Рок-поэзия занимает особое место в современной поэзии, представляя собой самостоятельное литературное направление. Ее зарождение приходится на 1960-е гг., период спада поэтического бума и, соответственно, интереса к авторской песне, пропитанного духом романтики и свободы. Центрами возникновения рок-поэзии тогда стали США и Западная Европа. Русскоязычная рок-поэзия достигла пика своего развития лишь в 1980-е гг. В настоящее время, исследуя тексты рок-песен, мы наблюдаем немало сходств между авторской песней и рок-поэзией. В первую очередь в них затрагивается социальная и философская тематика. Рок-поэзия со свойственной ей определенной философией жизни выступает вместе с тем как социально-культурный феномен, в которой прослеживается бунтарский характер рока.
Отправной точкой рок-поэзии, несомненно, являются поэтические размышления философского характера о противоречивости и дуальности окружающего мира, о свободе личности от существующих в обществе принципов и стереотипов, порождая тем самым определенный поведенческий стиль и систему общечеловеческих ценностей.
Рок-поэзия как литературный жанр получила свое развитие в 1990-е гг. Филологи обращают внимание на изучение рок-текстов в различных аспектах: содержательном, стилистическом, идейном [1].
Целью нашего исследования является изучение идейных установок и идеалов рок-поэзии на материале русскоязычных и немецкоязычных песенных текстов. Особенностью текстов рок-поэзии является их социальная направленность, порой скрытая и завуалированная своей образностью в силу характерной на тот период запрещенности и протестности самого направления. Специфика мировосприятия рок-поэтов в первую очередь заключается в полной переоценке общечеловеческих ценностей, созданных и навязанных им бытовым сознанием. Для такого поэта важность окружающей его реальности не является более чем фантомом, в то время как описанная ранее межпространственная и межпредметная ирреальность становятся во главу угла.
В самой структуре рок-поэтики авторы сознательно возвращаются к тому, что современная идейно-целостная макросистема окружающего мира является ложной и некорректной. Реальность, как таковая, здесь строго ограничена рамками своей предметности и целиком зиждется на ней.
Противоречивость настроений, критические взгляды по отношению к сложившимся устоям общества, тема душевного и физического вырождения серой безликой массы общества свойственны поэтическому течению того времени, презирающему материальные блага, что, в свою очередь, вступает в конфликт с духовным миром:
Und schaue auf die Welt. И смотрю на мир.
Ich sehe, was euch gut Я вижу, что вам нравится,
Und was euch nicht gefällt. А что – нет.
Ich sehe eure Sünden, Я вижу ваши грехи,
Ich sehe euer Leid, Я вижу вашу боль,
Ihr wuchert mit den Pfründen Вы наживаетесь на приходах
Und vergeht in eurem Neid. И умираете от зависти.
Ich kann euch Verderben bringen, Я могу наслать на вас порчу
Wenn ihr mir begegnet, При встрече
Oder ewige Erlösung – Или подарить вечное спасение.
Und es regnet И идет дождь...
/«Und es regent»/ /«И идет дождь»/
рок-гр. «der Bote» [2]
В глазах рок-творца окружающий мир противоречив и ирреален. Главным смыслом ирреальности выступает сакральность – некое пиковое состояние, на котором человек способен получить столько и такую информацию, которую не способен ни воспринять, ни трезво оценить.
Рассматривая данный вопрос с эзотерической точки зрения, попасть в некую «нирвану» страждущих поэтов неимоверно сложно и до удивительного легко. Необходимо лишь поместить собственную личность, психологическое «я» в пограничное состояние существования. Истинное осознание реальности творцу становится доступным лишь в тот момент, когда его «душа» проходит ряд различных духовных испытаний, а преодолеть завесу этих мнимых реальностей ему помогают такие негативные эмоции и ощущения, как страдания, боль, забытье и смерть:
Я купался в реке, а в далеких церквах
Я молился Ему и просил об одном:
Отжени от меня ты сомненья и страх.
Сохрани и спаси этот дом.
/«Четыре окна», гр. «ДДТ»/ [3]
Как можно заметить, палитра негативных эмоций является наиболее характерной и распространенной в рок-лирике, проявляясь в виде самых ярких и необычных образов. Именно негативное отождествление всего сущего и является для автора ключом в некий иной мир:
Делаю шаг в слепую бездну,
Нервной струной дрожит канат,
К отступлению путь отрезан
И цель ясна.
Мне обещали девять жизней,
Чтобы прожить их, как одну.
Риск оправдан, когда твой ближний
Идет ко дну.
/«Смертельный номер», гр. «Би-2»/ [4].
