В последние годы одной из актуальных тем в Республике Казахстан является тема реформирования детских закрытых учебных учреждений и профилактика преступности среди несовершеннолетних. Эта тема находится в поле зрения государственных органов и общественности, ведется диалог и обсуждение, проводятся экспертизы, тема освещается в СМИ. Все эти шаги проводятся с целью повышения эффективности деятельности детских закрытых учебных учреждений и профилактики преступности среди несовершеннолетних.
Анализ существующей практики детских закрытых учебных учреждений показывает, что в настоящий момент повышение эффективности деятельности возможно через реформирование. Известно, что любой процесс реформирования – это существенное преобразование структуры, содержания, принципов и функций деятельности, ведущих к принципиально новому результату. Один из аспектов реформирования – это повышение профессиональной компетентности персонала закрытых детских учреждений. Отсюда целью исследования является изучение уровня сформированности профессиональной компетентности персонала интерната для детей с девиантным поведением управления образования Кызылординской области (Казахстан) и определение путей реформирования детских закрытых учебных учреждений.
Материалы и методы исследования
В Казахстане к категории закрытых детских учебных заведений относятся детские дома, центры адаптации несовершеннолетних, учреждения для детей с девиантным поведением. К числу таких учреждений относится областной интернат для детей с девиантным поведением управления образования Кызылординской области.
В ходе исследования был использован комплекс методов: беседа, анкетирование, наблюдение, изучение документации, с помощью которых был собран и обобщен материал исследования.
Изучение научной литературы и опыт практической деятельности позволили нам уточнить содержание понятия «профессиональная компетентность». Так, профессиональная компетентность персонала закрытых детских учебных учреждений – это совокупность мотивационного, содержательного и процессуального компонентов, позволяющих эффективно решать задачи социально-педагогической деятельности.
Мотивационный компонент представлен показателями: педагогическая направленность; потребность работать в системе «человек-человек»; способность быть восприимчивым к инновациям; способность адаптироваться в меняющейся социально-педагогической среде.
Содержательный компонент включает в себя психолого-педагогические, социально-педагогические знания.
Процессуальный компонент состоит из профессиональных действий, необходимых для системной социально-педагогической деятельности [1, с. 63].
Результаты исследования и их обсуждение
Анализ деятельности областного интерната для детей с девиантным поведением (интернат) управления образования Кызылординской области показал, что детское учреждение на 100 % укомплектовано педагогическими кадрами. Так, в ходе экспертной оценки определено, что интернат полностью укомплектован педагогическими кадрами. Педагогический коллектив состоит из 18 человек. Из них 14 человек (77,0 %) имеют высшее педагогическое образование (специализация: учитель-предметник) и 2 (7,0 %) человека – высшее психолого-педагогическое образование (специализация: педагог-психолог). 2 человека (11,0 %) имеют среднее профессиональное образование, из них 1 человек – социальный педагог (5,0 %).
Вместе с тем выявлено, что члены педагогического коллектива (100 %) интерната не имеют дополнительного (социально-педагогического и/или социально-психологического) образования для работы с детьми с девиантным поведением и их семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации.
Персонал педагогического колектива интерната имеет следующие квалификационные категории:
● 1 человек – высшую категорию (5,0 %);
● 8 человек – первую категорию (44,0 %);
● 7 человек – вторую категорию (38,8 %).
Общий педагогический стаж имеют:
● более 20 лет – 3 человека (16,7 %);
● более 10 лет – 6 человек (33,3 %);
● 9–5 лет и менее – 5 человек (27,8 %);
● менее 1 года – 4 человека (22,2 %).
Опыт работы с несовершеннолетними детьми с девиантным поведением и их родителями имеют лишь 3 человека (16,0 %), 15 человек (83,0 %) не имеют опыта работы с данной категорией детей.
