В казахской литературе в последнее время возрос интерес к жанру исторического романа. И исследование специфики исторического романа, а также вопросов закономерностей его развития являются актуальными и перспективными в современном литературоведении.
Исторический роман сегодня принадлежит к числу наиболее популярных литературных жанров. Само понятие «исторический роман» хорошо знакомо литературоведам с XIX века. Но как специальный термин исторический роман не был в официальном употреблении (его нет в Большой Советской и Краткой литературной энциклопедиях). Это свидетельствовало о его непопулярности. А в Советском энциклопедическом и Литературном энциклопедическом словарях он был упомянут лишь в тематическом перечне романа. Через чтение исторического романа мы знакомимся с историей прошлого, с событиями давно минувших дней. В художественной картине прошлого прежде всего отражается духовный опыт, нравственный потенциал современника. Писатель, исследуя историю, отталкивается от проблем нынешнего дня и пытается найти более оптимальные пути их решения. И этим объясняется постоянный интерес к жанру исторического романа.
Назрела необходимость разрешить вопрос специфики жанра исторического романа, что до сих пор вызывает многочисленные разногласия. Если обратиться к онтологическим аспектам исторического романа, то это дает возможность понять авторскую философскую концепцию истории и исторической личности. Споры, касающиеся самого содержания понятия «исторический роман», вспыхнули еще в 30-50-е годы в советском литературоведении, а в наши дни они вновь обрели актуальность. Много споров вызывает вопрос об обязательном наличии исторических личностей, вымышленных персонажей, которые должны были сыграть определяющую роль в судьбе своего народа. Дискуссионным остается и вопрос о значимости изображаемых исторических событий, и о временном промежутке, который отделяет автора от объекта его художественного изображения. Исследователи отмечают «некоторую сложность в определении жанровой структуры исторического романа, при всей разработанности теории данного жанрового образования» [1]. «Основная и первая трудность, встающая перед исследователем исторического романа, заключается в жанровой расплывчатости и неопределенности самого понятия “исторический роман”» [2].
Материал и методы исследования
Академическая наука накопила достаточный опыт в исследовании исторического романа. Казахстанский ученый Ш. Елеукенов считает, что «назначение исторического повествования не только в том, чтобы воспроизвести те или иные события минувшего. Гораздо более важная его задача – найти истоки и рассмотреть истории тех проблем, которые не утратили своей актуальности и поныне» [3, с. 246].
В советском литературоведении ряд исследователей, таких как М. Серебрянский, Ю. Андреев, С. Петров, А. Пауткин, Л. Чмыхов, В. Щербина, рассматривали исторический роман как самостоятельный жанр. Они считают, что исторический роман имеет свои специфические особенности, но он прежде всего должен определяться как автономный жанр, который имеет свою особую художественную форму. И основная задача исторического романа заключается в исследовании истории в образной форме. И здесь важное значение имеет временная дистанция, отделяющая писателя от объекта художественного воспроизведения. Немаловажную роль играет также авторское понимание и восприятие событий прошлого, так как автор это оценивает с позиции сегодняшнего дня.
Такие ученые, как Р. Мессер, Г. Ленобль, М. Кузнецов, к типологическим чертам исторического романа относят соотнесенность времени в произведении, что отделяет писателя как повествователя от изображаемых им событий. Г. Ленобль допускал существование понятия «исторические жанры» [4, с. 259].
Наиболее подробный ответ на вопрос о самостоятельности жанра дает В. Оскоцкий: «Исторический роман – это роман об истории, который, однако, не дублирует научный труд, не довольствуется повторением данных исторической науки, но постигает общий с нею материал по законам художественного пересоздания действительности» [5, с. 264]. В. Оскоцкий солидарен с другими учеными в определении того, что исторический роман сначала роман, а потом уже исторический. И акцент здесь делается на тематический признак. Роман можно определить как исторический лишь условно, так как ни по его содержанию, ни по его форме нельзя выделить роман о прошлом в самостоятельный и особый вид эпического рода, который имел бы свои особые правила развития. В теорию вопроса вносит свои сложности понимание принципа историзма, его художественного соотношения с правдой истории и тематическая направленность произведения. Исторический роман является одной из разновидностей романного жанра, основу сюжета которого составляют известные исторические факты, личности, повлиявшие на жизнь народа и нации в определенный период истории. И этот период отделяет писателя на определенную дистанцию. «Обязательным качеством исторического романа является большая степень документальности событий и лиц, изображаемых писателем» [6, с. 338].
