Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

DEVELOPMENT TRENDS FOR EARLY COMPREHENSIVE CARE FOR CHILDREN WITH DISABILITIES IN THE REPUBLIC KAZAKHSTAN (REVIEW OF SCIENTIFIC PUBLICATIONS FOR 2001–2019)

Darkulova K.N. 1 Amirkhanova G.N. 1
1 South Kazakhstan State Pedagogical University
The article gives an overview of the research defectologists of Kazakhstan over the past 20 years on the problems of diagnosis, prevention and correction of speech disorders. The topic of early assistance to children with disabilities is considered by R.A. Suleimenova, Z.A. Movkebaeva, K.K. Omirbekova, A.K. Zhalmukhamedova as an important scientific problem, the solution of which has two prognostic goals: preventing the development of secondary defects and preparing the child to learning. The leading directions of early correctional and pedagogical assistance are offered: prevention, diagnosis, examination, correction, early inclusion of children with disabilities in the educational process. For the prevention of disorders, work related to genetic-medical examination, a description of congenital anomalies, and medical and social support are considered. Speech therapy research on diagnostic and correctional activities with children with visual, auditory, intellectual impairment and impaired mental function is presented; author’s methods for diagnosing the level of speech development and psychomotor examination of young children, traditional and modern methods of correction of speech disorders. The authors of the article dwell in detail on studies on the topic of the formation and development of speech and communication competence of children with intellectual disabilities, hearing impairments and with impaired mental function learning (most studied in Kazakhstan), as basic prerequisites for mastering a letter. In conclusion, it is concluded that many problems on this topic have remained unlit, however, the scientific and methodological basis for creating a full-fledged system of early assistance to children with developmental problems is replenished.
early assistance
children with developmental disabilities
diagnosis
correction
prevention
speech impairment

Как известно различные, даже минимальные, отклонения двигательного, познавательного, речевого, социального развития ребенка в первые дни его жизни или риски их возникновения в перинатальном периоде могут иметь отрицательные последствия в дальнейшем. Значительный рост числа детей с подобными расстройствами отмечают все специалисты.

Вопросы ранней помощи детям с ограниченными возможностями достаточно полно освещены в зарубежной, в том числе российской, дефектологической науке: «В последние годы во многих странах такое направление деятельности, как раннее вмешательство, приобрело характер крупнейшего социального проекта, целью которого является оказание системной и комплексной ранней помощи детям с ограниченными возможностями. Это объясняется тем, что ранняя коррекционно-развивающая помощь является одним из наиболее значимых условий интеграции детей с ограниченными возможностями…» А.К. Жалмухамедова [1, с. 38; 2].

Задачей нашей работы является обзор работ о состоянии оказания ранней коррекционно-развивающей помощи детям с ограниченными возможностями в РК за последние 20 лет.

Тема ранней помощи детям с ограниченными возможностями была подробно рассмотрена в работах Р.А. Сулейменовой, одним из наиболее желательных результатов своевременно начатых комплексных корригирующих мероприятий должны стать достижение ребенком с отклонениями в развитии определенной степени социальной адаптации и появление возможности обучения некоторой категории детей в массовой общеобразовательной школе [3, 4].

Проблему ранней диагностики и коррекции отклонений в развитии как «важную научную проблему», как «объективную необходимость защиты детей с ограниченными возможностями в развитии, поддержки и сопровождения их в процессе вхождения в систему общественных отношений, адаптации и интеграции в нем», как признание того, что «психофизические особенности детей раннего и дошкольного возраста с отклонениями в развитии изучались недостаточно активно», что «в Республике практически не проводятся научные исследования по определению готовности и разработке системы показаний для интеграции ребенка с отклонениями в развитии в общеобразовательные организации…» отмечает З.А. Мовкебаева [5, с. 18].

Актуальность проблемы объясняется необходимостью научных разработок по методологическим и теоретическим основам государственной системы по раннему выявлению и организации ранней коррекционно-развивающей помощи идет речь до сих пор. Научные исследования в области специального образования В Республике Казахстан. К.К. Омирбекова, А.К. Жалмухамедова [6, 7] предлагают организационно-методические основы раннего включения детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс.

Из вышесказанного следует, что ранняя профилактика и диагностика нарушений в развитии преследует две прогностические цели: 1) предупреждение развития вторичных дефектов и 2) подготовка ребенка к обучению.

Когда бы ни оказывалась помощь, она всегда должна быть ранней. Понятие «ранняя помощь» ассоциируется не только с возрастом ребенка (только первые годы жизни), но и с понятиями «подготовительная», «предварительная», «опережающая» работа. Под «комплексной помощью» мы понимаем помощь индивидуально-личностную (коррекционно-педагогическую, психологическую), медицинскую, социальную, с одной стороны, и комплекс мер диагностики, профилактики и коррекции нарушений в развитии, с другой стороны.

