Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

EXTRACURRICULAR ACTIVITIES OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS IN THE CONTEXT OF AN INTEGRATIVE APPROACH

Grezina I.B. 1 Karpechenko A.S. 2 Shesternina E.A. 2
1 Secondary school No. 15
2 Tsiolkovsky Kaluga State University
The process of implementing the updated standards implemented at the level of primary general education has begun, putting emphasis on the importance of extracurricular activities. At the moment, there is no unity among researchers in the definition of the concept of “extracurricular activities”. However, in their research, scientists formulate goals and objectives of extracurricular activities that are similar in meaning. The analysis of the works devoted to the problem of the organization of extracurricular activities allows us to identify the following stages of its development in domestic education: pre-revolutionary, Soviet and modern. Extracurricular activities perform a number of functions (axiological, socializing, the function of self-realization and the formation of a child’s success, educational-developing, educational, integrative, motivational) and are implemented taking into account the principles (formation and development of the subjective position of the actors of the educational process, building social ties, improving the skills of joint activity in groups of different composition and age, creating and the development of a system of social partnership between general and additional education, the emergence and development of an innovative environment). The analysis of the directions of extracurricular activities leads to the idea of the need for its mandatory integration with educational activities in order to build a personalized learning trajectory for each student in the context of an integrative approach.
extracurricular activities
forms of organization
integrative approach to the organization of extracurricular activities

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, наряду с предметными результатами обучения, предполагает овладение младшими школьниками личностными и метапредметными результатами. На достижение указанных результатов наряду с учебный планом направлен план внеурочной работы, обеспечивающий учет субъективных потребностей школьников с учетом их личных особенностей. Статус обязательности плана внеурочной деятельности подчеркивает его важность при реализации образовательных программ начального общего образования. Кроме того, в научных работах, предметом которых является организация внеурочной деятельности, также отмечается значимость внеурочной деятельности и ее положительное влияние на формирование познавательной и интеллектуальной активности, интерес к учебным предметам и познавательный интерес, а также мотивацию младших школьников к учебной деятельности.

Цель исследования – теоретическое обоснование внеурочной деятельности в контексте интегративного подхода к ее организации в начальной школе.

Материалы и методы исследования

Материалы и методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы; анализ пособий по организации внеурочной деятельности для начальной школы, методических рекомендаций для учителей.

Результаты исследования и их обсуждение

Внеурочная деятельность для образовательных организаций всегда была неотъемлемой частью исполняемых ими функций. Анализ литературы позволяет выделить три этапа развития внеурочной деятельности в отечественном образовании:

1. I этап (до 1917 г.). На этом этапе возникло понятие «внешкольная работа». Это этап основания сети самостоятельных учреждений внешкольного образования «частной и общественной инициативы».

2. II этап (1917–2010 гг.) На данном этапе происходило совершенствование форм внешкольной, внеклассной, внеурочной деятельности учащихся в образовательных организациях; создавались государственные модели внешкольной и внеклассной работы, в основе развития которых лежал принцип массовости и широкого привлечения к этой деятельности всех учеников; ростом научных исследований, описывающих содержание данной работы, установление ее приемлемых задач, технологий, форм реализации.

3. III этап (с 2010 г.). В этот период возникли современные модели организации внеурочной деятельности. Особенность этого этапа связана с созданием в рамках системно-деятельностной образовательной модели современного целеполагания, деятельностных подходов к организации урочной и внеурочной деятельности учащихся [1].

Анализ этапов развития внеурочной деятельности, представленных в научной литературе, позволяет предположить, что внеурочная деятельность практически всегда не только находилась в поле государственного регулирования и зависела от идеологии и субъективных потребностей общества, но и претерпевала значительные изменения в своей сущности, содержании, моделях и способах организации.

В настоящее время среди исследователей отсутствует единство в определении понятия «внеурочная деятельность».

По мнению Н.И. Астаховой, Л.Н., Гиенко, Л.Г. Куликовой, А.В. Маланичевой, Г.П. Трофимовой, М.П. Тыриной, Е.А. Шаталовой, «внеурочная деятельность – это образовательная активность, которая выходит за рамки урока (учебного занятия) и может проходить вне класса, но направлена на содержание материала, заложенного в основной образовательной программе» [2, с. 7].

