Волонтерство – (фр. volontaire, лат. voluntarius) добровольчество, поступление в военную службу добровольно и служба без жалованья. В современном понимании это широкий круг деятельности, в том числе традиционные формы взаимопомощи и официального предоставления услуг на добровольной основе, без расчёта на денежное вознаграждение [1].
Согласно Всеобщей декларации прав человека (1948) [2] и Международной конвенции о правах ребенка (1989) [3], «любое лицо имеет право свободного объединения в мирные ассоциации», что объясняет волонтерство как добровольный выбор, отражающий личные взгляды и позиции, активное участие гражданина в жизни человеческих сообществ.
В последние годы во всем мире волонтерство стало активно развиваться благодаря социальной активности молодежи, которая на сознательном уровне стала оказывать поддержку нуждающимся на добровольной и бескорыстной основе.
По мнению исследователей, «вопрос о потенциале использования молодежной волонтерской деятельности может рассматриваться в двух аспектах: влияние молодежного волонтерства на конкретно-историческую ситуацию, сложившуюся в обществе, и влияние волонтерства на саму личность молодого человека, включающегося в данную деятельность» [4].
В Казахстане впервые на законодательной основе предусмотрено определение «волонтёр» в Законе о государственной молодёжной политике (2015), позже Первый президент Республики Казахстан подписал Закон о волонтёрской деятельности, регламентируя таким образом правовую основу волонтерства в Казахстане (2016).
Ранее в 2006 г. указом Первого президента принята Концепция развития гражданского общества в 2009–2011 гг., согласно чему разработаны задачи развития института волонтерства с 2009 г., которые предполагают вовлечение населения в добровольную социально активную деятельность через открытие различных видов некоммерческих организаций, включая НПО [5].
В Приказ «Об утверждении отраслевой системы поощрения Министерства образования и науки Республики Казахстан» внесены некоторые изменения и дополнения, призванные к стимулированию социально направленной, общественно полезной деятельности студентов, за которые студент имеет право на поощрение в виде социального студенческого кредита. «Кредит позволяет студенту произвести зачет некоторых академических кредитов, определенных организацией высшего и (или) послевузовского образования, и получить материальное поощрение за счёт средств республиканского бюджета в размере от 20 до 50 часов ваучера с эквивалентом в национальной валюте. Кредиты предоставляются студентам, осуществляющим социально направленную, общественно полезную деятельность в интересах физических и (или) юридических лиц по следующим видам: инклюзивное образование; репетиторство (изучение языков и компьютерная грамотность); работа с несовершеннолетними детьми девиантного поведения; организация дворовых и спортивных клубов; социальная работа с детьми, престарелыми и инвалидами» [6].
Привлечение Правительством волонтёров для проведения крупномасштабных мероприятий республиканского значения также популяризует волонтерское движение. Надо отметить, что по инициативе Президента К.-Ж. Токаева 2020 год объявлен Годом волонтера, в связи с чем становится актуальной разносторонняя разработка данной проблемы [7].
Добровольчество как социальное явление начало зарождаться в Казахстане с 1980-х гг., хотя его исторические корни в различных формах под различными названиями глубоко уходят в давно устоявшиеся древние традиции взаимопомощи, такие как «асар», «жылу» (сбор средств) и др. Сегодня добровольческий труд активно развивается на местном, региональном и федеральном уровнях. Например, организации БФ «Жакия» и ОФ «Добровольное Общество «Милосердие» выполняют миссию, способствующую реализации права ребенка на здоровье и права воспитываться в семье. Организации работают с детьми с тяжелыми неизлечимыми заболеваниями, а также помогают детям-сиротам обрести семьи. Также Координационный центр волонтеров г. Караганды – это команда единомышленников, объединенная общими идеями, принципами и интересами добровольчества, действующими проектами являются посещение домов престарелых, детских домов, интерната для слабовидящих детей, развитие искусства, помощь животным.
В Казахстане республиканская школа волонтеров сложилась изначально как международная организация. Инициаторами республиканской школы явились члены серии добровольческих организаций из координационного центра волонтеров «Команда SOS» и программы добровольцев ООН, также свой вклад внес SSF (Seimar Social Fund) [8].
В 2010 г. в Казахстане стартовал проект по созданию Национальной волонтерской сети. 25 октября 2012 г. сеть была официально зарегистрирована как Объединение юридических лиц «Национальная волонтерская сеть». Цель сети – формирование, поддержка и развитие культуры волонтерства, волонтерских инициатив и волонтерской деятельности среди граждан, институтов гражданского общества, бизнес-сектора и государственных структур. Национальная волонтерская сеть имеет множество членов в регионах страны, также создана «Карта волонтерских организаций».
Появление новых тенденций и трендов в обществе требует новых подходов к организации той или иной деятельности, соответственно изученности научно-практических основ, в том числе процесса подготовки кадров, т.е. обучения и воспитания студенческой молодежи.
Целью исследования является изучение волонтерского движения студентов в рамках инклюзивного образования, как нового вида проявления гражданской позиции, патриотизма и гуманности, как ресурса развития инклюзивного образования в целом, одновременно – возможности самореализации и саморазвития студентов.
