Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

NON-MATERIAL CULTURAL HERITAGE: ITS STUDYING BY STUDENTS (ON THE EXAMPLE OF THE INTERNATIONAL INFORMATION NOBEL CENTRE RESOURCES)

Pirozhkov G.P. 1
1 International Nobel Information Centre (INIC)
The article identifies the scientific and educational potential of the non-material cultural heritage accumulated by the «International Information Nobel Centre» (IINC), an academic, information and educational institution (its head office is in Tambov, branches are in Moscow, St. Petersburg, Baku, Vienna, Hamburg, Stockholm, Bouake, Varna, Tashkent; President and CEO is V.M. Tyutyunnik, the founder of Nobelistics, PhD in Engineering, Professor) for more than thirty years. The center was established in 1989 to collect, study and convey information about discoveries in the field of science, technology, literature, politics and public life, awarded by the Nobel Prizes. Many eminent Russian and foreign scientists, writers and public figures visited IINC and were satisfied with the conditions provided for dealing with the Nobel information in IINC quantums – the Nobel Scientific Library (NSL), the Museum of the Nobel family and the Nobel Prize winners (MNF), the Archives of the Nobel family and the Nobel Prizes Laureates (ANF), as well as the availability of databases which contain data on Alfred Nobel, the Nobel family, the Nobel Prize winners, their discoveries and achievements. The IINC collection of unique Nobel documents and materials is also avalable for students. The author presents the analytical assessment of the non-material cultural heritage of IINC. Educational, cultural and ethnographic methods of the center and their significance in the study of a number of academic disciplines are described with the focus on teaching experience. The author argues that the teacher needs to ensure that the Nobel information obtained by students through the dialogue of cultures, other creative acts of its selection and transformation into a system will result in deep knowledge as quickly as possible. This is the relevance and scientific novelty of the study. The author also proposes the use of native history methods for the cultural education of specialists that reflects its applied significance.
non-material cultural heritage
Nobel prize
IINC
Nobelistics
native history studies
cultural education and ethnography
Tambov Ethnographic Centre (TEC)
the Nobel Prize Laureates and Tambov region

Заметным явлением в России стал возрастающий интерес социума к культурному наследию, особенно в регионах, где повышается внимание к прошлому, дошедшему до нынешнего поколения как в материальных, так и в нематериальных памятниках. Поэтому сегодня в памятниковедении важны инновационные методы изучения, сохранения и популяризации наследия. Это надо учитывать при переходе библиотек, архивов, музеев, других документно-ресурсных учреждений на современные информационные технологии и практики; это также значимо и для перестройки работы образовательно-воспитательных организаций.

Наследие – это система материальных и интеллектуально-духовных ценностей, сбереженных или созданных предыдущими поколениями [1]. Нематериальное наследие, представленное в характеристике Ю.М. Лотмана, описывающего культуру как пространство общей памяти, в котором сохраняются и актуализируются тексты культуры [2, с. 8], все чаще привлекает внимание историков и культурологов-памятниковедов, государственных служб и ряда общественных организаций. В обществе сложилось мнение, что наследие есть основной отличительный признак культурного пространства, в котором, как писал М.С. Каган, реализуется фундаментальная черта культуры – ее способность быть «внегенетическим способом хранения и передачи вырабатываемой человечеством информации, быть ненаследственной памятью человечества, разрушающей границы пространственно-временной локализованности человеческого опыта» [3, с. 274]. Понимание историко-культурного наследия как событий и явлений ушедших времен и одновременно как реалии сегодняшнего дня представляет социуму возможность закладывать основы будущей культуры, в какой-то степени определять контуры грядущего культурного процесса. Особую роль в этом играют нематериальное наследие, сохранившиеся в разных формах артефакты прошлого, признанные обществом частью культурного наследия и охраняемые международными организациями и цивилизованными государствами.

Наследие как сложный и уникальный социокультурный феномен с точки зрения культурологии следует рассматривать как сложную многообразную систему, существующую в пространстве и времени, причем с постоянно трансформирующимися знаниями. Мы считаем, что наследие как основа культуры есть память и информационный код. На всех этапах истории оно выступало в формате диалога культур. Новые поколения, принимая от предков и постепенно осваивая культурное наследие, получают мотивацию к развитию приобретенных таким способом разных форм культуры и созданию современных культурных образцов, причем постепенно происходит доминирование духовной составляющей наследия над его материальной частью. Для выявления потенциальной и прикладной значимости феномена «историко-культурное наследие» необходим аксиологический подход. Только с этих научных позиций возможны определение роли и места культурного наследия в структуре мира современных ценностей, выявление основных составляющих наследия, полученного от предыдущих поколений, и установление их ценности в масштабах мировой, национальной, региональной или местной культуры. И особое место в этом играет нематериальное историко-культурное наследие.

