Как известно, каждый этнос имеет свою уникальную этническую культуру, которая сложилась в древние времена, сохраняется и передается будущим поколениям посредством традиций, обычаев и обрядов в обыденной жизни. Основная цель статьи заключается в культурологическом анализе этапов и элементов свадебной церемонии ахыска турок Кыргызстана в контексте их этнической культуры. Для этого были поставлены следующие задачи:
1) выявить этапы свадебной церемонии;
2) осветить традиционные элементы свадебных обрядов и обычаи ахыска турок в Кыргызстане;
3) проанализировать соотношение традиций и новых явлений.
Материалы и методы исследования
В качестве исходных материалов для написания статьи автором был выбран метод полевого исследования, в котором участвовали представители ахыска турок, проживающие в Кыргызской Республике. Данная работа является первым комплексным изучением традиционного свадебного обрядового комплекса ахыска турок в Кыргызстане.
Результаты исследования и их обсуждение
Результаты данного исследования могут быть использованы различными исследователями и организациями, занимающимися вопросами ахыска турок, а также применяться в деятельности Ассамблеи народа Кыргызстана, в преподавании курсов по культурологии в вузах; в проведении семинаров и тренингов, посвященных национальной проблематике, этнической культуре и этническим меньшинствам.
Современность и новые технологии оказали большое влияние на этническую культуру ахыска турок, проживающих в Кыргызстане. Этническая культура – это совокупность элементов материальной и духовной культуры этноса, являющихся основным этнодифференцирующим признаком [1]. Многие традиции и обычаи, используемые в свадебной церемонии, претерпели изменения. Так, по словам жительницы г. Бишкека Рейхан Рашидовой, в старину считалось, что каждый ахыска турок должен жениться только на представительнице своей национальности. Напомним, что национальность – это принадлежность человека к определенной этнической общности людей, отличающейся особенностями языка, культуры, психологии, традиций, обычаев, образа жизни [2]. Такой подход к жизни объяснялся тем, что самих ахыска турок было очень мало по численности, и лишь таким способом они могли сохранить свой этнос от ассимиляции в местах проживания. Как известно, этнос – устойчивый, естественно сложившийся коллектив людей, противопоставляющий себя всем другим аналогичным коллективам, что определяется ощущением комплиментарности, и отличающийся своеобразным стереотипом поведения, который закономерно меняется в историческом времени [3]. Но на сегодняшний день мы видим абсолютно другую картину у ахыска турок в Кыргызстане в вопросе создания брака (и межнациональных браков). Отмечается большое количество созданных семей у ахыска турок с представителями кыргызской, русской, узбекской, уйгурской и азербайджанской национальностей.
Так, в результате исследования свадебную церемонию ахыска турок в Кыргызстане можно поделить на 5 основных этапов: сватовство (эльчилюх), вручение подарков жениху и невесте (нищан), день свадьбы (дюгюн гюни), знакомство жениха с родителями невесты (эништалух), приезд родителей невесты в дом дочери (сабахлух).
«В недавнем прошлом создание семьи у ахыска турок было полностью в руках родителей молодых, и именно они определяли будущее своего сына или дочери», – говорит житель г. Бишкека Сейдула Гусейнов. Следовательно, путем связей среди родных и близких родители жениха искали подходящую партию для своего сына. В первую очередь родители смотрели на родословную будущей невестки, узнавали, какие у нее корни, откуда родом ее предки, в какой семье она выросла, а уже потом интересовались ее образованием, характером, внешними данными. При этом семья невесты также интересовалась у знакомых сначала о семье жениха, а уже потом о самом женихе, потому что считалось, что благородное происхождение является показателем его положения в обществе. Бывали случаи, когда к девушке сватались знатные люди, и ее родителям было честью выдать замуж дочь в такую семью, даже если невесте было всего 13–14 лет. Таким образом, в старину сложилось так, что девушек выдавали замуж очень рано. Часто они даже не успевали окончить среднюю школу, а то и вовсе не учились. В современном мире в связи с развитием коммуникационных технологий парень и девушка заранее обговаривают все детали, а уже после сделанного выбора ставят родителей в известность. Хотелось бы добавить, что старейшины негативно относятся к использованию молодежью современных средств общения, таких как социальные сети. Они убеждены, что это лишь во вред новому поколению в вопросе создания семьи. «В большинстве случаев родители остаются довольны выбором сына или дочери, но есть и случаи, когда родители отказываются устраивать свадьбу сыну, потому что им не понравилась выбранная им невеста», – говорит жительница г. Бишкека Лабиса Мурадова. Примечателен тот факт, что решение молодых может иметь негативный эффект. Родителям жениха может не понравиться выбор сына, и наоборот, сторона невесты может не одобрить выбор дочери. «Браки, которые не получили благословение родителей ана-баба рызаси, обычно заканчиваются разводом», – добавляет Рейхан Рашидова. Следует отметить, что и развод является для ахыска турок новым явлением, принесенным современностью. В старину расторжение семьи у ахыска турок абсолютно исключалось. Развод – это прекращение брака путем его юридического расторжения, порядок, условия и правовые последствия которого регулируются Семейным кодексом [4].
