Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

CURRENT PROBLEMS OF LIFELONG LEARNING

Akishev A.K. 1 Kenzhegulova A.S. 1
1 Eurasian National University named after L.N. Gumilev
The article is devoted to the consideration of the urgent problems of lifelong learning. The paper provides an overview of the fundamental international documents in this direction. The experience of the international space in the field of promoting learning ideas throughout life is analyzed, conclusions are drawn. The paper presents the current state of lifelong learning in the Republic of Kazakhstan. The lifelong learning system in Kazakhstan is at the initial stage of development and needs special attention of the state and a systematic approach to its formation. The article presents the legal framework of non-formal education in the country. A comparative analysis of Kazakhstani fundamental documents with European documents in the field of lifelong learning shows contradictions in the definitions, formulations of non-formal and informal education. The author highlights the prerequisites for the development of lifelong learning in the Republic of Kazakhstan, as well as factors hindering the development of non-formal education in Kazakhstan. Possible ways to resolve this issue are presented: a list of documents is proposed for the successful implementation of lifelong learning; For the qualitative validation of the learning outcomes obtained throughout life, a draft mechanism (system) for recognizing (rewriting) the results of non-formal and informal education has been developed.
lifelong learning
formal
non-formal
education
continuing education
recognition of learning outcomes

Мировым сообществом придается важная значимость знаниям и образованности граждан на протяжении всей жизни. Об этом свидетельствуют международные документы: Всемирный доклад по мониторингу ОДВ. Образование для всех 2000–2015 гг.: достижения и вызовы. Образование для всех 2015, ЮНЕСКО. В Европе образование в течение всей жизни признается одним из важнейших приоритетов развития страны, в связи с чем более десяти лет параллельно существуют две рамки квалификаций: Рамка квалификаций Европейского пространства высшего образования (2005) и Европейская рамка квалификаций для обучения в течение всей жизни (2008).

Обучение в течение всей жизни все чаще рассматривается как сквозная проблема, присущая всем аспектам Болонского процесса. О важности и значимости данного вопроса свидетельствуют такие основополагающие документы Болонского процесса, как «Пражское коммюнике» (2001), «Коммюнике Лёвена/Лувена-ля-Нева» (2009), «Бухарестское коммюнике» (2012) и др.

Обучение в течение всей жизни включает как непрерывное, так и неформальное образование. Непрерывное образование предполагает переход человека с одного уровня на другой в стенах организаций образования, неформальное образование человек получает в ходе повышения квалификаций как в аудиториях, так и на практике [1]. Каждый уровень непрерывного образования завершается получением документа установленного образца за полный период обучения. Неформальное образование предполагает краткие сроки обучения и подтверждается сертификатами. Знания и навыки, полученные в ходе неформального обучения, могут быть учтены при непрерывном образовании [2].

Анализ опыта международного пространства в области продвижения идей обучения в течение всей жизни показывает, что все страны поддерживают необходимость развития данного направления. На государственном уровне анализируются имеющиеся проблемы и разрабатываются стратегические документы. В развитии неформального образования большую роль играет неправительственный сектор, оказывая финансовую поддержку для успешного развития обучения в течение всей жизни (lifelong learning, далее LLL).

В ходе изучения данного вопроса был изучен опыт ряда стран в области обучения в течение всей жизни, таких как Швеция, Финляндия, Мальта, Япония, Республика Корея, Германия, Турция, Кипр, Люксембург, Австралия.

Так, к примеру, интересен опыт Швеции, где обучение основывается не на образовательных учреждениях, а на человеке; поддерживается индивидуальное обучение на разных этапах жизни. Главной задачей является развитие демократии в стране и приобщение людей к социальной жизни в обществе, а также географическая доступность и адаптированность образования к разным условиям жизни людей. В стране приветствуется открытие центров дополнительного образования (150 высших народных школ), где население, наряду с основным образованием, имеет возможность получить дополнительные профессии.

В Южной Корее создана Кредитная система обучения для всех желающих учиться на протяжении всей жизни (наличие Банка академических кредитов). Благодаря кредитной системе обучения предоставляется возможность получить степень бакалавра и магистра. Министерством каждые 5 лет разрабатывается и утверждается базовый план развития обучения в течение всей жизни, под контролем министра создан комитет по содействию непрерывному образованию, курирующий вопросы в отношении политики поощрения образования в течение всей жизни.

В Австралии, в свою очередь, успешно функционирует система признания результатов неформального обучения. В рамках неформального образования сертифицированные оценщики определяют уровень профессиональной, жизненной компетентности и подготовленности человека, которые были сформированы в результате предыдущего обучения, трудовой деятельности или в течение жизни.

