Как известно различные, даже минимальные, отклонения двигательного, познавательного, речевого, социального развития ребенка в первые дни его жизни или риски их возникновения в перинатальном периоде могут иметь отрицательные последствия в дальнейшем. Значительный рост числа детей с подобными расстройствами отмечают все специалисты.
Вопросы ранней помощи детям с ограниченными возможностями достаточно полно освещены в зарубежной, в том числе российской, дефектологической науке: «В последние годы во многих странах такое направление деятельности, как раннее вмешательство, приобрело характер крупнейшего социального проекта, целью которого является оказание системной и комплексной ранней помощи детям с ограниченными возможностями. Это объясняется тем, что ранняя коррекционно-развивающая помощь является одним из наиболее значимых условий интеграции детей с ограниченными возможностями…» А.К. Жалмухамедова [1, с. 38; 2].
Задачей нашей работы является обзор работ о состоянии оказания ранней коррекционно-развивающей помощи детям с ограниченными возможностями в РК за последние 20 лет.
Тема ранней помощи детям с ограниченными возможностями была подробно рассмотрена в работах Р.А. Сулейменовой, одним из наиболее желательных результатов своевременно начатых комплексных корригирующих мероприятий должны стать достижение ребенком с отклонениями в развитии определенной степени социальной адаптации и появление возможности обучения некоторой категории детей в массовой общеобразовательной школе [3, 4].
Проблему ранней диагностики и коррекции отклонений в развитии как «важную научную проблему», как «объективную необходимость защиты детей с ограниченными возможностями в развитии, поддержки и сопровождения их в процессе вхождения в систему общественных отношений, адаптации и интеграции в нем», как признание того, что «психофизические особенности детей раннего и дошкольного возраста с отклонениями в развитии изучались недостаточно активно», что «в Республике практически не проводятся научные исследования по определению готовности и разработке системы показаний для интеграции ребенка с отклонениями в развитии в общеобразовательные организации…» отмечает З.А. Мовкебаева [5, с. 18].
Актуальность проблемы объясняется необходимостью научных разработок по методологическим и теоретическим основам государственной системы по раннему выявлению и организации ранней коррекционно-развивающей помощи идет речь до сих пор. Научные исследования в области специального образования В Республике Казахстан. К.К. Омирбекова, А.К. Жалмухамедова [6, 7] предлагают организационно-методические основы раннего включения детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс.
Из вышесказанного следует, что ранняя профилактика и диагностика нарушений в развитии преследует две прогностические цели: 1) предупреждение развития вторичных дефектов и 2) подготовка ребенка к обучению.
Когда бы ни оказывалась помощь, она всегда должна быть ранней. Понятие «ранняя помощь» ассоциируется не только с возрастом ребенка (только первые годы жизни), но и с понятиями «подготовительная», «предварительная», «опережающая» работа. Под «комплексной помощью» мы понимаем помощь индивидуально-личностную (коррекционно-педагогическую, психологическую), медицинскую, социальную, с одной стороны, и комплекс мер диагностики, профилактики и коррекции нарушений в развитии, с другой стороны.
Концептуальная основа нашей статьи строится на положениях, выделенных А.К. Жалмухамедовой: «1. Ранний возраст признан наиболее сензитивным периодом для вмешательства и предполагает организацию раннего выявления отклонений в развитии и их коррекцию. 2. Каркасом всех моделей программ раннего вмешательства является определение актуального уровня развития ребенка, основанное на сравнении с нормативами развития, и разделение развития на зоны: моторную познавательную, языковую, социально-эмоциональную и самообслуживания. 3. Раннее вмешательство предполагает обследование, диагностику, профилактику и коррекцию нарушений развития, их готовность к дошкольному и школьному образованию 4. Коррекционная помощь оказывается комплексно междисциплинарными командами специалистов в соответствии с индивидуальными программами развития. 5. Родители принимают непосредственное участие в данном процессе. 6. Обязательно оценивается динамика развития детей, осуществляется мониторинг» [1, с. 43–44].
