Директор – ключевая фигура, от которой в современной ситуации зависит функционирование и развитие школы. Исследователи отмечают, что современный директор является воплощением трех позиций – идейного лидера, менеджера и организатора образовательного процесса [1].
Для обеспечения высокого качества образования в современных школах нужны конкурентоспособные, с высоким уровнем профессиональной подготовки руководители, умеющие ответственно и профессионально действовать в современных условиях.
Современный директор школы – руководитель, который занимается административной, экономической, финансовой, юридической, хозяйственной, образовательной деятельностью. Поэтому ему необходимо формировать и развивать целый комплекс педагогических и управленческих компетенций.
В настоящее время сложились и требуют решения следующие противоречия:
– между объективной потребностью в компетентном руководителе и недостаточными методами их оценивания для оказания психолого-педагогического и методического сопровождения;
– между интегративной природой профессиональной компетентности руководителя школы и отсутствием научно-методического обеспечения и системных подходов по сопровождению его профессионального становления.
Разработке проблем теории управления образованием, анализу личности и деятельности руководителя школы посвящены исследования: Ю.В. Васильева, Ю.А. Конаржевского, М.И. Кондакова, В.Ю. Кричевского, В.С. Лазарева, О.Е. Лебедева, А.М. Моисеева, А.А. Орлова, М.М. Поташника [2], П.И. Третьякова, К.М. Ушакова, Т.И. Шамовой, Е.А. Ямбурга и др. [3]. В этих исследованиях выявлены факторы проблем в деятельности директоров, определены их роли и место в развитии системы образования.
В.И. Зверева, В.А. Сластенин, Е.Э. Смир-
нова, Г.С. Сухобская, А.Р. Фонарев в своих исследованиях раскрывают сущность и различные аспекты становления профессиональной деятельности руководителей [4]. Методологическую и теоретическую основы нашего исследования составляют их труды.
Важными направлениями деятельности Института развития образования и повышения квалификации являются формирование тенденций образовательной политики, создание системы работы по экспертно-аналитической деятельности, научно-методическое сопровождение инновационных проектов, повышение квалификации и переподготовка педагогических и руководящих работников республики. Для успешного решения задач модернизации общего образования руководитель образовательного учреждения должен по-новому осмыслить свою профессиональную деятельность. Он выполняет не только педагогическую деятельность, но и управленческую, которая требует второго образования, управленческого – в рамках системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Более 15 лет на базе Института проводится целенаправленная работа по профессиональной переподготовке «Менеджмент в образовании» руководящих кадров образовательных учреждений. Практическая часть курсов ПП проводится с участием сетевых руководителей, привлекаемых к образовательной деятельности из числа наиболее опытных и успешных директоров школ г. Якутска и республики. Одним их эффективных форм работы с управленческими кадрами стало проведение мониторинга эффективности руководителей школ.
Основными целями проведения регионального мониторинга эффективности руководителей общеобразовательных организаций являются:
1. Совершенствование кадрового состава общеобразовательных организаций.
2. Развитие профессиональных компетентностей руководителей образовательных организаций.
Предметом мониторинга являются результаты деятельности ОО, руководителя и условий, в которых осуществляется функционирование образовательных организаций Республики Саха (Якутия). При проведении мониторинга эффективности руководителей ОО учитывается специфика образовательных организаций:
– ступени образования (начальная школа, основная школа, средняя общеобразовательная школа);
– доступность и отдаленность школ (отдельно оценивалась эффективность руководителей арктических и северных школ).
В мониторинге имеют значение следующие характеристики регионального обра-
зования:
1. Очаговая система расселения (2/3 обуча-
ющихся проживают в городской местности).
2. Рост количества малочисленных и малокомплектных школ (207 малокомплектных школ) вследствие оттока населения из сел.
3. Сложная дорожная логистика.
4. Низкая скорость интернета в удаленных районах и наслегах, высокие тарифы на обеспечение доступа сети Интернет по спутниковой технологии.
5. Многонациональный состав обучающихся, в том числе наличие детей мигрантов из стран СНГ, большинство из которых не владеет (или плохо владеет) русским языком. Общее количество мигрантов в республике более 11 тысяч.
