Интернационализация высшего образования и научных исследований, подразумевающая академическую мобильность студентов и преподавателей, способствует развитию и расширению культурного многообразия университетских кампусов. В то же время с культурным многообразием связано множество проблем, в контексте высшего образования они трактуются как вопросы предоставления всем слоям населения одинаковых возможностей доступа к образованию, что обеспечит реализацию принципа индивидуального равенства.
Данные вопросы активно обсуждаются в университетах стран Евросоюза, в том числе в рамках Европейской ассоциации университетов, а также программ, спонсируемых Европейской комиссией, включая программы развития потенциала в высшем образовании и академической мобильности Эразмус+. В европейских дискуссиях используются термины «инклюзия» (inclusion) и «инклюзивное образование» (inclusive education), при этом, в отличие от отечественных исследований, где в большинстве случаев смысл сводится к предоставлению равных условий для студентов с ограниченными возможностями здоровья, их значение рассматривается намного шире.
Инклюзия подразумевает участие в высшем образовании студентов, имеющих ограниченные возможности в разных сферах, включая не только здоровье, но и студентов из семей мигрантов, студентов-новичков, студентов, для которых язык обучения не является родным, работающих студентов, тех, кто приехал в страну по гранту, студентов, являющихся первыми детьми в семье, получающими высшее образование. Студенты, принадлежащие к этим группам, редко участвуют в академическом обмене, и в настоящее время на пространстве высшего образования Европейского союза ведется поиск возможностей их вовлечения в процессы академической мобильности.
Цель исследования: выявить тенденции развития инклюзивной академической мобильности в университетах стран Евросоюза. Цель может быть достигнута через решение таких задач, как:
– определение глобальных тенденций развития систем высшего образования в мире и в Евросоюзе в частности;
– анализ многообразия и равенства в европейском пространстве высшего образования;
– определение содержания понятий «инклюзия», «инклюзивное образование», «инклюзивная академическая мобильность» в терминологии, используемой на пространстве высшего образования Европейского союза;
– обобщение и сравнение опыта инклюзивного образования и инклюзивной академической мобильности в европейских университетах.
Материалы и методы исследования
В качестве материалов исследования использовались публикации последних лет на тему интернационализации образования для определения общих тенденций развития систем высшего образования в мире [1–3]. Для анализа многообразия и равенства в европейском пространстве высшего образования, а также содержания понятия инклюзии использовались документы Европейской комиссии [4], Европейской ассоциации университетов [5], Альянса по поддержке инклюзивной мобильности [6]. Кроме того, автор принимал участие в семинаре по инклюзивной мобильности, проводимом организацией по поддержке экспертов в области реформирования высшего образования SPHERE (Support and Promotion for Higher Education Reform Experts) при поддержке программы Эразмус+ 21–22 ноября 2019 г. в Брюссельском свободном университете, и в статье использованы материалы обсуждений данного семинара, а также личных бесед автора с представителями разных европейских университетов для обобщения и сравнения опыта инклюзивного образования и мобильности.
В качестве методов исследования использованы теоретические методы-операции, а именно, анализ, обобщение и сравнение международного опыта инклюзивного образования и академической мобильности, а также эмпирический метод включенного наблюдения во время участия в обсуждениях семинара по инклюзивной мобильности.
Результаты исследования и их обсуждение
Интернационализация как ответ системы высшего образования на процессы глобализации мировой экономики ставит перед университетами разных стран мира новые задачи интеграции в международное научно-образовательное пространство [7]. Решение этих задач невозможно без изучения зарубежного опыта, выявления общемировых тенденций развития. Одними из основных экономических партнеров России выступают страны Евросоюза, следовательно, сотрудничество в высшем образовании с этими странами также приобретает большое значение для подготовки новых кадров, готовых участвовать в дальнейшей экономической интеграции и реализации совместных проектов [8].
В настоящее время, согласно профессору О.Н. Олейниковой, конкурентная борьба за студентов между университетами становится «одним из доминирующих трендов в системе мирового высшего образования» [2, c. 21]. Студенты выбирают тот университет, который может предоставить им наиболее интересные возможности как обучения и исследований, так и академической мобильности в течение образовательного периода [9].
