Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

SOCIAL FOCUS OF ROCK POETRY: IDEALS AND ATTITUDES

Isina G.I. 1 Sagan A.I. 1
1 Karaganda University of E.A. Buketov
The article is devoted to the study of the ideological attitudes of rock poetry. In particular, rock texts are investigated in content and ideological aspects. A feature of poetic texts is their social orientation, sometimes hidden and veiled by their imagery. The specificity of the world perception of rock poets lies in a complete reassessment of universal values created and imposed on them by everyday consciousness. Analysis of rock poetry based on song texts makes it possible to trace the system of personal values, ideals, common for a given poetic trend, as well as the specificity of the author’s worldview, which leads to a complete revision of the perception of reality. In an attempt to find solutions to certain problems facing humanity, the rock poet thereby further aggravates conflict situations, which is reflected in the content of the texts. For a rock poet, the objective world ceases to have any importance and value, and the sphere of the irrational and the spiritual is at the top of the value system. For the most part, the image of a person in rock poetry is freed from the humanistic idealization inherent in pre-existing ones and fully echoes the neoclassical philosophy of the time of its formation. The personality itself, as a phenomenon, in rock poetry is fully aware of its own inferiority and imperfection of what is happening.
rock poetry
value system
rationality
unreality
conflict

Рок-поэзия занимает особое место в современной поэзии, представляя собой самостоятельное литературное направление. Ее зарождение приходится на 1960-е гг., период спада поэтического бума и, соответственно, интереса к авторской песне, пропитанного духом романтики и свободы. Центрами возникновения рок-поэзии тогда стали США и Западная Европа. Русскоязычная рок-поэзия достигла пика своего развития лишь в 1980-е гг. В настоящее время, исследуя тексты рок-песен, мы наблюдаем немало сходств между авторской песней и рок-поэзией. В первую очередь в них затрагивается социальная и философская тематика. Рок-поэзия со свойственной ей определенной философией жизни выступает вместе с тем как социально-культурный феномен, в которой прослеживается бунтарский характер рока.

Отправной точкой рок-поэзии, несомненно, являются поэтические размышления философского характера о противоречивости и дуальности окружающего мира, о свободе личности от существующих в обществе принципов и стереотипов, порождая тем самым определенный поведенческий стиль и систему общечеловеческих ценностей.

Рок-поэзия как литературный жанр получила свое развитие в 1990-е гг. Филологи обращают внимание на изучение рок-текстов в различных аспектах: содержательном, стилистическом, идейном [1].

Целью нашего исследования является изучение идейных установок и идеалов рок-поэзии на материале русскоязычных и немецкоязычных песенных текстов. Особенностью текстов рок-поэзии является их социальная направленность, порой скрытая и завуалированная своей образностью в силу характерной на тот период запрещенности и протестности самого направления. Специфика мировосприятия рок-поэтов в первую очередь заключается в полной переоценке общечеловеческих ценностей, созданных и навязанных им бытовым сознанием. Для такого поэта важность окружающей его реальности не является более чем фантомом, в то время как описанная ранее межпространственная и межпредметная ирреальность становятся во главу угла.

В самой структуре рок-поэтики авторы сознательно возвращаются к тому, что современная идейно-целостная макросистема окружающего мира является ложной и некорректной. Реальность, как таковая, здесь строго ограничена рамками своей предметности и целиком зиждется на ней.

Противоречивость настроений, критические взгляды по отношению к сложившимся устоям общества, тема душевного и физического вырождения серой безликой массы общества свойственны поэтическому течению того времени, презирающему материальные блага, что, в свою очередь, вступает в конфликт с духовным миром:

Und schaue auf die Welt. И смотрю на мир.

Ich sehe, was euch gut Я вижу, что вам нравится,

Und was euch nicht gefällt. А что – нет.

Ich sehe eure Sünden, Я вижу ваши грехи,

Ich sehe euer Leid, Я вижу вашу боль,

Ihr wuchert mit den Pfründen Вы наживаетесь на приходах

Und vergeht in eurem Neid. И умираете от зависти.

Ich kann euch Verderben bringen, Я могу наслать на вас порчу

Wenn ihr mir begegnet, При встрече

Oder ewige Erlösung – Или подарить вечное спасение.

Und es regnet И идет дождь...

/«Und es regent»/ /«И идет дождь»/

рок-гр. «der Bote» [2]

В глазах рок-творца окружающий мир противоречив и ирреален. Главным смыслом ирреальности выступает сакральность – некое пиковое состояние, на котором человек способен получить столько и такую информацию, которую не способен ни воспринять, ни трезво оценить.

Рассматривая данный вопрос с эзотерической точки зрения, попасть в некую «нирвану» страждущих поэтов неимоверно сложно и до удивительного легко. Необходимо лишь поместить собственную личность, психологическое «я» в пограничное состояние существования. Истинное осознание реальности творцу становится доступным лишь в тот момент, когда его «душа» проходит ряд различных духовных испытаний, а преодолеть завесу этих мнимых реальностей ему помогают такие негативные эмоции и ощущения, как страдания, боль, забытье и смерть:

Я купался в реке, а в далеких церквах

Я молился Ему и просил об одном:

Отжени от меня ты сомненья и страх.

