С введения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования парадигма образования изменяется: от традиционной трансляции знаний от учителя к ученику переходит на поиск необходимой информации или путей решения самим обучающимся. Главной целью введения Стандарта стало повышение качества образования путем изменений ролей участников в образовательном процессе. В первый раз Стандарт разрабатывался в роли целостной системы требований ко всей системе образования, а не к предметному ее содержанию путем внедрения различных новых приемов и моделей образования. Главной задачей Стандарта представляется как формирование новых установок, так и изменение уже имеющихся в образовательном процессе.
Можно говорить о том, что Стандарт – это социальный проект, внедренный с целью как формирования новой модели образования, способной отвечать социально-экономическим запросам современного общества, так и воспитания такого поколения, у которого будут сформированы интеллектуальные и личностные характеристики, необходимые для дальнейшего самоопределения. Усвоенные знания, умения и навыки в процессе воспитания и обучения обучающиеся должны активно применять не только на уроках, но и в дальнейшей жизни. Для лучшего усвоения учебного материала применяются различные инновационные педагогические технологии, которые являются одним из условий успешного усвоения знаний в процессе обучения. Важной отличительной характеристикой Стандарта представляется его деятельностный характер, который ставит перед собой задачу развить личность через различные виды деятельности. Результаты обучения уже определяются через личностные, метапредметные и предметные результаты [1].
Цель исследования: анализ реализации ФГОС через различные педагогические технологии при формировании личностных универсальных учебных действиях.
Материалы исследования: научные статьи, авторефераты диссертаций, диссертации, учебная литература, электронные ресурсы.
Методы исследования: анализ литературных источников, обобщение и классификация полученной информации.
Результаты исследования и их обсуждение
Личностные результаты включают в себя готовность саморазвиваться и личностно самоопределяться, самомотивироваться, ставить перед собой цели и строить жизненные планы и многие другие. Рассмотрим их на рисунке. Согласно педагогическим словарям, личностные результаты образовательной деятельности являются совокупностью ценностных отношений обучающихся и к себе, и к остальным участникам в образовательном процессе, а также к полученным результатам и самому процессу обучения. В отечественной психологии данные результаты трактуются через качественные новообразования в психике, проявляющиеся первый раз в различный возрастной период, что и формирует в сознании свое мнение и взгляд на окружающую среду. Оканчивая школу, обучающийся на выходе должен обладать следующими новообразованиями: личностным и профессиональным самоопределением, у него будут сформированы свое мировоззрение, личностная идентичность, умение саморазвиваться и др.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования
Проанализировав Стандарт, мы пришли к выводу о том, что личностные результаты направлены на формирование следующих действий:
1) самоопределения (внутренняя позиция обучающегося, которая сосредотачивается на развитии самоидентификации, самоуважения, самооценки);
2) смыслообразования (наличие мотивации для различного рода деятельности);
3) ценностной и морально-этической ориентации (соблюдение морально-нравственных норм).
Данные действия помогают в осмыслении важности решения учебных задач, которые обязательно связываются с реальными ситуациями, формируют жизненные позиции к окружающему миру. Личностные результаты реализуются путем формирования личностных универсальных учебных действий. Они, в свою очередь, выступают как ценностно-смысловой, социальный и межличностный ориентир для обучающихся. Стоит отметить, что выделяют следующие виды действий: смыслообразование, которое понимается как формирование связей между целью учебной деятельности и мотивом; нравственно-этическое оценивание усваивания содержания, которое исходит из социальных и личностных ценностей [2].
Согласно Стандарту, учебная дисциплина «Иностранный язык» ставит перед собой цель не только достичь предметных результатов, но и сформировать личность ребенка, через толерантное отношение к другим культурам, оптимизм. А также развивает необходимые коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия. Что касается Основной образовательной программы основного общего образования Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 41 г. Тюмени, то личностные результаты при усвоении иностранного языка представляют собой общие сведения об окружающем мире как о многоязычном и поликультурном сообществе; осознание языка в роли средства для общения с различными людьми. Предмет «Иностранный язык» направлен на формирование личности, «формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания» [3]. Стоит также отметить то, что происходит развитие коммуникативных универсальных учебных действий и, как следствие, формируются и совершенствуются иноязычная коммуникативная компетенция и познавательные универсальные учебные действия.
