На современном этапе развития высшая школа ставит перед собой задачи, связанные с созданием условий, позволяющих подготовить специалиста, обладающего не только значительными знаниями в определенной области, но и высоким уровнем самосознания, критическим мышлением, способного к творческой деятельности, готового к самостоятельному выполнению профессиональных обязанностей. Важными качествами выпускника вуза становятся: возможность регулировать свою деятельность, сопоставлять цели и результаты, корректировать процессы выполнения задач, искать новые подходы, а в случае неудачи подходить к процессу осознанно и осмысленно.
Именно об этом говорил академик П.Л. Капица [1] – осознанное мышление может развиваться в следующих основных направлениях:
- умение научно обобщать – индукция,
– умение применять теоретические вы- воды для предсказания процессов прак- тики – дедукция,
- умение выявлять противоречия между теоретическими обобщениями и процессами, происходящими в природе – диалектика.
В настоящее время события развиваются с невероятной скоростью, и отслеживать происходящие процессы, вникать в их суть, а тем более пытаться предугадать вектор их развития становится всё труднее. Именно поэтому в условиях стремительных перемен, становления информационного общества, доминирования информационно-коммуникационных технологий, со всей неотвратимостью требуются изменения в системе образования [2, 3].
Тем не менее классические методы преподавания в высшей школе не должны отвергаться и перечеркиваться. Наработанная веками методика не может быть забыта и «выброшена за борт». Необходимо впитать лучшее из того, что просуществовало столетиями, и отнестись бережно, «не наломать дров» и максимально сохранить этот бесценный опыт в системе образования с учётом реалий, которые диктуются современными условиями.
Цель исследования: провести анализ традиционного и дистанционного обучения, определить пути актуализации образовательного процесса при изучении курса физики.
В течение ряда лет в КарГТУ создавалась база электронных ресурсов, в которую входят слайд-лекции, презентации, анимации, виртуальные лабораторные работы. В 2017 г. была введена электронная система «UNIVER», которая даёт возможность, заменить все бумажные носители электронными, в том числе и журналы. Таким образом, у студентов есть в электронном виде весь набор учебного материала: книги, учебные пособия, силлабусы дисциплин, методические указания и т.д.
В 2018 г. в Техническом университете была введена и начала успешно действовать система дистанционного обучения, которая была призвана полностью сменить заочное образование. В результате, имея за плечами определённый опыт удалённой работы, нам удалось в кратчайшие сроки, в условиях карантина, объявленного в связи с эпидемией нового коронавируса, перевести всех студентов на дистанционное обучение.
В сложившихся обстоятельствах студенты очного отделения первую половину семестра учились по традиционной системе, а вторую – дистанционно. Кроме того, по результатам первого блока они успели сдать рубежный контроль, поэтому мы располагали данными об их успеваемости, что значительно облегчило работу в новых условиях. В свою очередь, студентам выдалась уникальная возможность сравнить две различные формы образования: традиционную форму обучения (ТФО) и дистанционную форму обучения (ДФО).
Несомненно, у каждой из форм обучения есть определенные достоинства и недостатки. ДФО – это экономия времени, возможность углубленного изучения предмета, ориентируясь на себя и свой индивидуальный темп. Изучение материала требует самоорганизованности, достаточной силы воли и высокой дисциплины. Это шанс воспитать в себе ответственность и самостоятельность, а также научиться разумно распределять высвободившееся время и планировать день.
В то же время в условиях ДФО студент лишается обычного сценария студенческой жизни: нет живого общения с преподавателем, нет привычных аудиторий, лабораторий, нет общения с группой, полностью отсутствует атмосфера студенческого братства.
Кроме того, вуз полностью теряет воспитательную составляющую, у преподавателя нет возможности объективно оценить психологическое состояние студента, что усложняет усвоение материала. Отсутствие индивидуального близкого контакта лишает возможности быстрого решения проблемных и стрессовых ситуаций.
Чтобы по данному поводу услышать мнение самих студентов, было проведено анкетирование (таблица). В опросе приняли участие студенты пяти групп первого курса, у которых проводились занятия в весеннем семестре 2019–2020 учебного года. Общее количество студентов – 88 человек.
