Семья – самое священное учреждение, которое на протяжении всей истории считалось строительным блоком турецкого общества. Это священное учреждение, которое началось с первого человека и сохранило свою ценность с той же репутацией до наших дней, хоть и все общества развивались по-разному. Благодаря врожденным сильным и духовным связям между членами семьи, общества жили в мире и доверии, а в связи с ослаблением этих связей (социального капитала) на протяжении всей истории возникали индивидуальные и социальные проблемы. Основная цель статьи заключается в раскрытии феномена семьи и его роли в истории и современности турецкого общества. Для достижения обозначенной цели поставлены следующие задачи:
1. Сравнить роль и значение семьи в истории и в современности турок.
2. Осветить традиционные элементы семьи, связанные с религиозными убеждениями.
3. Проанализировать возникающие проблемы и этапы укрепления семьи в современном турецком обществе.
Материалы и методы исследования
В качестве исходных материалов для написания статьи автором был выбран метод глубинного анализа и синтеза вторичных данных. Данное исследование является актуальным и комплексным изучением понятия «семьи» в современной Турции.
Результаты исследования и их обсуждение
Результаты данного исследования могут быть использованы различными исследователями и организациями, занимающимися вопросами семьи и укреплением семейных ценностей в турецком обществе; в деятельности НПО; в преподавании курсов по культурологии в вузах; в проведении семинаров и тренингов, посвященных национальной проблематике.
Семья у древних турок. У древних турок семья имела четыре степени: рост, родословная, торк (со старотюркского Отчий дом) и барк (со старотюркского семейное гнездо), то есть юноша, который достиг брачного возраста, мог жениться, показав свой героизм. Венецианский путешественник Марко Поло, который в Средние века путешествовал в Китай, Монголию и Туркестан, жил в 1254–1323 гг., говорит турецким женщинам: «Нет в другом народе женщин, которые были бы более привязаны к своему мужу, тверды и ценны, чем турецкие женщины. Это особенность женщин турок, которые преуспевают в мире» [1].
У древних турок отца семьи назвали канг. Родных братьев называли кангдашами, а сводных братьев называли кангсиками. После XI в. отца называли ата. Детей турки, будь то девочка или мальчик, называют одинаково – огул, то есть дитя. Мальчика воспитывает отец, дочку воспитывает мать. Место отца и его честь передаются сыну.
Семья в Исламе. В исламском праве брак предлагает различные положения в соответствии с различием материального и духовного положения людей. Иногда ваджиб, сунна в соответствии с его местом, а иногда и макрух или харам для тех, кто не подходит для брака из-за психического здоровья. Одним из самых отрицательных социальных институтов мусульманской правовой идеологии, ставящим женщину в исключительно тяжелые условия в сфере семейных отношений, является развод – талак [2]. Основными принципами, которые ислам соблюдает в своих положениях, являются:
- религиозная защита,
- защита жизни,
- защита здравомыслия,
- защита поколения,
- защита товаров.
Как видно, одной из основных целей, которые эти положения стремятся достичь, является сохранение поколения. Для продолжения и защиты поколения брак был узаконен, а прелюбодеяние, клевета на целомудрие, аборт были запрещены. В Коране говорится: «О люди: будьте (по отношению к Господу) обладателями таквы (духовной брони). Это Он – Господь, Который вас из одного человека (Адама (АС)) создал и от него создал его жену и из обоих создал очень много мужчин и женщин. И Его (именем), желая друг друга, воздерживайтесь Аллах’а (давать слова Аллах’у, клянясь Его именем и не выполнять их) и (избегайте) утроб. Без сомнения, Аллах вас страж (следит за вами, контролирует вас)» [3]. Вот еще один смысловой перевод из Священной книги Корана: «Или же Он сочетает потомство мужского и женского полов, а того, кого пожелает, Он делает бесплодным. Воистину Он – Знающий, Всемогущий. [Всевышний сообщил о Своей неограниченной власти и о том, что Он творит все, что пожелает, и управляет всеми событиями на небесах и на земле. Он наделил Свои творения способностью рожать детей и дарует им, кого пожелает. Одних Господь одаряет девочками, а других – мальчиками. Некоторым людям Он дарует и мальчиков, и девочек, а некоторых делает бесплодными. Среди Его прекрасных имен – Знающий и Всемогущий. Благодаря своей власти над творениями и своему безграничному знанию Он самым совершенным образом управляет делами Вселенной»] [4].
Согласно исламской вере, мужчины и женщины, условия которых соответствуют, должны жениться, чтобы воспитывать чистые поколения, соединяясь духовной связью, называемой браком, быть счастливыми законным путем и защищать себя от незаконных отношений, которые разум и совесть считают уродливыми с тех пор, как начало существовать человечество. Однако брак представляет собой относительную ситуацию в зависимости от разницы в материальном и духовном статусе людей с точки зрения религии. Иногда это ваджиб, то есть сунна (то, что дозволено), а иногда макрух или харам для тех, чье психологическое состояние и психическое здоровье не подходит для создания брака. Напомним, что браком называется равноправный и добровольный союз между мужчиной и женщиной, заключенный при свободном и обоюдном согласии сторон в установленном законом порядке, с целью создания семьи, порождающий имущественные и личные неимущественные отношения между супругами [5].
