Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,399

THE ISSUES OF INTEGRATED EDUCATION AT SCHOOLS ON TALE BY CH. AITMATOV «MOTHER DOE»

Tynystanova N.A. 1
1 Kyrgyz National University named after Zhusup Balasagyn
The article deals with the tasks and problems of integrated education in secondary schools of Ch. Aitmatov’s fairy tale «Mother Doe» Here, first of all, the relevance, scientific significance, methodological foundations, purpose and objectives of the topic are described in detail. The concepts of integration and integrated teaching of literature at school are also described in detail, the difference between integrated learning and intersubject communication, common features and similar aspects of the conduct are noted. It also specifies and clarifies the subjects that are integrated with the subject of literature in the integrated teaching of Ch. Aitmatov’s fairy tale «Mother Doe», defines oral and written works on each subject for which lessons will be held, necessary and additional educational materials are provided and ordered. We note that when teaching the fairy tale «Mother Doe» with the subject of literature, such subjects as ethics, history, geography, music, and artistic drawing will be integrated. Here, first of all, the teacher as a teacher of literature briefly and quite meaningfully tells about the fairy tale «Mother Doe» and about its author Ch. Aitmatov. Then the teachers of the subjects of ethics, history, geography, music, and art drawing take turns giving relevant information about their subjects. A literature teacher can teach an integrated lesson at school independently or with teachers of several other subjects. In order for a single integrated lesson in literature to be conducted by several subject teachers to become a common phenomenon, the national education system in the Republic should be completely transformed into a curriculum-based education.
integration
integrated learning
innovation process
educational subject
literature teacher
introductory word
curriculum

Несмотря на то, что изучение сказки Ч. Айтматова «Мать-Олениха» в пятом классе средней школы частично рассматривалось и ранее, например в работах таких методистов-исследователей, как Б. Алымова, К. Артыкбаева и Б. Исакова, Т. Молдогазиева, а также И. Исамидинова, в этих исследованиях указанное произведение не было разработано и рекомендовано как пример интегрированного урока в инновационных процессах образования. В статье впервые анализируется организация изучения сказки в виде интегрированного урока. Это условие ясно показывает актуальность выбранной темы. Научное значение темы в том, как для проведения урока разработаны теория и процедура ее интегрированного освоения. Методологическую основу концепции интегрированного изучения сказки «Мать-Олениха» в пятом классе составили диалектические и материалистические учения, эстетические и философские мысли, основы литературоведения, методики обучения литературе, педагогическая, психологическая литература, открытия и опыты учителей-новаторов.

Цель исследования: создание единой методической, педагогической системы интегрированного изучения сказки «Мать-Олениха» в пятом классе средней школы.

При ознакомлении с текстом сказки «Мать-Олениха» учитель может опираться на материалы, содержащиеся в хрестоматии для пятого класса средней школы, так как в ней текст произведении приведен полностью, без сокращений [1, с. 63‒75]. При этом не следует забывать и о вступительном слове об авторе и его творчестве. Рассказ учителя должен быть очень краток и сжат, он может длиться около 3‒5 минут. Такое положение определяется особенностями преподавания литературы на стадии литературного чтения, то есть в 5–6-х классах. Как известно, в этот период основное внимание уделяется изучению художественного текста, комментированному чтению и пересказу.

Прежде чем перейти к основной части, необходимо выяснить, что такое интеграция, интегрированное обучение, насколько важно его использование. По этому поводу приведем некоторые мнения. «Интеграция предметов в современной школе ‒ одно из направлений активных поисков педагогических решений с целью более эффективного и разумного воздействия на учащихся» [2, с. 16]. «Интеграция ‒ это глубокое взаимопроникновение, слияние в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области» [2, с. 17]. Из этих высказываний следует, что интеграция в обучении – это объединение и взаимопроникновение предметов, построение процесса обучения в виде единого урока с использованием материалов нескольких учебных предметов. Профессор Б. Оторбаев писал: «Интегрировать учебные предметы – это через интеграцию соответствующих материалов учебных предметов более эффективно и рационально влиять на сознание учеников, активный поиск новых педагогических решений современного школьного образования. Интеграция в обучении также является средством достижения общих современных целей обучения, всестороннего развития личности ученика» [3, с. 221‒222]. Посредством интеграции:

- уменьшится учебная нагрузка учащихся и всей школы;

- можно избавиться от ненужного дублирования материалов;

- будут созданы условия для более глубокого усвоения предыдущего материала;

- появится возможность более подробно узнать что-то;

- углубится научное знание школьников и расширится их сознание;

- когда ученики получат специальность, они будут иметь всестороннее мировоззрение как специалисты, избавятся от узких рамок, односторонних знаний;

- повысится общий интерес к предмету;

- увеличится способность детей ассоциировать и т.д. [4, с. 69–70].

Отметим, что интеграция предметов не является новым названием или инновацией прежней межпредметной связи. В межпредметной связи учебный предмет сохраняет свое лицо и сущность, другими словами, литература останется литературой, история останется историей, география останется географией. Здесь цель состоит в том, чтобы, например, углубленно и всесторонне проанализировать драму Дж. Турусбекова «Не смерть, а жизнь» на уроке литературы, используя материалы из других школьных предметов. При интегрированном обучении на одном уроке материалы каждого предмета вместе с учителями рассматриваются отдельно, при этом предмет теряет свою оригинальность и индивидуальность, он перестает быть самостоятельным предметом и становится комбинацией нескольких школьных предметов [3, с. 223].

Предмет кыргызской литературы в школе интегрируется со следующими предметами: кыргызский язык, этика, русская литература, история, география, музыка, художественное рисование и т.д. При изучении сказки Ч. Айтматова «Мать-Олениха» в пятом классе средней школы такие предметы, как этика, история, география, музыка, художественное рисование, будут интегрированы с предметом кыргызской литературы. Материалами и средствами информации, связанными с названными предметами, являются:

1) по предмету этики: этические нормы в отношениях древних народов, их сох- ранение;

2) по предмету истории: сведения об истории кыргызского народа в VI‒X вв.;

3) по предмету географии: географическое описание кыргызских поселений, климатические условия в VI‒X вв.:

4) по предмету музыки: сочиненные мелодии на комузе, связанные с историей древнего кыргызского народа и его нелегкой судьбой («Раненый олень, «Наставления» и др.);

5) по предмету художественного рисования: картины, изображающие события, ежедневный быт, отношения кыргызского народа с другими народами в VI‒Х вв., их связь;

6) по предмету литературы: комментарии к литературному тексту, анализ, литературно-теоретические концепции.

В начале урока учитель как учитель литературы должен дать краткую информацию о сказке «Мать-Олениха» и об авторе. На вступительную речь, как было ранее сказано, дается 3‒5 минут. Учитель старается сделать урок интересным и более информативным, используя ключевые примеры из материалов автобиографической работы Ч. Айтматова «Мое детство» [5, с. 417‒511].

При интегрированном изучении сказки учитель как учитель географии предоставляет информацию о местности и климатических условиях Южной Сибири (на Енисее и Алтае), где кыргызы жили в VI‒X вв. При этом упоминается, что есть такие горы, как Алтай и Саяны, великие реки Енисей и Орхон, земля там покрыта лесами, летом прохладно, а зимой холодно.

Учитель читает и комментирует текст сказки (начиная с самого начала и до места: «Только те, кто грабят их имущество, называются мудрыми»). Сказка начинается со слов: «В то время когда на земле было много леса, а на суше много воды, великое племя кыргызов расположилось на берегу реки Енисей...» [1, с. 63]. Именно здесь уместны исторические сведения о древних кыргызах, о том, как они когда-то поселились на Алтае и Енисее, как они перекочевали на Тянь-Шань. Здесь учитель ведет урок как учитель истории. Посмотрим далее:

«С созданием Второго Восточно-Тюркского каганата в 682 г. н.э. кыргызы начали принимать активное участие в борьбе за господство в Центральной Азии в рамках антитюркского союза. В то время во главе кыргызского народа стоял Барс-бек. Опасаясь растущей мощи кыргызов, турецкий каган Капаган подарил дочь своего дяди Кутлуг (Илтериш каган) Барс-беку, назвал его каганом и дал ему титул Ынанчу Алп Бильге. Барс-бек Каган прекрасно понимал, что без их уничтожения не будет мира. В 709 г. была сформирована коалиция против турков вместе с китайским императором, ханом Тургешом, кыргызским каганом. Турки были в отчаянии. Хитрость и изобретательность Тонукока, главного советника и славного военачальника, а также решимость Капагана Кагана и героя Культегина спасут Второй Восточно-Тюркский Каганат от разрушения. Зимой 710‒711 г. армия кагана пересекла непроходимые горы Саян и нанесла неожиданный удар по кыргызам. Кыргызы потерпели поражение, и Барс-бек каган погиб.

Кыргызы получают возможность принять активное участие в политических событиях в Центральной Азии только после разгрома Второго Восточно-Тюркского каганата уйгурами в 745 г. Однако новое кыргызское государство было завоевано теми же уйгурами в 758 г. Зависимость от уйгуров стала гораздо тяжелее, чем насилие турков, и в результате кыргызы оттесняются более чем на полвека. Только в 818 г. кыргызский хан объявил себя каганом. Такой шаг был равносилен объявлению войны уйгурам. В 820 г. уйгуры направили войска против кыргызов. В то время кыргызское государство стало намного сильнее, и его войска достигали 100 000 воинов. Только после 20-летних ожесточенных боев кыргызы разгромили уйгуров и в 843 г. захватили их основные города Анси и Бешбалык. Таким образом, как справедливо и беспристрастно отметил академик В. Бартольд, сложилось сильное государство кыргызов – великая держава, которая существовала в IX–X вв., в частности с 820-х по 910-е гг. Великое Кыргызское государство простиралось от Енисея до Тянь-Шаня и включало в себя современный Восточный Туркестан. Последнее вторжение на уйгуров кыргызы совершили в 904 г., но не удалось победить. Когда киданы (каракитайцы) вторглись на территорию Монголии в 916‒924 годах, они не смогли встретить там кыргызов. По всей видимости, кыргызы, ослабленные годами беспощадных войн, отступили, понимая, что они не смогут оказать серьезное сопротивление киданцам. Так закончилась эпоха кыргызского великодержавия» [6, с. 4‒5].

Обычно фольклорное произведение не совсем точно отражает исторические события. Более того, искажения допускаются в идеологических целях, и текст содержит много недостоверных фактов. Примеры этому можно найти повсюду. Например, в народном предании о певце-импровизаторе Буке говорится, что сын Чингисхана Джучи умер от удара копыта дикой антилопы. А на самом деле великий каган, лично посылая палачей, приказал умертвить его, потому что он стал слишком своевольным и непослушным. В рассказе «Акыл Карачач» («Умная черноволосая девушка») младший брат хана Джаныбека Бердибек описан как справедливый правитель. На самом деле Бердибек был более безжалостным и кровожадным правителем, чем его дядя Джаныбек. Из-за кровожадности через два года после вступления на престол он был убит близкими людьми. Что мы подразумеваем под этим? В сказке «Мать-Олениха» описано внезапное нападение синих турков на кыргызов, когда во главе был каган Барс-Бек, распад народа после незаконченных войн и постепенное заселение, начиная с Иссык-Куля и до Тянь-Шаня.

С этого момента учитель действует как учитель музыки. Будет лучше, если перед началом его речи будет исполнена мелодия «Насыйкат» («Наставления»), сопровождаемая текстом. Учитель кратко рассказывает о жизни енисейских кыргызов, их трудностях и о том, как отголоски тех времен отражаются в досоветской и современной профессиональной музыке.

Дальше речь он ведет как учитель литературы. Он говорит о том, что, хотя потеряна связь с обитавшими на протяжении веков на Енисее нашими братьями и сестрами, воспоминания о тех временах в форме стихов и прозы все еще свежи в памяти людей. В восьми строках песни отражена целая история народа. Как будто следы прошлого давно остались позади, но до сих пор слышны их жалобы, грустная мелодия. Посмотрим:

Есть ли река шире тебя, Енисей,

Есть ли земля роднее тебя, Енисей?

