Интерес к творчеству Чингиза Айтматова начался с 1960-х гг. Прошло уже более полувека, но интерес к произведениям великого писателя не ослабевает. За этот период не только в кыргызской, но и в мировой литературе Ч. Айтматов стал объектом исследований, интерес к нему распространяется во всех областях науки. Это привело к сотням научных открытий, к формированию школ. Как отмечает известный литератор, айтматовед, корифей кыргызского литературоведения и критики К. Асаналиев, «...литература о нем уже составляет внушительную библиотеку. Написаны многочисленные книги и статьи, научные труды и диссертации как у нас, так и за рубежом. Она, эта литература, многоязычна, многоаспектна и разнолика» [1].
Цель исследования – раскрыть взаимосвязи вопросов «человек и общество», «человек и природа» с точки зрения произведений писателя, а также соотнести научные труды об Ч. Айтматове с достижениями мировой культуры.
В контексте исследования произведений писателя следует констатировать, что наряду с другими проблемами и параллельно с ними, в тесной взаимосвязи друг с другом рассматриваются вопросы человека и общества, человека и природы. Каждое новое художественное творение поднималось к вершинам мировой культуры посредством описания различных сторон связи человека с природой и обществом. Чингиз Айтматов, погрузившись во внутренний мир человека и отражая подлинную народную жизнь, был один из тех, кто сумели эстетически утолить жажду человечества к художественной литературе.
Уделяя особое внимание житейской сфере, остро ставя общественные проблемы, особо присматриваясь к рядовым людям, создавая характеры, выходящие из глубин сердца, наблюдая за движением эпохи, взывая о судьбах человечества, – Ч. Айтматов тем самым создает свою творческую концепцию.
Правда общественной жизни, духовный мир человека выражается в основном в творчестве писателя в социально-философских, эстетико-психологических аспектах. Художественная красота произведений Ч. Айтматова – в глубоком анализе истины, подробном описании бытия и глубоком исследовании нравственности, морали. В нем отражаются движение всей эпохи, течение всего времени, конфликты, изменения, новые понятия в человеческом мире передаются художественно-эстетически, эмоционально. Психологизм, лиризм, романтика, фантастика, взаимопроникая, раскрывают многогранные возможности творчества писателя. Основой всего творчества Айтматова является великий гуманизм, выражающий разумную жизнь человечества. Значит, для того чтобы человек стал Человеком, ему необходимо высоко нести знамя всесторонне развитой, совершенной гуманности.
Проблему «человек и общество», основное ядро художественной литературы, Ч. Айтматов ставит в центр своего творчества, акцентируя внимание на вопросах: как живет человек в нашем обществе? и как он должен жить? В поисках различных форм, подходов для художественного обобщения их отдельных существенных проявлений, тенденций с определенной идейной позиции, пытаясь найти художественный ответ, он оставил нам призыв: «Когда человек станет Человеком?» или «Самое трудное для человека – быть каждый день Человеком». И сегодня, кажется, человек, который всегда это помнит, живет с этим девизом, сам несет ответственность за общество. В этом мы убеждаемся на основе романа писателя «Плаха». Кто ниспослал Бостону этот ужас? Человек. Кто ниспослал Базарбаю этот ужас? Человек. Кто ниспослал Акбаре этот ужас? Человек. Значит, не есть ли конец света – преступление человека против человека, преступление человека против природы? Художник, кажется, через поведение Базарбая и его окружения напрямую нас предупреждает. Он наглядно доказывает, что в жизни за все есть спрос.
Об этом литератор К. Артыкбаев, подытоживая, пишет: «Конец света не наступает сам по себе, и сама природа этому не способствует, только люди могут сами себе устроить конец света. Разногласия между людьми, пограничные разногласия между империями, конфликт идей, конфликт надменности с карьеризмом... в конце концов, все это привело бы к концу света... Иисус, который раскрыл Понтию Пилату все секреты добра и зла, обращается к планете, которая будет существовать когда-то после него: «О люди! О главы государств! Образумьтесь! Придите к согласию! Отдаляйтесь от плохого, призывайте добро! Совместно, в согласии перекройте все пути, ведущие к аду!» Он взывает, верит, что есть люди, которые, если надо, выйдут на непримиримый бой, жертвуя своей жизнью» [2].
