Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,399

IMPLEMENTATION OF THE FSES IN THE FORMATION OF PERSONAL UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS

Tulenkova L.A. 1
1 South Ural State Humanitarian Pedagogical University
This scientific article is devoted to the issues related to the analysis of the concept of «personal universal educational actions», based on the Federal state educational standard and the Basic educational program of the basic General education of the Municipal Autonomous educational institution of secondary school №41 of the city of Tyumen and ways of their implementation and formation. The analysis of scientific literature carried out by the author allowed us to focus on the personal results of the development of the General education program. On the basis of works of domestic and foreign doctrines the author analyzed various technologies which can promote both formation, and development of personal universal educational actions. Having examined the pedagogical sources, the author analyzes the role of different technologies in the educational process. The article deals with modern pedagogical technologies, such as information and communication technology, technology of project training, case technology, technology of level differentiation, modular training, the principle of integration, pedagogy of cooperation for the formation of personality and personal universal educational actions, identified a number of basic characteristics in determining these concepts. This article will be of interest to specialists in the education system, researchers in this topic, teachers and students of pedagogical universities.
personal universal learning activities
education
formation
technology
standard

С введения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования парадигма образования изменяется: от традиционной трансляции знаний от учителя к ученику переходит на поиск необходимой информации или путей решения самим обучающимся. Главной целью введения Стандарта стало повышение качества образования путем изменений ролей участников в образовательном процессе. В первый раз Стандарт разрабатывался в роли целостной системы требований ко всей системе образования, а не к предметному ее содержанию путем внедрения различных новых приемов и моделей образования. Главной задачей Стандарта представляется как формирование новых установок, так и изменение уже имеющихся в образовательном процессе.

Можно говорить о том, что Стандарт – это социальный проект, внедренный с целью как формирования новой модели образования, способной отвечать социально-экономическим запросам современного общества, так и воспитания такого поколения, у которого будут сформированы интеллектуальные и личностные характеристики, необходимые для дальнейшего самоопределения. Усвоенные знания, умения и навыки в процессе воспитания и обучения обучающиеся должны активно применять не только на уроках, но и в дальнейшей жизни. Для лучшего усвоения учебного материала применяются различные инновационные педагогические технологии, которые являются одним из условий успешного усвоения знаний в процессе обучения. Важной отличительной характеристикой Стандарта представляется его деятельностный характер, который ставит перед собой задачу развить личность через различные виды деятельности. Результаты обучения уже определяются через личностные, метапредметные и предметные результаты [1].

Цель исследования: анализ реализации ФГОС через различные педагогические технологии при формировании личностных универсальных учебных действиях.

Материалы исследования: научные статьи, авторефераты диссертаций, диссертации, учебная литература, электронные ресурсы.

Методы исследования: анализ литературных источников, обобщение и классификация полученной информации.

Результаты исследования и их обсуждение

Личностные результаты включают в себя готовность саморазвиваться и личностно самоопределяться, самомотивироваться, ставить перед собой цели и строить жизненные планы и многие другие. Рассмотрим их на рисунке. Согласно педагогическим словарям, личностные результаты образовательной деятельности являются совокупностью ценностных отношений обучающихся и к себе, и к остальным участникам в образовательном процессе, а также к полученным результатам и самому процессу обучения. В отечественной психологии данные результаты трактуются через качественные новообразования в психике, проявляющиеся первый раз в различный возрастной период, что и формирует в сознании свое мнение и взгляд на окружающую среду. Оканчивая школу, обучающийся на выходе должен обладать следующими новообразованиями: личностным и профессиональным самоопределением, у него будут сформированы свое мировоззрение, личностная идентичность, умение саморазвиваться и др.

missing image file

Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования

Проанализировав Стандарт, мы пришли к выводу о том, что личностные результаты направлены на формирование следующих действий:

1) самоопределения (внутренняя позиция обучающегося, которая сосредотачивается на развитии самоидентификации, самоуважения, самооценки);

2) смыслообразования (наличие мотивации для различного рода деятельности);

3) ценностной и морально-этической ориентации (соблюдение морально-нравственных норм).

