Исторические, географические, социально-экономические, ландшафтно-климатические условия и кочевой образ жизни способствовали развитию, формированию разнообразных видов традиционных жилищ не только в отношении их конструктивных особенностей, но и в плане материалов, которые применялись при их строительстве.
Народные жилища являются объективным носителем этнокультурных особенностей народа. Созданная народными мастерами целиком из природных материалов, юрта давала людям полноценное «чувство дома». В жилище запечатлены основные принципы образа жизни кыргызов. Их жилища представляют собой сложный культурно-бытовой комплекс и в основном связаны с частыми передвижениями их обитателей на большие расстояния.
Цель исследования – детально изучить виды и особенности традиционных жилищ кыргызов и выявить их роль и значение в историческом процессе формирования материальной и традиционной духовной культуры кыргызов.
Материалы и методы исследования
Методика данного исследования основана на методах и научных результатах ученых, в разные периоды занимавшихся изучением этнографии Кыргызстана. Здесь применен сравнительно-исторический метод эволюции народного жилища XIX – начала XX в.
Результаты исследования и их обсуждение
До революции юрта (боз үй, кара үй, кыргыз үй) была основным видом жилища у некоторых народов Средней Азии, основу хозяйства которых составляло кочевое и полукочевое скотоводство. Особенности хозяйства и культуры, способ производства, экономический уклад, кочевой образ жизни способствовали формированию и развитию в евразийской степи кочевого жилища – от простого шалаша до совершенной его конструкции – юрты.
Основу юрты составляет деревянный каркас, который состоит их трех типов конструкций – стен, свода и светодымового отверстия. Сборно-разборные стены юрты – кереге состоят из отдельных раздвижных плоскостей – канатов, связываемых в единую цилиндрическую поверхность, включающую в себя и конструкцию двери – эшик, босого. Плоскость каната получается путем соединения положенных друг на друга разнонаправленных реек. Сыромятный гвоздик көк, соединяющий рейки, позволяет конструкции каната раздвигаться в плоскость и вновь сдвигаться уже в пластину. Такая трансформация формы является основным принципом кочевого жилища. Второй конструктивный слой – свод состоит из отдельных шестов – уук, которые привязываются к конструкции стены кереге – в развилку двух реек – кереге баш. Второй конец шеста уука вставляется в обод светодымового отверстия – түндүк (конструкция из гнутых реек, вставленных крестом в круг). Все три слоя соединяются и покрываются кошмами. Для поднятия тундука и кошменных покрытий используется шест бакан. Очаг расположен в центре жилища.
Кыргызстан является страной высоких гор и обширных долин. Кыргызы в основном занимались скотоводством и все необходимое – пищу, одежду, топливо – получали от скота. Ведение кочевого хозяйства стало основой материального производства, дававшего людям пищу и сырье для изготовления одежды и различных предметов бытового назначения, и явилось причиной широкого распространения юрты в далекие времена.
Благодаря их оригинальной сборно-разборной конструкции переносные жилища можно было быстро собрать и разобрать, а также легко перевезти с помощью вьючных животных в труднодоступные места.
Переносное жилище делится на два типа – монгольское и тюркское.
Об отличиях юрт пишет К. Акматова: «Главным отличием этих двух типов юрт является купольная жердь – “уук”, которая образует купол юрты. В кыргызской юрте эта жердь – уук – имеет изгиб, в другой такого изгиба нет. Изгиб нашей юрты усиливает прочность стенок и создает куполообразную форму, что дает больше пространства и способствует лучшей циркуляции воздуха» [1, с. 9].
У скотоводческих народов Центральной Азии шалаши преобразовались в юрту. Основными видами традиционных жилищ кыргызов в дореволюционное время были оор уй или кышкы үй, жеңил үй или жайлоо үйү [2, с. 318], өргөө, конок үйү и ашкана үй. Об этом сообщает Б. Алымбаева: «У богатых скотоводов было несколько юрт: тяжелая зимняя юрта – оор уй или кышкы уй; меньшая летняя – женил уй, или жайлоо уйу; свадебная юрта – орго; юрта для приема гостей – конок уйу; имелась также юрта, где готовили пищу и хранили запасы продуктов – ашхана. Жилища бедняков назывались кара-уй, сайма-алачык, жолум-уй, чатыр, сойломо, тегирмек» [3, с. 70].
