Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

FORMATION OF READING SKILLS AMONG PUPILS OF JUNIOR SCHOOL

Odintsova S.A. 1 Koshikova A.Zh. 1
1 Karaganda Buketov University
The article is devoted to the issue of formation of reading skills among pupils of junior school as necessary automatic skill for voice acting and understanding of typed text. The goal of modern education is in harmonic development of the personality having the wide range of skills of XXI century and one of them is the ability to interact and communicate including the language skills. The system of junior education in the Republic of Kazakhstan has the following language subject «ABC book/Literacy studying», «Russian language (Я1)», «Literature reading» included into the educational area of «Language and literature» aimed to the development of reading literacy of pupils. Basing upon the analysis of normative documents and literature sources authors present the characteristics of contents of educational subjects, the idea of reading skills is discovered – correct, rapid, conscious, expressive reading. This article emphasizes such skills as reading technique and text understanding. The study allowed discovering the conditions for efficient work in the process of literacy and reading learning. Authors present the exercises whose application promotes the formation of reading skills among pupils which influences the learning quality of the child and results of his learning achievements.
reading
formation
reading skills
pupils
junior school
educational subject
literature reading

На современном этапе с увеличением потока информации и расширением сфер применения информационно-коммуникационных технологий наблюдается тенденция усвоения информации, попадающей в поле зрения человека и порой не отвечающей как потребностям общества в целом, так и личности в частности. В создавшихся условиях система образования должна идти в ногу со временем и воспитать личность, умеющую в различных источниках добывать достоверную информацию, полноценно ее воспринимать и осмысливать. В связи с этим особое внимание уделяется проблеме формирования навыка чтения у обучающихся, так как чтение расширяет кругозор, создает благоприятные условия для развития умственных способностей, воображения, способствует творческой деятельности в различных областях, в результате личность становится высокообразованной и гармонично развитой.

На всех уровнях системы образования в Республике Казахстан чтение является неоспоримым компонентом учебной деятельности обучающихся и необходимым средством приобретения знаний. В начальной школе в условиях обновленного содержания образования предъявляются новые требования, направленные на формирование языковой, речевой, коммуникативной компетенций, заложенных в основе функциональной грамотности. Владение речью обучающимися, умение пользоваться ей в различных ситуациях дает возможность продуктивно работать в команде, сотрудничать, добывать и обмениваться информацией, достигать значимых результатов.

Материалы и методы исследования

При написании статьи применялись методы анализа, систематизации и обобщения научно-педагогической и методической литературы.

Результаты исследования и их обсуждение

Исследования по проблеме обучения детей чтению проводились учеными, психологами, педагогами, методистами на протяжении многих лет. В XIX в. обучение представляло собой механическое овладение чтением, а затем письмом. К.Д. Ушинский разработал систему обучения грамоте, способствующую правильному формированию навыков письма и чтения, позднее она усовершенствована его последователями (Н.Ф. Бунаков, Д.И. Тихомиров, В.П. Вахтерев, В.А. Флеров), отдавшими предпочтение варианту «чтение – письмо», внедрившими новые приемы обучения чтению и письму. В XX в. методика обогащается новыми достижениями в области букваристики – теории и практики создания учебников для обучения первоклассников чтению. Д.Б. Эльконин рассматривал обучение чтению в контексте развития речи ребенка и умственных действий. Ученые А.Я. Трошин, Л.M. Шварц, Т.Г. Егоров исследовали психофизиологический механизм чтения. В Казахстане вопросы обучения первоклассников чтению рассматривались М.М. Аймагамбетовой, Е.В. Богатыревой, Р.А. Бучиной, Н.В. Регель, О.И. Трухановой.