В то же время необходимым условием для привлечения самых талантливых студентов является поддержка многообразия как ключевой концепции развития университетов. Под многообразием подразумевается участие в высшем образовании студентов различной половой, религиозной, расовой, культурной, возрастной принадлежности, имеющих ограниченные физические, экономические, или лингвистические возможности.
Опыт европейских университетов показывает, что в образовательной среде, где поддерживается многообразие, появляются более интересные результаты научных исследований, а студенты становятся более конкурентоспособными на постоянно меняющемся рынке труда. На этом рынке растет спрос на умения, которые можно получить только в университете, следовательно, перед университетами ставится задача охватить как можно более широкие круги населения, сделать высшее образование привлекательным для разных категорий граждан, в этом проявляется индивидуальное равенство каждого гражданина, его право на высшее образование.
Многообразие и индивидуальное равенство в образовании могут быть достигнуты на уровне стратегии развития университета, когда на этих принципах основана деятельность университета по всем направлениям.
Инклюзия как процесс увеличения степени использования всеми студентами всех имеющихся в университете ресурсов означает осознание и принятие всех различий, студентов с различными возможностями, их включение во все рабочие группы, отвечающие за решения относительно вопросов образования, предоставления им доступа ко всем видам данных и информации.
Инклюзивная мобильность, в свою очередь, согласно исследованиям Альянса по поддержке инклюзивной мобильности [6], означает создание и обеспечение адекватных условий обучения, работы или волонтерской деятельности за рубежом для студентов с ограниченными возможностями через создание системы поддержки их особенных запросов. Запросы каждого студента индивидуальны, их нельзя обобщить и в большинстве случаев необходимо исходить исключительно из того, что заявляет студент. Примерами удовлетворения таких запросов являются:
– справедливый и равный доступ к участию в программах Эразмус+;
– доступность информации;
– прозрачность и ясность информации;
– индивидуализированная поддержка;
– обеспечение независимости студента, участвующего в программе мобильности;
– справедливая оценка потребностей и запросов студента;
– универсальность программ мобильности, предусматривающая возможность участия студентов с ограниченными возможностями.
Обязательным условием обеспечения инклюзивной академической мобильности выступает создание особенной образовательной среды, поддерживающей студентов из разных социальных групп. Для этого необходимы не только меры административной поддержки, но, что очень важно, и изменение стиля мышления как самих студентов, так и преподавателей, роль которых в последние годы меняется, они выступают в качестве партнеров студентов, поддерживающих их в процессе обучения [10]. Во многих случаях именно преподаватели могут донести до студентов информацию о возможностях академической мобильности, ее преимуществах, вдохновить студентов на участие в таких программах, рассказав о собственном опыте посещения зарубежных университетов.
Составляющей, благоприятной для инклюзивной мобильности образовательной среды, являются разнообразные программы развития межкультурных и иноязычных коммуникативных компетенций студентов [11]. Языком международного общения и, в большинстве случаев, международной академической мобильности является английский, следовательно, студенты должны владеть им на достаточно высоком уровне.
Кроме разговорного английского языка также необходимо знание языка профессионального общения по программе своего обучения. Такая профессиональная иноязычная среда обеспечивается через механизмы внутренней интернационализации образования, такие как программы усиленной подготовки по английскому языку [12], создание при университетах центров академического письма, где студентам обеспечивается поддержка оформления грантовых заявок на иностранных языках [13], преподавание специальных предметов на английском языке и приглашение студентов на открытые лекции зарубежных профессоров [14]. Особенно важно обеспечить доступ студентов с ограниченными возможностями к данным дополнительным программам обучения и мероприятиям и вызвать у них интерес к изучению иностранного языка.
Другим необходимым условием обеспечения академической мобильности выступает наличие единых стандартов обучения в разных странах. Стандартизация обеспечивается благодаря единым критериям аккредитации образовательных программ, направленным на удовлетворение потребностей работодателя в соответствии с профессиональными стандартами [15]. Идеальным для академической мобильности вариантом считается наличие в университетах-партнерах программ, аккредитованных одним и тем же международным агентством, например ENQA, ABET и т.п.
