В последние годы в России возрастает значение географии и географического образования. В современной социальной ситуации географические знания необходимы для решения многих проблем социально-экономического и экологического характера, возникающих на разных уровнях: от локального до глобального. Поэтому жизнь человека в XXI в. невозможна без географических знаний, которые являются основой географической культуры личности.
Так, в Концепции развития географического образования в Российской Федерации (далее – Концепция) определены принципы, цели, задачи и основные направления развития географического образования и просвещения в РФ до 2021 г. В Концепции указывается, что имеются кадровые проблемы, проявляющиеся в сокращении объема и продолжительности предметной подготовки учителей географии и их практико-ориентированной и психолого-педагогической квалификации и сокращение продолжительности такой подготовки в вузах. Отмечается также, что в преподавании географии на всех уровнях получения образования имеются сложные теоретические и практические вопросы, требующие решения [1].
Основы географической культуры личности начинают закладываться в процессе школьного географического образования. В студенческие годы географическая культура личности при целенаправленно организованном образовательном процессе получает свое дальнейшее развитие. Поэтому формирование географической культуры студентов заслуживает особого внимания и становится одной из актуальных проблем образования в вузе.
Цель исследования: изучить педагогические условия успешного формирования географической культуры студентов в условиях вузовского образования.
Материалы и методы исследования
Теоретический анализ научной, методической и учебной литературы по проблеме исследования, диагностика географической культуры студентов с использованием методик: «немые» и «полунемые» карты, географическо-картографический диктант, заполнение студентами вузов контурных карт России и мира, тестирование. Исследование проводилось на базе Карачаево-Черкесского государственного университета имени У.Д. Алиева, г. Карачаевск, КЧР. В исследовании приняли участие 50 студентов естественно-географического факультета, по направлению бакалавриата «География», профиль «Рекреационная география и туризм».
Результаты исследования и их обсуждение
Анализ научной литературы по теме исследования показывает, что географическую культуру личности следует рассматривать как составную часть общей культуры человека.
Географическая культура – это «социальное и индивидуальное качество личности, отражающее ценностное и личностное отношение к живой природе, здоровому образу жизни и окружающей среде и проявляющееся в процессе участия в духовно-практической деятельности по их познанию, освоению, преобразованию и сохранению» [2, с. 32].
Географическая культура личности формируется в процессе географического образования. Концепции географического образования разработаны Н.Н. Баранским, И.В. Бариновым, И.И. Душиной, В.П. Максаковским и др.
«Географическая культура включает четыре основных компонента:
I. Географическую картину мира.
II. Географическое мышление.
III. Методы географии.
IV. Язык географии» [2, с. 32].
Рассматривая понятие «географическая культура», В.П. Максаковский вычленяет в нем следующие знания и умения:
– географические знания;
– политехнические знания о науке, технике, производстве и управлении;
– экологические знания и умения;
– географическое мышление;
– специфический «язык» географии, ее понятийно-терминологический аппарат [3].
Опираясь на вышеизложенные данные, формирование географической культуры студентов в вузе строилось в следующих направлениях:
1) овладение научными географическими знаниями;
2) расширение круга экологических знаний;
3) развитие географического мышления студентов;
4) обогащение географическими представлениями, понятиями, терминами, фактами и т.п.
Л.И. Аппоева и Н.С. Дега отмечают, что «заложенные геоэкологические знания и умения послужат фундаментом дальнейшей комплексной социально-экологической, историко-культурной и этнографической грамотности» [4, c. 101].
Механизмом формирования географической культуры является развитие географического образа как адекватной субъективной формы отражения географической действительности в результате ее восприятия и теоретического осмысления; как части внешнего и внутреннего мира человека, его культуры и языка [3].
К основным критериям и показателям географической культуры студентов были отнесены:
- ценностное отношение к географической среде на основе владения географическими званиями;
- овладение экологическими знаниями в курсе географии;
- высокий уровень географического мышления;
- владение «языком географии», необходимым для получения дальнейшего географического образования
В процессе формирования географической культуры студенты овладевают географическим мышлением, которое имеет свою специфику. По Н.Н. Баранскому, «Географическое мышление – это мышление, во-первых, привязанное к территории, кладущее свои суждения на карту и, во-вторых, связанное, комплексное, не замыкающееся в рамках одного «элемента» или одной «отрасли», иначе говоря, играющее аккордами, а не одним пальчиком. Географически мыслит тот, кто в достаточной мере привык обращать внимание на различия от места к месту не только по природным условиям, но и по историческим судьбам, и по общественно-политическим условиям, и по положению, и по хозяйству, кто привык свои суждения «класть на карту», кто привык ставить вопросы о причинах, обусловливающих различие от места к месту, кто привык связывать эти различия между собой, составлять цельные представления о местности, давать связные характеристики стран и районов» [3, с. 240].
В современной системе географического мышления выделяют четыре компонента: территориальность, комплексность, глобальность, конкретность. Для характеристики сущностного состава понятия географическое мышление используется термин «подход» отражающий как бы стратегический взгляд на предмет исследования.
Следует отметить, что формирование географической культуры студентов невозможно без овладения ими методами географической науки. Как показывает практика, развитие географического мышления и овладение методами географической науки происходит более эффективно в процессе проблемного обучения и научно-исследовательской деятельности студентов. Студенты выполняют научно-исследовательские проекты и работы, участвуют в кафедральных, вузовских, а также региональных и международных научных конференциях, научных конкурсах и олимпиадах.