Концептуальная основа нашей статьи строится на положениях, выделенных А.К. Жалмухамедовой: «1. Ранний возраст признан наиболее сензитивным периодом для вмешательства и предполагает организацию раннего выявления отклонений в развитии и их коррекцию. 2. Каркасом всех моделей программ раннего вмешательства является определение актуального уровня развития ребенка, основанное на сравнении с нормативами развития, и разделение развития на зоны: моторную познавательную, языковую, социально-эмоциональную и самообслуживания. 3. Раннее вмешательство предполагает обследование, диагностику, профилактику и коррекцию нарушений развития, их готовность к дошкольному и школьному образованию 4. Коррекционная помощь оказывается комплексно междисциплинарными командами специалистов в соответствии с индивидуальными программами развития. 5. Родители принимают непосредственное участие в данном процессе. 6. Обязательно оценивается динамика развития детей, осуществляется мониторинг» [1, с. 43–44].

Ведущими направлениями ранней коррекционно-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями, вслед за Р.А. Сулейменовой, Г.А. Абаевой [4, 8], мы считаем:

– различные виды и методики скрининга нарушений психофизического развития у детей раннего возраста;

– принципы и содержание диагностико-консультативной работы и психологического обследования детей раннего возраста;

– предупреждение генетических нарушений;

– инструменты для оценки и наблюдения за психофизическим развитием детей раннего возраста;

– организационное и методическое обеспечение процесса раннего включения детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс;

– вариативные формы организации коррекционно-развивающего обучения.

Использованию результатов медицинского, диагностического и генетического обследования для предупреждения различных отклонений у будущих мам и их детей, необходимости прохождения генетико-медицинского обследования, значимости ранней диагностики и профилактики семьям с отягощенной наследственностью посвящены работы Д.К. Байдосовой [9]. Проблеме врожденных аномалий, в частности нарушению речи у детей с расщелинами небноглоточного аппарата у детей с ринолалией, посвятили свою работу «Нарушение речи и звукопроизношения у детей с расщелинами небно-глоточного аппарата» в 2017 г. Г.Н. Тулебиева, Г.Н. Касымжанова [10]. Как причины задержек речевого развития в раннем возрасте рассматривают внутриутробную патологию, родовые травмы, наследственные факторы, неблагоприятные социально-бытовые условия А.А. Тайжан, М.С. Махадилова [11].

Наиболее распространенным из нарушений развития является расстройство речи. Логопедическая работа с ребенком необходима с младенчества, еще в доречевом периоде его развития, и продолжается в школьные годы. Следует сказать, что логопеды Казахстана достаточно активно работают в этом направлении: «В настоящее время отмечается заметный прогресс в развитии логопедии. Обзор исследований за последние 20 лет показал, что в отечественной дефектологии разработка проблем, связанных с коррекцией и развитием речи, осуществляется по нескольким направлениям: Ранняя профилактика, выявление и устранение речевых нарушений и формирование готовности к обучению в школе детей с нарушениями речи. Изучение особенностей коррекции речи у детей-казахов. Использование этнокультурных материалов в логопедической работе. Лингвистические проблемы логопедии. Логопедическая работа при различных речевых нарушениях. Формирование и развитие речи у детей с различными расстройствами. Логопедия и инклюзия» [12, с. 148–152].

Различные методы экспериментально-психологического и психолого-педагогического обследования детей раннего возраста, методики психомоторного развития, методику диагностики уровня речевого развития детей с речевыми нарушениями, применяемые в Казахстане, рассматривают А.К. Жалмухамедова, Г.А. Абаева, Л.А. Шотыбаева [13].

В нижеследующих работах затронуты различные аспекты диагностической и коррекционной деятельности с детьми различных нозологических групп, имеющими нарушения речи.

В казахстанской дефектологии весьма широко проводятся исследования по коррекции нарушений глухих и слабослышащих детей. Так, В.В. Боброва и др. [14] обосновывают необходимость использования инновационных технологий для обследования речи глухих детей – электронной обучающей автоматизированной программы «Альбом для обследования речи глухих детей». Н.А. Кудушева, С.Т. Булабаева [15] считают «…что нарушение слуха влияет не только на речь, но и на психическое развитие ребенка, поэтому ранняя диагностика помогает предотвратить проявление вторичного дефекта» и способствует решению вопроса об использовании дактильной формы речи как вспомогательного средства формирования устной речи у детей с нарушениями слуха.

Дети, имеющие зрительную патологию, лишены визуального контакта с партнером по общению. Отсутствие невербального общения у людей со зрительной патологией нарушает коммуникативный процесс. В связи с особенностями проявления эмоциональных реакций у них наблюдается недоразвитие экспрессивной речи, которое выражается в запоздалом появлении вокализации, бедности гуления и спонтанного самоговорения, позднем появлении лепета, слов, фразовой речи, задержка речевого развития. Эти и другие причины поднимают в своих исследованиях Л.К. Макина [16], О.А. Колюх [17] и др.

