Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

PEDAGOGICAL WAYS AND CONDITIONS OF AN EFFECTIVE PROCESS OF SELF-DEVELOPMENT IN THE ARMY ENVIRONMENT

Lobanov I.A. 1
1 Armavir State Pedagogical University
The scientific article is devoted to the study based on the introduction of a pedagogical model in the process of self-development of officers within the framework of professional and official training and the definition of pedagogical ways and conditions for the formation of an effective process of self-development in the army environment. During the ascertaining experiment, the analysis and diagnosis of the state of the officer’s self-development system in the army environment is carried out, criteria and indicators of personal and professional growth are determined. The formative experiment is used to test the pedagogical model of self-development (based on the motivating, formative and corrective stages), to assess its impact on the level of personal and professional self-development, to organize control over the results of experimental work and to analyze individual results of officers. Using methodological approaches to the organization of the process of self – development of an officer’s personality in a military team, systematic and purposeful work of an officer on himself, planning the process of self-development, interaction with the information environment, directly implementing the necessary components of self-development, as well as analytical systematic actions to identify the results of self-improvement, evaluating the achievement of specific levels of formation of components by an officer, a structural and functional model of the process of personal development is tested – professional self-development of an officer in the army environment. Based on the data obtained, the author suggests pedagogical ways to improve the efficiency of the process of self-development of officers in military units of the Russian army.
pedagogical model
the process of self-development
experiment
ways of promotion
officer
army environment

Развитие российского общества требует постоянного совершенствования отношений государства и личности. Приоритет личности, закрепленный в Конституции Российской Федерации и Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», предоставляет возможность повышения качества воспитания и обучения граждан. Внесение изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания [1] позволяет более качественно осуществлять деятельность, направленную на развитие личности в сфере гражданского и военного образования. Введение Федеральных государственных образовательных стандартов [2] утвердило наряду с личностным и деятельностный подход в качестве ведущего принципа современного образования. Отметим, что для реализации принципа «учить войска тому, что необходимо на войне» [3, с. 1] жизненно важно создать систему поэтапной подготовки офицерского состава. Непрерывный военно-образовательный процесс на сегодняшний день представляет собой: начальную военную подготовку в школах, обучение в кадетских училищах, обучение в высших военно-учебных заведениях, профессионально-должностную подготовку при прохождении военной службы, прохождение курсов повышения квалификации, обучение в военных академиях. Однако до сих пор остается проблемным вопросом оторванность теоретического обучения в военном учебном заведении от практической деятельности в войсках. Также стоит отметить, что прохождение офицерами курсов повышения квалификации практически не влияет на карьерный рост, что приводит к снижению мотивации в получении дополнительного образования. Решение данной проблемы возможно при реализации стройной, взаимосвязанной системы непрерывной подготовки офицерских кадров после окончания военного учебного заведения. Основная задача здесь – повысить мотивацию офицеров к саморазвитию для получения более высокого рейтинга и возможности реализации собственного карьерного роста в условиях высокой конкуренции со стороны других военнослужащих. Использование современных систем саморазвития поможет скомпенсировать пробелы в имеющихся фундаментальных знаниях и сформировать разносторонние профессиональные и педагогические компетентности. Имеющийся в настоящее время большой информационный научный массив поможет в накоплении необходимых педагогических знаний. Применение моделирования как метода исследования позволяет нам целостно представить отдельную систему, концепцию ее развития [4, с. 117].

Цель данного исследования состоит в том, чтобы на основе внедрения педагогической модели процесса саморазвития в рамках профессионально-должностной подготовки офицеров определить педагогические пути и условия формирования эффективного процесса саморазвития в армейской среде.

Материалы и методы исследования

Основанием для разработки и внедрения педагогической модели мы считаем выявленные противоречия между потребностью общества и Вооруженных Сил РФ в подготовке высококвалифицированных специалистов и недостаточным уровнем профессиональной подготовки военных кадров; между мотивированной деятельностью, ориентированной на достижение личностной, социальной и профессиональной зрелости, и отсутствием разработанного учебно-методического сопровождения личностно-профессионального саморазвития военнослужащих.

Общее количество испытуемых в ходе проведения эксперимента составило 124 военнослужащих (старший и младший офицерский состав). В ходе констатирующего эксперимента проводились анализ и диагностика состояния системы саморазвития офицера в армейской среде, определение критериев и показателей личностно-профессионального роста, определение исходных данных для дальнейшего исследования. Формирующий эксперимент использовался для апробации педагогической модели саморазвития [5, с. 297], оценки ее влияния на уровень личностно-профессионального саморазвития, организации контроля за результатами экспериментальной работы путем проведения опросов, наблюдения, тестирования, а также анализа индивидуальных результатов офицеров.