Современный исторический роман характеризуется новой интерпретацией: в другом аспекте раскрывается связь человека с историей, меняется отношение и понимание истории. Историческая личность воспринимается с морально-этических позиций современника, проблемы исторического прошлого оцениваются с точки зрения нынешнего времени, учитывая влияние глобализации и социализации на наше сознание и мировоззрение. «Исторический роман наших дней обогащается новыми качественными особенностями, связанными и с углублением ее философской концептуальности, и усилением идеологической наступательности» [5, с. 178].
Результаты исследования и их обсуждение
На первый план выступает проблема соотношения прошлого и настоящего в историческом романе. Особой постановки требует вопрос о соотношении прошлого и настоящего в историческом романе. Исследователи выделили «зыбкость границ с современностью»: «Повествование становится историческим, если между тем, что в нем изображено, и читательским мироощущением обозначился рубеж, делающий описанный период законченным и предопределяющим возможность столкновения времен, явного или скрытого, лежащего в основе замысла каждого исторического произведения. Конечно, этот рубеж невозможно высчитать с точностью до одного дня, так как нельзя распространить понятие «общественное сознание” на всех без исключения членов общества. Речь идет о диалектически подвижном процессе, знающем множество переходных форм, о господствующей тенденции, определяющей закономерности общественного и литературного развития» [7, с. 27]. Ученые отмечают, что «в историческом романе должны сочетаться исторический, социальный и гуманистический подходы. Доля вымысла в данном инварианте романа не должна быть преобладающей, особенно в интерпретации исторических событий, предметного мира, характерных, установленных документально черт личности и портрета исторических персонажей. Автор в пределах художественной необходимости и идеи произведения, несомненно, имеет право на вымысел, фантазию, использовать художественные приемы усиления, при этом не допуская искажения исторической действительности» [8].
Следует отметить тесную связь романа о прошлом с политическими и социальными проблемами времени, обусловленными исторической и философской концепцией общественного развития.
История как наука возникла в XIX веке, и исторический роман к этому времени мог уже начать свое самостоятельное существование. Можно выделить связь исторического романа как с наукой история, так и с искусством. Исторический роман дополняет историческую науку и бывает порой настолько существенным, что раскрывает события глубже и вернее, нежели работы историков-профессионалов; исторический роман в более живой форме, эмоционально передает «дух эпохи».
Роман о прошлом представляет читателю возможность посредством художественных образов соприкоснуться с драматической и героической историей народа. Историю важно знать, ведь она представляет нашу память. Память об историческом прошлом необходима людям, чтобы не только знать свое прошлое, но и ориентироваться в сегодняшнем дне, а также предопределить будущее. История циклична, многие ее моменты повторяются, она дает нам возможность на ее примере избежать ошибок, разрешить назревшие проблемы с малыми потерями или вообще без ущерба. Прошлое не было бы для нас ценным, если бы не его специфическое отличие от современности.
Жанр исторического романа в литературе 70-90-х годов ХХ и первой четверти XXI в. – уникальное явление. Одной из особенностей его является стремление писателей к эпическому изображению исторических событий. Рассматривая разнообразие стилевой направленности, необходимо пересмотреть установленные каноны и разработать новые стандарты в их исследовании.
Исторический роман – это художественное произведение, поэтому историческая правда здесь становится художественной правдой. Важно знать, что художественная правда отличается от жизненной правды, как правда искусства разнится с правдой жизни. Но художественная правда создается на основе действительности, где основополагающую роль играют факты. И показателем поэтического совершенства выступает взаимодействие исторической правды и авторской фантазии.
В современной эстетике нет единого мнения в определении художественной правды. И это объяснимо многогранностью содержания самого понятия «художественная правда». В этом проявляется не только недостаточная разработанность проблемы, но и диалектическая природа данной категории [9].