Есть ли горе глубже тебя, Енисей,

Есть ли воля вольнее тебя, Енисей?

Нету реки шире тебя, Енисей,

Нету земли роднее тебя, Енисей,

Нету горя глубже тебя, Енисей,

Нету воли вольнее тебя, Енисей! [7, с. 259]

Здесь отображаются несравненная ширина реки Енисей, чудный вид родного очага, страдания кыргызского народа, освобождение святого Енисея, застреленного тысячами врагов, неповторимость, горе по поводу безвозвратности. Из этих стихов ясно, что тепло великой поэзии не оставляет слушателя или читателя равнодушным к глубине мысли. В народных песнях поется: «Есть ли березы, по которым кыргыз не замахнулся топором. / Есть ли горные вершины, на которых не пали кыргызы в многочисленных ожесточенных битвах». Здесь скрыты тайны многих исторических эпох и веков.

Кыргызы не единственное племя, которое живет на Енисее, там живут и некоторые другие племена. Жизнь населения тесно связана с вымогательством добычи у соседних племен. Как сказано в сказке: «Время, когда убийство считается героическим деянием, люди, не жалея, убивают друг друга. Это было время, когда человеческая кровь текла как вода, синяя вода становилась красной, эпоха, когда люди дрались как волки. Не останется того, кто будет сажать и собирать урожай, разводить скот и охотиться за добычей, потомство народа начинает засыхать. Есть месть за убийство и месть – искупление за пролитую кровь. Сорок племен не смогли успокоиться, истязая друг друга. Не нашлось того, кто бы примирил врагов. Только те, кто застал врага врасплох, уничтожил другое племя и разграбил его имущество, назывались мудрыми» [7, с. 258].

Не будем заходить далеко, говорят, что до середины XIX в. для тянь-шаньских кыргызов было обычным явлением под покровом ночи красть, угонять лошадей и идти войной на мирные поселки, делая их земли красными от пролитой крови. Например, тот самый Балбай баатыр улучшил жизнь своих родных путем кражи лошадей и совершая набеги. В одной из этих ссор ухо Балбая было отрезано, а Ормон хан был убит. Это переросло в ожесточенный конфликт между племенами Бугу и Сарбагыш, отдельно взятый кыргыз пострадал от расправы со всеми своими родственниками, как во время резни в восстании в 1916 г.

Здесь учитель продолжает урок как учитель этики. Комментируя вышесказанное, он говорит, что грабить кого-то, убить человека и считать это героизмом ‒ дело недостойное. Вместо того чтобы стремиться убивать друг друга, лучше сажать и собирать урожай, разводить скот и добывать добычу на охоте. Он связывает уроки прошлого с настоящим и рассказывает о необходимости идти прямо, ни на кого не смотреть свысока, зарабатывать на жизнь честным трудом.

Далее ученики по очереди выразительно читают и комментируют текст сказки.

В это время полезно показать ученикам весь фрагмент сказки «Мать-Олениха» из фильма «Белый пароход» на мониторе компьютера.

Возможно, проведение урока таким способом углубит понимание школьниками смысла сказки, стимулирует их художественное воображение и повысит их интерес. В этом случае уместно кратко прокомментировать сюжетные различия, совпадения, успехи и неудачи текста и фильма.

Такой интегрированный урок, конечно, может быть проведен, как показано ранее, одним учителем литературы или несколькими учителями разных учебных предметов. Когда урок превращается в театральное представление с участием нескольких учителей разных предметов, он в конечном итоге станет нетрадиционным уроком, требующим специальной подготовки. И все мы знаем, для нетрадиционных уроков нужна особая подготовка, а театрализованный урок требует зрителя. В связи с этим, чтобы интеграция нескольких предметов в один урок стала нормой, нужно, чтобы система образования в стране перешла на полное обучение на основе куррикулума. В противном случае интегрированное обучение, опирающееся на современные технологии обучения, останется тем уроком, который отвлекает других предметников от их прямых обязанностей и будет иметь вид шоу, требующего долгой подготовки и репетиций.