Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

DEVELOPMENT OF AHISKA TURKS IN KYRGYZSTAN

Guseinova M.D. 1
1 Ala-Too International University
Ahiska Turks have been living in Kyrgyzstan since 1944. The years after deportation are considered the most difficult times in the lives of these people. The collapse of the Soviet Union again had a negative impact on their fate. Events in the Fergana Valley shocked the whole world. Today, Ahiska Turks live in Bishkek, Chui Region, Osh, Jalal-Abad and Talas. The process of globalization has turned the world into a village, and the 21st century is defined as the century of new technologies and science. The knowledge of several languages, the use of computers and other technologies are now very normal in our modern life. All peoples of the modern world have a tremendous opportunity to develop in any industry and gain experience in any field. Today, despite the fact that there is a huge amount of literature available on ethnic groups, research on Ahiska Turks in Kyrgyzstan is still extremely rare. Thus, there was a need to analyze the development of Ahiska Turks living in Kyrgyzstan. This article is based on a study of the cultural, economic, and social development of Ahiska Turks living in Kyrgyzstan.
Ahiska Turks
cultural development
economic development
social development
education

Согласно последней переписи населения в Кыргызстане проживает 39 913 турок [1]. Целью данного исследования является выявить основные направления развития ахыска-турок, проживающих в Кыргызстане. Также статья сфокусирована на изучении культурного, экономического и социального развития ахыска-турок в Кыргызстане.

Как известно, каждый этнос, наряду с традициями и обычаями, имеет определенную систему ценностей, которая возникла в древние времена, сохраняется и передается будущим поколениям. Изучая жизнедеятельность одного этноса, мы должны обратить особое внимание на его духовную культуру. Как развивается тот или иной этнос; как проходит процесс адаптации к месту проживания; что способствует сохранению и продолжению существования данного этноса; какое место занимает сфера образования в его повседневной жизни и др.

Сегодня в современных обществах также все большую актуальность приобретают вопросы, связанные с этнической культурой народов. Это явление, прежде всего, связано с процессом глобализации, который унифицирует культуры разных народов. Вследствие этого стало появляться множество новых исследований, ориентированных на трактовку понятий, которые лежат в основе изучения вопросов об этнической культуре, таких, как, например, этнос. Напомним, что этносом следует называть возникший на основе племенного объединения народ, обладающий типичными расово-антропологическими чертами, самобытным образом жизни, поведения, обычаев, языка, менталитета, особенностями художественно-эмоционального выражения, системой ведущих ценностей, выраженной в мифологии [2]. В обществе чаще используется термин «национальность» вместо этноса, а в научную среду, как известно, термин «этнос» был введен в 1923 г. русским ученым С.М. Широкогоровым.

Как известно, ахыска-турки являются этническим меньшинством как в Кыргызстане, так и в других странах, в которых они проживают. В целях сохранения и развития своего художественного искусства проживающие в разных странах турки создают культурные центры. В Кыргызской Республике есть Общественное объединение турок в г. Бишкеке и два его филиала в городе Ош, и в городе Джалал-Абад. Главной целью этого общественного объединения является не только сохранение и развитие этнической культуры, но ознакомление других людей с ахыска-турками как этносом. Там можно познакомиться и побеседовать с представителями ахыска-турок разных возрастов, узнать об их традиционно-бытовой культуре, о повседневной жизни, а также найти литературу, в которой можно почитать и узнать об истории этого этноса, его традициях, обычаях и т.д.

Также хотелось бы отметить, что в современном мире среди исследователей актуальность приобретают вопросы художественной литературы ахыска-турок. В основном это стихотворные произведения, «мяниляр», и пословицы.