В республике 36 муниципальных образований: 34 муниципальных района и 2 городских округа. В состав муниципальных районов, в свою очередь, входят городские и сельские поселения (365 наслегов), 31 муниципальный район является национальным.
В республике 633 директора школ, лицеев и гимназий, из них 20 директоров специальных коррекционных школ, 6 частных негосударственных. Особенностью сети образовательных организаций республики является то, что 71,3 % школ находятся в сельской местности.
Материалы и методы исследования
Для проведения мониторинга используются данные государственного статистического наблюдения и данные внутренних исследований.
Для достижения целей мониторинга эффективности руководителей ОО определены ключевые показатели, характеризующие эффективность руководителя. Содержательные направления показателей определены на основе Паспортов региональных проектов ФП «Образование» и Методики оценки региональных управленческих механизмов ФИОКО (таблица). Система мониторинга эффективности руководителей образовательных организаций состоит из 49 индикаторов по 9 показателям.
Для обеспечения соразмерности суммируемых величин (используемые в методике показатели имеют разную размерность, например проценты, единицы и др.) проводится нормирование по следующим значениям:
1. Проценты переводятся в десятичные дроби (100 % – 1, 70 % – 0,7 и т.д.).
2. Единицы измерения «да/нет» соответствуют баллам 0/1.
3. Показатель «Численность обучающихся организации в расчете на одну ЭВМ, используемую в учебных целях» рассчитывается по формуле: количество обучающихся 2–11 класс/количество ЭВМ, используемых в учебных целях.
4. Введены коэффициенты по показателям участия в ВОШ:
Наличие победителей регионального этапа ВОШ – 5 (при наличии победителя регионального этапа ВОШ – 5 баллов).
Наличие победителей общероссийского этапа ВОШ – 10.
Результаты исследования
и их обсуждение
Мониторинг эффективности руководителей общеобразовательных организаций Республики Саха (Якутия) выявил как успешные, так и проблемные зоны: по некоторым показателям получены уровни ниже среднего.
Особое внимание надо уделить работе руководителей с кадровым резервом, так как у 64,2 % руководителей общеобразовательных организаций по показателю «Работа по формированию кадрового резерва» результаты ниже среднего уровня: руководители ОО ведут недостаточную работу по профессиональному развитию педагогов и профориентации обучающихся.
Низкие образовательные результаты учащихся определяются разными факторами, в том числе малочисленностью, отдаленностью или слабым ресурсным обеспечением школ. Социально-экономические ресурсы семьи, методическое сопровождение образовательного процесса, принимаемые управленческие решения, личностные и профессиональные качества руководителей играют немаловажную роль в достижении школой высоких образовательных результатов и эффектов.
Показатели мониторинга эффективности руководителя образовательной организации
№ |
Показатели |
Предлагаемые индикаторы |
Единица измерения |
1 |
Обеспечение базовой подготовки обучающихся |
Доля обучающихся, которые изучают родной язык (языки коренных народов Республики Саха (Якутия), в том числе русский язык как родной), в общем числе школьников |
% |
Доля обучающихся, которые изучают национальную культуру народов Республики Саха (Якутия), в общем числе школьников |
% |
||
Удельный вес участников ЕГЭ по физике в общей численности участников ЕГЭ |
% |
||
Удельный вес участников ЕГЭ по химии в общей численности участников ЕГЭ |
% |
||
Удельный вес участников ЕГЭ по биологии в общей численности участников ЕГЭ |
% |
||
Удельный вес участников ЕГЭ по географии в общей численности участников ЕГЭ |
% |
||
Продолжение таблицы |
|||
№ |
Показатели |
Предлагаемые индикаторы |
Единица измерения |
2 |
Обеспечение подготовки обучающихся высокого уровня |
Доля старшеклассников, обучающихся по программам углубленного изучения предметов |
% |
Удельный вес участников школьного этапа ВОШ в общей численности обучающихся |
% |
||
Наличие победителей муниципального этапа ВОШ от численности участников школьного этапа |
Да/нет |
||
Наличие победителей регионального этапа ВОШ от численности участников школьного этапа |
Да/нет |
||
Наличие победителей общероссийского этапа ВОШ от численности участников школьного этапа |
Да/нет |
||
Удельный вес участников школьных конкурсных мероприятий (соревнований, НПК, конкурсов и т.д.) в общей численности обучающихся |
