения стандартов двухступенчатого высшего профессионального образования определяются последующим образом: общая (4 года) трудоёмкость освоения стандартов высшего профессионального образования равна не менее 240 кредитам, годовая трудоёмкость – 60 кредитам, трудоёмкость одного семестра – 30 кредитам (зачетная единица). Один кредит (зачетная единица) равен 30 академическим часам учебной деятельности студента. В соответствии со сроком (2-годичный) магистерской программы общая трудоёмкость освоения стандартов образования составляет 120 кредитов. Недельная учебная нагрузка равна 54 академическим часам или 1,5 кредиту [12].

Таблица 1

Количество студентов вузов по годам и типам обучения*

Учебный год

Вузы

Общее кол-во студентов

Дневное

Перепод

готовка

Заочное обучение

Дистантное обучение

Учащися с высшим образованием

Выпускники

2009/2010

54

233605

130912

1940

100753

47375

38106

2010/2011

56

230379

128236

2557

99586

45112

37966

2011/2012

54

239208

131804

3552

103852

51809

41811

2012/2013

54

231562

125747

1473

97062

7280

33101

41679

2013/2014

55

223241

124748

1726

83863

12904

35414

41291

2014/2015

53

214410

122680

1826

71903

18001

31771

40839

2015/2016

52

199505

119336

1512

62931

15726

29848

41712

2016/2017

50

175430

107846

1539

45267

20778

29342

52781

2017/2018

51

161406

110165

1343

27764

22134

30315

48907

Примечание. *Данные получены по статистическим результатам 2014 и 2018 гг.

Интернационализация высшего профессионального образования. Под интернационализацией высшего профессионального образования мы понимаем широкий спектр научных исследований и образования, международной деятельности и феномен академической мобильности. Академическая мобильность – это перемещение студентов (магистрантов) или преподавателей и соискателей высших учебных заведений на определенный академический период времени (семестр или учебный год) с обязательным признанием внутри своего вуза или в другое образовательное или научное заведение (в пределах или за пределами своей страны) с целью обучения или проведения научных исследований (в том числе проведения учебных или производственных практик) по освоению образовательных программ в виде кредитов.

В настоящее время многие высшие учебные заведения Кыргызстана переживают процесс интеграции с мировым образовательным пространством. В связи с этим в целях повышения мобильности студентов в Республике первые шаги в данном направлении получают поддержку со стороны различных международных программ. Из них самые активные это «Эразмус Мундус», «Сократ», «Мевлана» и другие. В настоящее время свыше 200 студентов Кыргызстана получили возможность обучаться в европейских университетах. Вместе с этим выросло и количество иностранных студентов, обучающихся в Кыргызстане.

Сравнительно, количество иностранных студентов из Средней Азии, обучающихся в Кыргызстане, составляет 40 % всех студентов. С одной стороны, качество знаний кыргызских высших учебных заведений вызывает сомнения, с другой стороны, наблюдается рост числа студентов [2].

Переход к независимой аккредитации, направленной на обеспечение качества. Особую актуальность проблемы обеспечения качества образования в Кыргызской Республике подтверждают последние реформы по изменению состава комиссии высших учебных заведений и по внедрению механизма независимой аккредитации в системе образования и другие инициативы. Эти перспективы регулируются через «внесение изменений» в Закон «Об образовании» Кыргызской Республики, принятый 30 апреля 2003 года № 92 [13]. В системе образования в качестве нового субъекта образовалось независимое агентство по аккредитации. На сегодняшний день в Кыргызстане успешно проводят свою работу 7 независимых аккредитационных агентств. Только лишь аккредитационным агентством «Эл баасы» в 2018 г. были аккредитованы следующие учебные заведения (программы): вуз (бакалавриат) – 1 (1 программа), учебные заведения средне-профессионального образования (СПО): 11 учебных заведений (24 программы), из них 3 учебных заведения (7 программ) прошли условно на 1 год аккредитацию; учебные заведения начального профессионального образования (НПО): 20 учебных заведений, из них 1 учебное заведение (1 программа) прошло условно на 1 год аккредитацию. Ниже дан список данных учебных заведений, они внесены в реестр агентства и расположены на сайте [14].

Таблица 2

Количество иностранных студентов

 

2009/ 2010

2010/

2011

2011/

2012

2012/

2013

2013/ 2014

2014/ 2015

2015/ 2016

2016/ 2017

2017/ 2018

Всего

3431

3366

3099

3286

3467

4257

4257

4257

4257

Афганистан

87

73

74

54

66

107

123

148

169

Китай

601

539

433

385

255

267

187

269

273

Индия

497

581

788

1137

1709

2377

3917

4745

6828

Иран

18

17

21

25

2

7

7

2

1

Монголия

28

13

7

2

1

8

8

6

9

Непал

52

82

50

21

45

23

17

15

24

Сирия

22

27

24

43

7

15

16

14

16

Пакистан

911

955

928

778

628

559

413

390

579

Турция

1057

793

727

772

679

696

695

655

624

Грузия

11

5

4

3

1

2

1

-

-

и другие

147

281

43

66

74

196

243

276

358

Примечание. *Данные взяты из статистического сборника 2018 г.

К проблемам, которые мешают адаптации системы высшего образования Кыргызстана к новым общественно-экономическим условиям, можно отнести следующие:

Недостаточность финансирования не дает возможности для обеспечения учебного процесса компетентными научно-педагогическими кадрами. Если по лицензионным требованиям качественный показатель профессорско-преподавательского состава должен быть 30–35 %, то сейчас он не может подняться с 19,5 %. В этой связи объем учебной площади многих учебных заведений вместо требуемых 9 м2 составляют лишь 7 м2. Во-вторых, в высших учебных заведениях всё еще преобладают те, кто занимается не пониманием сущности и технологий Болонского процесса, а сохранением и руководством формальными критериями, т.е. имитацией.

Возьмем к примеру, практикующееся нами двухступенчатое высшее профессиональное образование в соответствии с формулой «4 + 2» выглядит так: молодёжь Кыргызстана, чтобы получить высшее образование, должна учиться 6 лет. Для кыргызского менталитета 6 лет для получения высшего образования это очень много. Во-вторых, учитывая, что 15–20 % обучающихся в магистратуре финансируются из бюджета, то большинство выпускников вынуждены начинать трудовую деятельность со степени «бакалавра». В-третьих, в результате этого Кыргызстан постепенно может превратиться в «страну бакалавров». Поэтому существует множество мнений, что объем программы бакалавриата следует сократить на 3 года (180 кредитов). Этот опыт был широко растпространен в Англии, Норвегии и Финляндии и дал хорошие результаты. Если мы так же как и некоторые страны Европы выберем формулу «3 + 2», молодежь за 5 лет будет овладевать степенью «магистра», то считалось бы, что мы вошли в Болонский процесс со статусом одинаковой степени.