Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

REFORMS IN THE PEOPLE’S JUDICIAL SYSTEM (1855–1917)

Toktakun kyzy Gulnura 1
1 Osh State Law Institute
The policy of the Russian Empire in relation to the judicial system of the nomadic peoples of Turkestan, the people’s legal proceedings based on customary law, changed over time. The Russian Empire developed a number of decrees governing the territories it conquered. People’s courts were one of the most important links in the system of local self-government in Turkestan.In 1867, with the adoption of a new resolution, a new stage of judicial reform began in the Semirechye and Syrdarya regions. As mentioned above, there are three jurisdictions in two areas: the military court, the general court based on the laws of the empire, and the people’s court. However, their dependence on the Russian authorities was formal rather than significant. At the same time, the people’s courts were influenced by nomadic aristocrats, traditional tribal rulers elected to local administrations. Because they had effective authority over the allocation of land, pastures, and winter pastures. Representatives of the People’s Court were elected only with the support of the nomadic elite. In order to reform the people’s judicial system among the nomadic peoples, the Russian authorities began to introduce measures to change the procedure for holding emergency congresses. In 1905, the Senate of the Russian Empire introduced a rule on holding emergency congresses between districts. This rule actually led to confusion in the proceedings.
biyi and manapa
kazy
people’s court
judicial reform
court
judicial power
regulations
rules

Во второй половине XIX – начале XX вв. территория современного Кыргызстана была включена в состав Российской империи (1855,1863–1873,1876 гг.). С присоединением северного Кыргызстана к Российской империи монархия постепенно начала действовать с 1855 по 1867 г., опираясь на принципы уважения традиций местного населения по отношению к традиционной судебной системе. Бийи и манапы выполняли судебные функции в дополнение к административным делам. В 1867 г. с принятием нового постановления начался новый этап судебной реформы в Семиреченской и Сырдарьинской областях. Как упоминалось выше, в двух областях действовали три судебные инстанции: военный суд, общий суд, основанный на законах империи, и народный суд. Обеспокоенное будущими местными протестами, российское правительство представило концепцию народного суда и предоставило биям и казы, которые являются представителями народного суда, право проводить судебные разбирательства, кроме дел о политической измене и нарушений общественного порядка [1, с. 10]. Постановление 1867 г. ввело следующие три инстанции кочевого народного суда: сельские суды, большевистский съезд судей и Чрезвычайный съезд судей [2, с. 205]. В соотношении с «Проектом положения» 1867 г. первой судебной инстанцией был оставлен суд казиев и биев, получивший наименование «народного суда». Суды биев были актуальны на всей территории Семиреченской области, на территории Ферганской области, где проживало оседлое и кочевое население; кроме суда биев существовали суды казиев. Согласно регламенту, все гражданские и уголовные дела рассматриваются частным судом. Другие серьезные уголовные дела имеют право быть рассмотрены с согласия обеих сторон или на съезде судей через представителя, выбранного правонарушителем.

Несмотря на то, что Российская империя ставила перед собой цель создать систему местного самоуправления, народную судебную систему и право на самоуправление, основанное на традиционных обычаях, и проводила политику «невмешательства», эта практика была серьезно затруднена. Цель исследования – проанализировать препятствия на пути организации народной судебной системы у кочевников, роль народной судебной системы в обществе, их роль, функции народной судебной системы. Российская империя разработала ряд постановлений, регулирующих завоеванные ею территории. В частности, реформа судебной системы в Туркестане направлена на оценку изменений судебной системы в принятых постановлениях.

