Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

HISTORICAL AND GENETIC APPROACH TO STUDYING ETHNOGENESIS AND MATERIAL CULTURE OF ANCIENT KYRGYZ

Moldalieva M.I. 1
1 Naryn State University named after S. Naamatov
The article considers the origin of the Kyrgyz people for further study of their ancient material culture. In this work, using the data of DNA – genealogy and other types of sources, we comprehensively study the migration paths and the history of the origin of ancient Kyrgyz people from ancient times. The paleogenetics of ancient archaeological cultures of South Siberia, Central Asia and the results of genetic data studies of modern Kyrgyz people are studied. The work uses the materials of A.N. Bernshtam, J. Sabitov, T. Akerov, A. Aldashev, K. Kaiser, V.G. Volkov, V.N. Kharkov, V.A. Stepanov’s and other scientists’ scientific researches. The article discusses to what ancient archaeological cultures the ancestors of the ancient Kyrgyz people could relate, and what stages of culture these people could go through from antiquity. In the conclusion, the speech is going about that an analysis of published scientific genetic data confirms the views of historians and ethnographers that the ancient Kyrgyz people are formed from various components of the local Central Asian and alien Central Asian populations. In other words, the formation took place in two territories: along the banks of the Yenisei and the Tien Shan, and later reunited in Central Asia.
ancient Kyrgyz
paleogenetics
genealogy
origin of the Kyrgyz people
material culture
Andronov culture
Karasuk culture
Tagar culture
Tashtyk culture

Происхождение кыргызов, их древняя материальная культура, сущность, особенности, место в системе мировой цивилизации, динамика развития во времени и пространстве, истоки и современное состояние – эти и многие другие вопросы волнуют людей, ей принадлежащих. Однако до сих пор остаются недостаточно исследованными материальная культура древних кыргызов во времени и пространстве. Для изучения материальной культуры древних кыргызов необходимо изучить их происхождение и историю с древних веков. По данной теме в настоящее время среди ученых-историков нет единого ответа на данный вопрос, что усложняет исследование. Но существует множество теорий и гипотез. Все вышеизложенное наталкивает на поиск наиболее точного ответа для изучения происхождения и материальной культуры древних кыргызов, его изучения недостаточно в рамках только одной из наук. В изучении данной проблемы применяется комплексный подход с использованием данных генетики и генеалогии, которая позволяет строить предположения о степени генетического родства. Современные исследования в области генетики дают точные определения. В последнее время данный вид науки стали использовать для сверки изысканий, что позволяет снять ряд нестыковок и противоречий в научных теориях и гипотезах.

Цель исследования заключается в том, чтобы с помощью новых данных популяционной генетики и других видов источников комплексно изучить пути миграции и историю происхождения древних кыргызов с древнейших времен. Так как, сравнивая данные исследований ДНК-проб, извлеченных из останков носителей древних археологических культур, с данными исследований ДНК-проб современных людей, можно установить, какие народы являются потомками древних культур и на основе этих материалов воссоздать картину развития материальной культуры древних кыргызов на территории Центральной Азии. Данная работа в исследовании проблемы этногенеза в гуманитарной науке является одним из новых подходов к проблеме происхождения кыргызов, которая в комплексе научных дисциплин использует данные генетики.

Материалы и методы исследования

В данной работе используются научные материалы по истории, этнографии, археологии, культурологии, генетике и генеалогии. Методология исследования строилась с учетом изучения данной проблемы с комплексным подходом, где предпринята попытка исследования этногенеза, происхождения кыргызов, с использованием научных данных комплекса дисциплин. Как известно, до этого времени проводились исследования древних культур автохтонного характера. А найденные древние захоронения с останками тел и археологические предметы описываются и приписываются определенным древним археологическим культурам и определяются лишь принадлежностью к определенному антропологическому типу или с вероятностью к определенным народам. По мнению А. Клесова, «наука генетика продвигает свои новые научные исследования, в которых с помощью ДНК-генеалогии можно определить не только родство одного человека или нации, но и найти и проследить их пути миграции не только в географическом понятии, но и в истории» [1, с. 10]. С помощью данной науки попытаемся изучить палеогенетику древних археологических культур, узнать, помогут ли эти данные в исследовании материальной культуры древних кыргызов. Этот вид исследования до сих пор считается спорной и сложной задачей в применении изучения этнической истории народов. Но все-таки стоит рассмотреть происхождение древних кыргызов с точки зрения генетики, тем самым найти связи между другими древними культурами.