Внедрение педагогической модели осуществлялось по следующим направлениям:

– корректировка программы самостоятельной подготовки офицеров (для офицеров была разработана отдельная форма плана личной подготовки на каждый из этапов процесса саморазвития; тематика индивидуального задания на период обучения была дополнена необходимыми компонентами для личностно-профессионального роста, в том числе задачами по диагностике готовности к саморазвитию, задачами по подготовке и проведению дополнительных занятий, по подготовке учебно-методического материала на темы по вопросам самопознания, самовоспитания, самоуправления);

– организация в рамках системы военно-политической работы занятий по тематике актуальности саморазвития личности (информационно-пропагандистское сопровождение мероприятий по созданию условий для внутренней мотивации личности офицера; пропаганда примеров мужественного и самоотверженного выполнения военнослужащими воинского долга, их достижений в военно-социальной сфере; организация профессиональной ориентации военнослужащих для определения целей на ближайшее будущее; популяризация успешных примеров достижения поставленных результатов офицерами воинской части; пропаганда изучения приемов саморазвития для применения их на практике; повышение мотивации у военнослужащих, формирование у них стремления к добросовестной служебной деятельности);

– выделение дополнительного времени на доведение материала до личного состава при проведении «Правовых часов» (осуществлялась корректировка сценария проведения еженедельного правового часа в рамках выступления заместителя командира по военно-политической работе по доведению необходимой информации относительно деятельности для личностно-профессионального роста офицера);

– психологическая работа с военнослужащими (формирование позитивной мотивации и обучение приемам самомотивации и мотивации сослуживцев; обучение приемам оценки и восстановления оптимального функционального состояния; формирование навыков концентрации, распределения и переключения внимания, времени, организованности, самоконтроля и дисциплинированности; формирование сплоченности воинских коллективов и обучение личного состава приемам его поддержания. При выборе приемов психологической работы до 10 % из них были направлены на формирование мотивации у военнослужащих на успешное выполнение мероприятий саморазвития, до 40 % – на закрепление у личного состава знаний и умений по основам современных систем саморазвития, до 50 % – на формирование и развитие практических умений после изучения теоретического материала);

– методическая работа (достижение единства в понимании и применении форм, методов и приемов саморазвития; освоение передового опыта в экспериментальной группе, наиболее рациональных способов достижения необходимых результатов; повышение уровня методических знаний в организации и проведении самодиагностики; внедрение в практику наглядных методических материалов; оказание помощи вновь назначенным офицерам в их становлении по вопросам личностно-профессионального роста; рассмотрение вопросов организации процесса саморазвития в рамках профессионально-должностной подготовки на заседаниях методического совета воинской части).

При этом отдельное внимание уделялось:

– формированию благоприятного климата в воинском коллективе;

– созданию необходимых условий и организации педагогического сопровождения саморазвития;

– формированию интереса к активной познавательной деятельности;

– обеспечению при необходимости учебно-материальной базой, доступом к ресурсам информационной среды;

– диагностике уровней, критериев и показателей саморазвития на всех этапах личностно-профессионального роста.

Эффективность процесса саморазвития достигалась:

– скоординированными действиями долж- ностных лиц по психологической поддержке личного состава;

– четкой организацией процесса самостоятельной подготовки;

– обеспечением непрерывности и комплексного подхода в работе с различными категориями офицерского состава (младшими и старшими офицерами);

– сочетанием мер коллективного и индивидуального воздействия, направленных на мотивацию военнослужащих;

– наличием необходимой учебно-материальной базы.

Не реже двух раз в период обучения с офицерами проводились методические совещания, на которых подводились итоги, осуществлялся обмен опытом по освоению систем саморазвития и достигнутых результатов. В рамках мониторинга личностно-профессионального роста военнослужащих ежемесячно проводились собеседования по отработанным темам и делались заключения о качестве отработки и усвоения материала. Результаты самостоятельной подготовки офицеров отражались при подведении итогов за месяц в подразделениях. Пропаганда передового опыта осуществлялась в ходе сборовых мероприятий, показных занятий, с помощью освещения на настенной печати в подразделениях.

Результаты исследования и их обсуждение

Таким образом, в ходе внедрения мотивирующего этапа педагогической модели процесса саморазвития были достигнуты: расширение кругозора, приобретение устойчивых гуманитарных и общественно-политических знаний, основ военной педагогики и психологии; активное влияние изучаемого материала на процессы самопознания, самовоспитания и самоуправления; поддержание в воинском коллективе здоровой морально-нравственной обстановки; совершенствование методического мастерства при организации педагогических процессов в подразделении.

