Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,839

THE FAMILY OF TURKS AND THE WAYS OF ITS STRENGTHENING HISTORY AND MODERNITY

Shakhin M. 1
1 Kyrgyz State University named after A. Arabaev
The family is the most important social institution and the building block of a society that has existed in any period of history. It is an institution in which a person’s personality is formed, and where a person acquires universal human values. The ancient Turks had a patriarchal family model, but the woman was always a highly respected member of the family. In the Islamic religion, marriage offers different positions according to the material and spiritual state of a person. The family is also a very important institution in terms of protecting future generations. Many verses and hadiths (traditions about the words and actions of the Prophet Muhammad, concerning various religious and legal aspects of the life of the Muslim community) they also talk about the importance of the family and the responsibilities of the spouses. Unfortunately, in a rapidly globalizing world and the development of technology, in particular, the use of social networks today leads to the degeneration of the family and an increase in the number of divorces. Therefore, it is necessary to create charitable organizations in Turkish society that will strengthen the institution of the family and prepare young people for family life in modern Turkey. The article will study and conduct a comparative analysis of the phenomenon of the family in the history and modernity of Turkey, its role and significance in modern Turkish society.
marriage
state
society
family
Turks
hadith

Семья – самое священное учреждение, которое на протяжении всей истории считалось строительным блоком турецкого общества. Это священное учреждение, которое началось с первого человека и сохранило свою ценность с той же репутацией до наших дней, хоть и все общества развивались по-разному. Благодаря врожденным сильным и духовным связям между членами семьи, общества жили в мире и доверии, а в связи с ослаблением этих связей (социального капитала) на протяжении всей истории возникали индивидуальные и социальные проблемы. Основная цель статьи заключается в раскрытии феномена семьи и его роли в истории и современности турецкого общества. Для достижения обозначенной цели поставлены следующие задачи:

1. Сравнить роль и значение семьи в истории и в современности турок.

2. Осветить традиционные элементы семьи, связанные с религиозными убеждениями.

3. Проанализировать возникающие проблемы и этапы укрепления семьи в современном турецком обществе.

Материалы и методы исследования

В качестве исходных материалов для написания статьи автором был выбран метод глубинного анализа и синтеза вторичных данных. Данное исследование является актуальным и комплексным изучением понятия «семьи» в современной Турции.

Результаты исследования и их обсуждение

Результаты данного исследования могут быть использованы различными исследователями и организациями, занимающимися вопросами семьи и укреплением семейных ценностей в турецком обществе; в деятельности НПО; в преподавании курсов по культурологии в вузах; в проведении семинаров и тренингов, посвященных национальной проблематике.

Семья у древних турок. У древних турок семья имела четыре степени: рост, родословная, торк (со старотюркского Отчий дом) и барк (со старотюркского семейное гнездо), то есть юноша, который достиг брачного возраста, мог жениться, показав свой героизм. Венецианский путешественник Марко Поло, который в Средние века путешествовал в Китай, Монголию и Туркестан, жил в 1254–1323 гг., говорит турецким женщинам: «Нет в другом народе женщин, которые были бы более привязаны к своему мужу, тверды и ценны, чем турецкие женщины. Это особенность женщин турок, которые преуспевают в мире» [1].

У древних турок отца семьи назвали канг. Родных братьев называли кангдашами, а сводных братьев называли кангсиками. После XI в. отца называли ата. Детей турки, будь то девочка или мальчик, называют одинаково – огул, то есть дитя. Мальчика воспитывает отец, дочку воспитывает мать. Место отца и его честь передаются сыну.

Семья в Исламе. В исламском праве брак предлагает различные положения в соответствии с различием материального и духовного положения людей. Иногда ваджиб, сунна в соответствии с его местом, а иногда и макрух или харам для тех, кто не подходит для брака из-за психического здоровья. Одним из самых отрицательных социальных институтов мусульманской правовой идеологии, ставящим женщину в исключительно тяжелые условия в сфере семейных отношений, является развод – талак [2]. Основными принципами, которые ислам соблюдает в своих положениях, являются:

- религиозная защита,

- защита жизни,

- защита здравомыслия,

- защита поколения,

- защита товаров.

