В современном обществе и образовательной системе российской федерации всё более и более актуальными становятся профессионально значимые личностные качества руководителя образовательного учреждения, с помощью которых обеспечивается сплочённость коллектива. При этом следует иметь в виду, что сплочённость коллектива в образовательной организации зависит от разнообразного состава организации: какой пол, возраст, педагогический стаж, направленность деятельности, уровень квалификации, психологические характеристики у индивидов, работающих в организации. В этом случае присутствие руководителя с развитыми лидерскими личностными характеристиками в образовательной организации необходимо для сплочённости коллектива. На сегодняшний день становится всё очевиднее тот факт, что система образования российской федерации вынуждена искать управленцев, способных к конструктивной и эффективной деятельности. Руководители образовательных организаций должны быть готовы нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности, за счёт своих значимых личностных качеств.
Цель исследования: разработка опросника личностных качеств человека, которые влияют на сплочённость коллектива. Выявление личных качеств человека, которые ярче выражены в профессиональной деятельности руководителя образовательного учреждения.
Обратимся далее к обсуждению профессионально значимых личностных качеств человека, от которых зависит сплочённость коллектива образовательного учреждения, которыми может обладать руководитель. Рассмотренные личностные качества человека можно развивать руководителю образовательного учреждения в процессе своей профессиональной деятельности.
Материалы и методы исследования
Как указывает ряд авторов: Э.Г. Виногай, А.А. Гичко, Е.А. Климов [1–3] – существует сформированное систематизированное теоретическое отображение группового развития и группового сплочения в коллективе организации. Проведено исследование коллектива для наилучшего и результативного управления в образовательной организации.
Необходимо отметить представленные результаты эмпирического исследования ответственности как профессионального качества личности руководителя. В исследовании рассмотрены корреляционные связи ответственности с личностными качествами у руководителей и специалистов организации [4].
Важно отметить современную оценку проблемы взаимосвязи, взаимодействия личности и коллектива. Исследователи провели анализ различных дефиниций личности. Рассмотрены различные варианты взаимосвязи между личностью индивида и коллективом организации предложенные педагогами И.П. Ивановым и А.С. Макаренко [5].
С.И. Маслов, Е.Ю. Халявина [6] показывают роль профессионально значимых качеств, влияющих на становление личности будущих преподавателей. И.Ю. Новикова [7] рассматривает познавательную самостоятельность, как личностное качество человека. Авторы обосновывают необходимость формирования данных личностных качеств, на современном этапе развития общества.
Кроме того, в исследовании О.С. Нестеровой [8] даётся описание степени соответствия личностных качеств у студентов и анализ структурных компонентов педагогической деятельности. Самоорганизация индивида рассмотрена как личностная характеристика, которая является основой успешной педагогической деятельности.
Следует подчеркнуть исследование такого профессионально значимого качества личности педагога, как педагогический долг. Формирование педагогического долга у педагога обусловлено мотивацией, накоплением знаний, самоанализом [9].
Нельзя не сказать об изучении жизнеспособности личности, где раскрываются теоретико-методологические основы, структурные компоненты, рассматриваются её детерминанты, взаимосвязь с различными личностными характеристиками, критерии, влияние на успешность личности в ситуациях повышенной сложности. Рассмотрены уровни развития личности и субъекта. Оцениваются её результативность и динамика развития личностных характеристик. Исследуются психолого-педагогические условия формирования жизнеспособности личности [10].
Б.Н. Тамбиев [11] в исследовании доказывает, что существует возможность, необходимость конкретных мер по психологическому обеспечению, успешности руководителя образовательного учреждения. Психолог в организации использует аутотренинговую работу; консультирование; тренинговую и психолого-просветительскую деятельность, для психологического обеспечения профессионально-личностной успешности руководителя образовательного учреждения.
Исследователи выделяют наиболее комплексное и систематичное изложение социально-психологических методов диагностики развития личности и малых групп. Выделено особое отличие инструментов исследования – их апробированность и надёжность использования в российской психологической науке [12].
Заслуживает внимания работа Т.Ю. Фадеевой [13], где представлены результаты эмпирического исследования девяти качеств индивида, относящиеся к педагогической толерантности у педагогов и студентов педагогических специальностей. В исследовании выделены основные направления формирования и становления педагогической толерантности.