% |
||
Удельный вес обучающихся, принявших участие в муниципальных конкурсных мероприятиях (соревнованиях, НПК, конкурсах и т.д.), в общей численности обучающихся |
% |
||
Удельный вес обучающихся, принявших участие в республиканских конкурсных мероприятиях (соревнованиях, НПК, конкурсах и т.д.), в общей численности обучающихся |
% |
||
Удельный вес обучающихся, принявших участие в общероссийских конкурсных мероприятиях (соревнованиях, НПК, конкурсах и т.д.), в общей численности обучающихся |
% |
||
Удельный вес выпускников, поступивших в вузы по результатам олимпиад |
% |
||
3 |
Объективность результатов внешней оценки |
Наличие на сайте школы результатов внешней оценки (не учитывая НОКУ) |
Да/нет |
4 |
Условия осуществления ОД |
Доля обучающихся, которые обучаются в кабинетах технологии, оборудованных под новое содержание (робототехнику, компьютерный дизайн и т.п.), в общем числе школьников |
% |
Доля детей, обучающихся на имеющемся при школе учебно-опытном участке, в общем количестве обучающихся |
% |
||
Численность обучающихся организаций общего образования в расчете на одну ЭВМ, используемую в учебных целях |
Условных единиц |
||
Удельный вес учащихся 5–11 классов, обучающихся с применением сетевой формы обучения, в общей численности учащихся 5–11 классов |
% |
||
Удельный вес обучающихся с применением дистанционных технологий, в общей численности обучающихся |
% |
||
Удельный вес лиц с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, обучающихся с применением дистанционных технологий, в общей численности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов |
% |
||
Удельный вес обучающихся по дополнительным образовательным программам с ОВЗ, занимающихся с применением дистанционных технологий, в общей численности нуждающихся детей |
% |
||
Скорость подключения к сети Интернет 100 Мбит/с и выше (городская местность); 50 Мбит/с и выше (сельская местность) |
Да/нет |
||
Наличие обучающих компьютерных программ по отдельным предметам или темам, доступных для использования обучающимися |
Да/нет |
||
Наличие программ компьютерного тестирования, доступных для использования обучающимися, в общем числе образовательных организаций общего образования |
Да/нет |
||
Наличие автоматизированной информационной системы АиС «Сетевой город»: электронный дневник, электронный журнал |
Да/нет |
||
Наличие электронной библиотеки |
Да/нет |
||
5 |
Организация |
Удельный вес обучающихся по индивидуальным учебным планам, в общей численности обучающихся общеобразовательной организации |
% |
Окончание таблицы |
|||
№ |
Показатели |
Предлагаемые индикаторы |
Единица измерения |
6 |
Организация профориентации и ДО |
Доля выпускников, продолживших послешкольное образование или выбравших свою профессию исходя из профиля обучения (за последние 3 года) |
% |
Доля обучающихся, охваченных основными и дополнительными общеобразовательными программами цифрового, естественнонаучного и гуманитарного профилей |
% |
||
Удельный вес обучающихся по дополнительным образовательным программам с ОВЗ, занимающихся с применением дистанционных технологий, в общей численности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов |
% |
||
Доля детей, получивших рекомендации по построению индивидуального учебного плана в соответствии с выбранными профессиональными компетенциями (профессиональными областями деятельности) с учетом реализации проекта «Билет в будущее» |
% |
||
Охват обучающихся дополнительным образованием |
% |
||
7 |
Работа по формированию кадрового резерва |
Удельный вес учителей в возрасте до 35 лет, имеющих наставника, в общей численности учителей до 35 лет |
% |
Удельный вес педагогических работников, прошедших добровольную независимую оценку квалификации |
% |
||
Доля учителей общеобразовательных организаций, вовлеченных в национальную систему профессионального роста педагогических работников |
% |
||
Доля учителей, участвующих в профессиональных конкурсах, в целях предоставления возможностей для профессионального и карьерного роста, в общей численности учителей |
% |
||
Удельный вес учителей, участвовавших в муниципальных, региональных и федеральных конкурсах, направленных на развитие добровольчества в школах, повышение уровня мотивации школьников и педагогов к участию в волонтерской деятельности, в общей численности учителей |
% |
||
