Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

CURRENT STATE OF THE ORGANIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS OF CHILDREN WITH AUTISM SPECTRUM DISORDERS

Rymkhanova A.R. 1 Tuganbekova K.M. 1 Kikbaeva N.I. 1
1 Non-profit limited company «Academician E.A. Buketov Karaganda University»
The article is devoted to the review and analysis of the current state of development of the organization of the educational process of children with autism spectrum disorders in the Republic of Kazakhstan. Given the trend of increasing relevance of the problem of autism in the world, the topic of the study is important in the country. The study materials include official data on the definition and statistics of children with autism spectrum disorders in the world and in Kazakhstan. The authors review the content of the existing legal documents regulating the procedure for the activities of special correctional institutions in relation to the categories of children with autism spectrum disorders. The data covering the educational process of children with autism spectrum disorders in state and non-governmental (private) organizations of correctional direction are presented, which is the result and discussion of the study. In the conclusions, the authors identify the main existing problems of the development of the educational process of children with autism spectrum disorders and possible ways to solve them. Namely, improving the system of accounting for children with autism; implementation of screening tests and diagnostic measures with children at an early age, testing and implementation of the results of the world’s best practices, taking into account adaptation and modification, timely recognition of the ineffectiveness of certain methods that cannot contribute to obtaining the desired results due to non-compliance with the conditions of application or the specifics of the national education system.
autism
autism spectrum disorders
education and upbringing of children with autism spectrum disorders
correction of autism
early diagnosis of autism
regulatory rules for the education of children with autism spectrum disorders

Одной из актуальных проблем современности является тенденция устойчивого роста контингента детей с расстройствами аутистического спектра. Специалисты сферы образования и медицины несколько десятилетий имеют большой интерес в данной проблеме, что стабильно появляются определенные результаты тех или иных исследований психологического, педагогического и клинического характеров. В Республике Казахстан основными достижениями являются только апробации инновационных методов коррекции с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра различных степеней сложности.

Согласно данным Всемирной организации здоровья (ВОЗ) «расстройства аутистического спектра (РАС, на английском ASD – autism spectrum disorder) – это состояния, включающие широкий спектр всех расстройств аутистического круга, как аутистические проявления, аутистические синдромы, парааутистические расстройства органического, обменного, хромосомного и психогенного происхождения, которые имеют характеристики, сходные с основным синдромом. Всем расстройствам аутистического спектра присущи три основных признака: дефицит способности проявлять социальное взаимодействие с окружающими, ограниченные интересы и стереотипы в поведении. Но их нельзя смешивать с симптомами шизофрении, который также характеризуется замкнутостью в себе и отрывом от внешнего мира [1].

Соответственно, в Международной классификации болезней (МКБ-10) данное состояние отнесено к «классу Психические расстройства и расстройства поведения (F00-F99), блок: Расстройства психологического развития (F80-F89), болезнь: Общие расстройства психологического развития, куда входят cлeдующиe фoрмы oбщих рaccтрoйcтв рaзвития: детский аутизм, атипичный аутизм, Синдром Ретта, другое дезинтегративное расстройство детского возраста, гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями, Синдром Аспергера, другие общие расстройства развития и общее расстройство развития неуточненное» [2].

Также в данных исследования Глобального бремени 369 болезней и травм в 204 странах и территориях за 1990–2019 гг. «расстройства аутистического спектра (РАС) – это целая группа различных состояний. Признаки аутизма могут быть выявлены в раннем детстве, однако это состояние часто диагностируется на гораздо более поздних стадиях» [3].

Все виды расстройств аутистического спектра характеризуются трудностями в социализации и развитии познавательной, также эмоционально-волевой сферы. Но медикаментозная поддержка и систематические социальные, психолого-педагогические мероприятия коррекционного характера могут оказывать положительное влияние и способствовать улучшению состояния детей, что может предотвращать стигматизацию и дискриминацию детей с расстройствами аутистического спектра и включать их в инклюзивное образовательное пространство.