Кроме этого, автор поднимает огромной важности проблему о неразрывном единении человека и природы. Смерть волчат Акбары и Ташчайнара от рук человека должна заставить призадуматься. Гибель природы приведет к гибели нашего будущего. Человек только тогда человек, когда есть природа. Когда есть горы, вода, земля, а также мир растений, животных, жизнь людей может быть полноценной.
Эта идея и в финале повести писателя «Белый пароход» наглядно демонстрируется, мы можем почувствовать последствия жестокости к природе. Это мнение подчеркивается и в одной нашей статье: «Поднять руки на нее равносильно поднятию руки на мать. Поэтому расстрелять в горах реальную олениху, разрубить рога – все это означало для мальчика убийство старой Рогатой Матери – оленихи...» [3, с. 51].
Настоящее ценное произведение искусства, независимо от периода его создания и его новизны, никогда не теряет своей ценности, напротив, сила и ценность искусства в обществе растет день ото дня. В основе таких произведений искусства лежат вечные идеи, которые вдохновляют человечество думать, искать, возвышать и раскрывать содержание, сущность и философию человеческой жизни.
Такие художественные открытия дополняются произведениями великого писателя Чингиза Айтматова. Сегодня преподавать литературу в школе стало особенно непросто, потому что наш моральный взгляд, наши ценности значительно изменились. Социальная система развивается в другом направлении. Большинство произведений Ч. Айтматова было создано в социалистическом обществе, поэтому в большинстве из них встречаются положения, которые противоречат определенным нормам и концепциям тоталитарной системы.
В данное время стоит задача облегчить напряженную морально-психологическую ситуацию между людьми, уменьшить жестокость и злоупотребления в нашем обществе, а также освободить нашу молодежь от духовной пустоты и пессимизма. Во всех произведениях Ч. Айтматова задается вопрос как главный лейтмотив: «Как может сын человеческий быть Человеком?»
Произведения Ч. Айтматова взывают к человечеству о грозящих опасностях: невообразимой катастрофе смерти человека, потери матери, самоубийстве и даже отказе человека родиться, находясь еще во внутриутробном состоянии. Во всех своих работах он описывает природные явления и жизнь животных, показывая, что люди являются неотъемлемой частью живой природы.
При художественной интерпретации произведений Ч. Айтматова необходимо обращать внимание на важные фразы, монологи, диалоги, пейзажи, человеческие портреты, силу слова, лирические отступления, словом, на все литературные приемы и средства. Следовательно, преподавание и объяснение произведений Ч. Айтматова требует большой литературоведческой подготовки. Есть все основания говорить, что заслуга автора состоит в творческом использовании произведений устного народного творчества.
По словам Ч. Айтматова, «есть люди, которые знают много сказок, народных легенд и мифов, они могут их пересказывать <…>, но недостаточно их записать. Это требует современной подготовки – современного уровня знаний и всего опыта современной мировой культуры. Это будет его опорой. Без этого писатель не сможет адекватно решать местные проблемы». Сам знаменитый писатель сумел показать, как надо обращаться к сокровищам устного народного творчества, к лучшим его образцам. Оно основано на древней истории и этнографии кыргызского народа и его духовной культуре, передаваемой из поколения в поколение на протяжении веков. Писатель не только ссылается на эти произведения в своих трудах, но с их помощью углубляет мышление своих персонажей и связывает прошлое с настоящим. В творчестве Ч. Айтматова национальное достояние – это великая сила, передающая национальный дух, национальный колорит, представляющие собой особое чудо.
