Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

HISTORICAL AND CULTURAL HERITAGE AS THE BASIS FOR TOURISM DEVELOPMENT (ON THE EXAMPLE OF THE HISTORICAL AND ARCHAEOLOGICAL NATIONAL MUSEUM SULAIMAN-TOO)

Temiralieva G.T. 1 Akmataliev A.T. 1
1 Uzgen International Institute of Technology and Education named after B. Murzubraimov
Tourism today has become an integral part of the development of modern society. In this regard, museums, reflecting natural, historical and cultural objects, contribute to the development of tourism in the region. Tourism, being a factor in the development of the region, has expanded the mission of the museum and its capabilities. The southern region of the country is considered one of the largest historical and cultural centers of Kyrgyzstan, since it is here that numerous monuments of history and culture are concentrated. Among them, a special place is occupied by the Sulaiman-Too National Historical and Cultural Museum, which is included in the list of UNESCO World Cultural Heritage Sites. The museum dates back to 1949 and went through certain stages of development. So, in 1949–1978 it had the status of a regional museum of local lore, in 1978–1982 – Regional Historical and Cultural Museum, 1982-2004. – the united historical and cultural museum-reserve, since April 10, 2004 – National Historical and Archaeological Museum Complex «Sulaiman-Too». In 2009, Sulaiman Mountain, as a place of holy worship, was included in the list of UNESCO World Cultural and Natural Heritage Sites. Currently, the museum fund has about 35 thousand items of ethnography, archeology, art and painting. Sulaiman Mountain, museum expositions attract tourists. This article deals with the museum complex in terms of tourism development in the region. The archaeological objects of the Sulaiman Mountain, which is considered by the people to be the second Mecca, historical sites, the state of the museum complex are analyzed; the role and significance of the historical and cultural heritage are noted; cooperation with state and non-state bodies and organizations in the framework of tourism development is being considered.
tourism
culture
museums
advertising
historical and cultural heritage
modern society
tourist

В последние годы отмечается, что в стране туризм и музеи существуют обособленно, выполняя свои традиционные функции. Такое положение дел не отвечает реалиям времени и не может принести ожидаемых результатов и больших успехов. Налицо какое-то равнодушие и неучастие государственных органов, заинтересованных организаций и НПО. Вопросы по развитию музейного туризма, способствующего развитию и туризма, и музейного дела, надо решать на государственном уровне в рамках конкретной государственной программы. Данная проблема должна стать объектом всестороннего обсуждения и предметом разговора руководителей, ученых, специалистов и экспертного сообщества на научно-практических конференциях, семинарах, круглых столах и широко освещаться средствами массовой информации.

Цель исследования: исследование влияния историко-культурных объектов на развитие туризма в регионе в рамках национального исторического археологического музейного комплекса Сулайман-Тоо.

Появление музеев в регионах Кыргызстана в 1920-е гг. тесно связано с движением краеведения. И национальный исторический археологический музейный комплекс Сулайман-Тоо был основан в 1949 г. как краеведческий музей. Этот музей, осуществлявший свою деятельность в принятых определенных рамках советской эпохи, в период рыночных отношений после 1990 г. практически перестал выполнять свои важные функции. Такое положение дел можно объяснить, с одной стороны, отсутствием финансирования сферы культуры со стороны государства и отсутствием опыта самостоятельной деятельности самого музея – с другой. В условиях независимости меняется отношение общества к истории, культуре народа и страны. Растет самосознание людей, появляется интерес к знанию своей истории и национального наследия. Причем тенденциозные советские экспозиции мало кого интересуют. В связи с этим в музейных кругах встал вопрос о том, как развиваться дальше, каким путем идти. Но в то же время появились возможности для свободного развития музеев. С тех пор прошло 30 лет. За это время в жизни музеев произошли большие изменения. Если общественные музеи прекратили свое существование из-за отсутствия финансирования, то государственные музеи продолжили свою работу с учетом требований времени. Наряду с хранением материалов, выполнением информационной, коммуникативной и социальной функций музеи организуют научные экспедиции, систематизируют найденные многочисленные материалы, проводят активную научно-исследовательскую деятельность, занимаются научно-просветительской работой с целью удовлетворения эстетических, этических, когнитивных, образовательных потребностей общества. Музеи стали демонстрировать общественности свою многофункциональность. В качестве основных туристических объектов некоторые крупные государственные музеи стали рассматриваться только в середине 1990-х гг. Между тем туристическая составляющая музеев стала постепенно расти, так как служила дополнительным источником финансирования. Как известно, туризм в XXI в. стал феноменальным явлением мировой экономики [1]. Туризм для музея был воспринят, по словам В.Ю. Дукельского, как «не побочная, а структурообразующая деятельность», явившаяся средством внутренней мобилизации и адаптации его к условиям рынка, позволившая музею выстроить новые внешние отношения и выработать новую политику институции, открытой окружающему миру, ознаменовавшей переход от «социальнообслуживающей» модели к модели «рыночно-сервисной» [2, с. 9–11].