Как видно, одной из основных целей, которые эти положения стремятся достичь, является сохранение поколения. Для продолжения и защиты поколения брак был узаконен, а прелюбодеяние, клевета на целомудрие, аборт были запрещены. В Коране говорится: «О люди: будьте (по отношению к Господу) обладателями таквы (духовной брони). Это Он – Господь, Который вас из одного человека (Адама (АС)) создал и от него создал его жену и из обоих создал очень много мужчин и женщин. И Его (именем), желая друг друга, воздерживайтесь Аллах’а (давать слова Аллах’у, клянясь Его именем и не выполнять их) и (избегайте) утроб. Без сомнения, Аллах вас страж (следит за вами, контролирует вас)» [3]. Вот еще один смысловой перевод из Священной книги Корана: «Или же Он сочетает потомство мужского и женского полов, а того, кого пожелает, Он делает бесплодным. Воистину Он – Знающий, Всемогущий. [Всевышний сообщил о Своей неограниченной власти и о том, что Он творит все, что пожелает, и управляет всеми событиями на небесах и на земле. Он наделил Свои творения способностью рожать детей и дарует им, кого пожелает. Одних Господь одаряет девочками, а других – мальчиками. Некоторым людям Он дарует и мальчиков, и девочек, а некоторых делает бесплодными. Среди Его прекрасных имен – Знающий и Всемогущий. Благодаря своей власти над творениями и своему безграничному знанию Он самым совершенным образом управляет делами Вселенной»] [4].

Согласно исламской вере, мужчины и женщины, условия которых соответствуют, должны жениться, чтобы воспитывать чистые поколения, соединяясь духовной связью, называемой браком, быть счастливыми законным путем и защищать себя от незаконных отношений, которые разум и совесть считают уродливыми с тех пор, как начало существовать человечество. Однако брак представляет собой относительную ситуацию в зависимости от разницы в материальном и духовном статусе людей с точки зрения религии. Иногда это ваджиб, то есть сунна (то, что дозволено), а иногда макрух или харам для тех, чье психологическое состояние и психическое здоровье не подходит для создания брака. Напомним, что браком называется равноправный и добровольный союз между мужчиной и женщиной, заключенный при свободном и обоюдном согласии сторон в установленном законом порядке, с целью создания семьи, порождающий имущественные и личные неимущественные отношения между супругами [5].

Пророк (мир Ему и благословение Аллаха) говорит: «О, община молодых людей! Тот, кто может позволить себе жениться, пусть женится. Воистину женитьба – самая изменчивая из запретного, а ее совершение – скорее защитная. Пусть постится тот, кто не может позволить себе жениться. Потому что пост – это разрушитель похоти для него» [6]. Чем прочнее ячейка общества, тем прочнее общество. Воистину из крепких семей состоят крепкие народы, а из крепких народов – крепкие государства.

Опасности, которым подвергается семья сегодня. В настоящее время этот важный институт сталкивается с серьезными опасностями. Сегодня возникает тип семьи, который строится не только на святости, но и на материальных основах и только ради удовлетворения сексуальных потребностей. Это бездушное понимание, которое значимо разрушает общество изнутри и стало причиной тысяч социальных событий, к сожалению, также глубоко окружает нашу страну и полностью парализует турецкое общество. Это искалеченное понимание, которое не делает семью больше основой общества, а всего лишь «гостиничным номером, где удовлетворяются потребности», рассматривается как причина многих убийств женщин в нашей стране, особенно с учетом жестоких возможностей и предложений виртуального мира. Печально то, что большая часть современного турецкого общества не осознает этого социального пожара, что означает «полное самоубийство», и просто молча наблюдает за ним. Некоторые пытаются объяснить рост числа разводов «увеличением известности этого феномена», это утверждение не соответствует действительности. Хотя в основе разводов лежат многие экономические, культурные и социальные причины, важным фактором является отсутствие у молодых людей специального образования в вопросах брака и семейных обязанностей.

