Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

BIOESTHETICS IS A NEW STAGE IN THE EDUCATIONAL PROCESS (PROGRAM, EDUCATIONAL AND METHODOLOGICAL RECOMMENDATIONS OF THE COURSE FOR STUDENTS OF MEDICAL UNIVERSITIES AND COLLEGES)

Zakhovaeva A.G. 1
1 Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Ivanovo State Medical Academy» of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation
The process of integration of sciences is under way. Bioesthetics is a synthesis of biology, medicine and aesthetics as a philosophy of art. However, bioesthetics has not yet been used in the educational process. We offer a course program «Bioesthetics» for medical students and colleges. The article substantiates the teaching of «Bioesthetics» for physicians. The goals of teaching, the place of discipline in the educational process are indicated. The study presents the program, methods of teaching «bioesthetics», as well as the same assessment tools (problem control tasks, tests). The program contains approximate topics of abstracts, a description of the methodology for working on the abstract. A list of recommended literature for the course is provided. «Bioesthetics» is a new step in the educational process. Its teaching will be not only useful, but also interesting for both students and postgraduate education, including refresher courses in the context of aesthetic medicine (esthetic dentistry, aesthetic surgery, arttherapy, cosmetology). It is possible to teach «Bioesthetics» in general education lyceums and gymnasiums in classes with in-depth study of biology, as well as in «Art Schools».
bioesthetics
aesthetics
education
art
biology
medicine

Современный образовательный процесс есть сфера общественной жизни, которая учитывает все тенденции развития, в том числе и науки. Главная особенность современной науки – это формирование новых наук на стыке традиционных, процесс интеграции наук. Так появились биоэтика, генная инженерия, биохимия, биоэстетика и другие. По решению Всемирной медицинской ассоциации (1999 г.) курс «Биоэтика» («Биомедицинская этика») должен быть обязательным в программе медицинских учебных заведений. Хотя понятия «Медицинская эстетика», «Эстетическая стоматология», «Эстетическая хирургия» уже стали нашей повседневностью, курса «Биоэстетика» в медицинских колледжах и вузах пока ещё нет. «Биоэстетика» как наука зарегистрирована в «Реестре новых научных направлений РАЕ» [1, с. 96–97]. Проблема внедрения в образовательный процесс «биоэстетики» не просто актуальна, а сверхважна!

В предлагаемой работе впервые представлена программа курса «Биоэстетика» для учащихся медицинских вузов и колледжей. Обосновано преподавание биоэстетики медикам. Указаны цели преподавания, место дисциплины в образовательном процессе. Четко разработана сама программа, методика преподавания биоэстетики, а также оценочные средства (проблемные контрольные задания, тесты). Программа содержит примерные темы рефератов, описание методики работы над рефератом. Приводится список рекомендованной литературы к курсу.

Цель исследования: разработать программу, учебно-методические рекомендации к курсу «Биоэстетика» для учащихся медицинских специальностей вузов и медицинских колледжей.

Материалы и методы исследования

Материал, изложенный в исследовании, проходил эмпирическую апробацию в контексте курса «Философия медицины» в Ивановской государственной медицинской академии около трех лет. Найден алгоритм сочетания искусства, медицины и педагогических технологий (проблемное обучение, педагогика сотрудничества, «сократовский метод»).

Результаты исследования и их обсуждение

Цель освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины (модуля) «Биоэстетика» является формирование у студентов системных знаний на стыке эстетики как философии искусства и медицины, что способствует развитию аналитического мышления, навыков доказательства своей мировоззренческой и творческой позиции.

Место дисциплины в структуре основной образовательной программы

Курс «Биоэстетика» является элективным в медицинском образовании. Биоэстетика – новейшее направление в педагогике. Появление биоэстетики – это необходимость разработки транссистемного подхода к антропологии и эстетике, в рамках новой парадигмы, где неразрывно связаны биология, медицина, искусство.

Эстетический подход к медицине вернет её к истинному предназначению, о котором говорил «отец медицины» Гиппократ: «Медицина – это искусство возвращать человеку утраченную вследствие болезни красоту» [2, с. 45]. Биология, медицина и эстетика в контексте биоэстетики способны выявить новые перспективы в развитии как науки, так и образования.

Для изучения дисциплины необходимы знания по курсу «Философия», а также следующим базовым предметам школьного курса: всеобщей истории, истории России, России в мире, обществознанию, мировой художественной культуре (МХК), литературе. Курс рекомендован к изучению на втором курсе, ибо опирается на знания, полученные студентами на первом курсе по истории и биоэтике, психологии и педагогике.

«Биоэстетика – это учение о прекрасном, его законах и нормах в живой природе, в том числе в восприятии человека как части биоса» [3]. Знания, полученные по биоэстетике, имеют непосредственный выход ко всем гуманитарным дисциплинам. Сформированные в процессе изучения биоэстетики навыки и умения необходимы для последующей профессиональной подготовки медика.

