Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, наряду с предметными результатами обучения, предполагает овладение младшими школьниками личностными и метапредметными результатами. На достижение указанных результатов наряду с учебный планом направлен план внеурочной работы, обеспечивающий учет субъективных потребностей школьников с учетом их личных особенностей. Статус обязательности плана внеурочной деятельности подчеркивает его важность при реализации образовательных программ начального общего образования. Кроме того, в научных работах, предметом которых является организация внеурочной деятельности, также отмечается значимость внеурочной деятельности и ее положительное влияние на формирование познавательной и интеллектуальной активности, интерес к учебным предметам и познавательный интерес, а также мотивацию младших школьников к учебной деятельности.
Цель исследования – теоретическое обоснование внеурочной деятельности в контексте интегративного подхода к ее организации в начальной школе.
Материалы и методы исследования
Материалы и методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы; анализ пособий по организации внеурочной деятельности для начальной школы, методических рекомендаций для учителей.
Результаты исследования и их обсуждение
Внеурочная деятельность для образовательных организаций всегда была неотъемлемой частью исполняемых ими функций. Анализ литературы позволяет выделить три этапа развития внеурочной деятельности в отечественном образовании:
1. I этап (до 1917 г.). На этом этапе возникло понятие «внешкольная работа». Это этап основания сети самостоятельных учреждений внешкольного образования «частной и общественной инициативы».
2. II этап (1917–2010 гг.) На данном этапе происходило совершенствование форм внешкольной, внеклассной, внеурочной деятельности учащихся в образовательных организациях; создавались государственные модели внешкольной и внеклассной работы, в основе развития которых лежал принцип массовости и широкого привлечения к этой деятельности всех учеников; ростом научных исследований, описывающих содержание данной работы, установление ее приемлемых задач, технологий, форм реализации.
3. III этап (с 2010 г.). В этот период возникли современные модели организации внеурочной деятельности. Особенность этого этапа связана с созданием в рамках системно-деятельностной образовательной модели современного целеполагания, деятельностных подходов к организации урочной и внеурочной деятельности учащихся [1].
Анализ этапов развития внеурочной деятельности, представленных в научной литературе, позволяет предположить, что внеурочная деятельность практически всегда не только находилась в поле государственного регулирования и зависела от идеологии и субъективных потребностей общества, но и претерпевала значительные изменения в своей сущности, содержании, моделях и способах организации.
В настоящее время среди исследователей отсутствует единство в определении понятия «внеурочная деятельность».
По мнению Н.И. Астаховой, Л.Н., Гиенко, Л.Г. Куликовой, А.В. Маланичевой, Г.П. Трофимовой, М.П. Тыриной, Е.А. Шаталовой, «внеурочная деятельность – это образовательная активность, которая выходит за рамки урока (учебного занятия) и может проходить вне класса, но направлена на содержание материала, заложенного в основной образовательной программе» [2, с. 7].
О.В. Лингевич пишет, что внеурочная деятельность – это последовательная и целенаправленная образовательно-воспитательная деятельность, реализующаяся в формах, в большинстве своем отличных от классно-урочных, и ориентированная на многогранное выявление индивидуальных способностей учащихся, формирование интереса к различным видам деятельности, развития навыков самоорганизации свободного времени. Автор подчеркивает, что ключевой особенностью внеурочной деятельности является ее способность к совершенствованию навыков групповой работы [1].
И.Н. Разливинских, Н.М. Жданова формулируют следующую основную цель внеурочной деятельности – «организация определенных условий для осуществления учащимися своих потребностей, интересов, способностей в познавательной, социальной и культурной областях, которые нельзя реализовать в процессе учебных занятий и в рамках основных образовательных предметов» [3].