Глава государства Касым-Жомарт Токаев в ходе 4-го заседания Национального совета общественного доверия от 21 октября 2020 г. отметил, что школьники Казахстана по результатам исследования PISA значительно отстают по читательской грамотности от своих сверстников из стран ОЭСР, и дал поручение принять меры по привитию высокой культуры чтения, чтобы стать читающей нацией. Современному человеку необходимо учиться в течение всей жизни, что обусловлено прогрессом науки и техники, применением инновационных технологий, в связи с этим одним из условий самообразования является читательская компетентность. С младшего школьного возраста необходимо формировать у детей интерес к чтению, любовь к художественной литературе и познанию окружающего мира, реализация этих задач лежит в совместных стремлениях семьи, школы и библиотеки. В 2021–2022 учебном году в целях поддержки чтения и повышения престижа книги («мода на чтение») среди обучающихся повсеместно внедряется проект «Читающая школа», в школах вводится 20-минутное чтение книг по расписанию в перерывах между уроками. В холлах школ создаются уголки «Буккроссинг», а в школьных библиотеках запускается литературный челлендж.

В системе начального образования содержание образовательной области «Язык и литература» реализуется в учебных предметах «Букварь/ Обучение грамоте», «Русский язык (Я1)», «Литературное чтение». Подготовительным этапом для языкового и литературного образования становится учебная программа по предмету «Букварь», состоящая из двух периодов – добукварный и букварный, осваиваемая первоклассниками в первом полугодии учебного года, в задачи которой входит знакомство с буквами русского алфавита и формирование первоначальных представлений о речи (звук, слог, ударение, слово, предложение).

Послебукварный период проходит во втором полугодии, основывается на изучении учебного предмета «Обучение грамоте», в процессе которого формируются навыки слушания, устной речи и фонематического слуха, чтения и письма [1].

«Русский язык» и «Литературное чтение» как важные учебные предметы школьной программы являются объектом изучения со 2 класса. На уроках русского языка закладываются основы формирования функциональной грамотности, развитие всех видов речевой деятельности: аудирование, говорение, чтение, письмо, являющиеся показателями коммуникации и общения, а также проявлением общей культуры человека [2, с. 44–45]. В процессе формирования у обучающегося начальной школы речи, навыков чтения и письма учителю важно знать его возрастные и индивидуальные особенности, учитывать физиологический, психологический и лингвистический уровни развития.

Литературное чтение – учебный предмет начальной школы, целью которого является приобщение младшего школьника к миру искусства слова, развитие языковых навыков, культуры речи, совершенствование читательской деятельности и самостоятельности в расширении и обогащении словарного запаса, в умении воспринимать речь в устной и письменной форме, понимать замысел автора художественного произведения, рассуждать и высказывать свои мысли о прочитанном. Чтение произведений выдающихся представителей отечественной и зарубежной детской литературы воспитывает интерес и потребность в общении с искусством, расширяет представления обучающихся об окружающем мире, о национальных и общечеловеческих ценностях, пробуждает работу ума и сердца, создавая атмосферу эстетического переживания, приобщает к духовному наследию человечества. Восприятие художественной литературы как искусства слова является основой литературного чтения [3; 4].

Рассмотрим навыки чтения, формируемые у обучающихся на уроках в начальной школе, представленные на рисунке.

Под беглостью чтения понимается высокая скорость чтения, не снижающая понимание текста обучающимся. С технической стороны рассматриваются два качества – беглость и правильность, которые, соединяясь со способами чтения (побуквенное, слоговое, целыми словами, смешанное), называются техникой чтения. В нормативных документах по начальному образованию указаны нормы сформированности навыка чтения у обучающихся [1; 2]. У младших школьников техника чтения проверяется в первом классе со второго полугодия. Норма скорости чтения измеряется количеством печатных знаков, прочитанных за единицу времени: так, у первоклассников количество слов в 1 минуту составляет 30–40 слов [1, с. 43]; во 2–4 классах от 40 до 120 слов [1, с. 49]. Низкие результаты техники чтения не являются поводом для огорчения, важно пробудить у младшего школьника желание к регулярному чтению.