В искусстве правда истории передается посредством правды художественной. Как и во всех жанрах художественной литературы, в историческом романе специфика отражения жизни состоит в изображении событий прошлого и в создании характеров исторических личностей. И это определяет необходимость раскрытия духовного мира героев, своеобразия их характеров, поведения и поступков персонажей в связи со значительными событиями изображаемой эпохи.
Художественная правда рождается в результате взаимодействия и взаимовлияния жизненного факта и художественного вымысла. Домысел и вымысел, выступая в роли художественного обобщения и средства типизации, играют важную роль в создании художественной правды.
Творческое воображение и фантазия писателя оказывают существенное влияние на создание художественного произведения об историческом прошлом. Автор, изображая давно прошедшие события, должен правдиво изобразить сами эти события и их участников. Но это не так легко представить, потому что необходимо учитывать роль и значение исторических событий для того времени и для современности.
Для правильного понимания художественной правды важно не упускать из поля зрения важный момент творческой работы писателя. В художественном произведении события, люди изображены не сами по себе, не абстрагированно, а в процессе их познания художником, в связи с его восприятием. Художественная правда отражает точку зрения писателя.
Автор исторического романа прежде всего сам заинтересован темой исторического прошлого. И в таком романе поднимаются проблемы истории. Хотя объектом изображения исторической науки и исторического романа является одна и та же действительность – прошлое, но содержание и форма его выражения у них различаются
Поэтому при рассмотрении проблемы художественной правды в историческом романе требуется определить характер реализации в установлении места, роли и особенностей взаимодействия исторического факта и художественного вымысла, исторического документа и авторского воображения. Начиная уже с XIX века вопрос о художественной правде стал привлекать внимание ученых.
Не вызывает сомнения то, что сводить художественное творчество только к акту самовыражения неправомерно, так как это граничит с субъективизмом – преломление действительности в авторском сознании, просвечивание ее сквозь призму писательского мироощущения, оценка событий и героев в концепции автора. Но, кроме личного мира писателя, всегда есть неизмеримо более широкий мир – жизни человечества.
Автору художественного произведения нужно не только передать историко-бытовой колорит изображаемой эпохи, но также важно реалистически правдиво отобразить атмосферу исторического прошлого.
По мнению Л. Александровой, «исторический романист, обращающийся к отдаленной эпохе, постигает содержание ее через документы, т. е. зафиксированную реальность, через которую должно прийти к факту» [10, с. 68].
Писатель при изображении исторических событий опирается на письменные и материальные источники, свидетельствующие о прошлом времени. И если автор не знаком с такими источниками, то это может вызвать у него большие трудности: без фактического материала историю можно исказить и даже фальсифицировать. Но сами источники не могут дать полной картины об историческом прошлом и о тех людях, которые стали прообразом художественного произведения. В процессе работы над историческим романом автор должен тщательно отбирать фактический материал в соответствии с идеей произведения. И далее документальный материал подвергается творческой переработке в соответствии с авторской концепцией. И художнику нужно глубоко и полно изобразить жизнь людей, также важно не исказить правду истории. Писатель, воссоздавая историческую действительность, показывает свое видение истории, и он, конечно же, видоизменяет факты действительности. Результатом авторской интерпретации является создание новой действительности, благодаря чему передается колорит времени. Одним из проявлений авторской фантазии считается умение художника обобщать и сочетать жизненные факты. Писатель, отталкиваясь от своих впечатлений, от своего жизненного опыта, опираясь на накопленный материал, создает новую действительность – художественную. И автора исторического романа волнуют вопросы соотношения исторической правды и художественного вымысла.
Исторический роман рождается в переломную для народа эпоху, когда общество нуждается в пересмотре исторического пути нации, переоценке нравственных ценностей. Этим можно и определить специфические особенности литературного жанра.
Во многих научных трудах одним из важнейших признаков исторического романа отмечается принцип историзма. В исследованиях о жанровой специфике исторического романа определяющим фактором является историзм как философская основа художественного произведения.
Ученый Л. Александрова дает характеристику идейно-эстетической основе исторического романа, акцентируя внимание на сближении исторического произведения с романом о современности. Исследователь отмечает их взаимовлияние и закономерность развития исторического жанра в едином русле литературного процесса [10, с. 85].
