Как суверенное государство Кыргызстан имеет многоотраслевую систему профессионального образования. Высшее профессиональное образование обеспечивает развитие человеческих ресурсов, способных работать на реальном рынке труда, и непрерывно развивается в качестве субъекта мирового образовательного пространства. В определенной степени проблемы системы высшего образования в республике в различных объемах отражены в трудах авторов Т.А. Абдырахманова, Д.А. Айылчиевой, И.С. Болджуровой, Ж.К. Каниметова, В.Л. Ким, Л.П. Мирошниченко, В.И. Нифадьева, К.Д. Шаршекеевой и других. И вместе с этим указанными авторами специально не рассматриваются вопросы особенности развития и адаптации системы высшего профессионального образования республики к мировым и региональным новым общественно-экономическим условиям. Настоящая статья пусть и в небольшом объеме заполнит пробелы, которые имеются в сфере высшего профессионального образования.
Цель исследования: анализ и оценка истории, особенностей некоторых тенденций адаптации системы высшего образования Кыргызстана, в годы суверенитета к новым общественно-экономическим условиям.
Материалы и методы исследования
Это исследование в основном основывается на методе анализа документов. В данной исследовательской работе проанализированы такие нормативно-правовые документы, как программные документы, законы, постановления, инструкции, стратегии и планы мероприятий, связанные с высшим образованием.
Результаты исследования и их обсуждение
Процесс исследования адаптации системы высшего профессионального образования республики к мировым и региональным новым общественно-экономическим условиям дал возможность реконструкции особенностей развития в следующих направлениях: тенденции регионального роста количества высших образовательных учреждений; адаптация, развитие стандартов высшего профессионального образования к современным требованиям; интернационализация высшего профессионального образования; переход к независимой аккредитации, направленной к обеспечению качества.
Региональный рост количества высших образовательных учреждений. В эпоху суверенитета, т.е. начиная с 1991 г. количество учебных заведений резко увеличивается. Если до 1990 г. в Кыргызстане существовало только 10 высших учебных заведений (вуз), то к 2007 г. их число достигло 56, а количество обучающихся в них – более 250 тысяч [1–2]. Такой резкий рост заведений высшего профессионального образования в Кыргызстане связан с политикой регионализации обучения. На сегодняшний день почти во всех областных центрах Кыргызстана есть самостоятельные высшие учебные заведения. В некоторых областных центрах, если быть точнее, в центре Ошской области – 5, Джалал-Абаде – 3, в Иссык-Кульской области 1 университет. Региональные университеты открыли широкие возможности для некоторых молодых людей, не имеющих возможности обучаться в центре, и внесли определенный вклад в развитие и обогащение культурной среды областных центров. Но в последние годы в деле привлечения местной молодежи заметен спад. К примеру, статистическая информация на данный момент подтверждает, что более 70 % студентов отдают предпочтение обучению в университетах столицы республики – Бишкеке. В настоящее время общее количество высших учебных заведений (вузов) составляет 52. Из них 31 государственный вуз, 21 негосударственный вуз, функционирующий в услових самофинансирования. В настоящее время в Кыргызстане на 1 миллион населения приходится около 10 учебных заведений. В других странах показатели не так высоки. Например, на 1 миллион человек в России приходится 6 университетов, а в Англии – только 2 университета. Если посмотреть на это с другой стороны, то в Италии с 60-миллионным населением – 65, Испании с 45-миллионным населением – 60, во Франции с 63-миллионным населением – 41 университет [3–5].
В Кыргызстане большинство студентов учатся в государственных университетах. Студенты, обучающиеся в частных высших учебных заведениях по республике, составляют только 25,6 % от общего числа всех студентов.
За последние 10 лет в Кыргызстане уменьшается число высших профессиональных учебных заведений. Если начиная с 2003 г. на 10 тысяч населения приходилось 401 студент, то этот показатель в 2007 г. достигает 477, в 2015 г. уменьшается до 380 студентов [5–6].
Объективными причинами этого можно считать следующие обстоятельства:
1. Повышение порогового балла до 110 при поступлении в высшие учебные заведения. В действительности, ограничение доступа к обучению в высших учебных заведениях по результатам ниже 110 баллов общереспубликанского тестирования стало основанием для остановки негативного явления как «заплатишь контракт – открыты двери любого учебного заведения».
2. Повышение контрактной оплаты за высшее образование. В некоторых частных высших учебных заведениях оплата за обучение очень высокая. В высших учебных заведениях Кыргызстана более 80 % студентов обучаются на контрактной основе. На бюджетной основе обучается только 13 % от числа всех студентов.
3. В условиях рынка появилась необходимость овладения необходимыми профессиональными компетентностями за короткий срок. В связи с этим большинство молодёжи в целях сбережения семейного бюджета приостановили обучение в вузах и перешли на краткосрочные курсы приобретения профессии. По некоторым сведениям, в высших учебных заведениях число бросивших обучение в вузах в советский период составляло всего 10 %, а сейчас каждый третий студент бросает учебу.