Так, первым этапом в свадебной церемонии ахыска турок является сватовство (эльчилюх). Сватовство – это обряд предложения брака [5]. После сделанного молодыми выбора родители жениха отправляют в дом невесты сватов (эльчиляр). Это должны быть обязательно мужчины и только представители старшего поколения. Женщины тоже могут быть сватами, но только в том случае, если у стороны жениха нет старших родственников мужского пола. Во время сватовства сторона жениха изъявляет желание просить руку и сердце невесты для их сына. И, так как молодые заранее уже договорились, родители невесты в тот же день дают положительный ответ. «В старину этот процесс был долгим. Девушку могли не сразу отдать замуж с первого визита сватов. Это считалось постыдным действием», – вспоминает жительница г. Бишкека Гулистан Осмонова. Заключив своего рода соглашение, обе стороны начинают подготовку ко второму этапу.
Второй этап свадебной церемонии – это вручение подарков невесте и жениху до свадьбы (нищан). Этот этап отличается тем, что имеет экономическую значимость как для жениха, так и для невесты. Родственники невесты готовят подарки жениху, а родня жениха – невесте. Обе стороны покупают абсолютно все необходимые вещи для молодоженов, начиная от заколок для волос невесты и заканчивая зимними сапогами и верхней одеждой для обоих молодых. Тут важно финансовое состояние обеих семей. Чем богаче и состоятельнее семья, тем дороже и качественнее подарки. Очень важным моментом этой церемонии является то, что родные жениха должны дарить много золотых украшений невесте. «Чем больше украшений принесут родители жениха, тем больше они подчеркнут свой статус», – добавляет Рейхан Рашидова. Также и сторона невесты обязана подарить золотой перстень и хорошие часы жениху. Вот такие элементы дополняют данный этап.
Данная свадебная церемония начинается со входа в дом женщин, которые несут корзины со сладостями, фруктами и хлебобулочными изделиями. Ахыска турки считают, что соблюдение этого обычая способствует благополучию и изобилию в будущей семье. По завершении второго этапа свадебной церемонии определяется дата церемонии, выбирается место проведения свадебного торжества и готовятся пригласительные. Обычно с момента сватовства и до самой свадьбы проходит 1 год. В течение этого времени обе стороны тщательно готовятся к самому главному мероприятию в их семьях. Также в этот период родные жениха посещают дом невесты, приносят ей и ее родным мелкие подарки.
Третий этап, день свадьбы – самый волнительный, самый запоминающийся в жизни молодых, их родных и близких. В настоящее время проведение свадебного торжества тоже изменилось. «Раньше свадьбы проводились на территории домашнего участка ахыска турок», – вспоминает Лабиса Мурадова.
Как известно, ахыска турки жили на земельных участках, на которых обустраивали свой быт, возводили дом, огород использовали для получения экономического дохода, то есть выращивали картошку, капусту и другие овощи, собирали урожай с плодовых деревьев, а затем продавали фрукты и овощи на рынке, а также строили сарай, в котором держали скот. Таким способом ахыска турки обеспечивали себя запасами еды и денег до следующей весны. С учетом того, что в прошлом не было такого большого количества ресторанов либо они находились слишком далеко от дома, свадебные торжества проводились на территории дома, обычно осенью, после сбора урожая.