Чтобы сформировать и развить познавательную и творческую активность обучающихся в процессе обучения, применяются различного рода образовательные технологии, с их помощью повышается качество образования, эффективность использования учебного времени, самое главное, снижается доля репродуктивной деятельности. Данные образовательные технологии основываются на индивидуализации, применении дистанционного обучения и вариативности в образовательном процессе.
Стоит отметить, что использование педагогических технологий на уроках помогает мотивировать к обучению через формирование познавательных потребностей; развивать продуктивные приемы обучения; раскрыть индивидуальные особенности и способности; сформировать необходимые навыки в любой деятельности, такие как самоконтроль, самоорганизация, саморегуляция; усваивать социальные нормы.
Так, рассмотрим детально образовательные технологии, которые применяются для формирования личностных универсальных учебных действий.
В нашей стране с дидактической точки зрения компьютеризация в процессе образования рассматривалась А.П. Ершовым, А.А. Кузнецовым, Т.А. Сергеевой, И.В. Робертом; с методической точки зрения – Б.С. Гершунским, Е.И. Машбицей, Н.Ф. Талызиной; с психологической точки зрения – В.В. Рубцовым, В.В. Тихомировым, Е.И. Виштынецким, А.О. Кривошеевым, Е.С. Полатом; а о роли и месте ИКТ в системе гуманитарного обучения говорили Б.С. Гершунский, И.Г. Захарова и другие ученые. В связи с этим информационно-коммуникационная технология является комплексом учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в образовательном процессе [4]. В процессе использования ИКТ всесторонне развивается обучаемый:
1) происходит формирование различных типов мышления (наглядно-образного, наглядно-действенного и других);
2) развивается эстетическое воспитание через применение компьютерной графики и различных технологий мультимедиа;
3) формируются коммуникативные спо- собности;
4) реализуется навык быстрого применения решений в сложных ситуациях;
5) формирование информационной куль- туры, умений осуществлять обработку информации.
6) развиваются мотивы для познавательной деятельности;
7) происходит углубление межпредметных связей из-за применения средств информационно-коммуникационных техноло- гий [5–7].
Данная технология способствовала внедрению в педагогическую практику методических разработок, которые были ориентированы на введение инновационных идей в воспитании и образовании.
Технология проектного обучения представляет из себя такую технологию, которая ориентирована на развитие самостоятельности, различных компетенций посредствам практико-ориентированного продуктивного обучения через выполнение самостоятельной работы для приобретения необходимых знаний [8]. У обучающихся формируются различные умения и навыки, такие как коммуникативные, исследовательские умения и другие. Так, задачами данного подхода выступают: развитие проектного мышления; самостоятельное приобретение знаний; развитие мотивации к различным видам деятельности [9].
Кейс-технология впервые была применена в 1924 г. в Школе бизнеса Гарвардского университета. Данный метод имеет перед собой цель заинтересовать в изучении какого-то предмета или области знаний, что формирует навык сбора, обработки и анализа полученной информации. Актуальность данной технологии заключается в предоставлении обучающемуся информации о различных профессиях, что позволяет развить мотивацию к деятельности и различные личностные качества [10].
В.В. Фирсов, В.М. Монахов, В.А. Орлов заложили основы и принципы технологии уровневой дифференциации, а именно, усвоение материала по единой программе происходит на различных уровнях: базовом (обязательный уровень усвоения программы) и более высоких (освоив базовый уровень, обучающийся переходит к более высокому уровню в усвоении учебного материала). Обучающиеся по достижению одного из уровней могут изменять уровень усвоения материала на более высокий. Данное обучение направлено на вариативность содержания и форм обучения, что позволяет сформировать необходимые условия для развития возможностей обучающегося в образовательном процессе. В результате исследования, проведенного А.В. Матвеевым, было предложено четыре подуровня дифференциации работы обучающихся с информацией (таблица).