О.В. Лингевич пишет, что внеурочная деятельность – это последовательная и целенаправленная образовательно-воспитательная деятельность, реализующаяся в формах, в большинстве своем отличных от классно-урочных, и ориентированная на многогранное выявление индивидуальных способностей учащихся, формирование интереса к различным видам деятельности, развития навыков самоорганизации свободного времени. Автор подчеркивает, что ключевой особенностью внеурочной деятельности является ее способность к совершенствованию навыков групповой работы [1].

И.Н. Разливинских, Н.М. Жданова формулируют следующую основную цель внеурочной деятельности – «организация определенных условий для осуществления учащимися своих потребностей, интересов, способностей в познавательной, социальной и культурной областях, которые нельзя реализовать в процессе учебных занятий и в рамках основных образовательных предметов» [3].

Осмысление научной литературы и нормативных документов, посвященных внеурочной деятельности, позволило сформулировать основные задачи, на решение которых она направлена:

− обеспечение успешной адаптации ребенка в школе, усовершенствование условий, необходимых для развития ребенка, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, в том числе оптимизации учебной нагрузки;

− успешное овладение личностными и метапредметными результатами обучения путем расширения общекультурного кругозора, воспитание моральных, духовных, эстетических ценностей;

− оказание содействия в определении способностей к тем или иным видам деятельности (спортивной, научно-технической, творческой, общественной и др.), введение в них и поддержка в ее осуществлении;

− создание и организация пространства для межвозрастных и межличностных коммуникаций.

Обобщив работы Т.А. Поскребышевой, Н.И. Астаховой, Л.Н., Гиенко, Л.Г. Куликовой, А.В. Маланичевой, Г.П. Трофимовой, М.П. Тыриной, Е.А. Шаталовой, авторы сформулировали следующие принципы внеурочной деятельности:

1. Формирование и развитие субъектной позиции акторов образовательного процесса. Реализация данного принципа предполагает использование в качестве основного средства формирования и развития субъектной позиции самоуправление деятельностью, а также создание и учет необходимых условий для становления индивидуально-личностных качеств всех субъектов образовательных отношений.

2. Выстраивание социальных связей субъекта образовательного процесса. Выполнение указанного принципа направлено на устранение имеющейся замкнутости и ограниченности круга общения и социальной среды, в которой растет и формируется личность ребенка. Это связано с тем, что внеурочная деятельность открывает широкие возможности для установления социальных контактов для всех участников образовательных отношений, так как предполагает расширение социальных связей учеников и учителей.

3. Совершенствование навыков совместной деятельности в различных по своему составу и возрасту группах.

4. Создание и развитие системы социального партнерства между образовательными организациями общего и дополнительного образования, возможность создания смешанных групп, включающих в себя детей из различных учреждений.

5. Возникновение и развитие особой среды, позволяющей успешно решать инновационные задачи современного образования школьников, направленной на формирование личностных и метапредметных результатов обучения, средствами предметных знаний.

В нормативных документах определены типы организационных моделей внеурочной деятельности [4]:

1. Модель дополнительного образования. В основе данной модели лежит широкое использование возможностей самой образовательной организации как источника реализации внеурочных курсов, а также описанный ранее принцип создания и развития системы социального партнерства между образовательными организациями общего и дополнительного образования.

2. Модель «школы полного дня». Реализация данной модели предполагает создание организационно-педагогических условий для ежедневного полнодневного пребывания в школе обучающихся. Полноценное введение данной модели в настоящее время представляется весьма затруднительным в связи с явной чрезмерной загруженностью образовательных организаций и наличия второй смены.

3. Оптимизационная модель. Данная модель предполагает включение всех педагогов образовательной организации в реализацию внеурочных курсов с целью повышения эффективности имеющихся внутренних ресурсов образовательного учреждения.

4. Инновационно-образовательная модель. Реализация указанной модели построена на инновационном опыте образовательной организации, имеющей статус муниципальной/региональной/федеральной опорной/пилотной/экспериментальной площадки.

missing image file

Классификация форм внеурочной деятельности

Анализ литературы позволяет сделать вывод о многообразии классификаций форм внеурочной деятельности, однако за образовательными организациями, согласно действующему законодательству, зафиксировано право самостоятельно определять формы организации внеурочной деятельности. Обобщенная классификация форм внеурочной деятельности представлена на рисунке [5, 6].

Особое значение имеет внеурочная деятельность при реализации образовательных программ начального общего образования.