Цель исследования: обзор и анализ текущего состояния образовательной системы детей с расстройствами аутистического спектра в Республике Казахстан.

Материалы и методы исследования

На данный момент в республике ключевой проблемой является наличие единой и верной статистики по детям, имеющим РАС. В мире, например, как передают информационные агентства «по статистике ВОЗ, аутизмом страдает более 10 млн чел. Это значит, что аутизмом страдает каждый сотый житель планеты. Если в 1995 г. был зарегистрирован 1 случай на 5000 человек, то в 2017 г. – 1 случай на 500 человек» [4]. В последних данных ВОЗ эта цифра изменилась на 1 человека из 270 [5]. Есть еще отличительные данные, например, международная организация «Autism Speaks» заявляет, что за 2020 г. у одного из 54 детей в мире диагностируется аутизм [6].

Значит, тенденция роста количества детей с РАС в Казахстане не исключение, но, к сожалению, как говорят эксперты, из-за отсутствия преемственности работы между ведомствами, уполномоченными органами, местными управлениями здравохранения и образования статистика становится неточной. Тем не менее, например, Министерство здравохранения РК утверждает о росте количества детей с РАС в 20 раз без уточнения самого количества и заявляет о внедрении новых технологий психофизического скрининга для диагностирования и выявления аутистических черт в раннем возрасте [7]. По данным Министерства образования и науки РК (в частности, Службы психолого-медико-педагогической консультации) в 2020 г. аутизм диагностирован у 3 820 детей [8], однако еще один источник передает, что также по данным МОН РК проживает 6 771 ребенок с аутизмом, а по неофициальным данным количество детей с аутизмом превышает 30 тысяч [6]. Такие разница данных в официальных источниках указывает на некий разрыв связи в работе соответствующих ведомств.

По данным зарубежных экспертов эти данные намного занижены и действительное количество детей с РАС намного больше. «По расчетам Э. Бонна, директора Института аутизма при Орегонском государственном университете (США), в нашей стране 59 000 детей имеют расстройства аутистического спектра». Отечественный ученый, председатель попечительского совета фонда «Асыл мирас» А. Шарман, также подтверждает зарубежного ученого и указывает на цифру 50 тысяч, причем неофициально выявленных случаев аутизма [7].

Также в образовательной и социальной сфере существует мнение о том, что аутизм в стране появился только лет 20 назад и в Казахстане это явление считается относительно новым. Но, как доказывают представители медицинской сферы, 20 с лишним лет назад расстройства аутистического спектра определялись как шизофренические проявления, соответственно, эти признаки диагностировались и коррекционные мероприятия проводились совершенно по другому описанию симптомов. Появляется закономерный вопрос: «Аутизм был всегда, как и в других странах?» Конечно, Казахстан не исключение, поэтому следует понимать, что сам диагноз «аутизм» появился только немногим больше двадцати лет назад.

Итак, как организована образовательная система с таким большим контингентом детей с РАС в стране? Ответом на данный вопрос послужат результаты метода исследования, как обзор и анализ официальных данных по вопросу обучения и воспитания детей с РАС.

Результаты исследования и их обсуждение

В содержании одного из первых появившихся в стране документов, регламентирующих процесс обучения детей с РАС, методических рекомендациях по определению детей с аутизмом в организации образования Республики Казахстан для охвата обучением в организации образования, определены основные критерии, группы детей с РАС по степени сложности, также методические указания по комплектации групп/классов и условия организации процесса обучения и воспитания [9].

Основным актом, регламентирующим образование детей с РАС, являются Типовые правила деятельности специальных коррекционных образовательных учреждений, таких как специальных детских садов, специальных школ и школ-интернатов, специальных комплексов «детский сад – школа-интернат» и «школа-интернат – колледж» для детей с расстройством эмоционально-волевой сферы и поведения, в том числе дети с расстройствами аутистического спектра. При отсутствии специальных организаций создаются специальные группы и классы, либо совмещающие разные категории детей с особыми образовательными потребностями (ООП) [10].

