Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

IDEOLOGICAL WORK OF CHELYABINSK THEATERS WITH THE POPULATION DURING THE «THAW» PERIOD (ACCORDING TO THE LOCAL PRESS)

Tatarkina A.R. 1 Belova L.I. 1
1 South Ural State Humanitarian Pedagogical University
This article describes the results of research work of local periodicals on the problem of ideological work of professional theaters in Chelyabinsk during the «thaw». The authors cite a study of sources on the theatrical life of the southern Urals, as well as issues of ideological influence through culture. The materials of the local newspaper «Chelyabinsk worker» revealed the main events of ideological orientation held by theaters from 1953 to 1963, as well as their forms and extent of coverage of the population. The ideological work of theaters was carried out under the control of the party, through repertory policy, demonstration of the «right» hero, as well as through forms of work with the population: work at polling stations, meetings with workers and collective farmers, and patronage. For a full-fledged analysis, we used historical-comparative, quantitative methods. Since the Newspapers strictly adhered to the party line, accordingly, only the official position on theatrical art was reflected in the publications. The significance of the research work lies in the fact that today there are no scientific works devoted to the study of theatrical life during this period, which would be carried out on such a historical source as the materials of the local daily newspaper.
theater
ideological work
«thaw»
periodical press
Chelyabinsk

В изучаемый нами период хрущевской «оттепели» театр (как и все советское искусство) должен был руководствоваться принципом партийности и быть помощником партии в борьбе за воплощение в жизнь коммунистических идей. Партийное руководство в управлении театрами отталкивалось от позиции В.И. Ленина, которую озвучил М.И. Калинин: «кроме театра нет ни одного института, ни одного органа, которым мы могли бы заменить религию. Ведь мало религию уничтожить и тем освободить человечество от страшнейших пут религиозности. Надо эту религию чем-то заменить. И Ленин говорит, что на место религии заступит театр. Нравственную ответственность, раз и навсегда, возложил на театр В.И. Ленин» [1, с. 21]. Таким образом, в советский период происходит усиление воспитательной и идеологических функций театра.

Становление и укрепление идеологического контроля над деятельностью театров в СССР исследовали В.Л. Гайдук [2], С.А. Дианов [3] и другие. Интерес к исследованию воздействия идеологии на советский театр 1950-х гг. проявляли зарубежные ученые (например, Чжуан Юй [4]). Культурная политика и влияние идеологических постановлений на деятельность театров Южного Урала в 1950–1960-е гг. описаны в работах А.А. Алятиной и Н.А. Дегтяревой [5], И.П. Морозовой [6] и других.

С приходом к власти Н.С. Хрущева в театральном искусстве наметились две тенденции – сохранение официальной линии и следование репертуарной политике, одобренной партией, с одной стороны, влияние настроений прогрессивно настроенной художественной интеллигенции, формирующей культурный запрос.

Как отмечала И.П. Морозова, в Отделе культуры ЦК популярными лозунгами стали «восстановление ленинских норм партийно-государственного руководства» и «преодоление последствий культа личности». Расширяя самостоятельность творческих союзов, партийное руководство собиралось возложить на них задачи идеологического контроля [6].

Цель исследования заключается в выявлении различных аспектов, а также форм и содержания идеологической работы челябинских театров периода хрущевской «оттепели».

Материалы и методы исследования

В качестве основного источника послужили публикации местной периодической печати, а именно – выпуски газеты «Челябинский рабочий» с 1953 по 1963 г., которая в изучаемый период была единственной местной газетой г. Челябинска. Всего нами было изучено 3114 номеров газеты. Количество публикаций театральной тематики составило 467 статей различного содержания. Для полноценного анализа были использованы историко-сравнительный и количественные методы. Поскольку газеты строго придерживались партийной линии, соответственно, в публикациях нашла отражение только официальная позиция на театральное искусство.

Результаты исследования и их обсуждение

Прежде всего, отметим, что различные аспекты идеологического воздействия на население через работу театров прослеживались практически во всех публикациях о театре.