О.В. Гаврилина обращает внимание, что «внеурочная деятельность является благоприятной средой для формирования познавательной активности у младших школьников, так как внеурочная деятельность не ограничивается жесткими рамками, не всегда имеет оценочную шкалу и дает больше свободы учащимся, чем урочная деятельность» [7].

Н.М. Малмыгина пишет, что внеурочная деятельность может способствовать повышению мотивации младших школьников к учебной деятельности. В своих работах она подчеркивает: «Внеурочная деятельность имеет значительное общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Она формирует не только творческую активность, самостоятельность, дает выход творческой энергии, фантазии и инициативе учащихся, но и является логическим продолжением учебной работы» [8].

С.А. Щипцова обращает внимание на «неограниченные потенциалы для повышения познавательного интереса учащихся, обеспечивая умственное развитие каждого ребенка в ходе использования игровых и развивающих технологий во внеурочной деятельности» [9].

Проанализировав и обобщив представленные в научных работах функции внеурочной деятельности, мы выделяем следующие ее функции [10]:

1) аксиологическая функция. Под данной функцией мы понимаем такие ценностные ориентиры внеурочной деятельности, которые не только имеют значение для современного образования, но и будут актуальны и востребованы в будущем;

2) социализирующая функция – позволяет создавать и развивать новые связи среди обучающихся в школьном сообществе;

3) функция самореализации и формирования успешности ребенка – предполагает удовлетворение потребностей обучающихся в самореализации и самоутверждении. Зачастую академически неуспешные школьники демонстрируют достаточно высокие результаты во внеурочной деятельности;

4) образовательно-развивающая функция – направлена на углубление и расширение предметных знаний (предметные результаты обучения) и развитие индивидуальных особенностей школьника;

5) воспитательная – направлена на формирование личностных результатов обучения;

6) интегративная – предполагает создание единого поля урочной и внеурочной деятельности, направленного на достижение образовательных результатов;

7) мотивационная – позволяет повысить мотивацию у школьников к изучению тех или иных предметов.

С сентября 2022 г. значительная часть школ приступила к реализации основных образовательных программ, созданных на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования, разработанной для нового ФГОС НОО. Данный документ предусматривает несколько иные, отличные от уже реализуемых в рамках предыдущего стандарта, направления организации внеурочной деятельности, дополняя и расширяя их новыми направлениями и включает в себя: спортивно-оздоровительную деятельность; коммуникативную деятельность; деятельность, направленную на формирование информационной культуры; проектно-исследовательскую деятельность; художественно-эстетическую деятельность; интеллектуальные марафоны; деятельность, направленную на реализацию возможностей зоны ближайшего развития.

Анализ рекомендуемых к реализации примерных видов внеурочной деятельности позволяет сделать вывод о том, что данный вид деятельности направлен на реализацию персонализированной траектории развития обучающегося и должен быть полностью интегрирован в учебный процесс. Данное соображение подтверждает осмысление сущности и содержания интегративного подхода к организации внеурочной деятельности, освещенного в работах Т.И. Шабановой, И.А. Рудаковой, Е.И. Кристининой, Т.В. Машаровой, Э.С. Радачинской и др.

Необходимо отметить, что интегративный подход не является инновационным для педагогики. Анализ научной литературы позволяет сделать вывод том, что конкретные идеи о необходимости интегрированного обучения возникли еще в XVII в. Рассматривая разные аспекты интегративного подхода в образовании, ученые сходятся во мнении, что данный подход позволяет эффективно развивать мотивационную и интеллектуальную сферу обучающихся, формируя научную картину мира. Наиболее перспективным в русле данного подхода видится следующая интеграция, составленная на основе дидактических связок, предложенных Т.И. Шабановой и И.А. Рудаковой [11], и предусматривающая интеграцию урока и внеурочной деятельности на регулярной основе (курсы внеурочной деятельности); урока и внеурочной деятельности на нерегулярной основе (клуб, проект, экскурсия, общественно полезная практика и др.). Очевидно, что наличие такой связи позволит улучшить образовательные результаты младших школьников.

Заключение

Таким образом, внеурочная деятельность младших школьников, реализуемая в русле интегративного подхода, является неотъемлемой частью учебного процесса, влияет на развитие познавательного интереса, интеллектуальной активности, познавательной самостоятельности и является одним из ресурсов формирования персонализированной траектории обучения.