На данный момент в стране, в отличие от других категорий детей с психофизическими нарушениями развития, нет отдельных образовательных учреждений для детей с расстройством эмоционально-волевой сферы и поведения, кроме того, не были выявлены отдельные группы или классы с соответствующим контингентом от 5 до 10 человек, указанным в Типовых правилах. Следует указать, что сейчас обучающиеся с РАС обучаются и воспитываются в совмещающих группах и классах, также в общеобразовательной системе с условиями инклюзивного образования. Но подавляющее большинство детей в связи со сложностью аутистических проявлений определены на надомное обучение. Известно, что надомное обучение не может осуществлять необходимых условий для формирования навыков социализации, что является главным в коррекционном-педагогическом процессе. Выходом из положения в таком случае служат реабилитационные центры и кабинеты психолого-педагогической коррекции, которые реализуют коррекционные групповые и индивидуальные развивающие программы, оказывают комплексную психолого-медико-педагогическую поддержку с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей с РАС.

Сейчас в стране намечается тенденция роста неправительственных организаций, реализующих коррекционные программы для детей данной категории. Возможно, это объясняется тем, что государственные коррекционные специальные учреждения образования не в полной мере справляются с задачей обучения и воспитания детей с РАС или оказывают неэффективную психолого-медико-педагогическую помощь. Также это можно объяснять тем, что для полной комплектации и открытия специальных учреждений, групп/классов не набирается необходимый контингент детей, хотя статистика утверждает обратное. На такой ход событий существенное влияние оказывают родители детей с РАС. Во-первых, родители зачастую не владеют информацией об аутизме. Во-вторых, не сразу соглашаются со специалистами и не сразу признают диагноз «аутизм». В-третьих, родители сталкиваются с проблемой принятия ребенка в то или иное образовательное учреждение, так как дети с РАС сейчас являются самой «непонятной и трудной» категорией детей. Родителям остается обращаться в частные коррекционные кабинеты и центры для получения психолого-медико-педагогической помощи. Понятно, что в таких ситуациях часть детей не проходят обследование и освидетельствование ПМПК с последующим определением и направлением образовательной организации, в результате дети просто остаются неохваченными официальным образованием. Особенно недостаточная осведомленность населения о разнице болезни и состояния, особенности развития приводит к страхам, стыду, стигматизации и дискриминации по отношению к обучающимся с РАС. Большинство населения не понимает, что аутизм выражается в особенности поведения, трудности коммуникаций и социального взаимодействия. Но все эти трудности коррегируемы в той или иной степени, в зависимости от выбранной коррекционной программы и возможностей детей.

Основными учреждениями, осуществляющими диагностико-консультативную, коррекционную и реабилитационную работу с детьми, имеющими особые образовательные потребности, являются РГУ «Национальный научно-практический центр развития специального и инклюзивного образования» и ТОО «Центр социальной адаптации и профессионально-трудовой реабилитации детей и подростков с нарушениями умственного и физического развития», в функции которых также входит повышение квалификации специалистов специального и инклюзивного образования, научно-исследовательская деятельность, разработка учебно-методических материалов, услуги со вспомогательными техническими средствами и обеспечение ими. Также это республиканские и региональные центры реабилитации и кабинеты психолого-педагогической коррекции. Если говорить о НПО, которые активно участвуют в работе по охвату образованием детей с РАС, то это большие и малые фонды и организации, созданные родителями детей с РАС, которые реализуют различные коррекционно-развивающие программы преимущественно с детьми, обучающимися на дому и не посещающими образовательные учреждения.

Одним из крупных учреждений, занимающихся проблемой обучения и воспитания детей с РАС, является программа Фонда Б. Утемуратова «Аутизм. Мир один для всех». Центры Фонда «Асыл мирас» распространяются по всей стране и осуществляет изучение и внедрение в Казахстане наиболее эффективных методик помощи детям с РАС. Это известные в мире диагностические методики, скрининговые тесты и технологии коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими РАС [7].

