Политико-экономическое развитие в Киргизии ставит задачи пересмотра целей и обязанностей образования. Направления развития системы образования, как отмечается в «Программе развития образования в Киргизской Республике на 2021-2040 годы» [1], преследуют цель ускоренного развития образования по сравнению с другими сферами общества, так как образование связано с развитием человеческого потенциала и вместе с тем готовит лидеров и специалистов для обеспечения реформ в других сферах общества. Необходимость ускоренного развития системы образования, как и принято в развитых странах мира, является основой концепции обучающегося общества и дает возможность удержания высшего уровня развития.
Доказательством перехода к новой модели образования является отказ от пассивной роли участников процесса образования, признание только активной позиции образования, чтобы дать возможность формированию «способности учеников жить и работать в информационном обществе» [2], и определение личной траектории образования.
Следовательно, возрастают требования к качеству обучения, интеграция его структуры в мировое образовательное пространство, и в условиях перестройки уровень социальных ожиданий на эффективность всех комплексов педагогических наук кардинально меняется.
Известно, что формирование профессиональной компетентности педагогов, а также разработка каких-либо путей определения уровня ее формирования и их практическое применение с достижением определенных результатов, чтобы на их основе ускорить дальнейшее ведение дел, является спросом современности.
Миссия педагога очень важна в развитии общества, в свою очередь общество ставит определенные требования перед педагогом. Современный педагог обязан искренне чувствовать, что его качества как личности, а также глубина профессиональных знаний являются самым ценным богатством. Педагог в достаточной мере может дать ученикам только те ценности, знания, умения и навыки, которыми он сам владеет. Поэтому педагог – не только основная фигура в нормативно-правовых действиях общества, но и субъект, активно служащий во благо общества, осуществляющий в повседневной жизни свои обязанности. Формирование и развитие профессиональной компетентности педагога от начала профессиональной деятельности до высокого профессионализма занимает длительный период его жизни [3].
Материалы и методы исследования
Известны различные подходы к определению понятия «компетентность» и ее формированию у педагогов в профессиональной деятельности. Так, например, В.А. Адольф определяет компетентность как сложное образование, включающее комплекс знаний, умений, свойств и качеств личности, которые обеспечивают вариативность, оптимальность и эффективность построения учебно-воспитательного процесса. В работе [4] он подчеркивает: «Сущность процесса становления профессиональной компетентности педагога состоит в разрешении индивидуальных образовательных и профессиональных дефицитов, возникающих в процессе осуществления деятельности. Данный процесс предполагает не только обогащение знаний и умений педагога, формирование нового уровня готовности к профессиональной деятельности, но и конструирование нового идеального образа, выявление нереализованного потенциала как оснований для нового этапа поиска и реализации своего профессионального пути. Оценивание, осознание своей профессиональной компетентности будет способствовать поиску и нахождению собственного места в профессиональном сообществе».
В конечном счете обоснованы эффективные основы формирования профессиональной компетентности будущих педагогов в условиях информатизации образовательного процесса и определены педагогические условия развития их профессиональной компетентности.
Киргизский ученый-педагог Э. Мамбетакунов особо подчеркивает следующее: «Профессиональная компетентность педагога как интеграция опыта, на основании информаций (комплекс знаний в различных сферах) и важных личных профессиональных качеств формирует потенциал творческого педагога и доказывает взаимосвязь между категориями профессиональной компетентности и педагогического мастерства» [5].
Профессиональная компетентность педагога определяется его реальным трудом, профессиональным знанием и коэффициентом способностей, т.е. профессиональные компетенции выражают не только его профессиональные позиции, личностные качества, но и самостоятельное осуществление педагогической деятельности [6]. Точнее, профессиональная компетентность – это овладение педагогом компетенциями, знаниями, умениями, навыками, методами работы, принадлежащими только ему самому, а также его личный подход к ним, его способность проявить себя в своей предметной и педагогической деятельности [7].
Отечественные исследователи Т.А. Абдырахманов, М.А. Ногаев отмечают, что компетентность – это овладение человеком соответствующими компетенциями, включающими в себя его собственную точку зрения, свой подход к предмету деятельности. А вот компетенция – это совокупность подходов вокруг определенных предметов и процессов, личных качеств (знание, умение, навыки, методы деятельности), связанных между собой, необходимых для высококачественной продуктивной деятельности человека [8].
Педагог берет компетенцию из образовательного процесса, жизненного и профессионального опыта и самостоятельно достигает компетентности, в результате этого он обязан осуществить личностное самосовершенствование.
Таким образом, профессиональная компетентность педагога – это высокий уровень педагогического труда, самостоятельное осуществление индивидуальной деятельности, достижение хороших результатов в воспитании и образовании учащихся.
Российский ученый Н.В. Кузьмина [9] определяет следующие основные необходимые направления профессионально-педагогической компетентности в педагогике:
• компетентность по специальности и профессии вокруг изучаемой дисциплины;
• методическая компетентность в области навыков формирования знаний, умений учащихся;
• общественно-психологическая компетентность в сфере общения и отношений;
• дифференцированно-психологическая компетентность в области способностей учащихся ориентироваться, мотивации;
• аутопсихологическая компетентность в области преимуществ и недостатков индивидуальной личности в своей деятельности.