По материалам исторических наук над этой темой работало много ученых, которые пытались доказать происхождение кыргызов. В 1956 г. в г. Фрунзе (Бишкеке) была проведена научная сессия, где обсуждались происхождение и развитие кыргызского этноса и его культуры. Здесь были высказаны различные точки зрения и разработаны более десяти гипотез по вопросу происхождения кыргызского народа. Этот вопрос отражался в научных работах В.В. Радлова, А.Н. Бернштама, В.В. Бартольда, Н.А. Аристова, Ч. Валиханова, О. Караева, С.М. Абрамзона, В. Плоских, Ю.С. Худякова, А.М. Мокеева, В.П. Мокрынина, В.Я. Бутанаева, М. Кожобекова и др. известных ученых. Т. Акеров в монографии «Кыргызы: этногенез и история» дает широкое обозрение вышеперечисленных ученых, их направления в исследовании этногенеза кыргызов. Также в этой работе автор упоминает о вышеуказанной сессии и ее итогах: «В результате ученые пришли к мнению, что кыргызский народ и его культура сформировались из различных компонентов местного среднеазиатского и пришлого центральноазиатского населения» [2, с. 7].

Результаты исследования и их обсуждение

Взяв за основу вышеописанное мнение ученых, попытаемся найти связи между древними народами и их культурой с помощью данных научных исследований в области ДНК-генеалогии. В популяционной генетике и генетической генеалогии широко применяется термин «гаплогруппа». Этим термином обозначают группу схожих гаплотипов, имеющих общего предка, которую наследуют все его потомки. Гаплогруппа R1a возникла примерно 22000 лет назад в Азии. Ее подкласс имеет две основные ветки (субклады) R1a, одна преобладает в Европе, другая доминирует в Азии. Согласно кыргызским «санжира» (устной генеалогии), которая отражает генеалогию кыргызских родов, кыргызы состоят из трех подразделений: «Он Канат», «Сол Канат» и «Ичкилик». И по данным Ж. Сабитова большая часть кыргызов относится к субкладу Z2125 гаплогруппы R1а, это роды, относящиеся к подразделениям «Сол Канат» и «Он Канат», а к субкладу Z93 (Z95) гаплогруппы R1a он относит некоторые кыргызские роды, относящиеся к подразделению «Ичкилик» [3, c. 1–6]. Эти и многие другие научные данные говорят, что большая часть современных кыргызов (65 %) имеет гаплогруппу R1a.

Исследования ДНК проб из останков древних захоронений, опубликованные в исследованиях доктора К. Кайзера и ее коллег в научной работе «Древние ДНК предоставляют новый взгляд на историю южносибирских людей курганной культуры», показывают, что большинство из носителей Андроновской, Тагарской и Таштыкской культур имеют гаплогруппу R1a1. Об этом исследовании говорит в своей работе А. Клесов: «авторы напоминают, что андроновскую культуру сменила карасукская в Южной Сибири. На смену карасукской культуре пришла тагарская в районе Хакассии. На смену тагарской культуре пришла таштыкская, в I–IV вв. н.э., в районе Енисея» [4, с. 874]. Также в 2012 г., опираясь на эти и другие результаты, российские ученые В.Г. Волков, В.Н. Харьков и профессор В.А. Степанов в своей научной работе «Андроновская и тагарская культуры в свете генетических данных» опубликовали следующие данные: «Гаплотипы андроновцев под данными S10 и S16 относятся к гаплогруппе R1a1a. Данная гаплогруппа выявлена у древних таримских мумий (II в. н.э.), у носителей пазырыкской культуры на Алтае (V в. до н.э.) и у хунну в Монголии (III – I вв. до н.э.). При сравнении гаплотипов выше данных андроновцев полное совпадение и высокий коэффициент имели тянь-шаньские кыргызы (65) и южные алтайцы (17). В анализе с гаплотипом представителя тагарской культуры самыми близкими из всех сравниваемых оказались кыргызы (8). Далее в сравнении гаплотипов тагарской S24 и таштыкской S34 культур обнаруживается, что они идентичны и являются производным от тагарской S26 и полное совпадение имеет только с одним кыргызом, что совпадения гаплотипов кыргызов с гаплотипами андроновцев, тагарцев и таштыкцев однозначно указывают на наличие общей предковой популяции». Таким образом, здесь были сделаны такие выводы: «гаплотипы носителей андроновской и тагарской культур имеют наибольшую близость к гаплотипам южных алтайцев и тянь-шанских кыргызов» [5]. Это же подтверждается в области истории и археологии советским историком С.В. Киселевым. По его мнению, «существовала теснейшая генетическая связь между предшествующим тагарским развитием и таштыкским». Он прослеживает продолжение тагарской культуры в таштыкской культуре с сохранением всех основных её особенностей. Что таштыкское время явилось подлинной основой всего дальнейшего развития енисейских кыргызов в области этногенеза и сложения кыргызской материальной культуры. Также, рассмотрев таштыкские памятники на Енисее и пазырыкские на Алтае, он говорит о большой близости древней культурной основы, на которой формировались алтайские и кыргызские племена: «Эта близость и культурное единство прослеживаются в более раннюю эпоху – в карасукское время» [6].