Пророк (мир Ему и благословение Аллаха) говорит: «О, община молодых людей! Тот, кто может позволить себе жениться, пусть женится. Воистину женитьба – самая изменчивая из запретного, а ее совершение – скорее защитная. Пусть постится тот, кто не может позволить себе жениться. Потому что пост – это разрушитель похоти для него» [6]. Чем прочнее ячейка общества, тем прочнее общество. Воистину из крепких семей состоят крепкие народы, а из крепких народов – крепкие государства.
Опасности, которым подвергается семья сегодня. В настоящее время этот важный институт сталкивается с серьезными опасностями. Сегодня возникает тип семьи, который строится не только на святости, но и на материальных основах и только ради удовлетворения сексуальных потребностей. Это бездушное понимание, которое значимо разрушает общество изнутри и стало причиной тысяч социальных событий, к сожалению, также глубоко окружает нашу страну и полностью парализует турецкое общество. Это искалеченное понимание, которое не делает семью больше основой общества, а всего лишь «гостиничным номером, где удовлетворяются потребности», рассматривается как причина многих убийств женщин в нашей стране, особенно с учетом жестоких возможностей и предложений виртуального мира. Печально то, что большая часть современного турецкого общества не осознает этого социального пожара, что означает «полное самоубийство», и просто молча наблюдает за ним. Некоторые пытаются объяснить рост числа разводов «увеличением известности этого феномена», это утверждение не соответствует действительности. Хотя в основе разводов лежат многие экономические, культурные и социальные причины, важным фактором является отсутствие у молодых людей специального образования в вопросах брака и семейных обязанностей.
К примеру, большинство людей, которые тщательно исследуют каждый аспект дома, от плана, количества комнат, от ванной до кухни, создают дом традиционными методами, не имея возможности научиться создавать семейный очаг, в котором они будут жить вместе всю свою жизнь. Следовательно, молодые люди, которые не могут должным образом определить свои реальные потребности, способ удовлетворения этих потребностей, взаимные права и обязанности своих супругов, и те, которые не получили никаких предварительных знаний по этим важным вопросам, потому что они не знают, как решить эти проблемы, столкнувшись с тяжелым давлением условий жизни и окружающей среды, они собственными руками разрушают семью и ищут выход в разводе.
Укрепление семьи. Прежде всего, мы должны определить, что проблемы нужно решать в индивидуальном, социальном и государственном аспектах. К примеру, организовать тренинг по индивидуальному внутрисемейному общению. Одной из самых неотложных мер, которые необходимо предпринять для спасения семьи, является создание учреждений, в которых будущие супруги, составляющие семью, будут узнавать свои взаимные права и обязанности, правильные методы общения и методы решения проблемы до свадьбы.
Государству следует активно задействовать систему семейного консультирования, как и семейную практику, установленную для решения проблем со здоровьем, через соответствующие государственные учреждения и объявить мобилизацию при координации соответствующих министерств для спасения общества и семьи, которая быстро движется к социальной дезинтеграции. Совершенно очевидно, что социальные травмы, самоубийства, убийства женщин, разводы, социальные взрывы, происходящие изо дня в день, вызывают беспокойство в обществе и даже в государстве.
Уровень разводов практически отсутствует в типах брака «бердел» и «тайгельди», наблюдаемых в некоторых регионах нашей страны Турции. Как известно, женитьба мужчин на дочерях двоюродных братьев называется бердел, а женитьба овдовевшего отца на овдовевшей женщине (а их дети могут жениться друг на друге) называется тайгельди.
Причина редкости разводов в Турции, по сравнению с другими странами – религиозные и культурные причины. Религия ислама рассматривает развод, как в данном хадисе говорится: «халяль, сотрясающую трон» или «халяль, близкую к хараму». Женитесь, но не разводитесь. Поскольку небеса содрогаются от развода». А в одном из аятов Корана говорится: «О, Пророк (и его община), когда вы даете женам развод, то разводитесь с ними по установленному для них сроку, и отсчитывайте этот срок, и остерегайтесь (наказания) Аллаха, Господа вашего (также и при разводе) [выполняйте то, что Он повелел и прекратите совершать то, что Он запретил]! Не выгоняйте их [женщин] из их домов [где они проживают], и пусть они [женщины] (сами тоже) не выходят [пусть не покидают дом], если только они не совершат явную мерзость [как прелюбодеяние]. Таковы границы (установленные) Аллахом. А кто преступает границы (установленные) Аллахом, тот (значит) причинил самому себе зло. Ты (о, разводящийся мужчина) не знаешь, может быть, Аллах произведет после этого [развода] какое-нибудь дело (что ты решишь вернуть ее обратно)» [7]. Чтобы обеспечить важность и значение института семьи и здорового общения между супругами, Министерство по делам семьи и социальной политики Турции начало принимать некоторые меры и отводило этому вопросу особое место в 10-й программе развития.