Ещё одна важная проблема в системе высшего профессионального образования Кыргызстана – это тенденция акцента при выборе профессии на гуманитарные специальности. К примеру, по исследованию Азиатского Банка развития (АБР) 2011 г. 77 % от общего числа студентов, обучающихся в вузах, выбрали гуманитарные специальности. Из них 32 % обучались на педагогических специальностях, 26,5 % – на экономических, 14,4 % – право, 6 % – управление, а 21 % – в других отраслях. В области технических знаний 66 % обучаются на инженерных и технологических, 16 % – естественнонаучных, 13 % – медицинских, 4 % – агрономических специальностях [5–7].
Как видно из табл. 1, растет количество студентов дневного отделения высших учебных заведений. В результате политического развития в стране уменьшилось количество заочного обучения, увеличилось число обучающихся на дистанционной форме.
Адаптация стандартов высшего профессионального образования к современным требованиям. В Кыргызстане в направлении развития государственного стандарта высшего профессионального образования осуществлен ряд реформ.
Государственный стандарт высшего профессионального образования первого поколения разработан и внедрен в 1993– 1994-е гг. В данном стандарте рассматривались обязательный государственный и вузовский компоненты проектирования учебных планов. Обязательный общегосударственный компонент должен был составлять не менее 60 % и не более 80 % осваиваемой программы. Вузовский компонент позволял учитывать требования к подготовке кадров согласно региональным особенностям конкретных учебных заведений.
В 2001 г. Министерством образования и науки КР был предложен макет обновления и совершенствования стандартов, который стал функционировать с 2003 г. Этот стандарт основан на философии необходимости овладения будущими специалистами в высших учебных заведениях базовыми профессиональными знаниями, которые станут фундаментом обновления и совершенствования дополнительных профессиональных образовательных программ на протяжении всей жизни. Первое и второе поколение государственных стандартов высшего профессионального образования рассматривали в качестве основного приоритета значительное расширение академических свобод высших учебных заведений по определению образовательных программ. В связи с этим Правительство КР в 2011 г. утвердило постановление по переходу к двухступенчатому образованию в вузах и макету Государственного стандарта высшего профессионального образования нового поколения [8–11]. Согласно этому постановлению, начиная с 1 сентября 2012 г. вузы Кыргызстана перешли на двухступенчатую систему обучения: бакалавриат и магистратура. Основные параметры освоения стандартов двухступенчатого высшего профессионального образования определяются последующим образом: общая (4 года) трудоёмкость освоения стандартов высшего профессионального образования равна не менее 240 кредитам, годовая трудоёмкость – 60 кредитам, трудоёмкость одного семестра – 30 кредитам (зачетная единица). Один кредит (зачетная единица) равен 30 академическим часам учебной деятельности студента. В соответствии со сроком (2-годичный) магистерской программы общая трудоёмкость освоения стандартов образования составляет 120 кредитов. Недельная учебная нагрузка равна 54 академическим часам или 1,5 кредиту [12].
Таблица 1
Количество студентов вузов по годам и типам обучения*
Учебный год |
Вузы |
Общее кол-во студентов |
Дневное |
Перепод готовка |
Заочное обучение |
Дистантное обучение |
Учащися с высшим образованием |
Выпускники |
2009/2010 |
54 |
233605 |
130912 |
1940 |
100753 |
– |
47375 |
38106 |
2010/2011 |
56 |
230379 |
128236 |
2557 |
99586 |
– |
45112 |
37966 |
2011/2012 |
54 |
239208 |
131804 |
3552 |
103852 |
– |
51809 |
41811 |
2012/2013 |
54 |
231562 |
125747 |
1473 |
97062 |
7280 |
33101 |
41679 |
2013/2014 |
55 |
223241 |
124748 |
1726 |
83863 |
12904 |
35414 |
41291 |
2014/2015 |
53 |
214410 |
122680 |
1826 |
71903 |
18001 |
31771 |
40839 |
2015/2016 |
52 |
199505 |
119336 |
1512 |
62931 |
15726 |
29848 |
41712 |
2016/2017 |
50 |
175430 |
107846 |
1539 |
45267 |
20778 |
29342 |
52781 |
2017/2018 |
51 |
161406 |
110165 |
1343 |
27764 |
22134 |
30315 |
48907 |
Примечание. *Данные получены по статистическим результатам 2014 и 2018 гг.
Интернационализация высшего профессионального образования. Под интернационализацией высшего профессионального образования мы понимаем широкий спектр научных исследований и образования, международной деятельности и феномен академической мобильности. Академическая мобильность – это перемещение студентов (магистрантов) или преподавателей и соискателей высших учебных заведений на определенный академический период времени (семестр или учебный год) с обязательным признанием внутри своего вуза или в другое образовательное или научное заведение (в пределах или за пределами своей страны) с целью обучения или проведения научных исследований (в том числе проведения учебных или производственных практик) по освоению образовательных программ в виде кредитов.
В настоящее время многие высшие учебные заведения Кыргызстана переживают процесс интеграции с мировым образовательным пространством. В связи с этим в целях повышения мобильности студентов в Республике первые шаги в данном направлении получают поддержку со стороны различных международных программ. Из них самые активные это «Эразмус Мундус», «Сократ», «Мевлана» и другие. В настоящее время свыше 200 студентов Кыргызстана получили возможность обучаться в европейских университетах. Вместе с этим выросло и количество иностранных студентов, обучающихся в Кыргызстане.