Дети с задержкой психического развития с сочетанным нарушением речи составляют довольно обширную группу и являются объектом значительного количества исследований: «В настоящее время в науке накоплены данные об усугублении дефектов психического развития этих детей под влиянием негативных микросоциальных и микропедагогических условий», и без ранней комплексной помощи детям с ЗПР на обратимость процессов психических нарушений надеяться не приходится [18, с. 106].

По результатам исследований В.В. Бобровой и др. 91 % детей на раннем возрастном этапе жизни помимо психофизических нарушений практически не владели речью, что показала диагностика замедленного темпа психического развития, являющаяся «фундаментальным условием успешного коррекционного процесса» [19, с. 59].

Лишь в 1960-е гг. ЗПР стала рассматриваться как специфическая аномалия детского развития, отличная от умственной отсталости и отклонений в поведении. Дифференциальная диагностика и комплексное изучение таких детей показало, что их отклонения сравнительно слабо выражены, что подтверждало тестирование интеллектуальных показателей (они имели в среднем промежуточное положение между «нормой» и умственной отсталостью), при обучении в специальной (вспомогательной) школе начинали весьма успешно продвигаться вперед и обнаруживали большие потенциальные возможности. Система работы по развитию коммуникативной компетентности детей дошкольного и школьного возраста с задержкой психического развития предложена З.О. Сардаровой, О.В. Завалишиной, А.Е. Калымовой [20, 21].

Успешно применяются современные методы коррекции психических и речевых нарушений. В связи с актуальностью и эффективностью методов сенсомоторной коррекции (сенсорной интеграции, нейропсихологические, телесно-ориентированные методы), она стала темой исследований А.К. Ерсариной, Т.Н. Алмазовой и др. [22], которые разработали и апробировали программы сенсомоторной коррекции для детей с задержкой психического развития и негрубыми нарушениями речи в возрасте 6 лет, в результате – у всех детей отмечались улучшения в психическом развитии.

В последнее время многие специалисты в сфере детского развития отмечают, что у детей с негрубыми нарушениями развития (задержкой психического развития, нарушениями речи) недостаточно сформированы различные сенсомоторные навыки, формирующиеся на ранних этапах онтогенеза. Так как сенсомоторный уровень является первым и базальным уровнем в онтогенезе психического развития, то целесообразно будет начинать коррекционно-развивающую работу с ребенком, используя методы сенсомоторной коррекции. Поэтому сенсомоторная коррекция помогает освоить и интегрировать различные сенсорные ощущения, овладеть базисными двигательными навыками, активизирует потенциал для развития всех остальных психических функций, в том числе речи и интеллекта. Кроме того, создаются базовые предпосылки для полноценного участия психических функций в овладении чтением, письмом, счетными операциями.

Проблема задержки психического развития тесно связана с вопросами интеллектуальных нарушений. Казахстанская олигофренопедагогика представлена известными учеными, выполняющими широкий круг исследований по оказанию коррекционно-развивающей помощи детям данной категории, давшими всесторонний теоретический анализ данной категории детей. Известны экспериментальные исследования К.Ж. Бектаевой [23], Н.Б. Жиенбаевой [24], Т.Б. Кенжебаевой [25], Л.Х. Макиной [26], В.В. Бобровой [27] и др. о формировании предпосылок речевого развития, о необходимости работы по развитию мелкой моторики с раннего возраста, об особенностях речи детей с интеллектуальными нарушениями.

Следует сказать, что в рамках одной статьи нет возможности охватить весь спектр подобных исследований. Например, не рассмотрена деятельность логопедов по работе с различными речевыми нарушениями и развитию коммуникации у детей с РАС, СДВГ и т.п., работа с родителями и родителей с особыми детьми, использование нетрадиционных и инновационных технологий в специальной педагогике и психологии; не затронуты медицинские, биологические, психолого-педагогические и социальные аспекты ранней помощи, подготовки к школе. Так называемая социально-психологическая «безграмотность» населения, «педагогическая запущенность» молодых родителей в настоящее время приобретает особую значимость. Подобные исследования должны продолжаться в связи с их важностью не только для логопедии, педагогики, психологии, но и в связи с экологическими, социально-экономическими, медико-организационными факторами риска. Предпринимаемые в настоящее время законодательные, организационно-методические, социально-экономические меры по развитию системы ранней коррекционно-педагогической помощи детям с нарушениями развития будут более успешными, если будет обеспечена научно-методическая база.

Таким образом, подводя итоги нашего аналитического обзора, можно сделать выводы о том, что вопросы диагностики, профилактики и коррекции речевых нарушений не теряют свою актуальность в отечественной дефектологии. Рассмотренные с различных точек зрения проблемы безусловно способствуют приросту научного знания в этой области.