Генетическим анализом подтверждаются выводы историков и этнографов об этногенезе кыргызов, что между южными алтайцами и кыргызами было установлено близкое языковое и этническое родство. Анализ на предмет генетической дифференциации популяций внутри кыргызов указан в статье А. Алдашева. Он пишет, что «объединение Адыгене-Тагай, ядро «Оң Каната», сформировалось уже в V–VI вв. на Енисее, когда в Минусинской котловине формируется Каганат кыргызов» [7]. Это же упоминается и в кыргызских преданиях. Ряд историков считают, что когда-то кыргызы и южные алтайцы входили в единую общность и переселение кыргызов с Алтая на Тянь-Шань произошло относительно недавно. О родстве тянь-шаньских кыргызов и южных алтайцев с кыргызским санжыра, приведенными анализами ДНК-генеалогии, а также примерами лингвистов и этнографов о языковом и этническом родстве, с совпадениями названий родовых подразделений, пишет К. Чороев. Он отмечает, что «в XV в. до н.э. одна часть родственников древних кыргызов, перекочевав на Енисей, создала там курганную кочевую цивилизацию. Об этом говорится в санжире манасчи Балыка. А находки в Таримском бассейне свидетельствуют о масштабности правления Огуз-хана» [8].

По данным Ж. Сабитова, который предлагает свою версию происхождения кыргызов на основе ДНК-генеалогии, «…кыргызы до IX в. проживали на Енисее в Минусинской котловине. В IX в. енисейские кыргызы переселились на Алтай и Прииртышье. В 1326–1329 гг. часть алтайских кыргызов перекочевала в Семиречье и на территорию современного Кыргызстана» [9]. Также он в своей работе опубликовал данные образцов ДНК из Синташтинской культуры, который, как он излагает, «является родственным алтайским и современным кыргызам, а из Арбан-1 Карасукской культуры является родительским к современным кыргызам. Генетические данные из Аржан (VIII в. до н.э.) имеют также родительские гены кыргызов» [9]. Известно, что в устройстве Аржан находят общее с Синташтинскими андроновскими памятниками (М.П. Грязнов). О кыргызах Ж. Сабитов пишет, что «…около трети кыргызских родов имеет аналоги среди других тюркоязычных народов. Две трети родов уникальны в том отношении, что встречаются только у кыргызов. Возможно, эти рода связаны с автохтонным населением. Как известно, на территории Кыргызстана проживали сакские племена, позже сюда с востока пришло племя усунь. Высокий процент R1a1 у кыргызов появился тремя путями – от сакских племен, от усунь, и от телеских племен, а также есть версия о переселении на территорию современного Кыргызстана части енисейских кыргызов» [10].

В своей научной статье «Об одной древней гипотезе происхождения киргизов в свете ДНК-генеалогии» А. Клесов, как и Ж. Сабитов, находит общего предка обеих киргизских линий, который жил 1300 лет назад, примерно в VIII в. н.э. [11, с. 2256]. Кроме того, он приводит в своем материале о славянском происхождении одной из генетической ветки кыргызов, описывая: «…наиболее старая ветвь из 17 гаплотипов, выступающая из дерева справа внизу (она потому и выступает, потому что самая древняя) – родительская по отношению к двум более молодым ветвям киргизов слева и справа вверху. Возраст этой относительно древней ветви 3225 ± 420 лет, и ее предки жили на Русской равнине, и либо сами прибыли в Среднюю Азию (или в Южную Сибирь, став енисейскими киргизами), либо это были их прямые потомки. Эта ветвь – «докиргизская», но прямые потомки ее сейчас живут в Киргизии и справедливо считают себя киргизами…» [11, с. 2252]. Далее он пишет, что «общий предок гаплотипов R1a1 Русской равнины и древней киргизской ветви жил (3225 + 725 + 4875)/2 = 4400 лет назад… Как видно, и по расположению гаплотипов этнических русских, и по базовому гаплотипу ветви, и по возрасту общего предка, эта ветвь среди современных киргизов имеет «докиргизское» происхождение и уходит корнями в этнических русских» [11, с. 2253, 2254]. Учитывая вышеописанное, будет уместно привести некоторые описания территории и внешность кыргызов, данные в трудах В. Бартольда. По его предположению, в 201 г. до н.э. киргизы уже жили на Енисее [12, с. 476]. А в VI–IX вв. по Тан-шу «перемешались с динлинами» и имели «рыжие волосы, румяное лицо и голубые глаза» по изложению в научной работе Н.Я. Бичурина. Здесь же указывается описание персидского автора XI в. Гардизи и Ибн Мукаффа, что кыргызы имели «красные волосы и белую кожу», а последний считал киргизов родственниками славян [12, с. 480]. Аналогичной внешностью обладали и некоторые таримские мумии в статье Б. Хотон «Загадка Таримских мумий». Здесь говорится, что «мумии имели черты европеоидной расы», также «исследование ДНК таримских мумий показало, что 11 из 12 определённых Y-хромосомных гаплогрупп относится к субкладу R1a1, а краниометрические данные свидетельствуют об антропологическом сходстве их с носителями андроновской культуры» [13]. Известно, что андроновцы обладали европеоидной внешностью. Они считаются предками ираноязычных племен Средней Азии – саков и согласно Ведам и Авесты были ариями. Во II тысячелетии до н.э. были обитателями не только степей и пойм рек, но и гор. Их территория распространения была неравномерной и на западе доходила до района Урала и Волги, на востоке – до Минусинской котловины, на юге – в районе горных систем Тянь-Шаня и Памира.

