Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

INDIVIDUALIZATION OF VOCATIONAL GUIDANCE OF PERSONS WITH DISABILITIES AND DISABLED PEOPLE IN HIGHER EDUCATION SYSTEM

Martynova E.A. 1 Romanovich N.A. 1 Kokanov N.A. 1
1 Chelyabinsk State University
The article substantiates that the essence and significance of an individual approach to the vocational guidance of people with disabilities and persons with disabilities in higher education in the context of inclusive education at the university. The relevance of the article is related to the implementation of the state task of involving disabled people and persons with disabilities in the field of higher education and their further employment. The principle of an individual approach is key throughout the entire process of inclusive education at a university of a student with a disability or a disability, including both the very significant initial stage of a young person entering the field of higher education, and the entire period of his education and preparation for employment. It is proved that qualified pedagogical support, aimed at accounting and correction of individual needs and abilities, is an essential condition for a conscious choice of the direction of preparation, building an individual educational path, successful future education and competitiveness in employment. The article discusses the psychological, pedagogical and organizational components of this process at the university, provides directions of the university’s work, corresponding to the modern social policy of interagency interaction. This creates the conditions for the effectiveness of the process of vocational education and its results, which contributes to the active participation of persons with disabilities and persons with disabilities in public and professional life as highly qualified specialists in popular areas of professional activity.
higher education
inclusion
vocational guidance
disabled people
persons with disabilities

Социально-педагогическая проблема профориентации молодежи, существовала в той или иной форме издавна и, как правило, связывалась с характерным для определенного периода истории запросом на подготовку кадров в общественно необходимых направлениях производства. Сегодня в связи с государственной политикой вовлечения инвалидов в современные отрасли труда эта проблема актуализируется в новом специфическом аспекте профориентации именно для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее – с ОВЗ) [1]. На современном этапе развития общества требования к выпускнику высшей школы, в том числе выпускнику с инвалидностью или с ОВЗ, возрастают – от него требуется развитая социальная и профессиональная зрелость, готовность к профессиональной деятельности в соответствии с государственным профессиональным стандартом на основе творческого владения необходимыми универсальными и профессиональными компетенциями. Более того, выпускник с инвалидностью или с ОВЗ должен быть конкурентоспособным на рынке труда. Одной из исходных и основных позиций на пути к этому результату является квалифицированная профориентационная поддержка, направленная на сознательный и самостоятельный выбор профессии и ее освоение с учетом ограничений здоровья обучающегося с инвалидностью или с ОВЗ [2].

Специфический и вместе с тем индивидуальный характер психологической и социальной дезадаптации, узость социального кругозора и опыта, неопределенность и зачастую неадекватность профессиональных намерений вызывают необходимость оказания квалифицированной педагогической помощи как в выборе направления подготовки, так и в построении собственного маршрута профессионального образования. Это предполагает научное обоснование системы психолого-педагогических, организационных мер по осуществлению профориентации инвалидов и лиц с ОВЗ на всех этапах обучения в вузе, начиная с профориентации при выборе направления обучения и завершая этапом подготовки к трудоустройству, в содержание и методы которой закладывается учет индивидуальных психофизиологических особенностей оптантов с инвалидностью и ОВЗ и их образовательных потребностей [3].