Е. Марков, отмечая жизнь алайских кыргызов, пишет о разновидностях кыргызских жилищ: «Белая войлочная кибитка, расшитая красными узорам и обвязанная красными тесьмами и убранная внутри коврами, была поставлена недалеко от другого белого шатра, самой “датхи” для ночлега наших дам. В нескольких шагах от неё приготовлен был просторный шатер для столовой, а еще дальше наша кибитка-спальня» [4, с. 132].
К.И. Антипина, описывая культуру и быт южных кыргызов, также упоминает виды переносных жилищ: «Богатые скотоводы имели обычно по нескольку юрт: для гостей, для каждого из женатых сыновей, для каждой из нескольких жен. Возле богатой юрты всегда стояла юрта меньших размеров, где готовили пищу. Ее так и называли аш уй, т.е. кухня. Особенно красочно у богатых оформлялись свадебные юрты (ѳргѳѳ уй)» [5, с. 170–171].
Одним из видов традиционных жилищ кыргызов считается алачык (сайма алачык, отоо); он состоит из түндүка (обод – навершие купола, откуда исходит дым и свет от очага юрты), и уука (купольные рейки [жерди] соединяет «кереге» и «түндүк», образуя купол в юрте), здесь кереге (растягивающая решетчатая основа) не используется. Заостренный конец, который вставляется в гнездо түндүка (обода), втыкают в землю, а другой конец уука, который имеет изгиб, прикрепляется к түндүкү, их связывают между собой узкой узорной тканой плетеной лентой по всей окружности. Получалась скромная постройка ниже самой юрты. Сверху закрывается войлочными покрытиями үзүк и түндүк жабуу. Спускающиеся с двух сторон части войлочного покрытия выполняют функцию двери. В алачыке можно развести костёр и приготовить пищу.
О схожих двух видах алачыка, но немного отличающихся в деталях от вышеописанного жилища сообщает К.И. Антипина: «На юге употребляли также переносные жилища иного типа, которыми пользовались пастухи на летних выпасах. К ним относится прежде всего алачык, для которого характерно отсутствие раздвижных стенок (кереге). По рассказам старейших информаторов, в прошлом существовало два варианта такого рода жилища. Первый вариант напоминал собой шалаш, основу которого составляли одни только купольные жерди. Их устанавливали в круг и скрепляли вверху; жерди поддерживал поставленный в середине шест. Такого типа жилище нами было отмечено у групп адигине и джоокесек. Основа жилища второго варианта состояла из купольных жердей (примерно двадцать штук) и скрепляющего их обода» [5, с. 166–167].
В своём труде Ф.А. Фиельструп упоминает о сайма – алачыке: «На зиму койши вместе с сыном хозяина отправляются пасти овец в ущелье. С ними их жены. Берут с собой всякую нужную утварь и пищу. Живут в сайма алачик» [6, с. 187].
Второй вид шалаша состоял только из ууков – купольных реек (жердей). Установка была лёгкой: жерди ставили в круг, нижние концы втыкались в землю, образуя круг, и скреплялись сверху, а чтобы конструкция была прочной, в середину ставили шест, который поддерживал алачык. Следует отметить, что эти виды алачыка специально не изготовляли, а использовали всегда деревянные части из старых отслуживших юрт.
Об алачыке упоминается и в книге «Народы Средней Азии и Казахстана»: «Более распространено было жилище другого типа – алачык, среднее между шалашом и юртой. Его остов составляли жерди от купола юрты, одним концом поставленные на землю, а другим вставленные в обычный обод от юрты. Сверху алачык покрывали одним-двумя большими войлоками. Оба эти типа жилища были характерны для беднейшей части населения и байских пастухов» [7, с. 228].
