В современном мире особую актуальность приобретают вопросы охраны, сохранения здоровья детей, привития ценностных ориентаций к сознательному ведению и пропагандированию здорового образа жизни (ЗОЖ). В нормативно-правовой базе эти ориентиры являются приоритетными в образовательной политике РФ, подтверждение чему можно найти в Национальной доктрине образования в РФ до 2025 г., Федеральном законе РФ «Об образовании в Российской Федерации», Основных направлениях модернизации образования и иных актах. Так, в Национальной доктрине образования в РФ в разделе «Основные задачи государства в сфере образования» в качестве приоритетных задач выделено государственное обеспечение всесторонней заботы о здоровье и физическом воспитании и развитии учащихся. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» регламентируется деятельность образовательных учреждений по обеспечению охраны здоровья обучающихся (ст. 41) [1, 2]. Согласно ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», важнейшей задачей общего и профессионального образования является обучение человека основам здорового образа жизни.
Существующие в настоящее время системы обучения детей здоровому образу жизни сконцентрированы в основном на информационном уровне, ребёнку передаются «правильные» знания, но они не обязательно служат прообразом «правильного» поведения, а значит, необходим качественно новый способ формирования у детей мотивации и потребности в ведении ЗОЖ. Одним из методов, способных устранить этот пробел, может стать метод проектов, получающий всё большее распространение в современных школах. Метод проектов помогает подросткам самостоятельно формулировать цели и пути их реализации, в ходе совместной деятельности возможно выявить, что дети знают о здоровье, что их интересует, повысить заинтересованность и мотивацию к изучению предмета.
Цель работы: выявление возможности применения метода учебных проектов, способствующих формированию мотивации к ведению ЗОЖ, на уроках ОБЖ у обучающихся 8 класса МОБУ «СОШ № 47» г. Минусинска.
Материалы и методы исследования
Практическое исследование проводилось на базе МОБУ «СОШ № 47» г. Ми- нусинска.
В исследовании приняли участие ученики 8 класса в количестве 22 человека, из них 13 девочек и 9 мальчиков. Возраст испытуемых на момент проведения диагностики составлял 13–14 лет. Для выявления уровня сформированности мотивации к ведению ЗОЖ у обучающихся восьмого класса мы провели диагностику по методике С. Дерябо и В. Ясвина «Индекс отношения к здоровью» [3]. В качестве второй методики для диагностики нами была выбрана методика «Определение общего уровня сформированности культуры здоровья школьников», автор – Н.С. Гаркуша [4]. Цель методики – выявление наличия у обучающихся понимания ценности и значимости здоровья, ведения здорового образа жизни. Методика ориентирована на обучающихся 5–9 классов.
Результаты исследования и их обсуждение
Согласно данным, полученным с помощью диагностики по методике «Индекс отношения к здоровью» С. Дерябо, В. Ясвина, 18 % восьмиклассников имеют высокий уровень мотивации к ведению ЗОЖ, 59 % – средний, 23 % – низкий уровень. Результаты диагностики представлены на рис. 1.
Рис. 1. Уровни сформированности мотивации к ведению ЗОЖ (по методике «Индекс отношения к здоровью» С. Дерябо, В. Ясвина, 1989)
Анализ полученных результатов показал, что 23 % обучающихся в классе оценивают здоровье как высокодоминантную ценность (1 или 2 позиция из 7 предложенных), 9 % обучающихся в классе оценивают здоровье как низкодоминантную ценность (6 или 7 позиция среди предложенных), все остальные – 68 % – оценивают приоритет здоровья и здорового образа жизни в числе средних (3–5 позиции из 7). Можно отметить, что в ходе проведения диагностики наибольшее количество низких баллов было получено по шкале поступков и познавательной шкале, что свидетельствует о том, что испытуемые не стремятся в привычной жизни повлиять на членов своей семьи и ближайшее окружение с тем, чтобы они вели здоровый образ жизни, а также не готовы к самостоятельному поиску информации, касающейся здоровья и ЗОЖ. Однако высокие баллы по эмоциональной шкале свидетельствуют о том, что подросткам доставляет эмоциональное удовлетворение хорошее здоровье, внешняя красота. Подростки не задумываются, что тот потенциал здоровья, который они имеют от рождения, необходимо беречь и сохранять.
