Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

SOME PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF KYRGYZSTAN MUSEUMS FOR YEARS OF INDEPENDENCE

Temiralieva G.T. 1
1 Uzgen International Institute of Technology and Education named after B. Murzubraimov
This article is about changes in the activities of museums in Kyrgyzstan over the years of independence and about some problems of their development in modern conditions. The acquisition of independence was a great turning point for museums and for the development of society in Kyrgyzstan. The museums of Kyrgyzstan, which pursued, within a certain framework, the policy of the Soviet regime, after 1990, with the acquisition of independence, took the direction of new independent development. At the same time, the growing mass interest of the population of Kyrgyzstan with national history, culture, customs, and traditions pushed museums in search of new ways to conduct their activities. The issue of full coverage of the Kyrgyz world, its history, science, culture and economy in the museum space in the international arena has become one of the most important issues for museum workers. However, despite the fact that 30 years have passed since independence, museums of Kyrgyzstan still have unfulfilled development relevant plans. These are: the lack of systematization of the training and retraining of museum workers, the lack of museum literature in Kyrgyz and Russian, and the targeted organization of scientific expeditions. Museum workers can do a lot in Kyrgyzstan to overcome these obstacles.
museum
culture
modern society
regional studies
exhibit
exposition
researcher

Место музеев в структуре современного общества, их влияние на общество зависит от различных факторов. Как известно, в последние годы советской эпохи музеи представляли собой безликие архаические учреждения. Экспонаты, выставляемые в научных экспозициях и прославляющие советскую власть, уже не вызывали должного интереса у посетителей и теряли свое значение. Такое явление наблюдалось во всех постсоветских республиках. В известных больших российских музеях этот период стал определенным периодом затишья при переходе от одной эпохи к другой. Но для музеев республик, в том числе и Кыргызстана, основанных и получивших свое развитие в советское время, такое положение дел вызвало немало сложностей.

Создание, формирование и развитие советских музеев происходило на государственном уровне и являлось важной частью культурной и социальной жизни советского общества. Поэтому музеи, сохраняя и пропагандируя советское историко-культурное наследие, являлись самым надежным оружием в реализации коммунистической идеологии. В связи с этим, несмотря на региональные различия, музеи характеризовались общей схожестью в деятельности, что не позволяло вести поиск и самостоятельную работу.

Цель исследования: комплексное исследование развития музеев Кыргызстана за годы независимости. Исходя из этой цели, поставлены следующие задачи:

- определить уровень проведенной работы по определенным направлениям, с анализом научных трудов по истории музеев;

- исследовать место и роль краевых музеев региона в реализации музейной политики страны;

- выявить особенности основных направлений в экспозиционной работе краеведческих музеев советской эпохи и периода независимости.

Материалы и методы исследования

В этой статье материалом, или источниковой базой исследования, были труды музееведов советского периода, а также труды историков Кыргызстана. Отчеты музеев по их основной деятельности: это делопроизводственные бумаги, посвященные различным юбилейным датам, указания, экспозиции и т.д. Методологическую основу исследования составили принципы историзма, объективности, системного подхода, анализа и синтеза, а также использованы историко-сравнительный, системно-аналитические методы, что обеспечило решение поставленных задач.

После развала СССР, оказавшись в новой социокультурной ситуации, когда требовалось в корне изменить свою деятельность, музейная сфера испытывала бессилие и беспомощность.

Однако следует отметить, что в постсоветских странах для дальнейшего развития музейного дела уже существовал довольно прочный фундамент. В СССР, особенно во второй половине 1950-х гг., музееведение стало предметом целевого, планомерного, научного исследования. Началась работа над «Очерками истории музейного дела» (Выпуск 1–1. М., 1957–1971), включавшими историю отдельных музеев и профильных групп, этапов развития музейного дела, правительственной политики. В это время вышли в свет научные труды таких известных специалистов музейного дела и ученых, как В.К. Гарданов, А.М. Разгон, О.В. Ионова, В.Н. Игнатьев, Д.А. Равикович [1]. Но при этом музеи Кыргызстана, будучи частью структуры советских музеев, не попали в сферу научных исследований. А исследования кыргызских ученых А. Алтымышбаева, А. Измайлова, А. Каниметова, К. Каракеева, С. Даниярова, А. Казакбаева не касаются вопросов истории музеев Кыргызстана, они отражают вопросы культурной революции в общетеоретическом плане. В первые годы независимости внимание было уделено нормативно-правовой базе культурного сектора. Были разработаны Закон «Маданият», программа «Маданият» [2]. В этих государственных документах описываются планы поддержки музеев и их развития. Точнее в пункте 1.2 Программы была рассмотрена в 1997–1999 гг. разработка закона «О музейном фонде Кыргызской Республики и музеях в Кыргызской Республике». Постепенно музеи стали изучать в контексте общего культурного развития [3].