Таким образом, сделаны выводы по анализу международного опыта:

– Во многих странах на государственном уровне поощряется обучение в течение всей жизни, в этой связи в непрерывный процесс обучения включены как формальное, так и неформальное образование.

– Во всех странах, с учетом обучения в течение всей жизни, разработаны и утверждены государственные стратегические документы (программы, проекты), направленные на обучение и трудоустройство наиболее уязвимых слоев населения: мигранты, инвалиды, многодетные семьи, безработные, пенсионеры и др.

– В скандинавских странах уравнены права и роль организаций неформального образования наравне с организациями формального образования.

– Имеют место быть проблемы недостаточного вовлечения населения страны в обучение на протяжении всей жизни.

– В таких странах, как Япония, Россия, Люксембург, Дания и др., наблюдается активная поддержка LLL местной исполнительной властью, использующая возможности данного направления для решения социальных проблем своего региона.

– В ряде стран разработана система признания результатов неформального и информального обучения. Имеется успешный опыт кредитной (накопительной) системы обучения (Юж. Корея), предполагающей добавление новых знаний и навыков к уже имеющимся, учитываемых при подсчете кредитов для подтверждения результатов обучения и сертификации.

Состояние обучения в течение всей жизни в стране в современный период имеет начальную форму развития и со стороны государства остается почти без внимания. Если сегодня в европейских странах и даже в соседней России «образование на протяжении всей жизни» стремительно развивается, набирает впечатляющие масштабы и поддерживается государством, то в Казахстане данное направление только начинает развиваться.

В Казахстане государственную политику по реализации принципов обучения в течение всей жизни координируют МОН РК и Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан в рамках Закона об образовании, Дорожной карты занятости 2020, а также Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2025 г. В последнем документе представлены принципиальные изменения для Казахстана, предполагающие отход от формализованной системы образования к непрерывному совершенствованию навыков и компетенций в течение всей жизни [3].

Принципы обучения в течение всей жизни в Республике Казахстан также находят свое отражение в Государственной программе развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017–2021 годы «Еңбек» (далее – Программа). В рамках Программы реализуются проекты «Бастау Бизнес», «Мәңгілік ел жастары – индустрияға!» («Серпін»), развитие единой цифровой площадки «Биржа труда» и др.

Целью исследования является популяризация непрерывного образования в течение всей жизни, которая должна стать одной из национальных приоритетов, в рамках которых следует разработать концептуальные документы для успешной реализации обучения на протяжении всей жизни в нашей стране.

На сегодняшний день нормативно-правовая база неформального образования в Казахстане представлена документами: Стратегическим планом развития Республики Казахстан до 2025 г. [3], Законом Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 г. № 319-ІІІ (статья 37), Программой занятости 2020, Типовыми правилами деятельности видов организаций дополнительного образования для взрослых, правилами «О признании результатов обучения, полученных взрослыми через неформальное образование» [4], «О признании организаций, предоставляющих неформальное образование» (далее – Правила) [5]. Они могут составить основу для разработки концепции обучения в течение всей жизни, но этого недостаточно. Согласно рекомендательным параметрам Болонского процесса в Казахстане не разработана процедура признания в рамках традиционных программ обучения, полученных неформальным или информальным путем. Также не существует отдельного документа на национальном или институциональном уровнях (Доклад ЕПВО 2018).

К сожалению, разработанные последние документы в области обучения в течение всей жизни охватывают только неформальное образование и совершенно не затрагивают информальное образование.

Сопоставительный анализ казахстанских основополагающих документов с европейскими документами в области обучения в течение всей жизни показывает противоречия в определениях, формулировках неформального и информального образования. В международном документе «Меморандум непрерывного образования» [1] неформальное образование представляет процесс, по завершении которого не выдается документ, подтверждающий результат обучения. Тогда как согласно Закону «Об образовании» неформальное образование взрослых должно сопровождаться выдачей документа, подтверждающего результаты обучения. К сожалению, информальное образование в основополагающих документах в области образования совершенно не рассматривается.

Имеются противоречия в вышеуказанных документах. Неформальное образование предполагает предоставление образовательных услуг, которые предполагают обучение независимо от места, периода, а также формата, в то время как согласно Правилам (гл. 2 п. 9 пп. 3) организация, предоставляющая неформальное образование, должна предоставить ряд документов, подтверждающих возможность обучения: кабинеты для обучения, возможности использования инновационно-коммуникативных технологий.

Все эти несоответствия, имеющиеся на современном этапе, в нормативно-правовой базе, регулирующей в стране обучение в течение всей жизни, указывают на слабую и несовершенную систему правового регулирования, требующую основательной доработки.

