Традиционное жилище – сложный культурный и бытовой комплекс, формирование которого зависит от следующих факторов: уровня экономического и культурного развития, географических условий, этнических традиций и общественных обычаев.
Наследие народов богато и многообразно, а значение традиционного народного жилища для современности требует безотлагательного рассмотрения и обобщения накопленного материала.
Отсюда становится ясно: изучение жилища – одного из самых существенных элементов народного быта – было и остается важной задачей этнографии. В жилище ярко проявляется историческая судьба народа.
Главной целью исследования является историографический анализ трудов русских исследователей, конца XVIII – начала ХХ вв., посвященных этнографическому изучению кыргызского традиционного жилища, накопление фактического материала привело к попыткам изучить этнографические данные и осмыслить их.
Материалы и методы исследования
Методологическая основа исследования основывалась на комплексном подходе в решении задач. Методика основана на междисциплинарном подходе с применением традиционного исторического, историографического метода. В работе используются общеисторические методы: проблемно-хронологический, в которой проблематика рассматривается во временной последовательности; историко-генетический, выявляющий причины преемственности в этнографическом изучении кыргызов русскими дореволюционными учёными, историко-сравнительный анализ, положенный в основу оценки научного вклада ученых и принципа историзма.
Результаты исследования и их обсуждение
Основа изучения этнографии кыргызов была заложена в конце ХVIII – начала ХХ в. когда крупнейшие русские ученые – исследователи, путешественники, чиновники, военные и востоковеды – начали изучать историю народов Центральной Азии
Этнографические материалы, собранные русскими учёными-путешественниками и исследователями дореволюционного периода о материальной и духовной культуре кыргызов, интересны и до настоящего времени сохраняют общественное звучание.
Незначительные описания жилищ и хозяйственного уклада населения края содержатся в работах И. Унковского, Ф. Ефремова, В.Н. Татищева, П.И. Рычкова и И.Г. Андреева. Данные авторы, кроме собственных наблюдений, широко использовали для написания трудов русский архивный и летописный материалы, в том числе свидетельства третьих лиц.
К таковым, информативным для нас, можно отнести описания быта населения, составленные первым посетившим Семиречье и территорию Прииссыккулья в 1722–1724 гг., капитаном Иваном Унковским, направленным Петром 1 к Джунгарскому правителю Цэвану-Рабтану.
Самые ранние сведения о кыргызах, кочующих в окрестностях озёра Иссык-Куль, сообщает И. Унковский: «…Буруты, которые около озера Тускель кочуют» [1, с. 193] и «К тому же народом, именуемым Бурутами, завладеле, которые кочуют около озера, именуемого Тускель, и с Казачьего ордою граничат. А оных народов около 5000 кибиток находится 1) а войска их около 2) 3000 доброго собраться может» [1, с. 187].
В труде русского ученого и государственного деятеля В.Н. Татищева встречаются историко-этнографические записи о кыргызах. В.Н. Татищев отмечает о кыргызах: «Алатай киргизы, народ кочевой и сильный…» [2, с. 236].
Подобные интересные наблюдения о быте и нраве народа зафиксированы также у унтер-офицера Филиппа Ефремова.
В своём труде Филипп Ефремов сообщал о кочевках южнокыргызских племен: «Киргизы обитают не в самой Бухарии, а близ оной между городом Уш (Ош) и Кашгариею в горах и равнинах кочевьями в небольшом количестве…» [3, с. 73].
Ему удалось познакомиться с нравами и обычаями кыргызов, и он оставил этнографические заметки и ценные исторические сведения. Он пишет: «От Ушу (Ош) в горах живут кочевые киргизцы. Дорога лежит по горам и по косогорью. Горы очень высокие, лесу малое число; травы довольно. У одной горы воздух весьма тяжелый: пешаго человека захватывает дух, отчего умирают…» [4, с. 148].
Большой интерес для изучения этнографии кыргызов представляет сочинение «Описание Средней Орды киргиз-кайсаков» И.Г. Андреева. В труде Андреева касательно этнографии кыргызов он пишет следующим образом: «В летнее же время, когда не имеют ссоры с кайсаками, потомуж выходят из-за камня Алатау для кочевья к устью рек Цуи (Чуй) и Каука, и подходят к реке Кирасу…» [5, с. 51].
«...Как то и в полуденной части от Кукона к Кашкару адигене, отшельцы от диких, называются тоже буруты, до 5000 кибиток, которые кочуют между сих народов по степям» [5, с. 53].
Этнографические сведения о кочующих кыргызах дополняются материалами путешествий горных чиновников Михаила Поспелова и Тимофея Степановича Бурнашева 1800 г., из Западной Сибири в Бухару и Ташкент.
В описании Бурнашевым рассказывается о «…каменных или диких киргизцах, что весною киргизы переходят на степь, ближе к горам, а осенью кочуют обратно в долину р. Цуя (Чу)…» [6, с. 11].