По мнению, Н.С. Черняковой [14], гуманитарная образованность, как особое качество личности специалиста с высшим гуманитарным образованием, активно проявляется в аналитических способностях индивида, способствует осуществлению содержательной деятельности и профессиональной реализации в образовательном учреждении.
Итак, руководитель образовательного учреждения, своевременно вносящий коррективы, при выявлении рассогласования в полученных результатах с поставленной задачей, при изменении обстоятельств, за счёт своих профессионально значимых личностных качеств, способствует сплочённости коллектива. Такие руководители быстро оценивают значимые условия и реорганизуют модель поведения (действий), легко перестраивают планы и программы, поставленные коллективу, не в ущерб сплочённости коллектива, за счёт своих личностных качеств.
Результаты исследования и их обсуждение
В разработанной таблице, на основании анализа приведённых источников научно-психологической литературы, описываются 38 качеств личности человека, которые, по нашему мнению, влияют на сплочённость коллектива. Приведённые профессионально значимые качества личности человека могут применяться в комплексном исследовании личностных качеств руководителя образовательного учреждения.
Опросник представляет 38 личностных качеств, которыми может обладать человек. Респондентам предлагается оценить по 10-балльной шкале каждое из предложенных качеств личности, где 1 балл ставится наименьшему качеству личности человека, а 10 баллов ставится наибольшему качеству личности человека, которым он может обладать.
Назначение: Опросник даёт возможность определить, какими качествами личности, которые влияют на сплочённость коллектива может обладать человек. Выявление качеств личности человека, которые можно развивать, в процессе профессиональной деятельности.
Инструкция: Работайте вдумчиво не спеша. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию. Внимательно изучите предложенные Вам в таблице личностные качества человека, которые влияют на сплочённость коллектива. Выберите личностные качества человека, которые для Вас наиболее значимы.
«Оцените предложенные личностные качества человека по 10-балльной шкале. Какие качества личности, на Ваш взгляд, наиболее присущие руководителю образовательного учреждения, а какие качества личности присущие меньше всего».
Ответы считаются в баллах: наибольший балл 10, наименьший балл 1. Средний темп обработки опросника: 2–3 ответов в минуту. На все вопросы даётся 15–25 минут [15].
Личностные качества человека, влияющие на сплочённость коллектива
№ л/к |
Выявляемые личностные качества человека (л/к) |
Балл |
1 |
Эмоциональная уравновешенность. Показывает, как человеческие эмоции выводят из равновесия индивида в различных жизненных ситуациях, способность подавлять отрицательные или положительные эмоции. Умение владеть собой или стрессоустойчивость, способность выручить в любой ситуации как личностное качество человека |
|
2 |
Выше среднего интеллект. Глобальная способность действовать разумно, рационально мыслить, хорошо справляться с жизненными обстоятельствами, то есть интеллект рассматривается как способность человека адаптироваться к окружающей среде |
|
3 |
Инициативность. Умственная или физическая волевая активность индивида, которая проявляется в самостоятельных действиях во благо общественных или собственных целей. Постоянное стремление к инициативе как личностное качество |
|
4 |
Находчивость. Способность индивида использовать благоприятные и неблагоприятные сложившиеся обстоятельства в жизни, для реализации любых поставленных задач, в процессе трудовой деятельности |
|
5 |
Высокий уровень притязаний. Уровень притязаний, как личностное качество индивида, это степень трудности при решении задач, которые человек ставит перед собой, с которыми он может справиться, соответствующие его реальным возможностям и компетенциям |
|
6 |
Уверенность в себе. Позитивная оценка индивидом своих способностей и навыков, достаточных при достижении поставленных целей и задач, для удовлетворения потребностей в профессиональной среде. Это спокойное, не напоказ, осознание собственной силы и собственных возможностей человека |
|
Продолжение таблицы |
||
№ л/к |
Выявляемые личностные качества человека (л/к) |
Балл |
7 |
Интерес к людям. Желание исследовать новую информацию, полученную в процессе общения с различными людьми. Новый подход к объекту исследования, который представляет профессиональный интерес. Индивид заинтересован, захвачен общением с людьми, их профессиональными компетенциями, проявляет симпатию, сочувствие, человеческую любовь |