Существовала у кыргызов жолум үй – небольшая юрта без кереге, которая обычно ставится для пастухов. Б. Алымбаева сообщает: «Для его сооружения были нужны 15–20 жердей тальника, число их зависело oт размера жолум уй, который определялся количеством членов семьи. Для укрепления верха бралась небольшая тонкая палочка, обматывалась волосяной веревкой, и оба конца ее соединялись и связывались тесьмой, в образовавшееся кольцо вставлялись верхние концы жердей, нижние – втыкались в землю по кругу. Жолум уй круглый в плане, покрывали его кошмой» [3, с. 75].
Об этом виде жилища упоминает В.И. Кушелевский, когда рассказывает о памирских кыргызах: «Так называемая юламейка значительно меньше юрты, и она употребляется при перекочевках, а также нашими охотниками. Выгода её состоит в том, что она легче юрты, а потому удобнее перевозится и притом весьма быстро может быть расставлена и собрана» [8, с. 322].
У кыргызов встречался и другой вид жилища – чатыр. Это временное жилище, которое сделано из различных видов покрытий, деревянных опор, а иногда прибито к земле жердями. Вот как описывает чатыр Б. Алымбаева: «Чатыр – жилище временного типа. В нем жили во время полевых работ. Оно состояло из 6–8 наклоненных и прикрепленных к поперечной палке жердей. Остов покрывался домотканым тааром или старой кошмой» [3, с. 74]. Этот вид жилища оберегал летом от жары, а зимой от холода, на юге в нём жили во время полевых работ. В.И. Кушелевский также упоминает его: «Состоятельными туземцами, при жизни в садах, а также русскими употребляются палатки (чадыр). Они чрезвычайно легки, удобно свертываются и навьючиваются на лошадь, быстро снимаются и ставятся, защищают от палящего солнца и дождя, а отчасти и от холода. Палатки делаются двойные: верх одноцветный из ярко-окрашенной бумажной [то есть изготовленной из хлопка] материи (маты), а внутренняя сторона пестрая из полотнищ полосатого тику, пестрой набойки или канаусу, с прошивками, на которые разноцветными нитками или шелком пришиты замысловато вырезанные яркие разноцветные узоры из сукна или шелковой материи» [8, с. 324–325]. Здесь же он отмечает: «Дорожная палатка (юл чадыр) употребляется при путешествиях, на охоте и т.п. Она имеет форму палаток алжирского образца, чрезвычайно легка и дешева» [8, с. 325].
К переносным жилищам бедняков относится еще одно жилище тегирмек или кош. Б. Алымбаева сообщает, что тегирмек «состоял из трех решетчатых стен кереге, обтянутых кошмой или в теплое время года – чиевыми циновками. По форме он напоминал юрту» [3, с. 74], только без сферической крыши. Об этом жилище пишет Н.Л. Зеланд: «Я, впрочем, приобрёл в Нарыне для себя малого образца киргизскую юрту, известную под названием кош. Остов её, как и в больших, состоит из складной решетки, накрывается он кошмами; последние я в Кашгаре еще обшил вторым слоем, ввиду предстоявшего возвращения» [9, с. 16]. О таком сооружении упоминает и С.М. Абрамзон: «кош – временная юрта (маленькая юрта, в которой временно живут рабочие, или юрта, используемая во время дальних перекочевок или [раньше] во время походов)» [10, с. 441]. Об этом же жилище также говорится в книге «Народы Средней Азии и Казахстана»: «Во время дальних перекочевок, а в далеком прошлом и в период военных походов, жилищем служила обычная юрта уменьшенного размера (кош, отоо)» [7, с. 228].
Другим переносным жилищей в равной степени считается и сойломо. Б. Алымбаева отмечает, что: «сойломо зимой была покрыта кошмой, а летом – травой. Она представляла собой две стенки юрты, соединенные в верхней части» [3, с. 74]. Устанавливали такое сооружение при помощи всего двух сборных раздвижных решетчатых стенок кереге, соединяя их только сверху, а затем покрывая войлоком или травой (летом).
Кыргызские табунщики, пастухи, воины и купцы использовали переносное жилище жолум уй. Для установки этого вида жилища использовали ууки (жерди), нижние концы втыкали в землю по кругу, а сверху их прикрепляли к деревянному кругу, который делали, соединяя два конца одной тонкой ивы и получая тем самым кольцо. Размер жилища зависел от количества ууков. В итоге получалось круглое жилище, покрытое войлоком.