Несколько позже, возвращаясь из Индии на родину, пересек Тянь-Шань грузинский путешественник Рафаэль Данибегов [7, с. 52]. Данибегов совершил две дипломатические поездки из Грузии в Индию. Первая, начатая в 1795 г., продолжалась почти четыре года, вторая длилась с 1799 по 1813 г. и завершилась в Москве.
Рафаэль Данибегов описывает природу, быт, жилище, костюм, пищу, язык, род занятий и нравы, привычки, обычаи, религию, экономическую и политическую жизнь стран и народов, которые он посещал. Вот как он описывает народы после того, как выехал из Турфана, через три месяца прибыл в Семипалат: «…как-то; Калмыков, Киргизцев, Козаков, народов, которые все вообще кочуют по полям и живут в полатках, не упражняются совсем в земледелии, питаются молоком коровьим и лошадиным, из которого много делают творогу... Главное богатство их состоит в скоте. Скотоводство есть единственное их занятие. В торгу у них деньги не употребляются, но место их заступает мена вещами. Постоянных жилищ здесь вовсе не знают: где найдут хорошую пажить, там со всем скотом и останавливаются. По сему очень часто переменяют места жилищ своих…» [7, с. 52–53].
Этнографические сведения о тогдашней Киргизии находятся в «Записках о некоторых народах и землях Средней части Азии» Филиппа Назарова. Описывая кыргызов, он пишет о юрте: «…Мы повстречали в сем месте киргизов, которые от набегов разбойников и черных «закамененных» киргизов имеют каменные укрепления, поблизости коих видны обработанные поля и подвижные юрты» [8, с. 32].
Описания кыргызских кочевий, жилищ встречаются на записях и сведениях, относящихся к XIX в., когда территорию Кыргызстана посетили известные ученые П.П. Семенов-Тян-Шанский, Ч.Ч. Валиханов, А.Ф. Голубев, М.И. Венюков, Н.А. Северцев, В.В. Радлов, А.П. Федченко, Г.С. Загряжский, Н.Н. Пржевальский и др., которые оставили важные историко-этнографические материалы в своих трудах, откуда мы сегодня берем неисчерпаемые данные по истории и культуре кыргызов.
Заслуживает внимания статья «Обозрение Кокандского ханства в нынешнем его состоянии», опубликованная в 1849 г. в «Записках русского географического общества», здесь описываются стада кыргызов, состоящие преимущественно из баранов, следующие за подвижными жилищами непостоянных хозяев своих [9, с. 188].
В 1856 г. первое свое путешествие на Тянь-Шань совершает член Российского географического общества учёный-географ, ботаник, путешественник Петр Петрович Семенов (1827–1914) (впоследствии получивший имя Семенов-Тян-Шанский).
Экспедиция П.П. Семенова изучила историю, быт, обычаи населяющих местных жителей. И эти этнографические записи он изложил в мемуарах «Путешествие в Тянь-Шань в 1856–1857 годах», которые стали ценнейшим источником по этнографии кыргызов.
В мемуарах П.П. Семенов с интересом описывает кыргызские юрты. Даёт детальное описание юрты [10, с. 117].
П.П. Семенов приводит песню китайской принцессы, в которой упоминается юрта:
«Жалобная песнь усунской королевы, написанная ею ещё до постройки дворца в конце II века до нашей эры, сохранена китайскими летописцами.
Вот её перевод:
Родные выдали меня замуж
И принудили жить в далекой стране,
Дворцом служит мне бедная юрта,
Которой стены обиты войлоком.
Сырое мясо служит мне пищей,
А кислое молоко напитком.
К отечеству стремятся мои чувства,
И сердце мое уязвлено глубоко.
О, если б я могла быть перелетной птичкой,
Как быстро понеслась бы я туда» [10, с. 184–185].
Об этом же пишет и выдающийся востоковед и путешественник, знаток китайского языка Н.Я. Бичурин. Его перу принадлежит специальная работа о народах Средней Азии в древности. Достоинством этой работы является перевод китайских источников на русский. Он пишет, что усуньский гуньмо (хан) имел «круглую кибитку, обтянутую войлоком». Эти данные встречаются в древнекитайских источниках и называли их китайцы цюнлу: «Выдали меня замуж на край света, в далекую чужую страну, за усуньского царя, – писала, например во II веке до н.э. китайская принцесса, – цюнлу служит мне домом, войлок стенами». На то, что такой шалаш имел полусферическую форму, указывает этимология слова цюнлу: этот термин записывался древнекитайскими иероглифами, имеющими значение «округлая поверхность», «свод». «Дом состоит из палатки, обтянутой войлоками, и называется Мидичжи. Начальники живут в малых палатках...». Мидичжи – должно быть, не дворец, а мящит или мечети, храм мусульманский, объясняет он [11, с. 192].
Большой интерес для изучения представляет труд «Россия. Полное географическое описание нашего Отечества. Настольная и дорожная книга» под редакцией В.П. Семенова Тянь-Шанского. В этой работе упоминается войлочная кыргызская юрта [12, с. 107].