Музей как главный социокультурный институт, специализирующийся на изучении, выявлении, хранении наследия региона, должен стать связующим звеном между наследием и туризмом, который, с одной стороны, обеспечит сохранность и популяризацию памятников историко-культурного значения, а с другой – дополнит туристическую привлекательность Республики [3, с. 124–137]. В настоящее время понятие «музейный туризм» хотя и известно в Кыргызстане, но пока широко не распространено. Туризм существует отдельно, проблемы музея – отдельно, и пути их совместной деятельности еще не рассматриваются. В связи с этим есть необходимость освоения взаимных систем «музейно-туристическая деятельность» или «музейные связи туристических маршрутов».

Туристического направления в деятельности национального историко-археологического музейного комплекса Сулайман-Тоо не было изначально. Между тем первые шаги по развитию регионального туризма предпринимаются в 1990-е гг. в свете подготовки празднования 3000-летия города Оша на международном уровне, согласно соответствующему Указу Президента КР. В 1996 г. правительством были намечены конкретные меры до 2000 г. Президент ставил цель прославить на весь мир Сулайман гору, какой известностью пользовалась святая гора Сион в Израиле, раскрыть историческое лицо города Оша, восстановить культурно-археологические памятники. Он отмечал, что если все это осуществится, то увеличится поток туристов из разных стран на Сулайман гору и она, как и в средние века, обрела бы название «второй Мекки». В третьем пункте данного указа прямо говорится о необходимости полностью использовать время подготовки к юбилею для решения основных социально-структурных проблем города Оша как важного культурного, научно-образовательного и туристического центра. В этом аспекте среди необходимых мер были обозначены:

– строительство здания областного краеведческого музейного заповедника;

– возведение ограждения вокруг горы;

– строительство дорожек для туристов шириной 3,5 м;

– высадка саженцев и установка системы капельного орошения;

– установка на горе трех символических ворот;

– реконструкция и музеефикация бани средних веков;

– завершение археологических исследований и музеефикация селения Ош;

– музеефикация мавзолея Асаф-ибн-Бур- хия;

– реставрация мечетей Рават Абдулла хан, Мухаммед Юсуф Байходжи;

– обеспечение сохранности филиала областного музея – Узгенского историко-архитектурного комплекса и подготовка к юбилею [4].

Развитие туриндустрии подразумевает не только создание аутентичной атмосферы и культурного наполнения городского пространства, но и развитие инфраструктуры: дорог, транспортных маршрутов, заведений общественного питания и т.д. [5, с. 47–54].

Культурный туризм, вероятно, будет развиваться не как узкая туристическая ниша, а станет более общим средством потребления элементов повседневной жизни, нового опыта, интегрированного в местные социальные, экономические и культурные системы [6, с. 99–103].

Материалы и методы исследования

Надо признать, что специальной литературы, посвященной музеям или их деятельности, в Кыргызстане очень мало. На протяжении долгого времени музеи упоминались лишь в рамках развития общей культуры. В связи с этим исследование музеев, их истории, деятельности, роли, места и значимости в общественной жизни является сегодня актуальным в историографии страны. Теоретическую основу данной статьи составляют научные труды музейных работников России в аспекте развития туризма. Наряду с этим использованы материалы музеев. В плане методологии применены такие методы, как системный анализ, синтез, сравнительный анализ и логические практические методы.

Результаты исследования и их обсуждение

Таким образом, только после 2000 г. национальный историко-археологический музейный комплекс Сулайман-Тоо наряду с участием в развитии регионального туризма начинал улучшать свое материальное положение, что свидетельствовало о развитии деятельности музея по пути превращения его в центр культуры, истории и отдыха. Постепенно изменяется и миссия музея. Появляются специальные отделы маркетинга и менеджмента. Значительно растет интерес иностранных туристов к святой горе Сулайман, ее колоритному природному облику, историко-культурным и архитектурным местам. Увеличение туристического потока наблюдается особенно после внесения горы Сулайман-Тоо в список объектов мирового природного и культурного наследия ЮНЕСКО. В настоящее время природное, историко-культурное наследие священной горы является общепризнанным брендом музейного комплекса.