В настоящее время в Европейской ассоциации университетов обсуждается возможность внести предложения аккредитационным агентствам включить в список критериев аккредитации оценку социальной инклюзии в университете и обеспечения в рамках аккредитуемых программ инклюзивной академической мобильности студентов.
Кроме того, Альянс по поддержке инклюзивной мобильности также дает ряд рекомендаций по развитию инклюзивной академической мобильности [12].
Рекомендации Альянса можно обобщить по двум категориям, таким как общие рекомендации для руководителей национальных образовательных систем и практические рекомендации для университетов, принимающих непосредственное участие в инклюзивной академической мобильности студентов.
Так, в первой группе выделяются рекомендации, направленные на широкое распространение информации о возможностях инклюзивной мобильности до максимального числа студентов, преподавателей, сотрудников университетов через онлайн- и офлайн-источники, а также регулярные встречи со специалистами. Для этого рекомендуется создать централизованную европейскую онлайн-платформу, в которой будут отражаться все программы инклюзивной мобильности, где студенты смогут зарегистрироваться и подать заявку на мобильность. Кроме того, в рамках новой программы Эразмус на 2021–2027 гг. предлагается внести изменения в текст Хартии Эразмус+, добавив в него информацию об инклюзивной академической мобильности, создать специальную рабочую группу, и, возможно, отдельный офис программ Эразмус+. Такой офис мог бы заниматься исключительно вопросами инклюзивной мобильности, предусматривать включение в правила финансирования данного вида мобильности специальные гибкие затраты на удовлетворение особенных запросов студентов с ограниченными возможностями, а также возможность трансфера грантовой поддержки между университетами вслед за перемещением студента.
Вторая группа рекомендаций направлена на совершенствование процессов поддержки инклюзивной академической мобильности внутри университетов и предусматривает дополнение международных соглашений об академическом сотрудничестве между вузами статьями или положениями об инклюзии, донесение информации о мобильности непосредственно до студентов с ограниченными возможностями, создание в вузах сетей взаимопомощи студентов с ограниченными возможностями. Кроме того, рекомендуется наладить внутри университета сотрудничество между международным отделом и другими подразделениями, занимающимися вопросами инклюзивного образования, в случае отсутствия последних их следует создать.
Данные рекомендации направлены на то, чтобы в национальных образовательных системах стало уделяться больше внимания инклюзивной академической мобильности, а университеты включились в эти процессы.
Обобщение опыта инклюзивной мобильности в университетах стран Евросоюза позволяет сделать вывод о высокой актуальности данного вопроса и об инициативах, которые исходят в настоящее время от университетов и их объединений в Еврокомиссии о необходимости финансовой и законодательной поддержки.
Заключение
Таким образом, анализ публикаций на тему многообразия и индивидуального равенства в университетах стран Евросоюза, а также документов европейских организаций показал, что в числе основных глобальных тенденций развития систем высшего образования можно назвать борьбу между университетами мира за лучших студентов, и значительным конкурентным преимуществом при этом является внимание университетов к особым группам студентов, имеющим ограниченные возможности в разных сферах – здоровье, финансах, языках, социальном статусе и т.д. Все это внимание обобщается под понятием инклюзии или инклюзивного образования, неотъемлемой и важной составляющей которого является инклюзивная академическая мобильность. В настоящее время лишь некоторые университеты могут заявить о том, что их студенты полноценно включены в инклюзивную академическую мобильность, однако на уровне руководства Евросоюза данные вопросы активно обсуждаются, Европейская комиссия планирует внести изменения в новую программу Эразмус, которая начнется в 2021 г., добавив в нее академическую мобильность студентов с ограниченными возможностями как отдельную категорию. Данные инициативы идут снизу вверх, они подаются в Европейскую комиссию от лица Европейской ассоциации университетов и созданного при поддержке программы Эразмус+ Альянса по поддержке инклюзивной мобильности. Изучение европейского опыта инклюзивного образования помогает переосмыслить российский опыт и расширить привычное нам понятие инклюзии, добавив в него разные категории студентов.