Например, в рецензии на премьерный спектакль автор обязательно обращал внимание на партийно-воспитательную роль данного произведения, на то, как пьеса отражает современные советские реалии, насколько она актуальна и «полезна» для советского зрителя.

Если это была пьеса зарубежного автора, то в обязательном порядке приводились фрагменты его биографии, подчеркивающие приверженность социалистическому строю, а также «непримиримую борьбу с мировым империализмом».

Одним из направлений идеологического воздействия театров была репертуарная политика. Основными критериями отбора пьес к постановке были, во-первых, их идеологическая составляющая, во-вторых, приоритет отдавался пьесам советских авторов и драматургов из дружественных стран социалистического лагеря, а только затем – авторам из капиталистических стран. При этом необходимо было отразить недостатки капиталистического строя в пользу прогрессивности СССР.

Одним из успешных спектаклей (как в идеологическом плане, так и по наполняемости зала) 1956 г. стал «Клоп» по пьесе В.В. Маяковского, поставленный драматическим театром (режиссер Е. Маркова). В роли Ивана Присыпкина Петр Кулешов. В рецензии В. Вохминцева отмечалось: «Присыпкин в исполнении Кулешова – живой человек, со всеми его конкретными житейскими чертами… метко, хлестко показывает артист и чванливую заносчивость гегемона, и его духовную бескрылость…» [7]. В 1960 г. критик А. Лазарев в портретном очерке, посвященном П.И. Кулешову, так напишет о его роли Присыпкина: «Актер не жалел сатирических красок, подчеркивая мелкость и ничтожность «бывшего рабочего, бывшего партийца»», «…актер не смешит, а разит, что смех в его руках – грозное оружие против зла…» [8].

Помимо задачи показать величие советского народа и партии, в репертуарной политике ставилась задача показать «капиталистический мир» как можно более неприглядно. В апреле 1953 г. в драмтеатре вышел спектакль «Шакалы» А. Якобсона (реж. В. Люце). Автор рецензии В. Викторов отмечает, что режиссер правильно прочел пьесу: «спектакль верно изображает раболепных слуг доллара опасными, коварными, готовыми на любые крайности врагами мира… спектакль изображает ложь и гниль идеологии торгашеской религии, насаждаемой американскими империалистами» [9].

Театральные постановки показывали идеологически правильного «героя». Герои большинства пьес – молодые рабочие, строители коммунизма, смелые, идейно правильные, готовые совершить подвиг. Так, например, премьерный спектакль драматического театра 1953 г. «Твое личное дело» (Е. Успенская, Л. Ошанин) – образец постановки в духе соцреализма. В центре внимания – проблемы советской семьи. «Коммунистическая партия, Советское государство неустанно заботятся о всемерном укреплении семьи как ячейки социалистического общества. Работники театра должны всемерно помогать партии в решении этой важной задачи» [10], – подчеркивает автор рецензии. Далее рецензент характеризует героев: «Зритель верит Агееву [исп. роли Федра Дымченко] в его изображении неуемного, жизнерадостного человека, увлеченного романтикой освоения северных земель. А главное – зрители видят в эти двух людях носителей иной, коммунистической морали, для которых интересы строительства коммунизма, забота о будущем, о новом поколении, призванном продолжать великое строительство – превыше всего» [10].

В 1955 г. Челябинский драматический театр ставит пьесу «Сильные духом» Д. Медведева и А. Гребнева (режиссер В. Люце, художник С. Постников). «Победа над сильным и опасным врагом была не только победой советского оружия, но и ярким свидетельством политического, экономического и морального превосходства нашего социалистического мира» [11]. Герои здесь – обычные скромные советские люди, типичные представители народа, характерными качествами которого являются мужество, героизм, любовь к Родине.

В 1958 г. Челябинский драматический театр ставит спектакль «За час до рассвета» по пьесе А. Галича (постановщик Н. Кроль, в роли Бельчикова – Г. Эрнст, художник Д. Афанасьев) [12]. «Строится город, со всех концов страны на стройку комсомола съезжаются девушки и юноши. Далее события происходят на стройке. Главные герои – молодые люди, которые с энтузиазмом строят новый город». Тут есть и подвиг, и любовь, и предательство, и трусость. Личные переживания переплетаются с трудовыми событиями.