В поддержку детей с РАС в рамках инклюзивного образования Корпоративный фонд «Болашақ» осуществляет программу «Каждый ребенок достоин школы». Сеть Фонда также распространена по всем крупным городам и активно реализует психолого-педагогическую поддержку детей с РАС [6].

Можно считать, что и государственные образовательные учреждения, и НПО одинаково вносят вклад в развитие системы психолого-педагогической и медико-социальной поддержки детей с РАС. Основными достижениями являются апробация и внедрение тех или иных технологий коррекции аутизма, но нет фундаментальных исследований, собственных диагностических и коррекционных методик с учетом особенностей детей относительно характера проявлений аутистических черт, условий здоровья, среды проживания и других возможных влияющих факторов в целом. Следует отметить, что внедрение передовых опытов и новейших технологий не всегда может дать положительные результаты, поэтому речь должна идти не о полном перенятии новшеств, а об адаптации применения тех или иных инноваций с нашими детьми, детьми проживающими и воспитывающимися в Казахстане. Те же методики, успешно применяемые в странах Америки или Европы, могут быть недостаточно приемлемыми, так как сами системы образования вышеупомянутых стран сильно отличаются от системы образования в Республике Казахстан. Поэтому в первую очередь стоит говорить об адаптации и модификации.

Государственные и неправительственные организации образования реализуют свои программы по принципу применения длительной пoддерживaющей терaпии и не предпринимают попытки вылечить aутизм, а пытаются облегчить симптоматику, которая затрудняет социализацию детей с РАС.

Сейчас очень распространены методы обучения детей умению общаться, обучаться, получения бытовых, трудовых, профессиональных и иных умений, которые пригодятся ребенку в его реальной жизнедеятельности, как эмoциoнaльнo-урoвневый пoдхoд, приклaднoй aнaлиз пoведения, сенcoрнaя интегрaция, TEACCH-прoгрaммa, обучение ocнoвным реaкциям, P.L.A.Y. Project, плавание, массажи, гипноз, игротерапия, хoлдинг-терaпия, музыкатерапия, PET-терaпия и др.

Заключение

Таким образом, вопросы кoррекциoннoй пoмoщи детям c РAC в Кaзaхcтaне являются острыми и достаточно актуальными. Причина – стабильное увеличение количества детей с этими особенностями развития, что в свою очередь, требует расширения сети коррекционных образовательных организации. Существует ряд проблем, препятствующих развитию образовательного процесса детей с расстройствами аутистического спектра, решением которых может быть:

- усовершенствование системы учета детей с аутизмом;

- повсеместное осуществление медицинскими\образовательными учреждениями скрининговых тестов и диагностических мероприятий с детьми в раннем возрасте;

- фундаментальные исследования и разработка собственных методик;

- апробация и внедрение результатов передовых мировых опытов с учетом адаптации и модификации;

- своевременное признание неэффективности тех или иных методик, которые не могут содействовать получению желаемых результатов по причине несоответствия условий применения или особенностей системы образования.

Вместе с тем накапливается опыт дифференциaльного диагностирования, выбора и реализации эффективных коррекционно-развивающих программ соответствующих индивидуальным особенностям, возможностям и способностям детей с РАС. Однако опыты по применению методов коррекции на сегодняшний день недостаточно успешны, требуют модификации и конкретной направленности на индивидуальные особенности каждого отдельно взятого ребенка в каждой конкретной ситуации с учетом условий системы образования. Конечно, несмотря на все это, специалистами установлено, что своевременная комплексная коррекционная помощь приводит к положительной динамике развития ребенка с РАС. Поэтому работа по полному охвату детей с РАС качественным и доступным образованием усовершенствовалась бы, как того требует современное общество.