Большое внимание уделяется навыку осознанного чтения, в процессе которого достигается понимание различных сторон произведения, в том числе информационной, смысловой и идейной. Смысл процесса чтения будет утрачен, если ребенок не понимает того, о чем читает. Понимание текста осуществляется на нескольких уровнях, вначале о чем говорится, затем как говорится, т.е. скрытые за словами текста мысли, связи, отношения, причины и следствия, далее осознание настроения произведения, отношения автора к персонажам и событиям, а также собственного отношения к тому, что и как написано. Таким образом, понимающее чтение – это полное осмысление младшими школьниками содержания прочитанного текста и замысла автора.

Под выразительным чтением понимается возможность проникнуть в суть произведения, понять внутренний мир героев. Это такое качество чтения, в процессе которого читающий с различной интонацией, хорошей дикцией выражает мысли и чувства, заложенные автором в произведении, а личным отношением подчеркивает красоту и эмоциональное содержание художественного образа. Для формирования навыков выразительного чтения необходимо в зависимости от содержания произведения выполнять следующие требования: соблюдение знаков препинания; использование пауз; применение логического ударения; изменение темпа; определение ритма; изменение высоты голоса (повышение или понижение), тона, громкости, называемое интонацией [5].

Таким образом, основными компонентами, подтверждающими сформированность навыка чтения, являются: 1) техника чтения (восприятие и озвучивание слов правильно и быстро, с одной стороны, на основе связи между их зрительными образами, с другой – акустическими и речедвигательными; 2) понимание текста (постижение его смысла, содержания). Следует подчеркнуть, что оба эти компонента тесно взаимосвязаны, и технике, и пониманию текста придается большое значение в процессе обучения чтению младших школьников, так как понимание прочитанного облегчается при совершенстве техники.

Чтение – сложный психофизиологический процесс, формирование навыков которого связано как с общим языковым развитием, так с языком литературного письма и с речью.

missing image file

Навыки чтения, формируемые у обучающихся на уроках в начальной школе

В процессе обучения чтению принимают участие зрительный, речеслуховой и речедвигательный анализаторы, тесно связанные с пониманием прочитанного. Работа учителя, проводимая с обучающимися по овладению навыками чтения, направлена на усвоение особенностей, свойств и правил языка, а также знание грамматики, орфографических и пунктуационных правил. В процессе обучения большое внимание уделяется выбору текстов, отвечающих следующим требованиям: воспитательная ценность; занимательность, динамичность сюжета; тематическое многообразие произведений; соответствие содержания текста возрасту и интересам обучающихся.

На уроках литературного чтения с целью понимания текста применяют чтение текста вслух, полностью, с разбивкой по частям, по ролям, по абзацам, по готовому плану, сокращенное чтение текста; составляют план по тексту; находят и читают текст, выражающий основную мысль, изображающий фантазию или реальность. Для развития творческого воображения обучающихся на уроке реализуются следующие виды чтения: нахождение в тексте отрывка к рисунку, ответов на вопросы, описания внешности, поведения и поступка, чувств и настроения главного героя и др. [6].

Психолог Т.Г. Егоров выделяет три этапа формирования навыка чтения: 1) аналитический – период обучения грамоте, чтение по слогам; 2) синтетический – чтение целыми словами и наличие интонирования; восприятие, произнесение, осмысление отдельных единиц текста и соотнесение их с целостным содержанием читаемого; 3) этап автоматизма – самостоятельное чтение; техника, доведенная до автоматизма и не осознаваемая читающим, а также эмоциональная реакция на прочитанное произведение, стремление поделиться своими впечатлениями и обсудить содержание [7].

В рамках начальной школы путь от аналитического этапа до автоматизации возможно пройти при условии обеспечения учителем определенного режима работы:

1) упражняться в чтении ежедневно;

2) отбирать тексты для чтения, учитывая их литературные особенности и психологические особенности младших школьников;

3) проводить регулярную работу по предупреждению ошибочного чтения;

4) применять целесообразную систему исправления допущенных при чтении ошибок;

5) организовать обучение чтению про себя, включающее несколько стадий: чтение шепотом, беззвучное артикулирование читаемого, «тихое» чтение (в плане внутренней речи), собственно чтение про себя.