Основными предпосылками для развития обучения в течение всей жизни в Республике Казахстан являются:

– внутренняя миграция: население страны стремится из отдаленных сел и маленьких городов попасть в большие города. Возникает потребность в овладении новыми или дополнительными специальностями и профессиями, в изучении современных технологий и преобретении новых профессиональных навыков;

– потребность новой экономики страны в творческих, креативных, конкурентоспособных кадрах [3];

– необходимость в обеспечении рынка труда новыми квалифицированными (или переобучившимися) работниками;

– желание граждан удовлетворять свои образовательные потребности в любой период своей жизни;

– ограниченные возможности людей с особыми потребностями для профессиональной подготовки [6];

– неконкурентоспособность сельского жителя на рынке труда, связанная с ограниченным доступом к получению дополнительного образования;

– тенденция получения молодыми людьми нескольких высших образований;

– стремление граждан повышать свою конкурентоспособность на всевозможных частных курсах, что связано с появлением новых видов деятельности (риелторы, мерчендайзеры, торговые ассистенты и др.);

– потребность взрослых (пожилых) людей в востребованности, активности и конкурентоспособности, и в этой связи желание людей любого возраста, в том числе и взрослых, получить дополнительное образование.

В то же время имеют место быть факторы, сдерживающие развитие неформального образования в Казахстане:

– Отсутствие статистических данных в сфере обучения в течение всей жизни (фрагментарность имеющейся информации).

– Слабое нормативно-правовое и финансовое обеспечение неформального образования.

– Отсутствие системы признания результатов обучения, то есть имеющихся знаний и навыков, полученных в рамках неформального и информального образования.

– Отсутствие нормативно-правового, академического сопровождения реализации обучения на протяжении всей жизни.

– Стереотипы восприятия неформального образования.

– Отсутствие прозрачности и объективности в оценке результатов обучения, полученных через неформальное образование.

– Отсутствие информационной поддержки обучения на протяжении всей жизни, направленной на освещение преимуществ неформального образования.

Поэтапное решение данных факторов даст возможность успешно развивать в стране обучение в течение всей жизни.

В Казахстане каждый гражданин в течение жизни имеет возможность приобретать новые знания, умения и навыки в рамках формального обучения (школа, колледж, вуз) для признания результатов обучения в виде сертификации. Но также знания, умения и навыки могут быть получены и вне стен официальных учреждений: в различных кружках, образовательных центрах, секциях, в Интернете, в повседневной жизни и др. Но, к сожалению, практические навыки человека, приобретенные собственным жизненным опытом и являющиеся наиболее ценными, без официального документа не признаются при трудоустройстве. Обучающемуся придется в организации образования повторно изучать дисциплины, в ущерб своему времени и финансовым возможностям. К сожалению, на стыке формального и неформального образования зачастую отсутствует преемственность между получением новых знаний и навыков и учетом уже имеющихся.

Выводы

Для качественной валидации результатов обучения, полученных в течение жизни, должен быть создан механизм (система) признания (перезачета) результатов неформального и информального образования.

– Результаты обучения должны признавать исключительно все уровни формального образования: ТиПО, вузы, послевузовское образование.

– Для признания результатов обучения по итогам неформального образования наряду с другими документами должен быть предоставлен документ об образовании предыдущего уровня, с указанием в приложении изученных дисциплин и количеством кредитов.

– Изученные дисциплины и имеющиеся кредиты, набранные в период предыдущего обучения, должны быть учтены при обучении в последующих организациях формального образования. Данный учет даст возможность обучающемуся не повторять изученные дисциплины, сократить период обучения и финансовые расходы.

– В том случае, если человек не имеет документов, подтверждающих его ЗУНы, но владеет определенными теоретическими знаниями, компетенциями и практическими навыками, полученными в результате неформального или информального обучения, специальная комиссия проводит процедуру оценивания для выявления уровня имеющихся у претендента ЗУНов.

– Комиссия выносит решение, в котором полностью или частично признает результаты обучения с переводом в академический кредит либо сообщает об отказе.

– При частичном признании результатов обучения комиссия рекомендует дополнительное освоение академических кредитов и сдачу итогового контроля.

– Признанные результаты обучения неформального образования включаются в индивидуальную траекторию обучения заявителя по образовательным программам ТиПО, высшего или послевузовского образования.

Для успешной реализации обучения в течение всей жизни должны быть разработаны документы:

1. Концепция обучения в течение всей жизни.

2. Национальная стратегия по обучению в течение всей жизни.

3. План мероприятий для реализации каждого этапа концепции.

4. Система финансового обеспечения обучения в течение всей жизни.

5. Правила приема на обучение в организации неформального образования.

6. Положение о разработке и утверждении образовательных программ для реализации обучения в течение всей жизни.