Материалы и методы исследования

В дореволюционный период в Туркестане было много работ по судебной системе и судебной реформе. Авторами работ по истории судебной власти были военные, члены Туркестанской ревизионной комиссии, авторы постановлений, регулирующих Туркестан, и другие, работавшие в региональных и районных органах власти. Например, К.К. Пален – сенатор, представляющий высшую власть, Начальник Загряжского района Н. Гродеков занимал пост генерал-губернатора. Таким образом, одни из авторов имели поверхностные познания в истории народной судебной системы и участвовали в ее оценке, а другие были знакомы с традиционной кочевой судебной системой и ее реформированием. Давлетин сообщил, что ознакомился с работой народных судов в киргизских большевиках Ошского района и встретился с представителями Мамед-Садыка Абдрахманова, Тадж-Мамед-Богадара Чапаева, Мулла-Мухаммад-Али-Абдрахима Ходжеева, Кабл-бай Кондашбаева. и чужие суды. По словам автора, дневник показывает, что киргизы Ошского района, которые ранее были осуждены судьями, теперь назначают судей и проводят судебные разбирательства в соответствии с шариатом [3, с. 10–11]. Реформа судебной системы в Туркестанской области, изменения судебной системы в принятых постановлениях Описан в работе Крафт. Акцентируя внимание на различиях между положениями 1867 и 1886 гг., автор охарактеризовал формирование народного суда, упразднение апелляционной инстанции на внеочередном съезде судей, формирование судебных отношений с женщинами как прогрессивное явление [4, с. 70]. В период независимости кыргызского народа в XIX в. – конце ХХ в. раннее киргизское обычное право, судопроизводство, обычаи, законы шариата, влияние российских властей на судебную систему Слесарев [5, с. 36] и М.Е. Шушкова [6, с. 134] учился в трудах. Авторы оценили реформу судебной системы и влияние обычного права на кыргызское общество. Традиционное обычное право рассматриваемого периода, посвященное развитию народной судебной системы. Опубликованы научные статьи Салиева. Обширная работа автора «Очерки истории судебной политики царизма в кочевых регионах Туркестана (по архивным, правовым и другим материалам)» – серьезная попытка раскрыть сущность царской политики Российской империи в отношении к традиционной судебной системе, основанной на обычном праве в Туркестане [7, с. 395–39]. Ж.Б. Алымбаева в работе «Коконское ханство и главнокомандующий» [8, с. 87], основанной на дореволюционных исторических источниках, сосредотачивается на деятельности судей в судебной системе ханства и основанных на шариате правах в судопроизводстве. Работа известного ученого Б.И. Борубашева представляет собой масштабное, значимое исследование прав киргизов в регулировании административных, правовых, общественных отношений и истории судебной системы Кыргызстана в правовом аспекте Российской империи. Автор провел подробный анализ истории судебной системы Кыргызстана, включая обычное право киргизов, роль судей в обычном праве, судопроизводство, становление народной судебной системы в Российской империи, сельской, большевистской, чрезвычайные съезды, их гражданские и уголовные процессы и т.д., смог изучить широкий круг вопросов, связанных с судебной системой [9, с. 202–203]. Историю судебной системы в рассматриваемый период исследовала в докторской диссертации Т.И. Ганиева. Автор анализирует нормы мусульманского и обычного права в досоветском Кыргызстане. Автор справедливо отмечает, что «шариат был широко распространен в период правления Кокандского ханства и служил интересам ханства и его колониальной политике». Следует отметить, что автор не согласен с концепцией «колониальной политики Коконного королевства». В то же время Т. Ганиева отмечает, что «обычное право Кыргызстана подверглось влиянию законов шариата посредством насилия» [10, с. 17]. Многие дореволюционные авторы утверждают, что суд биев был нейтральным органом, который выражал интересы рода и племени, интересы простых людей. В традиционном обществе бием не избирался, а бием становился человек, имевший авторитет, уважение среди рода и племени. Это обычно были братья, сыновья другие родственники главных манапов. Представители рода и племени по своему рассмотрению имели право выбрать бия и обращаться с жалобами. Обычно они обращались к тем людям, которые хорошо знали традиции, обычаи кочевников. Но в большинстве случаев сначала представители тех или иных родов обращались с жалобами к аксакалу своего рода. Обычно аксакалы старались примирить их и удовлетворить просьбу потерпевшего. Если потерпевший и здесь не получал удовлетворения, то он обращался к своим близким родственникам, влиятельным лицам или родоначальнику своего рода. Последний через своих джигитов, влиятельных лиц или, если дело было очень важное, лично связывался с родоначальником другого рода. В этих встречах главных манапов или заменяющих их влиятельных лиц рода – биев, решался вопрос: удовлетворить иск потерпевшего без судебнего разбирательства или назначить съезд биев обоих родов. Если дело было не так важно и имелись неопровержимые доказательства, тогда главные манапы (бий) со стороны обвиняемого (ответчика) приказывали своим оплатить потерпевшему предъявленный им иск и уплатить штраф возмещения убытков.