К примеру, большинство людей, которые тщательно исследуют каждый аспект дома, от плана, количества комнат, от ванной до кухни, создают дом традиционными методами, не имея возможности научиться создавать семейный очаг, в котором они будут жить вместе всю свою жизнь. Следовательно, молодые люди, которые не могут должным образом определить свои реальные потребности, способ удовлетворения этих потребностей, взаимные права и обязанности своих супругов, и те, которые не получили никаких предварительных знаний по этим важным вопросам, потому что они не знают, как решить эти проблемы, столкнувшись с тяжелым давлением условий жизни и окружающей среды, они собственными руками разрушают семью и ищут выход в разводе.

Укрепление семьи. Прежде всего, мы должны определить, что проблемы нужно решать в индивидуальном, социальном и государственном аспектах. К примеру, организовать тренинг по индивидуальному внутрисемейному общению. Одной из самых неотложных мер, которые необходимо предпринять для спасения семьи, является создание учреждений, в которых будущие супруги, составляющие семью, будут узнавать свои взаимные права и обязанности, правильные методы общения и методы решения проблемы до свадьбы.

Государству следует активно задействовать систему семейного консультирования, как и семейную практику, установленную для решения проблем со здоровьем, через соответствующие государственные учреждения и объявить мобилизацию при координации соответствующих министерств для спасения общества и семьи, которая быстро движется к социальной дезинтеграции. Совершенно очевидно, что социальные травмы, самоубийства, убийства женщин, разводы, социальные взрывы, происходящие изо дня в день, вызывают беспокойство в обществе и даже в государстве.

Уровень разводов практически отсутствует в типах брака «бердел» и «тайгельди», наблюдаемых в некоторых регионах нашей страны Турции. Как известно, женитьба мужчин на дочерях двоюродных братьев называется бердел, а женитьба овдовевшего отца на овдовевшей женщине (а их дети могут жениться друг на друге) называется тайгельди.

Причина редкости разводов в Турции, по сравнению с другими странами – религиозные и культурные причины. Религия ислама рассматривает развод, как в данном хадисе говорится: «халяль, сотрясающую трон» или «халяль, близкую к хараму». Женитесь, но не разводитесь. Поскольку небеса содрогаются от развода». А в одном из аятов Корана говорится: «О, Пророк (и его община), когда вы даете женам развод, то разводитесь с ними по установленному для них сроку, и отсчитывайте этот срок, и остерегайтесь (наказания) Аллаха, Господа вашего (также и при разводе) [выполняйте то, что Он повелел и прекратите совершать то, что Он запретил]! Не выгоняйте их [женщин] из их домов [где они проживают], и пусть они [женщины] (сами тоже) не выходят [пусть не покидают дом], если только они не совершат явную мерзость [как прелюбодеяние]. Таковы границы (установленные) Аллахом. А кто преступает границы (установленные) Аллахом, тот (значит) причинил самому себе зло. Ты (о, разводящийся мужчина) не знаешь, может быть, Аллах произведет после этого [развода] какое-нибудь дело (что ты решишь вернуть ее обратно)» [7]. Чтобы обеспечить важность и значение института семьи и здорового общения между супругами, Министерство по делам семьи и социальной политики Турции начало принимать некоторые меры и отводило этому вопросу особое место в 10-й программе развития.

Хотя брачные школы и терапевтические центры для людей всех уровней обычны в странах с развитой демократией, к сожалению, количество и уровень компетентности тех, кто работает в этих областях в Турции, также является предметом обсуждения. Телесериалы, которые подрывают религиозные и национальные ценности, безусловно, не должны транслироваться или должны транслироваться в категории кабельных передач. Это потому, что эти публикации глубоко влияют на институт семьи, в частности модели поведения и поведения актеров в фильмах, которые молодежь считают образцами для подражания в поведении, имитируют их один в один, отрицательно влияя на свое бессознательное развитие. Также известен факт, что планы социальной инженерии, направленные на вырождение турецкой семейной структуры, в течение многих лет постоянно осуществлялись через СМИ в Турции. С этой целью RTÜK, созданный для защиты молодежи от вредных публикаций, должен быть более эффективным. В начале прошлого месяца турецкое правительство предложило законопроект, разрешающий Высшему совету по радио и телевидению (RTÜK) регулировать весь контент, размещённый в сети, чтобы предотвратить трансляции, которые «ставят под угрозу национальную безопасность» и «разрушают моральные ценности» [8].