Все ребята, получившие высокие баллы по результатам диагностики, занимаются в спортивных секциях, ходят в туристические походы, предпочитают активный отдых, двое занимаются плаванием.
В целом результаты, полученные с помощью методики «Определение общего уровня сформированности культуры здоровья школьников» Н.С. Гаркуша, подтверждают результаты, полученные по методике С. Дерябо, В. Ясвина: большинство подростков в исследуемом классе (50 %) имеют средний уровень сформированности культуры ЗОЖ, 27 % –показали низкий уровень, и только для 23 % подростков характерен высокий уровень сформированности культуры ЗОЖ (рис. 2). Только 6 подростков из 22 характеризуются осознанным отношением к собственному здоровью, ориентированы на его сохранение, ведение здорового образа жизни, 11 подростков понимают важность здоровья лишь частично, самостоятельный поиск информации о здоровье и его сохранении носит эпизодический характер. Пять подростков из 22 прошедших диагностику характеризуются отсутствием понимания ценности и значимости здоровья, низкой мотивированностью к ведению ЗОЖ, такие подростки склонны к ведению образа жизни, способствующего развитию болезней.
Рис. 2. Уровни сформированности культуры ЗОЖ у обучающихся (по методике «Определение общего уровня сформированности культуры здоровья школьников» Н.С. Гаркуша, 2013)
Таким образом, результаты диагностики говорят о том, что необходимо проводить работу, направленную на повышение мотивации к ведению здорового образа жизни, а также на формирование понимания здоровья как высшей ценности.
Согласно Примерной программе основного общего образования, учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» в МОБУ «СОШ № 47» г. Минусинска изучается в основной школе с 5 по 9 класс, а также на ступени старшей школы в 10–11 классах. Нами для диагностики и выявления возможности применения метода учебных проектов на уроках ОБЖ как способа формирования мотивации к ведению ЗОЖ был выбран 8 класс, поскольку подростки (13–14 лет) наиболее чувствительны к внешнему воздействию, в этом возрасте происходит активное формирование и становление личности, закрепляются черты, которые будут характерны для личности и в более зрелые годы. Влияние внешней среды на подростка может быть как положительным, так и отрицательным (негативные образцы поведения, отсутствие мотивации к ЗОЖ в компании подростка, у родителей, негативные примеры в СМИ, кинематографе и т.д.), а потому особенно важно сформировать у подростка понимание ценности своего здоровья, важности ведения ЗОЖ, критического оценивания информации, касающейся здоровья. Кроме того, в 8 классе в примерной учебной программе выделен достаточно большой блок (11 ч из 34) для изучения темы «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» [5].
В диагностируемом классе (8 «А») МОБУ «СОШ № 47» г. Минусинска, согласно образовательной программе, на изучение предмета ОБЖ отводится 1 ч в неделю (34 ч в год). Учебный план разработан в соответствии с учебником «Основы безопасности жизнедеятельности» А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова (2019) [6] и состоит из двух модулей: «Основы безопасности личности, общества и государства» (23 ч) и «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» (11 ч).
Непосредственно на изучение раздела «Основы здорового образа жизни» отводится 7 ч. При этом объём материала, запланированный для изучения, достаточно большой (здоровье как основная ценность человека, индивидуальное здоровье человека, компоненты здоровья, основы ЗОЖ, профилактика неинфекционных заболеваний, вредные привычки и т.д.). Требования к образовательным результатам по освоению данного блока достаточно высокие: обучающийся должен научиться понимать необходимость ведения ЗОЖ, знать определение здоровья, виды здоровья, факторы, влияющие на здоровье, уметь предвидеть потенциальные опасности и проектировать свои действия в ситуации опасности для жизни и здоровья, знать понятие репродуктивного здоровья, знать классификацию неинфекционных заболеваний, знать основные способы профилактики вредных привычек и т.д.
На наш взгляд, отведённого программой количества часов недостаточно, чтобы достичь качественных результатов по разделу «Основы здорового образа жизни», необходимо повысить заинтересованность и мотивацию обучающихся к изучению темы, использовать современные активные и интерактивные методы, современные образовательные технологии на уроках ОБЖ, а также использовать возможности внеурочной деятельности для формирования компетенции «быть здоровым» у обучающихся. В пользу необходимости повышения мотивации к ЗОЖ говорят и результаты диагностики исходного уровня мотивации восьмиклассников к ведению ЗОЖ: только 18 % восьмиклассников по результатам методики С. Дерябо, В. Ясвина показали высокий уровень мотивации к ведению ЗОЖ, что недостаточно. При этом 23 % обучающихся по результатам этой же методики показали низкий уровень мотивации к ЗОЖ, что может со временем послужить причиной отклонений в здоровье.