Методологию исследования составляют диалектический метод познания, общенаучные и специально-правовые методы. Применялись исторический, системно-структурный, нормативно-логический, сравнительно-правовой и др. методы анализа и изучения темы диссертационного исследования.

Российская империя разработала ряд постановлений, регулирующих завоеванные ею территории. Таким образом, имперское правительство постепенно начало вмешиваться в традиционные нормы киргизов, каждое из положений, регулирующих Туркестан, имеет свою автономию. Например, одним из достижений судебной реформы 1867 г. было введение избирательных процедур в народные суды. Согласно статьям 182 и 183 Регламента от четырех до восьми судей избирались в каждом округе для уголовного и гражданского судопроизводства. Согласно регламенту судьи избирались сроком на 3 года. Особое внимание было уделено отбору судей, и право танцевать было предоставлено лицам старше 25 лет, у которых было доверие, уважение и отсутствие убеждений. Избранные танцоры утверждались главой района и получали бронзовую «печать». В случае отставки или смерти танцора печать и бронзовая медаль возвращались главе округа. Выборы судей, рассматриваемые как средство реформирования судебной системы, часто приводили к конфликтам между соперниками и межплеменной вражде. В некоторых случаях были нападения на российских чиновников. Российская империя продолжала разрабатывать проекты постановлений, регулирующих Туркестан. В 1871, 1873 и 1881 гг. были разработаны проекты Положения об управлении Туркестаном. В 1883 г. тайный советник царя. Под руководством Ф. Херста была создана комиссия Сената по надзору за Туркестанской областью, в результате чего был принят новый проект постановления. Однако в 1884 г. Н. Комиссия во главе с Игнатьевым предложила окончательный вариант нового постановления. После нескольких обсуждений 12 июня 1886 г. Государственный совет принял постановление об управлении Туркестанской областью. В соответствии с постановлением Туркестанского правительства 1886 г. в структуру народного суда внесен ряд изменений. Согласно регламенту, народный суд, в том числе большевистский съезд и большевистский губернатор, избирался сроком на три года. В судебные органы были избраны два кандидата, один из которых был утвержден, а другой рассматривался как кандидат. Согласно постановлению 1886 г. народный суд делился на: частный суд; со двора бытия, съездов; состоящий из чрезвычайных съездов судей. Одно из изменений в правилах 1886 г. отменило «обычай» (у кочевых народов), «шариат» (оседлое население), основанный на «обычае» (у кочевого населения) и присутствии судей. Понятия бий и судьи были объединены в разделе 3 Регламента и стали известны как Народный суд. Н. Южаков отметил, что сейчас в системе народных судов есть две инстанции: частный суд – народный суд и Съезд народных судов в качестве апелляционной инстанции [7]. Народным судам было предоставлено право расследовать и разрешать уголовные дела на любую сумму и в любом размере, но их окончательное решение составляло до 30 рублей, и они имели право на 7 суток ареста. Недовольные решением Народного суда имели право подать апелляцию в Съезд народных судов, решение суда последней инстанции считалось окончательным, и они были вправе разрешать уголовные дела любого размера. Съезд народных судов штрафовал на сумму до 300 рублей и приговаривал к 18 месяцам лишения свободы [8]. Таким образом, согласно постановлениям 1886 г. вместо судебной системы была создана новая регулируемая судебная система. Одной из реформ, закрепленных в Статуте 1886 г., было введение прокурорского надзора за народными судами, созыв съезда народных судов с участием главы округа и представителя военного губернатора и принятие правил. С успехом судебной реформы в регионе традиционная судебная система стала низшей ступенью судебного института Российской империи. Необходимо было строить пенитенциарные учреждения в рамках классической судебной системы.