|
8 |
Личностная дисциплинированность. Нравственно-волевое качество личности, проявляющееся как добровольное, сознательное соблюдение нравственных норм и установленного порядка жизни и деятельности в обществе. Как волевое качество индивида, оно выражается в безоговорочном подчинении нормам жизни |
|
9 |
Активность. Особый вид деятельности или особая деятельность, отличающаяся наличием таких свойств, как инициативность и ситуативность в качестве личности индивида, личностном образовании. Целеустремлённость, настойчивость, энергичность в профессиональной деятельности |
|
10 |
Добродушие. Мягкосердечие, благожелательная приветливость, незлобивость |
|
11 |
Справедливость. Духовно-нравственное личностное качество индивида, которое отображается в соблюдении моральных законов и устоев общества. Беспристрастная оценка сложившейся ситуации, не в угоду, чьим-либо интересам |
|
12 |
Требовательность. Нравственно-этическое личностное качество индивида, которое побуждает себя и других к профессиональным действиям, при выполнении заданий, распоряжений и поручений, в рамках поставленных организационных задач |
|
13 |
Организаторская способность. Сочетание индивидуальных свойств личности, позволяющие человеку быстро, надёжно, уверенно организовать людей на выполнение какого-либо дела. Кто возлагает на себя организаторские обязанности добровольно, без каких-либо побуждений со стороны окружающих |
|
14 |
Чёткость мышления. Чёткость мышления и умыслов у индивида, правильный и здравый мыслитель, знающий науку правильного рассуждения, разумность, внутренняя закономерность чего-либо |
|
15 |
Духовная зрелость. Способность индивида расставлять жизненные приоритеты, согласовывать свои поступки с духовными ценностями |
|
16 |
Высокая квалификация. Качество личности индивида, включает в себя мастерство, компетенции или умения человека заниматься той или иной деятельностью лучше других |
|
17 |
Надёжность. Качество личности индивида, включает в себя пунктуальность, обязательность, чувство локтя и верность, на которого можно положиться, в любой сложившейся ситуации |
|
18 |
Доминантность. Черта личности индивида, которая диктует окружающим свою волю, оказывает влияние на других людей. Стремление занимать главенствующее положение в профессиональной среде. Доминировать в отношениях, диктовать свои условия и волеизъявления, постоянно влиять на поступки и мысли других людей |
|
19 |
Новаторство. Черта личности индивида, проявляется в осуществлении нового, прогрессивных идей, новаторским приёмом работы, в какой-либо области деятельности |
|
20 |
Креативность. Качество личности индивида, включающее в себя способности влиять на решение проблемных ситуаций в статичных системах, создание и принятие новых идей, за счёт нетрадиционных мыслительных процессов |
|
21 |
Предприимчивость. Черта личности индивида, которая способствует деловой активности, инициативности, способности к начинанию и осуществлению дела, приносящего успех. Творческий подход к обыденным, рядовым делам, заставляющий окружающих взглянуть на них по-новому |
|
22 |
Творчество. Качество личности индивида, которое поднимает любое рутинное занятие до высот искусства, сплав таланта, эмоциональности и живости восприятия, оно взаимодействует с трудолюбием и упорством |
|
23 |
Эмоциональная восприимчивость. Фундаментальная характеристика стереотипа эмоционального поведения, свойственного индивиду. Как происходит реагирование на сложившиеся обстоятельства в профессиональной среде |
|
24 |
Эмоциональная гибкость. Качество личности индивида, которое способно настраивать себя на необходимое эмоциональное состояние, быть чутким и внимательным к состоянию другого человека. Оптимальное сочетание эмоциональной экспрессивности и эмоциональной устойчивости |
|
Окончание таблицы |
||
№ л/к |
Выявляемые личностные качества человека (л/к) |
Балл |
25 |
Профессиональный долг. Качество личности индивида, которое отражает отношение к своему труду. Выступает в качестве внутреннего переживания, принуждения поступать в соответствии с потребностями, исходящими из ценностей, сформулированных профессиональной деятельностью |
|
26 |
Жизнеспособность. Качество личности индивида, которое стойко переносит резкие колебания в процессе жизнедеятельности, общая трудоспособность человека. Устойчивые установки в долгосрочной перспективе на достижение поставленных целей и задач |
|
27 |
Лидерство. Качество личности индивида, способного увлекать идеей других людей, качественная организация взаимодействия между людьми в коллективе, большой и малой группе, за счёт процесса социального влияния, для достижения поставленных целей и задач |
