Согласно исследованиям проблема правильного образа жизни студентов является актуальной, поэтому рациональный подход к здоровью учащихся включает намерения педагога правильно использовать сберегающие технологии в процессе обучения [1]. Наше современное педагогическое образование должно обеспечить подготовку будущего выпускника к данным нововведениям в его непосредственной деятельности. В процессе обучения преподавателю вуза нужно применять главным образом такие методы, которые эффективно влияют на здоровье субъектов образовательного процесса. Одним из главных направлений данной области является подготовка вузами грамотных, ответственных специалистов. Поэтому нужно правильно и качественно разрабатывать новые концептуальные подходы к профессиональной подготовке выпускников вуза, которые должны иметь глубокие знания, навыки здоровьесберегающей деятельности, сформированные основы культуры бережного и рационального использования здоровьесберегающих технологий.
А.П. Панфилова говорит о проблеме инновационных подходов в педагогической деятельности как об одном из важнейших условий современного образования в применении новых технологий для обучения подрастающего поколения. Будущий специалист должен представить новые подходы, формы и способы применения здоровьесберегающих технологий [2].
Так как выработанная годами практика работы в вузе показывает, что будущие выпускники имеют поверхностные знания о здоровьесберегающих технологиях и обладают низким уровнем готовности к их применению, преподаватель вуза должен помочь им приобрести и реализовать свои знания в дальнейшей профессиональной деятельности.
Цель исследования: определение готовности будущих выпускников к применению важных для здоровья технологий.
Объект исследования: дидактический инструментарий по применению новых технологий по физической культуре.
Предмет исследования: готовность выпускников к применению новых здоровьесберегающих технологий.
Задачи исследования
1. Определение содержательного контента наиболее важных для здоровья технологий.
2. Установление исходного уровня сформированности готовности к применению здоровьесберегающих технологий по физической культуре студентов вуза путем анкетирования, тестирования и проведения семинаров.
3. Формирование ценностного отношения к физической культуре, настроенность на правильное изучение и приобретение умений и навыков, наиболее важных для здоровья человека.
4. Получение творческого опыта использования здоровьесберегающих технологий для достижения жизненных и профессиональных целей.
Материалы и методы исследования: наблюдение, исследование деятельности студентов в процессе бесед, анкетирования, а также педагогический мониторинг.
Рассматривая проблему профессиональной готовности, ряд авторов (В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов) многозначно формулируют трактовку понятия «готовность» по отношению к какому-либо виду деятельности; все исследователи анализируют ее как благополучную предпосылку успешной деятельности специалиста, которая предполагает наличие профессионально значимых качеств личности [3].
Согласно мнению Т.В. Карасевой, С.В. Тостова и других исследователей, выпускнику современного вуза необходимо научиться владеть средствами бережного отношения к здоровью, а педагоги должны им в этом помочь, чтобы они могли самостоятельно, методически правильно использовать приемы физического воспитания и повышения уровня безопасного здоровья; также они должны обладать решимостью к достижению соответствующего уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной общественной и профессиональной деятельности [4].
Способность выпускников практиковать здоровьесберегающие технологии в профессионально-практической деятельности рассматривается нами как персональная составная часть, которая связана с укреплением, сохранением собственного здоровья, а профессиональное мастерство выражается в осознании необходимости получения требуемых знаний, умений и навыков для практической деятельности. Это создает подготовку выпускников для самовыражения и определенностью следующих структурных звеньев в профессиональной деятельности: 1) когнитивно-целевой, который указывает на необходимые условия для результативной подготовки педагога к применению здоровьесберегающих технологий в практической деятельности, среди которых целенаправленное информирование с отдельными теоретическими знаниями о безопасном здоровьесбережении, направленное на изучение основ о бережливом здоровье и использовании уже имеющихся знаний в своей непосредственной деятельности, а также освоение определенных методов диагностики уровня здоровьесбережения; 2) мотивационно-содержательный – характеризуется наличием потребности соответствующих знаний и умений в области безопасного бережного отношения к здоровью, стремлением к самосовершенствованию, развитием изобретательных качеств; 3) творческо-результативный – содержит целенаправленные устремления и умения повышать свои возможности в сфере безопасного здоровьесбережения, творить, изобретать и расширять свои знания в этой области, умение вносить и применять элементы творчества для достижения жизненных и профессиональных целей.