Более детально проработать материал раздела «Основы здорового образа жизни», повысить заинтересованность и мотивацию каждого обучающегося к ведению здорового образа жизни, выявить индивидуальные склонности и интересы при изучении темы поможет метод учебных проектов.
Мы полагаем, что из семи тем, запланированных для изучения в разделе «Здоровый образ жизни и его составляющие», можно реализовать метод проектов при изучении практически любой темы, кроме последней (подведение итогов по теме, тестирование). Однако работа над проектом требует определённых затрат времени, как на подготовку, так и на защиту продукта, поэтому целесообразнее использовать метод проектов в том случае, если тема изучается в течение нескольких уроков, хотя бы двух. Использовать мини-проект на каждом уроке при изучении темы тоже считаем нецелесообразным, поскольку один и тот же тип деятельности в течение нескольких уроков подряд может наскучить подросткам, что повлечёт не повышение, а снижение учебной мотивации.
Предлагаемая модель применения метода учебных проектов при изучении раздела «Здоровый образ жизни» на уроках ОБЖ представлена в таблице.
Модель применения метода учебных проектов на уроках ОБЖ при изучении раздела «Здоровый образ жизни и его составляющие»
Тема |
Вид проекта |
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
Здоровье как основная ценность человека. Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная значимость (2 ч) |
Исследовательский/ Групповой / Творческий / Мини-проект |
1 урок. Постановка цели и задач урока. Обучающиеся работают в группах по 4–5 человек. Формулируют проблему, цели и задачи проекта, осуществляют поиск необходимой информации в учебнике, интернете. Обучающиеся в составе проектных групп определяют уровень индивидуального здоровья по системе Г.Л. Апанасенко (ЖЁЛ, масса тела, ЧСС, динамометрия). Все результаты фиксируются в тетради. После этого создаётся «Паспорт здоровья» мини-группы (творческое задание). 2 урок. Защита продуктов проектов. Обучающиеся представляют к защите «Паспорт здоровья» от каждой группы. Отвечают на вопросы учителя, участвуют в групповой дискуссии, обоснованно и аргументированно высказывают своё мнение. Рефлексия |
1 урок. Перед началом работы над проектом учитель организует актуализацию знаний, полученных по основам ЗОЖ в прошлые годы обучения, запись ключевых понятий темы в тетрадь. Совместная с обучающимися постановка цели и задач урока, помощь в организации начала работы над проектом. Помогает обучающимся при возникновении затруднений, наблюдает за ходом работы. 2 урок. Организует защиту групповых проектов. Организует групповую дискуссию, обсуждение результатов: Какой уровень физического здоровья характерен для большинства человек в классе? Какие факторы влияют на здоровье? Какие виды здоровья, помимо физического, можно выделить? Какова роль физического здоровья в жизни человека? Какова значимость здоровья отдельно взятого человека в масштабах государства? В конце урока – организация рефлексии |
Вредные привычки и их влияние на здоровье |
Исследовательский / Групповой / Краткосрочный / Междисциплинар-ный / Творческий / Практико-ориентированный |
1 урок. Записывают в рабочую тетрадь основные понятия по новой теме, называют вредные привычки человека, записывают в тетрадь. Формулируют цель и задачи урока. Разбиваются на группы, согласно количеству выделенных вредных привычек. Формулируют цели, задачи, проблему проекта, предполагаемый продукт, намечают план работы над проектом. Осуществляют поиск и анализ необходимой информации в учебнике, интернете. Работают над творческим продуктом своих проектов. 2. урок. Презентация и защита продуктов проекта, обсуждение итогов в форме групповой дискуссии, отвечают на вопросы, задают вопросы обучающимся других групп. Рефлексия |
1 урок. Организует актуализацию знаний по теме «Вредные привычки». Записывает на доске вредные привычки, которые называют обучающиеся. Формулирует цели, задачи урока совместно с обучающимися. Класс делится на группы, по количеству выделенных вредных привычек. Организует начало работы над проектом. Задача обучающихся: раскрыть основные особенности «своей» вредной привычки, выявить влияние на здоровье, проанализировать данные статистики о распространённости этой вредной привычки, выявить и предложить свои способы и методы профилактики, составить памятку, буклет, коллаж, направленный на профилактику этой привычки. По ходу выполнения наблюдает за обучающимися, помогает при возникновении затруднений. 2 урок. Организует защиту продуктов проектов. Организует обсуждение результатов: Какую опасность для каждого человека и общества в целом представляют вредные привычки? Какие наиболее действенные средства профилактики вредных привычек можно предложить? Подводит итоги, рефлексия |