Летом 1956 г. в Челябинске гастролировал Чувашский ТЮЗ. Он привез несколько спектаклей: «Молодая гвардия» по роману А. Фадеева и «Настоящий человек» по повести Б. Полевого. «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого была в тот период настольной книгой советской молодежи. Автор рецензии журналист В. Вохминцев отмечает, что образ Алексея Мересьева воплотил в себе черты советского человека: мужественного, не сдающегося перед трудностями. Артист А. Рассказов изображает Мересьева простым советским человеком, в его герое нет намека на исключительность. Героизм Мересьева – это не героизм отдельного человека, а массовый героизм всего советского народа [13]. Здесь мы видим, что героем может быть любой советский человек, главное, чтобы он был предан Родине, партии, своему народу.

Еще одним направлением идеологической работы были встречи театров со зрителями. Встречи проводились в различных формах: творческий вечер, дискуссия, экскурсия на завод и т.д. В заметках и статьях о встречах артистов театра с рабочими и колхозниками обязательно делался акцент на состав репертуара встречи (сценки партийной тематики как обязательное условие выступлений), как оценили зрители из рабочего класса ту или иную постановку, что она им дает, и т.д. Авторы статей делали акцент на «народности искусства», на том, что театр должен быть понятен и близок к народу, что герои должны быть «из народа».

В небольшой статье «Челябинского рабочего» «Искусство принадлежит народу» в № 20 от 24 января 1954 г. подчеркивается значение театра: «Искусство принадлежит народу – эти ленинские слова находят яркое воплощение всюду. Творить о народе и для народа – вот, что вдохновляет работников искусства… Искусство принадлежит народу – широкие народные массы овладевают искусством… Новый облик приобретает площадь Ярославского. Здесь в нынешнем году вступит в строй здание театра оперы и балета. Строительство этого здания – яркий пример заботы партии об удовлетворении духовных запросов советских людей» [14].

Идеологическая работа проводилась не только через профессиональные театры, но и через любительские. В период 1953–1963 гг. в Челябинске наблюдался расцвет любительских театров, на территории округа вели работу порядка 20 клубов и дворцов культуры, в которых были задействованы тысячи участников художественной самодеятельности. «Ежегодно вступают в строй новые клубы: их получили труженики кузнечно-прессового завода, ТЭЦ, трубопрокатного завода и завода им. Колющенко» [15]. В этом плане Челябинск не только поддерживал общесоюзную тенденцию широкого вовлечения народа в любительские театральные кружки, но и опережал другие крупные города.

«Коммунистическая партия неустанно заботится о дальнейшем росте культурного уровня трудящихся. Перед профессиональными и самодеятельными театрами стоят огромные задачи по пропаганде лучших произведений советской литературы и музыки…» [15].

Помимо работы в театре и гастрольной деятельности, артисты должны были проводить встречи с рабочими и служащими предприятий города.

Как отмечает Т.В. Арефьева, таким встречам предшествовала основательная подготовка и консультации. Особый интерес к театру со стороны государственных органов проявлялся в период подготовки к выборам, партийным конференциям, совещаниям передовиков производства. По их инициативе Челябинское отделение Всесоюзной театральной организации формировало театральные бригады с программой, составленной преимущественно из советского репертуара, обращая внимание театров на высокоидейное содержание [16].

В публикации «Челябинского рабочего» от 26 февраля 1955 г. говорилось, что артисты Челябинского драматического театра в дни подготовки к выборам в Верховный Совет РСФСР и в местные Советы депутатов трудящихся выступили с концертами на избирательных участках. Исполнялись отрывки из спектаклей «Горе от ума», «Отелло», «Мертвые души», а также произведения К. Симонова, С. Михалкова и других. А в день выборов, 27 февраля, артисты дадут на избирательных участках несколько концертов. В концертах примут участие заслуженные артисты РСФСР Е. Агеев, И. Рагозин, П. Кулешов и другие [17].