Однако, несмотря на кажущуюся архетипичность основных концепций рок-поэтики, именно желаемая рациональность каждым из поэтов воспринимается особым образом. Кто-то из рок-поэтов видит главный путь в мир рациональный в существовании высших сил, кто-то в мифопоэтических образах разных исторических эпох, способных к реконструкции мира. Другие же ищут пути познания сквозь призму собственного «я». На наш взгляд, подобное разнообразие выбора пути поэтов и определяет различную тематику рок-поэзии, целью которой является определение механизма достижения так называемой «нирваны», оставаясь сугубо индивидуальной в отношении поиска пути к ней.
Из данного умозаключения стоит сделать вывод, что именно в рок-поэтике автор занимает специальное, отличное от другой поэзии место по отношению к собственной аудитории. Художник в связи с поиском этой метафизической истины предстает перед своими слушателями уже не в виде простого музыканта, способного развлечь и увлечь, а в роли настоящего оракула, несущего свои мировоззрения в массы. Его представления об окружающем мире уже, пусть и частично, но черпаются из некоей надмирной области мироздания: вся его жизненная поэтика происходящего в большей мере является трансцендентной, чем психофизической. Однако в позиционировании поэта в облике пророка мы видим не только положительные стороны, но и отрицательные. Помимо энергетики впечатления внемлющей толпы, поэт ставит себя на некую ступень жертвенности: он становится лишь передатчиком, источником ощущений и информации, полученной им в результате длительного и скрупулезного личностного роста. Возрастающий уровень духовной потребности, необходимой для восстановления психофизических сил, стремительно возрастает, и это выбивает его из обычного образа жизни, он становится изгоем и практически лишается возможности нормальных взаимоотношений с социумом.
Художник в данной ситуации одновременно как противопоставляет себя своей аудитории, жаждущей поглотить его частный трансцендентный опыт, так и конфликтует с окружающей его действительностью. Принимая на себя роль жреца собственного культа, поэт зачастую не способен удержаться от ощущения собственного всемогущества и всесилия над толпой, жаждущей его энергетики. По этой причине «образ кукловода» [5] также весьма распространен среди рокерской лирики.
Столь отличающаяся от иных поэтических жанров проблематика среди произведений рок-поэтов, несомненно, обусловлена временными рамками, в которые происходило становление данного течения. На тот период у людей отсутствовала какая-либо вера в личностную индивидуальность, вера в людей. Разнообразные войны и глобальные катастрофы уничтожили старые культурные стереотипы, лишили население нравственных ориентиров и экзистенциальных смыслов, в результате чего происходит полнейший переворот в мировоззренческих взглядах и умах человечества. Этим и объясняется принципиальное отличие философии рок-поэзии от прочих поэтических жанров.
В основном образ человека в рок-поэзии избавлен от гуманистической идеализации, свойственной ранее существующим и полностью перекликается с неоклассической философией времени своего образования. Сама личность, как феномен, «в рок-поэзии осознает собственную ущербность и неидеальность происходящего и уже не является мерой всего сущего, категорией самоценной и самодостаточной» [6]. Наблюдение за поведением и психологическим состоянием лирических героев в неидеальном обычном мире позволяет поэту прийти к откровенным и неутешительным умозаключениям. Именно данное качество, присущее рок-поэзии, и стало его отличительной чертой и визитной карточкой.
Рок-поэзия преимущественно настаивает на некоем новом обращении постижения мира, на принятии окружающего их макрокосма таким, каким он есть, приняв и осознав все его слабые и сильные черты. Именно таким образом, отказываясь от уверенности в рациональности всего происходящего вокруг.
Создавая картину окружающего мира, поэт акцентирует внимание на его иллюзорности, мнимости и эфемерности. В этом и заключается основной парадокс всей рок-поэзии: сама рациональность человечества представляет собой всего лишь легенду, а законы, написанные людьми, лишь обнажают свою собственную нелогичность. Уверенность в безопасности также абсолютно несостоятельна и глубоко наивна.
Являя собой один из жанров современного искусства, рок считает постоянный поиск и новизну обязательными условиями своего эстетического существования, а также максимально принимает и «уважает» возможность не только принять и понять данный ему в этот самый момент мир, но и по возможности изменить, улучшить мир:
Мы родились в тесных квартирах новых районов,
Мы потеряли невинность в боях за любовь.
Нам уже стали тесны одежды,
Сшитые вами для нас одежды,
И вот мы пришли сказать вам о том, что дальше
Дальше действовать будем мы!
/«Дальше действовать будем мы», гр. «Кино»/ [7].