Д.Б. Бабаев [10] отмечает, что «профессиональная компетентность учителя – это совокупность умений, систематизированных научных и практических знаний для решения педагогических и воспитательных задач», он предложил определить профессиональную компетентность учителя по следующим трём направлениям:
1. Полученные знания педагога по предметам своей специальности.
2. Умение управлять учебным процессом.
3. Компетентность в области системы образования и его отраслей.
Таким образом, профессиональная компетентность является обобщенной профессионально-личностной характеристикой педагога, которая определяет качество его деятельности. Способность педагога действовать адекватно, самостоятельно и ответственно в постоянно изменяющейся профессиональной среде отражает его готовность к самооценке и саморазвитию, что позволяет оценить уровень сформированности его профессиональной компетентности.
Результаты исследования и их обсуждение
Опираясь на труды вышеупомянутых ученых, педагогов-исследователей, мы считаем правильным определять уровень формирования базовых компетенций педагогов, позволяющих эффективно осуществлять педагогическую деятельность, по следующим шести направлениям в соответствии с их краткими характеристиками.
1. Личные качества педагога
Эта компетенция объясняет гуманное состояние педагога. Оно раскрывает потенциальные возможности учащихся, отображая основные задания педагога. Такая компетентность определяет отношение педагога к успехам учащихся. Вера в силы и возможности учащихся исключает их обвинение, следовательно, педагог, показывая свою готовность к поиску путей и методов поощрения учеников, следит за их деятельностью, а также отражает его любовь к ним. Знание личных и возрастных особенностей учащихся определяет все аспекты работы педагога, что позволяет построить педагогу концепцию для проведения эффективной и плодотворной педагогической деятельности, в основе которой лежит уверенность в собственных силах и знаниях. Эта компетенция регулирует позитивные отношения педагога с коллегами и учащимися.
2. Умение ставить задачи и цели педагогической деятельности
Это способность педагога превратить тему урока в педагогическое задание. Основная компетенция, обеспечивающая эффективно поставленную цель в процессе обучения – это в целях формирования творческой личности довести учеников до состояния субъективной деятельности и обеспечить реализацию субъект-субъектного отношения. Способность педагога поставить цели и задачи образования согласно возрасту и особеностям учащихся. Эта компетентность является конкретизацией выше приведенной компетенции. Она направлена на индивидуализацию обучения, связана с общими достижениями и является мотивирующей.
3. Мотивирование учебной деятельности
Создать возможность учащимся поверить в свои силы, быть твердым в глазах окружающих – компетентность, обеспечивающая толчок в положительную сторону, являющаяся одним из главных путей в учебном процессе. Служит условию гуманизации образования. Обеспечивает высокий толчок к академической активности. Оценивание в образовании служит основным инструментом, реально выявляющим собственные успехи учащихся или недостатки, то, что они не успели сделать. Не зная результатов своих знаний, невозможно обеспечить субъективно правильный путь в образовании. Способность превращать цели обучения в линостную значимость.
4. Информационная компетентность
Наряду с общей культурой педагога эта компетенция включает в себя глубокое знание предмета, который преподается, а также методическую грамотность изложения материала.
Методическая грамотность позволяет эффективно усвоить знания в предусмотренной программе и дает возможность сформировать навыки, а также развить творческую личность через индивидуальный подход. Обеспечивает творческий подход к педагогической деятельности и профессиональный рост педагога. Быстрый темп роста предметной сферы в настоящее время, появление инновационных педагогических технологий настоятельно рекомендуют педагогу непрерывно обновлять свои знания и навыки, предполагая самостоятельное восприятие и грамотный поиск информации.
5. Разработка программы педагогической деятельности и принятие педагогических решений
Умение разработать образовательные программы, выбрать учебные пособия и учебные комплексы является базовым в системе профессиональных компетенций. При этом реализуются принципы академической свободы на основе индивидуальной программы образования. Педагог обязан непрерывно принимать решения, что является основой педагогической деятельности. В решении проблем возможно использование стандартных и творческих идей, а также принятие интуитивных решений. Способность принимать решения при различных ситуациях в образовательном процессе.
6. Компетенции организации учебной деятельности
Эта компетентность устанавливает отношения «субъект-субъект». В настоящее время без навыков разработки образовательной программы невозможно творчески организовать учебный процесс. Образовательные программы – это целенаправленное средство, влияющее на развитие учащихся. Компетентность при разработке образовательных программ создает возможность преподавать учащимся с разными уровнями обучения и реализовать их развитие. Достичь понимания учебного материала – главная задача педагога. Решить эту главную задачу можно путем введения в систему нового материала на основе усвоенных знаний или умений, путем публикации практического применения учебного материала. Умения обеспечивать процесс стимулирования активности при обучении, создать условия для формирования самооценки, определять формирование личностного «Я» учащихся, пробуждать в них творческую силу. Грамотная оценка со стороны должна развивать направленность учеников к самооценке в образовании. Компетентность в оценивании других должна соответствовать самооценке учителя и совпадать с ней.
Выводы
Проанализировав результаты, полученные на основе ответов на составленные вопросы (в виде теста, анкеты, опросника), включающие направления выше рассмотренных компетентностей и их элементы, можно определить уровни по всем шести направлениям формирования базовых компетентностей педагога, таких как (высший) (да), критический (наполовину), низкий (нет). Считаем, что вышеизложенное выявит проблемные места деятельности педагогического коллектива, что позволит создать предпосылки новых методов, программ и их приложения.