Как верно отмечает Н.Е. Щуркова, личность развивается лишь тогда, когда проявляет активность (интеллектуальную, духовную, физическую, трудовую и т.д.). Результатом такой активности становятся соответствующие новые качества самой личности [5].
Результаты исследования и их обсуждение
Для выявления факторов, определяющих наличие основ здоровьесберегающей деятельности для студентов, были разработаны авторская анкета, а также учебный план спецкурса «Теоретические основы здоровьесберегающей деятельности», рассчитанный на 40 ч, проведены беседы, анкетирование, обобщены результаты, определены и применены на практике эффективные формы, инструменты, механизмы работы по ее повышению. Учебный план спецкурса «Теоретические основы здоровьесберегающей деятельности» представлен в таблице.
Учебный план спецкурса «Теоретические основы здоровьесберегающей деятельности»
№ п/п |
Наименования тем лекции |
Всего часов |
Семинарские занятия |
Всего часов |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Физическая культура как учебная дисциплина высшего профессионального образования и целостного развития личности (вводная лекция) |
2 ч |
Использование технологий, имеющих здоровьесберегающий ресурс (индивидуального обучения, программированного обучения, групповых и игровых технологий) (дискуссия) |
2 ч |
2 |
Средства физической культуры и спорта в управлении совершенствованием функциональных возможностей организма в целях обеспечения умственной и физической деятельности (лекция) |
2 ч |
Применение активных методов обучения и форм организации познавательной деятельности обучающихся (тестирование, устный опрос) |
2 ч |
3 |
Структура жизнедеятельности студентов и ее отражение в безопасном укреплении здоровья (лекция) |
2 ч |
Сохранение и развитие безопасного здоровья обучающихся, формирование системы умений и навыков в здоровьеформирующих технологиях (дискуссия) (устный опрос) |
2 ч |
4 |
Формирование интереса к вопросам здоровьесбережения (лекция-дискуссия) |
2 ч |
Значение занятий физическими упражнениями для здоровья человека. Использование средств физической культуры для всестороннего развития личности (дискуссия, анкетирование) |
2 ч |
5 |
Формирование положительной мотивации к овладению знаниями и умениями, необходимыми для использования здоровьесберегающих технологий (лекция) |
2 ч |
Физическая культура в обеспечении здоровья. Комплексная оценка состояния здоровья. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений (диспут) |
2 ч |
6 |
Представления об основных понятиях, характеризующих здоровьесберегающие технологии (лекция) |
2 ч |
Особенности занятий физическими упражнениями. Нетрадиционные виды физических упражнений и спорта (дискуссия, устный опрос) |
2 ч |
7 |
Слагаемые характеристики здоровьесберегающего мышления студентов (лекция-рассказ) |
2 ч |
Обеспечение безопасности занятий физическими упражнениями. Гигиена физических упражнений. Травматизм на занятиях физическими упражнениями и его профилактика (диспут) |
2 ч |
8 |
Нетрадиционные оздоровительные технологии (мультимедийная лекция) |
2 ч |
Освоение двигательных действий. Значение процесса освоения движения в жизнедеятельности людей. Формирование двигательного навыка (тестирование, устный опрос) |
2 ч |
9 |
Особенности здоровьесберегающих методик занятий по физическому воспитанию студентов (лекция) |
2 ч |
Изобретательность как одна из форм здоровьесберегающих технологий в практической деятельности (дискуссия, анкетирование) |
2 ч |
10 |
Нетрадиционные физические упражнения в здоровьесберегающем образовании (лекция-дискуссия) |
2 ч |
Учебная конференция по теме «Здоровьесберегающие технологии обучения» (доклад, круглый стол, дискуссия) |
2 ч |
Всего часов по спецкурсу |
20 |
20 |
||
Итого: |
40 |
При определении готовности к здоровьесберегающей деятельности студентов вуза мы исходили из условий организации образовательного процесса, в соответствии с которыми будущий выпускник должен соответствовать требованиям, предъявляемым обществом к качеству его профессионально-педагогической подготовки, а именно обладать совокупностью определенных знаний, умений и навыков. Мы выделяем три блока готовности будущих выпускников к здоровьесберегающей деятельности:
1) когнитивно-целевой блок;
2) мотивационно-содержательный;
3) творческо-результативный.