Подуровни дифференциации работы обучающихся с информацией (по А.В. Матвееву)
Подуровень |
Характеристика |
Репродуктивный |
Характеризуется выполнением деятельности по заданному алгоритму: обучающиеся должны делать пересказ материала разной степени сложности и давать определения различным понятиям, законам, гипотезам |
Конструктивно- описательный |
Предполагает самостоятельное использование информации на базе усвоенного алгоритма: обучающийся должен уметь описывать явления, с выявлением их особенности |
Конструктивно- аналитический |
Представляет из себя навыки анализа, систематизации, обобщения, объяснения |
Творческий |
Понимается через творческую деятельность |
Таким образом, дифференцированные задания – это такие средства обучения и воспитания, которые имеют своей целью сформировать и развить мыслительную и творческую активность обучающихся.
Модульное обучение представляет из себя структурирование необходимой к изучению информации в различные блоки или модули. Модуль является отдельным блоком, который содержит необходимый теоретический материал, тренировочные задания, методические рекомендации для обучающихся [11]. Стоит отметить, что модуль соотносится с темой учебного предмета. Имеются следующие отличия: оцениваются все виды деятельности обучающихся: практическое задание, самостоятельная работа, посещение уроков, выполнение различного уровня контрольных работ. Содержание учебного занятия формируется из нескольких логически связанных между собой модулей, а выполнение заданий помогает формировать как предметные, так и личностные результаты.
Многие ученые говорят о том, что принцип интеграции означает некую взаимосвязь компонентов образовательного процесса. Согласно этому (А.С. Леонов), урок, основанный на технологии интегрированного обучения, должен содержать синтез необходимой информации из разных наук и искусств для обучающихся. В.А. Сухомлинский в свою очередь говорит о том, что обучающихся необходимо познакомить с каждой учебной дисциплиной в связи с другими [12]. Так восстанавливается естественно-природный процесс познания мира учащимися. Познавательная деятельность возникает при создании условий для развития личности, а этому способствует данная технология. Многие ученые считают, что использование технологии интегрированного обучения позволяет сделать процесс обучения полным, интересным и насыщенным. Одна из задач – пересечение различных предметных областей естественных наук для развития единого мировоззрения и мировосприятия. Необходимость в данной технологии обусловлена дифференциацией знаний обучающихся, возникает сложность в связывании разных понятий из различных наук в единое целое. Так, данная технология направлена на установление межпредметных связей, которые понятны учащимся, что способствуют развитию потенциала обучающихся, побуждению к активному познанию окружающей их действительности, к нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
Рассмотрим педагогику сотрудничества. Педагогика сотрудничества – это система методов и приемов воспитания и обучения, которые базируются на принципах гуманизма и творческого подхода к развитию личности (Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, и др.). Ученые (Е.Н. Ильин, В.А. Караковский и др.) выделили следующие положения данной технологии. «Обучение»:
1) это творческий процесс;
2) происходит без принуждения;
3) состоит из нескольких тем, объединенные в блоки;
4) происходит через самоанализ обуча- ющихся;
5) происходит через выбор необходимой информации педагогом;
6) происходит через формирование личности обучающегося;
7) через сотрудничество учителей и ро- дителей [13].
Педагоги могут использовать для реализации этой технологии интересные и увлекательные рассказы, различные беседы, адекватное непредвзятое оценивание, поощрение творческих успехов обучающихся, личный пример педагога, организацию встреч с интересными людьми и многие другие.
Заключение
Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что внедрение и использование различных педагогических технологий в процесс обучения на любых ступенях образования дает возможность духовно-нравственного развития педагогов и самих обучающихся, усвоения содержания общеобразовательных дисциплин и формирования универсальных учебных действий.