Сегодня проведение свадебной церемонии стало намного проще. За выбор ее места отвечает сторона жениха, так как основные финансовые затраты несет он. После выбора места сторона жениха приглашает всех своих родных и близких, а для стороны невесты выделяется только определенное количество мест в зале. Поскольку это является своего рода общепринятым обычаем, сторона невесты не имеет никаких претензий в данном вопросе.
Родители невесты в свою очередь организуют девичник (кына гежеси) для своей дочери. Они выбирают место, приглашают своих близких и родных, а также только определенное количество людей со стороны жениха. Девичник, как правило, проходит за несколько дней до свадьбы. Главным таинством на нем является церемония с хной. До начала мероприятия подруги невесты готовят мелкие подарки для остальных незамужних подруг и раздают их на девичнике, а также красят руки невесты и всех женщин в зале хной. Ахыска турки считают, что это укрепит любовь и понимание между молодоженами и всеми близкими людьми.
Следует отметить, что до дня свадьбы проводится много и других мелких церемоний, имеющих большое значение. В сам день бракосочетания с утра начинаются приготовления как в доме жениха, так и в доме невесты. Сторона жениха организует свадебный кортеж и приезжает за невестой. В ее доме накрыты столы с угощениями для всех гостей. Одним из главных обрядов в свадебной церемонии в доме невесты также является обряд с танцами маленьких детей, которым в руки дают угощения (чяряз), приготовленные стороной жениха. Дети кружатся перед невестой несколько раз. «Этот обряд означает пожелание невесте иметь много детей и всегда жить в достатке», – рассказывает Рейхан Рашидова. После всех необходимых процедур невесту навсегда забирают из дома родителей в замужнюю жизнь. «После замужества она будет редко сюда приезжать и уже будет считаться гостьей. Таковы обычаи у ахыска турок», – говорит Гулистан Осмонова.
В это время жених с двумя друзьями (сагдужи, солдужи) ожидают свадебный кортеж невесты вместе с остальными родственниками. Жених должен забраться на крышу дома или высокую платформу с друзьями, кидать вниз конфеты и монеты детям и гостям. Этот обряд означает щедрое приветствие женихом всех гостей и его новых родственников со стороны невесты. Как только во двор жениха заезжает кортеж с невестой, женщины семьи ставят тарелку под ее ногу. Впервые ступая на землю дома жениха, невеста должна разбить эту тарелку ногой, наступив на нее с первого раза. Этот обряд означает, что в будущем в семье станет разбиваться только посуда, а не отношения. Затем невесту ведут ко входу в дом. Правую руку невесты мажут медом, и она прикасается к косяку входной двери, чтобы жизнь была сладкой и беззаботной. Затем приходит священнослужитель (мулла) и проводит религиозный обряд никах. «Ахыска турки как мусульмане обязательно проводят этот священный обряд, иначе брак для них будет считаться недействительным, даже если он и зарегистрирован в государственных органах», – добавляет Сейдула Гусейнов. Проведя эти обряды, молодожены и гости направляются в ресторан, где их ожидает веселый праздничный вечер. На свадьбе ахыска турок всегда есть тамада и играет живая музыка. Официальная регистрация брака ахыска турок в Кыргызстане часто проходит на самой свадьбе в соответствии с законом Кыргызской Республики. Брак – это равноправный и добровольный союз между мужчиной и женщиной, заключенный при свободном и обоюдном согласии сторон в установленном законом порядке, с целью создания семьи, порождающий имущественные и личные неимущественные отношения между супругами [6].
На свадьбе также проводятся несколько очень важных традиционных обрядов, которые являются обязательными, даже несмотря на то, что сама свадьба организована полностью в современном стиле. Друзья жениха (один справа от жениха, другой слева) выполняют обряд открытия лица невесты. Друга, стоящего справа от жениха, называют сагдужи. «У ахыска турок в старину было принято знакомить жениха и невесту на самой свадьбе, до свадьбы им было запрещено встречаться, так как это противоречило традициям», – отмечает жительница г. Бишкека Раида Гусейнова. До свадьбы встречались только родители и родственники жениха и невесты. Отсюда и пошел обычай открытия лица невесты, то есть ее голова ранее была покрыта плотным платком для того, чтобы сохранить таинство и показать невесту жениху и всем гостям только на самой свадьбе.