К примеру, в городе Бишкеке проживает Гюляр Камалова, которая пишет стихи о родине, патриотизме и согласии народов на разных языках: кыргызском, турецком, русском. Хотелось бы отметить имя Яши Искандарова. Этот молодой человек сочиняет и пишет стихотворения о родине, о маме, о любви. Он обладает уникальным талантом писать музыку на свои слова и исполняет эти песни на различных мероприятиях. Свои стихи пенсионер Халил Зазвадзе посвящает исторической родине. Также можно назвать имена Пашали Ашим огли Гасанова, Мамедова Карима, Гусейнову Гульнару и многих других личностей, которые неустанно пишут стихи о родине, патриотизме, о дружбе народов в Кыргызской Республике.

Отдельное место в художественной литературе у ахыска-турок занимают пословицы. Пословицы у этого народа имеются на все случаи жизни. Они мудры, истинны и иногда саркастичны. Вот, например, часто используемые пословицы:

Ёргана гёре аягын узат

Протягивай ногу по величине своего одеяла

Эта пословица используется чаще в экономической части жизни.

Сахла самани, гялюр замани

Храни солому, придёт и её время

Эта пословица показывает терпеливость турков-месхетинцев и их бережливость.

Тильки тилькия дияр, тилькида куйругуна

Лиса скажет лисе, а та лиса своему хвосту

Данную пословицу используют тогда, когда один человек поручает выполнить работу другому, а тот поручает третьему.

Чожуга иш, пешина дющ

Поручишь работу ребёнку, будешь бегать
за ним сам

В этой пословице говорится о том, что серьёзную работу нельзя поручать детям. Часто эту пословицу старшее поколение применяет к молодому поколению.

Так, существует огромное количество пословиц, которые сохраняются и передаются из поколения в поколение, не теряя своей актуальности.

Постоянно обновляющимися областями искусства у ахыска-турок являются искусство музыки и кино. Среди турок Кыргызской Республики можно встретить большое количество певцов. Это и мужчины, и женщины, которые исполняют старые и новые песни на различных мероприятиях. В основном песенное искусство можно наблюдать на больших торжествах, например свадьбах. Общеизвестно, что как сторона жениха, так и сторона невесты готовят большую развлекательную программу в день свадьбы. Заранее приглашается тамада, заказываются музыканты, которые весь вечер будут развлекать гостей своими песнями.

У ахыска-турок есть специальная песня, которую исполняют для невесты. Слова в ней такие:

Агыр агыр эв сюпюрдюм, щен бабам эви.

Атлым гяльмиш гедиерым, кал бабам эви.

В песне невеста поёт об отчем доме, о том, насколько он богат и мил, но наступает время, когда она должна его покинуть.

Также существует огромное количество песен, которые предназначены для различных событий и обрядов. Например, когда невесту выводят в зал к гостям, поют такую песню:

Тоюз мубарек олсун,

Гялинин гялян ёли гюль олсун, чичяк олсун...

Эта песня имеет очень глубокий смысл. Как говорилось ранее, невеста ассоциируется у ахыска-турок с достатком и благополучием в доме. В этой песне говорится, что пусть свадьба будет благословенной, а дорога, по которой идет невеста, пусть будет усыпана розами, цветами.

Вот, к примеру, песня, посвященная
младенцу:

Атем тутем бян сени,

Шякяря катем бян сени,

Акшама бабан гяляндя, балам,

Огуне атем бян сени...

На сегодняшний день среди ахыска-турок Кыргызской Республики существуют много музыкальных групп, которые исполняют как классические песни, так и новые. Есть и специальные ведущие, или тамада, которые выступают на различных мероприятиях.

Также особое место в этнокультуре данного этноса занимают ашихлар, т.е. стихотворные произведения философского характера о любви и жизни. По словам Сейдулы Гусейнова, жителя города Бишкека, в старину были модны ашиги, т.е. люди, исполняющие ашихлар. Но сегодня такие люди встречаются редко.