Материалы и методы исследования
В рамках реализации пункта Приказа «Об утверждении отраслевой системы поощрения МОН РК министерства образования и науки Республики Казахстан» о предоставлении кредитов студентам, осуществляющим социально направленную, общественно полезную деятельность в сфере инклюзивного образования, на данный момент в Карагандинском государственном университете имени академика Е.А. Букетова более 50 студентов специальности «Дефектология» занимаются волонтерской деятельностью и имеют возможность использования выделенных кредитов для обучения. Волонтерство осуществляется в качестве педагога-ассистента или тьютора в общеобразовательных школах г. Караганды, где практикуется инклюзивное образование. Студенты, осуществляя волонтерскую деятельность, с первых курсов приобщаются к будущей профессиональной деятельности, что имеет положительное влияние на формирование мотивационного компонента при подготовке педагогов-дефектологов, в том числе на развитие эмпатии и толерантности по отношению к детям с ООП и их родителям, узнавать суть своей будущей профессии изнутри. Это отличная возможность получения практики работы с детьми разных категорий с особенностями в развитии. Вместе с тем имеем значительный вклад в когнитивном компоненте, т.е. в ходе волонтерства студенты не только закрепляют свои имеющиеся теоретические знания, но и приобретают новые. В технологическом компоненте есть возможность приобретать новые навыки и умения с определенной категорией детей, научиться использовать те или иные методы, формы работы с детьми, применять различные технологии обучения и воспитания.
Но вместе с тем студенты сталкиваются с разными проблемами, особенно в организационно-методическом плане реализации волонтерской помощи в условиях инклюзивного образования. Выше мы упоминали, что студенты специальности «Дефектология» выполняют работу тьюторов или педагогов-ассистентов, надо отметить, что такая практика сейчас широко применяется, т.е. такая помощь оказывается не только в рамках волонтерства, но и в рамках педагогической практики. Такое явление объясняет отсутствие в Перечне специальностей и профессий официальной должности, соответственно, и штата в школах «педагога-ассистента» или тьютора, как это принято в других странах. По сути, волонтерская деятельность студентов является одним из средств и ресурсов для развития инклюзивного образования. Отсюда возникает необходимость разработки данного вопроса на научно-методическом уровне.
Проблемы, возникающие в процессе работы волонтеров в условиях инклюзии, существуют во многих странах. Например, исследователи Украины приводят проблемы, связанные в первую очередь с самим процессом внедрения инклюзивного образования: «неготовность педагогического коллектива, детей с особыми потребностями и их родителей к взаимодействию, недостаточная разработанность методов и форм в социальном, педагогическом и психологическом аспекте, отсутствие в штате узких специалистов по реабилитации детей с ОП». Поэтому привлечение студентов, которые оказали бы помощь в психолого-педагогическом сопровождении детей с ОП, будет способствовать результативности инклюзивного образования [9].
Анализируя историю и перспективу развития волонтерской деятельности в Казахстане, мы пришли к выводу, что для успешной и результативной волонтерской деятельности в рамках инклюзивного образования необходимо тщательное изучение и разработка данной деятельности с различных аспектов. С целью выявления отношения студентов к добровольной помощи и выявлению проблем в развитии волонтерской деятельности среди молодежи составлена анкета из 15 вопросов на двух языках.
Результаты исследования
и их обсуждение
В анкетировании участвовали 46 студентов 1–3 курсов специальности «Дефектология» с национальным и русским языком обучения. Гендерный состав: 2 студента мужского и 44 женского пола, учитывая, что специальность педагогическая, такой разрыв считается нормальным явлением. Возраст респондентов составляет от 17 до 24 лет. Вопросы анкеты направлены на выявление общей осведомленности и отношения студентов к волонтерству на современном этапе развития общества.
На вопрос «Как вы относитесь к общественно полезной работе на добровольной основе?» положительный ответ выбрали 97,8 %, остальные 2,1 % выбрали отрицательный. Такое количество положительных ответов объясняется тем, что респонденты уже добровольно являются волонтерами и имеют некоторый опыт. Значимостью общественной волонтерской работы 19,6 % считают реализацию собственных идей и определенные привилегии (помощь в учебе, оплата труда), остальные 80,4 % предпочли такие ответы, как возможность принести людям пользу; участие в общественной жизни; общественная деятельность в свободное время; добрая воля человека; проявление своей активности; общение с интересными людьми и приобретение нового опыта.
Основным мотивом к осуществлению добровольческой деятельности 2,1 % одним из вариантов отметили материальную поддержку, 2,1 % как требование общества, еще 2,1 % – значимость и престиж, все остальные предпочли ответы: потребность помогать людям; достаточное количество свободного времени и желание заявить о себе. Отвечая на вопрос «Кто сегодня, на ваш взгляд, чаще всего становится волонтером?», студенты большинством голосов показали, что волонтерами они видят молодежь. Пенсионеров и взрослых указали 4,3 %, все остальные выбрали работающую молодежь; студентов вузов, учащихся ТиПО и школ. Также выбрали молодежь, которая не учится и не работает – 13 %.