Удельный вес обучающихся, участвовавших в муниципальных, региональных и федеральных конкурсах, направленных на развитие добровольчества в школах, повышение уровня мотивации школьников и педагогов к участию в волонтерской деятельности, в общей численности обучающихся |
% |
||
Удельный вес педагогов, прошедших повышение квалификации за последние 3 года |
% |
||
Удельный вес педагогов, имеющих диплом о профессиональной переподготовке |
% |
||
8 |
Управление |
Наличие статуса ФИП, РИП |
Да/нет |
Наличие специальных программных средств для решения организационных, управленческих и экономических задач (без учета систем автоматизированного документооборота) |
Да/нет |
||
Наличие системы электронного документооборота |
Да/нет |
||
Наличие положительного результата аттестации |
Да/нет |
||
9 |
Условия |
Наличие внешней независимой оценки сформированности профессиональных компетентностей руководителя ОО |
Да/нет |
Повышение квалификации руководителей ОО на основе адресных рекомендаций |
Да/нет |
Ниже среднего уровня значение получено по показателю «Обеспечение подготовки обучающихся высокого уровня». Этот показатель свидетельствует о том, что только в образовательных организациях повышенного уровня (гимназии, лицеи) организована более целенаправленная и эффективная работа по поддержке способных обучающихся.
Трудности испытывают руководители школ по управлению в условиях цифровизации образовательной среды, внедрения инновационных технологий обучения: не во всех школах используется автоматизированный электронный документооборот, реализуется сетевое образование, применяются дистанционные технологии для обучения детей с ОВЗ. Здесь одной из проблем является низкая скорость интернета во многих школах. В процентном соотношении мало образовательных организаций, в которых руководители оборудовали кабинеты технологии под новое содержание (робототехнику, компьютерный дизайн и т.п.), создали учебно-опытные участки.
По итогам оценки уровня квалификации (управленческих знаний) руководителей образовательных организаций выявлены дефициты и в области психолого-педагогического обеспечения основ образовательного процесса в общеобразовательной организации. Оценка профессионализма руководителей (деловые качества, профессионально-ценностные ориентации, общие и специальные способности, управленческие умения) показала, что необходимо совершенствовать умения по организации внеучебной деятельности, планированию, принятию и реализации решений, обеспечению деятельностью учащихся и эффективному взаимодействию с вышестоящим начальством.
В целом полученные результаты мониторинга позволили:
- определить проблемные направления в деятельности руководителей образовательных организаций и ориентировать систему дополнительного профессионального образования на решение данных проблем;
- выявить эффективных руководителей образовательных организаций, имеющих более высокий потенциал и «стартовые» позиции в реализации задач Указа, способных стать лидерами в обеспечении целевых показателей развития системы образования Республики Саха (Якутия);
- мотивировать руководителей образовательных организаций и работников муниципальных образовательных систем к развитию своих организаций в соответствии с задачами и приоритетами, определенными в национальном проекте в сфере образования, в том числе к повышению качества образования посредством включения в сетевое образование;
- привлечь внимание органов исполнительной власти и местного самоуправления, а также активной общественности к проблемам и перспективам развития системы образования.
Выводы
Принципиальным условием мониторинга эффективности деятельности руководителя образовательной организации является его комплексный характер, учитывающий все многообразие задач, решаемых при реализации национального проекта в регионе. Мониторинг эффективности деятельности руководителей образовательных организаций является одним из действенных инструментов реализации Указа Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года») (от 07.05.2018 № 204 в ред. от 19.07.2018) [5], Указа Главы Республики Саха (Якутия) «О стратегических направлениях развития образования в Республике Саха (Якутия)» от 22 ноября 2018 года, № 190 [6].
Результаты мониторинга позволили предпринять следующие управленческие
решения:
1. Подготовить рекомендации к аттестационным комиссиям муниципальных
образований.
2. Учитывать результаты при организации повышения квалификации по целевым группам.
3. Использовать результаты при стимулировании руководителей образовательных организаций.