Хотя брачные школы и терапевтические центры для людей всех уровней обычны в странах с развитой демократией, к сожалению, количество и уровень компетентности тех, кто работает в этих областях в Турции, также является предметом обсуждения. Телесериалы, которые подрывают религиозные и национальные ценности, безусловно, не должны транслироваться или должны транслироваться в категории кабельных передач. Это потому, что эти публикации глубоко влияют на институт семьи, в частности модели поведения и поведения актеров в фильмах, которые молодежь считают образцами для подражания в поведении, имитируют их один в один, отрицательно влияя на свое бессознательное развитие. Также известен факт, что планы социальной инженерии, направленные на вырождение турецкой семейной структуры, в течение многих лет постоянно осуществлялись через СМИ в Турции. С этой целью RTÜK, созданный для защиты молодежи от вредных публикаций, должен быть более эффективным. В начале прошлого месяца турецкое правительство предложило законопроект, разрешающий Высшему совету по радио и телевидению (RTÜK) регулировать весь контент, размещённый в сети, чтобы предотвратить трансляции, которые «ставят под угрозу национальную безопасность» и «разрушают моральные ценности» [8].
Следует начать серьезную и устойчивую кампанию по информированию общества об основных правах и свободах. Никто не может сказать: «Я пойду и причиню вред своей жене и своим детям, но это право у меня отнимают». Другими словами, мы не можем рассматривать демократию как ущемление личных прав других и использование их против беззакония. С этой точки зрения Турция приняла решение о выходе из Стамбульской конвенции, которая противоречит нашей культуре и убеждениям. В условиях демократии права людей ограничиваются правами других. Следовательно, существует необходимость проверять и контролировать публикации, которые не связаны со свободой мысли и которые противоречат убеждениям и морали.
Защищая права, которые не предоставляются женщинам, под предлогом традиционной структуры показывает, что формируется неправильная позиция в этом вопросе. Делается попытка получить право двух ошибок. В этом отношении необходимо поддерживать баланс, и, с другой стороны, защищая права женщин, институт семьи не должен быть подорван. Не следует использовать преувеличенный стиль в обсуждениях. Потому что так называемые требования свободы и независимости в конечном итоге перерастают в ожесточенные конфликты и дебаты, разрушающие семейный мир, и женщины сожалеют о том, что у них нет никаких прав, кроме права быть лишенными многих из своих прав, и в конечном итоге остаются на произвол судьбы.
Следует серьезно сосредоточиться на причинах роста разводов, а политика в области образования и культуры должна быть реорганизована в соответствии с возникающими последствиями и причинами. То, что супруги берут в пример свои семьи (родителей), тоже кажется очень важной проблемой. Каждый день мы видим множество семейных бед из-за конфликта поколений или бед из-за традиций и обычаев, которым нет места в религии и культуре. Конфликт между современностью и консерватизмом также является важным вопросом, требующим рассмотрения в этом отношении. Еще один момент заключается в том, что, хотя в нашей стране есть миллионы хороших примеров, они никогда не показываются средствами массовой информации, а плохие примеры больше видны и показаны.
Также необходимо принять юридические меры, чтобы минимизировать неисчислимый ущерб от социальных сетей.
Еще одна проблема в том, что нет времени элементарно думать и читать среди суеты повседневной жизни. Однако не исключено, что эту проблему можно решить с помощью спланированного образа жизни. Также очень важной семейной проблемой является вмешательство других людей в жизнь молодых, и проблемами, которыми супруги приносят несознательно с места работы. Решение этой проблемы снова зависит от предварительных знаний и умения общаться.
Несмотря на то, что семья включена в нашу систему образования, гармония в трио школа – семья – окружающая среда не может быть достигнута из-за ограниченной работы союзов школы и семьи, которые не выходят за рамки слов школьной администрации, и на повестку дня ставятся самые незначительные вопросы, а не основные проблемы. Инструменты общения, которые разрушают семейное общение, необходимо отбирать у детей. Мыслитель говорит: «Если вы купили своему ребенку смартфон, знайте, что весь мир достигнет его, но вы больше не сможете его достать».
Еженедельный семейный совет и совместное обсуждение проблем в течение получаса также являются успешным примером в этих вопросах. Членство в НПО и социальная терапия являются потребностями, которыми мы пренебрегаем.
Заключение
Государство должно включать поощрение семейной политики в современном турецком обществе. Должны быть предусмотрены некоторые методы (налоги, путёвки на курорты, проживание, возможность отпуска для женщин, которые являются государственными служащими, молодых людей и т.д.). Глаза тех, кто ищет все в материальном, слепы к духовности, и тот факт, что те, кто пренебрегает своей жизнью и своими семьями, не могут увидеть, какой опасности они подвергаются, пытаясь преследовать экономический статус, авторитет и деньги, что является очень важными факторами, угрожающими семье.