«Я не намерен специально обращаться к фольклору, а делаю этот только тогда, когда в произведении он используется естественным образом», – говорит автор. По его словам, нужна ясность внутренней готовности, широта духовного мира. Например, «Млечный путь», «Джамила», «Гульсарат», «День вековой давности», «Белый пароход», «Ала-Добот» и другие отвечают этим требованиям. Народные сюжеты, используемые почти во всех его произведениях, представляют собой особые миры. Каждый раз, когда они появляются в новой его работе, они выглядят уже по-другому и становятся красивее. В рассказ «Белый пароход» Ч. Айтматов включил древнюю легенду народа о Матушке-оленихе. Если убрать эту легенду из рассказа, его композиционная целостность будет утрачена, и он перестанет быть художественным произведением. В этой работе поднимаются различные проблемы, в частности, защита окружающей среды, дикой природы, лесов и других ресурсов, проблемы добра и зла, ненасилия над матерью-природой, которая питает человека, потеря человеком его духовных основ и другие вечные проблемы.
Чрезвычайно сложная ситуация, которую сейчас переживает человечество, и нынешние высоты мирового культурного развития позволяют Ч. Айтматову тщательно анализировать мифологическую семантику архаической жизни и сознания его народов и использовать ее для глубоких философских и моральных обобщений. Впервые эта тенденция была замечена в творчестве Ч. Айтматова в его рассказе «Млечный путь». Эта работа написана в форме диалога: Человек-Мать и Земля рассказывают друг другу свои мечты и секреты. «Если семена не сеять, это моя самая большая рана, Толгонай. В результате войны было потеряно много урожая и погибло много жизней. Мои враги – это те, кто идет на войну, потому что они не сеют».
Это художественное направление в творчестве Ч. Айтматова, посвященное архаичному и современному, исторической конкретности и философскому символизму, реальности и обусловленности, временному и вечному, нераздельному единству и быстротечности человека и природы, развивается в его поздних рассказах. Об этом свидетельствует его рассказ «Гульсарат». Архитектоника произведения основана на биографии и сложных судьбах Танабая и Гульсары. Конечно, двойственный образ Танабая и Гульсары – продукт нового художественного сознания. Несомненно, при создании этих образов эстетическая память Ч. Айтматова основывалась на системе представлений, существовавших с древних времен, связанных с человеческими взаимоотношениями и соединенных с некоторыми яркими образами мировой литературы. В символико-образном понимании древних, которые воспринимали все явления и элементы во Вселенной как личности различных животных и богов, лошадь больше ассоциируется с архаическим сознанием, особенно с солнцем, потому что солнце представлялось «небесными конями», запряженными в золотую колесницу. Например, греки думали, что колесницу бога солнца Аполлона влекли за собой крылатые кони. Гимны «Авесты» и «Ригведы», а также другие индоевропейские мифы сравнивают солнце с одноосной колесницей с белыми лошадьми, скачущими по небу. По Леви-Брюлю, согласно закону партиципации и воплощения, который лежит в основе мифологического мышления, лошадь, являющаяся неотъемлемым атрибутом солнца, может быть превращена в самого бога, и наоборот. Вот почему белохвостый олень Учайхшравас, животный символ в индийской мифологии, назван в честь бога солнца Сурьи в «Рамаяне» и в честь Митры, иранского бога солнца, в «Авесте». Поэтому в индоиранской и индоевропейской поэзии образы солнца и лошади слились, и фраза «день быстрой лошади» стала устойчивой формой. Древние понимали лошадь как особую силу, соединяющую человека и небо.
В романе Т. Сыдыкбекова «Среди гор» также рассказывается история человека и лошади. Но это только внешний образ. На самом деле Иманбай и Айшарала и их отношения описаны здесь в совершенно другом идеологическом и эстетическом смысле. Хотя у них схожие личности и свидания, и Иманбай, и Айшарала всегда сражаются на своих колесницах, стараются не кормить друг друга, как обычно, злятся и у каждого из них, так сказать, свои интересы. Говоря о словах, «Среди гор» изображает человека как неразлучного друга и соратника в добре и зле, а Ч. Айтматов в «Прощай, Гульсарат!» представляет новую художественно-идеологическую инверсную или пародийную модель древней смысловой структуры. У Ч. Айтматова лошадь неотделима от человека. Танабай – поэтический символ души Гульсарата. От начала до конца произведения эти два изображения отражают судьбы и загадки друг друга, как два зеркала, установленные друг против друга. Первоначальное старение Танабая, его незнание о своей старости совпали с трауром Гульсары.