Методология исследования проблемы историзма была затронута Г. Макаровской, которая еще в 70-е годы ХХ века в качестве основополагающего признака историзма представила понятие «меры постижения истории». А В. Новиков обратил внимание на следующие элементы художественного историзма: авторская позиция по отношению к изображаемой действительности, показ внутреннего мира персонажа и раскрытие сложных взаимоотношений героя и с окружающей действительностью. В. Оскоцкий понятие историзма связывает с понятием, предполагающим «актуальность исторической темы, идейно-художественные решения которой служат переосмыслению многовекового прошлого народа, утверждению преемственности великих прогрессивных традиций его жизни и культуры» [5, с. 39].
Историзм выступает как синтез художественного вымысла и исторического факта, изображение разных прослоек общества определенной эпохи, отражение национальных черт в исторической личности, роль исторических событий в развитии народа и государства, функция автора-повествователя.
Вопрос об обязательном присутствии в романе о прошлом реального исторического персонажа является спорным. В начале ХХ века советские исторические романисты стали изображать образы исторических деятелей, и этим объяснялось главное требование романа о прошлом – наличие реальной исторической личности. Одни ученые, например С. Петров, Л. Александрова, считают главным признаком исторического романа создание образа реальной личности, представителя исторической эпохи. Другие исследователи игнорируют важность присутствия в романе о прошлом реальных деятелей: «наличие в нем исторических персонажей, географически точно зафиксированного места действия, документально точное воспроизведение реалий эпохи являются второстепенными» [2].
Но такие романы, как «Кровь и пот» А. Нурпеисова, свидетельствуют о том, что изображение в историческом романе реальной личности в качестве главного героя является необязательным. То есть это говорит о том, что в романе о прошлом нет необходимости присутствия исторического персонажа. Каждый автор сам выбирает героя – вымышленный образ или реальную историческую личность, сыгравшую значительную роль в жизни своего народа и выступившую важной фигурой времени.
Первоосновой исторического романа является правда истории. Это понятие включает в себя определяющие историческую эпоху компоненты: общественные закономерности, тенденция социального развития, место и роль народа на историческом этапе. И художественная правда, представленная в авторской интерпретации, не должна противоречить исторической правде.
Заключение
Одним из определяющих признаков исторического романа является не только изображение исторических персонажей или событий прошлого, но также мастерство писателя в передаче колорита эпохи с ее противоречиями. При изображении исторического прошлого автор обычно берет за основу подлинные события, сыгравшие определенную роль в историческую эпоху. Но материал, использованный писателем, не может претендовать на роль идеального и образцового. Автор исторического романа при воссоздании событий прошлого прибегает к помощи художественного вымысла и домысла. Художественный вымысел и домысел должны опираться на факты, не противореча научно-объективному изображению истории. Их основная задача – художественное отображение фактов истории. В процессе типизации художественного материала автор строит свою концепцию истории: целенаправленно отбирает, систематизирует жизненный материал. Таким образом, к важным типологическим чертам исторического романа следует отнести такие признаки, как авторская интерпретация важных исторических событий, отражение через жизнь реальной личности истории народа, в которой выражена проблема эпохи; социально-психологическая обусловленность поступков исторического персонажа; документальная сюжетная основа; изображение вымышленных персонажей и ситуаций. Опираясь на исследования ученых, мы пришли к выводу, что в историческом романе автор создает художественную действительность с опорой на документальные свидетельства, важно учитывать дистанцию времени, отделяющую современность от далекого прошлого, отражение исторического колорита.
Через исторический роман читатель познает многовековую историю народа, его нравственные и духовные ценности, выбирая ориентиры для настоящего и будущего. Литература через художественные образы воссоздает историческое прошлое, его положительные и отрицательные страницы, через изображение реальных личностей отражает авторскую концепцию человека в истории. И это нужно современному читателю, чтобы понять свое место и определить свою роль в истории.
В историческом романе основным критерием выступает историзм, который может проявляться по-разному: с одной стороны, когда художественный вымысел сочетается с документальной основой, а с другой – когда изображаются реальные персонажи в связи с окружающим миром.
Особенностью исторического романа последних десятилетий можно считать активизацию авторского начала.