Ответы респондентов на вопросы анкеты
№ п/п |
Вопросы анкетирования |
Результаты в % |
1 |
Какой из видов занятий наиболее сложный для восприятия: а) лекция б) семинар в) лабораторные г) СРСП |
18 24 56 2 |
2 |
Какой из видов занятий вами воспринимается легче всего: а) лекция б) семинар в) лабораторные г) СРСП |
58 36 2 4 |
Окончание таблицы |
||
№ п/п |
Вопросы анкетирования |
Результаты в % |
3 |
Какая часть выполнения лабораторной работы у вас вызывает наибольшие сложности при обычной форме обучения: а) ознакомление б) выполнение в) расчёт погрешности г) защита |
11 13 9 67 |
4 |
Как вы считаете, качество получения знаний дистанционно: а) выше б) не отличается в) уступает г) зависит от вида занятий |
11 2 58 29 |
5 |
Как вы считаете: влияет ли на качество обучения отсутствие живого общения между студентом и преподавателем: а) да б) нет в) зависит от преподавателя г) затрудняюсь ответить |
62 7 22 9 |
6 |
При дистанционной и обычной форме обучения – вовлеченность в учебный процесс выше: а) в дистанционной б) в обычной в) одинаковая г) затрудняюсь ответить |
13 56 18 13 |
7 |
В каких условиях вам работать комфортнее: а) в группе б) индивидуально в) с преподавателем г) затрудняюсь ответить |
45 24 20 11 |
8 |
Как вы оцениваете свою личную самоорганизованность при дистанционном обучении: а) высокая б) удовлетворительная в) сложно было себя заставить г) было вмешательство родителей |
31 56 13 0 |
9 |
Смогли ли вы продуктивно использовать сэкономленное время: а) да б) нет в) незначительно г) затрудняюсь ответить |
51 18 27 4 |
10 |
На ваш взгляд: уровень знаний, полученных в первом блоке (при обычной форме обучения) и во втором блоке (при дистанционной форме обучения): а) одинаковый б) выше в первом в) выше во втором г) затрудняюсь ответить |
9 80 7 4 |
11 |
Какой из видов занятий, на ваш взгляд, в будущем целесообразно перевести в дистанционную форму: а) лекция б) семинар в) лабораторные г) СРСП |
73 9 9 9 |
Поставленные задачи:
- проанализировать ответы,
- использовать мониторинг ответов для оценки двух форм обучения,
- сделать выводы.
Из анализа анкеты видно, что самым сложным для восприятия видом учебных занятий являются лабораторные работы, это подтвердили 56 % опрошенных. Видимо, это связано с тем, что не во всех школах проводится физический практикум. И студенты, придя в вуз, впервые сталкиваются с таким видом занятий. С нашей стороны делается всё возможное для лучшего восприятия изучаемых физических явлений, лабораторные установки уже полностью подготовлены к работе. То есть студенту не требуется проводить различного рода манипуляции по регулированию и настройке приборов. В то же время выполнение лабораторного эксперимента не должно сводиться к простым действиям с нажатием двух-трёх кнопок. За каждым простым действием должно стоять конкретное измерение физического параметра, характеризующего изучаемый физический процесс или физическое явление, т.е. иметь осмысленный характер [4]. Эту часть лабораторной работы необходимо проводить в ТФО. Помимо этого выполнение каждой конкретной работы требует стадий подготовки:
- ознакомление с теоретическими основами лабораторной работы и исследуемыми физическими явлениями;
- ознакомление с лабораторной установкой, описанием её работы и порядком выполнения лабораторной работы;
- ознакомление с элементами общей теории обработки результатов измерений и с последовательностью обработки результатов измерений при выполнении данной лабораторной работы;
- проведение расчётов и визуализация полученных результатов (отображение результатов в виде таблиц и графиков);
- формирование отчета по результатам выполнения лабораторной работы.