Современная наука, изучая древнюю историю, образ жизни и мифы народов, показала, что единообразие средств производства и социальных отношений, форм сознания и уровней мышления породило схожие представления и взгляды на явления мира. Это также относится и к кыргызскому народу. Г.Д. Гачев, отмечая специфику сознания кыргызского народа, утверждает: «По мнению народа, лошадь принадлежит верхнему краю мироздания («Лошадь – сила человека, лошадь – крыло человека»). Все остальные животные опираются на землю и жалеют землю. Только конь всегда смотрит в морду и вселенную, развевает хвостом, преодолевает земное притяжение и поднимается в небо. Вместе с ним в небе летит мужчина. Сердце всадника в небе, его грудь в небе, его сердце в небе, и тогда он забывает все заботы неверного мира на земле. В народных песнях лошадь всегда рядом с луной, солнцем, небом, звездами» [4].
У Гульсары Кулан «болит челюсть к заре, к мерцающей звезде». Так, у Чингиза Айтматова конь всегда изображается в беге, который является его природным состоянием, вместе с небом и его неотъемлемыми атрибутами – птицами, солнцем и звездами. Он не просто бежит, он летит как птица (надо помнить, что имена Чинкоджо и Конурбай в «Манасе» тоже птицы). В описываемый момент, в состоянии экстаза, когда он как будто спешит слиться с небом, он казался «зависшим посреди неба и земли». Пламенное солнце в небе катилось ему навстречу, а конь несся к солнцу, как будто они оба хотели слиться друг с другом. Кажется, что конь движется к небу, солнце в небе к звездам, и даже он сам «летит, как звезда».
Доказывая человечность человека, писатель раскрывает образ героя через его отношение к природе. Он призывает бережно относиться к природе, так как истинную жизнь человек познает через природу. Например, в одной из первых повестей писателя «Ночной полив» картина, когда мираб Каратай дошел до истины, остается один в безлюдном поле, рисуется так: «Каратай лежит ничком. Он остался один на один с землей». В повести впервые, кажется, природа «вобрала» все в себя, разделяя все радости и горести человека, рисуется в единстве с человеком: «Вот и сейчас, кажется, не желая тревожить глубоко задумавшегося, вспомнившего прошлую ночь Каратая, только начал брезжить рассвет, легкий ветерок дует, ласкает изможденное тело Каратая, намозоленные руки». Здесь видно, как природа переживает состояние человека, почитает его.
Такую связь человека и природы можно встретить и в диалоге Толгонай и Матери-Земли из повести «Материнское поле». Всю жизнь Толгонай о своих радостях, печалях рассказывала Матери-Земле, что свидетельствует об их взаимосвязи. Значит, мы всю жизнь находимся в тесной связи с окружающей нас живой и неживой природой.
В произведениях Ч. Айтматова говорится о тех фактах, которые все мы ежедневно видим, слышим, знаем. Но мастерство писателя состоит в том, что он своими словами передает всю правду, которую мы видим и знаем, так чтобы это повлияло на всех людей, на все человечество. Вот что пишет, оценивая свойства волшебного пера писателя, айтматовед Л. Укубаева: «Писателя, как истинного художника, интересует эстетическое отношение человека к природе».
Заключение
Природа возрождается волшебной силой пера Ч. Айтматова, удивляет, притягивает своей естественностью, своей ранее не замеченной, как в сказке, тайной, новизной. Художник характерной для него манерой письма плавно погружается в особый мир природы и понимает его величие, красоту «внутреннего мира», все это он раскрывает перед своим читателем. Так, Чингиз Айтматов показал нам «особенный звучный мир деревьев», мир Матери-Земли, которая вместила в себя все горести и радости человека. И чуткий мир «Прощай, Гульсары!» [5]. Кроме этого, литературовед в свое время отметил: говорить, что сколь бы ни были удачны пейзажные зарисовки в первых рассказах писателя, они не обладают художественной функцией, как в последующих произведениях, и в то же время выдвигать тезис о том, что природные явления, пейзажи всегда соответствуют психологическому состоянию героев – это односторонние утверждения [6]. Природные явления, описанные Ч. Айтматовым, отличаются символичностью.