С целью формирования навыков чтения учитель на уроке использует упражнения. Рассмотрим некоторые из них.

1. Артикуляционная гимнастика. Для правильного произношения звуков и выработки четкой дикции можно использовать в различном темпе (медленно, быстро) и силой звука (шепотом, тихо, громко) следующие упражнения:

Чистоговорки:

Ба-ба-ба – из окна торчит труба.

Да-да-да – из трубы бежит вода.

Та-та-та – в классе чистота.

Ту-ту-ту – наводим сами красоту.

Скороговорки на проговаривание согласных звуков:

Орел на горе, перо на орле.

Саня любит сушки, Соня – ватрушки.

У Кондрата куртка коротковата.

У зайки Бубы заболели зубы.

2. Упражнение на умение находить логически ударное слово. Прочитай и выдели голосом первое слово, второе, третье слово «Проворонила ворона вороненка».

3. Упражнения для формирования правильности и беглости чтения:

− чтение пары слов, отличающихся одной буквой: козы – косы, кожура – конура, батон – бутон;

− цепочка слов, близких по графическому облику: дар – удар – бекар; астроном – гастроном – гном;

− слова, в которых парные по твердости/мягкости фонемы выполняют смыслоразличительную функцию: мел – мель, кров – кровь, кон – конь, полка – полька;

− цепочка родственных слов: добрый – доброта, добряк, одобрение, лень – ленивый, леность, лентяй.

4. Упражнения для формирования выразительности чтения.

− Прочитать предложения с разной интонацией:

В лесу на поляне растут цветы. (невосклицательная)

Как ярко светит солнце! (восклицательная)

Ромашка белого цвета? (вопросительная)

− Прочитать текст и в соответствии с содержанием передать эмоции радости, печали, удивления и т.д.

− Прочитать предложение от начала до конца на одном дыхании (вначале сделать глубокий вдох).

− Учитель читает одну-две строчки стихотворения, обучающиеся выступают в роли «эха», повторяют с той же интонацией.

− Прочитать несколько предложений, акцентируя голосом выделенное слово.

Ты сегодня идёшь в школу? (а не кто-то другой?)

Ты сегодня идёшь в школу? (придёте или нет?)

Ты сегодня идёшь в школу? (а не завтра, не послезавтра?)

Ты сегодня идёшь в школу? (а не в театр, не в парк?)

5. Упражнения для формирования сознательного чтения.

− Прочитать слова (время ограничено) и подобрать обобщающее к ним слово:

Чиж, грач, сова, ласточка, стриж – …

Ножницы, отвёртка, молоток, пила, грабли – …

Шкаф, комод, кресло, трюмо, диван – …

− Прочитать, найти лишнее слово и объяснить. Красивый, красный, жёлтый, зеленый.

− Разделить слова на группы:

1) лиса, горох, заяц, медведь, капуста, волк, огурец;

2) корова, парта, стул, верблюд, табурет, баран, стол;

3) мандарин, автобус, груша, яблоко, велосипед, самолет.

− К данному слову выбрать нужные по смыслу:

Насекомые: сорока, муха, сова, жук, комар, кукушка, пчела.

Ягоды: земляника, клубника, клюква, арбуз, яблоко, брусника, черника.

− Словарная работа (объяснение незнакомых слов, встречающихся в тексте).

− Прочитать текст, озаглавить его, определить тему и главную мысль.

Применение на уроках различных упражнений способствует воспитанию у обучающихся интереса и потребности в чтении, позволяет обрести уверенность в своих силах и способность успешно учиться, оказывает содействие в реализации системы целей обучения и достижения положительных результатов в формировании навыков чтения.

Заключение

Исходя из вышеизложенного, следует сделать вывод о том, что в системе начального образования необходима целенаправленная и систематическая работа по формированию у обучающихся навыков чтения, являющихся базой для успешного обучения по всем учебным предметам, получения информации, познания окружающего мира. Учитель, прививая любовь к чтению, способствует развитию гармонично развитой личности, ее интеллектуальному и духовному росту.