Цель исследования: выявить научные и образовательные возможности нематериального наследия, артефактов культуры, собранных и хранящихся в фондах ООО МИНЦ, для чего необходимо решение двух задач:

1) доказать значимость нематериального наследия Тамбовского нобелевского центра в освоении студентами некоторых гуманитарных и общественных предметов;

2) осмыслить возможности применения в учебном процессе родиноведческих и культуролого-краеведческих практик на основе авторского преподавательского опыта.

Материалы и методы исследования

Основными источниками изучения стали архивные и библиотечные документы, музейные предметы и артефакты, хранящиеся в МИНЦ, прежде всего подарки нобелевских лауреатов, известных деятелей Международного нобелевского движения, нобелевских фирм и др. Методология исследования опиралась на философско-культурологические положения о формировании научного пространства на базе осмысления культурного наследия, которое олицетворяют ресурсы МИНЦ. Элементы цивилизационного подхода и исторические методы их изучения позволили выявить «человеческий» фактор в создании ННБ, МСН и АСН МИНЦ. Применен системный подход, позволивший определить ряд положений феноменохарактеристики деятельности Центра. С помощью методов культурологии и искусствоведения (диалога культур, метода экспертной оценки и др.) определена историко-культурная ценность ряда составляющих собрания нобелевских материалов МИНЦ. Использованы также историко-биографический метод, метод наблюдения, сравнения и др.

Результаты исследования и их обсуждение

Авторские эксперименты по применению в обучении студентов технологий использования артефактов прошлых культур как носителей исторической социокультурной информации ставились в Тамбовском государственном университете им. Г.Р. Державина (ТГУ), Тамбовском филиале Московского государственного университета культуры и искусств (ТФ МГУКИ), Тамбовском государственном техническом университете (ТГТУ) при чтении учебных курсов «Отечественная история», «Культурология», «Краеведение». «Документоведение» и «Архивоведение». Занятия в учебных группах часто проводились на документно-ресурсных базах МИНЦ и ТЦК, музейного собрания кафедры «История и философия» и Музея истории и науки ТГТУ им. В.И. Вернадского. Инновационность преподаванию придавало использование в учебно-воспитательном процессе таких артефактов, как библиотечные и архивные документы, музейные экспонаты о Нобелевской премии как социокультурном феномене и ее лауреатах, хранящиеся в фондах МИНЦ. Тридцатилетняя работа Центра с нобелевской информацией нашла пространственное и временное выражение в имеющихся в Центре разнообразных документальных ресурсах [подробнее см. 4]. Их изучение с помощью культурологических и искусствоведческих методов дало возможность многие отнести к культурному наследию, имеющему историческую (в них скрыта новая информация о событиях прошлого), художественно-эстетическую (наличие в МИНЦ произведений искусства, выполненных профессиональными мастерами), этнографическую (показ общих черт и особенностей в жизни народов разных континентов и стран и др.) ценность. При более глубоком специальном исследовании предметов культурного наследия МИНЦ этот список будет значительно дополнен. Однако уже сегодня понятно, что потенциальная ценность различных типов свойственна многим предметам МСН. Это доказано при культурологическом и искусствоведческом анализе ряда артефактов. Мы также утверждаем, что, например, документы о создании нобелистики, основателем которой является организатор Центра профессор В.М. Тютюнник, имеют важную научную ценность. Актуальный ценностный характер носят разработанные на базе МИНЦ документы образовательно-воспитательного кластера – программы учебных курсов, проекты экскурсионно-просветительских практик, планы научных работ и др. Нами неоднократно показана важность документальных ресурсов МИНЦ как для мировой культуры, так и для социокультурных процессов национального и регионального уровней. Заметим также, что выявление новых типов прикладной ценности нобелевских материалов, собранных и созданных в МИНЦ, с целью их расшифровки, детализации, сохранения, библиотечной каталогизации, музеефикации и ревалоризации требует дальнейшего глубокого комплексного полинаучного исследования.