Изучение биоэстетики решает важную воспитательно-эстетическую задачу – «научить искусству понимать искусство» [4, с. 20].

Общая трудоемкость дисциплины составляет 0,5 зачетной единицы, 18 академических часов (таблица).

Общая трудоемкость дисциплины

Курс

Семестр

Количество часов

Форма промежуточного контроля

Всего в часах и ЗЕ

Часы контактной работы

Часы самостоятельной работы

2

4

18 (0,5)

12

6

Зачет (написание реферата)

Примерная учебная программа дисциплины

1. Биоэстетика как наука

Биоэстетика как междисциплинарная наука. Эстетика как наука. Синтез философии искусства, биологии и медицины.

Организация учебной работы, методика самостоятельной подготовки студентов к занятиям по курсу. Требования и рекомендации к работе по занятиям к докладам и рефератам.

2. Основные понятия биоэстетики

Понятие «искусство», «красота», «катарсис». Сущность искусства. Теории искусства. Учение о «красоте»: Аристотель, Леонардо да Винчи, Э. Бёрк, И. Кант.

3. Основные принципы биоэстетики

Принципы биоэстетики: принцип гуманизма, аксиологический принцип, перцептивный принцип. Что такое «эстетическое»? Синтез этики и эстетики.

4. Психология искусства

Психология личности и психология искусства. Влияние искусства на личность. «Искусство понимать искусство». Теоретические аспекты проблемы теории искусства. Учение И. Канта («Критика способности суждения»), работа З. Фрейда «Леонардо да Винчи. Воспоминание детства», «Психология искусства» Л. Выготского. Искусство как «язык чувств». Понятие «синдром Стендаля». Функции искусства.

5. Арт-терапия

Что такое арт-терапия [5]? Арт-терапия – яркий пример прямого физиологического влияния искусства на личность, через эмоции, сопереживание, трансляцию определенного чувственного состояния, выраженного в искусстве. Арт-терапия – это комплекс различных психотерапевтических техник, таких как изотерапия, музыкотерапия, данстерапия, театротерапия, либропсихотерапия.

6. Биоэстетика и стоматология

Синтез стоматологии и эстетики. Понятие «красота» в стоматологии. Теоретические проблемы эстетической стоматологии и косметологии. «Искусство стоматологии». Применение биоэстетических принципов в стоматологии.

Оценочные средства

Собеседование по контрольным вопросам – средство контроля, организованное как специальная беседа преподавателя со студентами по темам курса. Собеседование позволяет выяснить, насколько успешно студент овладел основным понятийным аппаратом и фактическим материалом. С помощью данного средства контроля можно оценить информированность, широту и прочность знаний; последовательность и логичность рассуждения, умение анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи; соблюдение норм и правил речевого этикета, умение вести диалог; выражать отношение, позицию к людям и обществу, опираясь на историческое знание, умение обосновывать собственную точку зрения.

Примерный перечень контрольных проблемных вопросов для собеседования

Тема № 1.

1. Что такое биоэстетика как наука?

2. Особенности биоэстетики.

3. Особенности синтеза эстетики и ме- дицины.

Тема № 2.

1. Что такое искусство?

2. Что есть сущность искусства?

3. Как Вы понимаете смысл «катарсиса»?

Тема № 3.

1. Что такое «эстетическое»?

2. Как Вы понимаете фразу И. Канта «Красота есть символ добра»?

3. Какой принцип биоэстетики можно назвать главным и почему?

Тема № 4.

1. Феномен «синдром Стендаля»: парадокс искусства или парадокс психики?

2. Проанализируйте репродукцию картины с позиции психолога.

3. Какая теория искусства, по Вашему мнению, отражает его сущность

Тема № 5.

1. Способно ли искусство исцелять?

2. Какой вид арт-терапии Вас более всего заинтересовал и почему?

3. В будущем Вы готовы использовать арт-терапевтические технологии в своей медицинской практике?

Тема № 6.

1. В чём синтез стоматологии и эстетики?

2. Можно ли назвать стоматологию искусством?

3. Какие принципы биоэстетики наиболее важны в стоматологии.

Оценочное средство: подготовка реферата; требования к результатам подготовки рефератов.

Перечень тем рефератов

1. Биоэстетика как междисциплинарная наука.

2. Эстетика как наука.

3. Основные понятия биоэстетики.

4. Сущность искусства. Теории искусства.

5. Учение о «красоте»: Аристотель, Леонардо да Винчи, Э. Бёрк, И. Кант.

6. Основные принципы биоэстетики.

7. Синтез биоэтики и биоэстетики.

8. Психология искусства.