У кыргызов существовали, кроме того, юрты большого размера: гостевые, парадные юрты. Они состояли из двенадцати или более раздвижных решетчатых стенок кереге, приближающихся по своим размерам и по достоинству к юрте-ставке. Главным отличием были не только размеры, но и убранство, предназначенные для торжественных случаев.
В XIX в. богатые кыргызы имели отдельную зимнюю юрту – оор уй. Вот как описывает Б. Алымбаева такую юрту: «Зимняя юрта – оор уй обычно состояла из 7–9 или 8–12 решётчатых стенок. Диаметр такой юрты равнялся в среднем 15 м. В ней могло разместиться до 200 человек» [3, с. 70]. Об этом виде сооружений упоминает Н.Л. Зеланд: «Первый ночлег представлял еще нечто среднее по части удобств. Это тоже была войлочная юрта, но большая и плотная, выставленная на дворе аксакала селения Атбаши, находящегося верстах в 45-ти от Нарына, у подошвы северного склона хребта Атъ-баш-тау, в очень высокой (около 7500 фут. над уровн. моря), но тем не менее плодородной долине, которая притом снабжается еловым лесом из ближайших гор» [9, с. 16].
Самой красивой у кыргызов считалась свадебная юрта өргөө. Она отличалась своей белизной, красотой и размерами, её еще называли «белым домом». В древности и средневековье в өргөө жили баи, бии и манапы, проводили различные торжества и переговоры, то есть она служила и дворцом, и резиденцией. Элементы её убранства изготовляли известные мастерицы, а деревянный остов – лучшие мастера; она состояла из 8–20 решётчатых стенок. Об этом жилище подробно рассказывает Ф.А. Фиельструп: «К этому дню готовят отдельную юрту (өргө)» [6, с. 38].
Основная масса кыргызского народа пользовалась юртами более скромными по своим размерам и внутреннему убранству. Такие юрты во многих районах Кыргызстана на протяжении XIX в. были единственным видом жилища. Юрта средних слоев населения не превышала шести решеток, а бедноты – и того меньше; их войлочные покрытия чаще всего были из серого войлока, более дешевого и доступного. Такие юрты бытовали во многих районах Кыргызстана на протяжении XIX в.
Различия юрт, определяемые социальным положением людей, учитывались также при расположении аила на сезонных пастбищах: из общей массы выделялись юрты богатых, то есть расположение юрт в ауле носило резко выраженный социальный характер. Это происходило начиная с периода объединения племен в раннем средневековье, о чём свидетельствуют страницы кыргызского эпоса [11, с. 48].
Можно заметить круговое расположение юрт с большой юртой в центре. Выражение «большая юрта», во-первых, определяло ее принадлежность богатому владельцу, а владельца – к богатому сословию, а во-вторых, подчеркивало его особое социальное положение. Подобное расположение юрт наблюдалось в любом ауле, где они группировались вокруг юрты богатого и знатного хозяина. С приходом на жайлоо (летнее пастбище) кочевники разбивались на мелкие аилы, числом не менее 4–5, но не более 10–15 юрт.
Заключение
Таким образом, в жизни дореволюционных кыргызов бытовали следующие типы переносных жилищ: юрта и жолум, үй, өргөө, сайма алачык, алачык, чатыр. Жилища отличаются не только конструкцией, но и убранством.
Различия юрт, определяемые социальным положением людей, учитывались также при расположении аила на сезонных пастбищах: из общей массы выделялись юрты богатых, то есть расположение юрт в ауле носило резко выраженный социальный и имущественный характер. Это происходило начиная с периода объединения племен в раннем средневековье.
Не все виды традиционных жилищ сохранились в быту к настоящему времени. Сейчас юрта употребляется как летнее жилище, её ставят во время торжеств, таких как той (пир, свадьба), и в дни печали: так, именно из юрты выносят покойника в последний путь.
Интерьер юрты сохраняет традиционные черты; предметы, входящие в него, являются эталонами прикладного искусства кыргызского народа. Сегодня юрта широко используется в культурной и туристической сфере.