Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

USE OF THE GROUP WORK METHOD FOR DEVELOPING THE POTENTIAL OF COMMUNICATIVE COMPETENCES OF FUTURE MEDICAL WORKERS

Elizarova M.K. 1
1 Yeysk Medical College
The article considers the relevance of the formation of meta-skills and metacompetencies in students. Various approaches to understanding the phenomena of soft skills and soft skills of future mid-level medical professionals are presented. The development of communicative competence of students is proposed as one of the directions for the formation of soft skills. The author analyzes the general cultural competencies of a social and humanitarian orientation from the Federal State Educational Standard of Secondary Professional Education, which must be formed by students of a medical college. It is proposed to use training technologies in cooperation as one of the possible ways of forming and developing the indicated competencies. The article draws attention not only to the importance of developing the communicative competencies of future specialists. No less important authors consider the relevance of the formation of soft skills, metacompetencies among teachers. The necessity of mastering by teachers such a new role in the educational process as the organizer of independent cognitive, research, creative activity of students is also emphasized. The application of training technology in collaboration is examined by the example of the group work method. The value of this technology for use in the educational process of a medical college lies in the correct ratio of activities. The combination of educational cognitive activity and business communication allows you to organically combine the educational and upbringing functions of the educational process and develop the potential of communication skills.
meta-subject approach
meta-skill
soft skills
learning technologies
cooperation
communicative competence
general cultural competencies

Вызовы нового столетия в условиях непрерывной изменчивости социума, экономики, профессиональной сферы, стимулируют острое звучание проблемы профессиональной, социальной и межличностной коммуникации. В современных исследованиях звучат такие термины, как метанавык, компетенция, метакомпетенция, мягкие навыки, или soft skills. Обозначенная тенденция возникает из особенностей жизнедеятельности современного человека информационного общества. Возрастает роль универсальных компетенций человека ХХI в., которые включают так называемые универсальные или общекультурные компетенции.

Современная компетентностная парадигма затрагивает не только когнитивную сферу индивида, но и качества личности, а также активность и самосознание специалиста. Именно знания, присвоенные личностью, выступают в качестве базиса профессиональной культуры специалиста и рассматривается как основа профессиональной компетентности [1].

Цель исследования состоит в поиске способов и методов формирования коммуникативных компетенций обучающихся медицинского колледжа.

Материалы и методы исследования

Исследование строилось на теоретических и методологических подходах: контент-анализ научной литературы, интернет-источников по теме исследования, организационно-методических документов и обобщение практического опыта со студентами медицинского колледжа.

Результаты исследования
и их обсуждение

Исследуя проблему развития потенциала коммуникативной компетентности, мы пришли к выводу, что она имеет непосредственное отношение к актуальному направлению формирования метапредметных навыков. В нашей статье внимание направлено на коммуникативную компетентность, как, на наш взгляд, одну из профессионально важных компетенций, ее формирование у будущего медицинского работника.

А.В. Хуторской, исследуя метапредметный подход в образовании, вводит понятие метапредметной образовательной деятельности. Он настаивает, что термин «мета» (греч.) означает то, что стоит «за», «после», «вслед», «над» и используется для обозначения таких систем, которые служат для описания или исследования других систем, например, метанавыки, метаязык, метапредмет [2]. То есть эта позиция «над» позволяет метанавыкам существовать вне конкретно-предметных навыков, обозначать некие общеполезные и общезначимые навыки для индивида.

Так, к метанавыкам обучающихся разных уровней образования относят способность к самостоятельному принятию решений и способность эффективно действовать в группе, т.е. присутствие развитого умения коррелировать собственные действия с действиями других, брать на себя обязанности в коллективе и устанавливать конструктивное взаимодействие для достижения общего результата. При этом отметим, что умение обучающегося коммуницировать должно распространяться на различные по составу и характеру коллективы и группы. Соответственно, для этого значимо понимать особенности коллективов, адекватно оценивать свои возможности в решении общего задания [3]. Автор отмечает, что в то же время обучающийся должен понимать ценность самого коллектива как генератора идей и их исполнителя, уважать мнение другого человека.

Формирование метапредметных навыков, метанавыков связывают с востребованностью и значительностью надпрофессиональных мягких навыков как универсальных компетенций человека будущего, как, впрочем, и настоящего. При анализе существующих подходов к трактовке понимания перечня и объема мягких навыков, выкристаллизовываются некоторые важные, на наш взгляд, характеристики.

Первая – это идея о том, что эти универсальные поведенческие навыки имеют надпрофессиональный характер, т.е. являются ресурсом каждого человека вне зависимости от специальности профессионала, принадлежности индивида к социальной группе и прочие возможные различия.