В попытке найти решения тех или иных проблем, с которыми сталкивается человечество, рок-поэт еще более усугубляет конфликтные ситуации, что находит отражение в содержании текстов. Несмотря на то, что протестность рока со временем теряет свой пафос, рок-поэзия тем не менее базируется на идее отрицания как такового [6].
Отметим, что проблематика, затрагиваемая в песенных текстах рок-поэтов, обусловлена определенными временными рамками, в которые зарождался данный жанр. Это был период полного отсутствия веры в людей, веры в личностную индивидуальность, период переворота в мировоззренческих настроениях людей, вызванного разнообразными войнами, катастрофами, что, в свою очередь, разрушило прежние социокультурные стереотипы и нравственные ориентиры:
Приветствую тебя, опасный мир,
Где мир спасать уже никто не может,
Где даже время сбрасывает кожу.
Приветствую тебя, непрочный мир.
/«Приветствую тебя, жестокий мир», гр. «Смысловые галлюцинации»/ [8].
Несомненно, центральной проблемой в рок-поэзии является тема конфликта между личностью и социумом, где в качестве социума выступает безликая, пассивная, жестокая толпа:
Приветствую тебя, жестокий мир,
Чем удивишь меня на этот раз?
Ты ждал меня, но только не сейчас,
Приветствую тебя, смертельный мир.
/«Приветствую тебя, жестокий мир», гр. «Смысловые галлюцинации»/ [8].
Несмотря на негативную атрибутику, тем не менее в тексте проскальзывает достаточно оптимистичный настрой героя произведения ко всему происходящему в этом «жестоком мире», но готового принять, полюбить, а порой и изменить его:
Мы хотим видеть дальше, чем окна дома напротив,
Мы хотим жить, мы живучи, как кошки.
И вот мы пришли заявить о своих правах: «Да!»
Слышишь шелест плащей – это мы...
Дальше действовать будем мы!
/«Дальше действовать будем мы», гр. «Кино»/ [7].
Идейная проблематика поэзии заложена в поиске своего «я», приобщении к высшим ценностям, пути духовного становления личности, совершаемого на фоне конфликта с обществом.
В рок-поэзии, как утверждает Ю.Э. Пилюте, также выделяются и иные типы конфликтов [9]:
1. Конфликт «ирреальность – реальность» прослеживается в представлениях автора об «иллюзорности мира души и его приоритете». Все материальное тленно и несовершенно. («Вертикаль», гр. «Кукрыниксы»).
Я выбираю для себя вертикаль,
Здесь скоро явится на небо горизонталь.
Где по земле одна скитается маета,
Где что-то если останется, то пустота
/«Вертикаль», гр. «Кукрыниксы»/ [9].
2. Конфликт «мой мир – социум» предполагает «создание автором альтернативного мира», возвышенного и одухотворенного («Веселый мир», гр. «Агата Кристи»).
3. Конфликт «внутренне – внешнее» проявляется в неспособности героя понять и принять окружающую действительность, способную уничтожить его индивидуальность:
Куда бы я ни шёл,
Я всегда избегаю света,
Я не доверяю ни одной тени
И даже собственной.
/«Тень», гр. «Subway to Sally»/ [10].
4. Конфликт «я – он (она)» наблюдается между героями-антагонистами с присущими им убеждениями, вызывающими различного рода споры:
К чему эти споры – настанет день,
Ты убедишься сама,
Есть ли у неба дно и зачем
Тянется к небу трава.
/«Небо и трава», гр. «Наутилус Помпилиус»/ [11].
Заключение
Совершенно очевиден тот факт, что одной из самых значимых ценностей рок-поэзии является независимость каждой отдельной личности. Для преодоления диктата со стороны социума каждый индивид, помимо потребности в собственной независимости, нуждается в потребности обретения духовных сил, решимости изменить сложившиеся устои общества.
На наш взгляд, анализ рок-поэзии на материале песенных текстов даёт возможность проследить общую для данного поэтического направления систему личностных ценностей, идеалов, а также специфику авторского мировосприятия, что приводит к полному пересмотру восприятия реальности. В попытке найти решения тех или иных проблем, с которыми сталкивается человечество, рок-поэт тем самым еще более усугубляет конфликтные ситуации, что находит отражение в содержании текстов. Для рок-поэта предметный мир перестает иметь какую-либо важность и ценность, а сфера иррационального и духовного становится на вершину ценностной системы. И в этом случае хотим отметить тот факт, что тематическое разнообразие поэтических смыслов в рок-поэзии являет собой не более чем индивидуализм и особенности священной сферы жизни каждого отдельного рок-поэта.