Неотъемлемой частью священной горы «Трон Соломона» являются десятки культовых сооружений, пещер и археологических памятников. Единый паломнический комплекс Сулайман-Тоо образуют мечети Тахт-и-Сулейман и Рават-Абдуллахана (XVI в.), мавзолей Асафа ибн Бурхия (XVIII в.).

Остатки Ак-Буринской крепости (I–III в.) и комплекс петроглифов (около 100 изображений), относящиеся к I тысячелетию до н.э., представляют доисламский период. На Сулайман-Тоо расположены также: смотровая площадка, средневековая баня, музейный комплекс «Великий Шелковый путь» на восточном склоне и краеведческий музей. Культурное значение имеют: средневековая баня, Кайып мазар (мазар исчезнувшего [невидимого]), пещеры Чильтенхана, Хур кыз (обиталище гурии), Эшен-Ункур, Руша Ункур («светлая пещера»), «Чаккатамар», древние оросительные каналы. До пандемии, в 2018 г. национальный исторический археологический музейный комплекс Сулайман-Тоо принял 217 658 туристов, в 2019 г. – без малого 300 тыс. посетителей. Однако нельзя не отметить, что сегодня условия существования музея, его материально-техническая база и оснащение не отвечают современным требованиям. Устарел зал постоянной экспозиции, состоящий из двух отделов, отражающих природу и историю региона. За 20 лет пришли в ветхое состояние сами экспонаты, требуют изменения само содержание и форма представления материалов. Остро стоит вопрос замены устаревшего оборудования на современное с применением новых технологий, разработки нового дизайна, повышения профессиональной квалификации сотрудников и научного потенциала музея. Современный турист – это не просто путешественник, ему недостаточно просто ознакомиться с культурно-историческими местами. Он ожидает получить полноценные информационные услуги и комфортные условия для посещения музея. Так, удобства должны начинаться с парковки и заканчиваться современными туалетами и комнатами отдыха. Для туристов, кроме выставочных и экспозиционных залов, должны работать аудиогиды, кафе и рестораны, гостиницы. Как раз этим очень часто интересуются туристы в интернет-ресурсах перед приездом в музей. Значит, необходимо расширить деятельность музея в туристическом аспекте. К сожалению, в музеях страны не полностью реализуются даже самые простые, традиционные виды услуг. О наличии специальных условий для пожилых людей и людей с ограниченными возможностями здоровья и говорить не приходится. С учетом существующей практики, при изучении путей предоставления современных услуг и на основе концепции совершенствования деятельности музеев в аспекте развития регионального туризма даются следующие практические рекомендации.

– Расширить связи с общественностью через социальные сети Facebook, YouTube, Twitter и др. Социальные сети, интернет-источники стали важной информационной площадкой для массовых пользователей. Простота, доступность, оперативность получения сведений определяют их популярность и практичность сегодня. На этих площадках можно разместить всю необходимую информацию, рекламные тексты, фото- и видеоматериалы о деятельности и возможностях музея. Так, на сайте Государственного Дарвиновского музея (Москва) беспрепятственно можно ознакомиться с 17 плейлистами, такими как «Антропогенез», «Палеонтологические истории», «DARWINews» [7, с. 420–423]. Такие технологии дают возможность ознакомиться с экспонатами музея по видео дистанционно, вызывают интерес к визуальному посещению. Подобным образом можно организовать онлайн-работу Национального историко-культурного музейного комплекса Сулайман-Тоо: разработать официальный сайт, иметь постоянно действующие страницы в соцсетях, где следует размещать необходимую для туристов информацию о графике работы, экспозициях, инфраструктуре и рекламные материалы музея.

– Разработать современные рекламные буклеты, иллюстрированные проспекты, наладить выпуск и продажу различного вида сувениров с изображениями здания музея, Сулейман горы, достопримечательностей города, историко-культурных мест; рассмотреть возможность организации интернет-магазина. Такие меры по расширению деятельности музея не только благотворно скажутся на материальной стороне, но и будут способствовать развитию образовательной и рекламной сферы.