Материалы и методы исследования

Профессиональная ориентация инвалидов и лиц с ОВЗ, с одной стороны, имеет общие основы с системой профессиональной ориентации молодежи, но имеет выраженную специфику, связанную с уяснением адекватности предъявляемых образовательных потребностей и выявлением ограничений здоровья и особенностей психики молодых инвалидов и лиц с ОВЗ, рассмотрением медицинских и образовательных документов, социальных обстоятельств и необходимостью осуществления мероприятий по просвещению, консультированию и коррекции [4]. Такие сложные вопросы как необходимость проведения реабилитационных, коррекционных мероприятий требует наличия в вузе квалифицированного консилиума педагогов, педагогов-психологов, социальных работников, специалистов-дефектологов. Отправной точкой на начальной стадии профессиональной ориентации молодого человека с инвалидностью или с ОВЗ при его поступлении на учебу в образовательное учреждение высшего образования является пропедевтическая разъяснительная работа, направленная на ознакомление молодого человека с условиями обучения в вузе, с теми специальными вспомогательными техническими средствами, которые ему могут быть предоставлены в помощь обучению, а также с организационно-педагогическими условиями поддержки. На этом этапе задача профориентационной работы состоит в формулировании реально достижимых профессиональных и жизненных целей, адекватного выбора направления подготовки и создании уверенности, что специальные условия, созданные для обучения в вузе инвалидов и лиц с ОВЗ, достаточны для этих целей с учетом имеющихся ограничений здоровья. Трудности этого этапа состоят в том, что оптанты с инвалидностью и ОВЗ зачастую не соизмеряют уровень притязаний и свои способности с успешной деятельностью, мало знакомы с вопросами профессиональной пригодности и непригодности, учета особенностей свойств личности при выборе профессии и с личностными показаниями и противопоказаниями к выбору профессии. Мотивы профессиональной деятельности расплывчаты, как и постановка жизненных и профессиональных целей. Эти индивидуальные личностные проблемы требуют внимательной и сугубо индивидуальной работы по консультированию молодых инвалидов и лиц с ОВЗ по вопросам, связанным с развитием учебных навыков, самоопределением, саморазвитием, общением в коллективе, а также проведения коррекционных занятий, направленных на повышение качества образования и преодоление личностных психологических и коммуникативных проблем, связанных с ограничениями здоровья. Необходимой составляющей профориентационной работы является также и консультирование родителей инвалидов и лиц с ОВЗ по проблемам взаимоотношений с детьми, их развития, профессионального самоопределения, постановке жизненных и профессиональных целей [5]. На этом этапе профориентации исключительно важным аспектом индивидуального подхода к построению образовательной траектории обучающегося с инвалидностью или с ОВЗ является разработка адаптированной образовательной программы инклюзивного обучения. С учетом всех рассмотренных коллегиально мнений, а также с учетом мнения самого обучающегося, его особенностей здоровья и выявленных образовательных потребностей необходимо разработать адаптированную образовательную программу, по которой он будет учиться либо в общих группах по общему учебному плану при наличии требуемого в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования комплексом специальных условий; либо по индивидуальному учебному плану, в том числе при необходимости с включением в его учебный план адаптационных (дисциплин) модулей и дополнительных специальных условий; либо по индивидуальному учебному плану с требуемыми персонально для данного обучающегося специальными условиями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида или заключения психолого-медико-педагогической комиссии, в том числе при необходимости с включением адаптационных дисциплин (модулей). Обязательной составляющей адаптированной программы является раздел, содержащий сведения об индивидуальном сопровождении процесса профессионализации [6].

Безусловно, профориентационная деятельность в образовательном учреждении высшего образования должна иметь административно-кадровое наполнение путем наличия в вузе специальных центров инклюзивного образования, при которых предусмотрена работа сотрудников по профориентации (педагог-психолог, психолог, специальный психолог, социальный работник, прошедшие дополнительную подготовку по профориентации). Значительная эффективность может достигаться созданием региональных центров сопровождения приема абитуриентов из числа лиц с ОВЗ и инвалидностью на базе региональных учебно-научных центров инклюзивного образования ведущих вузов. Такие региональные центры сопровождения должны обеспечиваться полной актуализированной информацией обо всех образовательных организациях высшего образования региона, осуществляющих инклюзивное обучение по программам высшего образования, о спектре реализуемых образовательных программ, в том числе с использованием дистанционного обучения.