Общекультурное развитие Кыргызстана в период его независимости рассматривалось известными учеными-историками Дж. Джунушалиевым, О.Ж. Осмоновым, А.А. Асанкановым. Необходимо указать труды исследователя Т.И. Старусевой, издававшиеся с 2000 г. в виде отдельных статей. Останавливаясь на идеологических аспектах всеобщей деятельности музеев, организованных в советское время, она четко указывает на то, что все усилия, весь труд были направлены на демонстрацию достижений трудового населения в строительстве «развитого» социализма. Считая 1985 г. началом нового этапа в культурном строительстве, автор отмечает появление больших возможностей в сфере музейной системы, расширение ее культурно-просветительских и научных функций.

В опубликованных статьях научных сотрудников Центрального исторического музея Г.Д. Джунушалиевой, А. Исаевой, Б. Абаскановой, А. Шаршеналиевой в общем плане описана роль общественных и научных организаций в развитии музеев, исследованы коллекции экспонатов и некоторые вопросы реставрации и консервации собранных в музее исторических памятников. Авторы, как профессиональные специалисты – практики своего дела, задумываются и ищут пути развития музеев, их нового содержания в новой обстановке.

На сегодняшний день первая работа по комплексному и специальному научному исследованию истории формирования, развития и деятельности музеев страны принадлежит Л.Г. Ставской [4]. Автор, опираясь на многолетний опыт своей работы в Государственном историческом музее, глубоко исследовав основные направления развития и исторические этапы становления музейного дела в Кыргызстане, дает общую характеристику деятельности музеев.

Поэтому начиная со времени обретения независимости перед кыргызскими учеными, да и всеми, кто занимается вопросами культуры, музейной сферы, стоят следующие задачи:

- оценка развития музеев с научной стороны, определение необходимости их дальнейшего развития в современных условиях;

- исследование деятельности музеев Кыргызстана с учетом региональных различий;

- углубление роли и расширение возможностей влияния музеев в формировании исторического сознания современного кыргызстанского общества;

- полная модернизация деятельности музеев, превращение их в настоящий центр культуры и науки;

- широкое отражение и ознакомление мира Кыргызстана – истории, науки, культуры, экономики – в музейном пространстве;

- решение проблем формирования общественного сознания без использования громких, пропагандистских призывов.

С обретением независимости музеи стали рассматриваться в рамках общих принципов историзма как часть культурного развития страны в трудах Дж. Джунушалиева, А. Какеева, В. Мокрынина, В. Плоских, О.Ж. Осмонова, А.А. Асанканова, А. Бедельбаева, В. Воропаева, Г. Харченко, Д. Сапаралиева.

В 2000-е гг. исследователь Л. Ставская издала научную монографию, посвященную дестельности музеев Кыргызстана, а ученые Т.И. Старусева, Г.Д. Джунушалиева, сотрудники музеев А. Исаева, Б. Абасканова, и А. Шаршеналиева опубликовали научные статьи, в которых с профессиональной точки зрения были исследованы различные вопросы по развитию музеев и музейного дела в республике.

В целом с момента получения суверенитета прошло три десятилетия. Это время ознаменовалось поворотным периодом и в жизни музеев, и в жизни общества. В новых условиях исчезла политико-идеологическая зависимость от властей, музеи получили большую самостоятельность. Возникает вопрос: «А что же изменилось в деятельности музеев, являвшихся неотъемлемой частью государственной пропаганды марксистско-ленинской идеологии?»

За ответом необходимо обратиться к сегодняшним дням. Музеи, в особенности государственные:

- самостоятельно развиваются и определяют свое будущее;

- организуют выставки научных экспозиций в новых форматах и образах;

- углубили и расширили свои роль и возможности влияния на формирование и изменение исторического сознания общества;

- позитивно влияют на развитие сферы туризма, ищут и находят дополнительные источники собственных средств;

- реализуют работу по ознакомлению мировой общественности с историей и культурой страны.

Исчезла политико-идеологическая зависимость от властей, музеи получили большую самостоятельность [5]. В соответствии с условиями независимости и требованиями общества было значительное изменение в научных экспозициях центрального исторического государственного музея Кыргызстана [6]. Сегодня истрический музей вырос в крупный научный, культурный и методический центр республики.