Осмысление научной литературы и нормативных документов, посвященных внеурочной деятельности, позволило сформулировать основные задачи, на решение которых она направлена:
− обеспечение успешной адаптации ребенка в школе, усовершенствование условий, необходимых для развития ребенка, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, в том числе оптимизации учебной нагрузки;
− успешное овладение личностными и метапредметными результатами обучения путем расширения общекультурного кругозора, воспитание моральных, духовных, эстетических ценностей;
− оказание содействия в определении способностей к тем или иным видам деятельности (спортивной, научно-технической, творческой, общественной и др.), введение в них и поддержка в ее осуществлении;
− создание и организация пространства для межвозрастных и межличностных коммуникаций.
Обобщив работы Т.А. Поскребышевой, Н.И. Астаховой, Л.Н., Гиенко, Л.Г. Куликовой, А.В. Маланичевой, Г.П. Трофимовой, М.П. Тыриной, Е.А. Шаталовой, авторы сформулировали следующие принципы внеурочной деятельности:
1. Формирование и развитие субъектной позиции акторов образовательного процесса. Реализация данного принципа предполагает использование в качестве основного средства формирования и развития субъектной позиции самоуправление деятельностью, а также создание и учет необходимых условий для становления индивидуально-личностных качеств всех субъектов образовательных отношений.
2. Выстраивание социальных связей субъекта образовательного процесса. Выполнение указанного принципа направлено на устранение имеющейся замкнутости и ограниченности круга общения и социальной среды, в которой растет и формируется личность ребенка. Это связано с тем, что внеурочная деятельность открывает широкие возможности для установления социальных контактов для всех участников образовательных отношений, так как предполагает расширение социальных связей учеников и учителей.
3. Совершенствование навыков совместной деятельности в различных по своему составу и возрасту группах.
4. Создание и развитие системы социального партнерства между образовательными организациями общего и дополнительного образования, возможность создания смешанных групп, включающих в себя детей из различных учреждений.
5. Возникновение и развитие особой среды, позволяющей успешно решать инновационные задачи современного образования школьников, направленной на формирование личностных и метапредметных результатов обучения, средствами предметных знаний.
В нормативных документах определены типы организационных моделей внеурочной деятельности [4]:
1. Модель дополнительного образования. В основе данной модели лежит широкое использование возможностей самой образовательной организации как источника реализации внеурочных курсов, а также описанный ранее принцип создания и развития системы социального партнерства между образовательными организациями общего и дополнительного образования.
2. Модель «школы полного дня». Реализация данной модели предполагает создание организационно-педагогических условий для ежедневного полнодневного пребывания в школе обучающихся. Полноценное введение данной модели в настоящее время представляется весьма затруднительным в связи с явной чрезмерной загруженностью образовательных организаций и наличия второй смены.
3. Оптимизационная модель. Данная модель предполагает включение всех педагогов образовательной организации в реализацию внеурочных курсов с целью повышения эффективности имеющихся внутренних ресурсов образовательного учреждения.
4. Инновационно-образовательная модель. Реализация указанной модели построена на инновационном опыте образовательной организации, имеющей статус муниципальной/региональной/федеральной опорной/пилотной/экспериментальной площадки.
Классификация форм внеурочной деятельности
Анализ литературы позволяет сделать вывод о многообразии классификаций форм внеурочной деятельности, однако за образовательными организациями, согласно действующему законодательству, зафиксировано право самостоятельно определять формы организации внеурочной деятельности. Обобщенная классификация форм внеурочной деятельности представлена на рисунке [5, 6].
Особое значение имеет внеурочная деятельность при реализации образовательных программ начального общего образования.
О.В. Гаврилина обращает внимание, что «внеурочная деятельность является благоприятной средой для формирования познавательной активности у младших школьников, так как внеурочная деятельность не ограничивается жесткими рамками, не всегда имеет оценочную шкалу и дает больше свободы учащимся, чем урочная деятельность» [7].