Сенатор К.К. по данным аудита Палена в Туркестане, за последние 10 лет в Семиреченской и Сырдарьинской областях был проведен 21 экстренный съезд судей и соответствующие правила были разработаны и приняты. Например, 15 марта 1908 г. представители ряда большевиков Алули-Атинского района собрались в селе Мерке, чтобы провести экстренный съезд кыргызско-казахских танцоров. На этом съезде было установлено, что гражданские и уголовные дела должны рассматриваться до истечения 10-летнего брачного периода. Как правило, правила наказания при расторжении брака оговариваются. Например, если замужняя женщина бросает мужа и возвращается к своим родителям, а родители снова выдают ее замуж, то помимо полученного приданого они должны вернуть ее бывшему мужу 18 голов скота. После присоединения киргизов к Российской империи правила постепенно превратились в правовую норму. Эти правила приобретали правовую силу только тогда, когда они были поддержаны письменными или устными правилами, соглашениями о спорах, а также лидерами племен и влиятельными людьми с обеих сторон [11, с. 11]. Позже это правило основывалось на нормах обычного права и стало применяться как норма в судопроизводстве. Это связано с тем, что предусмотренные правила использовались не только при вынесении решений внеочередного съезда, но и при рассмотрении судьями различных категорий дел. С.З. Зиманов отметил, что правило постепенно перешло от обычных правовых норм к «миникодексу» [12, с. 119–120]. Внеочередной съезд судей перенесен на месяц, в зависимости от объема работ. Дату съезда обычно назначал военный губернатор.

Результаты исследования и их обсуждение

В целях реформирования народной судебной системы у кочевых народов российские власти начали вводить меры по изменению порядка проведения чрезвычайных съездов. В 1905 г. Сенат Российской империи ввел правило о проведении чрезвычайных съездов между округами. Это правило фактически привело к путанице в судебном разбирательстве. Со временем колониальные власти начали выявлять недостатки в работе народных судов в Туркестанской области и пытались поставить их под контроль российской администрации. В средствах массовой информации того времени деятельность народных судов широко критиковалась общественностью. С упразднением народных судов чиновники стали настаивать на необходимости работать по российским законам. В результате они потребовали подчинить народные суды администрации Туркестана, изменив статьи постановлений 1886 и 1891 гг. Однако в условиях засилья бюрократического аппарата решение этих требований было одним из самых сложных процессов. В целом при реформировании народной судебной системы существование межобластных, участковых, межбольшевистских экстренных съездов было необоснованным, требовались только межрайонные экстренные съезды. Таким образом, колониальные власти принимали теоретические решения по реформированию народной судебной системы, не зная местных условий.

Заключение

Принимая во внимание общественное мнение, в XX в. Туркестанский народный суд начал рассматривать необходимость изменения судебного процесса и судебной реформы. В 1912 г. был разработан и внесен в Совет министров новый документ. Генерал-губернатор Туркестана Самсонов предложил упразднить народные суды и заменить их государственными (местными) судами. Совет министров поддержал предложение Самсонова и подтвердил право «местных судов» проводить разбирательства по традиционным правилам. Однако военному министерству было поручено внести предложения и добавить новый проект. Однако начало Первой мировой войны и последовавшая за ней Октябрьская революция привели к падению монархии. Лишь в 1928 г. народная судебная система, которую стремилась упразднить колониальная власть, была упразднена. Из чего можно заключить, что после слияния Кыргызстана с Россией в отношении судоустройства и судопроизводства киргизов произошли перемены. Произошло создание новой судебной системы власти. Под влиянием русского права традиционная судебная система кыргызов была перестроена. Новая судебная система сохраняла такие принципы, как создание всесословного суда, равенство всех перед судом, несменяемость судей и следователей, прокурорский надзор, выборность мировых судей и присяжных заседателей.