Результаты исследования и их обсуждение

Наряду с этим, по нашему мнению, в деятельности музеев есть ещё немало проблем и планов, требующих своего решения и реализации. Они сегодня представляются наиболее актуальными:

1. Решение кадрового вопроса. В эпоху глобализации наряду с развитием туризма музеи снова вышли на первый план. Общее состояние музеев, уровень научных экспозиций, готовность к приему туристов, обеспечение экскурсоводами, владеющими иностранными языками, во многом зависит от компетентности руководителей. Поэтому при назначении руководителей необходимо учитывать знания, профессиональный и практический опыт в этой сфере. Эта проблема требует особого внимания.

2. Улучшение системы подготовки музейных работников. Здесь работу стоит проводить в двух направлениях. Первое – организация курсов повышения квалификации работающих специалистов. Этого можно добиться на базе крупных государственных музеев, проведением тематических семинаров, тренингов, круглых столов с привлечением иностранных стпециалистов и участие в международных музейных программах и проектах. Второй путь – доступ к высшему образованию по специальности «музееведение» работающих сотрудников или подготовка кадров с высшим образованием в вузах страны. Сегодня музейных работников готовит только Кыргызский государственный университет культуры и искусства в Бишкеке. Если бы эта специальность была открыта на базе Ошского государственного университета, то потребность в высококвалифицированных кадрах в областях южного региона страны была бы обеспечена. Вместе с тем для подготовки музейных кадров следует отметить необходимость обеспечения вузов высококвалифицированным профессорско-преподавательским составом, соременными учебными программами. Думаем, здесь надо налаживать тесное сотрудничество с российскими университетами, имеющими большой опыт подготовки специалистов по профилю «музееведение». Достаточно вспомнить такие вузы, как Московский государственный университет культуры, Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств, Российский государственный гуманитарный университет и др. В этих учебных заведениях подготовка современных компетентных специалистов достигается усвоением глубоких теоретических знаний как в университетских аудиториях, так и в залах известных музеев и галерей, где организуются целевые производственные практики студентов. Взаимовыгодные связи кыргызских университетов с российскими университетскими центрами посредством подписания договоров, организации совместных образовательных программ, научно-исследовательской деятельности, обмена специалистами, практикования академической мобильности студентов, несомненно, благотворно скажутся на решении музейных кадров и дальнейшем развитии музейного дела в Кыргызстане. По нашему мнению, именно эти направления у нас в стране являются приоритетными в настоящее время.

3. Организация деятельности по разработке и переводу методических пособий, научной литературы по музейному делу на кыргызском и русском языках. Обеспечение тематическими периодическими печатными изданиями – газетами и журналами для возможности ознакомлениями с последними новостями, методами работы и новыми технологиями в выставлении экспонатов и научных экспозиций.

4. Создание современной, научной и мощной экспозиции музеев. В настоящее время перед историческим музеем стоит очень тяжелая задача – создание экспозиции, отражающей историю Кыргызстана в XX в. Сложность заключена в том, что научному составу музея надо показать один из самых противоречивых периодов нашей истории. Сложность поиска новой модели музейного показа XX в. связана с проблемами современной исторической науки в целом.

5. Увеличить вклад в развитие туризма в регионах через комплексное развитие музеев. Музеи советского времени были в первую очередь просветительно-пропагандистскими и образовательно-воспитательными учреждениями. Музеи сегодняшних дней становятся многофункциональными историко-культурными центрами, имеющими влияние на культуру и экономику страны.

6. Проникновение национальных ценностей делает музей неотъемлемой частью повышения осведомленности общественности. Период независимости Кыргызстана благотворно сказался на дальнейшем развитии и обновлении музеев, что привело к нахождению ими своего стабильного места в обществе, а общество начало по-новому видеть и использовать музеи.

Не секрет, что сегодня библиотеки музеев страны обеспечены литературсоой советской поры. Современные книги и специальная литература по музейному делу просто отсутствуют. Изменить такое положение дел в лучшую сторону смогут только сами музеи.

Выводы

1. Начиная с 1920-х гг. на всей территории СССР формировались краеведческие музеи комплесного профиля. Освещая историю, экономику, культурно-политическую ситуацию, они были крайне идеологизированы, осуществляли свои функциональные обязанности согласно политике и требованиям своего времени.

2. Приобретение государством независимости открыло новую страницу в истории музеев – они начали работать в новом направлении и с новыми идеями. Это дало им возможность изменить экспозиции музеев, их тематику, свободно решать, согласно своему выбору, вопросы об организации различных выставок.

3. Музеи были, есть и, несомненно, будут надежными носителями и хранителями истории и культуры страны для будущих поколений, и их значение в этом аспекте трудно переоценить. Музеи Кыргызстана сегодня играют важную роль в формировании общественного сознания, что требует внимания государства к музейным организациям и понимания их роли широкой общественностью.