Ведущими направлениями ранней коррекционно-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями, вслед за Р.А. Сулейменовой, Г.А. Абаевой [4, 8], мы считаем:
– различные виды и методики скрининга нарушений психофизического развития у детей раннего возраста;
– принципы и содержание диагностико-консультативной работы и психологического обследования детей раннего возраста;
– предупреждение генетических нарушений;
– инструменты для оценки и наблюдения за психофизическим развитием детей раннего возраста;
– организационное и методическое обеспечение процесса раннего включения детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс;
– вариативные формы организации коррекционно-развивающего обучения.
Использованию результатов медицинского, диагностического и генетического обследования для предупреждения различных отклонений у будущих мам и их детей, необходимости прохождения генетико-медицинского обследования, значимости ранней диагностики и профилактики семьям с отягощенной наследственностью посвящены работы Д.К. Байдосовой [9]. Проблеме врожденных аномалий, в частности нарушению речи у детей с расщелинами небноглоточного аппарата у детей с ринолалией, посвятили свою работу «Нарушение речи и звукопроизношения у детей с расщелинами небно-глоточного аппарата» в 2017 г. Г.Н. Тулебиева, Г.Н. Касымжанова [10]. Как причины задержек речевого развития в раннем возрасте рассматривают внутриутробную патологию, родовые травмы, наследственные факторы, неблагоприятные социально-бытовые условия А.А. Тайжан, М.С. Махадилова [11].
Наиболее распространенным из нарушений развития является расстройство речи. Логопедическая работа с ребенком необходима с младенчества, еще в доречевом периоде его развития, и продолжается в школьные годы. Следует сказать, что логопеды Казахстана достаточно активно работают в этом направлении: «В настоящее время отмечается заметный прогресс в развитии логопедии. Обзор исследований за последние 20 лет показал, что в отечественной дефектологии разработка проблем, связанных с коррекцией и развитием речи, осуществляется по нескольким направлениям: Ранняя профилактика, выявление и устранение речевых нарушений и формирование готовности к обучению в школе детей с нарушениями речи. Изучение особенностей коррекции речи у детей-казахов. Использование этнокультурных материалов в логопедической работе. Лингвистические проблемы логопедии. Логопедическая работа при различных речевых нарушениях. Формирование и развитие речи у детей с различными расстройствами. Логопедия и инклюзия» [12, с. 148–152].
Различные методы экспериментально-психологического и психолого-педагогического обследования детей раннего возраста, методики психомоторного развития, методику диагностики уровня речевого развития детей с речевыми нарушениями, применяемые в Казахстане, рассматривают А.К. Жалмухамедова, Г.А. Абаева, Л.А. Шотыбаева [13].
В нижеследующих работах затронуты различные аспекты диагностической и коррекционной деятельности с детьми различных нозологических групп, имеющими нарушения речи.
В казахстанской дефектологии весьма широко проводятся исследования по коррекции нарушений глухих и слабослышащих детей. Так, В.В. Боброва и др. [14] обосновывают необходимость использования инновационных технологий для обследования речи глухих детей – электронной обучающей автоматизированной программы «Альбом для обследования речи глухих детей». Н.А. Кудушева, С.Т. Булабаева [15] считают «…что нарушение слуха влияет не только на речь, но и на психическое развитие ребенка, поэтому ранняя диагностика помогает предотвратить проявление вторичного дефекта» и способствует решению вопроса об использовании дактильной формы речи как вспомогательного средства формирования устной речи у детей с нарушениями слуха.
Дети, имеющие зрительную патологию, лишены визуального контакта с партнером по общению. Отсутствие невербального общения у людей со зрительной патологией нарушает коммуникативный процесс. В связи с особенностями проявления эмоциональных реакций у них наблюдается недоразвитие экспрессивной речи, которое выражается в запоздалом появлении вокализации, бедности гуления и спонтанного самоговорения, позднем появлении лепета, слов, фразовой речи, задержка речевого развития. Эти и другие причины поднимают в своих исследованиях Л.К. Макина [16], О.А. Колюх [17] и др.
Дети с задержкой психического развития с сочетанным нарушением речи составляют довольно обширную группу и являются объектом значительного количества исследований: «В настоящее время в науке накоплены данные об усугублении дефектов психического развития этих детей под влиянием негативных микросоциальных и микропедагогических условий», и без ранней комплексной помощи детям с ЗПР на обратимость процессов психических нарушений надеяться не приходится [18, с. 106].