Заметный след в изучении историко-культурного прошлого кыргызского народа оставил Чокан Чингисович Валиханов.
Учёный, описывая образ жизни кыргызов, освещает: «Дикокаменная орда (киргизы), как народ кочевой, живет в войлочных шатрах, наподобие калмыцких, и как у кайсаков с тою только разницей, что сфероидальный верх юрты гораздо ниже калмыцких, и вообще вся юрта имеет более нарядный щеголеватый вид...» [13, с. 36].
В 1859 г. в Кыргызстан был направлен профессор геодезии академии Генерального штаба Александр Федорович Голубев (1832–1866), в отчёте которого содержатся ряд этнографических сведений о кыргызах. В «Отрывке о путешествии» А.Ф. Голубев сообщает об ауле бугинцев: «…Богинов богаты: я видел множество скота, xopoшие белые войлочные юрты...» [14, с. 25].
Михаил Иванович Венюков (1832–1901), русский ученый, географ-путешественник и этнограф, оставивший ряд важных сведений по истории края, упоминает о кыргызской юрте, о внутреннем убранстве юрты и о циновке, которая ставится по окружности юрты под войлоком [15, с. 110].
Большую работу по этнографическому изучению провёл академик Василий Васильевич Радлов. В труде «Из Сибири. Страницы дневника» уделил особое внимание кочевке кыргызов и отметил, что «…кыргызы живут не аулами, а целыми родами, зимой ставят свои юрты по берегам рек непрерывной цепью, которая нередко тянется верст на двадцать и более. Летом они таким же образом перемещают юрты все выше и выше в горы, так что каждый род выпасает свои стада на отдельном горном склоне. Такой способ кочевки определяется отчасти природными условиями, отчасти же весьма воинственным характером народа. Такое расположение юрт позволяет черным киргизам в течение нескольких часов привести армию в полную боевую готовность» [16, с. 348].
Знакомство видного исследователя Средней Азии и отважного путешественника Николая Алексеевича Северцова (1827–1885) с киргизами из племен солто и сарыбагыш состоялось в 1864 г. во время экскурсии в Чу-Сыр-Дарьинское междуречье. В отдельных районах, по данным Н.А. Северцова, киргизские зимовья лежат на высотах до 2700 м, летние кочевья еще выше: «следы их кочевок есть на Аксае и Атбаше, т.е. на высоте 3300 м» [17, с. 210].
Видное место в историко-этнографическом изучении Южного Кыргызстана принадлежит выдающемуся исследователю Алексею Павловичу Федченко. Вот как описывает чий, которого кыргызы используют в циновке: «Большое пространство вокруг лагеря было покрыто зарослями растения, носящего киргизское название "чий". Растение это представляет собой высокий злак (иногда вышиной с всадника на лошади), растущий громадными снопами. Каждый сноп образует как бы отдельную кочку, далеко отстоящую от других. Стебли чия ровны, крепки и очень удобны для выделывания циновок, которыми заставляются бока кибиток. Эти циновки так плотны, что защищают жилище от пыли и ветра и вместе с тем пропускают свежий воздух и отчасти свет. Стебли связываются цветною шерстью, что образует красивые узоры» [18, с. 261].
Весьма ценными для нас являются этнографические заметки Г.С. Загряжского. Он оставил интересные записки о вечернем досуге киргизов. Он указывал, что «в юртах она (молодежь) развлекается шашками, фантами, костями, песнями, музыкой. Дети любят играть в бабки». А игра в «тогуз коргол» или «тогуз кумалак» была очень популярна среди стариков. Игральная доска, которая нужна для нее, есть почти в каждой юрте [19, с. 1].
Историко-этнографическая ценность накопленных сведений по материальной культуре несомненна. Перед нами предстает одна из категорий этнографических сведений о жилище, одного из основных компонентов материальной культуры, отражающих сложность пройденного народом пути. В народной архитектуре можно обнаружить культурные или этнические связи с другими древними и современными народами.
Заключение
Таким образом, в XVIII–XIX вв. благодаря усилиям русских ученых-исследователей, а также и путешественников по Кыргызстану были собраны ценные исторические и этнографические сведения, увидел свет целый ряд публикаций, освещающих отдельные вопросы, входящие в круг проблем этнографии Кыргызстана. Большинство научных публикаций русских дореволюционных работ, посвященных кыргызам, носило описательный характер.
Анализ этих публикаций позволяет разобрать процесс накопления фактических сведений, установить вклад отдельных путешественников и ученых, показать источнико-историографическую ценность материалов дореволюционного периода для современной исторической науки.
Изучение этих материалов и систематизации всего имеющегося в распоряжении исследователей значительного материала, который содержится в многочисленных публикациях, позволяет глубже осветить и передать через обстоятельное освещение многие аспекты материальной и духовной жизни нашего народа.