Данные действия помогают в осмыслении важности решения учебных задач, которые обязательно связываются с реальными ситуациями, формируют жизненные позиции к окружающему миру. Личностные результаты реализуются путем формирования личностных универсальных учебных действий. Они, в свою очередь, выступают как ценностно-смысловой, социальный и межличностный ориентир для обучающихся. Стоит отметить, что выделяют следующие виды действий: смыслообразование, которое понимается как формирование связей между целью учебной деятельности и мотивом; нравственно-этическое оценивание усваивания содержания, которое исходит из социальных и личностных ценностей [2].

Согласно Стандарту, учебная дисциплина «Иностранный язык» ставит перед собой цель не только достичь предметных результатов, но и сформировать личность ребенка, через толерантное отношение к другим культурам, оптимизм. А также развивает необходимые коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия. Что касается Основной образовательной программы основного общего образования Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 41 г. Тюмени, то личностные результаты при усвоении иностранного языка представляют собой общие сведения об окружающем мире как о многоязычном и поликультурном сообществе; осознание языка в роли средства для общения с различными людьми. Предмет «Иностранный язык» направлен на формирование личности, «формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания» [3]. Стоит также отметить то, что происходит развитие коммуникативных универсальных учебных действий и, как следствие, формируются и совершенствуются иноязычная коммуникативная компетенция и познавательные универсальные учебные действия.

Чтобы сформировать и развить познавательную и творческую активность обучающихся в процессе обучения, применяются различного рода образовательные технологии, с их помощью повышается качество образования, эффективность использования учебного времени, самое главное, снижается доля репродуктивной деятельности. Данные образовательные технологии основываются на индивидуализации, применении дистанционного обучения и вариативности в образовательном процессе.

Стоит отметить, что использование педагогических технологий на уроках помогает мотивировать к обучению через формирование познавательных потребностей; развивать продуктивные приемы обучения; раскрыть индивидуальные особенности и способности; сформировать необходимые навыки в любой деятельности, такие как самоконтроль, самоорганизация, саморегуляция; усваивать социальные нормы.

Так, рассмотрим детально образовательные технологии, которые применяются для формирования личностных универсальных учебных действий.

В нашей стране с дидактической точки зрения компьютеризация в процессе образования рассматривалась А.П. Ершовым, А.А. Кузнецовым, Т.А. Сергеевой, И.В. Робертом; с методической точки зрения – Б.С. Гершунским, Е.И. Машбицей, Н.Ф. Талызиной; с психологической точки зрения – В.В. Рубцовым, В.В. Тихомировым, Е.И. Виштынецким, А.О. Кривошеевым, Е.С. Полатом; а о роли и месте ИКТ в системе гуманитарного обучения говорили Б.С. Гершунский, И.Г. Захарова и другие ученые. В связи с этим информационно-коммуникационная технология является комплексом учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в образовательном процессе [4]. В процессе использования ИКТ всесторонне развивается обучаемый:

1) происходит формирование различных типов мышления (наглядно-образного, наглядно-действенного и других);

2) развивается эстетическое воспитание через применение компьютерной графики и различных технологий мультимедиа;

3) формируются коммуникативные спо- собности;

4) реализуется навык быстрого применения решений в сложных ситуациях;

5) формирование информационной куль- туры, умений осуществлять обработку информации.

6) развиваются мотивы для познавательной деятельности;

7) происходит углубление межпредметных связей из-за применения средств информационно-коммуникационных техноло- гий [5–7].

Данная технология способствовала внедрению в педагогическую практику методических разработок, которые были ориентированы на введение инновационных идей в воспитании и образовании.

Технология проектного обучения представляет из себя такую технологию, которая ориентирована на развитие самостоятельности, различных компетенций посредствам практико-ориентированного продуктивного обучения через выполнение самостоятельной работы для приобретения необходимых знаний [8]. У обучающихся формируются различные умения и навыки, такие как коммуникативные, исследовательские умения и другие. Так, задачами данного подхода выступают: развитие проектного мышления; самостоятельное приобретение знаний; развитие мотивации к различным видам деятельности [9].

Кейс-технология впервые была применена в 1924 г. в Школе бизнеса Гарвардского университета. Данный метод имеет перед собой цель заинтересовать в изучении какого-то предмета или области знаний, что формирует навык сбора, обработки и анализа полученной информации. Актуальность данной технологии заключается в предоставлении обучающемуся информации о различных профессиях, что позволяет развить мотивацию к деятельности и различные личностные качества [10].