Следующим компонентом географической культуры, которым следует овладеть студентам, является язык географии. Он включает следующие компоненты:
1) понятия и термины;
2) факты, цифры и даты;
3) географические названия и язык карты;
4) географические представления (образы).
«Язык географии» сложен и разнообразен и отражает характерные особенности географической науки. Как показывают наблюдения, знание «языка географии» позволяет студентам описать общие существенные признаки географических предметов, объяснить причины явлений, выявить основания определенного географического факта. При этом владение «языком географии» позволяет студентам правильно и достоверно высказать мысль, сохраняя точность употребления слов и логичность изложения. Овладение языком географии студентами происходит на каждом занятии, так как изучение той или иной темы предусматривает усвоение географических понятий, географических названий, фактов, цифр и дат.
Формирование географической культуры студентов естественно-географического факультета проводилось поэтапно. Первый этап – диагностика довузовского уровня географической культуры студентов. С помощью «немых» и «полунемых» карт (на этих картах не имеется гидрографической сети, орографии, названий столиц, стран и т.п.) выявлены представления о современной географической картине мира.
Анализ данных диагностического этапа показывает, что 50 % студентов первого курса имеют средний уровень представлений о современной географической картине мира, 30 % студентов показывают высокий уровень представлений, а 20 % студентов – низкий уровень.
Следующая методика – «Заполнение контурных карт России и мира». Заполнение студентами вузов контурных карт России и мира позволило выявить у обучающихся уровень знаний географических объектов, их пространственного расположения на географических картах. Данная методика позволяет оценить не только картографическую грамотность первокурсников, но и определить развитие их пространственно-географического мышления. Использование методики заполнения контурных карт России и мира позволяет диагностировать довузовский уровень картографической грамотности студентов вуза в рамках школьной программы.
Результаты показывают, что 35 % студентов имеют низкий уровень, 42 % студентов – средний уровень, а 23 % студентов имеют высокий уровень картографической грамотности. Диагностика позволяет выявить имеющиеся пробелы в знаниях студентов и тем самым определить, на что следует обратить внимание в процессе преподавания географических дисциплин в вузе.
Дальнейшая работа направлена на формирование картографической грамотности студентов. «Картографическая грамотность студента факультета естественных наук вуза – это система знаний, умений и навыков в области картографии и топографии, а также совокупность профессионально значимых способностей, обеспечивающих возможность реализации этих знаний, умений и навыков в будущей профессиональной деятельности» [5, с. 104].
Как отмечают исследователи, никакие знания не демонстрируют представление о современной географической картине мира студента так, как картографическая грамотность
В процессе обучения самыми большими возможностями по формированию картографической грамотности студентов обладают дисциплины «Картография» и «Топография». По каждой дисциплине разработаны учебные программы в соответствии с ФГОС ВО, рабочие программы дисциплин (приводятся содержание тем, упражнения, задания, лабораторные работы, контрольные работы, самостоятельные работы, тесты и т.п.), а также методические указания к практическим и лабораторным занятиям, которые содержат пояснения и рекомендации к ним.
Обучение картографии и топографии организуется на основе компетентностного, деятельностного, проблемного, личностно-ориентированного подходов. Активизации учебно-познавательной деятельности студентов в процессе формирования географической культуры студентов способствует создание проблемных ситуаций как на практических, так и на лекционных занятиях, использование интерактивных методов обучения: мозговой штурм, проблемная ситуация, элементы дискуссии и другие.
Личностно-ориентированный подход обеспечивает четкое планирование самостоятельной работы студентов (составляется четкий график работы, который контролируется педагогом). Студенты еженедельно имеют возможность получать консультации преподавателей по возникающим вопросам.
Географическо-картографический диктант проводится на каждом практическом занятии. Регулярное применение географическо-картографического диктанта позволяет не только оценивать знание географических терминов, понятий, но также способствует выработке навыка чтения карты.
На заключительном этапе проведен анализ представлений о современной географической картине мира с помощью «немых» и «полунемых» карт, который показывает, что 40 % студентов выпускного курса имеют средний уровень представлений о современной географической картине мира, 50 % студентов показали высокий уровень представлений, 10 % – низкий уровень.
Анализ заполненных контурных карт России и мира показывает, что у 5 % студентов остается низкий уровень картографической грамотности, у 55 % студентов определяется средний уровень, высокий уровень – у 40 % студентов. Таким образом, работу по формированию географической культуры студентов обучающихся по направлению бакалавриата «География», профиль «Рекреационная география и туризм», можно считать успешной.
Выводы
Итак, работа по формированию географической культуры студентов в вузе проведена в три этапа:
1) диагностика наличного уровня географической культуры студентов первого курса;
2) организация целенаправленной работы по формированию географической культуры студентов направления «Педагогическое образование», профиль «География»;
3) выявление педагогических условий, необходимых для успешного формирования географической культуры студентов.
Сравнение результатов, полученных в ходе исследования, позволяет провести анализ работы по формированию географической культуры студентов в вузе. Анализ данных показывает, что изменения во всех компонентах географической культуры студентов произошли преимущественно в сторону повышения результатов.
Исследование показывает, что формирование географической культуры студентов протекает успешно, если обучение географическим дисциплинам строится на основе компетентностного, деятельностного, проблемного, личностно-ориентированного подходов.
Развитие географического мышления и овладение методами географической науки студентами происходит более эффективно в процессе проблемного обучения и научно-исследовательской деятельности обучающихся, выполнения научно-исследовательских проектов, работ и участия на научных конференциях, конкурсах и олимпиадах.
При целенаправленной и систематической работе по формированию географической культуры студентов выпускники вуза достаточно четко представляют географическую картину мира.