Аксиологический подход к ресурсам МИНЦ, выявление их важной научно-образовательно-воспитательной значимости и общей ценности дали основание ввести их в учебный процесс студентов. На ресурсной базе ННБ и АСН проводились лекции и семинары со студентами информационно-библиотечного факультета (будущими работниками библиотек, архивов, музеев и делопроизводственных служб государственных учреждений) ТГУ (1995–2001 гг.) и ТФ МГУКИ (2006–2012 гг.). С 2012 г. некоторые занятия в форме лекций и экскурсий регулярно проводились автором статьи и научными сотрудниками Центра со студентами кафедры «Связи с общественностью» ТГТУ. Директор и научный руководитель МИНЦ профессор В.М. Тютюнник провел с ними ряд мастер-классов и экскурсий, научные сотрудники Центра организовали беседы и тест-опросы. В результате отдельные обучающиеся опубликовали результаты своих научных исследований [5]. Другие студенты с целью продвижения подразделений Нобелевского центра стали участниками конкурсов МИНЦ.

В последние десятилетия у студенческой молодежи заметно изменились взгляды на культурное наследие. Сегодня многие молодые люди не отделяют культуру в целом и культурное наследие в частности от состояния общества, ведь как раз от социума, и во многом от молодежи, зависит, будут ли культура и наследие предков сохраняться и развиваться или будут забыты. В общество приходит понимание, что сохранение наследия есть не только задача государства, но и общественная деятельность. Это подтверждает работа социального партнера МИНЦ – ТЦК (создание и организация работы этого регионального общественного краеведческого объединения были двадцатилетней экспериментальной образовательно-исследовательской программой автора статьи) – по изучению памятников нематериального наследия. Студенческая молодежь – активисты ТЦК под руководством опытных преподавателей и научных сотрудников МИНЦ участвовали в собирании памятников прошлого. В результате работы в краеведческом центре был создан архив, одним из подразделений которого стал корпус документов устной истории ХХ в., что было признано как новое явление в общественных краеведческих начинаниях российского уровня. Архивные материалы использовались в учебном процессе в университетах, в просветительной работе ТЦК и МИНЦ; на базе архива и пополняемого студентами и аспирантами, учеными, журналистами и писателями библиотечного собрания ТЦК проводились научные чтения, встречи с известными деятелями культуры, пресс-конференции и другие массовые мероприятия. С библиотечными и архивными документами активно работали студенты, аспиранты, школьные педагоги и преподаватели вузов.

Студенты – члены ТЦК реализовали ряд научно-образовательных проектов МИНЦ, получив практический опыт (например, собирания ономастики), что сказалось на успешной подготовке их как документоведов-архивистов. Полевые исследования (экспедиции и экскурсии) студентов организовывались МИНЦ и ТЦК в близлежащих от Тамбова сельских поселениях по авторской научно-образовательной программе [6, с. 9–10]. Собранные материалы изучались на семинарах в студенческих группах по дисциплинам «Краеведение», «Документоведение» и «Архивоведение», на факультетских и университетских научных конференциях. По итогам полевых исследований обучающиеся также проводили презентации в Научной библиотеке ТФ МГУКИ, в музее МИНЦ, составляли отчеты для пресс-группы ТЦК.

Топонимы, связанные со сведениями, например, о жизни и деятельности нобелевских лауреатов, собиранием которых также занимались студенты, помимо адресной функции, указывают место, где произошло событие, определяют конкретный объект, сохранивший нобелевскую информацию. Помимо сведений, связанных с нобелистикой, топонимы раскрывают новые сюжеты из характеристики времени, особенности языка, на котором общалось местное население, показывают специфику историко-географического пространства. Активистами ТЦК выявлена и такая интересная функция топонимов, как передача молодым людям исторической памяти о сделанных нобелевскими лауреатами, посетившими Тамбовский край, открытиях. Поэтому, на наш взгляд, изучение тамбовских топонимов, связанных с нобелистикой, решает некоторые культурологические и историко-географо-этнографические задачи. Не случайно топонимика (как и ономастика в целом) считается значимым источником освоения некоторых учебных предметов; географические названия являются важной базой изучения культурного наследия страны, региона или края в их ретроспективе. Таким образом, топонимы Тамбовского края, собранные и изученные студентами, отражают многие события, связанные с нобелистикой.