Друг жениха выполняет своего рода миссию объединения двух молодых в день свадьбы. По обычаю он должен три раза обойти вокруг невесты, а уже потом приподнять платок с ее лица, а подруга невесты уже полностью снимает покрывало с ее головы и поправляет прическу, и именно в этот момент жених и сидящие в зале гости впервые видят лицо красавицы невесты. Конечно, и тут в наше время таинство данного обычая утратило былую значимость.
Главным лицом также на свадьбе является подруга невесты (енга). Часто это родственница невесты, она должна сопровождать молодую до утра следующего дня. Ее роль очень важна. Здесь хотелось бы отметить очень важный и деликатный момент в элементах свадебной церемонии ахыска турок: невеста обязательно должна быть девственницей. Это, пожалуй, единственная неизменная традиция у ахыска турок. Родители невесты уделяют очень большое внимание непорочности своей дочери до ее замужества и именно поэтому стараются пораньше выдать ее замуж. «Для стороны жениха это тоже требование от невесты, иначе они откажутся брать ее в жены своему сыну»,– говорит Раида Гусейнова. И именно поэтому роль подруги невесты очень важна. Она своего рода посланник семьи невесты в дом жениха, который должен нести ответственность за выполнение всех необходимых элементов свадебной церемонии. До брачной ночи она должна подготовить невесту морально, дать советы, а наутро, доказав, что невеста была непорочна и невинна, она завершит свою миссию, и четвертый этап связан именно с ней.
Четвертый этап – знакомство жениха с родителями невесты. На следующий день после свадьбы жених должен выполнить еще несколько обычаев, которые являются обязательными у ахыска турок. Так, в течение дня жених вместе с подругой невесты приезжают в дом ее родителей. Здесь впервые мама и папа близко знакомятся уже с мужем их дочери, общаются с ним, задают интересующие их вопросы. «Раньше, по обычаю, не принято было знакомиться и общаться жениху с родителями невесты, в частности с ее мамой. Но после свадьбы уже считалось открытым официальное общение», – вспоминает житель г. Бишкека Сейфула Гусейнов. Этот этап у ахыска турок называется эништалух, то есть знакомство жениха с родителями невесты. Родители невесты накрывают праздничный стол и дарят мужу своей дочери приятные подарки. «Визит должен быть недолгим, иначе будет считаться дурным тоном», – добавляет Рейхан Рашидова.
Пятый этап, завершающий элементы свадебной церемонии ахыска турок, называется сабахлух, то есть приезд родителей невесты в дом дочери. Обычно эта церемония проводится через неделю после свадьбы. Так как это считается первым официальным и торжественным визитом стороны невесты в дом жениха, все готовятся очень основательно. Родители невесты привозят часть оставшегося приданого своей дочери, а сторона жениха накрывает для гостей праздничный стол. Хотелось бы отметить, что приданое для невесты готовят ее родители. В зависимости от материального состояния «родители невесты приобретают практически всю необходимую кухонную и бытовую технику, чтобы она ни в чем не нуждалась в новом доме», – говорит Раида Гусейнова. Но данный обычай также может быть обговорен обеими сторонами. Если сторона жениха имеет уже все необходимое, она ставит об этом в известность сторону невесты. Так, закупленные вещи привозят в дом дочери уже после свадьбы. Но в целом этот обычай является лишь поводом для родителей невесты приехать в новый дом дочери и посмотреть, как и в каких условиях теперь она живет. Этот этап является завершающим в процессе организации и проведения свадебной церемонии ахыска турок, проживающих в Кыргызстане.
Заключение
Таким образом, делая вывод из проведенного исследования об элементах свадебной церемонии ахыска турок, проживающих в Кыргызстане, нужно отметить, что этническая культура этого малого этноса очень богата различными традициями, обычаями и обрядами, уникальными в своем роде, и состоит из 5 основных этапов. Ахыска турки с большой радостью обсуждают все тонкости своей этнической культуры, приводят примеры из прошлого, сравнивают и дают оценку изменившимся со временем традициям и обычаям.