Стремительно улучшилось экономическое положение ахыска-турок в течение последних 5 лет. Раньше семейные бюджеты состояли из доходов от домовладения, а сегодня есть турки, которые вносят большой вклад в экономику Кыргызстана и управляют малыми и крупными компаниями. Большим преимуществом является возможность учиться в Турции. Этот фактор считается положительным результатом развития отношений между Кыргызстаном и Турцией. Отметим, что «в основе развития местного сообщества, как правило, лежат экономические процессы…» [3]. Также в одной из исследовательских работ об экономической составляющей ахыска-турок авторы статьи пишут следующее: «Важным источником дохода служит животноводство и огородничество. Коров, овец и птицу (кур, гусей и индеек) держит большинство тех, кто способен за ними ухаживать. Многие выращивают скот на продажу. Там, где есть возможность, продают и выращенные на огороде овощи, и фрукты. Часто семьи берут бычков на откорм. У ахыска весьма развита культура изготовления молочных продуктов и хлебопечения» [4].

Таким образом, получается, что демократическая система и рыночная экономика обеспечивают каждому человеку социально-экономическое развитие и нормальный уровень жизни. Таким образом, экономическое развитие турок развивается в положительном направлении.

Социальное развитие. Процесс глобализации затрагивает весь мир. В период технологического развития люди и страны также должны развиваться. Глобализация – это усиливающаяся интеграция экономик и обществ во всем мире [5]. В контексте глобализации этническая культура ахыска-турок представляет собой исторически сложившееся духовно-культурное образование, которое является выразителем, хранителем и носителем гуманистических ценностей этноса. Так, следует отметить, что во всех странах своего проживания ахыска-турки стремятся получать знание. К сожалению, в прошлом получение образования не было одним из приоритетных направлений в жизни ахыска-турок. Но с течением времени возникла необходимость изменения приоритетов, в частности в области образования. Буквально до 2000 г. в высшие учебные заведения Кыргызстана поступали в основном представители мужского пола среди ахыска-турок. Девушки тоже обучались, но количество поступающих было мизерным. Это объясняется тем, что семейный уклад и бытовая жизнь ахыска-турок были направлены на обучение именно мальчика в семье, так как он будет кормильцем и возьмет на себя обязанности финансово обеспечивать семью. Девочек, в свою очередь, воспитывали изначально как будущих хранительниц очага, мамы обучали их с раннего детства всем традициям и обычаям, которые понадобятся им после замужества. Наряду с традиционными убеждениями в вопросе обучения девочек в вузе еще и, конечно, большую роль играло материальное состояние семьи. Дети из более материально обеспеченных семей ахыска-турок могли обучаться не только в Кыргызстане, но и имели возможность обучаться за границей. После 2000 г. тенденция стала резко меняться. Ахыска-турчанки стали активно поступать в вузы Кыргызстана. Общественное объединение турок, которое работает в г. Бишкеке, обеспечило ахыска-туркам также поступление в вузы Турции. В основном ахыска-турецкая молодежь обучается таким специальностям, как «Компьютерная инженерия», «Лечебное дело», «Международные отношения», «Менеджмент», «Педагогика», «Стоматология», «Туризм», «Тюркология», «Юриспруденция». Таким образом, в последнее время появилось большое количество педагогов, медицинских работников, юристов, специалистов по туризму, педагогов, переводчиков.

На сегодняшний день ахыска-турецкая молодежь обучается приблизительно в 11 высших и средних специализированных учебных заведениях Кыргызской Республики. Многие абитуриенты уезжают обучаться в такие зарубежные страны, как Россия, Турция, США и др.

Как известно, Кыргызстан – это небольшая страна с населением в 6 миллионов человек, расположенная в Центрально-Азиатском регионе. И здесь официально используются два языка общения: первый государственный язык – кыргызский, второй официальный язык – русский. Также в каждой школе в Кыргызстане преподаётся английский язык. Таким образом, каждый гражданин Кыргызстана с детства владеет двумя языками. Это дает огромную возможность для развития в области образования, а также в поиске работы после окончания образовательного учреждения. Так, проживающие в Кыргызстане ахыска-турки, являясь этническим меньшинством, владеют тремя языками: турецким (родной), киргизским и русским.