С помощью комплекса методов беседа, анкетирование и наблюдение было установлено следующее:
● известно, что выполнение любой деятельности, ее результативность зависит от мотивации. Именно внутренняя убежденность и потребность работать с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, обеспечивает эффективность педагогической деятельности. Так, педагогическая направленность персонала представлена низким уровнем (24 %);
● отсутствие специальной подготовки, в частности социально-педагогических и социально-психологических знаний, необходимых для работы с данной категорией несовершеннолетних детей (33,0 %), сказывается и на уровне сформированности навыков работы с ребенком с девиантным поведением. Так, уровень сформированности навыков работы с детьми девиантного поведения и их семьями, которые находятся в трудной жизненной ситуации, также является средним (43,0 %).
Уровни сформированности компонентов профессиональной компетентности персонала интерната представлены на рисунке.
Уровень сформированности компонентов профессиональной компетентности персонала интерната
Особого внимания заслуживает изучение воспитательной и психопрофилактической работы, так как контингент детей интерната особенный. Социальный портрет несовершеннолетнего, находящегося в интернате, выглядит следующим образом:
– значительное количество несовершеннолетних находятся в кризисном или пограничном с ним состоянии вследствие социально-психологической депривации. Депривация – от лат. deprivatio – потеря, лишение – это сокращение либо полное лишение возможности удовлетворять основные потребности: психофизиологические или социальные в семье, вследствие физического или сексуального насилия, школьной дезадаптации [2, с. 163];
– большинство составляет подростки из неблагополучных семей, ведущих асоциальный образ жизни;
– каждый десятый подросток – сирота или оставшийся без попечения родителей;
– некоторые несовершеннолетние нигде не учились, часто не умеют ни читать, ни писать;
– у них не сформированы элементарные социальные и бытовые навыки, не сформирован опыт жизни в семье;
– большинство воспитанников курят, систематически употребляют алкоголь;
– у подавляющего большинства несовершеннолетних выявлены различные хронические заболевания;
– у многих несовершеннолетних отмечена задержка психического развития.
В этой связи была изучена документация, в частности планы воспитательной и психопрофилактической работы, проведена беседа с воспитанниками. В результате было выявлено, что уровень воспитательной и психопрофилактической работы интерната средний и составляет 47,0 %. Отсюда – вывод: необходимо уделять больше внимания трудовому, гражданско-правовому и нравственному воспитанию детей.
Установлено, что уровень подготовительной работы и планирование реабилитации и возвращения ребенка в общество, дальнейшего сопровождения ребенка после выхода из учреждения является низким (12 %). Данный факт объясняется отсутствием нормативного документа, в котором были бы представлены и отработаны механизм и маршрут социального сопровождения ребенка с момента приема, проживания и выпуска воспитанника из учреждения и его дальнейшей жизни в обществе и семье.
При организации воспитательной работы следует учитывать психофизиологические особенности развития детей, на основе которых можно осуществлять индивидуальный и дифференцированный подходы; необходимо разработать индивидуальные программы по социальному, социально-педагогическому и социально-психологическому сопровождению детей с девиантным поведением [3, с. 17].
В целом уровень сформированности психолого-педагогической компетентности педагогического коллектива интерната является средним и составляет 42,0 %. Полученные данные еще подтверждают актуальность проблемы повышения профессиональной компетентности персонала, и это является одним из аспектов реформирования детских закрытых учреждений и профилактики преступности среди несовершеннолетних.
При этом мы согласны с автором, который считает, что социальный педагог, работая с отдельными категориями детей, должен учитывать все факторы социального развития личности, а также культурно-исторические традиции сообщества [4, с. 3].
Мы солидарны с утверждением Л.В. Мардахаева, что воспитание – воспитательная деятельность субъекта, направленная на формирование определенной личности растущего человека. Осмысление существа воспитательной деятельности субъекта позволяет выделить:
● ситуацию развития воспитания несовершеннолетнего как процесс;
● ситуацию развития воспитания несовершеннолетнего как явление [5, с. 9].
Задача социального педагога – учитывать эти два аспекта воспитания с детьми девиантного поведения.
Выводы
На наш взгляд, пути решения могут быть следующими.
1. Внесение дополнений в «Типовые квалификационные характеристики должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц».