|
28 |
Гуманитарная образованность. Способность индивида самостоятельно мыслить, вести профессиональную деятельность в области общественных наук. Сформированное мировоззрение человека, позволяющее вести содержательную и продуктивную деятельность с другими людьми |
|
29 |
Жизнестойкость. Качество личности индивида, которая характеризует стойкую способность личности, выдерживать сильную стрессовую ситуацию и физические нагрузки. Это сочетание жизнелюбия и энергичности, действенный интерес к жизни, для достижения поставленных целей и задач |
|
30 |
Педагогический долг. Духовно-нравственное качество личности индивида, выражающееся как внутреннее принятие обязательств ответственности, по отношению к своим воспитанникам, их родителям и обществу в целом. Педагогический долг проявляется на уровне интеллектуальной сферы и нравственного сознания |
|
31 |
Педагогическая толерантность. Одно из профессионально важных качеств личности учителя, означает умение принимать другого человека, понимать его, сочувствовать ему, выражается в открытом и доверительном общении с учениками и коллегами. Терпение, терпимость к поведению или мнению других людей, проявление сдержанности и беспристрастность в общении, соблюдение своего эмоционального самоконтроля |
|
32 |
Этика педагогическая. Качество личности индивида, которое обеспечивает нравственный характер педагогической деятельности в поведении педагога, за счёт чёткого соблюдения правил и норм педагогической деятельности |
|
33 |
Познавательная самостоятельность. Интегративное качество личности индивида, которое выражается в единстве интеллектуальных, мотивационных, эмоционально волевых характеристик, проявляющихся в стремлении к самообразованию. Познавательная самостоятельность – это качество личности, проявляющееся в самообразовании, такой форме самостоятельного познания, которая осуществляется посредством самостоятельной познавательной деятельности человека |
|
34 |
Речь. Качество личности индивида, которое присутствует у преподавателей, политиков, отличается убеждённостью, целенаправленностью, аргументированностью излагаемого материала. Преобладает лаконичность и связанность в постановке предложений |
|
35 |
Социальная зрелость. Устойчивое состояние личности индивида, характеризует себя в социальном поведении, целостностью и предсказуемостью в процессе профессиональной деятельности. Обладает способностью адекватно воспринимать себя и окружающих людей |
|
36 |
Социальный интеллект. Качество личности индивида, приобретённое в процессе профессионального становления и социализации, за счёт социального взаимодействия и включения в группу. Представляет собой когнитивные составляющие коммуникативных способностей личности. Комплекс возможностей и способностей человека для анализа социальной ситуации |
|
37 |
Самоорганизация. Способность личности индивида, благодаря самоконтролю и дисциплине использовать время с рациональной пользой, для достижения поставленных целей и задач в профессиональной деятельности. Самоорганизация – это постоянное согласование, упорядочивание, создание индивидуально-оптимальной личностной и психической системы – показатель личностной зрелости человека |
|
38 |
Ответственность. Способность личности принимать решения и нести ответственность за поставленные задачи в профессиональной деятельности. Критически мыслить в сложных ситуациях не только за себя, но и за тех, кто находится в подчинении и зависит от индивида |
Заключение
По результатам исследования можно сделать следующие выводы:
1. Проведённый теоретический анализ ярко выраженных индивидуальных личностных качеств индивида, на основании использованной научно-психологической литературы показал, что успешная профессиональная деятельность руководителя образовательного учреждения напрямую или косвенно зависит от вышеперечисленных 38 профессионально значимых качеств личности человека, которые влияют на сплочённость в коллективе.
2. Разработанный опросник 38 личностных качеств человека, которые влияют на сплочённость коллектива, может быть использован в качестве дополнения к различным приёмам, методам, методикам и тестам, для выявления личностных качеств руководителя образовательного учреждения, в процессе исследовательской работы. Выявленные профессионально значимые 38 личностных качеств человека можно развивать в процессе профессиональной деятельности руководителям образовательных учреждений для обеспечения сплочённости коллектива.