Сохрани и спаси этот дом.

/«Четыре окна», гр. «ДДТ»/ [3]

Как можно заметить, палитра негативных эмоций является наиболее характерной и распространенной в рок-лирике, проявляясь в виде самых ярких и необычных образов. Именно негативное отождествление всего сущего и является для автора ключом в некий иной мир:

Делаю шаг в слепую бездну,

Нервной струной дрожит канат,

К отступлению путь отрезан

И цель ясна.

Мне обещали девять жизней,

Чтобы прожить их, как одну.

Риск оправдан, когда твой ближний

Идет ко дну.

/«Смертельный номер», гр. «Би-2»/ [4].

Однако, несмотря на кажущуюся архетипичность основных концепций рок-поэтики, именно желаемая рациональность каждым из поэтов воспринимается особым образом. Кто-то из рок-поэтов видит главный путь в мир рациональный в существовании высших сил, кто-то в мифопоэтических образах разных исторических эпох, способных к реконструкции мира. Другие же ищут пути познания сквозь призму собственного «я». На наш взгляд, подобное разнообразие выбора пути поэтов и определяет различную тематику рок-поэзии, целью которой является определение механизма достижения так называемой «нирваны», оставаясь сугубо индивидуальной в отношении поиска пути к ней.

Из данного умозаключения стоит сделать вывод, что именно в рок-поэтике автор занимает специальное, отличное от другой поэзии место по отношению к собственной аудитории. Художник в связи с поиском этой метафизической истины предстает перед своими слушателями уже не в виде простого музыканта, способного развлечь и увлечь, а в роли настоящего оракула, несущего свои мировоззрения в массы. Его представления об окружающем мире уже, пусть и частично, но черпаются из некоей надмирной области мироздания: вся его жизненная поэтика происходящего в большей мере является трансцендентной, чем психофизической. Однако в позиционировании поэта в облике пророка мы видим не только положительные стороны, но и отрицательные. Помимо энергетики впечатления внемлющей толпы, поэт ставит себя на некую ступень жертвенности: он становится лишь передатчиком, источником ощущений и информации, полученной им в результате длительного и скрупулезного личностного роста. Возрастающий уровень духовной потребности, необходимой для восстановления психофизических сил, стремительно возрастает, и это выбивает его из обычного образа жизни, он становится изгоем и практически лишается возможности нормальных взаимоотношений с социумом.

Художник в данной ситуации одновременно как противопоставляет себя своей аудитории, жаждущей поглотить его частный трансцендентный опыт, так и конфликтует с окружающей его действительностью. Принимая на себя роль жреца собственного культа, поэт зачастую не способен удержаться от ощущения собственного всемогущества и всесилия над толпой, жаждущей его энергетики. По этой причине «образ кукловода» [5] также весьма распространен среди рокерской лирики.

Столь отличающаяся от иных поэтических жанров проблематика среди произведений рок-поэтов, несомненно, обусловлена временными рамками, в которые происходило становление данного течения. На тот период у людей отсутствовала какая-либо вера в личностную индивидуальность, вера в людей. Разнообразные войны и глобальные катастрофы уничтожили старые культурные стереотипы, лишили население нравственных ориентиров и экзистенциальных смыслов, в результате чего происходит полнейший переворот в мировоззренческих взглядах и умах человечества. Этим и объясняется принципиальное отличие философии рок-поэзии от прочих поэтических жанров.

В основном образ человека в рок-поэзии избавлен от гуманистической идеализации, свойственной ранее существующим и полностью перекликается с неоклассической философией времени своего образования. Сама личность, как феномен, «в рок-поэзии осознает собственную ущербность и неидеальность происходящего и уже не является мерой всего сущего, категорией самоценной и самодостаточной» [6]. Наблюдение за поведением и психологическим состоянием лирических героев в неидеальном обычном мире позволяет поэту прийти к откровенным и неутешительным умозаключениям. Именно данное качество, присущее рок-поэзии, и стало его отличительной чертой и визитной карточкой.

Рок-поэзия преимущественно настаивает на некоем новом обращении постижения мира, на принятии окружающего их макрокосма таким, каким он есть, приняв и осознав все его слабые и сильные черты. Именно таким образом, отказываясь от уверенности в рациональности всего происходящего вокруг.

Создавая картину окружающего мира, поэт акцентирует внимание на его иллюзорности, мнимости и эфемерности. В этом и заключается основной парадокс всей рок-поэзии: сама рациональность человечества представляет собой всего лишь легенду, а законы, написанные людьми, лишь обнажают свою собственную нелогичность. Уверенность в безопасности также абсолютно несостоятельна и глубоко наивна.