По мнению студентов, основным препятствием к участию в добровольческой деятельности являются: для 65 % – нехватка времени; 98 % указали равнодушие к проблемам общества; 17,4 % – недостаток социальной активности и отсутствие должного отношения к подобной деятельности; 26 % – нет информации об организациях, которые этим занимаются, и еще 4,3 % выбрали такие ответы, как нехватка опыта; нет материальной возможности и нет стимула и вознаграждения.
Обнаружилось, что личный опыт осуществления добровольческой деятельности имеют 80,4 % от общего количества и не имеют 19,6 %. Среди имеющих опыт волонтерства свой опыт получили: в общественных организациях – 17,4 %; в молодежных центрах – 6,5 %; в школе – 2,1 %; остальные в образовательных учреждениях и 17,4 % указали пункт «свой ответ», но никто не конкретизировал место. У 71,7 % студентов близкие друзья оказались волонтерами, у остальных 28,3 % волонтеров среди друзей и знакомых не оказалось, что доказывает малую распространенность волонтерской практики в стране.
Что касается наиболее привлекательной формы волонтерской деятельности, то 82,6 % считают, что добровольческая помощь необходима детям-сиротам, детям с ООП и пожилым людям; 8,7 % предпочитают помощь приютам для животных; 2,1 % изъявило желание участвовать в поиске пропавших людей; 4,2 % выбрали организацию и проведение мероприятий; остальные указали ответ «другое», но не указали вид помощи; ответ «репетиторство для неуспевающих или помощь в изучении языков» не отметил никто.
На вопрос «Считаете ли Вы привлечение волонтеров для помощи профессионалам в какой-либо сфере целесообразным?» 70 % ответили «да»; 10,9 % – «нет» и 19,1 % затруднились ответить. Вопрос об актуальности волонтерской деятельности сейчас в Казахстане выявил у 86,9 % утвердительный ответ; у 4,3 % отрицательный ответ и остальные 8,8 % от общего количества затруднились с ответом.
Отвечая на вопрос «Какие вы знаете известные организации волонтеров в мире?», студенты показали уровень осведомленности о волонтерской деятельности в целом, 58,7 % студентов от общего количества смогли указать названия реальных существующих организаций, таких как Национальная волонтерская сеть, Лига волонтеров, Команда SOS, ДО «Милосердие», Красный полумесяц, Волонтерский центр «Sunny», Белый Бим, Мейірім, Birgemiz, Sfera, Conservation Voluntеers, HelpX, VSO, AIESEC, Жакия, Помощь животным вместе с WWI. Но, к сожалению, 17,4 % студентов ответили «не знаю», остальные 23,9 % оставили вопрос открытым, что указывает на отсутствие каких-либо сведений об официальной добровольческой помощи в мире.
В последнем вопросе студентам предлагалось выразить свои предложения по развитию волонтерской деятельности в стране. Только 19,6 % от общего количества, то есть всего 9 человек из 46, смогли сформулировать свои пожелания. Механизмами развития волонтерства студенты называют создание ресурсных центров, страниц инстаграм для привлечения большего количества людей к волонтерству, систематизацию региональной деятельности добровольцев, которые также смогли бы организовать посильную помощь и сбор средств для нуждающихся, в том числе детей с ОО и их родителей и людей, оказавшихся на улице по разным причинам.
Для распространения информации о действующей волонтерской сети предлагают проводить круглые столы и конференции, проводить лекции о сути волонтерства. Отмечаются студенты, которые отнеслись к вопросу более эмоционально, выражая свои чувства относительно взаимопомощи, например: «люди должны соревноваться в добрых делах, поэтому нужно пробуждать интерес и мотивацию к помощи нуждающимся», «если мы все откликнемся хотя бы копейкой на призыв о помощи, то можем собрать необходимую сумму для лечения или других нужд». Также студенты считают, что участие в волонтерском движении способствует формированию хороших качеств личности, проявлению человечности и доброты; позволяет увидеть проблемы общества и стараться помочь людям.
Выводы
Таким образом, результаты исследования показали, что в целом студенческая молодежь имеет достаточное представление и поддерживает волонтерское движение. Также выяснились некоторые трудности, связанные с организацией и содержанием волонтерской работы в общеобразовательных школах с условиями инклюзии с методической точки зрения. Исходя из анализа результатов исследования в дальнейшем необходима следующая работа со студентами-дефектологами:
- активизация волонтерства в сфере инклюзивного образования;
- распространение информации о волонтерской деятельности в целом;
- организация студенческих конференций, семинаров на темы волонтерства в инклюзивном образовании;
- разработка коллективных и авторских проектов по реализации волонтерской помощи детям с ООП и их родителям, педагогическому коллективу, классу, где учится особенный ребенок, и т.д.
- профессорско-преподавательскому составу разработать научно-методические основы волонтерства в рамках инклюзивного образования.
Реализация волонтерской деятельности студентов будет способствовать развитию инклюзивного образования в качестве эффективного средства и ресурса. Вместе с тем это является эффективным средством формирования профессионально-личностных качеств личности будущего педагога-дефектолога.