2. Разработка «Типового штатного расписания» и должностных инструкций для педагогов, воспитателей, специалистов, сотрудников специальных учреждений образования с обязательным наличием специального образования или знаний по социальному сопровождению и реабилитации детей с девиантным поведением и их семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
3. Внесение в квалификационные требования к должностям педагогов, воспитателей, специалистов и сотрудников специального учреждения образования наличие дополнительного образования со специализацией «Работа с детьми с девиантным поведением и их семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации».
4. Введение в штатное расписание специальных организаций образования должности социального работника. Основные функции социального работника в специальных учреждениях образования:
● организация социальной реабилитации семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации;
● взаимодействие с неправительственными организациями по социальному сопровождению ребенка;
● разработка и сопровождение индивидуального маршрута социальной реабилитации ребенка с момента приема, проживания и выпуска воспитанника из учреждения и его дальнейшей жизни в обществе и семье, находящейся в трудной жизненной ситуации.
5. Выделение финансирования на повышение квалификации специалистов специальных организаций образования, органов опеки и попечения, а также работников НПО для работы с детьми и семьями, находящимися в трудных жизненных ситуациях.
6. Обучение персонала специальных организаций образования по модульной программе «Социальное, социально-педагогическое и социально-психологическое сопровождение детей с девиантным поведением и семьи, попавшей в трудную жизненную ситуацию».
7. Открытие социальных служб специализированных учреждений (социально-реабилитационных, психолого-педагогических центров) по работе с несовершеннолетними, где возможны два направления: коррекционное и профилактическое.
8. Современная социально-экономическая ситуация в стране ставит новые требования к персоналу учреждения: готовность к специально организованной, системной и целенаправленной работе по устройству детей в патронатные семьи, а также к возможности назначения сотрудников учреждения наставниками детей. В этой связи необходимо разработать нормативно-правовую базу, позволяющую специалистам и сотрудникам интерната проводить данное направление работы.
9. Изучение опыта Грузии, где дети из неблагополучных семей и дети, совершившие правонарушения, проживают и воспитываются в малых домах семейного типа, в которых работа ведется с целью социальной адаптации.
10. Министерству образования и науки Республики Казахстан в согласовании с Министерством здравоохранения Республики Казахстан, Министерством труда и социальной защиты населения Республики Казахстан обновить профессиональные стандарты образования для учебных планов вузов по подготовке бакалавров и магистров по социальной и социально-педагогической работе с учетом стандартов Международной ассоциации школ социальной работы и рекомендаций Детского фонда (ЮНИСЕФ) в Казахстане.
11. В целях улучшения профессиональной подготовки будущих социальных работников, социальных педагогов необходимо увеличение в рабочих учебных планах количества кредитов, отводимых на практические занятия, проведение производственной практики и мероприятий в различных учреждениях и организациях сферы социальных услуг.
В целях унификации уровня знаний и умений, а также повышения качества профессиональной подготовки необходимо разработать единые правила прохождения практики по специальностям «Социальная педагогика и самопознание», «Социальная работа» в организациях образования, социальной защиты, здравоохранения, правоохранительных органах и профильных НПО. Регламентирующий документ должен включать требования к содержанию практики с указанием продолжительности, индикаторов результата и качества.
12. Высшим учебным заведениям активно вовлекать НПО, работающие в сфере специальных социальных услуг, для прохождения практики студентов. В процессе прохождения практики предоставлять закрепленного супервизора из числа практикующих социальных работников и социальных педагогов для поддержки профессионального развития студентов специальности «Социальная работа» и «Социальная педагогика и самопознание». Поощрять и обучать студентов рефлексивной практике, т.е. постоянному научно обоснованному критическому анализу своей практики через заполнение рефлексивных журналов практики, анализ критических случаев и групповую работу по обсуждению различных практических сценариев и ведению случаев.
13. Вузам практиковать совместное обучение по смежным дисциплинам для студентов – будущих социальных работников, социальных педагогов, учителей и медицинских работников для развития навыков ведения межведомственной работы.
Таким образом, существующая практика детских закрытых учебных учреждений позволяет сделать вывод о том, что повышение профессиональной компетентности персонала является одним из аспектов реформирования детских закрытых учреждений и профилактики преступности среди несовершеннолетних.