За счет проведения методической и психологической работы с офицерским составом было достигнуто смещение индивидуальных мотивационных объектов у личного состава из области отдаленного будущего в ближайший будущий и активный периоды. При проведении комплекса мероприятий формирующего этапа процесса личностно-профессионального развития осуществлены: оценка полноты и качества изученного материала по военно-политической подготовке, повышение качества планирования самостоятельной подготовки военнослужащих; промежуточный контроль индивидуальных результатов личного состава в каждом отчетном периоде. На корректирующем этапе проводились: контроль самодиагностики офицеров подразделения; мониторинг достигнутых результатов среди военнослужащих, а также оказывалась помощь в коррекции методов и способов саморазвития. Средний балл по результатам усвоения знаний по программам профессионально-должностной подготовки вырос на 0,6 и составил 4,5, по физической подготовке – на 0,7. Удалось достичь изменения показателей среди офицеров, не имеющих классную квалификацию, их количество снизилось на 23 % и составило всего 6 % от общего числа офицеров. Данный факт свидетельствует об осознании офицерским составом необходимости повышения своего уровня профессионального саморазвития (присвоение классной квалификации зависит от показателей профессионально-должностной подготовки и физического уровня развития), что напрямую повлияло на показатели их подразделений и экспериментальной группы в целом. Четверть офицеров приступили к активной реализации своих потребностей в саморазвитии. В результате проведения дополнительных лекций, круглых офицерских столов, методических занятий зафиксировано изменение представлений у офицеров экспериментальной группы о себе как об активной личности (суммарно осмысленность жизненной перспективы увеличилась на 27 %). Стремление к саморазвитию у офицеров стало выражаться такими показателями, как «средний», «выше среднего» и «высокий». Количество офицеров, которые приступили к активной реализации своих потребностей в саморазвитии, увеличилось на 25 %, при этом в стадии остановившегося саморазвития остались всего 3 % исследуемых. Личный состав стал способен к систематической работе по самопознанию, к получению новых знаний в различных областях, отдельные военнослужащие приобрели навыки глубокого анализа в вопросах самостоятельного развития.

Таким образом, посредством использования методологических подходов к организации процесса саморазвития личности офицера в воинском коллективе, планомерной и целеустремленной работы офицера над собой, планирования процесса саморазвития, взаимодействия с информационной средой, непосредственной реализации необходимых компонентов саморазвития, а также аналитических систематических действий по выявлению результатов самосовершенствования, оценке достижения офицером конкретных уровней сформированности компонентов была апробирована структурно-функциональная модель процесса личностно-профессионального саморазвития офицера в армейской среде. Результаты эксперимента позволяют нам найти пути повышения эффективности процесса саморазвития офицеров в воинских частях.

1. Модернизация системы профессионально-должностной подготовки в военно-педагогическом пространстве, обеспечивающей подготовку офицерских кадров новой формации, реализацию открытого, опережающего типа подготовки военнослужащих. Ориентация на офицера, имеющего свой личностный стиль (образ жизни и профессиональной деятельности), с развитой способностью избирательного отношения к источникам знаний, способам получения образования и профессионального саморазвития. Внедрение перспективных педагогических моделей в армейскую среду.

2. Создание в воинских частях перспективной среды военного обучения на основе:

– реализации личностно-ориентированного подхода, означающего ценностно-смысловое и личностно-профессиональное развитие офицеров, поддержку их индивидуальности, карьерных устремлений и программ профессионально-педагогического самоопределения и саморазвития;

– развития военно-научного потенциала офицерского состава непосредственно в армейской среде (повышение эффективности изобретательской и рационализаторской деятельности);

– создания творческой среды жизнедеятельности в воинских коллективах: поддержки инновационной деятельности, организации офицерских дискуссий и собраний, активного обсуждения способов реализации нестандартных задач и др.

3. Повышение методического мастерства командиров (начальников) в организации процесса саморазвития подчиненного личного состава, в создании наиболее эффективных условий для индивидуальной работы, педагогическое наставничество и передача положительного опыта в подразделениях, внедрение передовых способов по формированию познавательной активности, создание педагогических условий для совершенствования методического мастерства в офицерском коллективе.

4. Формирование в воинских частях информационного массива (электронной библиотечной системы), состоящего из учебно-методического и образовательного ресурсов и построенного на основе сетевой структуры с соблюдением мероприятий по защите служебной информации.

5. Обеспечение преемственности основ военной теории и практики подготовки офицерских кадров в России, передача положительного опыта в развитии российской военной школы.

Заключение

На основе анализа научных представлений о саморазвитии личности нами проведено теоретико-экспериментальное исследование эффективности педагогической модели на основе развития личностно-профессиональных качеств посредством реализации процесса саморазвития в армейской среде, что позволило существенно повысить результаты подготовки офицерских кадров, быть военнослужащим более активными участниками самостоятельного развития. Таким образом, осмысление, методико-теоретическое обоснование и внедрение образования опережающего характера в армейскую среду будут способствовать подготовке специалистов, ориентированных на будущее, владеющих методами его прогнозирования, проектирования и моделирования.