В 1960-е годы в Челябинской области действовало около 14 театральных бригад, состоящих из артистов профессиональных театров, которые работали в агитпунктах, красных уголках промышленных предприятий, клубах воинских частей, сельских районах. Программы шефских концертов, как правило, состояли из небольших, легко воспринимаемых литературных композиций советской тематики. Всегда в бригаде присутствовали 1–2 вокалиста, танцор или танцевальный ансамбль. Руководитель бригады одновременно являлся или чтецом, или инструменталистом [16].

«Челябинский рабочий» часто публиковал заметки о встречах артистов с колхозниками и рабочими. Например, драматический театр перед закрытием сезона и отправкой на гастроли традиционно проводил встречу с рабочими. Первая часть встречи состояла из миниатюр, а во второй части артисты рассказывали о творческих планах на сезон [18]. Так, в номере «Челябинского рабочего» от 27 марта 1955 г. отмечается, что драматический театр ведет большую шефскую работу над шахтерами Южного Урала. За 10 дней театральные бригады объехали почти все горняцкие поселки Южного Урала, концерты посетили более 4000 рабочих. Всего с 17 марта по 15 апреля бригады драмтеатра должны дать сорок спектаклей в шахтерских городах и поселках [19].

Театры, приезжающие на гастроли, обязательно проводили встречи с рабочими различных предприятий. Например, в июле 1955 г. в Челябинске гастролировал театр им. Моссовета. Артисты провели несколько встреч с тракторостроителями (главному режиссеру Ю. Завадскому подарили большой альбом с фотографиями широкого применения трактора С-80 в народном хозяйстве страны), с рабочими ферросплавного, трубопрокатного и металлургического заводов. Также артисты выступили на совещании агитаторов строительных организаций и встретились с молодежью города [20]. На совещании агитаторов артисты делились практическим опытом (чтобы партийные агитаторы постигали навыки сценической речи, публичных выступлений и т.д.).

Отдельного внимания заслуживают выступления артистов театра перед уезжающими на целину. Концерты проводились в здании Челябинского железнодорожного вокзала, украшенном приветственными транспарантами. Отправка тружеников-энтузиастов на освоение целинных земель проходила в формате праздника, с участием партийного руководства. Один из артистов челябинского драматического театра Петр Кулешов в мае 1955 г. опубликовал в «Челябинском рабочем» заметку об отправке трудовых бригад на целину. «Артисты передают привет от работников искусств Челябинска и желают успеха в предстоящем труде…». В такой дружественной обстановке проходят встречи артистов Челябинского драматического театра с молодыми тружениками, едущими по призыву партии на освоение целинных и залежных земель [21].

Выводы

Идеологическая работа профессиональными театрами осуществлялась через взаимодействие с внешней средой и непосредственно со зрителем. В первом случае активно применялись разнообразные формы, такие как шефская работа над любительскими театрами, встречи с рабочими и колхозниками, участие агитбригад. По материалам газет мы можем сделать вывод, что активно велась работа с челябинскими зрителями, были охвачены практически все группы населения: рабочие, колхозники, служащие, а также студенты и школьники. Театры активно ездили по области, особенно в период полевых работ. В составе выездной труппы обязательно были агитаторы. Идеологическое воздействие театра на население выражалось через репертуарную политику и формирование положительного образа героя. Герой спектаклей данного периода – человек-труженик, жизнь которого рассматривалась в постоянной борьбе с различными невзгодами в лице бюрократов-начальников, несознательных товарищей. Подобная дихотомия формировала образ идеального человека советского общества, который на первое место ставил служение государству, идее, труду, а потом уже собственную личную жизнь. Однако, судя по материалам публикаций, мы видим, что герою 1960-х уже становятся не чуждыми и человеческие чувства: страх, смятение, нерешительность. Герой становится более лиричным, душевным. Зрителю часто показывают личностный рост героя – от «обычного» неуверенного, нерешительного, находящегося в поиске «простого человека» к сильной личности. Сила личности уже выражена не только в неустанном труде, но и в способности любить близких, сопереживать.