9. Влияние искусства на личность.

10. Понятие «синдром Стендаля». Функции искусства.

11. Общие проблемы Арт-терапии.

12. Приемы изотерапии в работе стома- толога.

13. Приёмы музыкотерапии в работе стоматолога.

14. Приёмы либропсихотерапии в работе стоматолога.

15. Данстерапия.

16. Сказкотерапия в педиатрии.

17. Синтез стоматологии и эстетики.

18. Понятие «красота» в стоматологии.

19. Теоретические проблемы космето- логии.

20. Медицина как искусство.

Реферат представляется в письменном виде для ознакомления преподавателю, после чего проходит устная защита реферата.

Реферат должен содержать следующие разделы: содержание; введение; несколько глав (от 2 до 5); заключение; список литературы. Введение содержит актуальность выбранной темы реферата; цель и задачи работы. Главы реферата следует разделить на параграфы. В конце каждой главы необходимо сделать вывод, а в заключении – общий вывод, четко выразить своё отношение к проблеме. Список литературы к реферату должен составлять от трех до пяти изданий. Текст реферата должен быть лаконичен, отличаться четкостью, убедительностью формулировок. Необходимо соблюдать единство терминологии в рамках реферата.

Защита реферата представляет собой устное выступление перед преподавателем и однокурсниками продолжительностью 5–7 минут, студент представляет основные положения и выводы своей работы, после чего отвечает на заданные ему вопросы. Неотъемлемой частью обсуждения является отзыв на реферат, который даёт либо отдельный студент, либо группа в целом по следующему плану:

1. Соответствие содержания рефера- та теме.

2. Полнота и глубина раскрытия основных положений реферата.

3. Аргументированность основных положений и вывода.

4. Актуальность представленной ин- формации.

5. Умение систематизировать и структурировать материал.

6. Грамотность изложения, литературный стиль.

7. Умение ярко, интересно представить реферат.

8. Соответствие мультимедиа-презентации тексту (по возможности).

Для получения «зачтено» по дисциплине необходимо получить положительную оценку за выполнение реферата.

ТЕСТЫ к курсу

1. Что изучает эстетика?

A. искусство

B. мораль

C. общество

D. нравы

ANSWER: A

2. Что такое «катарсис»?

A. учение о здоровом образе жизни

B. скепсис, сомнение в познании

C. очищение, выздоровление вследствие общения с искусством

D. учение о красоте в искусстве

ANSWER: C

3. Кто ввел термин «катарсис»?

A. Аристотель

B. Гален

C. Павлов

D. Авиценна

ANSWER: A

4. Какое понятие ввел А. Баумгартен?

A. катарсис

B. эстетика

C. этика

D. валеология

ANSWER: B

5. Учение об «эстетическом» И. Кант развил в работе:

A. «Критика способности суждения»

B. «Критика чистого разума»

C. «Критика практического разума»

D. «Критика искусства»

ANSWER: A

6. По мнению какого ученого, искусство есть выражение внутреннего мира сексуально неудовлетворённого человека:

A. Юнг

B. Фрейд

C. Фромм

D. Баумгартен

ANSWER: B

7. Автор термина «Артерапия»:

A. Аристотель

B. Гиппократ

C. Хилл

D. Поттер

ANSWER: C

8. Хромотерапия – это:

A. лечение цветом

B. лечение звуком

C. лечение искусством

D. лечение танцами

ANSWER: A

9. Либропсихотерапия – это:

A. лечение музыкой

B. лечение звуком

C. лечение посредством чтения художественной литературы

D. лечение танцами

ANSWER: C

10. Комитет по исследованию музыкально-терапевтических эффектов был создан:

A. Павловым

B. Мечниковым

C. Бехтеревым

D. Пироговым

ANSWER: C

11. Что называл «языком чувств» Выготский?

A. искусство

B. общение

C. хромотерапию

D. хилус

ANSWER: A

12. Автор фразы «Медицина – это искусство возвращать человеку утраченную вследствие болезни красоту»:

A. Аристотель

B. Гиппократ

C. Хилл

D. Поттер

ANSWER: В

Заключение

«Эстетика обращается к искусству врачевания, проявлению эстетических начал в медицине. Гуманистическая профессиональная подготовка невозможна без эстетического воспитания медиков» [6, c. 458]. Программа курса «Биоэстетика» – это новая ступень в учебном процессе при подготовке медицинских работников. Её преподавание будет не только полезно, но и интересно как студентам, так и в последипломном образовании, в том числе курсы повышения квалификации в контексте эстетической медицины (эстетическая стоматология, эстетическая хирургия, арт-терапия, косметология). Возможно преподавание биоэстетики в общеобразовательных лицеях и гимназиях в классах с углубленным изучением биологии, а также в школах искусств.