В ходе проведенного исследования среди обучающихся в вузах Кыргызстана ахыска-турок были выявлены 4 основные проблемы, которые возникают в процессе их обучения. Это такие проблемы, как:

а) неверный выбор специальности;

б) проблема посещаемости;

в) безуспешность в процессе обучения;

г) отчисление из вуза.

Так, самой большой и первой проблемой в процессе обучения ахыска-турок является выбор специальности. Эта проблема возникает по двум причинам: первая причина – это влияние родителей на студента при выборе будущей специальности. То есть, другими словами, родители принуждают студента обучаться по специальности, которую выбрали они сами, а не сам студент; и вторая причина заключается в том, что студент выбирает направление, не имея представления или же не обладая нужной информацией о данной специальности. Данная проблема может быть тесно связана с нехваткой в школах Кыргызстана профессиональной ориентации среди школьников старших классов.

Второй проблемой, возникающей в процессе обучения ахыска-турок, является пропуск занятий, или проблема с посещаемостью. Как известно, пропуск занятий означает: отказ от участия в учебной программе; пропущенные темы; не пройденный курс; и не получение необходимой информации вовремя. Получается, что большинство своего времени студенты проводят вне стен учебного заведения, либо, находясь в вузе, они просто прогуливают занятия. Что влечет за собой следующую проблему.

Третья проблема, которая связана с первой и второй проблемами, – это безуспешность в процессе обучения. Как известно, чтобы быть успешным в учебе, нужно много читать, серьезно заниматься и готовиться к занятиям. Люди не могут обладать знанием, если они не читают книг. Как выявилось в ходе опроса, слабой стороной у ахыска-турок является элементарная подготовка к занятиям и зачастую чтение нужной литературы по предмету. Так, проблема безуспешности в процессе обучения ахыска-турок возникает из-за того, что студент не читает необходимую литературу или не до конца понимает то, что читает, а также не готовится к занятиям и экзаменам. В последующем эта проблема безуспешности в обучении влияет на студентов психологически, и поэтому большинство ахыска-турок просто перестают ходить на занятия, и этот фактор является причиной последней, четвертой проблемы.

Отчисление из вуза является последней ступенькой в процессе получения образования ахыска-турками в Кыргызстане. То есть предыдущие проблемы, перечисленные выше, ведут студента к отчислению из вуза автоматически. Бросая вуз или обучение в целом, студенты сразу начинают искать работу. Хотелось бы упомянуть, что ахыска-турки больше заинтересованы в открытии частного бизнеса в молодом возрасте, чем в получении образования, это признают они сами в ходе опроса. В основном такой подход встречается только у студентов мужского пола. А вот среди представительниц женского пола главной причиной отчисления из вуза является вступление в брак в раннем возрасте. Зачастую родители сами советуют дочерям создать в первую очередь семью, а только потом поступать в какое-либо учебное заведение.

Несмотря на эти проблемы, желание ахыска-турок в Кыргызстане получать высшее образование с каждым годом растет. Это объясняется тем, что на современном рынке труда требуются дипломированные специалисты, а на некоторые популярные вакансии существует большая конкуренция.

Заключение

Делая выводы по проведённому анализу, можно сказать, что проживающие в Кыргызстане ахыска-турки, как этническое меньшинство в Кыргызской Республике, трудятся во благо страны, живут в мире и согласии, а также имеют стабильное социально-экономическое положение и играют свою роль в культурном, экономическом и социальном развитии страны. Экономические и политические проблемы в стране затрагивают каждого гражданина страны, но, несмотря на эти проблемы, существует высокая степень толерантности и диалога между этническими меньшинствами, проживающими в стране, а поскольку ахыска-турки являются трудолюбивым этносом, они продолжают развиваться и жить в хороших условиях. Также в целях сохранения своей этнической культуры ахыска-турки стараются не только оберегать, но и обогащать её путем обновления своих традиций в соответствии со временем и путем получения образования. А проблемы, возникающие в процессе обучения ахыска-турок, являются своего рода мотивацией для будущего поколения, которое хочет достичь больших успехов, чем их предшественники.