По результатам исследований В.В. Бобровой и др. 91 % детей на раннем возрастном этапе жизни помимо психофизических нарушений практически не владели речью, что показала диагностика замедленного темпа психического развития, являющаяся «фундаментальным условием успешного коррекционного процесса» [19, с. 59].
Лишь в 1960-е гг. ЗПР стала рассматриваться как специфическая аномалия детского развития, отличная от умственной отсталости и отклонений в поведении. Дифференциальная диагностика и комплексное изучение таких детей показало, что их отклонения сравнительно слабо выражены, что подтверждало тестирование интеллектуальных показателей (они имели в среднем промежуточное положение между «нормой» и умственной отсталостью), при обучении в специальной (вспомогательной) школе начинали весьма успешно продвигаться вперед и обнаруживали большие потенциальные возможности. Система работы по развитию коммуникативной компетентности детей дошкольного и школьного возраста с задержкой психического развития предложена З.О. Сардаровой, О.В. Завалишиной, А.Е. Калымовой [20, 21].
Успешно применяются современные методы коррекции психических и речевых нарушений. В связи с актуальностью и эффективностью методов сенсомоторной коррекции (сенсорной интеграции, нейропсихологические, телесно-ориентированные методы), она стала темой исследований А.К. Ерсариной, Т.Н. Алмазовой и др. [22], которые разработали и апробировали программы сенсомоторной коррекции для детей с задержкой психического развития и негрубыми нарушениями речи в возрасте 6 лет, в результате – у всех детей отмечались улучшения в психическом развитии.
В последнее время многие специалисты в сфере детского развития отмечают, что у детей с негрубыми нарушениями развития (задержкой психического развития, нарушениями речи) недостаточно сформированы различные сенсомоторные навыки, формирующиеся на ранних этапах онтогенеза. Так как сенсомоторный уровень является первым и базальным уровнем в онтогенезе психического развития, то целесообразно будет начинать коррекционно-развивающую работу с ребенком, используя методы сенсомоторной коррекции. Поэтому сенсомоторная коррекция помогает освоить и интегрировать различные сенсорные ощущения, овладеть базисными двигательными навыками, активизирует потенциал для развития всех остальных психических функций, в том числе речи и интеллекта. Кроме того, создаются базовые предпосылки для полноценного участия психических функций в овладении чтением, письмом, счетными операциями.
Проблема задержки психического развития тесно связана с вопросами интеллектуальных нарушений. Казахстанская олигофренопедагогика представлена известными учеными, выполняющими широкий круг исследований по оказанию коррекционно-развивающей помощи детям данной категории, давшими всесторонний теоретический анализ данной категории детей. Известны экспериментальные исследования К.Ж. Бектаевой [23], Н.Б. Жиенбаевой [24], Т.Б. Кенжебаевой [25], Л.Х. Макиной [26], В.В. Бобровой [27] и др. о формировании предпосылок речевого развития, о необходимости работы по развитию мелкой моторики с раннего возраста, об особенностях речи детей с интеллектуальными нарушениями.
Следует сказать, что в рамках одной статьи нет возможности охватить весь спектр подобных исследований. Например, не рассмотрена деятельность логопедов по работе с различными речевыми нарушениями и развитию коммуникации у детей с РАС, СДВГ и т.п., работа с родителями и родителей с особыми детьми, использование нетрадиционных и инновационных технологий в специальной педагогике и психологии; не затронуты медицинские, биологические, психолого-педагогические и социальные аспекты ранней помощи, подготовки к школе. Так называемая социально-психологическая «безграмотность» населения, «педагогическая запущенность» молодых родителей в настоящее время приобретает особую значимость. Подобные исследования должны продолжаться в связи с их важностью не только для логопедии, педагогики, психологии, но и в связи с экологическими, социально-экономическими, медико-организационными факторами риска. Предпринимаемые в настоящее время законодательные, организационно-методические, социально-экономические меры по развитию системы ранней коррекционно-педагогической помощи детям с нарушениями развития будут более успешными, если будет обеспечена научно-методическая база.
Таким образом, подводя итоги нашего аналитического обзора, можно сделать выводы о том, что вопросы диагностики, профилактики и коррекции речевых нарушений не теряют свою актуальность в отечественной дефектологии. Рассмотренные с различных точек зрения проблемы безусловно способствуют приросту научного знания в этой области.