Когнитивно-целевой блок направлен на изучение информации; усвоение, пополнение, углубление педагогических знаний студента в области здоровьесбережения, глубокое понимание и осознание им здоровьесберегающих ценностей; умение правильно вырабатывать представления и формулировки понятий в области безопасного здоровьесбережения, содержания и технологий осуществления здоровьесберегающей функции физической культуры.
Мотивационно-содержательный блок направлен на создание мотивов, связанных с уяснением студентом потребности в усвоении знаний; активизацию внутренней познавательной деятельности, эмоциональной сферы; развитие потребности здоровьесберегающего образования и самообразования.
Творческо-результативный блок направлен на применение и превращение педагогических знаний студентов в мастерство, которым они должны не только владеть, но и совершенствовать. Приобретая навыки и умения, выпускник вуза творчески подходит к организации и применению здоровьесберегающих технологий. Тем самым он заинтересовывает обучающихся своей изобретательностью и дает им возможность правильно выполнять и применять здоровьесберегающие технологии на практике.
Анкетирование, которое было проведено, показало следующие результаты: большую часть опрошенных студентов составили учащиеся со средним и низким уровнем готовности к применению здоровьесберегающих технологий: они имеют неполные бессистемные знания, не интересуются проблемами здорового образа жизни, не считают нужным принимать участие в мероприятиях, направленных на здоровьесбережение, имеют житейские представления о здоровье человека. Лишь незначительное количество опрошенных студентов рассматривают здоровьесберегающую деятельность как духовную ценность, как часть общей культуры общества. Тем не менее ими отмечается необходимость изменений в данной области, поскольку они недостаточно владеют знаниями и практическим опытом о безопасном здоровьесбережении.
На основании количественной и качественной обработки результатов проведенного исследования был поставлен педагогический диагноз о необходимости подготовки выпускников к применению здоровьесберегающих технологий в процессе физического воспитания студентов.
Работа по принятию компонентов дидактического сопровождения в образовательный процесс вуза осуществлялась в различных формах: персональной, коллективной, общей. Тем самым были учтены личностные, индивидуальные и психологические особенности студентов. В эксперименте участвовали учащиеся, имеющие различный уровень физической подготовленности. Такой подход организационной работы позволил сравнивать различные возможности, обмениваться информацией, опираться не только на собственный опыт, но и на опыт своих сокурсников для понимания и приобретения новых навыков в укреплении здоровья занимающихся (таких как взаимопомощь, поддержка, чувство коллективизма).
С целью проверки эффективности применения здоровьесберегающих технологий будущим выпускникам в данном процессе было предложено задание по оценке их полезности и творческом осмыслении деятельности.
В заключение хотелось бы отметить, что все студенты, принимавшие участие в поисковой работе, отнеслись с полным пониманием и ответственностью к выполнению заданий. Работая с информационными материалами, они дополнили свои знания новыми технологиями, формами, приемами работы с обучающимися, чтобы привить обучающимся интерес к безопасному сбережению здоровья и воспитать чувство ответственности за все живое, что окружает их. После проделанной работы некоторые студенты изъявили желание продолжить деятельность в этом направлении.
В процессе работы было установлено, что спецкурс «Теоретические основы здоровьесберегающей деятельности» дал возможность мотивировать выпускников к приобретению определенных умений и навыков в этой деятельности. Их заинтересованность проявлялась не только в применении здоровьесберегающих технологий, но и в бережном отношении к собственному здоровью, что немаловажно для достижения жизненных и профессиональных целей. Формирование когнитивно-целевого, мотивационно-содержательного и творческо-результативного компонентов готовности выпускников выражалось не только в собственных и приобретенных знаниях, но и в правильном использовании их на практике.
Оценка эмпирического материала исследования (наблюдение за деятельностью студентов в процессе овладения навыками, способами и применения их в действии) позволила более эффективно использовать дидактические компоненты по применению здоровьесберегающих технологий для безопасного укрепления здоровья студентов вуза.