Являя собой один из жанров современного искусства, рок считает постоянный поиск и новизну обязательными условиями своего эстетического существования, а также максимально принимает и «уважает» возможность не только принять и понять данный ему в этот самый момент мир, но и по возможности изменить, улучшить мир:

Мы родились в тесных квартирах новых районов,

Мы потеряли невинность в боях за любовь.

Нам уже стали тесны одежды,

Сшитые вами для нас одежды,

И вот мы пришли сказать вам о том, что дальше

Дальше действовать будем мы!

/«Дальше действовать будем мы», гр. «Кино»/ [7].

В попытке найти решения тех или иных проблем, с которыми сталкивается человечество, рок-поэт еще более усугубляет конфликтные ситуации, что находит отражение в содержании текстов. Несмотря на то, что протестность рока со временем теряет свой пафос, рок-поэзия тем не менее базируется на идее отрицания как такового [6].

Отметим, что проблематика, затрагиваемая в песенных текстах рок-поэтов, обусловлена определенными временными рамками, в которые зарождался данный жанр. Это был период полного отсутствия веры в людей, веры в личностную индивидуальность, период переворота в мировоззренческих настроениях людей, вызванного разнообразными войнами, катастрофами, что, в свою очередь, разрушило прежние социокультурные стереотипы и нравственные ориентиры:

Приветствую тебя, опасный мир,

Где мир спасать уже никто не может,

Где даже время сбрасывает кожу.

Приветствую тебя, непрочный мир.

/«Приветствую тебя, жестокий мир», гр. «Смысловые галлюцинации»/ [8].

Несомненно, центральной проблемой в рок-поэзии является тема конфликта между личностью и социумом, где в качестве социума выступает безликая, пассивная, жестокая толпа:

Приветствую тебя, жестокий мир,

Чем удивишь меня на этот раз?

Ты ждал меня, но только не сейчас,

Приветствую тебя, смертельный мир.

/«Приветствую тебя, жестокий мир», гр. «Смысловые галлюцинации»/ [8].

Несмотря на негативную атрибутику, тем не менее в тексте проскальзывает достаточно оптимистичный настрой героя произведения ко всему происходящему в этом «жестоком мире», но готового принять, полюбить, а порой и изменить его:

Мы хотим видеть дальше, чем окна дома напротив,

Мы хотим жить, мы живучи, как кошки.

И вот мы пришли заявить о своих правах: «Да!»

Слышишь шелест плащей – это мы...

Дальше действовать будем мы!

/«Дальше действовать будем мы», гр. «Кино»/ [7].

Идейная проблематика поэзии заложена в поиске своего «я», приобщении к высшим ценностям, пути духовного становления личности, совершаемого на фоне конфликта с обществом.

В рок-поэзии, как утверждает Ю.Э. Пилюте, также выделяются и иные типы конфликтов [9]:

1. Конфликт «ирреальность – реальность» прослеживается в представлениях автора об «иллюзорности мира души и его приоритете». Все материальное тленно и несовершенно. («Вертикаль», гр. «Кукрыниксы»).

Я выбираю для себя вертикаль,

Здесь скоро явится на небо горизонталь.

Где по земле одна скитается маета,

Где что-то если останется, то пустота

/«Вертикаль», гр. «Кукрыниксы»/ [9].

2. Конфликт «мой мир – социум» предполагает «создание автором альтернативного мира», возвышенного и одухотворенного («Веселый мир», гр. «Агата Кристи»).

3. Конфликт «внутренне – внешнее» проявляется в неспособности героя понять и принять окружающую действительность, способную уничтожить его индивидуальность:

Куда бы я ни шёл,

Я всегда избегаю света,

Я не доверяю ни одной тени

И даже собственной.

/«Тень», гр. «Subway to Sally»/ [10].

4. Конфликт «я – он (она)» наблюдается между героями-антагонистами с присущими им убеждениями, вызывающими различного рода споры:

К чему эти споры – настанет день,

Ты убедишься сама,

Есть ли у неба дно и зачем

Тянется к небу трава.

/«Небо и трава», гр. «Наутилус Помпилиус»/ [11].

Заключение

Совершенно очевиден тот факт, что одной из самых значимых ценностей рок-поэзии является независимость каждой отдельной личности. Для преодоления диктата со стороны социума каждый индивид, помимо потребности в собственной независимости, нуждается в потребности обретения духовных сил, решимости изменить сложившиеся устои общества.

На наш взгляд, анализ рок-поэзии на материале песенных текстов даёт возможность проследить общую для данного поэтического направления систему личностных ценностей, идеалов, а также специфику авторского мировосприятия, что приводит к полному пересмотру восприятия реальности. В попытке найти решения тех или иных проблем, с которыми сталкивается человечество, рок-поэт тем самым еще более усугубляет конфликтные ситуации, что находит отражение в содержании текстов. Для рок-поэта предметный мир перестает иметь какую-либо важность и ценность, а сфера иррационального и духовного становится на вершину ценностной системы. И в этом случае хотим отметить тот факт, что тематическое разнообразие поэтических смыслов в рок-поэзии являет собой не более чем индивидуализм и особенности священной сферы жизни каждого отдельного рок-поэта.