Н.М. Малмыгина пишет, что внеурочная деятельность может способствовать повышению мотивации младших школьников к учебной деятельности. В своих работах она подчеркивает: «Внеурочная деятельность имеет значительное общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Она формирует не только творческую активность, самостоятельность, дает выход творческой энергии, фантазии и инициативе учащихся, но и является логическим продолжением учебной работы» [8].
С.А. Щипцова обращает внимание на «неограниченные потенциалы для повышения познавательного интереса учащихся, обеспечивая умственное развитие каждого ребенка в ходе использования игровых и развивающих технологий во внеурочной деятельности» [9].
Проанализировав и обобщив представленные в научных работах функции внеурочной деятельности, мы выделяем следующие ее функции [10]:
1) аксиологическая функция. Под данной функцией мы понимаем такие ценностные ориентиры внеурочной деятельности, которые не только имеют значение для современного образования, но и будут актуальны и востребованы в будущем;
2) социализирующая функция – позволяет создавать и развивать новые связи среди обучающихся в школьном сообществе;
3) функция самореализации и формирования успешности ребенка – предполагает удовлетворение потребностей обучающихся в самореализации и самоутверждении. Зачастую академически неуспешные школьники демонстрируют достаточно высокие результаты во внеурочной деятельности;
4) образовательно-развивающая функция – направлена на углубление и расширение предметных знаний (предметные результаты обучения) и развитие индивидуальных особенностей школьника;
5) воспитательная – направлена на формирование личностных результатов обучения;
6) интегративная – предполагает создание единого поля урочной и внеурочной деятельности, направленного на достижение образовательных результатов;
7) мотивационная – позволяет повысить мотивацию у школьников к изучению тех или иных предметов.
С сентября 2022 г. значительная часть школ приступила к реализации основных образовательных программ, созданных на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования, разработанной для нового ФГОС НОО. Данный документ предусматривает несколько иные, отличные от уже реализуемых в рамках предыдущего стандарта, направления организации внеурочной деятельности, дополняя и расширяя их новыми направлениями и включает в себя: спортивно-оздоровительную деятельность; коммуникативную деятельность; деятельность, направленную на формирование информационной культуры; проектно-исследовательскую деятельность; художественно-эстетическую деятельность; интеллектуальные марафоны; деятельность, направленную на реализацию возможностей зоны ближайшего развития.
Анализ рекомендуемых к реализации примерных видов внеурочной деятельности позволяет сделать вывод о том, что данный вид деятельности направлен на реализацию персонализированной траектории развития обучающегося и должен быть полностью интегрирован в учебный процесс. Данное соображение подтверждает осмысление сущности и содержания интегративного подхода к организации внеурочной деятельности, освещенного в работах Т.И. Шабановой, И.А. Рудаковой, Е.И. Кристининой, Т.В. Машаровой, Э.С. Радачинской и др.
Необходимо отметить, что интегративный подход не является инновационным для педагогики. Анализ научной литературы позволяет сделать вывод том, что конкретные идеи о необходимости интегрированного обучения возникли еще в XVII в. Рассматривая разные аспекты интегративного подхода в образовании, ученые сходятся во мнении, что данный подход позволяет эффективно развивать мотивационную и интеллектуальную сферу обучающихся, формируя научную картину мира. Наиболее перспективным в русле данного подхода видится следующая интеграция, составленная на основе дидактических связок, предложенных Т.И. Шабановой и И.А. Рудаковой [11], и предусматривающая интеграцию урока и внеурочной деятельности на регулярной основе (курсы внеурочной деятельности); урока и внеурочной деятельности на нерегулярной основе (клуб, проект, экскурсия, общественно полезная практика и др.). Очевидно, что наличие такой связи позволит улучшить образовательные результаты младших школьников.
Заключение
Таким образом, внеурочная деятельность младших школьников, реализуемая в русле интегративного подхода, является неотъемлемой частью учебного процесса, влияет на развитие познавательного интереса, интеллектуальной активности, познавательной самостоятельности и является одним из ресурсов формирования персонализированной траектории обучения.