Всем известно, что А.Н. Бернштам был одним из сторонников того, что «кыргызы сложились из разных племен, а особенность этногенеза заключалась в том, что формирование шло на двух территориях: по берегам Енисея и на Тянь-Шане». А Н.А. Аристов высказывал свою точку зрения, о том, что «усуни являлись частью енисейских кыргызов, которые ко II в. до н.э., отделившись от основной массы народа, переселились на Тянь-Шань». Опираясь на труды этих ученых, а также В.В. Бартольда, В. Гинзбурга, С.В. Киселева и других, Ч.Т. Уметалиева-Баялиева предлагает мнение, что «…основой этногенеза кыргызов Тянь-Шаня и Южной Сибири является древнее европеоидное население, о котором свидетельствуют антропологические данные», и что «начиная с XIII в., кыргызы проникали на Тянь-Шань, а их роды вошли в состав племен, из которых сложился современный кыргызский народ» [14, с. 121,123]. Кроме того, всем известно о «Великой державе кыргызов» – государстве енисейских кыргызов, основанном Каганом Барсбеком, просуществовавшем с VI по X в. в Южной Сибири. Они также по описаниям имели аналогичные антропологические характеристики. Ряд исследователей предлагали свои варианты развития истории и культуры кыргызов начиная с VI по XIII в. М.П. Грязнов предложил объединить в пределы «кыргызского времени» культуру «чаа-тас» (VI–IX вв.) и «аскизскую» (X–XIII вв.). Г.В. Длужневская предложила, что кыргызская культура в Туве в X веке «трансформируется в аскизскую». П.П. Азбелев ввел свою периодизацию в истории культуры древних кыргызов. По его предполагаемой периодизации, с конца V в. до середины VII в. – это раннекыргызская культура, с середины VII в. до конца X в. – классическая кыргызская культура, с X в. до конца XIII в. – позднекыргызская аскизская культура, а после XIII в. развитие кыргызской культуры было пресечено монголами [15]. Так, в истории древних кыргызов исследователи выделили несколько этапов, связанных как с основными типами археологических памятников, так и с важнейшими событиями в их политической истории.

Заключение

Таким образом, подтверждаются изыскания историков и этнографов, а также ученых-генетиков, что древние кыргызы сформировались из различных компонентов местного среднеазиатского и пришлого центральноазиатского населения. То есть носители гаплогруппы R1a распространились по всей Центральной Азии, от берегов Каспийского моря до Южной Сибири и Тянь-Шаня, в свою очередь, образовав Андроновскую культуру. Далее, смешиваясь с другими кочевыми племенами, по разным причинам, шло группирование и образование преемственных культур по территориям. Так, на Тянь-Шане распространяется сако-усуньская культура, а в Южной Сибири андроновскую культуру сменяет карасукская. На смену карасукской приходит тагарская в районе Хакассии, а затем таштыкская на смену тагарской культуре в районе Енисея. Таштыкское время явилось подлинной основой всего дальнейшего развития енисейских кыргызов в области этногенеза и сложения кыргызской культуры, в V–VI вв. на Енисее формируется Каганат кыргызов. А начиная с IX в. енисейские кыргызы стали переселяться на Алтай и Прииртышье. А затем в Семиречье и на территорию современного Кыргызстана. Исходя из вышеописанного, в исследовании этногенеза кыргызов следует отметить два исторических направления и развития. Таким образом, материалы вышеперечисленных археологических культур могут послужить источниковой базой для изучения материальной культуры древних кыргызов.