Индивидуализированная профориентация не заканчивается на младших курсах, а продолжается, меняя свои цели, формы и содержание, в течение всего периода обучения в вузе. Это непрерывный процесс консультирования и взаимосвязи с обучающимися с инвалидностью или с ОВЗ, испытывающими трудности различного характера в процессе высшего образования, коррекции профессиональной направленности, развития социального опыта и социальной адаптации, гражданственности, умения работать и общаться в коллективе, адекватно относясь к своим особенностям. Усиливается влияние педагогов-профориентаторов и других специалистов вуза на развитие сознательного отношения к выбранной профессии, на создание стимулов самосовершенствования и самопознания, на коррекцию личностных качеств и на адекватность восприятия ограничений своего здоровья, самооценки способностей и возможностей. Профориентация на этом этапе переносит акценты на личностное осознание своего профессионального выбора, подводит к более глубокому психологическому принятию своих ограничений по здоровью, а также окружающих социальных условий. Студент укрепляется в осознании профессионального выбора, работает в выбранном направлении, используя свои личностные резервы для профессионального роста. У него есть возможность влиять на образовательный маршрут, выбирая для освоения вариативные и факультативные дисциплины (модули), в том числе адаптационные; занимаясь научно-исследовательской работой; проявлять свои научные интересы во время практикумов и практик; использовать электронное обучение; осваивать дополнительные образовательные программы и получать рекомендации по профессиональному развитию от специалистов-профориентаторов, наставников и педагогов-предметников.

На старших курсах акцент в индивидуальной профориентации переносится на вопросы подготовки к трудоустройству. Проводится работа путем индивидуальных бесед по уточнению профессиональных планов молодого человека и анализу реальности их осуществления как с точки зрения личностной физической и психологической готовности, так и социальных обстоятельств – состояния рынка труда, доступности мест трудоустройства, возможностей достижения материальной независимости и т.д. Проблемы, обнаруживающие себя в этом процессе, должны корректироваться с учетом интересов и возможностей обучающихся с инвалидностью или с ОВЗ [7]. На старших курсах эффективными педагогическими технологиями является обучение студентов с инвалидностью или с ОВЗ по специально разрабатываемым факультативным или вариативным адаптационным дисциплинам (модулям) для подготовки к трудоустройству, тренинги деловых коммуникаций, тренинги самопрезентации, разработка кейсов и деловых проектов, ролевые имитационные, производственные игры и т.д. Большой эффективностью обладают организованные встречи с представителями служб занятости и собеседования с конкретными работодателями: консультации по трудоустройству, условиям труда, ознакомление с работой органов труда и занятости, банком вакантных рабочих мест, в том числе квотируемых для инвалидов. Чрезвычайно полезным является участие студентов с инвалидностью и ОВЗ в творческих конкурсах, конкурсах профессионального мастерства, студенческих олимпиадах и школах по различным направлениям деятельности. Это позволяет реально «примерить» на себя будущую профессию, глубже понять ее содержание и насколько эта профессия поможет выстроить желаемую профессиональную карьеру.

Для организации мероприятий, направленных на сопровождение инвалидов молодого возраста при подготовке к трудоустройству на конкретное рабочее место целесообразно организовать сопровождение процесса его адаптации к новой профессиональной среде. Этот процесс, как любой процесс адаптации, является двусторонним. С одной стороны – адаптация инвалида к новым условиям, новому коллективу и новым обязанностям. Со стороны вуза этому процессу должно уделяться максимум внимания специалистов сопровождения и преподавателей выпускающих кафедр. Со стороны работодателя – доступность, устройство рабочего места с учетом характера ограничений здоровья инвалида, ознакомление и обсуждение трудовых обязанностей и социально-бытовых вопросов. Целесообразно участие специалиста-наставника со стороны работодателя.