Следует начать серьезную и устойчивую кампанию по информированию общества об основных правах и свободах. Никто не может сказать: «Я пойду и причиню вред своей жене и своим детям, но это право у меня отнимают». Другими словами, мы не можем рассматривать демократию как ущемление личных прав других и использование их против беззакония. С этой точки зрения Турция приняла решение о выходе из Стамбульской конвенции, которая противоречит нашей культуре и убеждениям. В условиях демократии права людей ограничиваются правами других. Следовательно, существует необходимость проверять и контролировать публикации, которые не связаны со свободой мысли и которые противоречат убеждениям и морали.

Защищая права, которые не предоставляются женщинам, под предлогом традиционной структуры показывает, что формируется неправильная позиция в этом вопросе. Делается попытка получить право двух ошибок. В этом отношении необходимо поддерживать баланс, и, с другой стороны, защищая права женщин, институт семьи не должен быть подорван. Не следует использовать преувеличенный стиль в обсуждениях. Потому что так называемые требования свободы и независимости в конечном итоге перерастают в ожесточенные конфликты и дебаты, разрушающие семейный мир, и женщины сожалеют о том, что у них нет никаких прав, кроме права быть лишенными многих из своих прав, и в конечном итоге остаются на произвол судьбы.

Следует серьезно сосредоточиться на причинах роста разводов, а политика в области образования и культуры должна быть реорганизована в соответствии с возникающими последствиями и причинами. То, что супруги берут в пример свои семьи (родителей), тоже кажется очень важной проблемой. Каждый день мы видим множество семейных бед из-за конфликта поколений или бед из-за традиций и обычаев, которым нет места в религии и культуре. Конфликт между современностью и консерватизмом также является важным вопросом, требующим рассмотрения в этом отношении. Еще один момент заключается в том, что, хотя в нашей стране есть миллионы хороших примеров, они никогда не показываются средствами массовой информации, а плохие примеры больше видны и показаны.

Также необходимо принять юридические меры, чтобы минимизировать неисчислимый ущерб от социальных сетей.

Еще одна проблема в том, что нет времени элементарно думать и читать среди суеты повседневной жизни. Однако не исключено, что эту проблему можно решить с помощью спланированного образа жизни. Также очень важной семейной проблемой является вмешательство других людей в жизнь молодых, и проблемами, которыми супруги приносят несознательно с места работы. Решение этой проблемы снова зависит от предварительных знаний и умения общаться.

Несмотря на то, что семья включена в нашу систему образования, гармония в трио школа – семья – окружающая среда не может быть достигнута из-за ограниченной работы союзов школы и семьи, которые не выходят за рамки слов школьной администрации, и на повестку дня ставятся самые незначительные вопросы, а не основные проблемы. Инструменты общения, которые разрушают семейное общение, необходимо отбирать у детей. Мыслитель говорит: «Если вы купили своему ребенку смартфон, знайте, что весь мир достигнет его, но вы больше не сможете его достать».

Еженедельный семейный совет и совместное обсуждение проблем в течение получаса также являются успешным примером в этих вопросах. Членство в НПО и социальная терапия являются потребностями, которыми мы пренебрегаем.

Заключение

Государство должно включать поощрение семейной политики в современном турецком обществе. Должны быть предусмотрены некоторые методы (налоги, путёвки на курорты, проживание, возможность отпуска для женщин, которые являются государственными служащими, молодых людей и т.д.). Глаза тех, кто ищет все в материальном, слепы к духовности, и тот факт, что те, кто пренебрегает своей жизнью и своими семьями, не могут увидеть, какой опасности они подвергаются, пытаясь преследовать экономический статус, авторитет и деньги, что является очень важными факторами, угрожающими семье.