Профилактика вредных привычек. Здоровый образ жизни и безопасность жизнедея-тельности |
В предлагаемой модели четыре урока из семи в разделе «Здоровый образ жизни и его составляющие» проводятся с использованием метода учебных проектов: «Здоровье как основная ценность человека. Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная значимость», «Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек. Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности». Учитель помогает обучающимся выявить их интересы, совместно сформулировать тему и цель проекта, актуализировать имеющиеся знания, найти и систематизировать новую информацию. Проект может быть и междисциплинарным, ориентированным на применение знаний из области химии, биологии, экологии, обществознания, истории, например: «Курение: вредная привычка или целенаправленное отравление организма ядами», «Здоровое питание и красота», «Алкоголизм в России: современное состояние проблемы, общественная угроза, исторический аспект». Проект может быть практико-ориентированным, продуктом проекта может стать разработка памяток, буклетов, коллажей по профилактике вредных привычек, паспортов индивидуального и группового здоровья и иных вариантов творческих продуктов.
Проектирование предполагает соединение теоретических знаний, практических навыков и умений, полученных в ходе учебного процесса с формированием активной жизненной позиции. Использование проектного метода в учебно-воспитательном процессе позволяет развивать творческое мышление и воображение ребенка.
Выводы
1. Анализ теоретических и методологических аспектов формирования мотивации к ведению ЗОЖ в условиях ФГОС показал, что одним из основных приоритетов современного личностно-ориентированного образования является сохранение здоровья обучающихся, формирование сознательных установок на ведение ЗОЖ, воспитание отношения к своему здоровью как к высшей ценности. Мотивацию к ЗОЖ можно определить как систему потребностей, интересов, целей, идеалов, которые побуждают человека к действиям, направленным на сохранение и улучшение своего здоровья. Формирование мотивации к ЗОЖ возможно через воспитание у обучающихся культуры общения, бережного отношения к своему здоровью, положительных привычек ведения ЗОЖ, культуры личной безопасности, а также организации здоровьесберегающей образовательной среды.
2. При оценке уровня сформированности мотивации к ведению ЗОЖ у обучающихся 8 «А» класса МОБУ «СОШ № 47» г. Минусинска было выявлено, что большая часть обучающихся имеет средний уровень мотивации к ведению ЗОЖ. Обучающиеся не выделяют такую ценность, как «здоровье и ведение ЗОЖ», в качестве приоритетной и высокодоминантной. В наибольшей степени выражена эмоциональная шкала (удовлетворение от ощущения себя здоровым), в то время как по шкале поступков и познавательной шкале были получены низкие баллы для большинства обучающихся. Повышению мотивации и заинтересованности обучающихся на уроках может способствовать применение современных образовательных технологий в процессе обучения, активных методов.
3. Применение метода проектов на уроках ОБЖ, на наш взгляд, будет способствовать формированию мотивации к ведению ЗОЖ у обучающихся 8 класса МОБУ «СОШ № 47» г. Минусинска. Нами предложена модель организации образовательного процесса при изучении раздела «Здоровый образ жизни и его составляющие» с использованием учебных проектов: на 1–2 («Здоровье как основная ценность. Индивидуальное здоровье человека») и 5–6 («Вредные привычки. Профилактика вредных привычек») уроке предлагается организовать работу в виде краткосрочных или мини-проектов: работа над проектом на первом уроке и защита продуктов проекта – на втором. Такая организация учебной деятельности позволяет задействовать в ходе урока каждого обучающегося. Учебный проект способствует организации самостоятельной деятельности обучающихся, самостоятельной формулировке цели и проблемы, поиску и анализу информации по теме «ЗОЖ», прогнозированию результатов, что способствует формированию ответственного отношения к своему здоровью, достижению предметных и метапредметных образовательных результатов.