Сравнительно, количество иностранных студентов из Средней Азии, обучающихся в Кыргызстане, составляет 40 % всех студентов. С одной стороны, качество знаний кыргызских высших учебных заведений вызывает сомнения, с другой стороны, наблюдается рост числа студентов [2].
Переход к независимой аккредитации, направленной на обеспечение качества. Особую актуальность проблемы обеспечения качества образования в Кыргызской Республике подтверждают последние реформы по изменению состава комиссии высших учебных заведений и по внедрению механизма независимой аккредитации в системе образования и другие инициативы. Эти перспективы регулируются через «внесение изменений» в Закон «Об образовании» Кыргызской Республики, принятый 30 апреля 2003 года № 92 [13]. В системе образования в качестве нового субъекта образовалось независимое агентство по аккредитации. На сегодняшний день в Кыргызстане успешно проводят свою работу 7 независимых аккредитационных агентств. Только лишь аккредитационным агентством «Эл баасы» в 2018 г. были аккредитованы следующие учебные заведения (программы): вуз (бакалавриат) – 1 (1 программа), учебные заведения средне-профессионального образования (СПО): 11 учебных заведений (24 программы), из них 3 учебных заведения (7 программ) прошли условно на 1 год аккредитацию; учебные заведения начального профессионального образования (НПО): 20 учебных заведений, из них 1 учебное заведение (1 программа) прошло условно на 1 год аккредитацию. Ниже дан список данных учебных заведений, они внесены в реестр агентства и расположены на сайте [14].
Таблица 2
Количество иностранных студентов
2009/ 2010 |
2010/ 2011 |
2011/ 2012 |
2012/ 2013 |
2013/ 2014 |
2014/ 2015 |
2015/ 2016 |
2016/ 2017 |
2017/ 2018 |
|
Всего |
3431 |
3366 |
3099 |
3286 |
3467 |
4257 |
4257 |
4257 |
4257 |
Афганистан |
87 |
73 |
74 |
54 |
66 |
107 |
123 |
148 |
169 |
Китай |
601 |
539 |
433 |
385 |
255 |
267 |
187 |
269 |
273 |
Индия |
497 |
581 |
788 |
1137 |
1709 |
2377 |
3917 |
4745 |
6828 |
Иран |
18 |
17 |
21 |
25 |
2 |
7 |
7 |
2 |
1 |
Монголия |
28 |
13 |
7 |
2 |
1 |
8 |
8 |
6 |
9 |
Непал |
52 |
82 |
50 |
21 |
45 |
23 |
17 |
15 |
24 |
Сирия |
22 |
27 |
24 |
43 |
7 |
15 |
16 |
14 |
16 |
Пакистан |
911 |
955 |
928 |
778 |
628 |
559 |
413 |
390 |
579 |
Турция |
1057 |
793 |
727 |
772 |
679 |
696 |
695 |
655 |
624 |
Грузия |
11 |
5 |
4 |
3 |
1 |
2 |
1 |
- |
- |
и другие |
147 |
281 |
43 |
66 |
74 |
196 |
243 |
276 |
358 |
Примечание. *Данные взяты из статистического сборника 2018 г.
К проблемам, которые мешают адаптации системы высшего образования Кыргызстана к новым общественно-экономическим условиям, можно отнести следующие:
Недостаточность финансирования не дает возможности для обеспечения учебного процесса компетентными научно-педагогическими кадрами. Если по лицензионным требованиям качественный показатель профессорско-преподавательского состава должен быть 30–35 %, то сейчас он не может подняться с 19,5 %. В этой связи объем учебной площади многих учебных заведений вместо требуемых 9 м2 составляют лишь 7 м2. Во-вторых, в высших учебных заведениях всё еще преобладают те, кто занимается не пониманием сущности и технологий Болонского процесса, а сохранением и руководством формальными критериями, т.е. имитацией.
Возьмем к примеру, практикующееся нами двухступенчатое высшее профессиональное образование в соответствии с формулой «4 + 2» выглядит так: молодёжь Кыргызстана, чтобы получить высшее образование, должна учиться 6 лет. Для кыргызского менталитета 6 лет для получения высшего образования это очень много. Во-вторых, учитывая, что 15–20 % обучающихся в магистратуре финансируются из бюджета, то большинство выпускников вынуждены начинать трудовую деятельность со степени «бакалавра». В-третьих, в результате этого Кыргызстан постепенно может превратиться в «страну бакалавров». Поэтому существует множество мнений, что объем программы бакалавриата следует сократить на 3 года (180 кредитов). Этот опыт был широко растпространен в Англии, Норвегии и Финляндии и дал хорошие результаты. Если мы так же как и некоторые страны Европы выберем формулу «3 + 2», молодежь за 5 лет будет овладевать степенью «магистра», то считалось бы, что мы вошли в Болонский процесс со статусом одинаковой степени.