Вторая – soft skills используются индивидом и демонстрируются в процессе коммуникации. При этом они помогают: с одной стороны, учат слушать оппонента, с другой – с их помощью человек позиционирует себя в коллективе, занимает лидирующие позиции.

Развитие гибких поведенческих навыков происходит благодаря профессиональному и повседневному опыту, причем эти навыки играют важную роль как в обычной общественной жизни, так и при выстраивании карьеры [4]. Таким образом, мягкие навыки выступают в качестве системы неспециализированных компетентностных навыков, которые важны в профессиональной деятельности. К ним относят креативное мышление, умение планировать, развитый эмоциональный интеллект, когнитивную гибкость, умение осуществлять успешную коммуникацию, самодисциплину, мотивацию и умение работать в команде.

Можно предположить, что в профессиональной деятельности специфические soft skills помогают смягчить и оптимизировать процесс адаптации в реальной профессиональной практике после окончания учебного заведения, обеспечивают социальную и профессиональную мобильность.

Обращаясь к Федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования, обращаем внимание, что он предписывает формирование у выпускников медицинского колледжа следующих общекультурных компетенций:

ОК 4 – осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

ОК 6 – работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;

ОК 7 – брать ответственность за работу членов команды, за результат выполнения заданий [5].

Проанализировав предложенные компетенции, предполагаем, что способность эффективно работать в коллективе над решением профессиональных задач, осуществлять общение с коллегами, администрацией и пациентами невозможна без понимания норм и правил общения, знания приемов эффективного общения, техник эффективной коммуникации. Такой навык, как умение брать ответственность за работу членов команды, также невозможно сформировать и демонстрировать без обретения навыка общения в коллективе, команде на основаниях сотрудничества и кооперации.

Коммуникация в профессии, коммуникация в медицинской профессии во все времена считалась неотъемлемым элементом профессии «человек – человек». Например, коммуникативная компетентность по результатам изучения проблемы педагогами, психологами и социологами является основным элементом профессиональной подготовки будущих медицинских работников среднего звена. В качестве одного из критериев качества подготовки в учебном заведении выступает именно рассматриваемая характеристика. Ученые сходятся во мнении, что коммуникативная компетентность – это способность к установлению эффективного контакта с участниками лечебно-профилактического взаимодействия (врач, пациент, родственники пациента, коллеги), причем это взаимодействие рекомендовано выстраивать на основе паритета, сотрудничества и учета характерологических особенностей сторон.

В будущей профессиональной деятельности выпускников медицинского колледжа активно изучается феномен профессионально-коммуникативной компетентности. Выявляется и обосновывается роль умения строить коммуникацию в структуре профессиональной деятельности медицинского работника среднего звена. Рассматривается понятие умения выстроить профессиональную коммуникацию в единстве ценностно-смыслового, когнитивно-рефлексивного и коммуникативно-поведенческого компонентов. Исследователи дают такое определение коммуникативной компетентности среднего медицинского персонала, согласно которому это обязательная индивидуально-оригинальная способность устанавливать с помощью вербальных и невербальных средств общения конструктивные контакты со всеми субъектами лечебно-профилактического процесса [6].

Формирование заявленной профессионально-коммуникативной компетенции происходит в период обучения во всех видах учебной деятельности. Педагогический потенциал учебных занятий в формировании метанавыков построения коммуникаций определяется рядом условий:

- построение общения «преподаватель – студент» с характеристиками значимой для личностного развития и профессионально-ориентированной деятельности;

- насыщение взаимодействия профессиональными и общечеловеческими ценностями и смыслами, интеллектуальной и познавательной составляющей и коммуникативно-поведенческим содержанием;

- использование образовательных технологий, направленных на взаимодействие, в результате чего происходит формирование способности к эмпатии, сотрудничеству, учащихся между собой и с педагогом;

- формирование у студентов умения самостоятельно объективно оценивать уровень развития коммуникативной компетентности.

В вопросах развития метанавыков и метакомпетенций немаловажной является проблема оценки, диагностики и формирования рассматриваемых достижений. Существует точка зрения, согласно которой коммуникативную компетентность рассматривают как уровень обученности личности общению с миром, используемый для успешного существования в обществе и реализации профессиональных обязанностей. При этом подчеркивается, что степень коммуникативной компетентности личности зависит не только от степени ее обученности правилам общения, но и от изменений в современном индивиду обществе, и от сформированного уже жизненного опыта [7].

При этом очевидна обязательность наличия рассматриваемых soft skills у педагогов как условие эффективности формирования метанавыков и метакомпетенций у обучающихся.