Однако сегодня вопросы профориентации студентов вуза с инвалидностью и ОВЗ, и особенно их эффективного трудоустройства в существующих социально-экономических условиях, не могут решаться усилиями только самого, отдельно взятого вуза. Государство, рассматривая эту проблему как исключительно важную и в общественном, и в личностном плане, обратило на нее особое внимание Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации и Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. В 2016 г. утверждена Типовая программа сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве, обязательная для принятия и исполнения в каждом субъекте Российской Федерации. Эта программа служит сегодня системообразующим фактором согласованного межведомственного взаимодействия по осуществлению индивидуального сопровождения обучения, профориентации и трудоустройства инвалидов молодого возраста: региональных ведомств образования, труда и занятости, социальной защиты, культуры, спорта, строительства и инфраструктуры, медико-социальной экспертизы и других структур – общественных объединений, социально ориентированных некоммерческих организаций и, конечно, самих организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования. Работа вузов становится весомой частью региональной системы по сопровождению образования и трудоустройства молодых инвалидов. Это требует новых по характеру и значительных по содержанию видов деятельности вуза по работе с инвалидами и лицами с ОВЗ, которые определяются в рамках исполнения Типовой программы: непрерывность сопровождения профессионализации молодых инвалидов на всех ступенях образования, в том числе с привлечением ресурсов организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов, базовых профессиональных образовательных организаций (включая информационное, социальное, реабилитационное, психолого-педагогическое сопровождение); профориентационная деятельность на основе анализа конкретного состояния сферы труда и занятости региона и потребностей в тех или иных кадрах; создание «горячих линий» для инвалидов молодого возраста и их родителей по вопросам среднего профессионального и высшего образования на основе ресурсных учебно-методических центров инклюзивного обучения и базовых профессиональных образовательных организаций; подготовка студентов с инвалидностью к участию и проведение конкурса профессионального мастерства «Абилимпикс», а также участие в Национальном чемпионате по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс»; тесное сотрудничество с органами труда и занятости по анализу вакансий, в том числе на квотируемые для инвалидов рабочие места; расширение взаимодействия по прохождению учебных и производственных практик студентов и инвалидностью и ОВЗ на реальных рабочих местах.

Современный уровень и качество профориентационной работы должно обеспечиваться путем организации дополнительного профессионального образования профессорско-преподавательского и административно-управляющего персонала вуза по вопросам организационного, социального и психолого-педагогического сопровождения студентов с инвалидностью и ОВЗ, в том числе в части профориентации. В целом по отношению к образовательной деятельности вуза Типовая программа также играет существенную роль, ориентируя структуру направлений подготовки студентов на состояние и требования регионального рынка труда, а в отношении выпускников с инвалидностью и с ОВЗ – на обучение по направлениям подготовки, востребованными именно ими.

Результаты исследования и их обсуждение

В первой части статьи обосновано, что индивидуализация профориентации инвалидов и лиц с ОВЗ, обучающихся в вузе, носит поэтапный и системный характер. Каждый условно выделяемый этап – подготовка к поступлению, обучение на младших курсах, переход к старшим курсам и подготовка к трудоустройству – направлен на характерные для этого периода обучения цели профориентации и характеризуется определенными психолого-педагогическими и организационными методами. Основная цель – развитие активной, социально развитой личности, способной реализовать полученный профессиональный потенциал. Однако актуализация общественного и личностного запроса на трудоустройство молодых инвалидов и лиц с ОВЗ настоятельно диктует необходимость институционального согласованного взаимодействия вузов с деятельностью ведомств и организаций различных направлений и уровней по индивидуальному сопровождению молодых инвалидов в процессе образования и трудоустройства. Поэтому вузы сегодня должны уделять внимание не только профориентации во время учебы, но и расширять свою профориентационную деятельность в системе межведомственного взаимодействия различных ведомств и организаций образования, труда и занятости, социальной защиты, медико-социальной экспертизы и других государственных и общественных структур по сопровождению обучения, профориентации и трудоустройства инвалидов молодого возраста. Во второй части статьи приводятся направления работы вуза, соответствующие современной государственной политике решения проблемы индивидуализации профориентационной работы с молодыми инвалидами в рамках межведомственного взаимодействия, целью которой является успешное трудоустройство выпускников с инвалидностью и ОВЗ в соответствии с полученным образованием.

Заключение

Системная квалифицированная профориентация поэтапной направленности и содержания, осуществляемая образовательным учреждением высшего образования, помогает молодым людям с ОВЗ или с инвалидностью определить свои профессиональные перспективы, выстроить индивидуальный путь к получению высшего образования, стать компетентным и конкурентоспособным специалистом современного уровня и достичь жизненного успеха.