– Расширить предлагаемые туристические маршруты с учетом историко-культурных мест в городе Оше и его окрестностях, предусмотрев автобусные сообщения, наглядную аннотацию, оборудование мест отдыха для туристов, подготовку экскурсоводов, владеющих иностранными языками, и др. Эту работу можно осуществлять совместно с туристическими фирмами.

– Установить в выставочных залах музея удобные сиденья для посетителей, мультимедийные навигационные системы, содержащие аудиоинформацию с фотоиллюстрациями и текстами на иностранных языках, использовать интерактивные игры относительно некоторых экспонатов, что заметно повысило бы к ним познавательный интерес (например, школьников) и в целом усилило бы образовательную функцию музея. Наряду с этим необходимо предусмотреть коляски для людей с ограниченными возможностями здоровья и пожилых людей, комнату матери и ребенка, пункты быстрого питания, что значительно улучшило бы условия для посетителей.

– Осуществлять постоянное и устойчивое сотрудничество с университетами, организациями культуры посредством онлайн исследовательских ресурсов. Уделять внимание созданию условий для ведения эффективной научно-исследовательской работы соискателей с предоставлением возможности пользования архивными материалами, редкими и ценными экспонатами. Создать для исследователей специальные рабочие места с компьютерами, подключенными к Интернету. Это позволит привлечь к научно-исследовательской работе больше заинтересованных лиц, повысит количество образовательных услуг музея и активизирует сотрудничество с образовательными учреждениями, связи с которыми имеют важное социальное значение в познании историко-культурного наследия. Музейные работники должны проводить онлайн-мероприятия, семинары, тренинги для учителей и учащихся школ по организации школьных музеев, оказывать практическую и методическую помощь в сборе и хранении материалов, их эффективном использовании на уроках, подготовке соответствующих текстов к экспонатам и др.

– Проводить научные конференции в онлайн- и офлайн-режимах совместно с представителями организаций науки, образования и культуры, посвященные различным знаменательным датам, историческим событиям. Для ведения подобной работы необходимо повысить научный уровень музейных работников, привлечь к деятельности музея сотрудников с учеными степенями, реставраторов, таксидермистов и других специалистов. На международном уровне проблема квалификации музейных сотрудников давно решена. Нам же нужно активизировать сотрудничество с другими известными музеями как внутри страны, так и за рубежом, обмениваться передовым опытом, организовывать обучающие семинары, повышать профессиональную квалификацию. В век глобализации и цифровых технологий нужны новые подходы к музейной работе, требуются современные неординарно мыслящие, энергичные и креативные специалисты, подготовкой которых должны заняться высшие учебные заведения.

– Активно публиковать музейные материалы в научно-исследовательском, образовательном и культурном планах и использовать их в презентации музейной продукции. Широко внедрять в работу музея современные инновационные цифровые технологии, что благотворно скажется на привлечении посетителей, развитии регионального туризма, других сферах деятельности музея. Вместе с тем инновационные процессы в области музейного дела, сохранения культурного наследия и туристской сферы стимулируют развитие новых направлений и форм работы [8, с. 241–247].

Заключение

Сегодня музеи, в условиях независимости и свободы действий, стараются соответствовать велению времени, все возрастающим требованиям туристов, интересно и содержательно представлять свои научные и тематические экспозиции, отражающие историю и современное состояние страны и общества, историко-культурные места, флору и фауну окружающей среды. Музеи Кыргызстана, в том числе национальный историко-культурный музейный комплекс Сулайман-Тоо, находятся в активном поиске новых путей налаживания адекватных устойчивых связей со своей аудиторией в современном обществе. Музей и сегодня признан очагом науки, образования, культуры, других сфер жизни общества и народа, показывающим и разъясняющим события истории, современные процессы.

Изменения, произошедшие в экономической структуре страны за последние 20 лет, принесли определенные изменения и продвижения вперед в работе музеев. Выработана миссия музея в соответствии с историческими условиями, определено его реальное место в туристическом пространстве. Развитие туризма повлекло за собой динамические изменения в профессиональной сфере музеев. Туризм является самым простым и легким способом ознакомления с историко-культурными местами. Вклад музейного комплекса Сулайман-Тоо в развитие регионального туризма юга Кыргызстана велик. С расширением сфер деятельности музея, вводом в практику таких понятий, как «менеджмент», «маркетинг», «реклама», «продажа», значительно наладилось и финансовое направление. Вместе с тем следует отметить, что сегодняшнее состояние музеев страны говорит о том, что мы находимся только на начальной стадии формирования музейного туризма, считающегося новым направлением в современном мировом туризме.