В связи с этим возникает необходимость повышения квалификации преподавателей и освоения новых подходов к работе в рамках метапредметного подхода, результатом которого выступает оптимизация учебного процесса. В подготовке высококвалифицированных специалистов здравоохранения в русле современных требований уделяется внимание, конечно, профессиональной подготовке будущих специалистов, с ориентацией на потенциального работодателя. Вместе с этим педагогу необходимо помнить о формировании социальной зрелости и развитии личности обучающихся. На наш взгляд, важную роль в этом процессе, а также в формировании soft skills будущих медицинских работников играет освоение преподавателями профессионально-ориентированных образовательных технологий. На наш взгляд, решению поднимаемых вопросов потенциально будет способствовать использование таких форм работы с обучающимися, которые позволят оказаться в активной позиции учебного сотрудничества, содержательного общения и необходимости выстраивания коммуникации обучающихся между собой. Этот вопрос исследуется сегодня, и предлагается использовать для системы профессионального образования, в том числе и медицинского, технологию группового обучения. Использование технологии обучения в группах имеет большой воспитательный потенциал и используется в решении проблемы личностно-профессионального становления обучающихся. Отличительной чертой современных образовательных технологий выступает, в связи с изменением характера и способов образования, направленность на развитие не только интеллектуального потенциала обучающихся, но и на их личностное развитие. Тема эффективности сотрудничества в педагогическом процессе сегодня признается актуальной для всех ступеней образования. Способность к сотрудничеству в профессиональной деятельности, социальной жизни необходима и востребована в обществе [8].

Возвращаясь к перечисленным выше общекультурным компетенциям из ФГОС, можно сделать вывод, что их формирование как раз и является базой для развития метанавыков, метакомпетенций или soft skills будущих специалистов. Современные авторы подчеркивают, что неотъемлемой частью процесса подготовки квалифицированных кадров является реализация принципиально новых образовательных подходов в противовес широко распространенным репродуктивным технологиям, основанным на простом воспроизводстве информации.

Формирование обозначенных компетенций у студентов колледжа возможно через внедрение групповых форм работы в процесс обучения. Групповую работу на занятиях со студентами относят к технологии обучения в сотрудничестве. Основной характеристикой этой технологии является создание условий в аудитории для стимуляции коммуникаций и коррекции эффекта от индивидуального характера обучения и их желания выделиться и стремиться только к индивидуальным образовательным достижениям [8]. Ее применение, на наш взгляд, позволяет расширить индивидуальный опыт личности в совместной деятельности, приобретая тем самым необходимые компетенции для будущей профессиональной деятельности в группе или коллективе.

Теоретические исследования и практический опыт работы со студентами медицинского колледжа показывают, что знание предмета оказывается более прочным, когда в качестве предмета общения выступает учебное содержание изучаемой дисциплины. В процессе такого общения у студентов возникают отношения по поводу предмета, т.е. по схеме: общение субъектов образовательного процесса (обучающихся) между собой по поводу объекта общения (учебная информация) [9]. В этом случае правильное соотношение учебной деятельности и общения позволяет качественно использовать обучающую и воспитывающую функции образовательного процесса для прокачки потенциала коммуникативных компетенций будущих медицинских работников. Формируется умение осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных учебных задач, умение работать в команде и брать ответственность за работу членов команды, за результат выполнения заданий, формируется умение уважать чужую точку зрения, слушать партнера, вести деловое обсуждение, достигать согласия в конфликтных ситуациях и спорных вопросах. Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто помогать друг другу. Это возможно реализовать через создание в учебном коллективе малых групп сотрудничества. Важной характеристикой такого обучения является воспитание «духа единой команды», при этом все участники несут взаимную ответственность за результаты своего труда и за общий результат. Рекомендуется для достижения поставленных целей сохранять, по возможности, постоянный состав команд. Момент, который педагог часто упускает из вида: результаты коллективной деятельности должны включаться в систему контроля и оценки учебных достижений как группы в целом, так и каждого из ее членов. В реализации этой технологии очень значимо участие педагога в правильной организации учебного занятия и работы команд. Немаловажным в применении метода групповой работы является предоставление самостоятельности обучающимся в распределении задания, взаимоконтроля этапов выполнения и формулировки итогового решения. В результате сочетания различных форм самостоятельной работы развиваются творческие способности студентов, проявляется способность и готовность к активному поиску, появляется потребность в самосовершенствовании [10]. Представленная технология при правильном руководстве стимулирует у участников эмоциональные переживания, мотивирует на стремление к успеху группы, что положительно сказывается на формировании профессионально важных компетенций медицинских специалистов среднего звена.

Заключение

Таким образом, педагог, используя интерактивные технологии обучения, в частности обучение в сотрудничестве, перестраивает свою деятельность в сторону организатора условий для развития обучающихся и тем самым создает условия для формирования и развития коммуникативных компетенций как важных soft skills современного специалиста.