Вот этот комплекс мероприятий возможно перенести в ДФО. Как показала практика, лабораторные работы, которые студенты успели выполнить до карантина, они без особых усилий обработали и смогли ответить на контрольные вопросы. Таким образом, эффективность предлагаемого подхода подтверждается.
Более десяти лет назад в КарГТУ начали переходить от классической формы чтения лекций к использованию мультимедийных лекций. Это было продиктовано в большей степени уменьшением количества аудиторных часов, большая часть часов выделялась на самостоятельную работу студентов (СРС). Такие изменения в учебном плане потребовали от преподавателей внедрения инновационных методов, как в организации аудиторной работы, так и в руководстве СРС, разработки нового учебно-методического обеспечения. Интерактивные презентации являются не просто иллюстративным сопровождением лекционного курса, они позволяют преподавателю оптимальным образом использовать как собственные знания и лекторские умения, так и современные информационные технологии. Они обеспечивают лучшее усвоение учебной информации за счёт активизации форм обучения, а также увеличивают количество изложенного учебного материала (по сравнению с объёмом материала, даваемого в рамках классической лекции), что компенсирует недостаток учебного времени [5, 6].
Опять же наличие мультимедийных лекций в условиях карантина позволило без труда, используя платформу ZOOM, читать лекции в онлайн-режиме. Так как вся необходимая информация представлена на слайде компактно, конспективно, это давало возможность преподавателю сопровождать его своими индивидуальными комментариями. Осуществлялась постепенность предъявляемого учебного материала: на экране представлялась информация, обсуждаемая в данный момент, что позволяло студентам детально её осмыслить. Кроме того, в ресурсы «UNIVER» был представлен электронный конспект лекций, облегчая студенту работу по дальнейшему освоению учебного материала, а также подготовке к коллоквиуму или экзамену.
Практика показала, что в условиях ДФО студенты ответственно относились к выполнению самостоятельной работы в том случае, если она носила конкретный характер (подготовка к данной работе, решение определенных задач для семинара с известным алгоритмом) и была назначена на определённое время. Задания, требующие проявления самостоятельности в мышлении (дедукции) и инициативы, как правило, ставили студентов в тупик. Такого рода задания они выполняли и в ТФО, но там была группа, преподаватель, направляющий мыслительный процесс, и решение находилось в коллективе [7, 8]. Анкетирование показало, что только 24 % студентов предпочитают индивидуальную работу. Таким образом, для успешной организации ДФО необходимо, с одной стороны, чётко определить минимум разделов, тем, вопросов, заданий, сроки их выполнения. С другой стороны, хорошо подготовленным студентам желательно предоставить возможность углубленного изучения предмета, определив виды и содержание дополнительных заданий, а также способы поощрения.
В результате проведённого анкетирования, рассмотрев переход от ТФО к ДФО в условиях карантина, взглянув на его организацию глазами студентов, сделан вывод, что целесообразно использовать две формы преподавания в разумном сочетании, имея возможность для корректировки. Необходимо взвешенное соотношение между ТФО и ДФО. Учитывая, предыдущий опыт внедрения инноваций в учебный процесс, предлагается оставить в ТФО:
- аудиторные лекции;
- проведение необходимых измерений (эта часть выполняется в реальной лаборатории при условии получения допуска к работе);
- защиты лабораторных работ;
- семинарские занятия.
Перевести в ДФО:
- видеолекции по темам СРС с демонстрацией натурных и анимированных экспериментов и теоретической моделью данного явления, для обратной связи, краткий опрос по теме лекции;
- видео по решению типовых задач (10–15 мин), при необходимости может быть несколько видеофрагментов;
- домашнее задание по решению задач, его проверка, анализ, оценка;
- тест по данной теме, включающий теоретические вопросы и задачи;
- методические указания к лабораторным работам;
- тест по этим методическим указаниям;
- обработку результатов измерений;
- подготовку и предоставление отчёта по результатам натурного эксперимента.
Предложенный комплекс даст возможность преподавателю работать с большей отдачей, в то же время обеспечит последовательный характер самостоятельной работы студентов в ходе семестра, мотивируя их к изучению физики, а также уменьшит число отстающих студентов.
Работу в этом направлении целесообразно продолжить.