Известно, что многие учителя, преподаватели вузов не только в учебной, но и просветительной работе всегда связывают названия населенных пунктов области, в которых побывали известные люди, например лауреаты Нобелевской премии, с их деятельностью. Так, А.И. Солженицын приезжал в Тамбовскую область для сбора материалов, связанных с историей края (его рассказы «Случай на станции Кочетовка» и «Эго»). «Тамбовский текст» писателя зафиксировал его способность быть проповедником и пропагандистом так называемого религиозного гуманизма [7, с. 21]. Некоторые вещи писателя хранятся в МСН МИНЦ. Несколько раз посещал Тамбовский край Б.Л. Пастернак (известны его стихотворения, где упоминается Мучкап – ныне районный центр Тамбовской области). Например, об этом шел заинтересованный разговор на встрече студентов ТГТУ (кафедра «Связи с общественностью»; заведующий – автор статьи) с известным писателем-краеведом, сотрудником МИНЦ, автором уникальной книги «Нобели: взгляд из старого Тамбова» А.С. Черновым. Студенты живо интересовались не только творчеством писателей – лауреатов Нобелевской премии, связанных с Тамбовщиной, пытаясь определить степень их связи с краем по содержанию и характеру их произведений, но и работой МИНЦ [8].

Сегодня мы убеждены в важности изучения учащейся и студенческой молодежью артефактов ономастики как носителей уникальной социально-культурной информации и не видим причин отказа от их использования в обучении, хотя в антропонимике и топонимике, как и в любых вспомогательных исторических дисциплинах, есть спорные сюжеты. Важно научить молодых людей как правилам сбора этих артефактов, так и их научному исследованию. Умение работать с ономастическим материалом любого региона поможет профессиональному становлению специалистов, которым после получения университетского диплома предстоят занятия краеведческой работой. Важно указать, что изучение студентами разных памятников нематериального наследия выполняет важную воспитательную функцию: позволяет будущим специалистам смолоду ощутить причастность к истории России, обусловливать свою социальную и этническую идентичность.

Приведем и такой пример. По программе, спонсированной МИНЦ, коллективный член ТЦК – студенты-документоведы ТФ МГУКИ – приняли участие в пополнении коллекции почтовых открыток краеведческого центра. Эксперимент был продолжен: собранный материал начал использоваться на семинарах в группе студентов-документоведов ТФ МГУКИ по курсам «Культурология» и «Документоведение». Позже для студентов-юристов ТГТУ мы поставили практикум «Ретродиалог культур: почтовая карточка» [9]. Результаты были положительными, что способствовало повышению эффективности обучения. Ряд интересных студенческих работ, выполненных в рамках практикума, поступил в архив ТЦК.

Интересным пособием по ряду дисциплин, читаемых обучающимся, стали коллекции почтовых открыток, монет и других раритетных собраний, хранящихся в МСН МИНЦ. Ни одно занятие со студентами в музее Нобелевского центра не проходит без заинтересованного знакомства с ними. Более того, директором музея разрешается не только фотографировать предметы интереса, но и, взяв в руки, внимательно их рассматривать.

Опыт преподавателя подсказывает, что пришло время переосмысления ряда событий в культурной жизни России, комментируя которые, нельзя отдавать идеологических или партийных предпочтений тем или иным явлениям, событиям, фактам. Не следует забывать и о воспитании молодежи в духе терпимости по отношению к религиозному мировоззрению, надо учить студентов постигать значимость в культуре любой исторической личности. Особый упор следует делать на привлечение молодых исследователей к восстановлению забытых и неизвестных сюжетов российской и местной истории, к необъективно замалчиваемым в советское время памятникам культуры, в том числе и связанным с нобелевскими лауреатами. И особая роль в образовании молодежи принадлежит собраниям МИНЦ, хранящим ценную для будущих специалистов информацию.

Выводы

Сегодня МИНЦ, став заметным социокультурным явлением международного уровня, обладает уникальным культурно-историческим наследием, имеющим высокую научно-образовательную и просветительную ценность. Заслуга его руководства – предоставление студенческой молодежи возможности глубоко изучать уникальные собрания. Благодаря многолетней вузовской преподавательской работе и сотрудничеству с МИНЦ авторская педагогическая практика пополнилась солидным опытом использования в обучении студентов артефактов из коллекций МИНЦ. Занятия учащейся молодежи на базе документно-информационных учреждений, хранящих предметы нематериального наследия, эффективно проводить в форме лекций-обзоров и семинаров, уроков-экскурсий, учебно-научных практикумов, конференций. Опыт сотрудничества с МИНЦ, другими учреждениями культуры, связанными с хранением и изучением нематериального наследия, убеждает: студенты живо откликаются на организацию таких занятий, проявляют глубокий интерес к изучаемым дисциплинам. Получение знаний о нематериальном наследии, овладение навыками работы с артефактами прошлых культур с целью получения новой социальной информации помогают им наращивать профессиональные и гуманитарные компетенции.