В.В. Фирсов, В.М. Монахов, В.А. Орлов заложили основы и принципы технологии уровневой дифференциации, а именно, усвоение материала по единой программе происходит на различных уровнях: базовом (обязательный уровень усвоения программы) и более высоких (освоив базовый уровень, обучающийся переходит к более высокому уровню в усвоении учебного материала). Обучающиеся по достижению одного из уровней могут изменять уровень усвоения материала на более высокий. Данное обучение направлено на вариативность содержания и форм обучения, что позволяет сформировать необходимые условия для развития возможностей обучающегося в образовательном процессе. В результате исследования, проведенного А.В. Матвеевым, было предложено четыре подуровня дифференциации работы обучающихся с информацией (таблица).

Подуровни дифференциации работы обучающихся с информацией (по А.В. Матвееву)

Подуровень

Характеристика

Репродуктивный

Характеризуется выполнением деятельности по заданному алгоритму: обучающиеся должны делать пересказ материала разной степени сложности и давать определения различным понятиям, законам, гипотезам

Конструктивно- описательный

Предполагает самостоятельное использование информации на базе усвоенного алгоритма: обучающийся должен уметь описывать явления, с выявлением их особенности

Конструктивно- аналитический

Представляет из себя навыки анализа, систематизации, обобщения, объяснения

Творческий

Понимается через творческую деятельность

Таким образом, дифференцированные задания – это такие средства обучения и воспитания, которые имеют своей целью сформировать и развить мыслительную и творческую активность обучающихся.

Модульное обучение представляет из себя структурирование необходимой к изучению информации в различные блоки или модули. Модуль является отдельным блоком, который содержит необходимый теоретический материал, тренировочные задания, методические рекомендации для обучающихся [11]. Стоит отметить, что модуль соотносится с темой учебного предмета. Имеются следующие отличия: оцениваются все виды деятельности обучающихся: практическое задание, самостоятельная работа, посещение уроков, выполнение различного уровня контрольных работ. Содержание учебного занятия формируется из нескольких логически связанных между собой модулей, а выполнение заданий помогает формировать как предметные, так и личностные результаты.

Многие ученые говорят о том, что принцип интеграции означает некую взаимосвязь компонентов образовательного процесса. Согласно этому (А.С. Леонов), урок, основанный на технологии интегрированного обучения, должен содержать синтез необходимой информации из разных наук и искусств для обучающихся. В.А. Сухомлинский в свою очередь говорит о том, что обучающихся необходимо познакомить с каждой учебной дисциплиной в связи с другими [12]. Так восстанавливается естественно-природный процесс познания мира учащимися. Познавательная деятельность возникает при создании условий для развития личности, а этому способствует данная технология. Многие ученые считают, что использование технологии интегрированного обучения позволяет сделать процесс обучения полным, интересным и насыщенным. Одна из задач – пересечение различных предметных областей естественных наук для развития единого мировоззрения и мировосприятия. Необходимость в данной технологии обусловлена дифференциацией знаний обучающихся, возникает сложность в связывании разных понятий из различных наук в единое целое. Так, данная технология направлена на установление межпредметных связей, которые понятны учащимся, что способствуют развитию потенциала обучающихся, побуждению к активному познанию окружающей их действительности, к нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.

Рассмотрим педагогику сотрудничества. Педагогика сотрудничества – это система методов и приемов воспитания и обучения, которые базируются на принципах гуманизма и творческого подхода к развитию личности (Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, и др.). Ученые (Е.Н. Ильин, В.А. Караковский и др.) выделили следующие положения данной технологии. «Обучение»:

1) это творческий процесс;

2) происходит без принуждения;

3) состоит из нескольких тем, объединенные в блоки;

4) происходит через самоанализ обуча- ющихся;

5) происходит через выбор необходимой информации педагогом;

6) происходит через формирование личности обучающегося;

7) через сотрудничество учителей и ро- дителей [13].

Педагоги могут использовать для реализации этой технологии интересные и увлекательные рассказы, различные беседы, адекватное непредвзятое оценивание, поощрение творческих успехов обучающихся, личный пример педагога, организацию встреч с интересными людьми и многие другие.

Заключение

Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что внедрение и использование различных педагогических технологий в процесс обучения на любых ступенях образования дает возможность духовно-нравственного развития педагогов и самих обучающихся, усвоения содержания общеобразовательных дисциплин и формирования универсальных учебных действий.